Глава 5. Второе видение славы Господа нашего Иисуса Христа, Агнца Божия Ф.Яковлев. «Апостолы» Господь Вседержитель, Которого Иоанн видел сидящим на престоле, ок­руженным дивными знамениями, держал в правой руке книгу, исписан­ную снаружи и внутри и запечатанную семью печатями. Один из могуще­ственных ангелов громко взывал, чтобы кто-нибудь возмог снять печати с книги и раскрыть ее; но никто не нашелся во всем мироздании Божием. Зритель видения, Иоанн, увлекаемый желанием раскрытия таинственной книги, почувствовал живое прискорбие, что она останется закрытой и запечатанной, но был утешен одним из старцев ( Апок. 5:5 ). Вот и представилось ему другого рода видение. «И се, посреде престола и четырех животных, и посреде старец, Агнец стоящ, яко заколен, имущ рогов седмь, и очес седмь, еже есть седмь духов Божиих, послан­ных во всю землю» ( Апок. 5:6 ). «Агнец стоящ, яко заколен» – это Господь Иисус Христос, Которого Пред­теча назвал «Агнцем вземлющим грехи мира» ( Ин.1:29 ). Дивный этот Агнец имел семь рогов. Рог иносказательно употребляется в Писании, как выра­жение силы, власти, славы, высоты сана и других преимуществ. И потому семь рогов Агнца были как бы венец из семи сил всесокрушающих, кото­рым ничто противиться не может. Семь очей Его, как изъяснено в Апока­липсисе, означали семь Духов Божиих, посланных во всю землю, или од­ного Духа Святого, проявляющегося преимущественно в семи дарах Сво­их ( Ис.11:2–3 ). «Агнец стоял... посреди престола» – как же это могло быть? Пре­стол занят был Господом Богом Вседержителем. Да и где же быть Сыну Божию, как не там, где Отец Его? Тот же престол Отца и Сына Божия, а потому то же Царство, та же власть и могущество – истинный престол Сына Божия был, есть и будет вечное недро Господа Бога Вседержителя. «Агнец стоял», то есть находился в положении бодрствования и деятельности как Мироправитель, как Попечитель всего человечества. Около Него, как около Бога, те же серафимы и святые старцы. Один только Он, Сын Божий, как Агнец, как Искупитель возмог принять таинственную книгу из десницы Бога Вседержителя. Он и принял ее. В это священное мгнове­ние небеса огласились неисчислимыми хвалебными песнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Глава 14. Видение 144000 девственников Откр.14:1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. После мрачной картины антихристова времени (гл. 13) тайнозрителю показывается отрадная картина небесного блаженства победивших во Христе. Иоанн видит: вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи . Это напоминает слова апостола Павла: «Вы приступили к горе Сиону... и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев... и к Судии всех Богу... и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления» ( Евр. 12:22–24 ). Под Сионом здесь не может разуметься буквально та гора, на которой стоял Иерусалимский храм, но это – небесный Сион, высший Иерусалим, город Бога Живого. В каждом городе бывают особо чтимые места, определенные памятники или иное определяющее лицо и значение города (храм святого Петра в Риме, Кремль в Москве и т. д.) Здесь Иоанн видит: Агнец стоит на горе Сионе. Агнец – это Христос, бывший как непорочная жертва заклан за грехи мира. Не только для земли, но и для всей вселенной важна жертва Христова, ибо и там, в Небесном граде, является Он в виде Агнца, «чтобы посредством Его (Агнца) примирить с Собою (Богом) всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1:20 ). Вместе с Агнцем на горе Сионе и с Ним видит Иоанн сто сорок четыре тысячи . Кто эти блаженные со Христом? Андрей Кесарийский пишет, что «эти 144000 надо отличать от составленных ранее из всех колен Израилевых, но о девстве которых не засвидетельствовано». Сравнения 144000 в 7,1–8 и 14,1–5 показывает, что это не одни и те же. Общим является только число 144000=12 х 12 х 1000, означающее многоплодие апостольского семени (7,4). Характеристика же тех и других 144 тысяч разная. Там (в гл. 7) мы видели всю Церковь , всех запечатленных чад Божиих, выделенных из погибающего во грехах общества людей и сохраняемых Богом на земле во все времена, особенно же в кончину века при антихристе. Здесь (в гл. 14) мы под 144000 разумеем первенцев, совершеннейших во Христе, цвет и красу христианской Церкви, а не всю ее. Это можно сравнить, как в гл. 12 сын-муж жены-Церкви и «прочие от семени ее» (в гл. 7 показаны не «прочие» только, а вообще все). 144000 в гл. 14 это – сын-муж жены-Церкви (12,13). И то не все мужественнейшие чада Церкви, а только девственники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Триодь Цветная Святая великая неделя Пасхи На утрени стихира, гл. 6. Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Тропарь: гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Ирмосы канона, гл. 1. Песнь 1-ая. Воскресения день, просветимся, людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Припев: Христос воскресе из мертвых. –      Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное. –      3. Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся. –      Ныне вся иснолнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждаемся. –      Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе, во царствии Твоем. Ипакои. гл. 4. Предварившия утро яже о Марии, в обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сушаго, с мертвыми что ищете яко человека? видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. –      4. На Божественней стражи, Богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен. –      Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся. –      Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Ныне сугубая радость всем христианам и веселие миру неизреченное ради наступившего праздника, вместо скорби прежде бывшего таинства. Какая же была скорбь предшествовавшего таинства? Перед вчерашним днем Господь наш Иисус Христос как человек был распинаем, а как Бог помрачил солнце и преложил луну в кровь, и тьма была по всей земле; как человек, возопив, испустил дух, а как Бог потряс землю и распались камни; как человек был прободен в ребра, а как Бог раздрал пополам завесу древнего закона! Как Агнец излиял Свою кровь вместо агнцев, закалаемых в пустыне для жертвы, и принес Собою жертву Богу Отцу за спасение всего мира; как человек был положен во гробе, а как Бог освятил алтарь Церкви из язычников; как царь был охраняем стражами и запечатленный лежал во гробе, но как Бог через ангельские воинства вещал бесовским силам в твердыне ада: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс.23, 7 ). Словом Его сокрушены были врата адовы, и до основания сломлены вереи его. Сошел Сам Господь во ад и попрал бесовское царство крестом, и умертвил смерть, и сидящие во тьме увидели свет, и связанные нищетою и железом освобождены. Он восхитил сокровища ада и ныне вышел из него в силе Божией и в славе святых ангелов. Порабощенные души человеческие освобождены и вводятся в рай, прославляя имя Христово. Пока Христос еще не воскрес из гроба, Церковь кличет на пророков, потому что пророки – чада церковные. Внезапно Христос воскрес, оставив целыми печати гроба, и Церковь приемлет неисповедимое веселие; пророки же радостно ликуют, восклицая: «Наша убо пасха: за ны пожрен бысть Христос» ( 1Кор.5, 7 ); «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос.13, 14 ). Ради нашего спасения Христос воскрес из мертвых и сущим во гробех живот даровал, и души святых паче естества обогатились и от ада вселились на Небеса. Поэтому двоякое и троякое имя имеет настоящий праздник. Он называется пасхой ради закланных Моисеем в Египте агнцев, кровью которых, помазавши дверные перекладины и косяки домов, израильтяне избегли смерти от ангелов, убивающих египтян. Такое же значение имеет и настоящая (новозаветная) Пасха: ныне заклан был священниками Агнец Божий Иисус Христос за спасение всего мира, и всеродного прародителя Адама извел из ада, потому что Он не ради одних праведников сходил на землю, но ради всего мира, падшего через преступления; Он взял на Себя грехи всех людей и вознес их на Крест. Поэтому мы с верою будем причастниками Божественной Пасхи; помажем Божией Кровью свои уста – двери нашего душевного дома, дабы не приступали к нам бесы, желающие умертвить нас грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Завершилась поездка митрополита Волоколамского Илариона на Святую гору Афон В последний день своего пребывания на Святой Горе Афон, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного 13 декабря 2017 года, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в освященном во имя святого великомученика Пантелеимона соборном храме Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Архипастырю сослужили игумен обители архимандрит Евлогий, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всечестной отец архимандрит Евлогий, дорогие отцы, дорогие братья! В этот день, когда Церковь празднует память святого апостола Андрея Первозванного, мы вспоминаем события, о которых рассказывается в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Иоанна. В Евангелиях от Матфея и Марка мы читаем о том, как Господь призвал Своих первых апостолов – Петра и Андрея, которые были рыбаками: Христос увидел их, проходя близ Галилейского моря. При чтении этого повествования может сложиться впечатление, что Господь призывает совершенно незнакомых людей, а те следуют за Ним, не зная, кто Он Такой и почему Он их позвал. Но в Евангелии от Иоанна мы слышим историю, которая произошла до того. Мы узнаём, что Андрей был одним из учеников Иоанна Крестителя. Вместе с другим учеником он стоял на берегу Иордана в тот момент, когда Господь Иисус Христос там появился, а Иоанн Креститель указал на Него и сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1. 29). Это был не первый раз, когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан, потому что до того Он приходил, чтобы принять крещение от Иоанна. Далее мы читаем: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1. 36-37).  Они задали Господу вопрос, который может показаться странным: «Равви, где Ты живешь?» (Ин. 1. 38). И ответ Спасителя тоже может показаться странным: «Пойдите и увидите» (Ин. 1. 39).

