С богословской точки зрения серьезных препятствий к присоединению индийских христиан к Православию не существовало. В 1898 году уже состоялось присоединение к Православию епископа Ассирийской Церкви Мар Ионы с паствою из нескольких сотен ассирийских семей, проживавших на севере Турции и Персии (тогдашнего Ирана). В приграничные с Российской империей земли к ассирийским христианам были отправлены русские священники-миссионеры, которые присоединяли местных жителей к Православию. Урмийская православная миссия успешно действовала вплоть до Первой мировой войны и даже еще некоторое время после начала военных действий. Социальная катастрофа, постигшая Россию в начале ХХ века, прервала начинавшиеся взаимоотношения индийских христиан с Русской Православной Церковью. Неожиданно этим связям суждено было возобновиться только в начале 1930-х годов. Русские христиане, рассеянные бурей революции по всему миру, стали свидетелями Православия и в этой стране. Особое место в развитии отношений между Русской Православной Церковью и индийскими христианами занимают труды архимандрита Андроника (Елпидинского), который провел в Индии 18 лет и установил тесные отношения с индийскими христианами разных конфессий. Его отец, Яков Семенович Елпидинский, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и более 30 лет преподавал церковную историю в Олонецкой духовной семинарии. В 1894 году у него родился сын Андрей — седьмой из двенадцати детей и будущий миссионер. Как и другие его братья, он пошел по стопам своего отца и учился в Олонецкой духовной семинарии, которую закончил в 1916 году. Уже в годы учебы в семинарии во время чтения учебника церковной истории у будущего пастыря появилась мысль о поездке в Индию. В учебнике по церковной истории очень кратко сообщалось, что на юге Индии живут христиане, близкие к православным и желающие соединения с ними. «Почему никто не съездит туда, — думал Андрей, — если они хотят единения?» В это время в разгаре была Первая мировая война, и выпускник Олонецкой семинарии был призван в армию. Но и во время пребывания на фронте он не оставлял надежды продолжить богословское образование и к своей радости узнал, что зачислен студентом на первый курс Петербургской духовной академии. Однако дальнейшие революционные события в стране помешали ему продолжить учебу, и, перенеся многочисленные лишения в Финляндии и Германии, он в 1923 году переехал в Париж. 2 ноября 1925 года на Сергиевском подворье в Париже он был пострижен в монашество и через две недели рукоположен во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/54046.html

питанников, рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами, в состав новых академических курсов 88 воспитанников, окончивших курс семинарского учения, из них а) в С.-Петербургскую академию – 25, по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Вологодской, Волынской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Костромской, Курской, Литовской, Новгородской, Олонецкой, Пензенской, Подольской, Полтавской, Рижской, Рязанской, Смоленской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Томской, Холмской и Черниговской; б) в Киевскую академию – 25, по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Владимирской, Волынской, Донской, Калужской, Кишиневской, Киевской, Костромской, Курской, Литовской, Могилевской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Полтавской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской и Харьковской; в) в Московскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Вифанской, Вологодской, Волынской, Иркутской, Могилевской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Подольской, Полтавской, Рижской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тифлисской, Томской, Тульской, Холмской и Черниговской и г) в Казанскую – 18, по одному воспитаннику из семинарий: Астраханской, Вологодской, Вятской, Донской, Иркутской, Казанской, Курской, Литовской, Орловской, Пермской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Тобольской, Томской, Уфимской и Харьковской; остальные затем казеннокоштные вакансии в академиях С.-Петербургской – 5, Киевской – 5, Московской – 10 и Казанской – 12 предоставить лучшим из имеющих явиться в качестве волонтеров; 3) поручить Советам духовных академий, по окончании приемных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения, требующаяся Синодальным определением от 12 января 1849 года, с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число воспитанников академий, и 4) предписать семинарским начальствам, чтобы при избрании воспитанников в академии: а) обращали, согласно особым постановлениям высшего духовного начальства, самое строгое внимание на благонадежность избираемых как по способностям, успехам в учении и благонравии,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

