…Через год, когда занесенная Лениным и Троцким чума уже свалит Россию в смертельном приступе, монастырь Свирского чудотворца первым в стране подвергнется разорению. Духовный оплот Севера России был для богоборцев врагом опаснейшим, сплочающими людей и дающим им совсем иные мечты, нежели несли с собой большевики… Нетленные мощи Александра Свирского будут изъяты, монастырское хозяйство, казна и даже предметы богослужения — изъяты, и даже колодец, когда-то выкопанный руками Александра Свирского — засыпан… Детский приют и госпиталь при монастыре — закрыты, а в храмах обители расположиться мрачное порождение большевистского террора — печально известный «Свирьлаг». Позже эту судьбу повторят десятки и сотни других древних обителей России. Но первый удар безбожной власти придется именно сюда — в то место, где к христианам когда-то спустился Бог… Архимандрита Агафангела, повесткой вызовут в Олонецкое ЧК… Сопровождать старенького настоятеля вызовется молодой монах Кирилл Игумнов и казначей обители отец Андронник (бывший когда-то инженером Захарьиным), а на пол дороге к городу их догонит запыхавшийся Степан Бочкин, и как не будет гнать его от опасности седой архимандрит, но упрямый купец (или, уже правильнее будет сказать — ктитор монастыря), поедет с ним до конца… Так, вчетвером, они и будут расстреляны ночью на городской площади по приговору новых властей, как «элементы чуждые и опасные» для «нового видения мира». Подробностей их гибели мы, скорее всего, уже никогда не узнаем, да это и неважно: зная какими они были при жизни, можно представить их и в последние мгновения… На семь десятилетий удивительная обитель будет скрыта от народа, и лишь в 1997 году вновь ступят на берега Свири несколько монахов, вновь из руин начинающие ее возрождение… Но это будет после, а пока… … Воздушный шар плыл над монастырем, городами и селами, и священник благословлял и эту землю, и этих людей, молясь о том, чтобы превозмогали они все беды и несчастья, и крепко стояли в своей вере, возрождаясь к жизни новой… Жизни вечной…

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

(Братия Александро-Свирского монастыря на петербургском подворье в центре — архимандрит Евгений (Трофимов). 1916 год). В монастырском архиве хранится пять свидетельств о награждении настоятеля монастыря архимандрита Агафангела и архимандрита Евгения орденами российской империи. 14 февраля 1919 г было принято постановление советского правительства об изъятии мощей святых, но еще до этого, 20 декабря 1918 г. Был издан указ за подписью Зиновьева о вывозе св. Мощей преп. Александра Свирского, что и было тогда же сделано. Исполнителем этой кощунственной акции был председатель Олонецкого губчрезвычкома Оскар Кантер. На архивных документах, касающихся Свирского монастыря, имеются подписи Урицкого, Зиновьева.Ленин тоже живо интересовался разрушением этой обители. В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре тайник был обнаружен. Олонецкая губернская чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исайя, Алексей Петров и Василий Стальбовский за «контрреволюционные призывы и сопротивление». Еще пятерых монахов посадили в тюрьму. «В марте 1918 года, — находим мы дату в докладе сотрудника наркомпроса н. Моласа, — в монастырь впервые прибыло несколько рот красноармейцев». Так же из Олонца были направлены в монастырь два милиционера «для постоянного проживания», а проще говоря — сбора сведений о монастырском имуществе и настроении среди иноков. Дело было еще и в том, что жители расположенных вокруг монастыря сел и деревень организовали «союз охраны церквей и часовен при Александро-Свирском монастыре», в который вошло до тысячи человек — факт для новой власти, мягко говоря, неприятный. В числе многих пунктов, в уставе «союза охраны» говорилось следующее: «в случае нападения на церковное имущество грабителей, захватчиков следует призывать православный народ на защиту церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов и т. Д.». Учитывая высокой авторитет настоятеля Евгения, подобные призывы могли иметь силу нешуточную…

