[Иосиф послал отцу своему колесницы], Господь показал Отцу своему евангельскую колесницу, запряженную четырьмя животными; Иосиф был объявлен съеденным зверем, а потом провозглашен почти царем, и Господь был распят как человек и прославлен как Бог . А вот еще другое пророчество, относящееся к кресту: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( Ефес. 4:8 ). Какая высота? Кто восшедший? Какой плен? Что это такое – «дары человекам»? Высота – честный крест, как непостижимое таинство; восшедший – это Владыка Христос, потому что «Нисшедший, Он же есть и восшедший» ( Ефес. 4:10 ). Что же значит – «пленил плен»? Это значит: порабощенных греху Господь в пришествие Свое воссоздал благодатью, дав людям дары. Какие дары? Отпущение грехов, благодать усыновления, наследие царства, залог бессмертия и обетование сидения одесную. И кто свидетель этого? Сам Господь, говорящий: «и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Иоан. 12:32 ), т.е., когда Я буду распят, тогда все уверуют в Меня. Еще более ясное свидетельство о кресте ты только что слышал, именно Исайя пророк восклицает: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ). Какое это «овца»? Какой агнец? Какое заклание? Какое стрижение? Кто это закалывающие и стригущие? Овца и агнец – Владыка Христос, прообразовательно: овца – в виду волны крещения, агнец – в виду жертвоприношения по плоти; заколение – это прободение ребра, исцеляющее ребро. Кто это закалывающие и стригущие? Саддукеи и фарисеи: сначала они остригли Его хулами, а потом убили посредством клеветы. Ведь как в обыденной жизни человек остригаемый не терпит при этом боли и становится благообразным, так и Христос, получая удары, принял их как острижение, не потерпев боли и восприняв вслед затем красоту воскресения. О Нем написано: «Ты прекраснее сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ). Согласно с Исайей и Иеремия провещал так: «я, как кроткий агнец» шел на заколение (Иерем. 11:19). Его должно назвать агнцем, потому что Он не противился страданиям, не восставал против заклания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Для нас здесь важно отметить, что сказано в третьем стихе: «пусть возьмут себе каждый одного агнца». Здесь не сказано «по одному агнцу», а речь идет об одном агнце! Этот текст можно прочитать: «Пусть возьмут себе одного и того же агнца». То есть пророчески это указывает на Того единственного Агнца, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» ( Ин.1:29 ). И вот такое свидетельство показывает то, что есть единственный агнец! Построение предложения третьего стиха – это пророческое построение, которое подсказывает нам, что все эти агнцы и тельцы, которые во множестве приносились, имели в виду одного Агнца, то есть Христа Иисуса! Все эти жертвы указывали пророчески на одну единственную Жертву, которая была принесена при Понтийском Пилате на Голгофе за грехи всего мира. И далее мы читаем: Исх.12:4 . «А если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца». Можно аллегорически истолковать этот текст. Если один человек не может вместить в себя всю истину Божественного откровения, то он должен войти в совет с другими людьми, которые помогут ему постичь, что есть проповедь о Христе, и притом распятом. Как апостолы говорили, что они не хотят знать «ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Он есть наш Агнец, Он наша Пасха! Как пишет апостол Павел, Иисус Христос есть Пасха наша: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ), Агнец, закланный за наши грехи. Постичь эту тайну одному человеку действительно может быть сложно, но соборно осмысливая ее, мы приближаемся к ее раскрытию. Может быть, именно на это и намекает 4-ый стих 12-ой главы. Далее говорится следующее: Исх.12:5 . «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз». Здесь возникает некая проблема. Обычно, когда мы говорим о жертвенных агнцах, всем представляется, что приносили в жертву именно овец. Но это не совсем так: 5-ый стих показывает, что приносили и коз. А в христианском понимании овцы – это те, которые будут справа от Иисуса Христа в день Суда, а козлы или козлища – это те, которые окажутся слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

