Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОЛОНЕЦКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Олонецкая духовная семинария в Петрозаводске. Дореволюционная фотография Олонецкая духовная семинария (недейств.) Представление о необходимости открытия Олонецкой духовной семинарии было подано в мае 1829 года в Святейший Синод первым Олонецким епископом Игнатием (Семеновым) . 27 октября того же года семинария была открыта. Она действовала в Петрозаводске 89 лет и за эти годы подготовила 67 выпусков. Первоначально семинария размещалась в здании Петрозаводского духовного училища на набережной Онежского озера у общественной пристани. Воспитанники, уроженцы Олонецкой губернии, были вызваны из Петербургской и Новгородской семинарий. Первые преподаватели приехали из Новгородской и Петербургской духовных школ. При семинарии была создана библиотека. Согласно распоряжению Комиссии духовных училищ из 21 семинарии России были высланы имевшиеся у них вторые экземпляры книг. Архиепископ Олонецкий Игнатий (Семенов) в 1850 году завещал передать семинарии свою уникальную личную библиотеку, содержавшую многочисленные печатные книги и рукописи. К концу XIX века в Олонецкой духовной семинарии было сформировано богатое систематическое книжное собрание, одна из лучших семинарских библиотек России. Первоначально в семинарии был введен трехгодичный курс обучения с преподаванием 28 дисциплин. Существовало 3 отделения: риторики, философии и богословия. Согласно уставу семинария находилась в Санкт-Петербургском академическом округе и помимо местного архиерея подчинялась академическому правлению. Кроме богословских дисциплин преподавались общеобразовательные: риторика, математика, гражданская история, география, философия, древние языки. До 40-х гг. XIX в. часть предметов преподавалась на латинском языке. С самого начала существования до 1872 года в семинарии преподавался карельский язык. С 1845 года началось преподавание естественных наук, агрономических знаний, медицины, необходимых для сельского пастыря. В 1855 году возникло миссионерское отделение с преподаванием истории раскола.

http://drevo-info.ru/articles/307.html

Нужные для этого руководства сведения были собраны им от местного духовенства 5757 . Для того, чтобы подготовить пастырей, способных к борьбе с расколом, архимандрит Феофан с утверждения духовного начальства открыл в Олонецкой семинарии миссионерский класс для учеников высшего отделения 5858 . Так как в семинарии не было даже основных раскольнических книг: Кирилловой, Книги о вере, старопечатных богослужебных книг, катехизисов и др., то архимандрит Феофан для образования семинарской противораскольнической библиотеки просил преосвященного Аркадия дозволить перенести в семинарскую библиотеку те раскольнические книги, которые хранились в соборе 5959 , и, кроме того, вместе с преподавателем раскола Цитовым он обратился в правления академий с просьбой прислать в семинарию имеющиеся в академиях лишние книги. Академии удовлетворили его просьбу и выслали много старопечатных и рукописных книг по расколу 6060 . Много нужных книг и руководств по расколу было кроме того куплено на деньги. В письме к преосвященному Аркадию от 6-го марта 1856 года архимандрит Феофан писал: «Теперь мы имеем под руками, кажется. все нужнейшие книги» 6161 . Очень важно для ослабления раскольнической пропаганды и для борьбы с расколом уменье священников должным образом отправлять церковное богослужение. Архимандрит Феофан задумал для этого открыть при семинарии классы практического богослужения и церковного пения. Но выполнить эту мысль за переводом из Олонецкой семинарии ему так и не удалось 6262 . Зато архимандрит Феофан ввел в Олонецкой семинарии класс рисования и иконописания. Охотников учиться рисованию нашлось много, и для них арх. Феофан отвел особую комнату и сам руководил их занятиями 6363 . Общая образовательная и воспитательная деятельность архимандрита Феофана в Олонецкой семинарии отличалась тем же характером, как и деятельность его в Новгородской семинарии, когда он там был инспектором. И здесь он скоро сумел сжиться с своими новыми сослуживцами-профессорами и снискать с их стороны самую искреннюю любовь 6464 и признательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Огромной заслугой святителя Феофана в деле воспитания и просвещения жителей нашего края стало создание им в Петрозаводске полноценной семинарской библиотеки. Прибыв из культурных центров Ближнего Востока и Западной