Явление Иисуса Христа народу и Его первые ученики По возвращении из пустыни Иисус Христос снова пришел на берег Иордана, где крестил Иоанн. Увидев Иисуса, Иоанн сказал народу: " вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира " , то есть Иисус Христос, истинный Агнец Божий, Который столько тысячелетий предъизображался в жертвоприношениях. Он, так же как невинные ягнята (агнцы) и тельцы, закалавшиеся для всесожжения, кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь Свою, за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти. И свидетельствовал Иоанн говоря: " я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий " . На другой день Иоанн опять увидел идущего Иисуса Христа и сказал стоявшим около него двум Своим ученикам: " Вот, Агнец Божий " . Услышав от Иоанна эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Один из них был Андрей, который поэтому и называется Первозванным, как первый последовавший за Христом. Другой же был Иоанн Богослов. Потом Андрей привел к Иисусу Христу брата своего Симона. Спаситель, предвидя в нем крепкую веру, сказал: " ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Петр " , что значит камень. На следующий день Спаситель призвал к себе Филиппа, а Филипп привел к Нему Нафанаила. После этого Иисус Христос пошел по городам и селениям еврейской земли проповедовать людям Евангелие, т. е. радостную, благую весть о том, что Он есть обещанный Спаситель, пришедший на землю спасти людей от власти диавола, греха и вечной смерти, и дать людям вечное спасение - Царство Божие. Учение о Царствии Божием Иисус Христос часто излагал в притчах, то есть в образах, подобиях и сравнениях, или примерах из нашей обычной жизни, чтобы нагляднее и полнее изложить Свое учение. И видимый и невидимый мир сотворены Богом. Между тем и другим миром существует дивное единство или сродство. Поэтому видимый мир говорит нам о законах невидимого, небесного мира. Вся наша земная жизнь, со всею жизнью видимого мира, есть великая притча Божия о законах будущей жизни в Царстве Небесном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