454 Таким образом, главным побуждением к возвышению иркутской епархии из третьеклассной во второклассную была скудость материальных средств тамошнего архиерея, которые синод хотел увеличить возведением её на степень второклассных епархий, пользующихся более высокими окладами. Совершенно другими побуждениями руководилось правительство при возвышении епархий, вновь открытых в царствование покойного Государя, возводя их во второй класс или прямо при самом их открытии, или из викариатств: здесь уже имелись в виду или цели политические и административные, или соображения и условия, вытекавшие из значения тех городов, в которых полагалось учредить архиерейские кафедры, или, наконец, личные качества и заслуги иерархов. На основании таких побуждений стали вдруг выше многих старых епархий обращенные из викариатств в самостоятельные: варшавская, занявшая десятое место в ряду наших второклассных епархий и бывшая при покойном Государе дверью к петербургской метрополии, которой она дала в лице Антония и Никанора двух митрополитов, и рижская, получившая особенное значение по важности Риги для Остзейского края, как в промышленном, так и в религиозном отношении, а потому и поставленная только одною степенью ниже варшавской. По тем же причинам и обстоятельствам, при самом открытии, получили второй класс епархии: литовская, олонецкая, донская и херсонская. Первая заняла девятое место, сколько по значению этой епархии для нашего Западного края, столько же по личным заслугам своего иерарха, удостоенного саном митрополита и званием члена св. синода. Вторая и третья сделаны архиепископиями как потому, что они были образованы из частей старейших епархий – одна была отделена от новгородской метрополии (олонецкая), а другая (донская) от астраханской архиепископии – так и потому, что религиозное состояние паствы этих епархий требовало пастырей опытных, испытанных, а следовательно приобретших своими заслугами право на архиепископское достоинство. Возвышение херсонской епархии, занявшей прямо восьмое место между второклассными епархиями, условливалось и священною для русских древностью самых мест, вошедших в её состав, и торговым значением для Одессы, в которой было назначено пребывание херсонского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третья точка зрения, самая консервативная, но и самая аргументированная, заключается в том, что богослужебный Устав не нуждается в каком-либо пересмотре или сокращении, а если на приходах и есть нужда в сокращении службы, то это должно зависеть от желания прихожан и пастыря, их наставляющего. В «Отзывах» из архиереев об этом пишет лишь Серафим, епископ Полоцкий: «В деле совершения богослужения необходимо дать больше свободы его совершителям и предъявлять меньше требований буквального исполнения мелких требований Типикона. Пусть в каждом богослужебном чине даётся только существенное; остальное же можно предоставить усмотрению предстоятеля и сослужащих, которые могли бы несущественные части богослужения изменять, сообразуясь с различного рода внешними обстоятельствами и с нуждами и настроением молящихся. В таком случае можно надеяться, что молитва будет вытекать из потребности молиться, а не из обязанности совершать службу» 531 . Это высказывание, с одной стороны, очень правильно и привлекательно, ведь именно так должно совершаться любое молитвенное возношение Богу, именно из потребности молиться! Но с другой стороны, как было рассмотрено выше, священнослужители, уже обладая относительной свободой сокращения Устава, сокращали службу так неумело и небрежно, сокращая, видимо, не только «мелкие предписания», но и основы богослужебного чина, что это вызвало массу негативных отзывов и жалоб со стороны епископов церковному священноначалию. Таким образом, данный аргумент можно считать несостоятельным. Помимо мнения епископа Серафима в «Отзывах» есть ещё одно мнение, которое идёт как приложение к отзыву Олонецкой духовной консистории, – это особое мнение члена комиссии, ректора семинарии архимандрита Фаддея 532 , который также выступает против создания единого приходского Устава. Он уже приводит больше аргументации по своей точке зрения, которая, однако, отличается от мнения самой Олонецкой консистории. Во-первых, архимандрит пишет о том, что «ещё и теперь есть много людей, которые никак не могут примириться с сокращением богослужебного чина, не только среди монахов, но и благочестивых мирян [и эти люди предпочитают] тех священников и те храмы, где службы идут по уставу церковному, без искажений» 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ноябре 1914 года секретные материалы совета министров о том, что Россия твердо намерена курса не менять, появились в финской печати. Это способствовало радикализации сепаратистского движения в Финляндии, и в воюющую с Россией Германию была отправлена на выучку финская молодежь для формирования отрядов егерей. Немедленно после февральского переворота «Земщина» была закрыта, на квартире редактора был произведен обыск, а сам он арестован. И если С.