Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату Семинария и училище соединены. ВЕДОМОСТЬ ОБ УЧИВШИХСЯ В ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ за 1897 год ПО ENAPXIЯM В академиях В семинариях казен- пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату 19.151 Продолжение ПО ENAPXIЯM В училищах пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Своим прихожанам святитель даёт практический совет, когда они услышат от раскольников что-либо смущающее их и когда не смогут обличить их, «идите тотчас к своим священникам. Расскажите им все, и спросите, как что обличить у раскольников, и как на что отвечать. Они вам все разъяснят, и душу вашу успокоят, и вас подготовят к тому, чтоб отражать вы могли и сами кривотолки раскольнические. Так действуя, вы совершенно будете безопасны от какого-либо обмана и уловления вражеского» 542 . Святитель Феофан во время своего церковного служения непосредственно соприкасался со старообрядцами разных согласий и толков, приобретя неоценимый опыт противораскольнической и миссионерской деятельности. В его духовном наследии можно встретить оценку и разбор заблуждений беспоповцев, поповцев и сторонников Белокриницкой иерархии. Беспоповцы. Поморцы Впервые близко столкнуться с проблемой раскола святителю Феофану пришлось при назначении его ректором Олонецкой духовной семинарии в сентябре 1855 г. Эту должность он исполнял менее года, 21 мая 1856 г. был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. 1 ноября 1855 г. о своём первом впечатлении от религиозной жизни Петрозаводска он сообщал епископу Нижегородскогому и Арзамасскому Иеремии (Соловьеву) : «Кругом раскол» 543 . В Олонецкой губернии была распространена беспоповщина четырёх согласий – даниловщина, филипповщина, аристовщина и странничество. В письме к правящему архиерею – архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию (Фёдорову) новый ректор отмечает, что «все более и более открывается нужд для должного приготовления учеников к борьбе с раскольниками» 544 . В письме Е.С. Бурачку поясняет: «надобно своих студиозусов сделать весьма искусными артиллеристами и инженерами по сей части» 545 . Сам святитель начинает преподавать в «миссионерском классе» и признается «для меня этот предмет совершенно новый. Все свободное время отдаётся на знакомство с расколом и настоящим его состоянием по Олонецкой епархии» 546 . Свою миссионерскую деятельность новый ректор начал с формирования библиотеки, в состав которой вошли как протираскольнические сочинения, так сочинения самих раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

обер-прокурору сведения своевременно и верно для доклада Государю Императору; 5) не допускать никаких неправильных распоряжений, подобных вышеизложенным, и для прекращения сего на будущее время в случаях несогласия его, преосвященного, с консисторией, не приводя своих заключений в исполнение, представлять дела на разрешение св. синода, и 6) поставить себя строго в пределы закона и порядка, так, чтобы св. синод не был вынуждаем принять какие-либо решительные меры в отношении к нему, преосвященному». 254 Ревизия олонецкого епархиального управления была вызвана действиями архиепископа олонецкого Венедикта, человека больного физически и нравственно, оригинала до странностей, мизантропа, мало веровавшего в благородство побуждений и чувств и сухого формалиста. Подозрительный и мрачный взгляд Венедикта на людей образовался в нем, вследствие некоторых особенных обстоятельств в его жизни, еще прежде, чем он был назначен петербургским викарием. Столичная жизнь и её обстановка не только не изменили, но еще более усилили мрачное настроение души Венедикта. В Петербурге он увидел лицом к лицу многие неустройства нашей высшей духовной администрации, которые вдали от правительственного центра были им вовсе не замечаемы. В Петербурге же он был поражен разладом между словами и действиями, который представляется тем отвратительнее, чем более люди, подверженные этому пороку, предъявляют прав на общественное к себе уважение. Он порывался срывать маску с таких людей, пытался, во время