Европы, Феофан не мог мириться со скудостью книжного фонда Олонецкой духовной семинарии. С присущей ему энергией и хозяйственностью святитель принялся за собирание библиотеки. Для начала он добился разрешения от церковных властей на перенос из кафедрального собора Петрозаводска в семинарию множества лежащих без дела старообрядческих книг и рукописей, «арестованных» местным духовенством. Затем архимандрит Феофан обратился в правления духовных академий Санкт-Петербурга и Киева с просьбой выслать в Петрозаводск имеющуюся у них дублетную и малоиспользуемую литературу. Руководители духовных академий России, уже тогда с уважением относившиеся к Феофану, удовлетворили его просьбу и выслали в дар Олонецкой семинарии значительное количество необходимой литературы. Кроме всего прочего, семинарская библиотека стала пополняться книгами, приобретенными у местного населения, в том числе и на личные средства отца-ректора. 6 марта 1856 г. о. Феофан в письме к епископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию (Федорову), находившемуся в Санкт-Петербурге, с радостью сообщал: «Теперь мы имеем под руками, кажется, все нужнейшие книги». Действительно, к началу 1860-х гг. семинарская библиотека как по количеству (около 10 тысяч томов), так и по качеству книжного фонда стала крупнейшей научной библиотекой нашего края. Эта библиотека была любимым детищем святителя. Не случайно, когда он уезжал из столицы Олонии, он и свою личную весьма богатую библиотеку пожертвовал в пользу семинарии. За это Феофан удостоился благословения со стороны Святейшего Синода. Уже находясь в затворе, Вышенский старец посылал свои книги для Олонецкой семинарской библиотеки. В 1879 г., когда в нашем крае отмечался 50-летний юбилей Олонецкой духовной семинарии (1829 – 1879), от святителя Феофана было получено письмо, адресованное ректору семинарии протоиерею Петру Щеглову: «Прошу принять, достопочтейнейший отец ректор, полные и искренние мои благопожелания семинарии вашей и вам, столь много потрудившемуся в благоустроении ее. Да благословит вас Бог во всем и на все время!.. Посылаю книжки. Там есть несколько и для вас лично. Чем богат, тем и рад. Прошу на большее не прогневаться: буду присылать книги последовательно для семинарской библиотеки. Призываю благословение Божие на вас, семинарию вашу и всех сослуживцев ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

222 Морская Мария Ивановна; (ок. 1877 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 352, 358 Москалев Федор Иванович – член Приходского Совета Петергофского Петропавловского городского собора, инженер-электрик. 215 Мудролюбов Николай Васильевич; (ок. 1903 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358, 367 Мудролюбов Тихон Васильевич; (ок. 1901 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358 Надежин Александр Петрович (в монашестве Александр); (16 ноября 1857 – 15 июля 1931). Родился в с. Пагачинцы Олонецкого уезда и губернии. Окончил Олонецкую ДС (1879) и С.-Петербургскую ДА (1883), к. б. С 27 августа 1883 – помощник смотрителя Петрозаводского ДУ. По отзыву ревизора (1888) «преподавал Св[ященную] историю с успехом. [...] Изъяснения наставника отличались живостью и простотою. В должности помощника смотрителя Надежин трудился с усердием и в надзоре деятелен». С 4 сентября 1890 – смотритель Каргопольского ДУ и с апреля 1894 по 1896 – председатель Каргопольского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного совета. С 1896 по 1908 – член Олонецкого епархиального училищного совета. С 12 апреля 1896 – инспектор Олонецкой ДС; с 20 октября 1897 освобожден от духовно-учебной службы. 26 октября 1897 рукоположен во священника с назначением настоятелем Петрозаводского кафедрального собора и благочинным церквей города. 4 ноября возведен в сан протоиерея. С 26 октября 1897 – председатель совета Олонецкого епархиального женского училища и преподаватель русского языка в нем, с 1 ноября 1906 – одновременно преподаватель гомилетики Олонецкой ДС. Состоял (с 1897 до 1 ноября 1906) штатным членом Олонецкой духовной консистории, членом совета Александро-Свирского братства. При возведении Братского дома в Петрозаводске в 1899–1900 возглавлял строительный комитет. Печатался в ОГВ, вел раздел «Местная хроника» в ОЕВ (1898–1907). Был женат на Ольге Алексеевне Пономаревой (около 1867 – 2 февраля 1907). С 9 января 1908 по 1 ноября 1912 – ректор Тверской ДС. 2 февраля 1908 в Петрозаводске состоялось его прощальное чествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Досифеева-Троицкая Дружининская-Зосимо-Савватиевская Владимирская Духов-Нижегородский Владимирская Духов-Алатырский Пензенская Духов-Троицкий-Скопинский Новгородская Дедовская-Троицкая Евфимиев-Благовещен.