Крыльцо храма – из тесаной плиты. Храм окружает деревянная, решетчатая ограда, выкрашенная зеленой краской; длина ее 20 сажень, ширина 15. Храм и колокольня покрыты железом, которое окрашено медянкой. Храм строил с подряда здешний купец Андрей Васильевич Лисицын под наблюдением архитектора и строительной комиссии, состоявшей из священнослужителей и почетнейших прихожан. Суммы на постройку истрачено 15 657 руб. 14 ½ коп. серебром. Храм однопрестольный во имя Рождества Богородицы. Освящал его местный причт 11 декабря 1847 г., антиминс его священнодействован Агафангеллом, епископом Ревельским, 20 декабря 1859 г. и подписан митрополитом Григорием; выдан в церковь 2 августа 1860 г. Церковная библиотека состоит из 100 номеров, из коих 63 богослужебные книги, а прочие 37 – духовнонравственного содержания. Из колоколов – второй весом в 62 пуда вылит в Стокгольме. Метрические книги существуют с 1778 г.; но нет их за 1781, 1782, 1785, 1793-95 и 1817 гг. Причт по прежнему штату составляют: протоиерей, священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. До 1806 г. из кексгольмского уездного казначейства выдавалось причту следующее жалованье: обоим священникам по 89 руб. 62 коп. ассигн., причетникам по 50 руб. 26 коп., просвирне 25 руб. 62 коп. Диакону не полагалось жалованья; вероятно, он числился на дьяческой вакансии. В 1800 г. положено платить причту из финляндских статских (государственных) доходов через Духовное Правление: протоиерею 450 руб. асс., священнику 300 руб., диакону225 руб.; причетникам по 50руб., просвирне 50 руб. Доходов получается до 600 руб. в год на весь причт. У священников имеются собственные дома; один дьячок помещается в доме, перешедшем к нему по наследству, остальные члены причта квартиры себе нанимают. Причт кексгольмского собора до 1764 г. подчинялся архиепископу новгородскому, викарий которого даже носил титул епископа Карельского или Кексгольмского. С 1704 г. причт здешний подчинен епархиальному начальству С.-Петербургскому. Прихожане здешнего собора состоят из коренных обывателей города – частью постоянных финляндских подданных, частью временно пребывающих подданных Российской Империи. Коренные жители почти все переселенцы из Олонецкой и Архангельской губерний, особенно же с Карельского берега Ладожского озера. Всех прихожан мужеска и женска пола до 600 душ. Прихожане: купцы занимаются торговлею, а мещане и крестьяне рыбной ловлей на Ладожском озере. Торговлю оживляют ярмарки, которых бывает две, одна в феврале месяце, а другая в сентябре. В зимнюю ярмарку привозится соленая и свежая рыба, деревянная и фаянсовая посуда, сани и конская сбруя, в осеннюю – ягоды, коровье масло и овечья шерсть. Крестьяне здесь занимаются меною лошадей. Местные купцы торгуют своим товаром, предметами для одежды, пищи и питья. Раскольников в приходе нет.