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Пересмотр Типикона является неотложной задачей, по мнению: 1) Арсения, архиеп. Харьковского 233 , 4) Михаила, еп. Минского 234 , 11) Анастасия, архиеп. Воронежского, и созванного им особого совещания 235 , 14) Владимира, еп. Кишиневского, и кишиневских миссионеров 236 , 20) Георгия, еп. Астраханского 237 , 21) Иоанникия, еп. Архангельского 238 , духовенства 3-го округа Онежского уезда 239 (Архангельской епархии) и 5-ro округа Шенкурского уезда 240 , 23) Константина, еп. Самарского 241 , 24) Кириона, еп. Полоцкого 242 , 36) Тихона, еп. Иркутского 243 , 39) комиссии, учрежденной архиеп. Варшавским Иеронимом 244 , 40) Агафангела, еп. Рижского 245 , 41) Иоанна, еп. Полтавского 246 , 42) комиссии, назначенной еп. Пермским Никанором 247 , 44) Назария, еп. Нижегородского 248 , 45) Евлогия, еп. Холмского 249 , 50) Петра, еп. Смоленского 250 , 56) Олонецкой Духовной Консистории за смертью правящего епископа 251 , 65) причта Выборгского кафедрального собора 252 , 66) 4-й комиссии представителей Енисейской епархии 253 , 78) Евсевия, еп. Владивостокского 254 , 79) Иакова, архиеп. Ярославского 255 . Добавим, что за гласное чтение тайных молитв на литургии, хотя бы некоторых, высказались: 21) Иоанникий, еп. Архангельский 256 , Тихон, архиеп. Алеутский и Северо-Американский (впоследствии Патриарх Московский) 257 , 44) Назарий, еп. Нижегородский 258 , 56) Олонецкая Духовная Консистория 259 , 65) причт Выборгского кафедрального собора 260 , 71) епархиальный съезд псковского духовенства 261 . Предсоборное Присутствие, созванное в марте 1906 г. для подготовки к Всероссийскому Собору, и его отделы 262 занималось главным образом вопросами реформы высшего и епархиального управления прихода, церковного суда, духовно-учебных заведений и восстановления автокефалии Грузинской Церкви. Только VI отдел Присутствия, образованный для обсуждения проблем внутренней миссии, отношения к единоверию, старообрядчеству, сектантству и некоторых актуальных вопросов, например, молитвы за усопших инославных христиан, коснулся исправления богослужебных книг и реформы Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Келья Д. всегда была открыта для монахов и паломников. Часто Д. исповедовал мирян, особенно принимал участие в судьбах людей, падших нравственно, был к ним снисходителен, старался любовью наставить их на истинный путь. Вел обширную переписку с монашествующими (в т. ч. архим., затем еп. Игнатием (Брянчаниновым)) и мирянами. Будучи приверженцем старчества , заботился, чтобы у каждого насельника был духовный руководитель, сам являлся старцем для братии. Из числа учеников Д. впосл. стали старцами иеросхим. Алексий (Блинов), архим. Агафангел Олонецкий (Амосов). Д. стяжал дары умной молитвы и прозорливости. Сохранились рассказы очевидцев о том, как присутствие Д. и его молитва избавили их от неминуемой гибели. 26 апр. 1847 г. «за усердное прохождение настоятельской должности» Синод наградил Д. золотым наперсным крестом, 24 окт. 1856 г.- бронзовым наперсным крестом на владимирской ленте, 15 сент. 1859 г.- бронзовой медалью на андреевской ленте, 3 июня 1859 г.- наперсным золотым крестом с цепью, 25 апр. 1864 г.- Анны св. орденом 2-й степени. 19 нояб. 1871 г. Д. был поражен легким параличом. После второго удара (1874) почти не выходил из своей кельи. Во время десятилетней болезни Д. поражал окружавших терпением, крайней нетребовательностью. После кончины в течение 5 дней до погребения тело Д. находилось в теплом помещении, но ни малейшего запаха тления от него не исходило. Погребен на Игуменском кладбище, у алтаря ц. во имя Всех преподобных отцов, где вскоре был установлен гранитный крест. К 2007 г. могила Д. почитается братией и паломниками, по молитвам к Д. зафиксированы случаи исцелений от болезней, помощи в разрешении духовных и жизненных вопросов. Д. писал: «Вы ищете от меня слово утешения: вот постоянное утешение, постоянная причина спокойствия - принимать все, случающееся с нами в жизни, как от благодатной Руки Божией. Тогда не будет места ни печали, ни заботе излишней, сердце верующее тогда будет всегда в радости о Господе!». Арх.: Ведомость мон-ря за 1880 г.//АФВМ. Ва: 43; Переписка игум. Дамаскина с разными лицами за 1859-1879 гг.//Там же. Дв: 1-17; Дело об избрании настоятеля игум. Дамаскина и трех братий сей обители в действительные члены Комитета Акклиматизации животных и растений, 1861, 1862 гг.//Там же. Еа: 37; Письма свт. Игнатия Брянчанинова игум. Дамаскину//ГА Респ. Карелия. Ф. 762. Оп. 1. Ед. хр. 2/9.

