Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ [Греч. Παλος Σιλεντιριος] († не ранее 566/7 и до 580, К-поль), визант. греч. придворный поэт эпохи имп. Юстиниана I . Сведения о жизни П. С. скудны. Источниками являются его произведения, краткое свидетельство его современника историка Агафия Схоластика (Миринейского) и упоминание о П. С. в визант. словаре «Суда» (X в.). Агафий Миринейский сообщает, что П. С. происходил из знатной и богатой семьи, его деда звали Флор, а отца - Кир. Силенциарий - придворная должность; в VI в. она была престижной. В ведении силенциариев находился созыв правительственных совещаний, охрана императора во дворце и за его пределами. Согласно Агафию, П. С. был примикерием имп. силенциариев, но больше всего уделял внимание науке и красноречию ( Agath. Myr. Hist. V 9. 7). Сочинение Агафия написано ок. 580 г., и о П. С. он говорит в прошедшем времени, вероятно, потому что П. С. к этому времени уже умер. В визант. словаре «Суда» (X в.) есть статья об Агафии, где сказано, что расцвет творчества Агафия и П. С. приходился на одно и то же время (Suda. A-112). В одной из эпиграмм П. С. из сб. «Палатинская антология» (Anthol. Palat. VII 668) упоминается «царь Юстин» (имп. Юстин II, 565-578); следов., П. С. застал его правление. Согласно леммам в этом сборнике эпиграмм, у П. С. были 2 дочери, Македония и Аникития. В сборнике им посвящены эпиграммы Anthol. Palat. VII 604 и IX 770. Македония умерла в возрасте 12 лет; Аникития названа девушкой на выданье. В тексте самих эпиграмм не указано, что это дочери поэта. Сочинения Поэтическое наследие П. С. состоит из 80 эпиграмм в составе Палатинской и Планудовской антологий. Ему принадлежат поэмы «Экфрасис собора Св. Софии» (Descriptio S. Sophiae) и «Экфрасис амвона» (Descriptio ambonis). Эпиграммы П. С. обычно оценивались выше, чем крупные произведения, но такая оценка во многом связана с непониманием эстетической природы позднеантичного эпоса. В эпиграммах большей частью воспеваются красота и свободная любовь, однако это скорее дань эллинистической поэтической традиции, нежели свидетельство о нравах своего времени. Есть также эпиграммы о посвятительных дарах (напр., Anthol. Palat. VI. 65, 66, 75), эпитафии (Anthol. Palat. VII. 560, 588, 604), экфрасисы природы и построек (Anthol. Palat. VI. 663; Ч. 15). Христ. мотивы, если и затрагиваются, то лишь на уровне аллюзий. Эпиграммы П. С. написаны элегическим дистихом. Приписываемая П. С. эпиграмма на пифийские горячие источники (Anthol. Palat. Append. IV 475) принадлежит перу визант. писателя Льва Хиросфакта (IX-X вв.) ( Gallavotti. 1990. P. 80).

http://pravenc.ru/text/2578575.html

В курсе визант. истории IV-VII вв., к-рый Д. читал в 1864-1865 гг., он подробно обосновал необходимость изучения культуры Византии для понимания древнерус. истории, особо отмечая необходимость глубокого изучения истории языка, этнографии и археологии. Д. занимался проблемой отношений Византии с западноевроп. миром, сопоставлением путей их развития. Он выступал против представлений о коренной противоположности зап. и вост. истории и считал, что задача совр. науки - изучение Византии «как звена, связывающего Грецию классическую с Грецией освобожденной». Лекции Д. давали представление об основах культурной и политической жизни Византии, однако гл. обр. подготавливали слушателей к осмысленным занятиям новогреч. языком, чтению визант. и новогреч. лит-ры, раскрывали культурное значение Византии в истории Европы. Д. оставался, по словам В. Г. Васильевского , прежде всего филологом. У Д. учился Ф. И. Успенский и византинисты, впосл. вышедшие из школы Васильевского: В. Э. Регель , Д. Ф. Беляев , В. К. Ернштедт . Так, направление работ Беляева по визант. древностям К-поля в известной мере являлось продолжением и развитием исследований Д. в этой области. С 1876 по 1891 г. Д. подготовил и издал в «Записках» историко-филологического факультета «Историю» Прокопия Кесарийского (в переводе своего отца). В это же время обнаружил и опубликовал ряд визант. памятников (Об Армуре: Греч. былина визант. эпохи. СПб., 1877; О Ксанфине: Греч. трапезундские былины визант. эпохи. СПб., 1881, и др.). С 3 дек. 1894 г. Д.- член-корреспондент Императорской АН. К числу последних его работ относится исследование о визант. историке XV в. Георгии Сфрандзи и статья об Агафии Схоластике (Миринейском; VI в.) для «Записок» Одесского научного общества. Последние 3 года жизни Д. почти не выходил из квартиры на Васильевском о-ве. Еще в 1892 г. он подарил ун-ту часть своей б-ки - коллекцию новогреч. изданий (290 книг XVIII-XIX вв.), в 1896 г. его вдова продала ун-ту остальные книги. Похоронен на Смоленском кладбище.