К.Глинка-Янчевский умер в 1921 г. в большевистской Бутырке, то граф В.Н.Коковцов, беспрепятственно проследовал через Финляндию в Париж. Говоря о «симфонии церкви и государства», авторы, пишущие о синодальном периоде, обычно употребляют приставку «псевдо». На примере Карельского православного братства в период между двумя русскими революциями можно видеть, что отношения государства и духовенства Финляндской и Олонецкой епархий являли собой симфонию без всяких приставок, скрепленную верой Христовой, любовью к родной стране и народу. 27 января 1912 г. делегация Карельского братства была принята в Александровском дворце Государем, который с удовлетворением сказал: «У вас Земство идет в согласии с вами, это хорошо». «Теперь лечение от святой русской веры есть», - сказали карельские купцы своему Царю. Начиная с 1907г., в Олонии не было ни одного случая перехода в лютеранство, а обратные - были. Карельское братство действовало не методом подавления родного языка и традиций, а путем поднятия национальной православной культуры и уровня жизни. В 1911 году Госдума утвердила постройку Олонецкой железной дороги Петрозаводск-Званка (Волховстрой), в 1912 году вопрос прошел в Гос. Совете, и вскоре было начато строительство. Железная дорога, соединившая Петрозаводск с центральной Россией, была необходима не только потому, что до ее постройки до Петербурга добирались только водным путем во время навигации, но также и в экономическом аспекте карельского вопроса. С постройкой дороги, население карельских окраин получило возможность приобретать необходимые товары не только преимущественно из Финляндии, но и отечественные - из Петербурга-Петрограда, - в Петрозаводске.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/...

Из состава нуждающегося духовенства и учащих карельских приходов и школ получили пособие от Братства: вновь назначенный священник Ребольского прихода о. Ф. Никольский в количестве 100 руб (от Совета Братства и Олонецкого отделения по 50 руб.), псаломщик Пачаков заимообразно ссуду, несколько диаконов и псаломщик Олонецкого уезда путевыя издержки на проезд в с. Видлицы на съезд Братства, учитель Звездочкин – пособие. Заключение Заканчивая второй год своего существования и оглядываясъ на пройденный путь, Православное Карельское братство может сказать, что деятельность его на благо Карелии, в начале едва заметная и неподававшая больших надежд, с достаточной быстротой заинтересовывает собой местное духовенство, администрацию и общество и при их материальной и нравственной поддержке заметно разширяется и упрочивается. Достигнутые Братством хотя и незначительные, но весьма утешительные для него результаты в области миссионерско-просветительной и благотворительной деятельности и особенно участие в этой деятельности и сочувствие ей широких слоев православного русского общества окрыляют Братство надеждой на больший успех в будущем намеченных им, но далеко еще не осуществленных мероприятий, из которых заслуживают особенно серьезного внимания следующие: 1) развитие, можно сказать, лишь только начатой издательской деятельности богослужебно-церковного, религиозно-нравственного и национально-патриотического направления на карельском языке; 2) организация (лишь начинающаяся) в русской Карелии религиозно-нравственных собеседований и народных чтений, церковно-школьных и народных хоров с привлечением к этому делу по возможности всего состава духовенства карельских приходов и учащего персонала карельских школ и открытия в Финляндской Карелии новых школ; 3) более широкая организация благотворительной деятельности путем постройки новых и ремонта и благоукрашения бедных карельских церквей и часовен, оказание материальной помощи беднейшему карельскому населению чрез открытие столовых для престарелых и немощных, содержание беднейших учащихся начальных школ и предоставление возможности к продолжению образования ищущим его и особенно способным карельским детям, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

