Из уст Христа Спасителя, умиравшего на Кресте, вырвался именно этот вопль: «Или, Или, лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). Причём Господь всегда говорил на арамейском языке, а эти слова произнёс на древнееврейском – как в псалме. И те, кто был рядом, даже не могли понять, что Он сказал. Думали, зовёт пророка Илию, и собирались посмотреть, придёт ли Илия снять Его с Креста. Здесь мы сталкиваемся с непостижимой тайной. Конечно, Христос хорошо знал псалмы – и часто обращался к ним. Под пение псалмов Он шёл с учениками в Гефсиманию после Тайной Вечери. Воскресший Спаситель являлся апостолам и говорил: «надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» ( Лк.24:44 ). Но ведь двадцать первый псалом появился за тысячу лет до страданий Христа. А его первый стих сразу открывает нам, что самой трудной (невыразимо трудной!) во всём подвиге Спасителя была Богооставленность. Какое же великое прозрение давал Дух Святой пророку Давиду! «Боже, Боже мой, вонми ми (услышь меня), вскую (для чего) оставил мя еси?» – взывал Христос – единородный Сын Божий. А ведь Он имеет в Себе полноту Божественной славы и достоинства. Но в то же время Спаситель – Агнец Божий, прежде создания мира предназначенный на заклание. Об этом говорил пророк Исаия, и его слова повторил Иоанн Креститель: «се, Агнец Божий, вземляй (принимающий на Себя) грехи мира» ( Ис.53:7 ; Ин.1:29 ). Господь должен был совершить Свой искупительный подвиг, восстановить падшее человечество, вернуть Создателю. Но как может быть оставлен Богом Тот, Кто Сам по природе – Бог и равен Отцу? И для чего была необходима Богооставленность? Бог не может умереть: где Он – там избыток жизни. Но Христос родился на земле как Богочеловек. Природа, которую Он воспринял на Себя от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, – была и Божественной, и человеческой одновременно. И человеческая природа Христа нуждалась в искуплении. Спаситель совершал крестный подвиг, чтобы взять на Себя грехи мира. Смерть не может проявить свою власть, если Бог каким-то неведомым для нас образом не оставит человека – и душа человеческая не будет разлучена с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Искушения в пустыне окончились. Побежденный диавол оставил Христа «до времени». Иисус Христос, подкрепленный Святым Духом и благословением Отца Своего Небесного, из пустыни направился к берегам Иордана, в Вифавару, где Его Предтеча продолжал призывать народ к покаянию. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его... но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Таким образом, Предтеча всенародно объявил Иисуса Христа – Мессией, Сыном Божиим. По свидетельству Иоанна Крестителя, Мессия будет не политическим всемирным владыкой, а Агнцем Божиим, Который столько тысячелетий предызображался в жертвоприношениях. Он так же, как невинные ягнята (агнцы) и тельцы, заклавшиеся для всесожжения, кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь Свою за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти. Вернувшись из пустыни, Христос временно поселился близ Иордана, где крестил Иоанн. На другой день Иоанн Креститель опять увидел проходившего мимо Иисуса Христа и сказал стоявшим около него двум своим ученикам: «Вот Агнец Божий». Услышав от Иоанна эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Один из них был Андрей, которого впоследствии Церковь стала именовать Первозванным, Другой же был Иоанн Богослов. Оба они занимались рыболовством и жили в рыбацком городке Вифсаиде. Это событие евангельской истории хорошо известно по знаменитому полотну Иванова «Явление Христа народу». Вдохновенный Предтеча указывает толпе на приближающегося Спасителя. Люди взволнованы: кто смотрит с надеждой, кто с любопытством, а кто и с сомнением. А Христос твердыми шагами спускается по дороге. Он знает, куда идет и для чего послан в мир. Господь, увидев идущих за Ним Андрея и Иоанна, остановился и спросил их: «Что вам надобно?» Они ответили Ему: «Учитель, мы желаем знать, где Ты живешь?» [ ]