самостоятельного, за слабостью митрополита Серафима, управления петербургской метрополией, выводить на позор этих общественных лицедеев и преследовать их формальным судом; но они, оградив себя, как каменною стеною, протекцией и будучи защищаемы секретарем Серафима Сусловым, не потерявшим и в то время своего значения, были всегда оправдываемы. Самая продолжительность времени пребывания его в должности петербургского викария, выходившая далеко за обычные пределы (Венедикт был петербургским викарием почти 10 лет, с 1-го мая 1833 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Викариатства: Боровичское (1923—1934); Валдайское (1921—1927); Дерманское (1925—1937); Кирилловское (до 1934 г.); Крестецкое (1920—1923); Макарьевское (1923); Маловишерское (1922—1927); Старорусское (до 1937 г., 1956—1959); Тихвинское (до 1927 г.); Устюжинское (1924—1930); Хутынское (1926—1932); Череповецкое (1919—1934).    НОВОСИБИРСКАЯ и Бердская (до 1994 г. Н. и Барнаульская; 1994—1995 Н. и Томская).     Викариатства: Барнаульское (до 1930 г.); Бийское (1949—1957); Горноалтайское (1924—1925).    ОМСКАЯ и Тарская (до 1918 г. О. и Акмолинская; 1918—1937 О. и Павлодарская; 1937—1947 упразднена; 1947—1990 О. и Тюменская).     Викариатства: Петропавловское (до 1925 г.); Семипалатинское (до 1928 г.).    ОРЕНБУРГСКАЯ и Бузулукская (до 1937 г. О. и Тургайская; 1937—1945 упразднена).     Викариатства: Бугурусланское (1927—1937); Кустанайское (до 1930 г.); Орское (1923—1926); Челябинское (до 1918 г.).    ОРЛОВСКАЯ и Ливенская (до 1944 г. О. и Севская; 1945—1994 О. и Брянская).     Викариатства: Бежецкое (1921—1922); Болховское (1924—1932); Елецкое (до 1929 г.); Карачевское (1921—1924).     1935    Осинская (существовала год).    ПЕНЗЕНСКАЯ и Кузнецкая (до 1990 г. П. и Саранская).     Викариатства: Краснослободское (до 1928 г.); Мордовское и Саранское (1924—1937); Нижнедомовское (1923—1927).    ПЕРМСКАЯ и Соликамская (1918—1925 П. и Кунгурская).     Викариатства: Кудымкорское (1929—1931); Кунгурское (до 1925 г., 1925—1930 самостоятельная епархия, 1930—1935 викариатство, 1935—1937 самостоятельная епархия); Осинское (1924—1932); Оханское (1919—1927); Соликамское (до 1933 г.).    ПЕТРОЗАВОДСКАЯ и Олонецкая (до 1955 г. Олонецкая и П.; 1955—1990 упразднена; восстановлена в 1991 г. как П. и Олонецкая).     Викариатства: Вытегорское (1926); Каргопольское (до 1927 г.).     1925—1960    Петропавловская и Акмолинская (1933—1936 Петропавловская и Атбасарская; 1956—1957 викариатство Алмаатинской епархии; 1957—1960 самостоятельная Петропавловская и Кустанайская; в 1960 г. присоединена к Алмаатинской).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

169 Чуков Н. К., прот. Мои воспоминания. Ч. 3. Церковно-школьная деятельность. Саратов. 1936. Машинопись в библиотеке СПб ДА. С. 4. 170 Чуков Н. К., прот. Мои воспоминания. Ч. 4. Ректура в Олонецкой Духовной семинарии. Саратов. 1937. Машинопись в библиотеке СПб ДА. С. 14–15. 172 Чуков Н. К., прот. Слово, произнесенное о. ректором Олонецкой Духовной семинарии при первом служении в семинарском храме – 13 февраля 1911 года.//ОЕВ. 1911. 7. С. 105–107; N. Вступление в должность ректора Олонецкой Духовной семинарии о. протоиерея Н. К. Чукова.//ОГВ. 1911. 19 (17 февраля). С. 1–2. 173 Торжественное открытое заседание Совета Ленинградской Православной Духовной академии по поводу присуждения ученой степени доктора богословия высокопреосвященнейшему Григорию, митрополиту Ленинградскому и Новгородскому. Л. 1949. Машинопись в библиотеке СПбДА. С. 12. 174 Чуков Н. К., прот. Речь в защиту церковных школ 26 августа 1911 года.//ОЕВ. 1911. 26. С. 445. 175 «Олонецкая неделя» – еженедельная газета по вопросам политической, церковно-общественной и народной жизни. Петрозаводск. 1911–1917. В 1911 вышло 38 номеров, 1912–1916 – по 52 номера, в 1917 – 11 номеров. 178 См.: Экскурсии воспитанников Олонецкой Духовной семинарии.//Олонецкая неделя. 1914. 23. С. 7. 179 См.: Б. Годлевский. Выставка картин в Духовной семинарии.//ОГВ. 1912. 35 (31 марта). С. 1; N. Выставка рисовальных работ в Духовной семинарии.