А в катакомбе Агнии мы находим изображение Богоматери с предвечным Младенцем. Пресвятая Богородица нарисована здесь в виде молодой женщины, сидящей с распростёртыми руками, а на Её коленях Младенец – Иисус Христос. По бокам изображение букв «X. Р.», т.е. Христос. Это изображение относится тоже ко второму веку. Множество имеется изображений, относящихся и к третьему веку, но мы их перечислять не будем, ибо сила доказательства не в этом; достаточно и вышеприведённых, чтобы утвердительно ответить на вопрос – был ли Христос? Пусть неверующие в существование Иисуса Христа сами походят по катакомбам, изучат их, вникнут в дух той эпохи, которая создавала эти подземелья, и они тогда не станут отрицать существование Христа, ибо каждая стена, комната и коридор катакомб свидетельствуют о том, что христиане не только были убеждены в том, что Иисус Христос жил, но и всем своим существом чувствовали Его Божество и благодетельные дары Его голгофской смерти. Есть ещё и другой памятник, не менее красноречивый и убедительный, о котором можно сказать лишь: «Прииди и виждь». Это Святая земля – Палестина. Здесь чуть ли не каждое селение чем-либо напоминает Великого Учителя, Мессию и Спасителя. Здесь Вифлеем – колыбель христианства, с пещерой, в которой родился Христос и яслями, в которые Он был положен. Латинская надпись золотыми буквами, врезанными в пол, гласит: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Громадное количество лампад задумчиво, тихо, усердно и робко горит в этом мировом святилище. Здесь небо, раскрывшееся для сонма ангелов, с умиляющей вестью освобождения и счастья; здесь пастухи, пришедшие на поклонение к яслям. Здесь с безграничным усердием склоняющиеся перед Младенцем волхвы со своими сокровищами. Здесь с грубой соломы улыбающийся миру Божественный Младенец – Иисус, со взором, сулящим прощение, успокоение, блаженство... А вот Иордан, святая река, в которой Господь Иисус погрузил Своё Божественное тело, приняв от Иоанна крещение. Неширокая и неглубокая, с мягкими берегами, поросшими лесом, она нам вещает и о грозном проповеднике покаяния – Иоанне и о Том, Кого этот пророк наименовал «Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира» ( Иоан. 1, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Во 2-й пол. X-XI в. правила в отношении вручения П. фактически перестали соблюдаться (см., напр.: Liutpr. Crem. Relatio de legatione Constantinopolitana. 62//CCCM. 156. P. 215). Мн. митрополиты и архиепископы стремились передать П. своему преемнику. Клюнийский аббат св. Одилон , получив в 1031 г. от папы Иоанна XIX П., но отказавшись занимать Лионскую кафедру, оставил П. у себя, пообещав передать его более достойному кандидату ( Rodulf. Glab. Hist. V 4. 21; реакция на отказ Иоанна XIX: Jaff é . RPR. N 4095; PL. 141. Col. 1150-1151). Согласно Хронике Гуго из Флавиньи, этот П. хранился у клюнийцев по крайней мере до кон. XI в. (MGH. SS. Scr. Bd. 8. S. 403). В X-XI вв. увеличилось число дней в году, в к-рые можно было носить П. (см., напр.: Zimmermann H., bearb. Papsturkunden, 896-1046. W., 1984. Bd. 1. S. 263): добавились октава Рождества Христова, Епифания, Великий четверг (на мессе при освящении хризмы), Великая суббота, Светлый понедельник, Вознесение, Пятидесятница, Пурификация (Сретение) и Рождество Девы Марии (позже - Благовещение и большие праздники (памяти св. Стефана (26 дек.), Всех святых (1 нояб.), арх. Михаила (29 сент.), св. Мартина Турского (11 нояб.))). Только в период григорианской реформы папы, опираясь на постановления Иоанна VIII, начали восстанавливать каноническую практику дарования П., к-рая стала действенным инструментом в продвижении реформы: тех, кто не соответствовали требованиям, лишали П.; для