http://sobory.ru/article/?object=02440

Сам архимандрит Вениамин после этого подал прошение митрополиту об увольнении его в Херсонскую епархию, ссылаясь на то, что он желает этого по расстроенному здоровью своему. Митрополит представил об этом Святейшему Синоду и Святейший Синод удовлетворил просьбу. Для митрополита просьба архимандрита Вениамина была, по-видимому, неожиданною, так как он не успел подыскать ему преемника и впредь до подыскания способного архимандрита к замещению должности наместника Лавры вызвал для временного исполнения обязанностей наместника Лавры настоятеля Иверского Монастыря, архимандрита Иринея. Архимандриту Вениамину пришлось объяснять впостледствии, что он «изъявил согласие на сделанное ему преосвященным Иннокентием предложение и убеждение поступить на место бывшего главного начальника Крымских Скитов, архимандрита Поликарпа», после двадцатилетней службы в Китае и десятилетней в должности наместника Лавры, лишь «желая и последние дни своей жизни посвятить на служение святой Церкви» и надеясь восстановить действительно расстроенное здоровье. Архимандрнт Вениамин в Крыму прожил недолго, он здесь получил звание главного начальника Крымских Скитов, пребывание имел в Бахчисарайском Успенском Скиту, где и скончался 24-го августа 1854-го года. Погребение его совершено митрополитом Агафангелом 4045 . Его преемник, архимандрит Ириней, в мире Иван Иванович Боголюбов, был сын священника, образование получил в Новгородской Семинарии, по окончании курса которой в 1825-м году оставлен был при Семинарии учителем. В 1827-м году был рукоположен во священника и был после этого назначен учителем Устюжского ДуховногоУчилища. В 1828-м голу переведен к Петрозаводскому кафедральному собору, в 1829-м году назначен инспектором Петрозаводских Духовных Училищ. 5-го апреля 1831-го года принял пострижение в монашество и определен экономом Олонецкого Архиерейского Дома. В 1833-м году назначен смотрителем Петрозаводского Духовного Училища. В 1841-м году произведен во архимандрита. В 1843-м году назначен членом Новочеркасской Консистории, в 1847-м году переведен в Воронежскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Цветков, Петр Иванович, заслуженны ординарный профессор, Московской Духовной Академии II. Пожизненные члены. а) Высокопреосвященные: Агафангел, Архиепископ Рижский и Митавский 50 р. 00 к. 50 р. 00 к. Анастасий, Архиепископ Воронежской и Задонский 100 р. 00 к. Димитрий, Архиепископ Казанской и Свияжский 100 р. 00 к. Иаков, Архиепископ Ярославский и Ростовский 100 р. 00 к. Никандр, Архиепископ Литовской и Виленский 100 р. 00 к. б) Преосвященные: Арсений, Епископ Псковский и Порховский 100 р. 00 к. Евлогий, Епископ Люблинский 100 р. 00 к. Гурий, Епископ Симбирской и Сызранский 100 р. 00 к. Иоанн, Епископ, Управляющий Московским Симоновым монастырем 100 р. 00 к. Лаврентий, Епископ Тульский и Белевский 100 р. 00 к. Мисаил, Епископ Олонецкий 100 р. 00 к. Нестор, Епископ, бывший Смоленский 100 р. 00 к. Никанор, Епископ Пермский 100 р. 00 к. —16— Тихон, Епископ Пензенский и Саранский 100 р. 00 к. Трифон, Епископ Дмитровский 300 р. 00 к. Алипий, Архимандрит 100 р. 00 к. Андреев, Василий Алексеевич, потомственный почетный гражданин 100 р. 00 к. Андроник, Архимандрит, ректор Уфимской дух. семинарии 150 р. 00 к. Астрова, Юлия Михайловна, вдова доктора 100 р. 00 к. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. 100 р. 00 к. Богородский, Сергий Николаевич, Действительный Статский Советник 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. Бухарев, Ин. Ник., протоиерей Московский 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. Воздвиженский, Димитрий Михайлович, священник Московский 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. Воронец, Евстафий Николаевич, потомственный дворянин 100 р. 00 к. Глаголев, Сергий Сергеевич, ординарный профессор, Московск. Духовной Академии 100 р. 00 к. Голубинский, Евгений Евсигн., заслужен.