Побежденный во всех трех искушениях, диавол на время оставил Иисуса Христа. Ангелы же Божии приступили к Спасителю и служили Ему. 15. Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Первые ученики Иисуса Христа ( Ин.1:29–51 ) После сорокадневного поста и пребывания в пустыне, Господь Иисус Христос пришел снова на берег Иордана к Иоанну. Иоанн сказал окружавшему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Он и есть Тот, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым. Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий». На другой день Иоанн снова стоял на берегу Иордана. С ним были двое из учеников его: Андрей и Иоанн. Увидя проходившего Иисуса, Иоанн опять воскликнул: «Вот Агнец Божий!» Ученики Иоанна тотчас же последовали за Иисусом, но никак не решались вступить с Ним в разговор. Заметя их нерешительность, Иисус обратился к ним и спросил: «Что вам надобно?» «Учитель», отвечали они, «мы хотим знать, где Ты живешь?» – «Пойдите и увидите», сказал им Иисус Христос. Они пошли и провели с Ним весь день. После беседы с Иисусом Христом, Андрей, увидя брата своего Симона, с радостью сказал ему: «Мы нашли Мессию». Симон тотчас же пожелал идти к Иисусу. Спаситель, взглянув на него, сказал: «Ты Симон, сын Ионин, будешь называться Кифа что значит: каменный – Петр». Господь предвидел всю жизнь Петра: вера его в Мессию впоследствии была тверда, как камень: ее не могли поколебать ни гонения, ни страдания и даже самая смерть. Потому и назвал Симона Петр –каменный. Андрей и брат его Симон сделались первыми учениками Иисуса Христа. На другой день, после призвания Андрея и Петра, Иисус Христос пожелал идти в Галилею. С Ним пошли и два ученика Его. На пути они встретили Филиппа, который жил в Вифсаиде, в том городе, где жили и первые ученики Христовы. Иисус Христос сказал Филиппу: «Иди за Мной!» Филипп немедленно последовал за Спасителем. Филипп встретил своего знакомого, Нафанаила (иначе Варфоломея), и с радостью сказал ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки: это Иисус, сын Иосифа из Назарета». Нафанаил знал из пророчеств, что Мессия должен был произойти из Вифлеема. О рождении Иисуса Христа в Вифлеем Нафанаил не знал, и потому он с недоверием сказал Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?» «Пойди и посмотри», сказал ему на это Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем всё Мое благоволение». ( Мт.3:17 ). Так Предтеча и Креститесь Христов Иоанн сподобился быть свидетелем Богоявления на Иордане; Бог Сын был на бреге; Бог Дух Святый пребывал на Нем в виде голубином, знаменуя окончание потопа греховного, как Ноев голубь окончание потопа водного; Бог Отец глаголал с неба. По крещении Христос был отведён Духом в пустыню искуситься от дьявола. «Со времени Крещения Иисуса Иоанн применил пророчество своё о грядущем на проповедь о пришедшем уже Мессии» 11 . В то время, когда Христос постился в пустыне, а Иоанн крестил в Иордане при Вифаваре, Иудеи прислали из Иерусалима спросить Иоанна: кто ты? Иоанн прямо объявил им: «Я не Христос». – Кто же ты? Илия? Снова вопросили посланные. «Нет», отвечал Иоанн. – Пророк? Был снова вопрос их. И опять: «нет» – отвечал Предтеча Христов. Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь сам о себе? – сказали посланные. И отвечал им Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу», как сказал пророк Исайя. Посланные были Фарисеи, и сказали Ему: – Что же ты крестишь, ежели ты не Христос, ни Илия, ни Пророк? – Иоанн отвечал: «я крещу в воде; а стоит среди вас некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который оказался впереди меня. Я недостоин развязать ремень у сапога Его». На другой день утром Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, вероятно, возвращающегося из пустыни, сказал: «Се Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который оказался впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю; и свидетельствовал Иоанн, говоря: Я видел Духа сходящего с небеси, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его: но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:19–34 ). Снова на другой день Иоанн, стоя с двумя учениками своими, Андреем и другим, которого некоторые почитают Иоанном Богословом, опять увидел идущего Иисуса, и сказал: «Вот Агнец Божий!». Услыша от Иоанна слова эти, оба ученика пошли вслед за Иисусом, и соделались Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   (Деян. 20:28). «Не тленным серебром   «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни   или золотом искуплены вы от суетной жизни    , – говорит апостол Петр, – но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира»   но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира»    (1 Пет. 1:18-20). «Кровь Иисуса Христа   «Кровь Иисуса Христа    , по словам апостола Иоанна Богослова, очищает нас от всякого греха»   очищает нас от всякого греха»    (1 Ин. 1:7).    Важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Господа в смысле принятия Им на Себя греха мира, то есть всех тягостных последствий грехов всего человечества.    : «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»    «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»    (Ис. 53:5); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»   «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»    (Ин. 1:29); «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию»   «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию»    (1 Кор. 15:3).    В искупительной жертве открылось миру и Божественное правосудие и Божественное милосердие. О Божественном правосудии так говорит Святейший Патриарх Сергий (Страгородский): «Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для Своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, – а так, что Бог как именно Святый Носитель жизни и истины от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт. 1:31) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле (иначе не было бы правды, а произвол) зло, тем самым обрекает себя на определенную злу участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бытия, – и была принесена Голгофская жертва, почему Господь Иисус Христос явился не простой, так сказать, вещественной платой за грехи людей… но именно Разрушителем власти диавола над человеком и Обновителем человеческого естества… Правда Божия не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Адом называется духовная темница, место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства, где царствует сатана. Слово «ад» в отношении к душам умерших людей означает состояние сильной скорби и мучений, отчуждения от лицезрения Бога. Туда, в преисподние места земли (Еф. 4:9), сошел Христос и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:19), так что и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотню, жили по Богу духом (1 Пет. 4:6). Ни во время страданий и смерти на Кресте, ни после них человеческое естество Спасителя не отделялось от Божественного естества. Даже при разлучении души Спасителя с телом Божество Его было соединено и с душой, и с телом: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом вся исполняли, Неописанный» (из пасхальной службы). Христос одновременно и в аду, и в раю, и на земле, и на небе, и с людьми, и с Отцом и Духом — всё наполняет Собою, не будучи «описуем», то есть ограничен чем-либо. Слова Символа веры «страдавша и погребена» сказаны против еретиков, ложно учивших о том, что Господь не мучился на Кресте и что страдания Его были только видимостью страданий. Предав Себя вольной смерти, Сын Божий навсегда сокрушил ее власть, поскольку смерть не смогла победить Богочеловека. Страдал Спаситель не Божеством, Которое не страдает, а по Своему человеческому естеству; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Человек без греха, Первенец нового человечества, освобожденного от рабства диаволу, Христос предстал Отцу как чистая жертва, как непорочный Агнец: Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин. 1:29). Жертва Иисуса Христа стала совершением и завершением всех ветхозаветных жертвоприношений, целью которых было снискание Божественного умилостивления для прощения грехов (см. раздел «Священная история Ветхого Завета»), Ветхозаветные жертвоприношения были предвестниками и прообразами совершенной Жертвы Христа— последней, единственной истинной Жертвы, о чём говорит апостол Павел: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

