63. Донышко, по рис. Garrucci, 178,8 Если мы, в заключение этого обзора изображения Божией Матери Оранты, попробуем сопоставить эти образы хотя бы с типами римских весталок или сохранившимися от языческой древности статуями молящихся (точнее, в положении адорации, чем собственно орант) 48 , то различие и, главное, самостоятельность грубо реальных образов христианства (рис. 63) представится сама собою. К сожалению, полное научное сопоставление типов в данном случае потребовало бы всестороннего разбора их по времени и стилю, а равно сличения с подобными же декоративными и мифологическими типами, что не входит в нашу задачу. Золотые стеклянные донышки с образом Девы Марии «Оранты» не только соединены с образом св. Агнии, но и находимы были определенно в катакомбах близ ее храма. Эту часть римских катакомб принято считать, с известной долей вероятия, «одним из константиновских пунктов» в Риме, между прочим, потому, что именно в «константиновскую эпоху» была воздвигнута в память св. Агнии († 304–5) базилика. Однако, из этого обстоятельства нельзя еще делать выводы, к которым, согласно предвзятым шаблонам, приходит, например, обозреватель «золоченых» донышек Вопель 49 . Если почитание Агнии в Риме началось еще в IV веке, и если значительное число изображений на донышках посвящено именно ей, и если образы Марии являются вместе с изображением св. Агнии, в качестве «спутников», то все это должно быть отнесено именно к данному местному почитанию. Образ св. Агнии в данном случае, конечно, будет как бы на первом месте, но отношение Марии к Агнии будет то же, что апп. Петра и Павла, изображавшихся также по сторонам Агнии: рисовальщик помещал их рядом с Агнией, как образы высшие, освящающие почитание Агнии, а для этого не нужно было, чтобы в Риме были «праздники имени Марии» в IV веке. Жены и девы, несшие на праздник Агнии чашу с изображениями ее и Марии, были, вероятно, в «чине вдов», или «дев», или «диаконисс» и следовали общим религиозным понятиям. Золоченые донышки вообще относятся именно к IV и V векам, редки в III и также в VI в., а донышки с образами Марии относятся, судя по стилю, скорее всего, ко второй половине IV века и только в виде исключения к началу V века. Развитие образов Богоматери и «священных дев»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

– Слава Тебе, всемогущий, всеми исповедуемый и прославляемый Отец Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого Ты избавил меня от руки нечестивых людей, сохранил от скверны мою душу и тело мое соблюл чистым! Вот и теперь небесною росою от Духа Святого прохлаждается для меня огонь, пламя разделяется, и вся сила огня устремляется на слуг, старающихся сжечь меня. Благодарю Тебя, достойно славимый Боже, за то, что и среди пламени Ты даешь мне безбоязненный путь к Тебе. Я уже вижу исполнившимся то, во что я веровала; на что я надеялась, то имею, и желаемое получила. Исповедую Тебя устами и сердцем; к Тебе я устремилась всеми чувствами и вот иду к Тебе, Живому и Истинному Богу, с Господом нашим Иисусом Христом и Святым Духом, живущему и царствующему во все веки, аминь. Когда эта молитва была произнесена святою, и весь огонь костра угас до конца, Аспазий, опасаясь продолжения народной смуты, повелел воткнуть меч в гортань святой. Таким образом, Христова мученица Агния, обагрившись собственною кровью, пошла на брак Бессмертного Жениха 881 . Родители святой Агнии взяли с радостью честное тело своей дочери и положили на поле своем, недалеко от города, при дороге, называемой Нументана. Здесь многие верные собирались на молитву, особенно ночью, по причине боязни язычников, которые, подстерегая и там и на пути, причиняли верующим много притеснений. Однажды, напав нечаянно, они многих ранили брошенными камнями и всех разогнали; осталась лишь одна девица, сверстница святой Агнии, по имени Емерентиана. Она, исполнившись дерзновения, поносила разбойников, говоря: – За что вы, жестокосердые, побиваете камнями неповинных людей? Какую вину вы