-Плотинский Олонецкая Егломская Калужская Екатерининский-Верховятский Олонецкая Жерновский-Никитский Новгородская Живоносного-Источника Новгородская Жукова-Богород.-Успенская-Салдовская Владимирская Загорицкая С.-Петербургская Задне-Никифоровская-Спасская-Вашеозерская Зачатейский-Георгиевский С.-Петербургская Зачатейский в Торгу Калужская Златоустовская-Ройская Вологодская Знаменский-Богород.-Красногорский Московская Знаменский-Городецкий-Красногривский Вологодская Знаменский-Капшин Зоринская Новгородская Зосимо-Савватиевская-Оханская Тверская Ивановская-Покровская Ивановский-Нижегородский Калужская Ивановский-Тверской Новгородская Иванский на Малышевой Горе Новгородская Изосимина-Успенская-Сестринская Нижегородская Илоезерская-Иродионова-Озадская Новгородская Ильинская-Машеозерская Вологодская Ильинская-Плесская Ильинский-Трубчевский Нижегородская Ильинский-Вяземский Симбирская Ильинский-Козловский Рязанская Ильинский-Новосильский Вологодская Ильинский-Богоявлен.-Саранский Новгородская Ильинский-Воскресен.-Устюженский Олонецкая Ильинский-Завеличский Вятская Ильинский-Запсковский Рязанская Ильинский-Мокрый Нижегородская Ильинский-Свирский Костромская Ильинский-Успен.-Тюменский Иннокентиев-Спасо-Преображен. -Комельский Новгородская Иоанно-Богослов.-Костельников Олонецкая Иоанно-Предтечева-Суджанская Казанская Нижегородская Казанская-Богород.-Костромская Псковская Казанская-Рябинина Ярославская Казанский-Коротоякский Орловская Казанский-Ядринский Владимирская Казанский-Тамбовский Казанский-Богород.-Лысковский Тверская Казанский-Богород.-Шатрищегорский Тверская Казанско-Богород.-Жадовская-Пичерская Пермская Кандалашский-Богород.-Рождеств.-Кокуев Симбирская Каменский-Успенский Нижегородская Капитоновская-Княгинина-Ржаницына Тверская Карповский-Троицкий-Соловецкий С.-Петербургская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Таинствам, полного погребального чина совершать священникам не следует, а нужно только священнику в ризе и епитрахили проводить тело умершего на кладбище и опустить в землю с пением: «Святый Боже»... Для погребения раскольников отводить места на кладбище как можно дальше от церкви. На подлинном резолюция Его Преосвященства, от 9 сентября 1899 г., такая: «Сверх всего изложенного в этом журнале, объявить священникам при отпевании раскольников говорить поучения противораскольнического содержания: преимущественно о вреде отделения от святой Церкви». 15. Как поступать в случае появления раскольнических вожаков из других губерний? Так как раскольники, приезжающие из других губерний, приносят много вреда православию, и в тоже время ускользают от пастырского воздействия на них не только миссионеров, но и приходских священников, то необходимо тем и другим предупреждать представителей местной полиции о появлении в данной местности расколоучителей и просить их принять по отношению к последним должные меры. 16. Как собирать сведения о странниках? Следует ли и как писать в исповедных росписях давнишних странников, о которых нет никаких известий? Не следует ли в интересах миссии обращаться за справками в волостные правления? О принадлежности к странничеству различных личностей можно узнавать чрез расспросы у местных жителей, ревнителей православия, лиц, вышедших из раскола, и раскольников других толков. В исповедных росписях в продолжение 5 л. странников следует отмечать не бывшими на исповеди по расколу, а после пятилетней безвестной отлучки их, следует обращаться за справками в волостные правления и, если там они не числятся, исключать из церковных документов. 17. Значение единоверия в борьбе с расколом Олонецкой епархии в настоящее время В настоящее время в Олонецкой епархии единоверие уже утратило первоначальное значение одного из самых действительных средств к возвращению раскольников в лоно православной Церкви, потому что поднялся уровень умственного развития народной массы и даже многие из раскольников понимают, что единоверие и православие одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