е) Господь говорит в Евангелии: Блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска, а ученики помышляли в себе: «Это значит, что мы хлебов не взяли». Уразумев же Иисус помышления их, сказал им: «Как же вы не разумеете, что Я не о закваске хлебной сказал вам (Мф. 16. 6–11)?» Итак, вот и ученики, услышавши о закваске, тотчас вообразили, что речь о хлебе и Учитель их дает разуметь, что с понятием хлеба естественно соединяется понятие закваски: Тогда разумеша, яко не рече хранитися от кваса хлебнаго, но от учения фарисейска и саддукейска (Мф. 16. 12)... ж) Совершать опресноки повелено было иудеям только в Иерусалиме, где находился знаменитый храм. А отсюда мы заключаем, что вы (римляне), кроме несоблюдения Евангелия, нарушаете и ветхий закон, во всякое время и во всяком месте совершая опресноки, которые совершаемы были некогда иудеями только в Иерусалиме и в продолжение седми дней. Заключаем также, что по разрушении Иерусалима и храма его должно разрушиться и все, образно в нем некогда совершавшееся, следовательно и опресноки, и что по прошествии сени во всем мире должно воссиять Солнце правды и его благовестие... з) Хотя Евангелие говорит: «В первый день опресночный приступили ко Иисусу ученики Его, говоря Ему: «Господи, где велишь приготовить нам Тебе пасху?» (Мф. 26. 17), но первым опресночным днем евангелист называет здесь день, предшествовавший времени ядения опресноков, как полагает и великий Златоуст. И этот день есть именно десятый месяца, ибо в десятый день приготовляема была законная пасха, т. е. отделяем был по закону агнец на заклание во образ Господа и соблюдаем был даже до четырнадцатого дня, а в 14-й был закалаем к вечеру и после него ядомы были опресноки, так что если бы не был предварительно отделяем агнец, то не был бы закалаем; если бы не был закалаем агнец, то не были бы снедаемы и опресноки. Посему справедливо евангелист назвал первым опресночным днем сей приготовительный день, ибо он был началом и как бы причиною и снедения опресноков. Мы также согласно с прообразованием Великий Понедельник называем первым великим днем святых страстей не потому, чтобы в этот день заклан был Христос, равно как и агнец не был закалаем в десятый день месяца, но потому, что начиная с сего дня Христос коварно был уловляем к смерти, равно как и агнец отделяем был для заклания...»

http://sedmitza.ru/lib/text/435795/

Разделы портала «Азбука веры» Агнец Божий – символическое имя Господа Иисуса Христа , указывающее на Него как на принесшего Себя в Жертву (по человеческому естеству) (на Кресте) ради Спасения, Искупления людей, зафиксированное в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Поскольку Господь Иисус Христос – вочеловечившийся Бог, постольку допустимо утверждение, что Сам Бог принес Себя в Жертву на Кресте (но по человеческому естеству). Прообразом Крестной Жертвы служили все виды законных ветхозаветных жертв. Вероятно, начало жертвоприношениям было положено Адамом и Евой. Первое упоминание жертвоприношения в Библии связано с повествованием о жизни их сыновей – Каина и Авеля ( Быт.4:3-4 ). Ветхозаветные жертвы не имели того искупительного значение, какое имела Крестная Жертва Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Образ Агнца ассоциируется с ягнятами, приносившимися в жертву представителями еврейского народа, а особенно с теми пасхальным и агнцами, мясо которых евреи вкушали перед выходом из Египта, и кровью мазали косяки и перекладины дверей своих домов ( Исх.12:7 ), посредством чего спаслись от поражения ангелом-истребителем, посланным для того, чтобы уничтожить всех египетских первенцев. Апостол Филипп истолковал евнуху, вельможе Эфиопской царицы одно из мест из книги пророка Исаии о Месии: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» ( Деян.8:32-33 ). Он указал читавшему на то, что страдающий Агнец, о котором возвещал пророк Исаия, – Господь Иисус Христос ( Деян.8:35 ). Согласно Евангелию, впервые во всеуслышание, назвал Христа Агнцем Божиим пророк Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостол Петр свидетельствовал о Христе как о «непорочном и чистом Агнце» ( 1Пет.1:19 ), чье заклание в Божественном Предвечном Совете было предопределено «еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:20 ). Апостол Иоанн отметил в составленном им Евангелии такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней… Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:32-33,36 ). Это примечание отражает преподанный Богом запрет на раздробление костей ветхозаветного пасхального агнца при употреблении его в пищу ( Исх.12:46 ).