нашли в тех, которые прославляют единого Бога и своими молитвами испрашивают для вас многие блага? Язычники, рассвирепев, побили ее камнями. Таким образом, она, молясь у гроба святой Агнии, предала дух свой Господу. И тотчас начались – сильное землетрясение, молнии и страшные громы; большая часть убийц пали мертвыми, пораженные свыше. С этого времени язычники более не осмеливались притеснять верующих, идущих к гробу Христовой мученицы. Родители же святой Агнии, пришедши ночью с пресвитерами, омыли окровавленное честное тело святой Емерентианы и похоронили вблизи святой Агнии, а сами постоянно находились у гроба возлюбленной дочери своей, бодрствуя и плача по ночам. В одну из ночей они увидели лик Девиц, идущих мимо них, – украшенных светлыми златоткаными одеждами и сияющих небесною славою, а среди них они увидели и дочь свою, святую Агнию, подобно им сияющую и имеющую по правую сторону себя Агнца – белее снега. Она, обратившись к подругам своим, чтобы они остановились и обождали немного, сказала родителям:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Девы», и пр. Художественная сторона вопроса представляется, между тем, настолько сложной, что не может быть рассматриваема сразу, а лишь в историческом ходе иконографических типов Богоматери, по мере их образования. Так, сюда относится, во первых, самый образ Оранты, избранный для «типа Девы Марии»: чину «дев» и дев диаконисс поставлялась прежде всего в обязанность непрестанная «молитва». Далее, Божия Матерь Оранта с конца IV века представляется то «девой» и по внешности – с распущенными и непокрытыми волосами, то «женой» – с покрывалом на голове, чепцом, скрывающим волосы, и пр. И, наконец, образ Божией Матери Оранты сопровождается атрибутом ораря, надетого на шею и спущенного обоими концами наперед, как увидим, то в виде простого продолговатого полотенца, то в виде пышного парчового и украшенного драгоценными камнями, церковного плата 44 . Соответственно со значением всех таких изображений, они находят себе место то на донышках «помянных чаш», на церковных плитах, то в торжественных мозаиках. Изображения на стеклянных донышках сосудов из катакомб Но и тут образ Божией Матери Оранты явился не одиночным, а в среде других, особо чтимых церковью, святых дев, и художество предваряло здесь литературу: еще не было сочинено «житие» св. Агнии, а ее образ уже украшал донышки чаш на вырезных золотых листах. Среди множества 45 стеклянных донышек с ажурными рисунками на листовом, залитом стеклом, золоте, находимых в римских (– по преимуществу; также в Далмации, Кельне) катакомбах, мы находим как раз несколько изображений Божией Матери Оранты. Сосуды, от которых уцелели или намеренно сбережены были и оставлены эти донышки, относятся к разряду небольших чашек и бокалов, употреблявшихся древними христианами в братских вечерях, на поминках святых мучеников и родных, на свадьбах и пр. Рисунки представляют библейские и евангельские сюжеты, Доброго Пастыря, верховных апостолов, святых, брачующихся и т. д.; легко понять, почему также для рисунков избирались образы св. Агнии. 55. Донышко Ватиканского музея 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

21. Житие и страдание девы Агнии (ок. 304 г.) списанное от св. Амвросия Медиоланскаго . – В «Деяниях Святых» 21 января также под именем св. Амвросия стр. 351. Хотя ученые не признают это сказание Амвросиевым, тем не менее св. Амвросий в одном из подлинных своих сочинений (de virginibus L. 1. с. 2.) говорит о св. Агнии согласно с упомянутым сказанием, не упоминая только о событиях по смерти ея. В прославление ее подвига целомудрия Пруденций (5 в.) сложил ей особое песнопение (Peri Stephan, hymn. XIV.), также Папа Дамас (4 в.) (Carm. XXIX. Patrotog. Т. XIII.): оба кратко, но в совокупности, почти то же повествуют, что в упомянутом сказании. 