Параллели, усматриваемые между пасхальным жертвенным агнцем и Новозаветным Агнцем, Христом, напрашиваются сами собой: – как пасхальный агнец был непорочен и чист, так и Христос был свободен от скверны греха, совершенен как Бог и как Человек; – как через кровь пасхального агнца евреи были избавлены от Ангела-губителя, так и кровью Христа мы спасены; – как, евреи, потребив пасхального агнца, при содействии помощи Божией освободились от рабства фараону, из плена египетского, так и христиане, духовно питаясь Плотью и Кровью Новозаветного Агнца в Таинстве святой Евхаристии избавляются от рабства диаволу, от плена греха; – как совместное поедание ветхозаветного агнца духовно объединяло израильский народ, так и совместное участие верующих в Таинстве Плоти и Крови Христовых объединяет их в единое тело, в единую Церковь : «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ); – как потребление пасхального агнца сопровождалось поеданием горьких трав, так и христиане на пути в небесные обители переживают горечь скорбей и греховных искушений; – как иудеям надлежало вкушать пасху «на ходу», так и христианам надлежит помнить о том, что в земной жизни они только странники, а истинное их отечество – на небесах. Однако же между двумя агнцами, ветхозаветным и Новозаветным, как, собственно, и между двумя Пасхами, Иудейской и Христовой, нельзя не видеть глубокой разделительной межи. «В полнолуние Нисана, – пишет преподобный Ефрем Сирин , – агнец одержал победу в Египте и извел угнетенных. Столп огненный и облачный радовал народ Божий и указывал ему путь. В полнолуние Нисана истинный Агнец помрачил солнце Своей славной смертью . И поскольку отступники так превратно воздали за то, чем должны были Правде, то Дух Святой сокрушил народ сей. Различны между собой и два агнца, и две Пасхи, Египетская, и Сионская. В Пасху Египетскую истреблены язычники и спасены Евреи, в Пасху Сионскую спасаются язычники, и искореняются обрезанные» т. 3, с. 102]. Одним из первых представил Христа в образе агнца пророк Исаия, и причем, именно в контексте о Его Крестных Страданиях и смерти: «...как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53:7 ). Во времена Нового Завета мысль о Христе как о Жертвенном Агнце озвучил Предтеча Господень: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Впоследствии эту истину повторил и раскрыл апостол Петр: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет. 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус, в славу Бога Отца ( Флп. 2:6–11 ). В литургических книгах очень часто одно выражение, заимствованное из Священного Писания, служит сигналом к тому, чтобы слушатель восстановил в уме весь контекст, в каком это выражение родилось. В данном случае выражение «в славу Бога Отца» напоминает об искупительном подвиге Спасителя, Который взошел на крест ради спасения людей. Се Агнец. Покровец. 1660-е гг. Мастерская боярыни Аксиньи Милославской (Русский музей, Санкт-Петербург) К песнопению «Един Свят…» присоединяется причастный стих, который бывает разным для каждого дня недели. Так, например, в воскресенье поется: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс.148:1 ). Для других дней недели, а также для праздников положены иные стихи из Псалтири. В отдельных случаях причастный стих может быть заимствован не из Псалтири, а из иной библейской книги или из литургических текстов. Раздробление Агнца После того как священник поставил Агнец обратно на дискос, диакон произносит: «Раздроби, Владыко, святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй. Раздробляется и разделяется Агнец Божий – раздробляемый, но не разделяемый, постоянно съедаемый и никогда не иссякающий, но причащающихся освящающий. Раздробление Часть с надписью ИС будет вложена в чашу с Кровью Христовой; часть с надписью ХС будет употреблена для причащения священнослужителей, а части с надписями НИ и КА – для причащения мирян. Символизм раздробления Агнца связан прежде всего с воспоминанием о преломлении хлеба, которое Иисус Христос совершил на Тайной вечере ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ), а