воздействия на непокорных активно раздавали П. их суффраганам и т. д. При папе Пасхалии II исповедание веры было заменено клятвой верности папе ( Jaffé . RPR. N 6570; PL. 163. Col. 428-430). В папских документах и каноническом праве XII-XIII вв. П. описывается уже как символ полноты епископской власти (plenitudo pontificalis officii). Если папа получал полноту власти через выборы, то митрополиты и архиепископы - через получение П. (т. о. они соучаствуют в пастырской власти папы). В период Авиньонского пленения на нек-рое время прямая связь П. с Римом и гробницей ап. Петра прервалась. С XV в. известен обычай, сохраняющийся до наст. времени, благословлять агнцев, из шерсти к-рых будут изготовлены П., в рим. базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (на память св. Агнии (21 янв.)). Благословение совершает генеральный аббат Конгрегации латеранских каноников. При этом агнцев традиционно выращивают в траппистском аббатстве Тре-Фонтане (ныне в пределах Рима). Новые П. благословляются на вигилии в праздник апостолов Петра и Павла (29 июня), а затем хранятся в серебряном ящике в confessio Ватиканской базилики (постановление папы Бенедикта XIV, 12 авг. 1748). Кодекс канонического права 1917 г. предписывал погребать П. вместе с его умершим носителем (канон 279).

http://pravenc.ru/text/2578749.html

Божество же не в камне обитает, а имеет престолом небо, и не в меди обитает, или какой-либо более ценной вещи, а в вышнем царствии, будучи прославляемо и почитаемо всяким созданием. Ты же и подобные тебе, если не обратитесь от идолослужения к Истинному Богу, то вместе с богами твоими, которые отливаются ваятелями в огне и в огне растаивают, будете мучиться в вечном огне. Начальник области сильно разгневался, повелел обнажить святую и вести ее нагую в непотребный дом, а глашатай должен был восклицать: – Агния, нечестивая дева, похулившая богов, ведется в непотребный дом, как блудница. Но в то время, как святая девица была обнажена для поругания, Бог не оставил ее в ее уповании и не допустил посмеяния и посрамления невесты Своей. По Божью изволению, у нее выросли немедленно столь длинные волосы на голове, что покрыли все тело ее, как какая-либо плотная одежда, и никто не мог видеть наготы ее. Когда она вошла в дом блудниц, то увидела Ангела Божьего, готового охранять ее девическую чистоту, который покрыл ее таким несказанным блистающим сиянием, что, по причине сильного блеска, не могли взирать на нее глаза бесстыдных и нечестивых юношей. Вся комната та заблистала светом подобно солнцу, сияющему во всей своей красе, и когда кто-либо пытался посмотреть на нее любопытным оком, тотчас сильно помрачались глаза его от незримой, по причине того света, святой. Когда же девица начала молиться, то увидела пред собою белую одежду, сотканную не человеческими, но ангельскими руками. Одевшись в нее и увидев себя одетою сообразно своему возрасту, святая произнесла: – Благодарю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе, что Ты, включая меня в число рабынь Твоих, даровал мне эту одежду! Тогда дом греховный стал домом молитвы, место бесовских потех стало селением славы Божьей, нечистый дом блудниц стал великолепным чертогом, где невеста Христова с явившимся ей Ангелом прославляла и воспевала Бога. Приходили сюда многие, развращенные умом и воспламененные страстью, но убоявшись славы, окружавшей девицу, и видя Божественную силу, защищавшую ее девство, становились целомудренными и, поклонившись, уходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Священные изображения употребляются в Церкви Христовой с самых ранних времен. Согласно древнецерковному преданию, первой христианской иконой был нерукотворенный образ Спасителя, отпечатленный