http://pravenc.ru/text/171757.html

—765— о них г. Виноградова печально отразилось много и других причин, к числу которых в качестве главных относятся известные „методологические“ приёмы или способ изложения моего учения и неподготовленность г. Виноградова к роли критика особенно в таком сложном вопросе, где никакой „углублённостью“ и „размышлениями“ и никакой смелостью нельзя заменить научно-фактических знаний. „В интересах уяснения авторского воззрения“ на искупление в изложении его г. Виноградов следует не плану и системе автора, считая „многие параграфы здесь излишними“ и „неназидательными“, а своему, произвольно выбранному, плану или схеме, – излагает „по четырём вопросам, органически входящим в общую христианскую теорию искупления“ (464). Если и есть где-либо такая „общая христианская теория искупления“, укладывающаяся в четыре вопроса, то во всяком случае это уже не моя, а какая-то „общая теория“. Вопросы сии суть: „существо греха, следствия греха, смысл искупления, соотношение между благодатью и свободой в деле спасения“. „Ответить на эти вопросы значит, говорит г. Виноградов, изложить всё учение об искуплении“ (465); если и всё, то чьё же, – всё-таки ведь не моё? И я должен заявить, что не могу признать своим учение, насильственно заключённое в прокрустовом ложе четырёх вопросов г. Виноградова и какой-то фантастической „общей христианской теории искупления“. (С сообщением о существовании какой-то общей христианской теории искупления я решительно отказываюсь связывать какой-либо смысл, ибо при тщательном знакомстве с сотериологической литературой я такой штуки здесь не встречал). „Критическое рассмотрение“ г. Виноградова поражает незнакомством с самыми элементарными требованиями или приёмами серьёзной критики. Сюда относится требование не упускать из виду основную точку зрения автора в общей оценке его взгляда и стараться уяснить её себе. Г. Виноградов заменяет мою схему собственной и воображает, что излагает моё воззрение! В пренебрежении своём к указанному требованию становиться на точку зрения автора в оценке его взглядов „критик“ ухитряется пойти ещё дальше. Он смешивает мою схему со схоласти-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всю ту ночь необычайный Свет наполнял темницу, где находилась совершенно исцеленная мученица. На пятый день святую Агафию снова привели к мучителю, и она по-прежнему оставалась непреклонной и не соглашалась принести жертвы идолам. Чудо исцеления мученицы не вразумило правителя, и по его приказанию она была подвергнута вновь страшным пыткам: ее положили на острые раскаленные черепицы, посыпанные горячими углями. В то время во всем городе началось землетрясение; разверзнувшаяся земля поглотила друзей Кинтиана, производивших пытку. По настоятельному требованию испуганных горожан Кинтиан приказал прекратить мучения святой Агафии и отвести ее в темницу, где она возблагодарила Господа за дарованное ей терпение в страданиях и просила принять ее душу с миром. Молитва святой Агафии тотчас была услышана, и мученица предала дух свой Богу. Во время погребения святой мученицы явился прекрасный незнакомый юноша в сопровождении ста отроков. Он вложил в ее гроб каменную дощечку с надписью «Непорочный ум, добровольная