Дария 11 сентября 2013, 23:34 Действительно, девство выше брака, об этом писал и Апостол Павел, но я не приметила в статье обратного этому утверждения. Однако, во-первых, не стоит делать выводы об интересах о.Андрея, это дело его совести. Во-вторых, введение, повествующее об " эволюции живописи " вовсе не бессмысленно. Оно адресовано тем, кто внешние, легко заметные черты без сомнения воспринимает как свидетельство о внутреннем, и поэтому ищет большого (наверное, нередко - самочинного) подвига, а не видит поводов, создаваемых по Божией воле, для малых дел. А может, именно они-то для нас полезны сейчас? Вспоминается детский стишок Агнии Барто :)про то, как мальчик мечтал о великих свершениях, но не хотел даже вывести сестру погулять за недостаточной масштабностью дела. Это всего лишь мои рассуждения, для меня тоже вопросом остаётся то, когда мысль о подвиге - от Господа, а когда - от тщеславия. И когда мысль о том, что недостоин этого подвига - от смирения, а когда от лености...Лукаво ведь завуалировано бывает...Думаю, тут только духовник опытный разберёт. Наталия 21 августа 2013, 19:55 Евгению Иванову Однажды во время молитвы преподобный Макарий Великий услышал голос: " Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе " . И после встречи с этими замужними женщинами Макарий Великий сказал: " Поистине, Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ищет свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа,которая действует и управляет жизнью каждого человека,желающего спастись " Елена Николаева 9 августа 2013, 11:32 Вот уже лет десять я пью эту живую воду проповедей о.Андрея Ткачева- в передачах " На сон грядущим " , его книгах и статьях. Это величайший человек нашей современности, которому Господь даровал пытливый ум и острое духовное зрение, человек , который умеет подметить то, мимо чего я могу пройти неосознав или не заметив, и разложить это по полочкам в моем сознании. Сейчас, наверное, многие задают себе вопрос- почему в наших храмах стало меньше людей чем даже 3-5 лет назад, не говоря уж про 10.

http://pravoslavie.ru/62660.html

Вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея. Аще даст муж все имение свое за любовь, уничижением уничижат его. Всеми царствиями мира искушаше лукавый Тя, Иисусе. Ты же уничижением уничижи его – не даждь, Господи, водам многих обольщений и богатств угасити любовь мою к Тебе, Спасе мой! Слава: Виноград бысть Соломону во Вееламоне, еже есть «Господь множества». Ты же еси, Иисусе, воистину Господь многих возлюбльших Тя и грядущих во след Тебе, ныне же вопиющих: Тысяща – дний полнота и деяний и слез – да будет Соломону – Царю мира, Господу и Богу. И ныне: Пречистая дево, взывает ныне Сын Твой и Бог: Седяй в вертоградех, и друзие внемлющии гласу Твоему: глас Твой внуши Мне. Тя, Мати Моя, славит всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, во очию моею Ты еси аки обретающая мир – глас Твой внуши Мне! Христе Иисусе, Небесный Женише души моея, прииди и спаси мя. Бежи, Брате мой, и уподобися серне или юнцу еленей на горы ароматов. Песни канона по содержанию соответствуют восьми главам книги Песнь Песней. Первая песнь – первой главе, третья – второй главе, четвертая песнь – третьей главе, и так далее. Девятая песнь соответствует восьмой главе. Ирмосы по содержанию соответствуют как библейским песням, так и соответствующей главе из Песни Песней Соломона. Цитируемые из Песни Песней слова и изречения выделены как из славянского перевода, так и синодального русского. Цитаты грамматически (падежи, спряжения и прочее) приведены в согласие с текстом канона. Иногда допускается некий перифраз. Мне ведом Цветок чудесный Меж тайных дебрей и скал, но тот лишь его отыщет, Кто хорошо искал... Конец и Богу слава! 83 В православном месяцеслове память св. мученицы Агнии-девы 21 января. Пострадала около 304 года. 85 Возможно, что здесь было написано слово: «молвит». Тогда получается: «Она молвит: аз твоя рече...» 86 Значение голубого и красного цветов, отражающих небесную и земную природу Церкви, ранее уже отмечалось. 87 Дополнение по фреске [Я-И]. На этой фреске, в отличие от остальных в этой композиции, на заднем фоне все-таки изображена и группа людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