27. Лужандозерский. мужской сгорел в 1733 г. со всей утварью. В Олонецк. уезде, при озере Лужандозере, от г. Олонца в 250 в. 28. Лисицкий. мужской 2 церк., 4 прест. При р. Малом Волховце, от Новгорода 7 в. 29. Лазарев. девичий 2 церк., 2 прест. От Новгорода в 1 в., близ р. Волхова. 30. Михайловский Сковороцкий. мужской 1 церк., 2 прест. При озере Ильмене, на устье речки Малаго Волховца, от новогорода 4 в. 31. Михайлоцкий. девичий 2 церк, 5 прест. В Новегороде, на торговой стороне, при р. Волхове. 32. Николаевский Вяжицкий. мужской 5 церк., 4 прест. В Новгородск. уезде при копанных прудах, от Новгорода 12 в. 33. Николаевский Развожский. мужской 2 церк., 3 прест. В Новгороде. 34. Николавский-Боровенский, Обонежския пятины. мужской 1 церк., 1 прест. В Новгородск. уезде, от Новогорода в 196 в. 35. Николаевский Перекомский. мужской 2 церк., 2 прест. При озере Ильмене, от Новгорода в 23 в. 36. Николаевский Веседный. мужской 2 церк., 2 прест. В Новгородск. уезде, при верховьях р. Веседной от Новаграда в 203 в. 37. Николаевский Брусенский. девичий 1 церк., 1 прест. В Олонецк. уезде, на острове Брусенском, от Олонца в 150 в. 38. Николаевский Соколницкий. девичий 2 церк., 2 прест. При ручье Тарасове, от Новгорода 1/2 в. 39. Николаевская Теребенская пустынь. мужская 3 церк., 4 прест. В Бежецкой пятине, при р. Мологе, от г. Городецка в 80 в. 40. Николаевская Столбенская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. В Новгородск. уезде, при большой моск. дороге, при р. Тверце, от Новгорода в 270 в. 41. Окологородный Ильинский. девичий 2 церк., 2 прест. При Новегороде, от С.-Петербурга в 196 верстах. 42. Преображенский Валаамский. мужской 2 церк., 5 прест. В Кексгольмском уезде, на Ладожском озере, на острове Валааме, от Кексгольма в 60 в. 43. Налеостровский. мужской 2 церк., 2 прест. В Олонецк. уезде, при озере Онеге, от г. Олонца в 220 в. 44. Посолотин. мужской 1 церк., 1 прест. В Новгородском уезде, при речке Черной, от Новгорода 170 в. 45. Петропавловский. девичий 2 церк., 2 прест. От Новгорода в 1 вер. в Гончаровском конце, на Синичьей горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В видах же большего воздействия на духовное пробуждение карел и подготовления их к принятию миссионеров появились в финляндской печати воззвания к карелам, говорящие им о кровном родстве их с финнами и необходимости братского единения с ними, убеждающие их настойчиво оберегать свой родной язык от русского влияния и в этих видах е отдавать своих детей в русские школы, несравненно худшие финских народных школ, внушающие им настаивать на введении своего языка в школу и в богослужение, отказываться от русских священников и всячески противодействовать русскому влиянию, обращающие их внимание на превосходство жизненных условий в Финляндии (выборное начало, улучшенные способы земледелия, общинное право и самоуправление, честное судопроизводство, благожелательно настроенное к народу чиновничество, родной язык в школе, серьезная постановка ремесел, рукоделья и всего хозяйства) путем сравнения с таковыми же в России и на основании очевидных выгод жизни в Финляндии призывающие к единению с ней, наконец, компрометируют в глазах карел авторитет православного духовенства и деятельность русской администрации. Таковы воззвания; письмо верующему по Русски народу» (Laotokka, 17, 1907), «к сведению пограничных карел» (Laotokka, 2, 1907), «слово карельскому народу (отд. брош. 1907 г.), «письмо к простонародию греко-католического вероисповедания (Laotokka 19, 1908) и др. В большом количестве воззвания эти были разбросаны по Финляндской, Архангельской и Олонецкой Карелии. В частности, во всех уездах Олонецкой Карелии – с 1907 года и по настоящее время обнаружено, отобрано и препровождено местной полицией губернской власти и духовенством, епархиальной власти не малое количество вышеозначенных воззваний и брошюр лютеранского характера, причем выяснено, что воззвания эти направлялись из Финляндии с попутчиками-карелами, посещающими Фннляндию по своим надобностям. Организационная деятельность руководителей панфинского движения в Финляндии Наряду с пропагаторской усиленно развивалась и организационная деятельность внутри Финляндии, плодом которой явились миссионерский фонд для проповеднических целей в Карелии, открытый при евангелическом обществе в Сердоболе (Kotimaa 138, 1906 г.), комиссии для ближайшей организации миссии среди финских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

