Взглянув, Тайновидец увидел «Агнца, как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей». Этот агнец, носивший в Себе следы того, что Он был принесён в жертву, есть, конечно, «Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ), то есть Господь наш Иисус Христос. Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принёсший Себя в жертву за грехи людей. Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим как Спасителем человечества. Семь рогов – это символы Его крепости, ( Пс. 74:11 ), а семь очей означают, как тут же объяснено, «семь духов Божиих, посланных во всю землю», то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе как Помазаннике Божием, о чём говорили ещё св. пророк Исаия (11:2) и св. пророк Захария (гл. 4). Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял «посреди престола», то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию, – одесную Бога Отца (ст. 4–6). Агнец взял книгу из руки сидящего на престоле, и тотчас же четыре животных – Серафимы – и 24 старца, пав ниц, воздали Ему Божеское поклонение. Гусли, которые они имели в руках, означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие, звучное пение их душ; золотые чаши, как тут же объясняется, наполненные фимиамом, – молитвы святых. И воспели они Сыну Божию, Искупителю человечества подлинно «новую песнь», не слыханную от создания мира, о которой предрекал ещё псалмопевец царь Давид ( Пс. 97:1 ). В этой песне прославляется новое Царство Сына Божия, в котором Он воцарился, как Богочеловек, купивший это Царство высокою ценою Своей Крови. Искупление человечества, хотя и относилось собственно только к человечеству, но оно было так удивительно, так величественно, трогательно и священно, что возбудило живейшее участие во всём небесном сонме, так что все вкупе, и Ангелы и люди, прославили за это дело Бога «и поклонились Живущему во веки веков» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 14. Видение 144000 девственников Откр.14:1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. После мрачной картины антихристова времени (гл. 13) тайнозрителю показывается отрадная картина небесного блаженства победивших во Христе. Иоанн видит: вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи . Это напоминает слова апостола Павла: «Вы приступили к горе Сиону... и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев... и к Судии всех Богу... и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления» ( Евр. 12:22–24 ). Под Сионом здесь не может разуметься буквально та гора, на которой стоял Иерусалимский храм, но это – небесный Сион, высший Иерусалим, город Бога Живого. В каждом городе бывают особо чтимые места, определенные памятники или иное определяющее лицо и значение города (храм святого Петра в Риме, Кремль в Москве и т. д.) Здесь Иоанн видит: Агнец стоит на горе Сионе. Агнец – это Христос, бывший как непорочная жертва заклан за грехи мира. Не только для земли, но и для всей вселенной важна жертва Христова, ибо и там, в Небесном граде, является Он в виде Агнца, «чтобы посредством Его (Агнца) примирить с Собою (Богом) всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1:20 ). Вместе с Агнцем на горе Сионе и с Ним видит Иоанн сто сорок четыре тысячи . Кто эти блаженные со Христом? Андрей Кесарийский пишет, что «эти 144000 надо отличать от составленных ранее из всех колен Израилевых, но о девстве которых не засвидетельствовано». Сравнения 144000 в 7,1–8 и 14,1–5 показывает, что это не одни и те же. Общим является только число 144000=12 х 12 х 1000, означающее многоплодие апостольского семени (7,4). Характеристика же тех и других 144 тысяч разная. Там (в гл. 7) мы видели всю Церковь , всех запечатленных чад Божиих, выделенных из погибающего во грехах общества людей и сохраняемых Богом на земле во все времена, особенно же в кончину века при антихристе. Здесь (в гл. 14) мы под 144000 разумеем первенцев, совершеннейших во Христе, цвет и красу христианской Церкви, а не всю ее. Это можно сравнить, как в гл. 12 сын-муж жены-Церкви и «прочие от семени ее» (в гл. 7 показаны не «прочие» только, а вообще все). 