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Итак, здесь мы видим, что Иоанн Креститель «послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» . Конечно, не надо видеть в этих словах Иоанна Крестителя хотя бы намек на сомнение в миссии Иисуса Христа из Назарета. Человек, который при Иордане слышал свидетельство Самого Бога Отца о Сыне Своем, не мог и не сомневался в миссии  Господа Иисуса Христа. Но сомнение коснулось самих учеников Иоанна Крестителя так называемых «иоаннитов». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Иоанн вопрошает не как незнающий, ибо он сам показал [Его] незнающим такими словами: ″Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира″. Он слышал голос и Отца, говорящего: ″Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение″, и послал учеников своих ко Христу, чтобы они в этом случае, видя совершаемые знамения и силы, уверовали в Него и через вопрос своего учителя, научились сами» . Блаженный Феофилакт разделяет это же мнение, он пишет: «Иоанн спрашивает не потому, будто не знает Христа. Как ему не знать Того, о Ком свидетельствовал: ″се Агнец Божий″? Но спрашивает для того, чтоб убедить своих учеников, что Он есть Христос. Поскольку они завидовали Христу: то Он посылает их к Нему, дабы хотя при виде чудес уверились, что Христос больше Иоанна» . То есть Иоанн ищет не себе славы, но Христу, а сам, находясь в темнице, ожидает смерти от Ирода, осознавая закат ветхозаветного времени и начало эры Нового Завета. Сами же ученики Иоанна Крестителя завидовали апостолам и ревновали славу Христову. Сказано: «И пришли к Иоанну (то есть его ученики – по истолкованию Иеронима Стридонского ) и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:26–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Которые , то есть эти сонмища ангелов, говорили . Видим, что в эту новую песнь включаются теперь и небесные воинства духов бесплотных. Достоин Агнец закланный, – именно через заклание, через Голгофу и Крест, становится Агнец достойным принять силу над имевшим державу смерти, ибо связал сильного (сатану – Г. Ф.) ( Мф. 12:29 ). Теперь Христос принимает силу над сатаной, бесами, адом и всем миром. А что, разве раньше Он такой силы не имел? Как Сын Божий имел всегда. Но «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ). И уже как Сыну Человеческому через Крест дается Ему «всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ). И богатство. Ради нас Христос был «как отпрыск и как росток из сухой земли... и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» ( Ис. 53:2 ). Ради нас Он обнищал, и «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Фил. 2:7 ). «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк. 9:58 ). Голгофский же Крест удостаивает Его неизреченных и великих богатств. Все сокровища неба и земли принадлежат теперь Ему. Господь говорил, что раб не больше своего господина, а сколь часто мы, христиане, прилепляемся к богатству земному и служим маммоне! Не говорил ли Христос, все оставлять ради Него, и тогда сторицею будет воздано. Тот будет достоин там принять богатства, кто оставляет их здесь. Вспомним жития святых, сколь многие из них всё оставляли ради Христа. Вот Алексий Божий человек оставляет все: богатый родительский дом, родителей, невесту и идет нищенствовать. А потом даже в собственном родительском доме, никем не узнанный, живет как нищий. Или святой Франциск Ассизский, возлюбивший ради Христа более всего нищету. Ему в начале его подвига сказали: да ты ум потерял. Ты что, обручился? Да, – ответил он, – обручился с нищетою! Все они стяжали себе великие богатства на небе. А какое нищенское состояние на небе зарабатываем мы себе своим многостяжательством и обольщением земным? Поэтому не надо говорить, что слова Христа об оставлении всего только для подвижников. Первые христиане показали, что исполнять эти слова должны все ( Деян. 4:32 ). Не стоит делать себе вход в Царство небесное узким и малым, как отверстие игольного ушка! ( Мф. 19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Наоборот, о добрых говорится: «вы семя Авраамово» (Гал.3:29). Хотя речь обращена здесь к язычникам, которые происходили не из рода Авраамова, однако, они были названы детьми Авраама не по