    Из Новозаветной истории можно видеть следующие изображения: поклонение волхвов; Иисус Христос – между апостолами Петром и Павлом, четырьмя евангелистами, двенадцатью апостолами; Крещение Господне; чудеса Господа: умножение хлебов, исцеление слепого, расслабленного, воскрешение Лазаря; Тайная Вечеря и в позднее время – Распятие Господне. Замечательно, что глава Иисуса Христа всегда изображается с брадою и длинными власами, так, как это принято в Православной Церкви. Найдены изображения Пресвятой Девы. Бозио издал три рисунка, изображающие Божию Матерь с Предвечным Младенцем, которые он относит к древнему времени. У г. Перре есть рисунок, напоминающий изображение Знамения Пресвятой Богородицы, относимый Марчи к концу II века. Кроме изображений лиц, упоминаемых в Священном Писании , часто можно видеть в катакомбах изображения святых и, особенно, мучеников, с распростертыми и поднятыми горе руками, и «агапы», или вечери любви. Эти изображения иногда воспроизведены с помощью мозаики и отличаются высокою художественною отделкою и богатством цветов. Для образца мы представляем снимок с мозаики, сделанный по заказу папы Гонория I, вероятно византийскими художниками, и относимой к 626 году. Это – образ святой Агнессы (Агнии), мученицы, по имени которой названа одна из обширнейших катакомб (см. выше ее план). Мы видим на святой бармы и омофор – знаки высшей благодати, белую (обычно) мантию – знак непорочного девства, птицу феникс – символ воскресения, пламя у ног – символ страданий, а в руках – свиток, повествующий о ее мучениях. Жалко, что мы не можем передать этого изображения во всем разно образии и живописи красок (см.: рис. 4). Наряду со священными изображениями, в катакомбах очень часто встречаются изображения символические или просто служащие для украшения. Последние заимствуются большею частью из природы, как например: гирлянды зелени, цветов, корзины. Из символов были любимы: голубь – знак чистоты и невинности христианской души, корабль, изображавший человеческую жизнь и Церковь , обуреваемую, но не потопляемую; якорь, означающий надежду и силу, твердость и опору; лира – образ христианского учения, услаждающего душу; масличная ветвь – знак мира; венец, пальма, оливковая ветвь – знаки победы, торжества. Климент Александрийский , писатель III века, говорил, что христиане еще в его время употребляли на печатях разные символы: голубя, рыбу, лиру и якорь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Григория чудотворца , написанная Григорием еп. Нисским (Сурий, IV, 55), в наших Четиих-Минеях 17 ноября, списанное св. Григорием еп. Нисским; мучение св. Петра Александрийского , взятое Сурием из древних кодексов (VI, 621), – в наших Четиих-Минеях 25-го ноября, «написано от Анастасия книгохранителя»; страдание Иакова персянина, тоже взятое из древних кодексов и согласное с Мартирологами (Сурий, VI, 657), – в наших Четиих-Минеях 27-го ноября, «от Четии блаж. Макария митр. Московского и от Никифора (XIV, 20)»; жизнь Иоанна Дамаскина , составленная Иоанном, патр. Иерусалимским (Сурий, III, 115) и положенная Святителем 4-го декабря с заметкой: «Написатель сего жития бе Иоанн патр. Иерусалимский, из него же зде сокращеннее мало»; житие Амвросия Медиоланского , составленное Павлином пресвитером (Сурий, II, 525), в наших Четиих-Минеях 7-го декабря: «сие житие писал Павлин пресвитер, а зде сокращеннее, еще же и от иных достоверных некая воспомянушася»; история св. девы Лукии, взятая Сурием (VI, 987) из древних кодексов, – Святитель показал, что житие заимствовано «от древних мартирологов», 13-го декабря; деяния св.м. Севастиана, списанные на основании рукописных источников Бедой и Узуардом (Сурий, I, 449), – в наших Четиих-Минеях 18-го декабря, житие значится взятым «от древних мартирологов»; составленная св. Амвросием Медиоланским жизнь св.м. Агнии (Сурий, 1:506), у Святителя 21-го января, житие также «списано от св. Амвросия Медиоланского »; жизнь св. Григория Богослова , описанная учеником его Григорием пресвитером (Сурий, III, 681), – в наших Четиих-Минеях 25-го января, житие «из Григория пресвитера, ученика его, из Руфина и иных, и из его же книг вкратце собранное»; выдержка из речи св. Григория Богослова о преп. Марке Арефусийском и свидетельство Феодорита (III, 6) о Кирилле Диаконе (Сурий, III, 441), послужившие источником для жития преп. Марка – в наших Четиих-Минеях 29 марта, где указаны те же источники; речь инока Феостерикса, описывающая жизнь преп. Никиты исповедника (Сурий, II, 500), – в наших Четиих-Минеях 3-го апреля, житие «написанное иноком Феостериксом, учеником его, из него же зде вкратце и от великия Четьи»; жизнь и мучение Евтихия патриарха Константинопольского, описанные пресвитером Евстафием (Сурий, II, 578), у Святителя 6 апреля: «сего святого житие написа Евстафий пресвитер, из него же и из великия Минеи зде вкратце»; жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