проф. Моск. Дух. Академии и ординарный Академик Императорской Академии Наук 100 р. 00 к. Грузов, Сергей Федорович 100 р. 00 к. Дружинин, Николай Николаевич, Московский купец 500 р. 00 к. Евгений (Мерцалов), Архим., ректор Тверской духовной семинарии 100 р. 00 к. Знаменский, Петр Васильевич, профессор Казанской Духовной Академии 200 р. 00 к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И это был отнюдь не последний случай сотрудничества обновленцев с карательными органами. Все тот же протоиерей Введенский, имевший шесть дипломов о высшем образовании, знаток искусства, друг – оппонент Луначарского, подал «в одну высокую инстанцию» список «контрреволюционного петербургского духовенства», который на долгое время стал настольной книгой чекистов для арестов священнослужителей. Протоиерей Михаил Польский рассказывал, что ему на допросе поставили в вину, что будто бы он говорил о поддержке чекистами обновленцев. – Нет, этого я не говорил, – ответил отец Михаил, – наоборот, другое бы мог сказать: что обновленцы помогают ЧК. Главный штаб «Живой церкви» – ВЦУ – обосновался на Троицком подворье в Москве, в покоях арестованного патриарха. Как бы еще раз сбылись слова пророка Захарии: Порази пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 ). Поражен был верховный пастырь России, и началось церковное рассеяние русского православного стада. На дверях комнаты, где раньше был кабинет Святейшего, теперь висела табличка «Президиум». 6/19 июля 1922 года обновленцы порешили, что патриаршего духа не должно быть не только в его доме, но и во всей России, а потому необходимо расправиться с еще недострелянными его ближайшими соратниками. И полетело во ВЦИК, в губернские исполкомы, в епархиальные оплоты обновленчества постановление: «В заседании 19 июля 76 , по прошению, уволены митрополиты Митрофан Донской, Арсений Новгородский; без прошения за контрреволюционную скверну митрополиты: Кирилл Казанский, Михаил Киевский, Назарий Курский, епископы: Евфимий Олонецкий, Александр Симбирский, Дионисий Челябинский. Как осужденный Ревтрибуналом – епископ Иркутский, как привлекаемый к суду Ревтрибунала – Григорий Томский. За церковную смуту отстранен от должности и должен подлежать церковному суду митрополит Агафангел Ярославский. По жалобе саратовского духовенства уволены епископ Досифей и его викарный епископ Иов. Местопребывание последнему указано в Архангельской губернии». 24 июля/6 августа 1922 года ВЦУ, по настоянию Красницкого, приняло постановление, которое стало первой взрывчаткой, подложенной под всенародный храм Христа Спасителя:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Либо Литургию совершать после утрени, но тут при несложном подсчёте получаем службу длительностью около пяти часов, что по тем же причинам совершать довольно тяжело физически. Да и будут ли люди приходить в храмы, особенно те, кто живёт вдалеке от него, ради вечерни, которая без утрени будет длится около получаса? Также по этому вопросу пишет архиепископ Рижский Агафангел. Но он говорит лишь о том, что служба наша состоит из девяти частей и что «обычное соединение всего круга суточного богослужения в две отдельные части, как это бывает в приходских церквах, в вечернее и дневное, нарушают этот смысл, цельность и гармонию (красоту) устава церковного» 545 . Расстановку же этих частей «в соответствии с часами и характером службы» он выставляет для решения на предстоящем Соборе. Кроме того, архипастырями выдвигается предложение, которое наиболее кратко и полно выражает Гурий, епископ Симбирский: «Необходимо привлечь мирян к самому близкому участию в богослужении, необходимо пение церковное сделать всенародным. Пусть оно будет не очень стройное (особенно вначале); но зато – как изменится к лучшему настроение молящихся!» 