//Олонецкая неделя (ОН). 1912. 15. С. 7; Выставка рисовальных работ воспитанников Духовной семинарии.//ОН. 1914. 16. С. 5–6. 180 Постановление Олонецкого губернского земского собрания 47-й сессии 1913 года по вопросам народного образования.//Вестник Олонецкого губернского земства. 1914. 5. С. 10–11. 181 Торжественное открытое заседание Совета Ленинградской Православной Духовной академии по поводу присуждения ученой степени доктора богословия высокопреосвященнейшему Григорию, митрополиту Ленинградскому и Новгородскому. Л. 1949. Машинопись в библиотеке СПб ДА. С. 9. 182 См.: С. Празднование столетней годовщины Отечественной войны 14 октября в Олонецкой Духовной семинарии.//ОН. 1912. 43. С. 8–9; 45. С. 6–8; 47. С. 8–10; Празднование 21 февраля в Олонецкой Духовной семинарии.//Там же. 1913. 10. С. 12; Литературный вечер.//Там же. 1914. 16. С. 6; Вечер в Духовной семинарии.//Там же. 1915. 49. С. 12; Слава героям Кавказа.//Там же. 1916. 8. С. 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.К.Чуков, начавший писать дневник в 1907 году, прекратил свои записи в 1912 и возобновил их только в апреле 1918 года. Поскольку в дневниках позднейших лет нет объяснений, то можно предположить, что причина заключалась в том, что за эти шесть лет он потерял троих младенцев, а также в этот период началась война. Продолжил дневник о. Николай в 1918 году, поэтому о том, что он действительно переживал в феврале - марте и в последующие месяцы 1917 года, едва ли можно узнать из его статей в епархиальном издании. В предпоследнем 10 номере редактируемой прот.Н.Чуковым еженедельной газеты Карельского братства «Олонецкой неделе», вышедшем 5 марта, были напечатаны оба Манифеста - без комментариев. В номере 11 от 12 марта методично описано восстание войск в Петрограде, и то, как член Госдумы свящ. С.А.Попов обходил с крестом в руках революционные полки и благословлял их - также без комментариев. В последнем номере подробно рассказывается о течении болезни у царских детей. Более подробное описание жизни Олонецкой епархии, настроений и высказываний на собраниях и съезде духовенства Олонецкой епархии в 1917 году в сравнении с другими епархиями и в связи с событиями в Св. Синоде требует отдельного упоминания. Здесь же следует отметить, что чрезвычайный съезд не посчитал каноничным переизбирать недавно назначенного епископа, что по примеру Петрограда практиковалось в 1917 году во многих епархиях, поскольку после кончины преосв. Никанора (Надежина) новый епископ Иоанникий (Дьячков) прибыл в Петрозаводск только 22 декабря 1916 года. Об этом говорит выдержка из журнала чрезвычайного съезда духовенства и мирян, проходившего 17-25 июня: «...Я.С.Елпидинский возражал: " епископ не может быть смещен, согласно апостольским правилам и правилам Вселенских Соборов, если не замечен в ереси, или в чем-нибудь порочном, например, в нанесении обид другим, в неправильном совершении богослужения и т.п. К нынешнему епископу никакое обвинение не предъявляется, и, следовательно, говорить о переизбрании его или избрании нового епископа нам не нужно " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

3679 . – 4 мая. О недопущении светских лиц к проповеданию в церквах По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по ведению Правительствующего Сената и по взятой в Синодальной канцелярии у присланного при оном ведении академического ученика Якова Виноградова сказке приказали : оного Виноградова отослать к синодальному члену преосвященному Симону, епископу Суздальскому, которого его преосвященству с надлежащим к его, Виноградова, содержанию жалованьем определить ко обучению, к каковому он, Виноградов, по усмотрению его преосвященства явится способен, где ему, Виноградову, иметь житие воздержное с достодолжным послушанием и всевозможною прилежностию; что же оный Виноградов в вышепомянутой сказке между прочим показал: в бытность-де его в Казани поручена ему была преосвященным Лукою, епископом Казанским, проповедь в церкви во все воскресные дни и катехизис, что-де он и отправлял, а ни в каковой церковный причт не посвящён, и чинил он просто в светском