об. п. исповедалось и приобщилось в 1881 г. – всего 11. В Масельско-Паданском (в Кореле) из 1100–26. В Кажемском (Заонежье) из 1792–49. Уклоняющихся же от исполнения этих христианских обязанностей, по собранным олонецкой духовной консисторией в этом – 1881 году сведениям, свыше 3-х л. – от 5 и далее 20 л. – тысячи. Ничтожность исполняющих означенные христианские обязанности и громадная цифра уклоняющихся от оных, в соединении со множеством небывших у оных по 20 и более лет, побудили епархиальное начальство предписать миссионерам, чтобы они, во время своих посещений сельских приходов, обращали свое внимание и на таких православных и, занимаясь собеседованиями с раскольниками, имели во внимании и уклоняющихся от исповеди и св. причастия. Говоря об усилении раскола и о неудовлетворительности религиозного состояния самих православных, невозможно не упомянуть о приходских священниках. На них, как на главных и естественных миссионеров и цивилизаторов крестьянства, г. Арсеньев несколько раз указывал в своем представлении к министру внутренних дел. И по самой сущности, приходские священники должны быть главными труженниками и просветителями темных масс. Данилов был сокрушен; раскольники и раскольницы расселены по тем приходам, из которых они пришли сюда. Таким образом, долг каждого священника был и есть – заботиться об обращении их, по крайней мере, об ограждении своих пасомых от вредоносного влияния их. Не будем здесь повторять сказанного о священниках Данилова и Лексы. Приведем лучше свидетельство особ беспристрастных, вполне изучивших условия жизни сельских священников в олонецкой епархии и, по своему положению, занимавших самое видное место в Олонии. «Нет сомнения», сказано было в краткой записке о расколе в олонецкой губернии начальника ее г. Муравьева к министру внутренних дел и от него препровожденной в св. Синод, «нет сомнения, что первым и главным условием для обращения раскольников в православие должен быть пример самих священников, которые с высоким назначением пастырей церкви соединяли бы и христианское самоотвержение, но тем не менее и прежде всего необходимо для этого обеспечить и их ежедневные потребности, назначив им, особенно в раскольничьих и других отдаленных и бедных приходах, более соответственное содержание».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

б) зорко следить за всеми движениями и явлениями, происходящими в жизни раскола, в своем приходе и немедленно доводить до сведения Епархиального Начальства и (одновременно) окружного миссионера или его помощника о всяком отдельном случае отпадения в раскол (см. тот же указ) и присоединения к православной Церкви; в) иметь точные и верные сведения о состоянии раскола в своем приходе, именно: какие раскольнические толки и согласия существуют в приходе, какие раскольнические мнения наиболее распространены в среде раскольников в данное время и соблазняют православных, кто из раскольников занимается требоисправлением и распространением раскола в приходе и руководит раскольниками, не появляются ли расколоучители из чужих приходов, не обращаются ли между раскольниками какие либо вновь составленные раскольнические сочинения и цветники (сборники) и т. п.; г) «предупреждать своих прихожан о возможности влияния на них со стороны раскольников, выясняя им заблуждения последних и указывая, как относиться к ним, чтобы, напротив того, самим произвести на них благотворное влияние». (Мис. Сбор. 1895 г. 2, стр. 92). Для достижения этой цели священник должен: 1) произносить поучения, направленные к раскрытию заблуждений раскольников и сектантов и «к разъяснению тех именно истин св. веры, правил христианской жизни, обрядов и таинств Православной церкви, которые составляют предмет разномыслия и лжеучений отделяющихся от Церкви». (Прав. об устр. миссий, утвержд. Св. Синод. 25 мая 1888 г. § 8, п. б); 2) вести внебогослужебные и домашние беседы и чтения о тех же предметах; 3) сообщать в школах на уроках Закона Божия сведения о расколе по программе, утвержденной Св. Синодом для школ Олонецкой епархии; 4) «распространять в народе книги, брошюры и листки с кратким, но основательным раскрытием заблуждений раскольников и сектантов, с ясным и вразумительным изложением учения православной Церкви о предметах разномыслия раскольников и сектантов с учением Церкви». (Прав. об устр. мис. § 8, п. д). § 5. Предупреждая православных, разъясняя им заблуждения раскольников, священник должен поступать и выражаться обдуманно и спокойно, без всякого раздражения, с христианскою любовью и всяческою осмотрительностью, чтобы не вызвать ожесточения со стороны отделяющихся от Церкви и тем не погубить плодов своих начинаний (Мис. Сбор. 1895 г. 2, стр. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010