Но представление об инаковости Другого не может быть получено через сферу перцепции (или, в данном случае, представления), посредством аппрезентации и аналогического сопоставления тел. В сфере воображения я также способен, посредством свободных вариаций, пуститься в игру возможностей, открывающих измерение иного (otherwise): «если бы я был там», которое вскоре превращается в «если бы я был Другим»: Мое живое тело, как соотнесенное с самим собой, обладает способом своей данности в качестве центрального «здесь»; всякое другое тело и, таким образом, тело «другого» обладает модусом «там». (...) Посредством свободного варьирования своих кинестезисов и, в частности, посредством передвижения я могу изменять свое положение таким образом, чтобы всякое «там» превратить в «здесь» (.,.). Ведь в апперцепции я воспринимаю «другого» не просто как дубликат самого себя, т.е. как обладающего моей – ничем не отличающейся от моей – изначальной сферой и в том числе способами явления в пространстве, которые свойственны мне в моем «здесь», но, при более тщательном рассмотрении, как обладающего такими способами, какими в точности обладал бы я сам, если бы переместился «туда» и пребывал «там» (§ 53). Аналогическое постижение (apprehension) Другого напоминает analogia entis схоластической философии, но именно здесь и заключается проблема: я не могу постигать Бога по аналогии, как я вижу Другого человека, из-за фундаментальной асимметрии между мною и Богом 30 . Можно проиллюстрировать эту трудность простым примером: имея тело, я могу по аналогии «переживать» восприятие своего тела Другим человеком. Однако Бог бестелесен 31 ; каким бы самоочевидным не казалось это утверждение, оно ставит нас перед рядом острых проблем: как я могу своим ограниченным сознанием воспринимать безграничное? Каким образом Я может – если может – интуитивно воспринимать бесконечное, невозможное, непредставимое? Ответить на эти вопросы помогает одно место из Книги Царств; «И сказал (Господь Илии): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь» ( 3Цар.19:11 –12а).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Но так как слова «единосущный» и «подобосущный» во все времена, даже до сего дня смущали многих, а недавно некоторые изобрели еще новое выражение – «несходство» Сына с Отцом, то мы отвергаем и единосущие и подобосущие, как не принадлежащие Писанию, слово же «несходный» анафематствуем и всех, которые так думают, признаем чуждыми Церкви, напротив открыто исповедуем Сына подобным Отцу, согласно со словами Апостола: «иже есть образ Бога невидимаго» ( 2Кор. 4.4 ). Мы исповедуем и веруем в единого Бога, Отца вседержителя, Творца небес и земли, всего видимого и невидимого. Веруем и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, рожденного от Него бесстрастно прежде всех веков, в Бога-Слово от Бога единородного, в свет, жизнь, истину, премудрость, чрез Которого произошло все на небесах, и на земле, видимое и невидимое. Веруем, что Он, по скончании веков, для отъятия греха, принял плоть от Святой Девы Марии, вочеловечился, пострадал за грехи наши, воскрес, вознесся на небеса, сидит одесную Отца и опять приидет во славе судить живых и мертвых. Веруем и в Святого Духа, которого Спаситель Господь наш назвал Утешителем, обещав по отшествии своем послать Его ученикам, и послал, чрез Которого освящает в Церкви верующих и крещающихся во имя Отца и Сына и Святого Духа. А проповедующих что-либо отличное от сей веры мы признаем чуждыми кафолической Церкви». Таково составленное Акакием изложение веры. Под ним были подписи самого Акакия и его единомышленников, а число их такое же, о каком мы упомянули немного выше. Как скоро это изложение было прочитано, епископ Помпеополиса пафлагонского Софроний громко сказал слово в слово так: «Если ежедневное изложение собственных помыслов будем принимать за изложение веры, то истины точной у нас не останется». Это сказал Софроний, а я говорю, что если бы бывшие и прежде и после отцов этого Собора о вере никейской рассуждали таким образом, то всякое любопретельное исследование прекратилось бы и безумное смятение не усилилось бы в Церкви. Впрочем, так ли это, пусть судят люди, способные понимать дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