21. Житие Преподобнаго Максима исповедника и мученика (662 г.). Анастасий Апокрисиарий, ученик его, писа пространно, мы же из него и из иных вкратце зде собрахом. Житие Пр. Максима, написанное Еп. Николаем, записи прений его с монофелитами и описание его страданий, составленное учеником его Анастасием Апокрисиарием, изданы пред Соч. Пр. Максима (Opp. S. Maximi Т. I. р. 1–70.) слич. Act. SS. 13 Avgust. р. 97. Анастасий, ученик Пр. Максима, разделял с наставником своим подвиг исповедничества за православие, как сие видно из его собственного свидетельства и из современных актов. Два отрывка из жития Пр. Максима приводимы были в 4 заседаем VII вселенского Собора. 22. Житие и страдание Преподобнаго Анастасия Персянина (628 г.). Из Метафраста сокращенно изъятое. – У Сурия Метафрастово сказание 22 января. Метафрастово повествование согласно с древнейшими актами (изд. в Acta Sanct. 22 Iannuar. р. 423.), только сокращеннее. Первоначальное описание мученичества св. Анастасия составлено современником, который жил в одном с ним монастыре, как об этом можно заключать из следующих слов (п. 13.): «но вот еще что мы узнали (γνωμεν μες) он (Анастасий) изумляясь твердости святых, не хотел ничего более читать, кроме того, чт могло питать в нем святое стремление.» В другом месте жизнеописатель, как современнике описываемых событий, говорит: «сие нам собственными устами предали спленники.» И еще: (п. 36.) «другие пленные христиане, узнав, чт переговаривали между собою Персы, пересказали нам это.» На 7-м вселенском Соборе в четвертое заседание приводимы были некоторые слова из сего повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   3. Но это — удел мужей святых. О, если бы, хотя немного Иисус призрел на меня, лежащего под этой, еще неплодной, смоковницей (Иоан. 1:48)! Тогда, по истечении трехлетия, принесла бы плоды и наша смоковница (Лук. 13, 6 и след.). Но откуда же столько надежды у грешников? О если бы, по крайней мере, этот Евангельский насадитель Господней лозы, уже отдавший, может быть, приказание срубить нашу смоковницу, оставил ее еще и на этот год, дабы окопать и удобрить ее корзиною навоза: не восстановит ли он ее беспомощную, хотя при помощи земли, и не возбудит ли ее, тощую, при помощи навоза. Блаженны те, которые привязывают коней своих к всенародной лозе и масличному дереву (Быт. 49:9) и посвящают, таким образом, труд свой свету и радости; меня же еще доселе отеняет смоковница, т. е. привлекательный зуд мирских удовольствий, — (смоковница) низкая для возвышенного, хрупкая для труда, изнеженная для работы, бесплодная в отношении плода.    4. Может быть, кто-нибудь недоумевает, почему же я не могу говорить, а осмеливаюсь писать. Но если мы припомним то, что читали в Евангельских писаниях (Лук. 1:63—64), и то, (что видели) в священнических действиях, и при этом возьмем себе за образец святого пророка Захарию, то увидим, что бывает (нечто такое), что не сможет выразить голос и изобразить перо. Впрочем, если имя: «Иоанн» возвратило голос отцу, то не следует отчаиваться и мне, что, при своей немоте, могу получить голос и я, если буду говорить о Христе: хотя род Его, по пророческому слову, «кто изъяснит»? (Ис. 53:8). И вот, как раб, я буду прославлять род Господень; ведь непорочный Господь избрал Себе непорочный род даже в этом теле, полном нечистот человеческой бренности. Глава вторая    И очень удачно вышло, что приходится говорить о девах как раз сегодня, в день рождения девы, и начинать книгу с ее прославления. День рождения девы — и мы последуем ее непорочности. День рождения мученицы — и мы принесем жертвы. День рождения святой Агнии — и пусть дивятся мужи, не отчаиваются отроки, изумляются жены и подражают ей девы. И что именно мы можем сказать достойного о той, у которой даже имя не свободно от света прославления? (Ее достоинства): обет, превышающий (законы) возраста, добродетель, возвышающаяся над природой! Как мне кажется, она даже имя носила не человеческое, а скорее — изречение пророка, которым он предуказал то, что с ней имело случиться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