546 . Этого же мнения придерживаются епископ Архангельский Иоанникий, епископ Холмский Евлогий и епископ Самарский Константин. Ещё одно предложение, но уже более радикальное, поступившее от трёх епархий: из Олонецкой духовной консистории, от архиепископа Финляндского Сергия и от епископа Иоанникия Архангельского, которые пишут о том, что евхаристические молитвы на Литургии должны прочитываться вслух. В обоснование они полагают только одну причину, которую высказывает епископ Иоанникий, что эти молитвы «глубиной своего содержания в силах создавать возвышенное настроение души» 547 . Но возвышенное настроение душе может придать не только молитва, но и любое произведение искусства. Победоносцев жёстко критикует такое предложение в той же статье, упомянутой выше: «Можно ли было бы подумать, что такие предложения идут от священника, совершавшего таинственное священнодействие литургии верных? Ведь священник совершает тайну, и призвание его к такому действию обязывает его не только до литургии приготовить себя очищением помыслов и сосредоточением духовным, но в особенности при самом священнодействии сосредоточить мысль свою и направить к Богу молитвенное чувство, а всё собрание верующих призывается на ектеньях поддерживать пастыря и содействовать ему своею молитвою о предложенных честных дарах! И в эти-то минуты предлагается ему прерывать молитвенное своё настроение и самую тишину молитвенного настроения церкви возглашением самых таинственных слов молитвы и вместе с тем как бы приобщать всё народное собрание к тому священнодействию, которое ему одному предоставлено призванною на него в рукоположении благодатью Святого Духа!» 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Руб. – В пользу бывших воспитанников. Руб. —14— Профессор той же Академии Петр Иванович Цветков Базанова, Юлия Ивановна Кельх, Варвара Петровна (урожд. Базанова) II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященные: Палладий, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Финляндский Владимир, Архиепископ Казанский Ионафан, Архиепископ Ярославский Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский Агафодор, Епископ Ставропольский Александр, Епископ Калужский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений, Епископ Кирилловский Варсонофий, Епископ Симбирский Виссарион, Епископ Костромской Герман, Епископ бывший Кавказский Гурий, Епископ Смоленский Димитрий, Епископ Подольский Дионисий, Епископ Уфимский Иаков, Епископ Чигиринский Иоанникий, Епископ Угличский Иоанн, Епископ Елисаветградский Макарий, Епископ Камчатский Мисаил, Епископ Орловский Нестор, Епископ Дмитровский Никанор, Епископ Архангельский Николай, Епископ Алеутский Павел, Епископ Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас. Ал-еев., Моск. куп. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Бухарев, Иоанн Никол., свящ. Моск. Быстрицкий, Вас. Андреев., свящ. Моск. Ворсонофия, игуменья Хотькова м-ря Виноградов, Иоанн Григ., прот. Моск. Владимирский, Пав. Серг., Стат. Сов. Воронец, Евстафий Никол., пот. двор. Глаголев, Ал-др Иван., Моск. куп. Голубинский, Евг. Евсигн., проф. М. Д. Академии Григорий, Архим., Наст. Моск. Спасо-Андрон. м-ря Грузов, Серг. Феодор. Дашков, Вас. Андреев., Действ. Тайн. Сов. Дружинин, Никол. Никол., Моск. куп., церк. староста М. Д. Академии Ильинский, Ал-др Симеон. Прот. Моск. Исаев, Ив. Петр., Секретарь Университета св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Карякин, Мих. Ив., Моск. куп. Касицын, Дим. Феод., Прот. Моск. Клириков, Ал-др Вас., свящ. Моск. Комаров, Гавр. Матв., Моск. куп. Копьев, Ник. Ал-др., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. Савва прежде всего разъяснил своим читателям, что «предметы веры», которыми, согласно императорской резолюции от 31 марта 1905 г., предстояло заняться будущему Собору наряду с «предметами церковного управления», это и есть вопросы богослужения: ведь содержание догматов веры неприкосновенно, поэтому обсуждаться может лишь «обряд церковный, в который Церковь заключила свое учение». В частности, вопросу богослужебного языка и исправления богослужебных книг Потехин уделил пассаж, который был затем почти дословно повторен в отзывах архиепископа Рижского Агафангела 30 и епископа Орловского Кириона 31 , а в слегка измененном виде вошел в доклад епархиального совещания, представленный Синоду епископом Енисейским Евфимием (Счастневым, 1839–1913), который сам, впрочем, не разделял эту точку зрения: Язык наших богослужебных книг требует самого тщательного исправления. Уже со времени перевода Библии на русский