«Восстань и не бойся, – сказал Бог , – Я есть Первый и Последний» ( Апок. 1: 17 ). И вот, поднятый из праха словом Господа своего святой Тайнозритель Иоанн Богослов слушает и трепетно записывает все то, что говорил ему явившийся Христос – Бог наш. Так малый остров Патмос, совсем незаметный в великом океане вод, становится вторым небом, куда пришел во славе Своей Искупитель и Спаситель мира Христос, чтобы возвестить победу Христианской веры. Затем, после ряда откровений, святой Иоанн остался один и обратил свой взор на небо. АгнецХристос Спаситель – теперь уже стоял на небе и держал в руке книгу, запечатанную семью печатями. И вот, когда Агнец как бы закланный, снял первую печать с книги жизни, святой Иоанн видел, как выступил белый конь и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец, и вышел он как победоносный, чтобы победить ( Откр. 6: 2 ). Святые богоносные наши отцы и учителя Церкви в один голос, говорят, что «белый конь» ничто иное, как Христианство, которое, победив язычество с его ложью и бесопоклонением, воцарится во всей Вселенной, неся с собою истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа и истинную любовь к людям. ; Возродившись в Палестине, Христианская вера в лице святых мучеников и мучениц пошла свидетельствовать кровью своей в железный Рим. Там, пред лицом озверелых язычников, умирали милые наши страдальцы, озаряя мрак язычества новым светом радостной Евангельской веры. Светлый конь на небе – это светлая и святейшая вера в Господа нашего Иисуса Христа, по которой мы, верующие, спасаемся, за которую мы все терпим и которая увенчает нас святым мученическим венцом... О, Боже и Господи мой сладчайший! Если так верна, так сильна и так несокрушима Твоя святая вера, то почему же Ты – невинный Страдалец – и поныне висишь прибитым на Кресте позора? Почему и ныне под Тобой гремят буйные голоса насмешек, издевательств, поруганий. И если они так неправы и так жестоки и злы, то почему Ты и поныне молчишь, как и тогда, и не говоришь слова оправдания Себе и нам – Твоим последователям ?..

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Все ветхозаветные книги свидетельствуют о пришествии Христа, и тот, кто сознательно изучает их, не может быть не научен Богом и не принять посланного Им Мессию-Христа. Учение, данное Богом, не есть лицезрение Бога, поскольку видел Бога Отца только Тот, кто Сам от Него, то есть Он — Мессия-Христос. Учится как бы непосредственно у Самого Бога тот, кто внимательно, с верой изучает Писание, так как главный предмет Писания — Христос. «Я — хлеб жизни,» — говорит о Себе дальше Господь; не бездушный, какой была манна, а живой хлеб. Манна кормила только тело, а потому те, кто ел ее, умерли; действительный же Хлеб, сходящий с небес, таков, что все, кто будет есть Его, не умрет, но обретет жизнь вечную. И этот Хлеб — Сам Господь Иисус Христос. Еще более ясно и определенно говорит Господь дальше: этот Хлеб, сошедший с небес, есть Плоть Его, Которую Он отдает за жизнь мира; здесь Он имеет в виду Свою предстоящую крестную смерть на Голгофе во искупление грехов всего человечества. Здесь, в связи с приближающимся праздником Пасхи, Господь учит о Себе, как об истинном Агнце пасхальном, берущем на Себя грехи всего мира. Агнец пасхальный был только прообразом Агнца-Христа, — под этим понятием Господь хотел показать Своим слушателям, что время прообразов проходит, так как явилась Сама Истина в Его лице: вкушение пасхального агнца заменится в Новом Завете вкушением Тела Христова, принесенного в жертву за грехи всего мира. Иудеи, поняв слова Господа буквально, пришли в недоумение и начали спорить между собой по поводу этих слов: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Поняли они эти слова именно буквально, а не иносказательно, как хотят рассматривать их современные сектанты, отрицающие Таинство Причащения, подающего благодатное соединение с Христом. Господь же, чтобы пресечь их спор, повторяет решительно и категорично: «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» Здесь Господь уже во всей полноте и ясности раскрывает Свое учение о необходимости причащения Его Тела и Крови для спасения вечного. При исходе евреев из Египта, кровью закланного тогда агнца мазали косяки и пороги жилищ еврейских во спасение первенцев их от руки Ангела-истребителя (Исх. 12:7-13). А при заклании пасхального агнца, при храме кровью его окроплялись пороги алтаря, напоминавшие пороги и косяки еврейских жилищ. На пасхальной вечере кровь эту символически заменяли вином. Так как пасхальный агнец являлся прообразом Христа, как и избавление евреев от египетского ига послужило прообразом искупления мира, то в словах Христа о том, что для вечной жизни необходимо «есть Плоть Его и пить Кровь Его» надо видеть замену ветхозаветного агнца Плотью Христовой и символического вина — Кровью Его. Это и есть Новая Пасха, которую Господь пророчески изображает в беседе.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

«Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» ( Мф. 28, 18 ), возвещает Воскресший, и это сообщение власти тожественно с воскресением, есть само воскресение: «Благодаря Бога и Отца... который избавил нас от власти тьмы и поселил в Царствовозлюбленного Сына Своего» ( Кол. 1, 12–13 ). Но, с другой стороны, «подобный Сыну Человеческому» ( Откр. 1, 13 ), т. е. Христос, свидетельствует о Себе: «побеждающему дам сесть на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на престоле Его» (3, 21). И голоса вокруг престола Божия свидетельствуют: «Достоин Агнец закланный принять и силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (5, 12). (Сюда же относится и Флп. 2, 9–10 ). Власть над творением дается Отцом Христу и берется, усвояется Им,как следствие Его первосвященнического служения. Однако, эта даваемая Христу власть имеет быть еще осуществлена Им, подобно пророческому и первосвященническому служению, с тем, однако, отличием, что и первое, и второе совершаются Христом в дни Его земного служения, (хотя последнее и переходит за его пределы), между тем как для царского служения здесь полагается только основание, и само оно начинается и совершается лишь после отшествия Христа из мира, т. е. после Вознесения. И эта черта придает «царскому служению» особо таинственный характер. Христос – Царь в мире, Но Он не царствует в нем в полноте Царствия Божия, а еще лишь воцаряетсяв нем. Его царское служение в мире еще продолжается и теперь, в отличие от других служений, которые закончились и действенны лишь в своих плодах. Царство Христово в мире доселе еще остается царством не от мира сего, хотя оно и имеет в полноту времени совершенно преодолеть мир, «прийти» в него. Это окончательное его пришествие лежит на самой грани этого мира, и потому приобретает трансцендентно эсхатологический характер. Оно начинается во Втором Пришествии Христовом Христос возвращается в мир как Царь: «тогда скажет Царь – βασιλες ( Мф. 25, 34 ), «седящий на престоле славы Своей» (35).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И для нас путь страданий должен быть путем к небу. В школе крестной мы научаемся таким добродетелям, какие необходимы для вечности, именно: непоколебимому благочестию, охлаждению к земному, стремлению к небесному, участливой любви к другим и проч. Поэтому не будем никогда роптать, как бы ни был тернист путь нашей жизни. Он ведет к славной цели. Как взирал Иисус Христос на свою смерть? « Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет » (ст.32–34). 1. Как на жертву свободной любви, которую Он принес. Предваряя с божественным величием и спокойствием духа Своих учеников о предстоящих Ему страданиях, Иисус Христос ясно показал этим, что смерть Его не есть смерть обыкновенного мученика за истину и добродетель, что Он не был бессильной жертвой одной непримиримой злобы книжников и архиереев, распявших Его на Голгофе. Он знал наперед, что предстоит Ему в Иерусалиме, и мог еще избавиться от всех этих страданий. Но — Он идет! Бесконечная любовь, милующая, спасающая и всепримиряющая, зовет Его на Голгофу. Поэтому Он идет положить душу Свою «в избавление за многих,»— идет, как агнец непорочный на заклание и вместе как Первосвященник, приносящий жертву. 2. Дабы совершить дело нашего искупления. Многое, неисчислимо многое совершено было Иисусом Христом для дела искупления посредством учения, чудес и святого примера. Оставалось еще совершить одно, самое великое и самое непостижимое — принести Себя в жертву. Без этого Его делу недоставало бы полного завершения, Его словам, которые Он проповедывал, — печати непреложной истины; Его примеру, который он давал, — всеозаряющей славы; Его явлению на землю — надлежащего, всесоединяющего средоточия; Его искуплению — всеудовлетворяющего выкупа; прощению наших грехов — полного ручательства, скрепленного кровью Богочеловека. Чтобы исполнить все это, Иисус Христос берет на себя грехи мира и, агнец Божий, идет на Голгофу.