http://mospat.ru/ru/news/47855/

Скачать epub pdf Глава шестая «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» ( Откр. 6:1–2 ). История Церкви начинается с того, что Агнец Божий – Иисус Христос – становится жертвой за грехи мира. Христос открывает первую из семи печатей, и начинается первая эпоха Церкви. Мы видим, что вся мировая история существует на основании великой иерархии, начало которой полагает Бог Отец, Его Сын и Святой Дух, – Святая Троица правит вселенной. Приказ Бога, повеление Иисуса Христа приводится в исполнение первым из живых существ, первым из Серафимов, стоящих у трона Бога, и он говорит Иоанну Богослову, кто должен выйти: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» ( Откр. 6:2 ). Первый, кого выпускает Христос в этот мир, – это великий белый всадник, имеющий в руках колчан, полный стрел, и увенчанный белым венцом. Это святые апостолы, победоносная апостольская проповедь , направленная на то, чтобы сокрушить силу сатаны. 50 Апостолы увенчаны венцом еще до начала битвы, потому что они вышли, чтобы победить; и не победить они не могли, ведь главная победа уже состоялась, они просто продолжают наступление. Генеральная битва состоялась в день распятия Господа на Голгофе и окончилась абсолютной и полной победой Бога. Венец, венчающий апостолов, – это венец Святого Духа, почившего на их головах в день Пятидесятницы. В руках у всадника лук со стрелами. Стрела – это слово Божие. В Псалтири сказано: «Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя» ( Пс. 44:6 ). И в другом месте, у пророка Аввакума, иными словами предсказана эта великая атака Бога: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» ( Авв. 3:2 ). Пророк Аввакум просит, чтобы Господь Свое великое дело совершил не в конце времен, а в середине временного потока. И далее пророк говорит: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные» ( Авв. 3:3–6 ). Почему горы падают перед Его глазами? Это горы, на которых приносились жертвы бесам. Горы гордыни, ненависти и злобы – Бог смотрит на них, и они рушатся. Когда Сам Господь выходит, то зло прекращается мгновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf «Ныне прославился Сын Человеческий… » ( Ин. 18:4–9 ) Когда евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Господень, дописывал свое Евангелие, оставленное им, как драгоценное наследие христианской церкви всех веков, три прочие Евангелия давно были уже в руках и сердцах верующих. Поэтому он писал не все, что знал о Господе Иисусе Христе, но, как сам он говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20, 30–31 ). Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, можно иметь жизнь во имя Его: в этих двух положениях заключается все Его Евангелие. Две эти основные мысли проглядывают и во всех остальных писаниях Иоанновых; с одной стороны, звучит в них признание: Ты еси Христос, Агнец Божий, вземляй грехи мира! – а с другой стороны – торжественное засвидетельствование: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 14 ). Вследствие высокой важности раскрываемых истин, Евангелие Иоанново поистине служит перлом христианской письменности и по всей справедливости Отцы церкви усвоили евангелисту Иоанну символ орла. Действительно, будто на крыльях орла парящего воодушевленный верою и сердечной любовью возвышает нас евангелист до самых крайних высот спасения нашего. В истории страданий Господа, изложенной евангелистом Иоанном, точно так же красною нитью проходят чрез все повествование оба основных положения Богослова, с одной стороны – «Се, Агнец Божий!», с другой – «мы видели славу Его». В настоящем случае мы должны удивляться главным образом тому, как евангелист Иоанн подчеркивает даже в момент уничижения Господа славу Его, как Единородного от Отца. Предатель подал слугам и воинам заранее условленный знак. Своим поцелуем он отметил человека, которого они должны были взять, и отступил снова в толпу вооруженных врагов Господа. Он окончил свой адский замысел и теперь в качестве равнодушного зрителя выжидает исхода дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Абие - скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля; " да возвратятся абие " - да будут немедля обращены назад. Авва - отец. Авель - имя 2-го сына Адама и Евы, убитого старшим своим братом Каином. Агаряне - потомки Измайловы, происшедшие от рабы Авраамовой Агари. Агиасма - святая вода, освященная церковию накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня. Агнец - ягненок. Агнец Божий - так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Ад - место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Адамант - твердый камень, алмаз. Это название в церковной литературе придается отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры или характера. Адам - евр. - существо, подобное Богу. Имя первого человека, праотца. Аз - я, название первой буквы славянской азбуки. Акафист - неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос, или Божия Матерь, или какой-нибудь святой. Аки - как, как будто. Акрида - род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу. Алавастр - узкогорлый сосуд из алебастра, в котором хорошо сохранялись драгоценные ароматы. В церковном употреблении алавастр назначался для хранения мира., Алектор - петух. О петухе упоминается почти у всех евангелистов, но только в связи с его пением. Выражение " пение петуха " употребляется в Евангелии для обозначения разделения времени. Алкати - голодать, сильно хотеть есть, испытывать голод. Аллилуйя - евр.