144000 в гл. 14 это – сын-муж жены-Церкви (12,13). И то не все мужественнейшие чада Церкви, а только девственники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Желая возвести прекрасного Иосифа в Египте на царский престол и увенчать его главу царскою диадимою, какую ступень Господь подставил ему к той высокой чести и славе? не крестную ли, т. е. страдальческую? – неожиданную напасть от любодейцы, темницу мрачную, тесные узы, наготу, голод. То был тяжкий крест, долговременное узничество: смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его ( Псал. 104:18 ). Что же последовало за всем этим? не царская ли надпись? Иосиф прославился в Египте, из темницы вступил на престол царский, от рубищ в порфиру, от рабства в господство: постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему ( Псал. 104:21 ). Одним словом: крест его соделался для него венцем царским, а страдания его – славою и честью ему. И если страдальческий крест, терпеливо ради любви Божией понесенный, так вознаграждается на земле: то не тем ли паче в будущем веке, на небе? Кто царствует на небе? не Тот ли, Кто пострадал на земле, – Кто претерпе крест, о срамоте нерадив ( Евр. 12:2 )? Слышится на небе некая молва, как бы глас народа многого, как бы глас громов крепких, и глас ангелов многих вокруг престола. Что же они молвят? – Они повелевают всякому созданию на небе и на земле и под землею и в море воздать рабское поклонение некоему Лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же воцарился на престоле Божием? Святой Богослов видит там Агнца, но Агнца закланного: видех, говорит он, и се посреде престола, и четырех животных, и посреде старец, агнец стоящ яко заколен (Апокал. 5:6). Не Тот ли это, Который был заклан копием на кресте? един от воин копием ребра Ему прободе ( Ин. 19:34 ). Воистину, это – Господь наш Иисус Христос, о Котором Исаия предрек: яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец пред стригущим его безгласен ( Пс. 53:7 ). Это, воистину, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). Ему – то всякое создание горнее и дольнее раболепно поклоняется и велегласно взывает: достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение (Апокал. 5:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Образ воды, играющий столь существенную роль в рассмотренных эпизодах из Евангелия от Иоанна, будет возникать и в дальнейшем повествовании евангелиста, а именно – в рассказах об исцелении слепорожденного, которого Иисус пошлет в Силоамскую купальню ( Ин.9:7 ), об умовении ног на Тайной Вечере ( Ин.13:2–11 ), об истечении крови и воды из пронзенных ребер умершего на кресте Иисуса ( Ин.19:34 ). Все эти эпизоды, начиная с чуда в Кане Галилейской и включая перечисленные в настоящей главе, выстраиваются в единую цепь событий, внутренняя связь между которыми обеспечивается благодаря использованию одного и того же образа. Начавшись на берегах реки Иордан, повествовательная часть четвертого Евангелия завершится на берегу моря Тивериадского (оно же Галилейское озеро), с которым связаны многие события из жизни Иисуса, рассказанные другими евангелистами. Увидев стоящего на берегу Иисуса, Петр, сидящий обнаженным в лодке, бросится в воду, чтобы вплавь достичь берега ( Ин.21:1–7 ). Это событие станет последним намеком на таинство Крещения в Евангелии от Иоанна. В Апокалипсисе образ воды вновь станет одним из основных. Описанная на страницах книги Откровения эпопея борьбы Агнца со злом завершается грандиозной картиной нового неба и новой земли. Голос Сидящего на престоле провозглашает: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой ( Откр. 21:6 ). В новом, сходящем с небес Иерусалиме, изображенном в Апокалипсисе, нет храма, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец… Город не имеет нужды в солнце и луне, потому что светильник его – Агнец ( Откр. 21:22–23 ). Но посреди города протекает чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца; на берегу реки растет древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Этот последний образ отсылает нас и к видению храма в Книге пророка Иезекииля, где тоже описывается поток, по берегам которого растут деревья ( Иез.47:5–7 ), и к повествованию книги Бытия о древе жизни, насажденном посреди рая ( Быт. 2:9 ). Доступ к этому дереву для человека был закрыт после грехопадения ( Быт. 3:22 ). Его вновь открывает