непосредственно Самим Господом Иисусом Христом на «убрусе», или полотенце, и посланный Им эдесскому князю Авгарю. Подобное же предание считает одним из первых иконописцев святого евангелиста Луку, который, имея дар живописца, написал несколько икон Божией Матери, которые потом благоговейно передавались из рода в род. Одной из этих икон является та, которая известна в России под именем «Владимирской». От II-ro и III-ro веков осталось в катакомбах немало священных изображений. Чтобы не привлекать ясными иконописными образами внимание язычников, христиане в эпоху гонений заменяли их символическими и аллегорическими изображениями. Наиболее распространенными из них были изображения Спасителя под видом доброго пастыря (сравн.: Ин. 10, 11 ), несущего на своих плечах овцу, под видом рыбы, металлическое изображение которой носили на шее вместо креста; под видом Агнца, ибо Он взял на Себя грехи мира (см. Ин. 1, 29, 36 ; сравн.: Ис. 53, 7 ). Рыба, в частности, служила образом Христа потому, что в греческом наименовании ее «ИХФИС» находятся первые буквы греческих пяти слов («Иисус», «Христос», «Феу», «Ийос», «Сотир»), на русском языке означающих: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Рыба служила, в то же время, символом Христа, крещающего водою и дающего плоть Свою в пищу, т.е. напоминала о таинствах крещения и причащения. В катакомбах открыты также изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, образ благовещения Пресвятой Девы Марии, многочисленные изображения ветхозаветных праведников и библейских событий (Авраама, Моисея, пророка Илии, пророков Ионы, Даниила) и новозаветных святых (св. Иоанна Предтечи, св. Иосифа Обручника, св. мученицы Агнии и др.). Все эти изображения имели религиозное значение и не были лишь простыми украшениями: они находились в тех местах, куда христиане собирались для совершения богослужения и для принесения бескровной евхаристической жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Исследования. Butler С. The Lausiac History of Palladius. Cambridge, 1898. P. 77−96; Baumstark. S. 92−93; DraguetR. Butleriana. Mus. 68 (1955). P. 239−258. Неизданными остаются восемь аскетических трактатов Марка Пустынника, которые также известны по-гречески. Как кажется, неизвестным по-гречески является сохранившийся на сирийском языке трактат о степенях духовной жизни, который иногда также приписывается Иоанну Ликопольскому. Исследования. Baumstark. S. 91−92; Khalife I. A. Les Traductions arabes de M. 1 . Mél. Univ. Jos. 28 (1949−50). P. 115−25. § 173. Агиографические и юридические сочинения Греческие мартирологии. По-сирийски сохранились переводы следующих мученических актов: сорока мучеников Севастийских, св. Космы и Дамиана, св. Киприана и Иустины, св. Панталеона с дружиной, и, в различных версиях, св. Софии с дочерьми Верой и Любовью, св. Вавилы Антиохийского, св. семи мучеников Самосатских, св. Агнии Римской, св. Элевферия, св. Анфии и Корребора, св. Феодора и Дидима из Александрии (не изданы), св. Филимона, Хоравлы, Аполлония чтеца, некоего префекта и четырех протекторов (не изданы), св. Пафнутия Египтянина, св. Аполлония, Филимона, Ариана и четырех протекторов (не издано), св. Левкия, Фирса и Каллиника, св. Феодула и Агафона из Фессалоники, св. Феодоты, бывшей блудницы из Филипп, св. Феодоты и ее сыновей из Никеи (не изданы), св. Маманта Каппадокийца, св. Фоки из Синопа (не изданы), св. Лукиана и Маркиана, св. Викторина, Виктора и Никифора, св. Марии, св. Крескента, св. Диоскора (не изданы), св. Сергия и Вакха, св. Петра Александрийского , св. Андромеды, девы Иерусалимской, жизнеописание св. Григория Чудотворца , греческий текст которого утрачен. К ним присоединяется «Страдание св. Диоскора». Издания. О неизданных см.: Baumstark. S. 93−95. Все прочие изданы в: Bedjan Ρ Acta Martyrm et Sanctorum, кроме следующих: св. Маманта: van den Gheyn. Acta Sanctorum Martyrm aramaice Bruxelles, 1890; св. Марии: Smith Lems A. Studia Sinaitica 9. P. 111−22; св. Андромеды: Assermani. ASM. P. 68−121 ; св. Диоскора: Tisseront E. AB 39 (1921). P. 333−344.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