http://pravenc.ru/text/168712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЯТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, был разрешен к изданию Синодом 17 июля 1862 г. по ходатайству Вятского еп. Агафангела (Соловьёва) и выходил в 1863-1918 гг. В первый и последний годы издания выходил под заголовком «Официальные известия по Вятской епархии». В подзаголовке в 1864-1867 и 1874-1892 гг. указывался издатель - Вятская духовная консистория, а в 1868-1873 и 1893 гг.- Вятская ДС. Первоначально издавался 2 раза в месяц, в 1906-1917 гг. (по 22 от 1 июня) - еженедельно, с авг. 1917 г.- 3 раза в месяц (в 1917 со 2 июня по 1 авг. журнал не выходил, в авг.-дек. вышли 1-15 новой нумерации; в 1918 вышли 20 номеров, последний датирован 1 авг.). В 1917 (авг.-дек.) и 1918 гг. 1-17) публиковался только офиц. отдел. Первым редактором был назначен инспектор ДС прот. Игнатий Фармаковский, в 1864 г. (с 9) в редактировании офиц. и неофиц. частей его сменил архим. Павел (Доброхотов ; впосл. епископ Олонецкий), в 1866 21) - 1871 гг. 23) редактором был архим. Иосиф (Баженов ; впосл. епископ Балтский), в 1871 24) - 1892 гг.- прот. Феодор Кибардин (был и автором журнала). После него с 1893 г. произошло разделение в редактировании офиц. и неофиц. частей. Первая была поручена секретарю консистории А. П. Стратилатову, в 1903 г. 10) его сменил И. С. Борзецовский, в 1908 г. 21) В. А. Ивановский, в 1911 г. 32) А. М. Грабенко, в 1912 г. 25) И. П. Ракитин, в 1915 г. 15) секретарь консистории Н. И. Троицкий, последним редактором в 1918 г. 10-20) был свящ. Николай Люперсольский. Неофиц. часть с 1893 по 1894 г. 17) редактировал ректор ДС прот. Петр Смирнов, с 1895 12) по 1903 г. 13) прот. Алексий Израилев, с 1903 23) по июнь 1917 г. Н. Г. Гусев; с 1893 г. была учреждена должность 2-го редактора, к-рую занимали преподаватели ДС: в 1893-1899 гг. П. П. Смелков, в 1899-1903 гг. А. И. Одоев, в 1903-1906 гг. А. А. Рукин. Эти же, а в отдельных номерах и др. сотрудники ДС исполняли обязанности 1-х редакторов в их отсутствие.