16. Поклонение честным веригам святаго и всехвальнаго апостола Петра. Праведнаго Максима, иерея Тотемскаго (1650). Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161 –180). Мученика Данакта чтеца (II). 17. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Великаго (356). Преподобнаго Антония Дымскаго (ок. 1224). Преподобнаго Антония Черноезерскаго (XVI). 18. Иже во святых отец наших архиепископов Александрийских Афанасия (373) и Кирилла (444). Святителя Максима Новаго, митрополита Угровлахийскаго (1516). Преподобнаго Афанасия Сяндемскаго, Вологодскаго (XVI). Праведнаго Афанасия Наволоцкаго (XVI–XVII). Преподобнаго Маркиана Кирскаго (ок. 388). 19. Преподобнаго отца нашего Макария Великаго , Египетскаго (390–391). Преподобнаго Макария, постника Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобнаго Макария, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Праведнаго Феодора, Христа ради юродиваго (1392). Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (обретение мощей, 1652). Преподобнаго Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI–XVII). Мученицы Евфрасии девы (303). Преподобнаго Макария Александрийскаго (394–395). Святителя Арсения, архиепископа Керкирскаго (VIII). Преподобнаго Антония, столпника Марткобскаго (VI) (груз.). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесскаго (1457). 20. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евфимия Великаго (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновскаго, Болгарскаго (1393). Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобнаго Евфимия Сянжемскаго, Вологодскаго (ок. 1470). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). 21. Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника (662). Мученика Неофита (303–305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученицы Агнии девы (ок. 304). Мученика Анастасия (662). Преподобнаго Максима Грека (1556). Икон Божия Матери Ватопедских: Ктиторския (IV) и именуемыя «Отрада и Утешение» (807).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но манера изображения на сосудах разная и, очевидно, еще не установилась. На одном донышке (помещение оригинала неизвестно) мы находим рисунок тонкой и мастерской работы (рис. 58 и 59): Дева Мария стоит, простирая руки, среди двух юных апостолов, облаченных в тогу и указывающих пальцем правой руки влево и наверх: очевидно, эта группа вынута из древнего перевода «Вознесения Господа», исполненного для камеи или образка. По сторонам Марии два свитка и по кругу имена. 60. Золотое донышко в Museum Borgianum в Риме. Garrucci, 178,7 Второй экземпляр того же рисунка находится на донышке большой стеклянной чашки в музее Пропаганды в Риме (Museum Borgianum), найденной в римских катакомбах (рис. 60). Рисунок дает иные типы и облачения, исполнен грубо, но характерно: апостолы держат обеими руками свитки; Мария высоко подняла руки и облачена в далматику и мафорий или покрывало, спускающееся до колен и закрывающее голову; те же надписи, только апостол Петр стоит по правую руку от Божией Матери. Именно этот образ Божией Матери в покрывале можно было бы сравнить с изображением двух церквей в мозаике базилики св. Сабины в Риме. Но юные образы верховных апостолов здесь совершенно чужды обычных для них в IV веке типов, и потому было бы историческим скачком пытаться видеть в образе Божией Матери намек на идею христианской церкви. 61. Донышко неизвестного местонахождения. Garrucci, 191,2 62. Донышко в музее Болоньи. Garrucci, 191,8 Насколько, затем, все подобные темы украшений, хотя бы и священными, сюжетами просты, непритязательны и чужды натянутого символизма, показывает рисунок одновременного и одностильного донышка (рис. 61), дающий две фигуры Орант – Марии и св. Агнии (надписи: Anne Мага): две девы, в том же одеянии, но без покрывал и простоволосые, представлены с воздетыми руками. В музее Болоньи (рис. 62) есть донышко, на котором обе святые девы (надписи: Agnes Maria) представлены по колено, в тех же одеяниях, но с покрывалом на голове Марии и с концами шали на