409 Интересно сопоставить именования Отца и Сына, Бога и Агнца, в Их сходстве, как и различии: с одной стороны, говорится об Отце: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр. 1,8 ; ср. 4, 8–11; 21, 6–7), с другой – говорится и об Агнце: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний» (1, 10, ср. 2, 8), однако без дальнейших именований, свойственных только Отцу; и еще об Агнце: «Я есмь первый и последний и живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (I, 17–18). Иногда же Отец и Агнец объединяются в славославии: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков» (5, 13). «И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от Сидящего на престоле и гнева Агнца» (6, 16), или в воскликнопении: «спасение Богу нашему. Сидящему на престоле, и Агнцу» ( Откр. 7, 10 ), хотя затем следует поклонение перед престолом «Богу» (ст. 11–12, ср. ст. 15–17). Далее: «ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его» (12, 10). Характерно содержание «песни Моисея и песни Агнца». «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержителю» и далее (15, 3–4). Наконец, о первом воскресении говорится: «они будут священниками Бога и Христа» (20, 6). Т. о. Бог Отец и Христос-Агнец одновременно соединяются и различаются в Их отношении к миру и человеку. 410 В немногочисленных текстах Ветхого Завета, где Бог называется Отцом, это имя просто выражает любовь Божию к человеку. «Только Ты Отец наш... Ты, Господи – Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш», Ис. 63 ; в мессианском тексте 9, 6, Сын называется «Отец вечности»; ср. также Иерем. 31, 9. Более существен текст Малахии 2, 10, где говорится; «не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (характерно и здесь это отождествление Отца и Бога). 411 Вариант: κυρου. В таком случае весь текст относится к одному Христу. В противном же случае различаются Бог и Христос, как и в следующем тексте. 413 Было уже отмечено («Агнец Божий», стр. 311), что и Христос не только не называл Себя Богом, но сам именовал Богом Своего Отца: «Отцу Моему и Богу Моему» ( Ин. 20. 17 ). Ср. Ин. 8, 54 : «...Отец Мой, о котором вы говорите, что Он Бог наш (μν)». Впрочем, есть к вариант μν, Он был назван этим именем лишь апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой». Единственный текст, который, видимо, хотя и косвенно, этому противоречит, есть Ин. 1, 1–1 «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Однако здесь мы имеем лишь неотчетливый перевод, не уловляющий оттенки. В действительности же говорится о Слове, что Оно было у Бога ( θες, с членом, т е. у Отца), – в первом и втором случае, но само оно было θεος (без члена) т. е. было божественного естества. Не следует оставлять без внимания и то, что здесь речь идет еще не о Христе, но о Слове в предвечной жизни Св. Троицы. Ср. еще 1Ин. 5, 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Покаемся же и мы, признаем себя недо­стойными ничего, и Христос Бог, как челове­колюбец, удостоит нас милости Своей. Ибо Он на смиренных взор Свой обращает и пода­ет им благодать Свою.    Спасайся. Письма 71 — 80    Послушаем теперь, возлюбленный, что о Царе Небесном ангел Его, плотью обложен­ный, свидетельствовал. Святой Иоанн еван­гелист говорит: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Бо­жий, Который берет на Себя грех мира», и про­чее (Ин 1:29).    Видишь:    1) Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, бе­рущим на Себя грехи мира, то есть свидетель­ствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). Согласно этому и апостол Его написал: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15).    Отсюда почерпнем утешение себе, греш­ники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред ху­лящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и прине­сет к Отцу Своему.    2) Видим, что один Он берет на Себя гре­хи всего мира, но берет грехи тех, которые ка­ются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и про­сят отпущения грехов, — тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обреме­нять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и на­ше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, осво­бодившись от бремени грехов, удобно благо­датью Его вошли мы в отечество небесное.    3) Надо нам помнить и другое слово Пред­течи, которое он о Христе сказал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк 3:17). И еще: «Всякое де­рево, не приносящее доброго плода, срубают и бро­сают в огонь» (Мф 3:10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взять грехи, но во втором придет, как Судия, судить за грехи непокаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатой пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небес­ное царствие соберет, и прочее (Мф 25:34), а грешных, как плевелы негодные, сожжет ог­нем неугасающим, и прочее (Мф 25:41; 13:42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Другим знамением избавления от египетского рабства стало празднование пасхи (Исх. 12:13). В пасхальный день Бог наказал египтян-поработителей истребив всех первенцев мужского пола, а Своих людей, «народ избранный» пощадил. Отмечая пасху народ Израильский воспоминал обретенную от тяжелого труда свободу, покой и помилование в день Божия суда. Ежегодно каждая семья собралась в домашнем кругу за общим столом с опресноками, горькими травами и испеченным ягненком. Всем отцам надлежало объяснять сыновьям смысл праздника (Исх. 13:8) – вместо первенцев людских Бог забрал в жертву непорочных агнцев. Это – выкуп: вместо крови людской Богу была отдана кровь животных. И это с одной стороны – дорогая жертва, ведь пастухи уделяли много времени ягнятам: день и ночь охраняли их, поили, кормили, лечили и любили их. С другой стороны, эта жертва – милость Божия, ведь весь агнец целиком был съедаем семьей, Бог не забирал Себе от жертвы ничего.   Совпадение пасхи с субботним днем было явлением не частым. И потому такая суббота могла называться «великой» (Ин. 19:31). В одну из таких «великих» суббот почти два тысячелетия назад совершилось нечто совершенно необыкновенное. Это были дни той пасхи, когда Господь Иисус Христос пострадал на Кресте. В тот год, пасху иудейскую отмечали в субботу, накануне – в пятницу вечером заколали жертвенных ягнят. Но хотя жертвенных животных было много, они были не в состоянии искупить грехи всего человечества. Тем более что люди со временем приобрели склонность грешить постоянно. Потому однажды, накануне «великой субботы», Бог благоволил, чтобы заклался Особый, Великий АгнецХристос (1Кор. 5:7), Сын Божий. Этот «Сын Человеческий» Кровью Своею искупил род людской от рабства греху, давая в снедь Новую Пасху – Свои Тело и Кровь, Свою Евхаристию. Осознание того, что Спаситель – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29) было настолько важным для древних христиан, что и «Воскресению Христову», и Самому Христу было усвоено ветхозаветное именование «Пасха». О Спасителе как Пасхе так писал апостол Павел: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5:8).

http://pravoslavie.ru/30115.html

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится ( ) (Быт. 22, 13–14). Это словосочетание означает: «Господь усмотрит». Имеется в виду: «Господь выберет себе это место». И здесь будет благовещать Ангел Божий, являясь к тому или иному пророку, здесь Агнец Божий (Христос) будет свидетельствовать об истинах Божьего закона. Это особое место, оно будет наполнено небожителями – не один Ангел, много ангелов. Сказано: … лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28, 12). На всех стенах храма кругом были сделаны потом резные изображения херувимов, чтобы люди понимали, что это за место, на всех стенах храма кругом (2 Цар. 6, 29). У нас даже, у православных христиан, в храмах нет такого количества изображений, сколько их было в Иерусалимском храме. В то же время эти слова, «Иегова-ире» («Ягве-ире»), означают, что Господь усмотрит того ЕДИНСТВЕННОГО Агнца, жертва Которого будет принесена за весь род человеческий. Этот Агнец – Господь наш Иисус Христос. И вы знаете, что когда Иоанн Креститель увидел Сына Божьего на Иордане, он воскликнул: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Жалел ли Авраам своего сына? Конечно, да! Бог Отец – любит ли Он Своего Сына? Да! Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и сама Любовь, объединяющая Отца и Сына («любовь обоих») , имеет Жизнь сама в себе – это Дух Святой, как учит Августин Блаженный и Григорий Двоеслов. Но сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (то есть отдал в жертву – О.С.), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). То есть все эти события, связанные с Авраамом и Исааком и даже с этими двумя отроками, предполагаемым Измаилом и предполагаемым Елиезером,– это символические действия, раскрывающие суть событий, которые произойдут значительно позже и будут связаны с Богом Отцом и Богом Сыном. И с той жертвой, которая была принесена у подножия горы, там, где с ослом остались эти два отрока, ибо Голгофа – за холмом Иерусалимским, за стенами города, там, где отроки остались с ослом (это очень символическое выражение). Ибо Христос пришел умереть не за праведных, а за грешных. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за стенами Иерусалима, там, где люди находятся на таком низком, животном уровне, там, где с ослиным упрямством совершается грех. Осел в Писании – это символ сверхпохотливости, особенно в пророческих текстах. Но и это животное, начало дикости, Сын Божий укротит, оседлает, то есть внесет в план Своего домостроительства Благодати Спасения. Сказано: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