При столь благоприятно сложившихся условиях, при наличности и денежной силы, которую составляют разбогатевшие в Финляндии выходцы из Олонецкой и Архангельской Карелии, союзу беломорских карел за короткое время своего существования удалось достигнуть значительных результатов, которые, по свидетельству собрания членов общества по случаю его полугодовщины в конце января 1907 года в Таммерфорсе, состоят в следующем. Открыто в Беломорской Карелии до 5 нелегальных (передвижных) школ по проекту безрелигиозной программы Школьного Комитета Общества с введением в них специально изданного букваря на финском языке;. основано до 22-х финских читален и библиотек, которые щедро снабжают своими изданиями разные финско-лютеранские редакции и издательские союзы, констатирована заинтересованность задачами союза финского общества, путем организации разных национальных кружков и устройства ими благотворительных вечеров и собраний, поддерживающих союз и нравственно и материально, констатировано и пробуждение финско-национального чувства в Беломорской Карелии, где, по свидетельству одного из ораторов упомянутого собрания – «уже сотни карел понимают, что они – финны и принадлежат к Финляндии, что их страна часть Финляндии и они хотят присоединиться к свой матери и откуда шлют воззвания с жалобой на свою приниженность и забитость по вине Царя и его чиновников и с просьбой подать руку, помощи (Karjalaisten Pakitioita, 2, 1907 г.). установлена некоторая возможность к перенесению деятельности союза и в Олонецкую Карелию именно чрез финляндцев, осевших на Туломозерском заводе, от которых получено было союзом приветите. Тем же собранием были подняты и признаны подлежащими разрешению в ближайшее время вопросы об улучшении путей сообщения, ведущих из Финляндии в русскую Карелию, об открытии по соседству с Архангельской Карелией в городе Каяне карельского музея и библиотеки для собрания в них всех карельских древностей и книг известного направления, но особенно важными мероприятиями признаны Союзом – учреждение финских школ, распространение финляндской литературы, учреждение народных праздников, просвещение женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Кроме того, Валаамский съезд за особые услуги и сочувствие Братству избрал новых почетных членов – митрополитов – Киевского Флавиана и Московского – Владимира, Обер-Прокурора Св. Синода С.М. Лукьянова, бывшего Олонецкого епископа Мисаила, и протопресвитера И.Л. Янышева и присудил несколько почетных знаков Братства лицам, заявившим себя выдающеюся деятельностью Братству. Значение братских съездов Значение братских съездов как для самого Братства, так особенно для объекта его деятельности – карельского населения, как уже замечено выше, было очень велико. На этих съездах Братство чрез своих руководителей и деятельных членов в общении с карельским населением и местными деятелями разных ведомств, изучало Карелию, знакомясь с ее бытом, нуждами и действительными материальными и духовными потребностями и таким чисто практическим путем все шире и шире уясняло задачи и способы своей миссионерско-просветительной и благотворительной деятельности. Умножалось в тоже время число бескорыстных и энергичных деятелей из местных – духовенства, администрации, учащего персонала школ и представителей общества, которые в качестве участников съезда, знакомясь с идеями и задачами Братства и проникаясь ими в авторитетном примере высоких покровителей Братства и неизменных участников съездов, местных преосвященных владык и г. Олонецкого Губернатора, – находили сильное побуждеше к выступлению на путь деятельного содействия и служения осуществлению задач Братства путем проведения в жизнь и на благо православной Карелии новых мероприятий. По частной инищативе возникали кружки ревнителей православия, просвещения, трезвости и благотворительные, пополнялись церковные и учреждались по селам и деревням Карелии новые библиотеки миссионерские, народные и сумочные 3 , улучшались земствами пути сообщения в Карелии, наблюдались проявления доброго почина среди самого карельского населения в виде ходатайств о закрытии существующих винных лавоь и недопущения открытия новых. Все эти и многие другие мероприятия на местах являлись плодами по преимуществу Братских съездов, которые путем привлечения на местах в число членов Братства значительного числа новых лиц много содействовали росту и денежной силы Братства. Результаты деятельности Православного Карельского Братства в области просветительной