жертва Богу и отечеству избавление», и стал невидим – все поняли, что это был Ангел. Мучитель Кинтиан вскоре получил возмездие. После кончины святой Агафии он дерзнул поехать в г. Панорм с целью овладеть ее богатством. Во время переправы через реку на пароме один из внезапно взбесившихся коней изгрыз зубами его лицо, а другой столкнул в воду, убив ногами. После этого ни один из царских правителей не дерзал причинять обиды родственникам святой Агафии. Над ее мощами была построена церковь . Написанные, во время погребения святой Агафии, Ангелом на дощечке слова – «...отечеству избавление» – подтвердились, когда через год после кончины мученицы по молитвам к ней христиан и язычников прекратилось страшное извержение вулкана на горе Этна, близ города Катаны, где почивают мощи этой святой. Это чудо произошло в пятый день февраля. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея февраль. - 2002. - 812 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Агафия, Лукия, Агриппина: девы-мученицы Подвиги дев-мучениц в своей основе имеют один житийный канон: благочестивая дева-христианка, притязания жениха-язычника, стойкий отпор со стороны девы, жестокие пытки, публичная казнь, посмертные чудеса. В сонме сицилийский дев первой по хронологии и, по всей видимости, по известности стоит св. Агафия (Агата) Катанская. Согласно преданию, она родилась на Сицилии, в Галермо (не путать с Палермо), предместье Катании, около 235 г. Ее мученичество пришлось на царствование Декия, при сицилийском проконсуле Квинтиане – его легенда называет и в качестве похотливого преследователя девы. Рассказ о деве, естественно, с веками обрастал разными колоритными подробностями, в том числе, географическими – мальтийцы уверяют, что святая дева на какой-то момент укрылась от Квинтиана у них на острове: с незапамятных времен тут показывают пещеру св. Агафии. Впечатляющими подробностями обросли сцены пыток – воображение итальянских художников увлек, к примеру, сюжет с отрыванием у мученицы сосцов: в западном религиозном искусстве они стали непривычным атрибутом святой. Множество чудес, в особенности связанных с деятельностью вулкана Этна, под сенью которого расположена Катания, приписывают небесному заступничеству Агафии. Ее мощи долгое время пребывали в главном соборе, ставшем кафедральным. Когда святыне стало угрожать надругательство со стороны сарацин, византийцы увезли ее в Константинополь, но после изгнания завоевателей епископ катанский добился – не без подкупа – возврата мощей в кафедральный собор. Это произошло в 1126 г. и было расценено в политическом смысле, как благословение св. Агафии новой власти норманнов на острове – в ущерб византийцам. Житие св. Лукии, иначе Лючии, Сиракузской настолько сходно с житием св. Агафии Катанской, что ряд историков полагает его явным повторением. Существует одна местная легенда, разъясняющая близость житий следующим рассказом: Лукия привела однажды свою больную мать к мощам св. Агафии Катанской, но обратившись к ней с молитвенным призванием, услышала небесный глас: «Зачем ты просишь о чуде св. Агафию? И ты сама его способна сотворить: как Агафия будет помогать катанцам, так ты, Лукия, повторив ее подвиг, будешь помогать сиракузцам».