Агнец, берущий на Себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отметим знакомые толстовские мысли: жить надо не для славы, но для души; истина Христова (заметим, что герой читает и осмысливает только те места, которые «вполне понятны») вызывает умилённое состояние и даёт блаженство на земле при любых внешних условиях. Достижение «умилённо-торжественного состояния» (14,291) и стало для Светлогуба тем внутренним и внешним преображением, к которому должен стремиться каждый. Это преображение не укрылось от внимательных испытующих глаз крестьянина-раскольника, душою ощутившего, что этот безвестный «юнош» знает истинную веру . После долгих поисков и сомнений старику открывается эта истина: «Тот юнош с Агнцем был. А сказано; Агнец победит я, всех победит... И кто с Ним, те избраннии и вернии» (14,307). Смысл этого утверждении имеет опору в Писании: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей , и те , которые с Ним, суть званные и избранные и верные» (Откр . 17, 14). Агнец же есть Христос. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий , Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). В системе толстовского вероучения Светлогуб стал не просто со Христом, но стал и как Иисус , то есть стал сыном Божиим. Видение старика-раскольника перед смертью— художественный символ всей веры Толстого, итога его поисков и раздумий над жизнью, зримое воплощение Царства Божия на земле: «Старик раскольник умирал, и духовному взору его открылось всё то, чего он так страстно искал и желал в продолжение всей своей жизни. Среди ослепительного света он видел Агнца в виде светлого юноши, и великое множество людей из всех народов стояло перед ним в белых одеждах, и все радовались, и зла уже больше не было на земле. Всё это совершилось, старик знал это, и в его душе и во всём мipe, и он чувствовал великую радость и успокоение» (14,311). Нет ничего для Толстого выше этого и желаннее этого. Человек стал сыном Божиим. И всё-таки не вполне понятно: Светлогуб, светлый юноша среди ослепительного света, как будто занимает место Христа? Нет, понятно, когда вспомним: ещё переводя Евангелие от Иоанна, Толстой отразил свою идею об однородности во плоти всякого человека Отцу. Следовательно, каждый однороден и Христу— и может, осознав эту свою однородность, заменить собою Христа. Не так ли и сам Толстой мнил себя заменою Христу?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Приносится в жертву Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, за жизнь и спасение мира. Агнец на дискосе Эти слова основаны на свидетельстве Иоанна Крестителя об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). О жертвенном характере крестной смерти Христа говорит и апостол Пётр: «…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:18–20 ). Потир. XVII в. (Русский музей, Санкт-Петербург) После этого диакон говорит: «Благослови, Владыка, святое соединение». И вливает в потир вино с водой. При этом священник произносит слова из Евангелия от Иоанна: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его ( Ин.19:34 ). Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его. Обычай соединять воду с вином – древнего происхождения: и евреи, и греки разбавляли вино водой 564 . Произнесение слов из Евангелия от Иоанна указывает на символическое значение вина и воды в Евхаристии. Уместно также напомнить о том, что само истечение крови и воды из ребра Спасителя в святоотеческой традиции толковалось аллегорически, как указание на два главных церковных таинства – крещение и Евхаристию: Не без значения и не случайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в Таинства: водою они возрождаются, а Кровью и Плотью питаются. Так, отсюда получают свое начало Таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра 565 . Символизм всех вышеуказанных действий раскрывается святителем Германом Константинопольским в следующих словах: Хлеб предложения… являет избыточное богатство милосердия Божия, ибо Сын Божий сделался Человеком, предложив Себя в жертву и приношение во искупление и в умилостивление за жизнь и спасение мира… Изъятие копием 566 означает: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ). Вино и вода – это кровь и вода, истекшие из ребра Его… Хлеб же и