http://pravoslavie.ru/109426.html

Покаемся же и мы, признаем себя недостойными ничего, и Христос Бог, как человеколюбец, удостоит нас милости Своей. Ибо Он на смиренных взор Свой обращает и подает им благодать Свою. Спасайся. Письма 71 – 80   Письмо семьдесят первое Послушаем теперь, возлюбленный, что о Царе Небесном ангел Его, плотью обложенный, свидетельствовал. Святой Иоанн евангелист говорит: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, и прочее (Ин 1:29). Видишь: 1) Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, берущим на Себя грехи мира, то есть свидетельствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:17). Согласно этому и апостол Его написал: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим 1:15). Отсюда почерпнем утешение себе, грешники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред хулящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и принесет к Отцу Своему. 2) Видим, что один Он берет на Себя грехи всего мира, но берет грехи тех, которые каются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и просят отпущения грехов, – тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обременять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и наше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, освободившись от бремени грехов, удобно благодатью Его вошли мы в отечество небесное. 3) Надо нам помнить и другое слово Предтечи, которое он о Христе сказал: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Лк 3:17). И еще: Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф 3:10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взять грехи, но во втором придет, как Судия, судить за грехи непокаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатой пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небесное царствие соберет, и прочее (Мф 25:34), а грешных, как плевелы негодные, сожжет огнем неугасающим, и прочее (Мф 25:41; 13:42).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

„Он (Моисей) говорит св. Ириней знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем пасхи: и в этот самый праздник, за столько времени предуказанный Моисеем. Господь пострадал, совершая пасху“ 54 . ,,3аповедал же, говорит блаженный «Феодорит, закалять в четырнадцатый день к вечеру. Ибо в сей вечер и Владыка Христос предан был иудеям 55 . „В четырнадцатый же день агнец (пасхальный) заклан во образ Господа распятого на кресте” 56 . Затем самый образ печения пасхального агнца изображает, по воззрениям отцов церкви, именно крестную смерть Христа Спасителя. Святой Иустин, объясняя это, говорит: агнец оный, которого предписано изжарить всего, был образом и предзнаменованием крестной смерти, понесенной Христом. Ибо агнец был возлагаем на огонь, будучи сложен на подобие креста, так как один рожон продевали от нижних его частей до головы, а другой, на котором вешали агнца, проходил поперек спины 57 . Требовалось, чтобы кости агнца не были сокрушаемы. Не сокрушены были и кости Господа: „Ибо, объясняет святой Ефрем Сирин , хотя руки и ноги Господа нашего пронзены были гвоздями, и ребро прободено копием, но кость не сокрушена у Него” 58 . Запрещение сокрушать кости приводит нас к мысли о Христе и убеждает следовать глаголам боговещателя: ибо Божественный евангелист, принимая то изречение в телесном смысле о Христе, говорит: воины... не прободоша Ему голеней, да сбудется Писание: кость не сокрушится от него» ( Ин.19:33–36 ), ( Исх.12 ,:46) 59 . Далее – постановления о месте заклания пасхального агнца предуказывали, по учению отцов церкви, о месте распятия Христа. „Не можешь ты закалать пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закаляй пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта ( Втор.16:5–6 ). Как бы в ответ на такое предписание Иисус Христос говорит о себе: не возможно есть пророку погибнуть, кроме Иерусалима ( Лук.13:33 ), предсказывая этим свою смерть в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/drevne...