рождению, но по подражанию. Удаляется и отчуждается от самонадеянных иудеев отец Авраам. «Если бы вы были дети Авраама, — говорит им Господь, — то дела Авраамовы делали бы» (Ин.8:39). Как дурные деревья, они, вследствие своего превозношения происхождением от Авраама, с корнем вырываются, дети же Аврааму могут быть созданы по обетованию даже из камня. Итак, как в том месте, где говорится: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли», разумеются те, которые не понимали, что ели, и вследствие этого непонимания принимали лишь пищу телесную, так здесь апостол называет отцами нашими не отцов неверующих, не отцов нечестивых, вкушавших и умерших, но наших отцов, отцов верующих, которые вкушали пищу духовную и, следовательно, ту же самую пищу. «Отцы наши, — говорит он, — ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие». Были там и такие, которые понимали, что вкушали. Были и такие, которые Христа более чувствовали в сердце, нежели манну во рту. Из числа таких был прежде всего Моисей, раб Бога, верный «во всем доме Его» (Евр.3:2), знающий, что раздавать, и что предлагать нужно было тогда сокровенное в настоящем и ясное в будущем. Итак, скажу кратко: кто в манне уразумевал Христа, тот вкушал ту же, что и мы, духовную пищу. Кто же от пищи искал одного лишь телесного насыщения, тот вкушал, как отец неверующих, и умер. То же нужно сказать и о питье. Камень был Христос. Одно и то же питие пили они, что и мы, но духовное, если руководились верою, а не чувственностью только возбуждались. «Камень же был Христос». Не иной Христос тогда, а другой теперь. Один был камень, источивший воду (Исх.17:6), другой, который положил себе Иаков под голову (Быт.28:11), один агнец, которого закалали для вкушения пасхи, другой агнец, запутавшийся в кустах, коего должен был принести в жертву Авраам, когда, по повелению Божию, пожалел сына своего, коего хотел было принести в жертву (Быт.22:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Не только в традиции ветхозаветного почитания Творца неба и земли, но и в языческих культах практически всех дохристианских религий центральным духовным актом было заклание животных и принесение их в жертву. Так, когда апостолы Павел и Варнава пришли в Ликаонскую страну, в город Листру, то после совершенного чуда они были приняты местными жителями за богов Гермеса и Зевса, и им немедленно решили принести в жертву волов. Деяния святых Апостолов, гл. 14 11. Народи же видевше, еже сотвори Павел, воздвигоша глас свой, ликаонски глаголюще: «Бози уподобльтеся человеком сиидоша к нам!» 12. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермиа, понеже той бяше началник слова. 13. Жрец же Диев, сущаго пред градом их, приведеюнцы и принесе венцы пред врата, с народы хотяше жрети . 11. Тогда народ, увидев, что сделал Павел, повысил свой голос, говоря по-ликаонски: «Боги приняли облик человеческий и сошли к нам!» 12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом, потому что он был главным в разговоре. 13. А жрец Зевса, храм которого был перед городом, привел к воротам быков , принес венки и хотел вместе с множеством народа вознести жертвы . Животные были необходимы для того, чтобы через их заклание осуществлять религиозный культ. 1.2. Иисус Христос отменяет кровавые жертвоприношения В эпоху Ветхого Завета жертвенные животные прообразовали кроткого и смиренного Христа – Агнца, Первенца, Спасителя Мира. За несколько веков до Рождества Господа Иисуса пророк Исайя писал о Нем как об Агнце : Книга пророка Исайи, гл. 53 7. И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих; яко овча на заколение ведется, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих: как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих Господь Иисус Христос был назван Иоанном Крестителем Агнцем Божиим, вземлющим грех мира ( Ин.1:29 ). В Откровении Он именуется Агнцем , закланным от сложения мира ( Апок.13:8 ). Он принес Себя в добровольную жертву и искупил чело­веческий род Своей святой кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но Премудрость – Слава не только человечна, но она и есть само небесное человечество, и в этой