также в других случаях, описанных в синоптических Евангелиях ( Мф.14:19; 15:36 ; Мк.6:41; 8:6 ; Лк.9:16; 24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Стих. 7–10. Как овца на заклание будет веден, и как агнец пред стригущим онемеет и не отверзет уст Своих. От тесноты и от суда Он был взят. Род Его кто изъяснит? ибо отторгнут был от земли живущих: за преступление народа Моего Он поразил их. И даст нечестивых за погребение, и богатого за смерть Свою: потому что беззакония не сделал и обмана ее было в устах Его. И Господь восхотел сокрушить Его болезнию. LXX: Как овца для принесения в жертву Он был веден, и как агнец пред стригущим безгласен, так не отверзал уст Своих. В уничижении суд Его был взят. Род Его кто изъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. От беззаконий народа Моего веден был на смерть; и дам наихудших за погребение Его, и богатых за смерть Его. Ибо не сделал, ни беззакония·, ни обмана устами Своими: и Господь хочет очистить Его от язвы. Когда упоминаемый в Деяниях Апостольских (гл. 8) евнух царицы Кандакии ехал на колеснице, и, читая, не понимал этого свидетельства: то, по изъяснении его Филиппом в отношении к страданию в имени Спасителя, он уразумел его, и тотчас крестившись в кровь Агнца ( Рим. 6:3 ), о котором читал, удостоился называться мужем, и послан был в качестве апостола народу эфиопскому. Итак представленный Пилату, потому что Сам восхотел, и не отвечавший, чтобы осужденным за нас взойти на крест, Он, как овца, веден был на заклание, и, как агнец пред стригущим, был безгласен. Ибо пасха пасха за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5:7 ), на которого Иоанн Креститель указывал, говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). Он и в Апокалипсисе евангелиста Иоанна часто называется Агнцем закланным ( Апок. 5:6. 12 ). Он о Себе Самом говорит у Иеремии: Аз же, яко огня незлобивое ведомое на заколение, не разумех ( Иер. 11:19 ). Ибо Он, не знавший греха, для нас сделался [жертвою] за грех ( 2Кор. 5:21 ). И как агнец, когда ведется для принесения в жертву, не сопротивляется: так Он пострадал добровольно, чтобы сокрушить имевшего державу смерти ( Евр. 2:14 ), смирив Себя даже до смерти, и смерти крестной ( Фил. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Откр.7:16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать. В вечности искупленные не будут алкать, ибо будут питаться от древа жизни. Они не будут жаждать, ибо припадут к источникам воды живой. И не будет палить их солнце и никакой зной. Они не будут более терпеть бедствия, изображенные здесь палящим солнцем и зноем. Время страданий для них прошло. Они прошли через великую скорбь и теперь наследовали спасение. Причиной их грядущего блаженного состояния является сам Бог. Откр.7:17 Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Ибо Агнец, Который среди престола – Христос, восседший одесную Отца, единосущный со Отцом и с Ним спрославляемый, будет пасти их . Не от нападений волков будет тогда Пастырь ограждать стадо, ибо все враги будут уже истреблены ( 1Кор. 15:26 ) и ввержены в геенну. Не от них будет охранять Агнец-Христос Своих агнцев, но будет водить их на живые источники вод. Агнец становится пастырем. То будут небесные пажити, чистые и плодоносные. Там будут источники воды живой, к которым припадут, кто ныне «будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). Потому прибегайте чаще ныне к воде живой, дабы утолить ею всякую жажду в жизни вечной. Источники этих вод означают приобщение к божественному разумению и вообще обилие благодати божественного Духа ( Ин. 7:37–39 ). И отрет Бог всякую слезу с очей их. Сейчас время плача. Христос говорил: блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф. 5:4 ). Здесь плач – там утешение. И даже усопшим праведным предстоят слезы. Еще предстоит Страшный суд, когда возрыдают все племена земные и явными сделаются дела. Но обещает Бог искупленным, что в вечности, после Суда (21,4) отрет Бог всякую слезу. То будет дивное утешение. Прозрачна и чиста слеза покаянная, слеза умиления. Слезы осушит Бог, «моря уже нет» (21,1), но останется душа очищенная, чистая и прозрачная, мерцающая в небесном свете и излучающая тепло.