147. К девам (Из жизни святой мученицы Агнии. Чет. Мин. янв. 21) К вам ныне, девы, посвятившие себя Господу, будет слово наше, и это слово должно быть для вас словом отрады и утешения; ибо мы ныне самым делом покажем вам, что девы, свято здесь на земле пожившие, получают от Бога великую награду на небесах и поселяются в Небесном Царствии Его вкупе со святыми же подругами своими и с Ангелами небесными. Этим же самым, конечно, думаем и уверить вас в том, что и вы в своё время будете на небесах с теми же святыми девами, если здесь на земле и девство своё соблюдёте, и вообще в святости и благочестии дни свои проведёте. Слушайте же, что обо всём этом сейчас скажем вам. Когда скончалась святая мученица Агния, то родители были постоянно на могиле её, где и плакали по возлюбленной дочери своей горько. Но вот, в одну из ночей, они увидели лик девиц, мимо них шедших, светло украшенных златоткаными одеждами и небесною славою сиявших. Между ними была также святая Агния, в такой же славе, как и спутницы её; а одесную неё был Агнец, паче снега белейший. И вот, Агния, попросив дев, чтобы обождали её, сказала своим родителям: «Не плачьте обо мне как об умершей, но радуйтесь за меня и срадуйтесь со мною, ибо я с сими девами вошла в небесные селения и с Тем, Которого я возлюбила на земле всем сердцем, с Тем и соединилась я ныне на небесах». После сих слов святая дева стала невидима (Чет. Мин. янв. 21). Другой пример: когда, после смерти святой девы Евгении, мать её также неутешно плакала при гробе её, Евгения явилась ей в великой славе со множеством девиц и сказала: «Радуйся и веселись, мать моя; ибо и меня ввёл Христос в радование святых, и отца моего вчинил в число патриархов. Знай также, что в день недельный и тебя возьмёт в веселие вечное. Не забудь при этом заповедать сыновьям твоим, а моим братьям, чтобы они свято сохранили знамение Христово, принятое ими при крещении, чтоб через то не только телом, но и по духу братьями мне стали и чтобы таким образом все мы принесли себя в дар, благоугодный Богу». Когда святая дева сказала это, внезапно послышался голос множества святых Ангелов, певших и славословивших Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога (Чет. Мин. дек.24).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

244 Из других латинских книг, которыми пользовался Святитель Димитрий при составлении Четиих-Миней укажем только те, о которых упоминает он сам. А Святитель в Прологе и в списке святых на июнь, июль и август делает ссылки на книгу «Bibliotheca ss. Patrum» (Пролог, ч. II, 4 января, л. 536); на латинского экзегета «Cornelius a Lapide» (ibid., ч. II, 1 февраля, л. 638 об. Рукоп. июня 5-го, 30, июля 13, августа 1 и 14-го), толкования которого в количестве 10 книг значатся и в описи библиотеки Святителя; на латинское издание Fasti Mariani (Пролог, ч. I, сент. 25-го, л. 78), в Московской Типографской библиотеке имеется и книжка с таким названием 3935), изданная в Антверпене в 1663 г. и имеющая на корешке надпись: «Жития святых Ростовского Архиерея Димитрия». 245 В «додатках» указаны – в Сентябре: 6-го – м. Евдоксия, 26-го – ап. Иоанна Богослова, 30-го – Григория просветителя Армении. В Октябре: 2-го – свящ-м. Киприана и Иустинии, 3-го – Дионисия ареопагита , 4-го – преп. Павла препростого, 9-го – Андроника и Афанасии, 14-го – свв.