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И после этого исповедания, которое Господь заповедал ученикам Своим до времени утаить, запретив Им, «чтобы никому не сказывали, что Он Христос» (20), «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть» (21), т и говорил о сем открыто» ( Мк. 8, 32 ). На это последовало прекословие Петра, за которое он и назван был «сатаною» (22–23), после чего все ученики были призваны к следованию за Ним – каждый с своим собственным крестом (24–7). С этих пор Христос начинает как бы воспитывать учеников в этой мысли ο грядущем Своем страдании и смерти, приучая их к ней, хотя она, конечно, трудно ими воспринималась. 376 До сего времени Господь ничего не говорил о Своих грядущих страданиях, осуждении на смерть и воскресении, теперь же Он начинает подготовлять к этому учеников Своих. Конечно, то было нужно прежде всего для них, но это стало своевременно и для Него самого, потому что в Нем назрело сознание неизбежности этого пути, вместе с решением разрыва с синагогой и принятия креста. Конечно, Христос и пришел в мир, как Агнец Божий, закланный до создания мира и вземлющий грехи его, чтобы «вознесену (на крест) быть Сыну Человеческому» ( Ин. 3, 14 ), и это предвечное заклание есть основание и Голгофского креста во спасение миру. Однако то, что установлено предвечно, раскрывается во времени, как событие богочеловеческой жизни, в коей человеческое естество Христово, непризрачное и подлинное, переживало свои времена и сроки, с свершениями их. В частности, и это сознание неизбежности разрыва и решимость на Него со всеми проистекающими из него последствиями, до приятия крестной смерти включительно, явилось в земной жизни Христа, по свидетельству Евангелия, не сразу и не изначально. Оно возникло в Нем как последствие всего Его опыта жизни, вместе с духовным актом решимости, как внутреннее жертвоприношение, воля ко кресту. Этот внутренний акт остается для нас сокрыт в своем возникновении, он предстает нам, как уже совершившийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков ( Лк.10:3 ). Казалось бы, какой пастух пошлет своих овец в волчью стаю? Но так поступил Христос, Добрый Пастырь. Он послал овец к волкам, и что же получилось? Сначала, на протяжении трех веков кровопролитных гонений на христиан, волки, как и положено хищникам, безжалостно задирали овец, но в конце концов были ими покорены, захлебнувшись в христианской крови. И вот уже римский император Константин принимает Христа, и империя становится христианской. Ягнята победили волков. Агнец – образ истинного христианина. Христиане не должны подражать волкам; волк – символ совершенно иной силы – темной и демонической. Один из двадцати четырех таинственных старцев Апокалипсиса, окружающих престол, называет Христа львом, то есть царем зверей. Любопытный контраст: только что речь шла об агнце, а теперь – о льве… Старец говорит тайновидцу, апостолу Иоанну, скорбящему о книге за семью печатями, которую никто не может распечатать: Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, Давидов победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее ( Откр.5:5 ). Почему Христос назван «львом от колена Иудина?» Эти слова – прямая отсылка к ветхозаветному пророчеству, произнесенному за восемнадцать веков до Пришествия Христа на землю: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается ( Быт.49:8–9 ). Лев – образ царственного животного, а Христос является царем Церкви и всего мироздания. Еще одно сравнение – телец, который, так же как и агнец, символизирует собой жертвенное начало. В Евангелии говорится о том, что, когда блудный сын возвратился домой, его отец повелел: Приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк.15:23–24 ). Нравственный смысл притчи о блудном сыне всем понятен, но в ней заключен и символический, таинственный смысл. Теленок, которого отец велит заколоть, — образ Христа, Закланного Тельца. И вся эта трапеза – образ Евхаристии, во время которой мы вкушаем жертву, принесенную за наши грехи. В Апокалипсисе тайнозрителю также показываются четыре таинственных животных, одно из которых – телец.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010