платье; и ежели его, Виноградова, показание находится правдивое, то поступил его преосвященство в том весьма неосторожно, ибо не посвящённому в причт церковный, но мирянину сущу, к тому же и в светском платье, не токмо проповедовать в церкви слово Божие крайне неприлично и предосудительно, но наипаче святым правилам поместного собора, иже в Лаодикии, пятому-надесять, и шестого вселенского собора шестьдесят четвёртому противно, и для того его преосвященству впредь таковых неприличных и святым правилам противных позволений отнюдь не чинить, а для чего и по каковой именно необходимой нужде означенному Виноградову вышеобъявленное позволял, о том его преосвященству в Святейший Синод ответствовать, и о том к его преосвященству послать указ. 3680 . – 4 мая. О представлении Олонецких и Выгорецких раскольников в учреждённую для них комиссию По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению учреждённой о Олонецких и Выгорецких раскольниках комиссии приказали : о касающихся к достодолжному по оной комиссии исследованию раскольниках, дабы оные в тое комиссию представляемы и впредь, кто потребен будет, представляемы были без наималейшего препятствия и остановки, от Правительствующего Сената требовать указом Его Императорского Величества Олонецкой воеводской канцелярии наикрепчайшего подтверждения, чтоб от оной, кому следовательно есть, учинено было надлежащее с крепким подтверждением обязательство и всевозможное оной комиссии в сыску потребных к следствию раскольников чинено было вспоможение, а о чём в Правительствующем Сенате от олонецких раскольников и когда поданное имеется прошение, и что по тому прошению учинено, о том бы для ведома Святейшему Синоду сообщено было, и о вышеписанном со обстоятельством из оного доношения в Сенат сообщить же ведение, а комиссии о взыскании таковых чинить по прежде посланным из Святейшего Синода во оную комиссию указам неослабно, и о том в ту комиссию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тверская Спасский-Сяберский Московская Спасский-Усть-Сарапульский Спасский-Чепочкин Новгородская Спас-Высокий или Загородный Вологодская Сретенский-Сольвычегодский Костромская Сретенский-Чебоксарский Орловская Стефанов-Николаевский-Озерский Псковская Столбовский-Николаевский Тверская Стромынский-Успенский-Дубенский Томская Сяндемская-Успенская Калужская Тихвинская-Пошехонская Калужская Тихвинский-Богородицкий-Керенский Тихвинский-Богородицкий-Добрый Томская Тихонова-Воскресенская-Карачевская Тихонова-Крестогорская Владимирская Трифонов-Успенский-Чусовский Троицкая-Всрховятская Новгородская Троицкая-Волпиновская или Льпиновская Олонецкая Троицкая-Дивногорская-Угличская Троицкая-Кодемская Калужская Троицкая-Колесникова-Даниловская Троицкая-Перемиловская Симбирская Троицкая-Рубежская Псковская Троицкая-Ругойская Троицкая-Сарожская Псковская Троицкая-Синозерская Новгородская Троицкая-Соезерская Ярославская Троицкая-Старокадомская Тверская Троицкая-Сунорецкая Тверская Троицкий-Суздальский Владимирская Троицкий-Царевококшайский Троицкий-Княгинин Ярославская Троицкий-Мурашкинский Троицкий-Ряжский Воронежская Троицкий-Курмышский Троицкий-Дмитриево-Семионовский Орловская Троицкий-Дубровский Псковская Троицкий-Новоторжский Владимирская Троицкий-Крапивенский Троицкий-Архангельский-Телегов Симбирская Троицкий-Битюцкий Троицкий на Бору Московская Троицкий-Васильегорский-Хмелевский Олонецкая Троицкий-Драгошанский Троицкий-Звериный-Семеновская пуст. Киевская Троицкий-Каменного-Городища-Елабужский Владимирская Троицкий-Липицкий-Пустын.-Нерлинский Вологодская Троицкий-Менюжский Олонецкая Троицкий-Млевский Новгородская Троицкий-Николаевский Троицкий-Петропавловский-Елецкий Вологодская Троицкий-Святогорский-Белозерский Троицкий-Сыпанов-Пахомиева пуст. Костромская Троицкий-Ульяновский-Стефановский Вологодская Троицкий-Усть-Кольский-Ново-Печенгский Костромская Троицкий-Шенкурский Троицкий-Шуйский Енисейская Троицкий-Юрьегорский-Демьянова пуст. Тумовская-Спасо-Преображенская Вологодская Удомельский-Троицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