язык встал с неотложностью вопрос о переводе богослужебных книг на язык, доступный пониманию. Но любовь русского народа к славянскому языку и значение его для соединения всех славянских племен в родной православной вере заставляет желать, чтобы богослужебным языком для православного русского народа оставался славянский. Но в таком случае необходимо немедля приступить к исправлению богослужебных книг. Язык их, сохранив греческое построение речи и словопроизводство, совершенно скрывает, а весьма часто и искажает до ереси смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Только немедленным исправлением этого языка до возможности понимания его и не учившимися славянской грамоте возможно сохранить любовь и преданность нынешнего поколения к церковному языку. Конечно, выпуск исправленных богослужебных книг не должен упразднять и умалять значения существующих ныне, во избежание повторения печальных событий Никонова исправления 32 . В том же духе (сохранить в качестве богослужебного языка славянский, но сделать его доступным пониманию, пересмотрев и исправив текст богослужебных книг) высказались и многие другие архиереи: архиепископы Арсений Харьковский (Брянцев, † 1914), Анастасий Воронежский (Добрадин, † 1913) и Афанасий Донской (Пархомович, † 1910), епископы Гурий Симбирский, Назарий Нижегородский (Кириллов), Тихон Костромской (Василевский, † 1926), Евсевий Владивостокский (Никольский, † 1922), а также Новгородская и Олонецкая епархиальные комиссии 33 . Епископ Смоленский Петр (Другов, † 1917/18) призывал осуществить эту неотложную задачу скорее, «чем в былое время, когда исправления длились едва ли не веками» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

процентными бумагами наличными деньгами Список Членов братства Преподобного Сергия за 1899-й год > В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Покровитель и пожизненный член Братства Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал: I. Почетные члены Высокопреосвященнейший Иоанникий Митрополит Киевский и Галицкий —11— 2. Иоанникий, Епископ Угличский, викарий Ярославский, сделавший пожизненный членский взнос 100 р. и пожертвование на стипендию имени Е. В. Амфитеатрова 1700 р., итого > > > 1 800 Антоний, Епископ Чистопольский, ректор Казанской Духовной Академии Лаврентий, Епископ Курский Протоиерей Московского Казанского собора Алексей Федорович Некрасов Протоиерей Московской Троицкой, на Шаболовке, церкви Василий Федорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными > > 2 000 Профессор той же академии Дмитрий Федорович Голубинский Профессор той же академии Петр Иванович Цветков —12— 13. Базанова, Юлия Ивановна Кельх, Варвара Петровна (урожденная Базанова) Настоятель Андреевского Кронштадтского Собора, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященные Антоний, Митрополит С.-Петербурский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Димитрий, Архиепископ Тверский Иоанафан, Архиепископ Ярославский Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский б) Преосвященные Агафангел, Епископ Рижский Агафодор, Епископ Ставропольский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений, Епископ Волоколамский, ректор Московской Духовной Академии Арсений, Епископ Кирилловский Виссарион, Епископ Костромский —13— 29. Гурий Епископ, бывший Смоленский Иаков, Епископ Кишиневский Иоанн, Епископ Саратовский Мисаил, Епископ Могилевский Нестор, Епископ Дмитровский Никандр, Епископ Симбирский Никанор, Епископ Орловский Николай, Епископ Таврический Павел, Епископ бывший Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Витебский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К западной стороне ограды помещается новая каменная массивная колокольня, довольно изящной архитектуры; высотою от основания 21 сажень. Выстроена в 1903–1904 гг. неутомимым в деле благоукрашения Свирской обители настоятелем отцом архимандритом Агафангелом на средства, приобретенные от разных благотворителей. На оной колокольне замечателен своим чудным звуком большой праздничный колокол. Его чистое и глубокое звучание издавна сподвигает