потир являют истинное и действительное подобие той таинственной вечери, на которой Христос, взяв хлеб и вино, сказал: «Приимите, ядите, пейте все, сие есть Тело Мое и Кровь» ( Мф.26:26–28 ), показывая, что Он нас сделал причастниками и смерти, и воскресения Своего, и славы 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Эти слова созвучны образам и идеям, которые мы находим в 1-й главе Евангелия от Иоанна. В обоих текстах говорится о предвечном существовании Сына Божия, о Его явлении во плоти, о Его славе, о вере в Него. Отметим, что, согласно Евангелию от Иоанна, один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу ( Ин.1:42–44 ). Вряд ли Андрей, находившийся еще под впечатлением слов, которые услышал от Крестителя, не пересказал их Петру. В таком случае первое, что Петр узнал об Иисусе от своего брата, было то, что это – «Агнец Божий». Образ Агнца запечатлелся в памяти первоверховного апостола и много лет спустя прозвучал в его послании. Что же касается евангелиста Иоанна, то в его богословии образ Агнца занимает центральное место. Агнец как бы закланный ( Откр. 5:6 ) становится главным героем Апокалипсиса – книги, которой завершается корпус Иоанновых писаний, а вместе с ним весь Новый Завет . В Апокалипсисе «Агнец закланный» появляется в тот момент, когда ни на небе, ни на земле, ни под землею не оказывается никого, кто был бы достоин раскрыть и читать книгу, запечатанную семью печатями, которую держал Сидящий на престоле ( Откр. 5:1–14 ). Он снимает печати, одну за другой, и по мере снятия печатей на сцене появляются все новые действующие лица. Наконец в действие вступает великое множество людей в белых одеждах, восклицающих: Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! Об этих людях говорится: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца ( Откр. 6:1–7:14 ). Греческий термин «апокалипсис» означает «откровение». Этим термином называют литературный жанр, близкий по содержанию к книгам пророков. В книгах пророков, как правило, описываются видения и откровения, имеющие таинственный, сверхъестественный характер. Апокалипсис тоже представляет собой описание реальности, находящейся за пределами земного бытия и открывающейся человеку в видении или откровении, будь то во сне или наяву. Символом этой реальности является закрытая и запечатанная книга: для того, чтобы с ней соприкоснуться, книга должна быть распечатана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Этот Агнец, носивший на Себе следы того, что Он был принесен в жертву, есть, конечно, «Агнецъ Бoжiй, вземляй грхи мíра» – «Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» ( Ин.1:29 ), то есть Господь наш Иисус Христос Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принесший Себя в жертву за грехи людей, Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим, как Спасителем человечества. Семь рогов – это символы Его крепости ( Пс. 74:11 ), а семь очей означают, как тут же объяснено, «седмь духовъ Бoжiuxъ, посланныхъ во всю землю» – «семь духов Божиих, посланных во всю землю», то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе как Помазаннике Божием, о чем говорили еще св. пророк Исаия (11:2) и св. пророк Захария (4 гл.). Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял «посред престола» – «посреди престола», то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию – одесную Бога Отца. Откр. 5:7–8. И npiuдe и npiяmъ книгу от десницы Сдящаго на престол. И егда npiяmъ книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша предъ Агнцемъ, имуще гусли и фiaлы златы полны uмiaмa, иже суть молитвы святыхъ. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Агнец взял книгу из руки Сидящего на престоле, и тотчас же четыре животных – Серафима и 24 старца, пав ниц, воздали Ему Божеское поклонение, гусли, которые они имели в руках, означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие, звучное пение их душ; золотые чаши, как тут же объясняется – наполненные фимиамом, молитвы святых. «Фимиам означает благовонную жертву верных, приносимую ими нескверным житием, ибо, как говорит божественный Павел, „Христово блaroyxahie есмы“ – „мы Христово благоухание“ ( 2Кор. 2:15 ); фиалы – помышления, из которых исходят благовоние добрых