- хвалите Бога, прославляйте Бога, хвала Богу. Алое - душистое дерево, имеющее благовонный запах. Иудеи помазывали мертвых маслами бальзамными и ароматами, и обвивали плащаницами, как видно у евангелиста Иоанна (19,40). Амаликитяне - могущественный кочевой народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. Аминь - истинно, истинно так, да будет так, верно. Аможе - куда. Анафема - означает отлучение человека от сообщества церковного и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Преобразившийся Христос Из книги «Агнец Божий» 18 августа, 2002 Из книги «Агнец Божий» Сын известного русского философа Н. Лосского (1870) православный богослов Вл. Лосский, живший на Западе и писавший свои произведения на французском языке, высказал мысль, что праздник Преображения может «служить ключом к пониманию человечества Христа по учению Восточной Сам Лосский не углубляется в исследование существа этого праздника; он только обращает на него наше внимание. И это черезвычайно важно, ибо если мы углубимся в византийскую литургию Преображения, перед нами откроется совершенно удивительный образ Христа. Такого образа Христа – образа во всей своей полноте – на Западе нет, поэтому он может привести к более глубокому пониманию Христа и пробудить необычайно глубокую любовь к Нему. Праздник Преображения празднуется и Восточной и Западной Церковью; они даже празднуют его в один и тот же день – 6 августа. Однако характер праздника различен. На Востоке преображение Христа на Фаворе празднуется с пятого столетия; на Западе же этот праздник стал общецерковным только в 1457 году. Он был провозглашен папой Каликстом Ш. Таким образом Западная Церковь начала его праздновать позднее Восточной на целое тысячелетие. Основа возникновения праздника на Востоке богословская: это размышления писателей и отцов греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно На Западе стимул к его празднованию носил общественный характер, этому послужило поражение турков у Белграда в 1456 году. Что касается литургического ранга праздника Преображения, то он принадлежит к числу двунадесятых, наиболее значительных праздников Православной Церкви, таких как Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Пятидесятница, Воздвижение Креста и других, которые особенно почитаются на Востоке. На Западе же этот праздник считается второстепенным, таким же как Новый Год, праздники апостолов и евангелистов. Раннее установление праздника, глубокое его обоснование и высокий литургический ранг свидетельствуют о том, что праздник Преображения в Восточной Церкви особенно почитается и высоко оценивается. В чем же кроется особенное значение этого праздника? ПРЕОБРАЖЕНИЕ КАК НОВОЕ НАЧАЛО

http://pravmir.ru/preobrazivshiysya-hris...

III. Основная часть книги Апокалипсис. Видения на небе и с неба (4:1–22:5) 1. Восхищение на небо и видения семи печатей (4:1–7:17) А. Видение Бога и Агнца (4:1–5:14) Тема последующих двух глав Книги Откровения – власть и господство. Читателю открывается вместе с Иоанном символическое описание Царства Божьего на небе. Прежде всего описывается небесный тронный зал. На престоле (по-гречески «престол» – трон) находится Сидящий. Он не назван по имени. Но читатель, конечно, понимает, что это Бог . Вокруг престола сияет радуга и концентрическими кругами располагаются различные небесные существа – ангелы. Они непрестанно славословят Сидящего на престоле Бога как Творца всего. Четвертая глава знаменует собою как бы богословский фундамент ко всему богословию книги, а именно монотеизм. Не тьма богов языческой религии, а единый Бог Творец есть абсолютный и непостижимый Владыка всего. Его Царство и воля должны стать Царством и волей для всей земли. Четвертая глава лишена специфически христианских черт. Она могла быть написана и в недрах иудейской апокалиптики. Все ее описания опираются на ветхозаветные тексты, преимущественно на Книгу пророка Иезекииля. Собственно христианский элемент появляется в пятой главе. Мы вместе с Иоанном видим, что вместе с Сидящим на престоле, то есть с Богом, появляется еще одна фигура – «Агнец как бы закланный» ( Откр.5:6 ). Это – Иисус Христос, Сын Божий, наделенный властью и всеми полномочиями от Бога. Это в Его власти и силе осуществить Царство Божье на земле, как оно уже вечно существует на небе. Тайна того, как это произойдет, заключена в некоей книге, запечатанной семью печатями. Только Агнец достоин и способен снять печати с книги судеб мира, то есть открыть тайну нового творения Божьего и осуществить это новое творение. Небесное богослужение, литургия, распространяется на все ангельские существа и на всю землю. Все поклоняются Богу и Агнцу. Здесь мы видим пророческое предвосхищение того, чего пока нет, но что должно быть во всем тварном космосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010