552 . Письмо ваше я получил. Слава Богу, что мать Маврикия последовала воле Божьей. Для пострижения на 25 число я буду. И ежели Господь благоволит, в 25 день и отслужу. О причтении матери Маврикии в число ангельское возрадуются Ангелы на небесах, и святые мудрые девы приимут радость о победе над врагом. Даруй, Боже, чтоб во славу Божью жизнь её провождаема была; что святая Церковь установила, то свято, нам должно веровать несомненно. А племянницу её, ежели она совершенно возлюбила Господа своего, Он приведет и вчинит в число мудрых дев, и удостоит, ежели пожелает пострижения, в число ангельское ж. 553 . Даруй, Боже, всем спастись, живущим в вашей обители во славу Божью. А Господь готов принимать в небесные свои кровы. Святой Давид, следуя званию Божью, говорит: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое ( Пс.56:8 ). Господь всех зовет ко спасению обещания ради будущих благ, а нам только пресладкому Его гласу остается последовать. 554 . Нижайше благодарю за уведомление бытия вашего в Вологде, пред лицом великого и милостивого Монарха. Даруй Боже, чтоб он исполнил свое желание – побывал в здешних пределах. Наше же желание – принять Его с благим расположением и радостью. Но притом напомнить вам должен: чтоб нам небесного Монарха – Создателя нашего всегда иметь в сердцах наших. Сей (Монарх) времени не требует посещать убогую нашу душевную храмину, только б к Нему воззвали; Он близок всем призывающим Его. Великое Его к нам и неисповедимое милосердие! Что Он с нами творит – творит по своему к нам крайнему милосердию. Господи, Боже наш, сотвори с нами по милости Твоей и по чудесам Твоим. 555 . По случаю присылки от матери Агнии плащаницы, повторяю: с настоящим праздником Воскресения Иисуса Христа поздравляю вас, и с сестрами вашими. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе, якоже избра нас в Нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред Ним в любви ( Еф.1:2–4 ). Вот вам я предлагаю Апостольское слово, что вы избраны Богом и должны пребывать в любви к Нему, а между собою в любви взаимной – непорочной, бесстрастной и святой. Итак, должно благодарить Господа нашего Иисуса Христа, нас ради сшедшего с небес, чтобы нас возвести от земли в небесные кровы, и пока в здешней жизни последовать Его примерной жизни и учению, и получить те блага, которые уготовал Он любящим Его. А как последовать житию и учению Его? Его же беспредельную благость просить должно, чтобы Он научил и вразумил, по Его же святому слову: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ); просите, и дастся вам ( Мф.7:7 ). Сим Его святым словом и заключаю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Разгневанный начальник области старался обстоятельно расследовать, кто может сравниться с его сыном и унизить знатность его рода? Тогда один из присутствовавших разъяснил, что Агния – из детства христианка и христианским волшебством так обольщена, что считает Христа, которого христиане признают Богом, своим Женихом. Узнав об этом, начальник области обрадовался, так как он мог, будучи судьей, признать ее достойною казни за оскорбление богов своих; притом, он надеялся собственною властью принудить ее к брачному союзу с сыном. Немедленно он послал своих слуг привести ее и начал свой нечестивый суд над нею. Сначала он пытался ласками, а затем угрозами, отвратить ее от Христа и обещанного Христу девства. Однако дева Христова не прельстилась ласками и не убоялась угроз, но, будучи мужественна духом, одинаково насмехалась и над ласками, и над угрозами. Областеначальник Симфроний, видя такое мужество девицы, обратился к ее родителям и много беседовал с ними об обручении, а так как они были благородного происхождения, то, не смея допустить насилие над ними, советовал лишь всячески убеждать дочь свою к браку. Но они отказывались, говоря: – Правитель, мы не в состоянии будем убедить ее, ибо насколько мы с детства знаем ее волю, она никогда этого не сделает и никогда не откажется от своего намерения. Тогда правитель снова повелел представить к нему девицу на