дел и чистая молитва» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Да будет, – говорит, – агнец у вас без порока, от овец или от коз возьмите его. И в другом месте предписывается, что, если кто не сможет сделать Пасху в первом месяце, пусть сделает во втором. Примерно то же приказание отдается и здесь: если кто не сможет взять агнца, пусть, по крайней мере, возьмет козленка. Ибо Христос в доме Церкви приносится в жертву двояко: если мы праведны, то питаемся мясом агнца, если мы грешники и приносим покаяние – для нас закалается козленок. Не потому, что Христос – от козлищ, которым надлежит встать ошуюю, но из-за различия заслуг каждому полагается либо агнец, либо козленок» 110 . И далее мы читаем: Исх.12:6 . «И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером». Иероним Стридонский пишет: «Мы читаем в Книге Исход, что на четырнадцатый день закалается агнец. На четырнадцатый день закалается, когда наступает полнолуние и когда луна не имеет никакого ущерба в своем свечении. Итак, вы видите, что Христос закалается не иначе, как в совершенном и полном свете» 111 . Можно поспорить с Блаженным Иеронимом: Христос закалается, все-таки, вечером, я бы даже сказал ночью! Почему? Потому что когда Он умирает на кресте, солнце скрывает свой свет, и наступает ночь. Таким образом, буквально исполнилось то, что было предречено Моисеем: заклание должно быть во мраке! Когда Христос умирает, солнце, устыдившись содеянного людьми, скрывает свой лик, и мир земной превращается в ночь! А где оказывается Христос в этот момент? Святитель Иоанн Златоуст пишет, что душою Он сходит во ад! И далее он продолжает очень интересно: если Христос во аде – Христос есть солнце нашего спасения. Значит солнце во аде. А где солнце, там и день! Получается, что земля оказалась на положении ада и мрака, когда умирает Сын Божий, а ад Христос осиял сиянием Своего Божества! «Это место ада было самое мрачное и безотрадное и никогда не причастно было природе света… пока не сошло туда Солнце правды, не осветило и не сделало ада небом, – потому что где Христос, там и небо» 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Явление Иисуса Христа народу и Его первые ученики...    По возвращении из пустыни Иисус Христос снова пришел на берег Иордана, где крестил Иоанн. Увидев Иисуса, Иоанн сказал народу: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», то есть Иисус Христос, истинный Агнец Божий, Который столько тысячелетий предызображался в жертвоприношениях. Он, так же как невинные ягнята (агнцы) и тельцы, закалавшиеся для всесожжения, кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь Свою, за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти.    И свидетельствовал Иоанн говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».    На другой день Иоанн опять увидел идущего Иисуса Христа и сказал стоявшим около него двум Своим ученикам: «Вот, Агнец Божий».    Услышав от Иоанна эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Один из них был Андрей, который поэтому и называется Первозванным, как первый последовавший за Христом. Другой же был Иоанн Богослов. Потом Андрей привел к Иисусу Христу брата своего Симона. Спаситель, предвидя в нем крепкую веру, сказал: «ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Петр», что значит камень. На следующий день Спаситель призвал к себе Филиппа, а Филипп привел к Нему Нафанаила.    После этого Иисус Христос пошел по городам и селениям еврейской земли проповедовать людям Евангелие, т. е. радостную, благую весть о том, что Он есть обещанный Спаситель, пришедший на землю спасти людей от власти диавола, греха и вечной смерти, и дать людям вечное спасение — Царство Божие.    Учение о Царствии Божием Иисус Христос часто излагал в притчах, то есть в образах, подобиях и сравнениях, или примерах из нашей обычной жизни, чтобы нагляднее и полнее изложить Свое учение. И видимый и невидимый мир сотворены Богом. Между тем и другим миром существует дивное единство или сродство. Поэтому видимый мир говорит нам о законах невидимого, небесного мира. Вся наша земная жизнь, со всею жизнью видимого мира, есть великая притча Божия о законах будущей жизни в Царстве Небесном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010