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). Примечание. В текущем году в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (5 февраля) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 1-й (ср. в службе мц. Агафии) – 3, и святителя, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий...» , «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 5 февраля, на стиховне вечера, без стиховных припевов; ср. в службе мц. Агафии), и литийные стихиры святителя, глас 2-й . «Слава» – святителя, глас 3-й: «Дивная и преславная...» (см. славник на литии), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Радуйся, Яже радость...» (см. в Минее 5 февраля, на стиховне утрени в службе мц. Агафии или на хвалитех утрени в службе иконы «Взыскание погибших»). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Приидите, христоноснии людие...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Емуже вышнии...» (см. в Минее 5 февраля, на стиховне вечера; ср. в службе мц. Агафии). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 6-й: «Якоже иногда...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «Ересем умножающимся...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 6-й: «Воистину пастырь, и отец...», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии, ср. в службе мц. Агафии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Скорый Твой покров...». Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-18/

По возвращении из этого похода, вскоре Мстислав Андреевич и скончался – вероятно еще очень молодым 33 . Он был оплакан, по свидетельству летописи, не только родителем своим, но и всей Суздальской землей. Есть известие, что св. Андрей Боголюбский над гробом своего мужественного сына поставил мраморную статую, которая до наших дней не сохранилась 34 . Братие! Не будем смущаться тем, что Мстислав Андреевич с суровостью вел войны, ибо война сама по себе дело суровое и в земной юдоли войны неизбежны ( Матф.24,6 ), и будем подражать князю Мстиславу Андреевичу в его покорности родителю своему, в его ревности и неустрашимости в исполнении доверенных ему дел. 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их Далее, к западу от гробницы Мстислава Андреевича, в северной стене (в полумраке – в тени от столпов храма) перед нами будет гробница под сводом комары, украшенная иначе, чем все прочие гробницы. Она обложена двумя цельными большими плитами из итальянского мрамора с черными узорчатыми орнаментами. Одна из этих плит образует крышку гробницы, но крышку ровную, без перегиба. Комара над гробницей украшена также иначе, – около комары на стене обвод рельефный. Над гробницей в глубине комары освещаемая светом лампады икона св. Парфения, епископа Лампсакийского, память которого празднуется 7-го февраля – день мученической кончины великой княгини Агафии, ее дочери, трех снох и внучат. На стене, над комарой гробницы, мы читаем надпись: «Мощи благоверныя великия княгини Агафии, супруги св. благовернаго князя Георгия Всеволодовича, Владимирскаго чудотворца, и дщери их, княжны Феодоры и снох ея (их) с чады. Положены на сем месте в лето 6745 февраля 7-го дня» 35 . Но под сей надписью есть еще надпись, свидетельствующая, что здесь положены также «мощи благовернаго князя Михаила Георгиевича», который «преставися в лето 6685 июня 20-го дня» (1176 г.). итак, в этой же гробнице покоятся останки благоверного Михаила Георгиевича, – великого князя, брата св. Андрея Боголюбского. Настоящее место в стене под сводом комары первоначально и было, вероятно, местом упокоения в. к. Михаила Георгиевича; здесь, вероятно, поставлена была его гробница Всеволодом Георгиевичем по совершении пристроек к храму. Гробница же великой княгини Агафии с семейством (скончавшихся много позднее Михаила Георгиевича) поставлена была уже великим князем Ярославом Всеволодовичем, м.б. рядом с гробницей Михаила Георгиевича, – и только в то время, когда освобождали собор от гробниц, стоявших возле стен, останки мученические были положены в одной гробнице с останками Михаила Георгиевича, и общая гробница их помещена была под сводом комары. 1. Великий Князь Михаил Георгиевич

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Говоря о святынях, не могу не вспомнить о важном для казахстанцев, а особенно для жителей Южной столицы событии. 13 октября 2014 года состоялась передача частицы святых мощей мученицы Агафии Панормской и Сицилийской в дар Православной Церкви Казахстана от Международного благотворительного христианским фонда «Триумф сердца». Святая мученица Агафия почитается с древних времен как защитница от природных катаклизмов и бедствий. Житие святой повествует, как однажды на острове Сицилия началось извержение вулкана Этна. Жители острова взяли покров с гробницы святой Агафии и с молитвами к мученице держали святыню на пути кипящей лавы; вскоре извержение прекратилось. Это чудо послужило основанием для веры в помощь мученицы Агафии против стихийных бедствий — извержений вулканов и землетрясений. 18 февраля 2015 года, в день памяти мученицы Агафии Панормской, состоится торжественная встреча ковчега с ее честными мощами и праздничная Литургия в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты. Южная столица Казахстана обретет еще одну великую святыню, защищающую город от землетрясений и иных катастроф. — Владыка, что Вы пожелаете Вашей пастве и всем жителям Казахстана в наступающем году? — В минуты прощания с прошлым сердце человека наполняется надеждой на благие перемены, на то, что все огорчения и скорби останутся по ту сторону исторического рубежа времен. И дети, и взрослые в рождественские и новогодние вечера мечтают о чуде. Все мы желаем, чтобы в нашей жизни чудесным образом многое изменилось к лучшему. Хотел бы вспомнить по этому поводу слова священноисповедника Николая, митрополита Казахстанского: «Чудеса возникают там, где есть способность прощать и любить». Каждый, кто хочет повернуть свою жизнь к лучшему, пусть сделает эту фразу руководством в своих мыслях, словах и поступках. И еще одно высказывание нашего иерарха-исповедника можно привести в канун Нового года, когда все обращаются друг к другу с традиционными пожеланиями счастья. «Что же может дать нам прочное и безмятежное счастье?» — спрашивает святитель, и отвечает: «Только одно — это единение со Христом, Который пребывает во век». Постараемся молитвой, добрыми делами, участием в таинствах и службах церковных обрести это единение с нашим Господом и Спасителем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205429...