мм. Гервасия, Протасия и Кельсия, 15-го – священ.-м. Лукиана Антиохийского, 17-го – преп. Андрея Критского , 21-го – Илариона, 31-го–Епимаха. В Ноябре: 11-го – мм. Виктора и Викентия, 12-го – св. Иоанна милостивого, 19-го – Иоасафа Индийского, 22-го – м. Киликии и 24-го – в.-м. Екатерины. В Декабре: 13-го – св.м. Лукии девы и 19-го – св.м. Вонифатия. В Январе: 9-го – св.м. Полиевкта, 13-го – св. Иакова Низибийского , 15-го – Иоанна Кущника, 21-го – м. Агнии, 29-го – м. Лаврентия. В Феврале: 5-го – м. Агафии, 6-го – м. Фавста, 12-го – прей. Марии-Марина и отца ее Евгения, 23-го – св.м. Поликарпа Смирнского . В Марте: 17-го – преп. Алексия, человека Божия. В Апреле: 12-го – св. Исаакия, 17-го – св.м. Симеона Персидского, 26-го – Марка апостола, 30-го – ап. Иакова Зеведеева. В Мае: 4-го – преп. Пелагеи Тарсийской, 8-го – преп. Арсения великого . В Июне: 7-го – св. папы Маркеллина, 29-го – св. ап. Петра. В Июле: 21-го – преп. Симеона юродивого. В Августе: 31-го – священ.-м. Киприана

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Ну как вы тут, Дима? — Да ничего, справляемся. Позавтракал он хорошо, а вот температура у него держится высокая: три раза градусник ставил — все тридцать девять или около! — Ну, так ведь грипп — штука опасная и коварная. Вы сами-то берегитесь, не слишком много времени проводите с больным: принесите еду, чай — и сразу вон. — Так я и делаю. — А я к вам с просьбой, Дима! — Слушаю вас внимательно. — Вы мне не поможете перенести Лику Казимировну к Агнии Львовне? Устала я бегать из квартиры в квартиру… — Да с удовольствием! — Какое уж тут удовольствие… Димон еще раз удивил Варвару Симеоновну. Он не просто взял Лику Казимировну на руки и оттащил ее на новое место — нет! Он наискось положил ее на ватное одеяло и укутал, как укутывают детей, даже голову уголком одеяла прикрыл, и в таком виде отнес к Агнии Львовне. Помощь Варвары Симеоновны ему не понадобилась: укутывал и нес он Лику Казимировну так бережно, что та даже и не пискнула. Варвара шла впереди с подушкой Лики Казимировны в руках. Она устроила подушку в ногах Агнии Львовны и откинула одеяло. — Сюда ее кладите, Димитрий, валетом! Димон сначала положил Лику Казимировну на край кровати, осторожно развернул ее — вот только тут та что-то недовольно пропищала — и бережно уложил напротив Агнии Львовны, валетом, ближе к стенке. Затем он укрыл ноги Лики Казимировны нижней частью одеяла Агнии Львовны и после накрыл ее собственным одеялом, часть которого пришлась и на ноги Агнии Львовны; аккуратно подоткнул оба одеяла и отошел, любуясь своей работой. — По-моему, им так будет хорошо… — сказал он, вопросительно глядя на Варвару Симеоновну. — Посмотрим, что скажет врач, когда их увидит, — вздохнула Варвара. — Она завтра придет. Но мне кажется, им не очень тесно так лежать… Как бы желая их успокоить, обе старушки немного повозились, слегка попинали друг дружку ногами, а потом вдруг обе вытянулись с блаженным вздохом. На самом деле ни та, ни другая о сомнениях Димона и Варвары, конечно, и не догадывались: просто им в эту минуту снились хорошие сны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прихватив упаковку парацетамола, побежала к Агнии. Растолкла таблетку, развела водой и вылила в рот Агнии. Побежала к Лике, заварила в стакане пакетик малинового чая, бросила туда кружок лимона и попыталась напоить Лику. Та выпила две чайные ложки и больше не стала. Побежала к Агнии, вытащила градусник и ахнула. Попыталась и ее напоить чаем, но та не поняла ее намерений и с протестующим стоном отвернулась к стенке. Вышла на площадку и тут увидела поднимающуюся по лестнице Людмилу Алексеевну, их бывшего участкового врача, а теперь пенсионерку. — Здравствуйте, Варвара Симеоновна, а