http://azbyka.ru/agnec-bozhij

В другом месте, касаясь той же самой темы (она проходит во многих посланиях апостола Павла) читаем: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога». Загадочная фраза: «Законом я умер для закона». — То есть я умер вместе со Христом, и по закону я умер для закона. Я уже мертвый с точки зрения закона. Поэтому он уже не имеет надо мной власти, как не имеет власти муж над женой: если он умер, она свободна выйти за другого человека, быть в новом браке. Крещение не только смерть, но и воскресение. Воскресение — абсолютная победа над властью греха. Поэтому, если была бы только смерть Христа, но не было бы Воскресения, тогда, говорит Павел, мы были бы самыми жалкими из людей. Итак, во Христе закон достиг цели. Предыдущие жертвы были образами, а тот Агнец, Который берет на себя грех мира, — это именно Иисус из Назарета. Вы помните место из Евангелия от Иоанна: «На другой день Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». Между прочим, в Библии впервые слово «агнец» встречается именно в сцене жертвоприношения Авраама, когда Исаак спрашивает: вот дрова, а где же агнец для всесожжения? «Бог усмотрит Себе агнца», — отвечает Авраам. Это не случайное совпадение: агнец — это ягненок, приносимый в жертву, и именно этим словом Иоанн Креститель называет Христа. Итак, на Кресте, этим страданием, этой смертью, достигается примирение человека с Богом. Не на внутренних переживаниях основано это примирение, не на нашем чувстве или его отсутствии, а на факте жертвы Христа, факте Его смерти и Воскресения. Каждый раз на Евхаристии мы можем вспоминать слова апостола Павла: «Когда едим Хлеб сей и пьем Чашу сию, смерть Господню возвещаем доколе приидет». В высшем смысле можно сказать, что Евхаристия есть поминальная трапеза, на которой мы вспоминаем и Завет, заключенный с нами на Тайной Вечере, и смерть Иисуса Христа, и Его Воскресение. Итак, по отношению к закону мы умерли вместе со Христом, мы на новом пути — пути, который называется Христос. Мы вступили в новый храм, с живым Христом. Теперь Он работает над нами, а не закон. «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым», — то есть вместе со Христом, — «чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» ( Рим.7:4 ). Это значит: мы приносим плод тем, что отождествляемся со Христом, мы избираем Его путь, как то, для чего мы, собственно, и живем.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Еще здесь постоим и посмотрим далее на спасительный подвиг Заступника нашего. Видим, что воины, надругавшись, повели Его на распятие (Мф. 27:31). И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа (Ин. 19:17). Посмотрим здесь прилежнее, откуда Он вышел и что нес. Из города за город вышел, из места поругания и страдания на место большего поругания и страдания вышел. Что несет перед очами Божиими и ангельскими поруганный и уязвленный Сын Божий? Крест Свой, на котором следует Ему пригвоздиться и вознестись. И на Кресте грехи всего мира несет Агнец Божий, на Которого указывая, Предтеча говорил: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). На этом древе несет Агнец Божий мои и твои, о человек, грехи, которые нас могли погрузить на дно адово. Ибо этого тяжкого бремени не только воздух, но и земля не может выдержать, но на дно адово погружает несущего, если не возьмет этого бремени Сей Непорочный и Пречистый Агнец. Поэтому Агнец Божий взял их на Себя, и несет их вместо нас, чтоб нас от них избавить. Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды, – проповедует апостол (1 Петр. 2:24). И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр. 13:12). Пойдем и мы за Христом, и последуем Ему, несущему Свой Крест, отягченный нашими грехами, и так взойдем на Голгофу, и увидим, что там с Заступником нашим делается. Здесь нам опять страшное представляется зрелище! Видим, что там распяли Его и двух разбойников с Ним – ради большего поношения. Одного по правую, другого по левую сторону распяли, посреди же них – Иисуса. Когда пришли, – говорит евангелист, – на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону (Лк. 23:33; Ин. 19:18). Постоим еще немного на этом месте, которое называется лобным, и очи наши с сердцами возведем на распятого Христа, да изобразится в нас Христос (Гал. 4:19). Посмотрим: на чем Его распяли? На древе крестном. Как? Всего на древе том растянули, руки и ноги Его к древу пригвоздили и между небом и землей повесили. Кто Он, Которому такое бесчеловечие оказали? Господа славы распяли, – проповедует всему миру учитель вселенной апостол Павел (1 Кор. 2:8). Сын Божий между разбойниками повешен на позор Ангелам и человекам! Судия Праведный к злодеям причтен (Ис. 53:12)! Еще посмотрим, любезный христианин, на Христа, ради нас распятого, и прилежнее рассудим, за что Он так ужасно страдает. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его, – как учит Его апостол (1 Петр. 2:22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Иисус Агнец и Пастырь Жертвенный Отрок в Исаие ясно не обозначен; у Него нет ни имени, ни времени, ни места, ни других признаков. Но есть дело смирения и величия, без которых Царство Божие не может быть совершено. И в конце мы понимаем, что это Логос, Слово в смысле Ин 1:1. Это Слово — Иисус Христос, Тот, о Ком было видение Исаии. Одно из самых глубоких толкований Иисуса как Отрока действительно содержится в Евангелии от Иоанна: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29) — слова Иоанна Крестителя, Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец и знаю Моих, и Мои знают Меня и жизнь Мою полагаю за овец (Ин 10:11,14,15) — слова Спасителя о Себе. Как образ в 22-м псалме одновременно агнец и пастырь, так и в этом Евангелии у Иисуса двойная роль: Он невинен, как жертвенный агнец и козёл отпущения, и Он Пастырь, отдающий Свою жизнь за овец. В Послании к Евреям (Евр 10) также даётся глубокое размышление о жертвенной смерти Иисуса как совершенном воплощении храмовых жертвоприношений: тогда как священники должны и многократно приносят одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов, Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога (Евр 10:11); и через Него мы смогли вступить в новые отношения с Господом и обрести мир. Мы смогли увидеть великий круг жертвоприношений, обнимающий весь мир, — невинные животные заняли место человека, а их место занял Сын Человеческий. Иисус принёс совершенную и вечную жертву, навсегда сделав совершенными освящаемых (см. Евр 10:14), а терпящие животные в своей простоте послужили приуготовлением Его пути и вечно пребывают в Его любви. В колеснице вельможи Крещение эфиопского вельможи — один из ярких эпизодов в Деяниях святых Апостолов (Деян 8:26–40). Вельможа возвращался из паломничества в Иерусалим и, сидя на колеснице, читал пророка Исаию. В это время Ангел Господень послал апостола Филиппа на пустынную дорогу в Газу и велел приблизиться к колеснице. Вельможа попросил Филиппа разъяснить ему непонятное место — о ком говорит пророк: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Филипп, начав от этого места Писания, благовествовал ему об Иисусе. Вельможа, уверовав и исповедуя Иисуса Христа Сына Божия, попросил Филиппа крестить его и остановился у воды. Когда они вышли из воды, Дух