Дочь Агафии Всеволодовны Феодора родилась 21-го сентября 1229 года; следовательно, скончалась девятилетней отроковицей. Снох Агафии Всеволодовны, звали Мария, Христиана и Феодора 42 . Происхождение только одной из них нам известно, – супруги старшего сына великого князя Георгия – Всеволода. Она была дочь князя Владимира Рюриковича, владевшего Переяславлем южным, а затем с 1219 года – Киевом. Бракосочетание ее было совершено во Владимирском златоверхом храме епископом Митрофаном в 1230 году 14-го апреля, в неделю антипасхи, – менее, чем за 8 лет до взятия Владимира татарами. Две другие снохи Агафии Всеволодовны вступили в брак с ее сыновьями зимой 1236–37 года, следовательно, за год до своей мученической кончины. Из внучат Агафии Всеволодовны разве первенец ее старшего сына мог едва иметь отроческий возраст, остальные несомненно скончались младенцами. Второе нашествие татар, под предводительством хана Батыя, было неожиданное и быстрое. Осенью 1237 года татары опустошили Камскую Болгарию, зимой 1237 года разгромили Рязанское княжество, убив Рязанского князя Георгия и его семейство, и немедленно пошли ко Владимиру. В Коломне они разбили войско великого князя Георгия, посланное с его старшим сыном Всеволодом, который после поражения бежал во Владимир; взяв Москву, пленили княжившего там второго сына великокняжеского – Владимира. Горячо помолившись в соборном храме перед образом Богоматери, со слезами простившись с семейством и гражданами, при общем плаче, великий князь оставил столицу и пошел к Волге собирать войско. В его отсутствие 3-го февраля 1238 года татары обложили Владимир. Они потребовали сдачи города и, получив отказ, умертвили перед Золотыми воротами плененного ими в Москве Владимира Георгиевича на глазах его братьев-князей и народа 43 . Татарские полчища были так велики, что часть их отделилась еще для взятия Суздаля, сожгла и разграбила этот город, избив и пленив жителей. В осажденной столице сыновья великокняжеские, Всеволод и Мстислав, воевода Петр, епископ Митрофан, будучи преданы воле Божией, не теряли бодрости и, конечно, ободряли жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

В то время император разослал по всем областям указание о преследовании христиан. С горячей молитвой святая Агафия отправилась на суд. Когда она вышла из города, у нее развязалась сандалия. Поставив ногу на камень, чтобы завязать ее, святая оглянулась и увидела, что все провожающие покинули ее и вернулись домой. Заплакав, она обратилась к Богу: «Всемогущий Господи, ради моих соотечественников, не поверивших рабе Твоей, что хочет пострадать за Твое Святое Имя, покажи чудо на этом месте». И тотчас на том месте выросла дивная, но бесплодная маслина, которая своим бесплодием говорила о неверии палермцев. По приказанию Кинтиана, прослышавшего о красоте и богатстве святой Агафии, она не была сразу предана суду. Ее поместили у одной богатой женщины-язычницы Афродисии, надеясь, что в обществе пяти ее дочерей, развлекаясь удовольствиями, нарядами и угощениями, святая Агафия откажется от Христа и принесет жертвы идолам, а Кинтиан склонит ее к своему преступному желанию и завладеет оставшимся после кончины ее родителей большим ее богатством. Однако эти надежды не оправдались. Тогда ее посадили в смрадную темницу. Наутро, не добившись отречения святой Агафии от Христа, разгневанный мучитель велел повесить ее нагою на дереве и бить. Ее грудь рвали железными клещами, а затем отрезали сосцы. Во время этой страшной пытки святая обратилась к мучителю со словами: «Безбожный и бесчеловечный мучитель, как можешь ты отрезать у женщины сосцы, ведь ты сам питался молоком своей матери, терзая мое тело, ты не можешь коснуться моей души, которая от юности посвящена Богу». Святую Агафию бросили в темницу. В полночь ей явился святой апостол Петр, в виде старца, который нес в руках врачевания для нее. Впереди старца шел прекрасный юноша с горящей свечой. Святая подумала, что это врач. Апостол сказал, что пришел исцелить ее от ран, и предрек, что Кинтиан умрет страшной смертью и будет вечно мучиться. Святая Агафия, не подозревая, что видит пред собой апостола Петра, преданная Жениху-Христу, отказалась обнажить свое тело перед врачом-мужчиной. Она сказала ему, что врачевание от рук человеческих никогда не касалось ее тела и, если угодно Господу, то Он ее исцелит Сам. Обрадованный твердой верой святой Агафии, апостол назвал свое имя и с улыбкой сказал, что он послан от Бога исцелить ее, и стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010