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Помимо птицы пеликана, и любая мать, грудью кормящая свое чадо, – это символ Христовой любви и Христовой жертвенности. Ибо, кормя ребенка из своей груди, мать насыщает его своим телом и своей кровью, поскольку и то, и другое содержится в молоке. Посему если когда увидишь мать, кормящую свое дитя, – мать, а не наемницу, – то знай, что видишь образ Христовой Литургии, естественно, в смысле узком и ограниченном. Ведь Христос отдал Себя не за одного человека, а за миллионы и миллионы людей, включая даже неправедников и грешников. Вдал Он Себя праведникам в пищу, а грешникам в цельбу, – но действительно всем, чтобы все походили на Него, как дети на своего Отца, дабы Его Ангелы узнали их пред вратами Небесного Царства и пропустили внутрь к Нему. О если бы каждый знал, что Христос горит к нему любовью гораздо большей, чем его родная мать! Ибо мать, вскармливавшая его грудью, давала ему [лишь] нечто от себя и из себя и, причем, только одну часть, а Христос всего Себя отдает в жертву за него – всего, вплоть до конечного издыхания и до последней капли крови. Материнская любовь – лишь бледный отсвет любви Христовой. Знатокам языка известно, что слово Литургия означает общее дело. То есть дело Христовой любви объемлет всех вообще людей, которые эту любовь принимают и любовью на нее отвечают. Не общая мысль и не общая идея, а общее дело. Ведь Христова любовь к грешному и неправедному человеческому роду засвидетельствована делом крайнего самопожертвования и отдачи себя всего, телом и кровью. Из стародавних времен провидел Исаия [пророк] Христа как жертвенного Агнца, описав Его такими словами: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (в серб.: Он мучим был и истязуем, но не открыл уст своих. Как агнец, веден был Он на заклание и, как овца пред стригущим ее не отверз уст Своих. – Пер.) ( Ис.53:7 ). [Веден Он был] именно как кроткий и незлобивый ягненок (агнец). Но [только] не [как] обыкновенный ягненок, а как Агнец Божий, с Божественным сознанием, Божественной свободой и Божественной любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

14-я сцена: Агнец Сиона и падение Вавилона (Откр. 14, 1-13) Семирогий агнец Божий изображается стоящим на горе Сион, изображенной в виде лестничных скал, как обычно изображаются горы в византийской иконописи, В левой передней ноге он держит скипетр победы. Он окружен верными сподвижниками, символическими животными четырех евангелистов. Ниже изображены ангелы-музыканты, играющие на арфах, а еще ниже три ангела суда. Из них, средний держит раскрытую книгу (Евангелие), тогда как два других провозглашают или показывают падение Вавилона: «Пал, пал Вавилон, великая блудница» (Откр. 14, 8-10). По сути это суд Божий над Вавилонской блудницей, бессознательными орудиями которого будут служить цари-вассалы Антихриста. Разрушенный Вавилон занимает нижнюю часть композиции. Таким образом, агнец, который впервые появляется ранее, когда пытается раскрыть книгу с семью печатями (Откр. 5), показан здесь уже побеждающим. Он стоит на горе Сион и попрает силу дьявола (Откр. 14). Надписи: 14. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14,7). Раскрытая книга ангела: «и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14, 7) (Над развалинами): «кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией» и «... пал Вавилон великий» (Откр. 14, 8-10). 15-я сцена: Жатва и сбор винограда (Откр. 14, 14-20) Следующая по очереди идет сцена видения жатвы и сбора винограда. Христос в центре сидит на облаках. Он окружен нимбом с крестом, на голове его венец, а в правой руке он держит серп. Напротив Христа тоже на облаках стоит ангел суда, и кажется, что Христос разговаривает с ним. Сцену дополняют три ангела внизу, из которых двое жнут, а третий собирает виноград и бросает его в давильню в левом нижнем углу. Но из давильни вместо вина исходит кровь, которая символизирует гнев Божий. Надпись 15: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (Откр. 14, 14).