человечности своей она и открывается в Ветхом Завете. Именно в видении славы у пророка Иезекииля в явление ее входит образ человека: «над подобием престола было и подобие человека вверху на нем» ( Иез. 1, 26 ). И это явление человечности Славы есть вместе с тем Небесного Адама, Сына Божьего – Сына Человеческого, Богочеловека, Грядущего Христа. Этот образ целиком уже введен в видение прор. Даниила (гл. 7) о Сыне Человеческом, приводимом к Ветхому Деньми. Это есть ветхозаветное Евангелие ο Богочеловеке, причем в нем предвосхищается и новозаветное его имя, – Сын Человеческий, которое Христос сам к Себе применял на земле. Здесь Он видится в небесах («с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий», 7, 13). И именно эту связь земли и неба в Сыне Человеческом подтверждает сам Христос в беседе с Никодимом: «никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3, 13 ). Наряду с этим прямым откровением о богочеловечности человека Ветхий Завет был исполнен и косвенных откровений, в виде «прообразов и пророчеств», раскрытых лишь в Новом Завете. Такова, прежде всего, была скиния со всеми ее установлениями (как это раскрыто в послании к Евреям, 9 гл.) и многое другое: лица, события, символы. 2. Основания боговоплощения Пришествие Христа в мир, боговоплощение, по прямому свидетельству Слова Божия, предопределено еще до сотворения мира, т. е. включено предвечный совет Божий о мире. Христос есть «непорочный и чистый агнец, предназначенный еще прежде создания мира, но явившийся в последние времена для нас» ( 1Петр. 1, 20 ). В том явилась «премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2, 7 ). Во Христе Бог избрал нас «прежде создания мира» ( Еф. 1, 4 ), «предопределилусыновить нас Себе чрез Иисуса Христа в благоволение воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но тщетно стали бы мы искать на это ответа в богословии, его нет и не было в течение веков. Событием этим овладела благочестивая легенда о Св. Граале, которою отозвался на него религиозный гений западного христианства, преимущественно Англии. Ей именно усвоила легенда честь принятия в свою землю святой чаши, в которую, согласно преданию, излилась честная Кровь, излившаяся из ребра Иисусова. В эту чашу собрал ее у Креста, согласно преданию, св. Иосиф Аримафейский. Восточное христианство до сих пор оставляет также без истолкования эту черту повествования о смерти Спасителя, которая, конечно, по меньшей мере, так же важна и драгоценна, как и все остальные. Правда, упоминание о нем введено в евхаристическую символику, именно: в последовании проскомидии эти евангельские слова произносятся при «прободении» Агнца копием, что сопровождается вливанием вина в евхаристическую чашу. Однако очевидно, что эта символика берет событие лишь с внешней стороны, само же по себе оно евхаристического значения не имеет и с Тайной Вечерей не связано. Спрашивается, что же содержится в автентичном (автентичный (устар.) — аутентичный. — Прим. ред. ) истолковании рассматриваемого события, в истинности которого с такой исключительной настойчивостью заверяет Евангелист на основании приводимых им двух ветхозаветных текстов. Первый из них, из 12-й главы Исход, целиком относящийся к установлениям относительно пасхального агнца, очевидно, имеет подтвердить жертвенный характер смерти Христовой как Агнца Божия: «Христос — новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира» (пасхальный гимн). В символике же несокрушения костей здесь можно прозревать и указание на то, что каждый состав, определяющий собой строение тела, сохраняется нерушимым, даже когда съедается мясо. Агнец-Христос пребывает в каком-то особом смысле в среде народа Своего. Другой же текст относится к мессианскому пророчеству об Израиле и его прославлении, именно царственному величию дома Давида и его служению: Дом Давидов будет как Бог, как Ангел Господень пред ними. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенц е (Зах 12:8, 10). Общий контекст, из которого берется пророчество, относится к земному царству Израиля, дома Давидова, который как бы воплощается в одном лице, и таковым для Евангелиста является Христос.