О том, что прежде испытания не надо вынуждать Бога поспешить сотворить чудо, но терпеть и ожидать благоволения свыше, говорит Владыка Христос ученикам Своим: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ( Деян. 1:4 ), и когда сподобитесь, тогда положите начало учению и знамениям. Так же и бывшие со святым апостолом Павлом: они не были допущены Духом Святым проповедыватъ слово в Асии ( Деян. 16:6 ). 130. Монаху Евгению Невозможно совершить путь без печали тому, кто наставляется искушениями. Но когда минуют искушения и удалятся демоны, тогда все возделавшие в сердце спасительные скорби исполнятся великой радости, сладостных слёз и божественных помыслов. Ибо сказано: При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою ( Пс. 93:19 ). 131. Диакону Евтихию Необходим великий подвиг, много заботы, трезвенной и неразвлекаемой молитвы, чтобы найти и обрести ничем не возмущаемое состояние ума, в котором обитает Владыка Христос, по слову апостола. В этом состоянии откроется некое иное сердечное небо, озаряемое Божией благодатью. 132. Ему же Много преуспевший Давид воздаёт великую благодарность избравшему его Богу и в заключение говорит: раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такой молитвою ( 2Цар. 7:27 ). Этим он обозначает то святое, мирное и светоносное состояние, в котором нет уже никаких воспоминаний о временном и чувственном. 133. Монаху Вилиллу Монах и во сне не должен смотреть на женские лица. Он не должен ни есть, ни пить, ни смеяться, ни проводить ночи вместе с женщинами и не наполнять чувства тлетворным ощущением женщин. 134. Ему же Что сказать тебе, чтобы положить конец твоему непотребству? Что предложить тебе полезное и пригодное для спасения души, как удержать тебя от порока? Какую узду вразумления надеть на коня твоего сластолюбия? Что сделать с тобой, чтобы освободить тебя от страсти к женщинам и как связать тебя узами непорочности? 135. Монаху Димитрию Ты имеешь множество доказательств Божиего попечения о тебе. Еще до принятия иноческого образа, когда не совершил еще ни одного доброго дела, ты был тысячекратно облагодетельствован, утешен и сохранён Богом. Помня об этом, смири своё самомнение. Избегай общения с теми, кто вступив в иноческую жизнь любит гордость, проводит время в судах, болтает о житейском, – их дурные дела хуже всего того, что было сделано ими ранее. Они привлекают к себе множество лукавых духов, так что бывает для человека того последнее хуже первого ( Мф. 12:45 ). Поэтому сам сокруши своё сердце, как сказал Давид: уничижил я себя перед Господом Богом моим и перед верующими в Него людьми. Ибо не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое, недосягаемое для меня ( Пс. 130:1 ), боясь уподобиться людям жестоковыйным и невежественным, которые забыли Господа. 136. Схоластику Нилу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

О том, что царь Запада требовал от своего брата людей для объяснения по делам Афанасия и Павла, и что присланные объявили новое изложение веры Царь западных областей 129 узнал об их делах и, обнаружив сострадание, просил брата 130 письмом выслать к себе трех епископов для объяснения касательно низвержения Павла и Афанасия. Вследствие сего посланы были Наркисс киликийский, Феодор фракийский, Марис халкидонский и Марк сирийский. Прибыв в Рим, они никак не хотели говорить с Афанасием, но, скрыв изложенную в Антиохии веру, составили другую и представили ее царю Константину 131 в следующих выражениях: Другое изложение веры. «Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, Творца и Создателя всего, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле; в единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от отца прежде всех веков, в Бога от Бога, свет от света, чрез которого произошло все на небесах и на земле, видимое и невидимое, в Слово, Премудрость, силу, жизнь и свет истинный, Который в последние дни ради нас воплотился и родился от Святой Девы, распят и умер, погребен и воскрес из мертвых в третий день, взошел на небеса и воссел одесную Отца, и в конце веков приидет судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, Которого царство непрерывно и будет продолжаться в бесконечные веки, потому что Он сидит одесную Отца не только в сем веке, но и в будущем; и в Духа Святого, т. е. в Утешителя, Которого Христос обещал послать Апостолам, по восшествии Своем на небеса, Которого действительно послал научить их и напомнить им все, и чрез Которого именно освятятся души искренно верующих в него. А кто утверждает, будто Сын – из не-сущего, или от Другой ипостаси, а не от Бога, и будто было время, когда Его не было, тех кафолическая церковь чуждается» 132 . Представив это изложение веры царю, и сообщив его многим другим, они не сделали ничего более и уехали. Между тем, когда было еще свободное сообщение между западными и восточными римлянами, в иллирийском городе Сирмии явилась другая ересь. Предстоятель тамошних Церквей Фотин, родом из малой Галатии, ученик низверженного (епископа) Маркелла, следуя своему учителю, начал учить, что Сын Божий был простой человек. Но об этом скажем в своем месте. Глава 19