плечах. Обе фигуры повернуты лицами друг к другу, и, видимо, рисовальщик не имел в своем иконографическом запасе иных образцов, кроме обычных портретных рисунков на свадебных и поздравительных чашах, и работал в круге простейших понятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Желая представить Христа, принимающим поклонение волхвов, невозможно было сделать это, не изобразив его на коленях Пр. Девы. Надо, однако, заметить, что сцена с волхвами передавалась христианскими художниками одинаковым образом, без изменений, до и после 431 г. Иначе было бы, если б до Ефесского собора, Богоматерь представляли только ради исторической сцены, а после него – для поклонения Ей. Что же касается изображений Богородицы с Младенцем Спасителем на руках возле пророка, или отдельно и без волхвов, то с меньшей положительностью можно утверждать появление в них Пр. Девы только ради Младенца. Поклонение Богоматери обозначается все яснее в христианском искусстве, по мере того, как идет время; оно проявляется и до Ефесского собора, но значительно возрастает после него. Так, например, нельзя не заметить, что в изображении Богородицы из катакомбы Агнии видно более элементов обожания Ее, чем в образе мадонны из подземного кладбища Прискиллы. Обе эти фрески, без сомнения, были написаны раньше 431 г. В мусивной живописи VI-ro века уже гораздо яснее выступает намерение представить Богоматерь в славе. Она является, окруженная ангелами и святыми; так, например, в мозаике церкви S. Apollinare nuovo в Равенне, первой четверти VI-ro ст., Пр. Дева, вместе с Христом, видны на тропах среди ангелов. Трудно также отрицать поклонение Богородицы, когда Она изображена на небе; как, например, в барельефе одного саркофага 814 V-ro ст. 815 . Тут, среди других христианских сюжетов, каковы: поклонение волхвов, Адам и Ева , предсказание Петру его тройного отречения, исцеление Спасителем слепорожденного, превращение воды в вино, отказ Вавилонских отроков поклониться истукану Навуходоносора и т. д. – является Богоматерь. Она сидит, опирая ноги на скамью; на голове Ее покрывало; несколько женщин окружают Ее; одна из них сидит у Ее ног, сложив руки и созерцая Ее с любовью. Правее от Богоматери, две женщины ведут к Ней третью под руки. Последняя, вероятно, погребенная в саркофаге, тут хотели передать принятие ее в места райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70. Богоматерь и св. Елизавета. Мозаика собора в Паренцо В изображениях Божией Матери, равно как преподобных жен и дев, на греческом Востоке, с VI века, появляется часто подобие литургического ораря уже как украшение, в виде длинного, усаженного жемчугом и камнями или отмеченного крестом плата, который свешивается с шеи, придерживается поясом и достигает колен. Таковы изображения Божией Матери в оратории Венанция в Латеране, Божией Матери и Елисаветы в мозаиках Паренцо (рис. 70) и многие другие, перечисляемые ниже. В левой группе изображено, также совершенно ясно, посвящение девы: епископ на кафедре, дева еще не покрытая, с покрывалом в руках, и диакон с туникой; только покрывало опять имеет форму развертываемого плата, хотя, как признает Вильперт, это может быть и свиток, что, однако, нисколько не меняет значения группы, так как при посвящении читались, конечно, и известные формулы. В заключение можно сказать, что как нет нужды в оправдании пурпурной далматики Оранты (идеальный образ дается в отличающих его формах), так не нужно оправдания и для изображения Спасителя, в данном случае в виде грудного дитяти: очевидно, художник взял здесь, как правильно говорит Вильперт, своего рода стереотипное изображение Божией Матери с Младенцем, но роль Божией Матери при этом посвящении девы являлась и по смыслу главной, если не верховной. Согласно с этим, самая фреска принадлежит, по всей вероятности, или к концу III или к началу IV столетия, что будет вполне согласно и с простой декорацией всей крипты. Таковы исторические источники важнейшего иконного типа Божией Матери, по