суд, поговорив ей много о плотской любви и о супружестве; когда все ласковые и льстивые речи оказались бессильными, он сказал, наконец: – Выбирай себе одно из двух: или сочетайся браком с моим сыном, или, если желаешь сохранить девство, посвяти себя на всегдашнее служение богине Весте 880 , ибо она таких девиц требует. На эти слова блаженная Агния ответила: – Если я презрела твоего сына, хотя и развращенного бешеною страстью, однако – живого человека, притом имеющего разум, способного слышать, видеть, ходить и пользоваться благами мира сего, – если я не могу даже смотреть на него, ввиду обета Христу моему, то Тем более я не могу почитать истукана глухого и немого, бездушного и неразумного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В той же раке почивают мощи восьми мучеников славянских: Анастасия, Астерия, Калиена, Мавра, Павлиниана, Септимия, Теллия и Антиохиана, пострадавших в звании воинов в гонение Декия, в середине III века в Камерине (память всех сих местночтимых угодников Божиих совершается в Риме 11 мая нов. ст.). 10. Церковь «Святая Святых» и Святая Лестница (Capella Sancta Sanctorum и Chiesa di S. Salvatore della Scala Santa; Piazza di Porta S. Giovanni) Напротив северо-восточного угла Латеранского собора стоит церковь , именуемая «Святая Святых». Главный вход в нее устроен со стороны Латеранской площади. Раньше эта церковь служила домовой церковью римских пап, пока они жили во дворце при Латеранском соборе 29 , и была соединена с Латеранским дворцом. Свое наименование она получила от того, что под главным престолом ее стоит со времени папы Льва III богатый кипарисовый ящик с надписью «Святая Святых», в котором издавна хранились части многих святынь. В числе святынь до середины XIV в. хранились честные главы апостолов Петра и Павла, находящиеся ныне в Латеранском соборе. Доселе еще здесь хранятся: – честная рука мученика Кесария диакона (память 7 октября), пострадавшего при императоре Клавдии в городе Тарракиние 30 . Мощи сего мученика почивают в римской церкви во имя Честного и Животворящего Креста (см. 11); – часть мощей препдобномученика Анастасия Персянина (память 22 января), который пострадал при Хозрое, царе персидском, в 628 г. Другая часть его мощей, вместе с честной его главой, почивает в церкви его имени и имени мученика Викентия диакона, находящейся в загородном монастыре «Трех Фонтанов» (см. 7). Есть еще частица мощей преподобномученика Анастасия в церкви во имя Честного и Животворящего Креста; – честная глава мученицы Агнии девы (память 21 января), которая пострадала в Риме в 304 г. и мощи которой почивают в церкви ее имени (см. 20). Над главным престолом церкви «Святая Святых» стоит весьма древняя и особенно чтимая икона Спасителя (Immagine del Santissimo Salvatore). Эта икона, написанная на кедровой доске, первоначально находилась в Иерусалиме. В IV в. она была перенесена в Константинополь, где стояла на Патриаршем дворе. Во время иконоборчества, при императоре Льве Исаврянине, св. Герман, патриарх Константинопольский, тайно послал эту икону папе Григорию II, вместе с другими святынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и напоминающее известную икону «Знамение» Божией Матери. На этой фреске Пресвятая Дева изображена по пояс, в молитвенном положении, с воздетыми к небу руками; на персях Ее -Богомладенец, Которого, однако, Она пречистыми Своими руками не поддерживает. По обеим сторонам Богоматери нарисованы монограммы имени Христова, но нимбов ни вокруг главы Божией Матери, ни вокруг главы Спасителя не написано. Это древнее изображение свидетельствует, что Пресвятая Богородица, по верованию Вселенской Церкви первых веков, есть молитвенная предстательница о нас пред Богом, и что Спаситель мира родился из Нее не простым человеком, а Богочеловеком. Еще более древнее фресковое изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем есть в катакомбах св. Прискиллы по Саларской дороге (Catacombe di Santa Priscilla sulla Via Salaria). Эту фреску археологи относят ко II в. и даже к концу I в. и считают древнейшим катакомбным изображением Богоматери. На фреске по правую руку Божией Матери изображен пророк Исайя, который указывает на звезду над главой Пресвятой Девы Марии, предвозвещая о свете, долженствующем явиться с Востока (звезда от времени стерлась и теперь совсем не видна). В катакомбах св. Прискиллы есть так называемая греческая церковь (Cappella