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Однако для преподобного Иосифа эти слова были как раз, наоборот, проявлением той самой евангельской заботы об овцах избранного стада Христова: «Так подобает делать и нам, пасущим Христово стадо, пастырям и учителям. Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть и они, поучаясь в лугах книжных повестей, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью. Если же увидят, что окаянные еретики, которые злее всяких волков, хотят Христово стадо погубить и растлить еретическими иудейскими учениями, – тогда подобает им проявить всяческую ревность и заботу о том, чтобы не был похищен зверями ни один ягненок из Христова стада» (Слово 13). Речь здесь идет не о жестокости, но о настоящей любви к человеку. Эта любовь основывается на фундаменте Истины, а она, Истина, как известно, ревнива, поскольку полуправда страшнее откровенной лжи. Это и есть евангельская Любовь, Которая предупреждает верных: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я…» (Лк. 21: 8) и «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10: 34). В этом смысле «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого оказывается чрезвычайно современной и актуальной книгой. Здесь речь идет о главном, о том, о чем сегодня мы часто забываем в рассуждениях о любви к ближнему, нравственности, патриотизме. Большую часть текста «Просветителя» составляют экскурсы в Священное Писание и наследие святых отцов. Но это не схоластика, не пустая риторика. Это стремление точно очертить истину, добраться до фундамента, на котором можно строить прочное здание человеколюбия, нравственности, патриотизма, правильного отношения к миру. Об этом мы часто забываем: всё начинается с Истины, которую мы не должны стремиться вывести из каких-то глубоких рассуждений, из осмысления происходящего в мире. Она дана нам в Священном Писании, дана в жизни Церкви, в том дыхании Святого Духа, которое ощущает всякий, приобщающийся Христу. Это и есть самое главное, всё же остальное – производное, ничего не стоящее без фундамента Истины. Ведь евангельское слово звучит определенно: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23).

http://pravoslavie.ru/74743.html

Однако, для этого объективного спасения необходимо субъективное приобщение (ср. Деян.2:37–38, 3:19 ), нормативно происходящее у взрослых в принятии благодати через личное свободное решение, с сакраментальным Крещением, или же без него, а в случае младенцев – в сакраментальном Крещении. Положение некрещеных младенцев делается проблематичным именно в силу их неспособности к свободному решению 786 . Так возникает вопрос о связи между приобретенным Христом объективным спасением и первородным грехом, а также о точном значении соборного термина неким образом (quodammodo). 89 . Христос жил, умер и воскрес за всех. «Пред именем Иисуса преклонилось всякое колено [...] и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца», – учит Апостол Павел ( Флп.2:10–11 ). «Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:9 ). «Все мы предстанем на суд Христов» (ср. Рим.14:10 ). Подобным образом, Апостол Иоанн Богослов подчеркивает, что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (ср. Ин.5:22–23 ). «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков», – читаем мы в Апокалипсисе ( Апок.5:13 ). 90 . Писание ставит в отношение ко Христу все без исключения человечество. Поэтому, именно неясность в вопросе о наличии какой-либо связи душ со Христом в лимбе, создающая впечатление дефицитарности христоцентризма в этом учении, является одним из слабых пунктов традиционной теории лимба. Согласно отдельным интерпретациям, души в лимбе обладают естественным блаженством. По отношению к блаженству сверхъестественному, удостоившиеся которого сделали сознательный выбор Христа, естественное блаженство – блаженство иного уровня. Возможно, что именно такого понимания придерживался Фома Аквинский. Франциско Суарез (1548–1617) и последующая схоластическая традиция, говорила о восстановлении человеческой природы во Христе. Благодать Христова – благодать врачующая (gratia sanans). Она вновь исцеляет человеческую природу, что позволяет ей достигнуть естественного блаженства, о котором в свое время Фома Аквинский говорил, как о присущем душам в лимбе. Итак, несмотря на недостаточное раскрытие этой тематики, Фома Аквинский подразумевает присутствие благодати христовой в состоянии естественного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Основанием «учения о двух мечах» (doctrina de duo gladii) становится аллегорическое толкование соответствующего места из Евангелия от Луки ( Лк. 22:36–38 : Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. (...) Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно). Дамиани не одобряет вмешательство светской власти в дела церковные в виде инвеституры мирян, но и не решается окончательно ее отвергнуть. Он говорит о «двух мечах» – двух властях, которые совместно правят миром, закладывая тем самым основы доктрины, ставшей краеугольным камнем богословского обоснования идеи папской супрематии во Вселенской Церкви и во всем мире. По его мнению, необходимы и светская, и духовная власть: духовная дает светской святость, а светская духовную охраняет. Дамиани говорит о «двух мечах»: светский правитель носит «мирское оружие», а римский святитель «опоясан духовным мечом, Словом Божьим», так что обе власти должны действовать согласно, чтобы не расколоть единство человеческого рода. Их взаимной любовью достигается, что «и государь обретается в римском первосвятителе и римский первосвятитель в государстве». «Папское богословие» поддерживалось мирскими обстоятельствами своего времени: полные неурядиц межгосударственные отношения заставляют завоевателей присягать Св. престолу, получая при этом отпущение грехов и гарантии законности своих прав на завоеванные земли, и ежегодно отсылать в Латеран «лепту св. Петра» с имущества своих народов, превратившуюся в обязательную дань. Богемия, Венгрия, Испания, Корсика, Сардиния, Далмация, Польша, Хорватия, Скандинавия, Англия и даже Русь – все эти области и государства Григорий VII всерьез считал по различным основаниям собственностью св. Петра и сперва собирался образовать из них союз, а затем решил созвать всеевропейскую армию, изгнать из Италии норманнов, греков и сарацынов, освободить Византию от мусульман, подчинить ее Римской церкви и водрузить крест над Иерусалимом, о чем и писал Вильгельму Бургундскому и Генриху IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответ 1. Никоим образом нельзя анафематствовать человека, умершего до Христа. В аду только однажды прозвучала проповедь Христа, и там Иоанн Предтеча, предваряя Его, провозгласил Христа. Внемли святому Петру, говорящему о Христе, что Он, «сойдя, проповедовал во аде духам, некогда непокорным» ( 1Пет. 3:19 ). 196 2. Передается древнее предание, что некий схоластик 197 часто проклинал философа Платона. И [однажды] во сне Платон является ему и говорит: «Перестань, человек, проклинать меня: [лучше] посмотри на самого себя. Не отрицаю, что я – человек грешный, однако когда Христос сошел в ад, подлинно не было никого до меня, кто бы [первый] уверовал в Него». 3. Внимая этому, не питай мысли, что в аду всегда [существует] покаяние, поскольку только однажды произошло это [событие], то есть сошествие Христа к пребывающим в преисподней, чтобы обозреть и исследовать 198 [всех] от века усопших. Вопрос 62. Что означает изреченное Господом: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:23). Ответ 1. Знамения, творения чудес и пророчества, ради некоей необходимости или по Домостроительству, бывают и через [людей] недостойных, как это случилось с Валаамом (см.: Чис. 22:28; 23 и др.) и чревовещательницей, выведшей Самуила из земли (см. 1Цар. 28:7–22 ). Опять же, когда апостолы встретились с неким неверующим [человеком], именем Христовым изгоняющим бесов, и запретили ему [делать это], то сказали о нем Христу, а Тот изрек: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» ( Лк. 9:49–50 ; Мк. 9:38–40 ); однако же [Господь] говорит также: «Не радуйтесь, что духи вам повинуются» ( Лк. 10:20 ). 2. Тебе следует знать это, чтобы если ты когда-нибудь увидишь знамение, совершаемое, по некоему суду Божиему, либо еретиками, либо неверующими, не должна поколебаться в тебе православная вера из-за знамений и чудес. Ибо [вполне возможно], что Бог творит знамение и чудо, [лишь] испытывая тебя. Бывает, что вера приступающего [к Господу] творит знамение, а не достоинство творящего. Ведь Иоанн, который был лучшим «из рожденных женами» (см. Мф. 11:11 ; Лк. 7:28 ), не является творящим какое-либо знамение, а Иуда, когда он был еще с апостолами, творил, конечно, [всякие чудеса] (см. Мф. 10:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Ответ: Да, в отличии от Патриарха Диодора, который говорит об этом не так уверенно: «почти таинство». И это, на мой взгляд, примечательно. Говорит о то, что Патриарх мыслит не схоластическими категориями, ограничивающими таинства числом 7, а святоотеческими. Собственно, таинством можно назвать любое соприкосновение души с Тайной. С