III. Приложение 2-е. Извлечение из Свода Законов (изд. 1899 г.) 3 статей, относящихся к расколу, для руководства священникам Олонецкой епархии Т. XIV, ч. I. Уст. о предупрежд. и пресеч. прест. ст. 45. Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой, под каким бы то видом ни было, чинить какие либо дерзости противу Православной церкви или противу её священнослужителей или вообще уклоняться почему либо от соблюдения общих правил благоустройства, законами определенных. Ст. 46. Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. Ст. 48. Раскольникам дозволяется творить общественную молитву и исполнять духовные требы и совершать богослужение, по их обрядам, как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния общественного порядка. Независимо сего, относительно часовен и других молитвенных зданий соблюдаются следующие правила: 1) Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменен. На производство упомянутых работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешение губернатора или начальника области. В случае необходимости такой перестройки молитвенного здания, вследствие которой общий наружный его вид должен подвергнуться изменению, соблюдается порядок, указанный в пункте 3 сей статьи. 2) Распечатание молитвенных зданий разрешается с особого разрешения Мин. Внут. Дел, и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, при чем о каждом случае этого рода Министр Внутр. Дел входит предварительно в сношение с Обер-Прокурором Св. Синода. Распечатание раскольнических скитов и монастырей не допускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Что же касается просьбы индийских христиан, то о последствиях этого прошения сведений в широкой печати того времени не появлялось. Даже в журнале «Православный собеседник», где была перепечатка заметки из «Туркестанских ведомостей», имеется редакционная ремарка: «Очень бы интересно иметь сведения о дальнейшем движении этого дела» 8 . Быть может, ответ содержится в архиве Св. Синода, но можно предполагать, что российское правительство не желало в те годы ухудшать отношения с Великобританией, и по политическим соображениям просьбе индийских христиан не был дан ход. Первая мировая война и социальные потрясения, постигшие вскоре Россию, прервали взаимоотношения индийских христиан с Русской Православной Церковью . Но эти связи возобновились в начале 1930-х годов благодаря усилиям русских христиан, оказавшихся за пределами отечества. Миссия архимандрита Андроника (Елпидинского) (1931–1948 гг.) Особое место в развитии отношений между Русской Православной Церковью и индийскими христианами принадлежит архимандриту Андронику (Елпидинскому), который провел в Индии 18 лет и установил тесные отношения с индийскими христианами разных конфессий. Его отец – Яков Семенович Елпидинский – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и более 30 лет преподавал церковную историю в Олонецкой духовной семинарии. В 1894г. у него родился сын – седьмой из двенадцати детей его семьи. Как и другие его братья, он пошел по стопам своего отца и учился в Олонецкой духовной семинарии. В 1916г. он закончил в ней курс обучения. Уже тогда у будущего пастыря появилась мысль о поездке в Индию – во время чтения учебника церковной истории Евграфа Смирнова. В нескольких строках там говорилось, что на юге Индии живут христиане, близкие к православным и желающие соединения с ними. «Почему никто не съездит туда, – думал он, – если они хотят единения?» В это время уже в разгаре была первая мировая война, и выпускник Олонецкой семинарии был призван в армию. Но и во время пребывания на фронте он не оставлял надежды продолжить богословское образование и к своей радости узнал, что зачислен студентом на первый курс Петербургской (Петроградской) Духовной Академии. Однако дальнейшие революционные события в стране помешали ему продолжить учебу, и, испытав многочисленные лишения в Финляндии и Германии, он в 1923г. переехал в Париж. 2 ноября 1925г. в Сергиевском подворье в Париже он был пострижен в монашество и через две недели рукоположен во иеромонаха 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010