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Израильтяне сделали, как повелел им Господь через Моисея и Аарона, и закололи жертвенного агнца и кровью его помазали косяки и перекладины дверей. И в ту ночь Господь поразил «всех первенцев в земле Египетской от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота... и сделался великий плач (во всей земле) Египетской» ( Исх. 12:29–30 ). Это была десятая казнь, наведённая Господом на Египет. И увидели израильтяне, что кровь жертвенного агнца спасла их от гибели, и уверовали, и стали они совершать свою ветхозаветную Пасху в память избавления от рабства Египетского. Пасха иудейская – прообраз нашей, ибо у них образы, у нас же истина, как написано: «Закон, имея тень будущих благ...» ( Евр. 10:1 ). Пасхальный жертвенный непорочный однолетний агнец служил прообразом всесовершенной Жертвы, Агнца Божия – Христа. Первое же свидетельство Иоанна Крестителя иудеям было: «Се Агнец Божий, вземляй грех мира» ( Ин. 1:29 ). Апостол Павел научает: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старой закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор. 5:7–8 ). Христос пострадал, чтобы спасти мир. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Пасху празднуем и мы, но не как избавление от временной смерти, подобно тем, и не как освобождение от временного рабства, но как совершенное избавление от смерти, как совершенное избавление от рабства диаволу. Смерть первенцев миновала тех, которые принесли в жертву прообразовательного агнца и помазали кровью части дверей, нас же смерть, начавшаяся от первозданного (человека), минует, не будучи в силах удержать тех, которые вкусили жертвы Божественного Агнца и запечатлены верою в спасительную кровь... Бессловесный агнец не уничтожает греха, а вследствие этого и происходящей от греха смерти; разумнейший же Агнец освободил от греха, уничтожив вместе с ним и смерть. Выводит нас не от земли египетской в землю иудейскую, но в вечное владение от мира тленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Отойди подальше, не простивший брату своему… Сбрось с себя нечистоту злобы, тогда приди и прими очищающий Угль. Обратись ко Господу: “Владыко! Я знаю, что имею множество грехов и долгов, но по заповеди Твоей я простил моим братьям, дабы и мне удостоиться Твоего прощения”». Вот какой смысл предлагает нам священник вложить в этот короткий возглас 1008 . При произнесении слов «Святая святым» священник берет Агнец обеими руками и поднимает его вверх. Смысл этого жеста, получившего почти всеобщее распространение в литургической практике не позднее VI–VII веков 1009 , заключается в том, чтобы торжественно показать верующим освященный хлеб, ставший Телом Христовым. В цитированном отрывке святитель Иоанн Златоуст особо отмечает, что в момент произнесения возгласа «Святая святым» священник должен быть «видим всеми». Ему вторит преподобный Анастасий Синаит : «Священник, зная, что каждый из нас предстоит и молится на том страшном и внушающем трепет Собрании, после освящения бескровной Жертвы поднимает Хлеб жизни и показывает его всем» 1010 . Таким образом, святой Агнец возносится не для чего иного, как для того, чтобы верующие увидели хлеб, ставший Телом Христовым, и воздали ему должное поклонение. Поэтому, во-первых, Агнец должен подниматься достаточно высоко (а не на несколько сантиметров над дискосом, как это нередко делают священнослужители), а во-вторых, царские врата должны закрываться не до вознесения Агнца, а после (их закрытие до того, как Агнец вознесен, лишает это действие его изначального смысла). После того как священник произнес возглас «Святая святым», хор поет: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Один Свят, один Господь – Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. Данный стих известен с IV века: он присутствует и в литургических памятниках этого периода 1011 , и в комментариях на Литургию 1012 . Выражение «в славу Бога Отца» заимствовано из Послания апостола Павла