я к вашей соседке по вызову! — Здравствуйте. А почему вы пришли по вызову, Людмила Алексеевна, вы разве не на пенсии? — Грипп идет по городу, и всех врачей-пенсионеров, кого могли найти, позвали на эпидемию. У Лики Казимировны тоже грипп? — Да, очень похоже. И у Агнии тоже. — Господи! Ну да уж этого следовало ожидать. А вы-то как? — Держусь. Людмила Алексеевна добралась до площадки и остановилась, тяжело дыша. — Ну, к кому первому идти? — Ой, да все равно! Они примерно в одинаковом состоянии: у Лики температура сорок, а у Агнии тридцать девять и пять. Людмила Алексеевна посмотрела и послушала сначала Лику, а потом Агнию, одобрила антигриппин, выписала еще иммуномодулятор, посоветовала обильное питье и витамин С, а Варваре Симеоновне предложила тут же сделать противогриппозную прививку. — Вы хотите поднять ваших подруг или сами предпочитаете свалиться за компанию? — Ну нет, нам этого птичьего гриппа на троих вполне хватит! — С чего это вы взяли, что у них птичий грипп? — фыркнула Людмила Алексеевна. — Что еще за вздор? Им и такого гриппа за милую душу хватит. Варвара Симеоновна показала доктору записку Лики. — Ну, это у нее уже бред начинался! — засмеялась та, прочтя записку. — Птичий не птичий, а грипп этот дает тяжелые осложнения. Главное — вовремя захватить и как следует долечить. Ну, первое мы, кажется, успеваем, а вот второе уже зависит от ухода… Вы родным Агнии Львовны уже сообщили? — Они все уехали отдыхать в Турцию, и старшие, и младшие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Фабиола, вышедшая первый раз из дома, захотела прежде всех посетить свою родственницу и приехала к ней на виллу. Она, не предупредив о своем приезде, вошла в сад и, увидев Агнию в обществе Сиры и слепой нищей, удивилась; присоединиться к ним ей показалось неприличным. Фабиола любила Сиру; она с удовольствием разговаривала с ней в своей спальне, но находила неприличным при гостях сидеть с нищей и невольницей. Вместо того, чтобы подойти к Агнии, она пошла вглубь сада, намереваясь возвратиться, когда Агния останется одна. Агния же не подозревала, что Фабиола гуляет у нее в саду, и продолжала весело разговаривать с подругами. Тем более она не подозревала, что кроме Фабиолы, на ее виллу пробрался Фульвий. Он не забыл Агнии и помнил, что Фабий намекнул ему когда-то о возможном жениховстве. Узнав, что Агния одна, без родных и слуг, поехала на свою виллу, он решился еще раз попытать счастья. Жениться на богатой, знатной и красивой Агнии — значило разом сделать себе карьеру. Фульвий выехал из Рима верхом и скоро добрался до виллы; там он сошел с лошади, сказал привратнику, что ему необходимо по весьма важному делу видеть хозяйку, и узнав, что она в саду, прошел к ней, несмотря на протесты слуги. Он увидел Агнию в конце аллеи. Молосс поднял голову и зарычал. Агния, оставив цветы, подняла голову, а затем с изумлением и испугом поднялась со скамьи. В нескольких шагах от себя она увидела Фульвия, подходившего к ней с почтительным, но крайне самоуверенным видом. Агнии стоило большого труда удержать Молосса, который выказывал все признаки гнева и горел желанием броситься на гостя. Однако повелительный жест Агнии удержал пса-великана: он стоял около своей госпожи, грозно рыча, и скалил страшные зубы, как будто предчувствуя, что к ней подходит недобрый человек. Несмотря на приказание своей хозяйки, Молосс не хотел лечь у ее ног, а стоял, чутко навострив уши. — Я приехал, благородная Агния, — сказал Фульвий, — чтобы лично выразить тебе мое искреннее уважение, мою безграничную преданность. Кажется, я не мог выбрать лучшего дня, — солнце греет, как летом.

http://azbyka.ru/fiction/fabiola-ili-tse...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010