Божественной энергией. Я при схождении Огня не присутствовал, но то, о чем пишут паломники, на мой взгляд, именно таинство — покаяния, благодарения… Словом — таинство веры. Вопрос: Очень хочется на Пасху в Иерусалим. Помолитесь, отче, чтобы хоть когда-нибудь мое желание исполнилось. Ответ: Бог благословит. О Туринской Плащанице Туринский кафедральный собор — Domino di Turino — похож на положенную на бок белую скрипку, до половины вросшую в землю, из которой как бы выступили вверх несколько ребер. И как воткнутое в землю копье чуть впереди него, слева, если стоять спиною ко входу, возвышается четырехстенная красноватая колокольня. Тема Страстей Христовых заложена в самой архитектуре собора. Построен Domino di Turino в последней трети пятнадцатого века. Именно там хранится одна из величайших святынь христианского мира — Плащаница Господа Иисуса Христа. Она так и называется — Туринская Плащаница. Святыня находится в обитой белым шелком раке — четырехугольном ящике, отчасти напоминающем гроб. Посередине, поперек — обвернута алой лентой с надписью «Domine» — «Господь» — и распятием. Сверху вместо цветов лежит терновый венец — ветки терна. В напоминание о Страстях. Небольшое древнее полотно было и остается знамением пререкаемым уже семьсот лет. Это желтоватого цвета ткань с коричневыми маслянистыми и бурыми отпечатками на ней. По ним можно восстановить внешность человека, который был завернут в это полотно. Мужчина с бородой и длинными волосами. Размеры полотна четко соответствуют размерам древнего еврейского погребального полотна — тахрихима. При исследовании состава ткани были обнаружены семена растений и масла, которые использовались при погребении. «Сосуды смирны и алоя, всего литров сто» ( Ин. 19:39 ). А точнее: «После сего Иосиф из Аримафеи (ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев), просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

п. Следовательно, правда и милость действуют каждая сама по себе, не сталкиваясь, не ограничиваясь взаимно, но в некоторой гармонии, уступая место действию, при известном условии, одна другой. Иначе, какой бы был смысл говорить в Откровении о правде и милости, если бы эти понятия были синонимичны, и правда переходила в милость? И Христос, говоря, что фарисеи оставили вящее закона – суд и милость, и веру, если под судом разуметь правду, имеет в виду не только защиту обиженных, но и наказание виновных, как это видно из Мф.5:21–22 ; а еще грандиознее это выражаете св. ап. Павел в Рим.1:18; 2:1–16 и др.; 1Кор.3:16–17 ; Ис.11:3–4 . Точно такое же соотношение мы видим и в псалме 84, откуда взяты: «милость и истина сретостася»... Вспоминая недавнюю историю плена и возвращения из него израильтян, псалмоп. говорит: «Господи, Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иаковль, простил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи его, отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». Созерцая современное написанию псалма печальное состояние народа, псалмопевец просит Бога: «возстанови нас, Боже спасение нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?.. Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам». В духовном восхищении он говорит: «послушаю, что скажет Господь Бог ? Он скажет мир народу Своему и избранным Своим». Однако, эта милость не безусловна, а обусловливается правдою, ожидающею покаяния, «да не впадут они снова в безрассудство. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава на земли нашей». И вот, только при таком сочетании покаяния и прощения с дальнейшими милостями, «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются». Значит, последние слова не вырываются схоластиками, а находятся в полном соответствии с контекстом всего псалма, являясь своего рода выводом из предшествующего. С этим гармонируют и последние слова: «истина возникнет из земли» – первое условие со стороны человеческой – покаяние, возвращение к Богу, на истинный путь, «и правда приникнет с небес» – второе условие – правда Божия снимает вину, и тогда уже будет действовать милость: «и Господь даст благо и земля наша даст плод свой». А все-таки «Правда пред Ним (милостию) пройдет и поставит на путь стопы своя». Посему, и прор. Исаия, засвидетельствовав о грядущем гневе Божием на Евреев, говорит: «тогда суд водворится в этой пустыне… и делом Правды будет мир и плодом правосудия – спокойствие и безопасность на веки ( Ис.32:16–17 ). «Когда суды Твои совершаются на земли; тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать на земле правых и не будет взирать на величие Господа» ( Ис.26:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010