и вдохновляет на молитву каждого, кто его слышит. (звук в тоне ля, имеющий минорное трезвучие; вес колокола 532 пуда 5 фунт., вылит в 1901 г. на зав. Орлова). Часовня каменная за монастырем, напротив Настоятельского корпуса, построенная в 1791 г. архимандритом Парфением, над святым колодцем, вырытым, по преданию, руками преподобного Александра. Колодец этот долгое время был зарыт, а стоявший при нем деревянный крест, сделанный тоже самим преподобным, поставлен в деревянной часовне, находящейся близ большой дороги. Справочник «Православные русские обители» за 1910 г. описывает монастырь так: «Храмов шесть. Главный — соборный, в честь Святой Троицы, второй, также соборный, в честь Преображения Господня, с приделом во имя святого Александра Свирского. В этом приделе в драгоценной серебряной раке почивают мощи Преп. Александра Свирского. Празднование ему совершается в Троицын день, когда его мощи переносятся отсюда в Троицкий собор, и 30 августа. Другие храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Преподобного Иоанна Дамаскина, Пророка Захарии и Святителя Николая в архиерейских покоях…» Троицкий монастырь со времен самого Преподобного и до 1764 года служил местом жительства свирских иноков с Настоятелем во главе. В 1764 г., с учреждением в Олонецком крае викариев С.-Петербургских, именовавшихся Олонецкими и Каргопольскими, монастырь был назначен местопребыванием викарных епископов, с помещением в нем консистории и семинарии; Троицкий собор обращен в кафедральный, а Преображенский монастырь, по учрежденным в 1764 г. штатам, сделан был самостоятельным второклассным монастырем, с наименованием Троицкого Александро-Свирского монастыря. Через 24 года, т.е. в 1787 г., Троицкий монастырь, с закрытием Олонецкого викариатства, остался за штатом и приписан к Александро-Свирскому монастырю; с коего времени и состоит под присмотром настоятелей Александро-Свирского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00119

3. Часовня при монастыре, в память явления Святой Троицы преподобному Александру, выстроена в настоятельство архимандрита Павла; в настоящее время как снаружи, так и внутри возобновлена. 4. К западной стороне ограды помещается новая каменная массивная колокольня, довольно изящной архитектуры; высотою от основания 21 сажень; выстроена в 1903–1904 гг. неутомимым в деле благоукрашения Свирской обители настоятелем отцом архимандритом Агафангелом на средства, приобретенные от разных благотворителей. О внутреннем состоянии обители, монастырском хозяйстве и о средствах к содержанию Введение общежительного устава благотворно отозвалось на Свирской обители. Братии в настоящее время с проживающими на монастырском испытании и «богородниками», т. е. призреваемыми, более 200 человек, в том числе: иеромонахов, считая с находящимися на монастырском подворье в С.-Петербурге, 19 человек (из них 2 игумена и 1 иеросхимонах), иеродиаконов - 12, монахов - 18, рясофорных послушников - 20, богородников - 150 человек, из коих 40 малолетние, преимущественно сироты из крестьян ближних приходов Олонецкого уезда. Каждый из братии, трудясь по мере сил своих на общую пользу, получает от монастыря все потребное для жизни. Имеющие священный сан кроме своих священнослужительских обязанностей исполняют и другие должности, как-то: казначея, духовника, ризничего, эконома, рухлядного, и другие. Монахи, послушники и богородники, смотря по способностям каждого, проходят данное им послушание, как-то: певческое, пономарское, звонарное, трапезников, гостинщиков, привратников и проч.; другие работают в мастерских: столярной, слесарной, малярной, кузнечной, переплетной, портняжной, сапожной и других, а некоторые читают посменно Псалтирь по усопшим благотворителям, трудятся в просфорной, хлебной, поварне, возят дрова, варят квас, прислуживают старшим, больным и богомольцам на гостинной, или подвизаются на других хозяйственных занятиях. Из малолетних 28 человек находятся в числе певчих, а прочие обучаются различным мастерствам.

http://sobory.ru/article/?object=00119

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010