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

Ин.1:29 .  На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса... Во утрий [же] виде Иоанн Иисуса грядуща к себе... – на следующий день после возвращения Иисуса Христа из пустыни, так как Иоанн еще оставался при Иордане. Зачем же Иисус Христос идет к Иоанну? Так как некоторые предполагали, что Он, подобно другим, принял крещение покаяния, как грешник, то теперь идет к Иоанну, чтобы представить ему случай исправить такое подозрение более совершенным свидетельством. Ин.1:29 .  ...и говорит: вот Агнец Божий,... ...и глагола: се Агнец Божий,... Назвал Его Агнцем, напоминая прообразы закона и пророчество Исаии, и как бы так говоря: «Вот Агнец, прообразованный в законе и возвещенный Исаией». Затем присоединяет и особенное, преимущественное Его свойство, именно – что Он был послан Богом на заклание для спасения людей. Или: «Божий», т.е. Божественный, по причине Своего Божества. Ин.1:29 .  ...Который берет на Себя грех мира. ...Вземляй грехи мира. Заколаемый агнец законный уничтожал грехи одного народа израильского, как тень, предначертание и прообраз истины, а закланный Агнец Божий уничтожает грехи всего мира и очищает всех живущих в мире, как истина; тот был неразумный, а Этот – разумный и, – мало того, – даже Божественный. Под грехами разумей не только скверны душевные, от которых Он освобождает соблюдающих заповеди Его, но и немощи телесные, от которых Он освобождает болящих. Сказав: «вземляй грехи мира», уничтожил вышеуказанное подозрение. Очевидно, что уничтожающий грехи других людей Сам не имеет грехов; а не имеющий грехов пришел на крещение совершенно по другой причине, которую Креститель и указывает немного после. Ин.1:30 .  Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Сей есть, о Немже аз рех: по мне грядет Муж, Иже предо мною бысть, яко первее мене бе Опять говорит: «предо мною бысть, яко первее мене бе», открыто унижая себя, как раба, и без сравнения возвышая Его, как Владыку. Ин.1:31 .  Я не знал Его;... И аз не ведех Его;...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Кровь Христа, безусловно необходимая для освящения самого существа грешной природы человека, раз пролитая на кресте, как на едином всемирном жертвеннике, действительно очищает нас от всякого греха, и потому необходимо принимается всеми верующими таинственно из чаши Евхаристии. 6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Вси яко овцы заблудихом: человек от пути Своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших). По слову Пророка, все грешные люди, на суде правды Божией, взамен себя, как бы представили Искупителя, и Он понес на Себе или исполнил приговор суда Божия. Но почему сами люди не могли найти себе оправдание перед Богом, – не могли представить удовлетворения правде Божией? – Все яко овцы заблудихом, говорит Пророк: все, следовательно и лучшие люди в Израиле, как и сам Пророк, более или менее далеко блуждали – уклонялись от Закона Божия, как он изложен в книгах Моисея, этого великого пастыря своего народа, и был народ, как стадо овец без пастыря... Человек от пути своего заблуди: если Израиль уклонился от закона, данного Моисеем, то всякий другой человек – язычник, оставленный на своем пути или предоставленный своему закону, руководству разума и совести, тем более и далее уклонился от своего назначения. И вот, когда все люди были безответно повинны перед Богом на суде Его вечной Правды; то, спасая людей от вечной гибели, Господь, по благодати милосердия Своего, и предал Его, т.е. Христа, на страдания и мучение для искупления грехов всякого человека, заблудившего от пути своего: Господь именно предал Его, как жертву, образом которой всегда служил ветхозаветный агнец. 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (И Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих). Приемля свое назначение от Бога с беспредельной покорностью, Господь-Искупитель переносил и страдания свои с беспрекословной кротостью. Зане озлоблен бысть или, быв истязаем, Он не отверзал уст своих – никого из врагов своих Он не порицал. – Яко овча на заколение ведеся: Его вели на смерть насильственно, как агнца на заклание; но Он и кроток был, как агнец: и как агнец пред стригущим его, связанный и положенный на землю, безгласен; так и Он, быв связан и даже пригвожден ко кресту, не открывал уст для порицания своих судей-злодеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

О силе креста в контексте парусии читаем и в апокрифических «Посланиях двенадцати Апостолов». Здесь Христос возвещает: «Я приду как возшедшее солнце, и Мое сияние будет всемеро сильнее его сияния. Крылья облаков принесут Меня в сиянии, и знамение креста будет идти предо Мной» . В актах семи святых мучеников Самосатских: Ипарха, Филофея и других, пострадавших в 287 году, говорится: «Ипарх имел в своем доме некое помещение-святилище, в котором на восточной стене было выполнено красками изображение креста. Перед сим священным изображением эти два христианина приходили молиться семь раз в день, обратив лица к востоку» . В контексте этих Посланий, роги Христа — крест как знак могущества и силы — при втором пришествии будет сиять в семь раз сильнее солнца. В свою очередь это прямая параллель с образом апокалиптического Агнца-Христа, стоящего на престоле и имеющим всесильную власть в виде семи рогов. «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов» (Откр. 5.6). Здесь дается объяснение, что семь рогов и семь глаз это образ семи духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 5.6). Ибо этот закланный Агнец «достоин принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (Откр. 5.12). Стилистически на иконографии креста это проявилось в форме расширения и заострения краев креста в виде рогов, что стало особенно распространяться на мозаиках при изображении креста вселенского, надмирного и эсхатологического. Крест как жертвенник Эти семь духов, «посланных во всю землю», — результат крестных страданий Христа, кровь Агнца, кровь евхаристии. В семантике Священного Писания агнец — всегда жертва. Святоотеческая экзегетическая традиция проводит прямую параллель от агнца исхода до Агнца апокалипсиса. Фразу «Пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах» (Исх XII, 7) воспринимали как прообраз жертвы, совершившейся на Голгофе. Также и слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1. 29) — это прямая отсылка к 53-й главе слов Исаии пророка: «муж скорбей и изведавший болезни», «взял на Себя немощи наши и понес наши болезни», «и ранами Его мы исцелились» и «как овца веден был Он на заколение» и как «агнец безгласен» (Ис. 53).

http://bogoslov.ru/article/6176142

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010