западному – Оранты, образа молитвы, ежедневно возносимой церковью. Тип этот возник из апокрифического представления Марии, служительницы Иерусалимского храма. Мы можем, – правда, лишь в виде предположения, – искать объяснения этого сюжета в самом выборе тех предметов утвари, культа, на которых изображения Божией Матери Оранты в данном случае оказались. На первом месте поставим надгробную плиту Тараскона: не является ли она достаточно ясным указанием, что образ Божией Матери, служительницы храма, взят как особо священная высшая диаконисса, покровительница св. Магдалины, Агнии? В таком случае сами донышки сосудов с подобными темами могут относиться именно к погребениям женщин, – диаконисс. Возможно, наконец, что местом происхождения этого образа первоначально была именно Палестина, где такое изображение было вполне естественно, как историческое воспоминание: на это указывают две пальмы, обычный тип Палестины, и две колонны – образ храма. Впоследствии мы увидим задолго до появления византийского образа Божией Матери молящейся, как Церкви, изображение Марии Оранты на сирийских резных крестах VI–VIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Хорошо ли это? Как видите, очень дурно, и потому вам, невесткам, в предотвращение подобного зла надо всячески стараться утвердить себя в мирном и согласном житии между собой. Как достигнуть этого? Помните о том, что мирное и согласное житие невесток между собой имеет великую цену в очах Божиих и особое благоволение Божие к таким женам привлекает. А чтобы в этом убедиться, выслушайте рассказ о том, что произошло с преподобным Макарием Великим . Однажды во время молитвы этот подвижник Христов услышал голос: «Макарий, ты еще не сравнился в совершенстве и святости жизни с двумя женщинами, которые живут в одном недалеком от тебя городе». Услышав это, преподобный взял старческий жезл свой и пошел в указанный город отыскивать тех жен. Придя туда, он скоро нашел их дом, толкнул в двери, и тотчас одна из женщин вышла к нему и с великой радостью приняла его. Макарий велел ей позвать и ее невестку. Когда обе стали перед ним, он сказал: «Скажите мне, сестры мои о Господе, как вы живете и как служите Богу?» Благочестивые жены отвечали ему со смирением: «Грешницы мы, святой отец, и живем в суетах мирских». Но преподобный не переставал просить их, говоря: «Ради Бога, откройте мне ваши добрые дела». После усиленной просьбы святого старца женщины наконец сказали ему: «Нет у нас добрых дел, одним лишь не прогневляем мы Бога: со вступления нашего в замужество за двух родных между собой братьев вот уже пятнадцать лет мы живем так мирно, что не только не заводили между собой ссоры и вражды, но и одна другой слова неприятного не сказала. И мы дали обет перед Богом, что до самой смерти нашей будем говорить друг другу одно доброе». Надеемся, жены-христианки, теперь вы убедились в том, что мирное житие невесток между собой, подлинно, имеет великую цену в очах Божиих и привлекает к ним особое благоволение Божие. А если убедились, то и сами живите между собой так же, чтобы и вам сделаться угодными Богу, и вам привлечь к себе Его милость и любовь. Чтобы утвердиться в таком житии, чаще беседуйте между собой о том, как угодно Богу миролюбие; всякий раздор и несогласие старайтесь уничтожать в самом начале и приучайте себя к кротости и незлобию, смирению и терпению, неосуждению и отхождению от зла. Когда навыкнете этим добродетелям, тогда, несомненно, и в мире утвердитесь; а когда в мире утвердитесь, тогда и постоянно будут царствовать между вами согласие и любовь. При этих же добродетелях и благословение Божие над вами всегда будёт почивать, и Ангелы Божии – между вами пребывать, и будут ваши семьи прекрасным примером спасения и благоденствия, миром достигнутых. Аминь. К девам. Из житий святой мученицы Агнии девы (21 января cm. ст./З февраля н. cm .) и святой преподобномученицы Евгении (24 декабря cm. ст./б января н. cm .)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010