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Очерк деятельности православного карельского братства св. Великомученика Георгия в Олонецкой губернии Источник Содержание Исторические сведения о Карелии Географическое положение и экономический быт Карелии Религиозно-нравственное состояние карел Просветительное дело в Карелии Переход к вопросу о панфинской опасности в Карелии Агитационная деятельность руководителей панфинского движения и финляндской периодической печати Организационная деятельность руководителей панфинского движения в Финляндии Союз беломорских карел Характер и результаты деятельности других финско-лютеранских организаций Оживление деятельности православного духовенства финляндского Русской Карелии под влиянием панфинской опасности Характеристика деятельности гражданской власти Задачи, организация и открытие Православного Карельского Братства Отношение к Православному Карельскому Братству духовенства, администрации и общества Деятельность Православного Карельского Братства Братские съезды и выработанные на них мероприятия против панфинской пропаганды Значение братских съездов Результаты деятельности Православного Карельского Братства в области просветительной Миссионерская деятельность Православного Карельского Братства Заключение     С объявлением в России начал гражданской свободы в 1905 году. Финляндцы националисты с их широкими сепаратическими притязаниями, исходя из племенного родства с ними карел, стали открыто заявлять об особенных исключительных правах Финляндии не только на северо-западную – Финляндскую, но и Русскую Архангельскую н Олонецкую Карелию. Образовавшееся на этой почве национальное движение в Финляндии, задавшись целью порвать естественную – основанную на единстве веры и культуры связь Карелии с Россией, проявилось на первых порах в попытках протестантско-финской пропаганды среди православных карел. Появились в обращении воззвания, напоминания карелам о племенном родстве их с финнами и побуждающая к единению, а одновременно с сим в разных местах Карелии появились и финляндские миссионеры-проповедники. Таким образом, на северо- западной окраине; России – искони православной Карелии – возник вопрос о панфниско-лютеранской опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

При таких условиях пограничная с Финляндией русская Карелия не может обходиться без финляндских товаров и должна нести в Финляндию излишек как своих немногих продуктов. так и рабочей силы. Не даром же со стороны финляндской границы издавна проторены на нисколько десятков верст вглубь Карелии более или менее удобные летние тропы и зимние дороги, и не без основания значительно более населенною является полоса Карелии, непосредственно примыкающая к Финляндской границе. Только постройка русской железной дороги на некотором расстоянии параллельно финляндской границе снабдит население Карелии нужными ему товарами русского производства и оттянет экономическое тяготение с запада на восток. В ожидании же постройки железной дороги, необходимо безотлагательное разрешение в Олонецкой Карелии уже поднятого здесь вопроса о соединении целого ряда озер каналами между собой и с рекой Сурой, впадающей в Онежское озеро для того, чтобы организовать сплав лесов казенных и крестьянских не только в Финляндию, но и на Петербургский рынок. Религиозно-нравственное состояние карел Касательно религиозного быта православных карел в одном из воззваний Православная Карельского Братства говорится что, «если недостает пастырей, знающих местный язык в Финляндской Карелии, то в русской их совсем мало; бедна православно-вероучительной литературой и Финляндская Карелия, а в русской ее и совсем нет; не слишком много церквей среди лесов и гор пограничной Финляндии, а на обширных пустырях Русской Карелии они еще реже разбросаны среди дикой пустыни. А бедность церквей, ветхость утвари и священных облачений, а полуразвалившиеся холодные часовни, куда православный народ собирается отогревать душу свою?»... Многого не понимая и не умея дать ответ вопрошающим о своих упованиях, карелы тверды своей детскою привязанностью к обрядам православной церкви, к порядкам и укладу своих благочестивых предков. В частности, о религиозном состоянии архангельских карел можно судить по характеристике его в одном из пограничных с Финляндией многолюдном селе Ухта. «Отсутствие школ – проводников света и знания, совершения богослужения – этой связи между прихожанами и храмом; не имение главного светоча знания на пути правильного понимания учения православной церкви – живой проповеди ... наконец, не совсем добрая жизнь руководителей религиозной жизни прихода 50, 60 и 70-х годов минувшего столетия, – все это воспитывало в прихожанах чувство религиозного индиферентизма, граничащего иногда с грубым отрицанием и хулою на обрядовую сторону веры. Картина нравственной жизни прихода, до появления в нем секты ушковайзет представляла также много недочетов» («Арханг. Еп. Вед.» 16 – 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010