Greca), устройством своим совершенно напоминающая восточные православные церкви с престолом, жертвенником и горним местом. К сожалению, эти катакомбы, а равно и Кладбище Острианово, обычно недоступны для богомольцев. Только с особого разрешения римского археологического комитета, производящего раскопки в катакомбах, можно их посещать. По обозрении церкви и катакомб св. Агнии, богомолец должен зайти в церковь во имя преподобной Констанции, которая стоит внутри двора, прилегающего к церкви. Церковь эта небольшая, круглая. Она построена св. равноапостольным царем Константином. Первоначальное назначение ее было служить крещальней (Battistero), где должна была принять святое крещение его дочь Констанция. Царевна Констанция, получившая чудесное исцеление по молитвам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Школы эти обыкновенно посвящались Геркулесу и украшались его статуями. Часто эти упражнения и гимнастические и атлетические состязания производились на открытом воздухе, на особо предназначаемых для сего местах, посвящаемых Геркулесу. ( < < back) Неофит пострадал и мученически скончался в гонение Диоклетиана, бывшее в 303–305 годах. ( < < back) Житие и страдание святой мученицы Агнии девы (у греков — Гестия) почиталась древними римлянами богиней домашнего очага, домашнего согласия, мира и счастья; сама она, по их верованиям, была девственницей. В честь ее было устроено особое святилище с ее статуей и очагом, в котором поддерживался неугасимо-горящий огонь, о котором заботились ее служительницы, так называемый весталки, выбиравшиеся из чистых дев, дававших обет вечного девства, и пользовавшиеся среди римлян большим уважением и почетом. ( < < back) мученица Агния пострадала в 304-м году. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Житие святого апостола Тимофея юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом. город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр — селение Латик или Ладик. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня. видно и из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу. ап. Сила — из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января. было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла. Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции — Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В этом сочинении Пруденций довольно часто обращается к полемическим средствам апологетов: иронии и сарказму. Мысль о религиозном назначении Рима пронизывает и «Книгу о венцах» – 14 гимнов о мучениках и мученицах первых веков христианства. Прославляются главным образом испанские герои веры: Эметерий и Хелидония (1), Евлалия (3), Викентий (5), Фруктуоз, Авгурия и Евлогия (6), а также римские мученики: Лаврентий (2), Ипполит (11), Петр и Павел (12), Агния (14) и погибшие за веру Роман Антиохийский (10), св. Киприан (13) и некоторые другие. В гимнах использованы двенадцать стихотворных размеров. Объем стихотворений разный – от 18 до 1140 строк. В «Книге о венцах» Пруденций облек в художественную форму сырой необработанный материал безымянных преданий, вроде «Деяний мучеников», имевших хождение в конце II в. Во всех гимнах изложение ведется по единой схеме: заключение под стражу, допрос, казнь, чудеса и восхождение души на небо. Диалог между судьей и обвиняемым, как правило, многословный, строится, с учетом риторических норм, по традиционным образцам христианской полемики с язычниками. В изображении жестоких истязаний, душераздирающих мучений и зверских казней чувство меры Пруденцию иной раз изменяет и он впадает в ненужный натурализм. Однако воодушевление и сила воображения поэта таковы, что читатель невольно становится как бы участником описываемых событий. В гимнах мученикам переплетаются элементы эпоса, драмы и лирики. Исполненные неподдельной искренности, страстности и сердечного волнения стихи Пруденция льются легко и свободно. В гробнице римской Агнии прах сокрыт, Бесстрашной девы, мученицы святой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Гласит преданье, что с юных лет она, Едва достигнув возраста брачного И возлюбивши всею душой Христа, Не поклонялась идолам ревностно Храня святую веру в Спасителя. Хоть искушали всячески Агнию, Но, не поддавшись льстивым словам судьи, Ни пытке страшной, коей грозил палач, Она осталась неколебимою, Отдавши тело на истязания,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010