к Филиппийцам, содержащего один из главных христологических текстов апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это означает, что никому из сотворенных существ недоступно ведение тайн Божиих. Эту недоступность усиливает еще выражение " ниже зрети ю " , то есть даже " посмотреть в нее " (ст. 1-3). Тайновидец много скорбел об этом, но был утешен одним из старцев, который сказал: " Не плачь: вот Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея " . " Лев " здесь означает " сильного " , " героя " . Этим указывается на пророчество патриарха Иакова о " Льве из колена Иудина " , под которым разумелся Мессия – Христос (Быт. 49:9-10). Взглянув, Тайновидец увидел " Агнца, как бы закланнаго, имеющаго семь рогов и семь очей " . Этот Агнец, носивший на Себе следы того, что Он был принесен в жертву, есть, конечно, " Агнец Божий, вземляй грехи мира " (Иоан. 1:29), то есть Господь наш Иисус Христос. Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принесший Себя в жертву за грехи людей, Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим, как Спасителем человечества. Семь рогов – это символы Его крепости (Пс. 74:11), а семь очей означают, как тут же объяснено, " седмь духов Божиих, посланных во всю землю " , то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе, как Помазаннике Божием, о чем говорили еще св. Пророк Исаия (11:2) и св. Пророк Захария (4 гл.). Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял " посреди престола " , то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию – одесную Бога Отца (ст. 4-6). Агнец взял книгу из руки Сидящего на престоле, и тотчас же четыре животных – Серафим, и 24 старца, пав ниц, воздали Ему Божеское поклонение. Гусли, которые они имели в руках, означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие, звучное пение их душ; золотые чаши, как тут ж объясняется – наполненные фимиамом, молитвы святых. И воспели они Сыну Божию, Искупителю человечества подлинно " песнь нову " , не слыханную от создания мира, о которой предрекал еще псалмопевец Царь Давид (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Эту недоступность усиливает еще выражение " ни посмотреть в нее " (ст. 1-3). Тайновидец много скорбел об этом, но был утешен одним из старцев, который сказал: " Не плачь: вот лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее " . Лев здесь означает " сильного " , " героя " . Этим указывается на пророчество патриарха Иакова о " Льве из колена Иудина " , под которым разумелся Мессия — Христос (Быт. 49:9-10). Взглянув, Тайновидец увидел " Агнца, как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей " . Этот агнец, носивший в Себе следы того, что Он был принесен в жертву, есть, конечно, " Агнец Божий, который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29), то есть Господь наш Иисус Христос. Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принесший Себя в жертву за грехи людей, Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим как Спасителем человечества. Семь рогов — это символы Его крепости (Пс. 74:11), а семь очей означают, как тут же объяснено, " семь духов Божиих, посланных во всю землю " , то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе как Помазаннике Божием, о чем говорили еще св. пророк Исайя (11:2) и св. пророк Захария (гл. 4). Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял " посреди престола " , то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию, — одесную Бога Отца (ст. 4-6). Агнец взял книгу из руки сидящего на престоле, и тотчас же четыре животных — Серафимы — и 24 старца, пав ниц, воздали Ему Божеское поклонение. Гусли, которые они имели в руках, означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие, звучное пение их душ; золотые чаши, как тут же объясняется, наполненные фимиамом, — молитвы святых. И воспели они Сыну Божию, Искупителю человечества подлинно " новую песнь " , не слыханную от создания мира, о которой предрекал еще псалмопевец царь Давид (Пс.

http://sedmitza.ru/lib/text/430676/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010