http://pravenc.ru/text/161165.html

   Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды — время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни.    Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем — жизни вечной» (Мк. 10:29—30; Мф. 19:29). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса    Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь.    Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же — тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Алексей Родионов поверил этому объяснению и осенью 1744 года отправился в Оштинский погост к своему отцу. Там он в Олонецкой воеводской канцелярии записался в раскол под двойной оклад. Отец снова всячески убеждал его оставить раскол и соединиться с православной церковью. Но он не только оставался глух к увещаниям отца, но ещё продолжал с необыкновенным успехом действовать в пользу беспоповщины. Живя в —620— доме отца, он окончательно совратил в раскол свою мать и родного брата. Странствуя по разным местам и домам, он многих сделал последователями мнимо-древнего благочестия и убеждал их пребывать в старожитности святоотеческого содержания 3327 . Целый год прожил Алексей Родионов в доме своего отца. Н. Сахаров (Продолжение следует). Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 621–643 (3-я пагин.). (Начало.) —621— (Из лекций † проф. А. И. Голубцова). I. Установление таинства евхаристии. Литургия времён апостольских: её общая схема; её постоянные и переменные части. Отношение предстоятеля к совершению литургии. Свидетельство Плиния о богослужебных собраниях христиан. Как совершалась литургия или, лучше сказать, евхаристия во времена апостолов? Исходным началом и зерном литургийной практики послужило учреждение Христом новозаветной вечери. Как установил и совершил евхаристию Сам Господь, – общий ответ на это дают нам три первые евангелиста. Из них мы узнаём, что „в первый день опресноков, в который надлежало закалять пасхального агнца, приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим. И послал Иисус Петра и Иоанна и сказал им: пойдите в город, и встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним и скажите хозяину дома, в который войдёт он: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу (νγεον) большую, устланную, готовую: там приготовьте. Они пошли в город и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он пришёл и возлёг с двенадцатью апостолами. И когда они возлежали, Иисус сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот почему еще во время земной жизни человек собирает как бы сокровище огня геенского, как говорит празднуемый ныне святой апостол Иаков, обличая бесчувственных к ближнему богатых: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни... Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» ( Иак. 5:1–3, 5 ). Как же нужно беречь свою душу, чтобы не доходила она до этой погибельной пропасти, как вслушиваться в предостережения голоса совести, пока они могут еще принести пользу, пока не наступило время, когда душа уже не будет в состоянии по этому зову совести возвратиться с пути поработивших человека страстей, пока не возгорелось пламя их настолько, что утушить его сделалось уже невозможным и осталось лишь бесполезно молить Авраама и праведных, дабы они помогли облегчить терпимые муки! Как еще во время земной жизни нужно трудиться и усиливаться «перескочить» безвредно для себя эту пропасть, которую враг вырыл между Лазарем и богатым, которую трудами и подвигами жизни Христовой «перескочили» святые и беспечною жизнью всё раздвигают подобные евангельскому богачу грешники! Как нужно беречь душу от постепенного омертвения, приближающегося часто к ней незаметно (так, как подтачивает тело и приближает к смерти болезнь), того омертвения, при котором душа не в состоянии уже внимать, по притче о богатом и Лазаре, ни Моисею, ни пророкам и остается ей только мучиться «смертью второю» ( Откр. 20, 6 ) в том огне страстей, который она сама добровольно возжгла в себе! 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 46 Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 23 октября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. 23. С. 953–958.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды – время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни. Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем – жизни вечной» ( Мк. 10, 29–30 ; Мф. 19, 29 ). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса 45 Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь. Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же – тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

И вот, когда смиренно и радостно исполнил Иоанн и это послушание, то умилился старец и воскликнул, обняв и облобызав Иоанна: «Какого страдальца во Христе я породил! О, каков истинный свет Божественного послушания!» После того по повелению Божией Матери снова открылись уста Иоанна, и дивным светом многие века озаряется святая Церковь чудными песнями вселенныя светильника, ученьми своими вся просветившаго, цевницы духовной 79 . После того, как в раю, просвещенный послушанием Христовым жил преподобный Иоанн. Вот свет Христов, вот «наследие святых во свете!» Подлинно, вся жизнь святых мучеников, преподобных озарена радостным светом сим, и не осталось в ней ни одного темного места. Какая непереходимая разница между ними и нами, не видящими того света и радости его не ощущающими! Как ее сгладить, сделать эту разницу переходимою? Читать Евангелие? Или слушать его? Да, оно источник света, но и оно не просветит того, кто сам помрачает свое внутреннее око сердца, как сказал Господь: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф. 6, 22–23 ). Нужно это око сердца очищать от тьмы страстей, обвевать с него пыль и сор нечистых мыслей и впечатлений частыми воздыханиями сердечными, отмывать грязь нечистых желаний и чувств слезами покаянными, оттирать грязь худых навыков и пороков подвигами духовными поста, молитвы, милостыни и иными; если же и после того еще остается грязь нечистых страстей, глубоко въевшаяся в самое существо, то необходимо подвергнуться огню искушений бедствиями, среди которых очищается и просвещается сердце, как золото в горниле. И когда просветится внутреннее око сердца светом Христовым, тогда уже все существо сделается прозрачным, как чистое стекло; не нужно будет более внешнего светильника, внешнего просвещения, потому что сама душа вся будет радостно сиять светом славы Христовой, подобно солнцу ( Мф. 13, 43 ). Все люди, просвещенные этим радостным, восхищающим душу светом, войдут в тот новый Иерусалим «всесветящий» 80 , сходящий с неба, виденный тайнозрителем Иоанном, который не будет иметь нужды ни в храме, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его», «ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его – Агнец» Христос ( Откр. 21, 10, 22–24 ). 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010