Покаемся же и мы, признаем себя недостойными ничего, и Христос Бог, как человеколюбец, удостоит нас милости Своей. Ибо Он на смиренных взор Свой обращает и подает им благодать Свою. Спасайся. Письма 71 – 80 Послушаем теперь, возлюбленный, что о Царе Небесном ангел Его, плотью обложенный, свидетельствовал. Святой Иоанн евангелист говорит: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», и прочее ( Ин 1:29 ). Видишь: 1) Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, берущим на Себя грехи мира, то есть свидетельствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин 3:17 ). Согласно этому и апостол Его написал: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим 1:15 ). Отсюда почерпнем утешение себе, грешники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред хулящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и принесет к Отцу Своему. 2) Видим, что один Он берет на Себя грехи всего мира, но берет грехи тех, которые каются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и просят отпущения грехов, – тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обременять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и наше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, освободившись от бремени грехов, удобно благодатью Его вошли мы в отечество небесное. 3) Надо нам помнить и другое слово Предтечи, которое он о Христе сказал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Лк 3:17 ). И еще: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф 3:10 ). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взять грехи, но во втором придет, как Судия, судить за грехи непокаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатой пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небесное царствие соберет, и прочее ( Мф 25:34 ), а грешных, как плевелы негодные, сожжет огнем неугасающим, и прочее ( Мф 25:41; 13:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Уже внутри Ветхого Завета мы сталкиваемся с ситуациями (правда, довольно редкими), когда более поздний текст разъясняет смысл более раннего. В 32-й главе Бытия рассказывается загадочная история о поединке Иакова с незнакомцем, который не назвал себя, но дал Иакову новое имя – Израиль. Зато пророк Осия (12:3–4) раскрывает личность Незнакомца вполне ясно: «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав – боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог» 74 . Христос использовал этот способ, идя с учениками в Еммаус, когда, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:27 ). Он показал, каким образом следует соединять всё, что Писание говорит по определенной теме, чтобы правильно истолковать тот или иной вопрос. Немного позже тем же вечером Он сказал ученикам в горнице: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк. 24:44–45 ). Таким способом можно объяснить слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Эту фразу можно понять только в связи с Ветхим Заветом. В Бытии Авраам говорит своему сыну Исааку, которого собирается принести в жертву: «Бог усмотрит Себе агнца» ( Быт. 22:8 ). Кровь агнца спасает детей Израиля ( Исх. 12 гл.). Здесь также есть связь с Лев. 23:12 , где сказано, что агнец, приносимый в жертву, должен быть без пороков. Также необходимо обратиться к Ис. 53:7 , где написано, что Раб Божий (Христос) был «как овца, веден… на заклание». Этот и многие другие стихи проливают свет на значение слова «Агнец» в Ин. 1:29 75 . Подобным образом можно найти объяснения некоторым местам Нового Завета. Так, слово «помазание», употребленное св. ап. Павлом без объяснения ( 2Кор. 1:21 ), повторяется у св. ап. Иоанна в смысле излияния благодатных даров Святого Духа ( 1Ин. 2:20 ) 76 . То, что способ толкования одних мест Писания с помощью других применялся святыми отцами, видно из следующей цитаты:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

4. Агнец (ягненок), овцы и волки. Агнец есть символ Христа. " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира! " - воскликнул Иоанн Предтеча, заметив Иисуса. И тайновидец Иоанн Богослов видел на престоле славы небесной Христа в образе ягненка. Овцы обозначают верных последователей Христа, а волки - неверующих и язычников. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин.10:27). Я посылаю вас, как овец, среди волков (Мф.10:16). Очевидно, здесь речь идет не о волках и овцах, но о людях. 5. Псы и свиньи - это символ упорствующих безбожников, твердолобых и закоренелых, причем, псы обозначают развратников, а свиньи чревоугодников. Поэтому и говорил Спаситель: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими (Мф.7:6). 6. Наседка и цыплята. Как курица-наседка заботливо собирает цыплят своих, и кормит их, и согревает, так и Спаситель собирает верующих под Свое крыло. Христос хотел собрать вокруг Себя сынов израильских, любовью согреть и вскормить, но они отвергли Его. Следовательно, в этом смысле " наседка " обозначает Христа, а " цыплята " - символ Его правоверных последователей. 7. Конь - это символ верного слуги. Дионисий Ареопагит писал, что символ " конь " означает послушание. Апостолы сравниваются с быстроногими рысаками в том смысле, что они верно служили Господу Богу и быстро понесли Благую Весть по всему свету. 8. Человек, лев, вол и орел - четверка символических существ. Пророк Иезекиль и святой Иоанн Богослов наблюдали в своих видениях, как эти существа стоят у престола Всевышнего. Согласно пророкам, они символизируют четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правдивость и целомудрие. " Человек " - это мудрость, " лев " - храбрость, это ясно. " Вол " символизирует правду потому, что этих животных всегда приносили в жертву ради искупления грехов против истины. " Орел в полете " означает целомудрие потому, что он достигает поднебесных высот, а там повсюду чистота духа, целомудрие. Кроме того, эти же четыре символических существа олицетворяют различные духовные Силы, что день и ночь воспевают у престола Господа: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010