http://blog.predanie.ru/article/svyatyj-...

Ныне рассуди, христианин, что есть сам по себе человек без Христа, если ни помыслить, ни хотеть, ни делать чего богоугодного не может без благодати Его, как и Сам сказал Христос: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5), – он как розга иссохшая, которая только к сожжению годна. А так человек не иное что перед Богом, как мерзость и смрад, от которого святейшие Его отвращаются очи, а посему не иному чему подлежит, как проклятию, осуждению и мучению вечному. В это зло и бедствие Адам нас ввергнул своим грехопадением, но Христос, Сын Божий пришел в мир от всего того зла нас избавить. Он, явившись во плоти, сделался ходатаем и стал посредником между Богом, прогневанным нашими грехами, и людьми, Его прогневавшими. Закон Божий и волю Божию исполнил совершенно, так что не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22). Грехи мира на Себя взял, чтобы, как Агнец непорочный, очистить их. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, – показывал на Него всему миру Предтеча святой (Ин. 1:29). Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). И Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2:2), и прочее. Взяв наши грехи на Себя, взял и казнь, за грехи нам должную, ибо грехи без казни не бывают. Господь возложил на Него грехи всех нас. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5-6). Мы достойны были вечного от лица Божия отвержения, осуждения и в аду с дьяволом и злыми его ангелами мучения как отступники и разорители Святого Его закона, но Христос, Сын Божий, Царь славы и Господь наш, эту нашу казнь взял на Себя, и за нас, рабов Своих непотребных, так ужасно хулим, осмеян, обесчещен, поруган, уязвлен, мучим, и такою поносного смертью умер, а так от вечного наказания, которого мы достойны, избавил нас, и Божие благословение, милость, благодать и вечную жизнь, которой мы недостойны, у Небесного Своего Отца заслужил нам. Так Он стал для нас совершеннейшим врачевством против всякого нашего бедствия и окаянства, и живым и известнейшим источником всякого истинного блаженства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Получив это повеление, Авраам отправляется в путь вместе с сыном и слугами. На третий день он видит издалека указанное Богом место и говорит слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся». Ни у слуг, ни у сына эти слова не вызывают вопросов, так как восхождение на гору для поклонения Богу было обычной практикой. Только когда Исаак видит, что Авраам не взял с собой жертвенное животное, он спрашивает отца: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Наконец, отец с сыном приходят на указанное Богом место, Авраам связывает Исаака, кладет его на жертвенник и заносит над ним нож, чтобы заколоть его. В этот момент он слышит голос Ангела: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» ( Быт.22:2–12 ). С самой глубокой древности в рассказе о жертвоприношении Авраама видели прообраз крестной жертвы Спасителя: И сам Исаак… есть образ Господа. В самом деле, он – сын, как и Господь – Сын, ведь он был сыном Авраама, так же, как и Христос – Сыном Бога; кроме того, он – жертва, так же, как и Господь. Однако Исаак не был принесен в жертву, как Господь, но только понес дрова для священнодействия, так же, как и Господь – древо креста 1124 . В том, что Исаак несет на себе дрова для всесожжения, есть образ, поскольку Христос шел на Голгофу, неся крест Свой ( Ин.19:17 ). И всё же нести дрова для всесожжения есть обязанность священника. Исаак, следовательно, становится и жертвой, и священником 1125 . «Где есть агнец?» – благоразумно спрашивает сын. Что же говорит отец? «Бог усмотрит Себе агнца во всесожжение, чадо; не слугу, а Сына». Этот был единородный, и Бог – единородный; этот нес на плечах дрова, и Христос нес на плечах крест; этот, не сделав никакого греха, имел быть заклан, и Сын Божий, не сделав никакого греха, был распят; этот был и заклан и не заклан, и единородный Сын Божий был и заклан и не заклан, и умер и не умер; этот, согласно намерению, должен был умереть, а в конце рассказа не умер; и Сын Божий по плоти умер, а божество Его осталось бесстрастным 1126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010