Михаила и проч. Небесных сил и прп. Александра Свирского с проч. Олонецкими чудотворцами, установив празднование в ней Собора Олонецких чудотворцев в 1-е воскресенье после Покрова Пресв. Богородицы. Помещенная в храме икона Олонецких преподобных была написана согласно указаниям Н., благословившего распространять ее в копиях по всей епархии. По ходатайству Н. от 13 мая 1909 г. Александро-Свирский мон-рь был возведен в первоклассный, а Александров Ошевенский монастырь - во второклассный «без изменения отпускаемых сумм и штата». Определением Синода от 21 июля 1909 г. Сяндемская Успенская муж. пуст. обращена в жен. мон-рь. В 1914 г. учрежден крестный ход из Андрусовской во имя святителя Николая Чудотворца пустыни в Александро-Свирский мон-рь и обратно ко дню Св. Троицы. В последних числах 1909 г. Н. ездил в Свирский мон-рь на погребение его настоятеля архим. Агафангела (Амосова; † 27 дек. 1909), 18 лет руководившего обителью. По представлению Н. игум. Онисим (Савинов), настоятель Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря с 1871 г., за неустанные труды к 6 мая 1911 г. был удостоен сана архимандрита (возведен в сан 24 сент.). С именем Н. связано учреждение Каргопольского вик-ства Олонецкой епархии. Представление об этом с указанием имени кандидата местного уроженца, архимандрита коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря Московской епархии Варнавы (Накропина) он подал 5 июня 1911 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 1251. Л. 1-1 об.), через месяц после назначения обер-прокурором Синода В. К. Саблера . По свидетельству архиеп. Антония (Храповицкого) , подать представление Н. вынудил, «аще и не хотяше», его однокурсник по СПбДА директор Хозяйственного управления при Синоде П. С. Даманский, «земляк Варнавы и друг Г. Е. Распутина». По настоянию архиеп. Антония дело было снято с доклада. Но в авг. назначение состоялось: Саблер заявил, что видеть архим. Варнаву епископом желает царь, и пригрозил своей отставкой в случае отказа. На хиротонию Варнавы в Москву Н.

http://pravenc.ru/text/2565316.html

РГИА, ф. 796, оп. 204,1 отд., V ст., д. 132. Имя архиепископа Кирилла назва­ли: епископ Нестор (Анисимов) – л. 42; архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (Дородницын) – л. 44; епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) – л. 49; архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георги­евский) – л. 51; епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) , викарий Волынской епархии – л. 52; епископ Вятский Никандр (Феноменов) – л. 57; епи­скоп вазовский Павел (Поспелов) – л. 58; архиепископ Платон (Рождествен­ский), экзарх Грузии – л. 60; архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) – л. 64; архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятниц­кий) – л. 70; епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) – л. 71; епископ Чебок­сарский Борис (Шипулин) – л. 72; митрополит Владимир (Богоявленский) – л. 7о; епископ Чигиринский Никодим (Кротков) – л. 77; епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков) – л. 80; епископ Кинешемский Севастиан (Вес­ти) – л. 81; епископ Слуцкий, викарий Минской епархии Феофилакг (Клементь­ев) – л. 87; епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев) – л. 89; епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) – л. 92; епископ Можайский Димитрий (Добросердов) – л. 93; епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) – л. 97; архи­епископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) – л. 98; епископ Олонецкий и Петрозаводский Иоанникий (Дьячков) – л. 102; епископ Кустанай­ский Дионисий (Прозоровский) – л. 108; епископ Челябинский Серафим (Алек­сандров) – л. 111; епископ Орловский и Севский Макарий (Гйевушев) – л. 112; епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) – л. 116; епископ Со­ликамский Феофан (Ильминский), викарий Пермской епархии – л. 117; архи­епископ Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) – л. 118 об.; епис­коп Нарвский Геннадий (Туберозов) – л. 120; епископ Полтавский Феофан (Быстров) – л. 127; епископ Прилукский Неофит (Следников), викарий Полтав­ской епархии – л. 129; епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) – л. 130; архиепископ Рижский и Итавский Иоанн (Поммер) – л. 131; епископ Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов) – л. 134; епископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский) – л. 135; епископ Вольский Досифей (Про­топопов) – л. 136; епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодоси­ев) – л. 140; епископ Томский Анатолий (Каменский) – л. 151; архиепископ Туль­ский и Белевский Парфений (Левицкий) – л. 154; епископ Каширский Иувеналий (Масловский) – л. 155; архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) – л. 158; епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов), викарий Финляндской епархии – л. 159; епископ Сумский Митрофан (Абра­мов) – л. 161; архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов) – л. 162; епископ Бельский Серафим (Остроумов) – л. 165; епископ Новгород-Север­ский Иоанн (Доброславин), викарий Черниговской епархии – л. 167; архиепис­коп Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) – л. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кудрявцева-Платонова израсходовано 3.261 » 37 » Переходящие суммы: а) процентными бумагами 350 » – » б) наличными деньгами 1.183 » – » Итого: а) процентными бумагами 350 » – » б) наличными деньгами 14.415 » 21 » А всего 14.765 » 21 » Осталось к 1894 году: А Запасного капитала: а) в 5% билетах Государственного банка 700 » – » б) в 5% билете 1-го внутреннего с выигрышами займа 100 » – » в) в 4½% облигации Внутреннего займа 1893 года 1.000 » – » г) в 4% облигациях Внутренних займов 8.700 » – » д) в 5% облигациях Восточных займов 10.500 » – » е) в 5% свидетельствах Государственной железнодорожной непрерывно-доходной ренты 8.000 » – » ж) в 5% закладных листах Государственного Дворянского Земельного Банка 11.100 » – » з) в 5% облигациях Московского Городского Кредитного Общества 6.000 » – » и) наличными деньгами 2.045 » 65 » Расходного капитала наличными деньгами 127 » 41 » Итого: а) процентными бумагами 46.100 » – » б) наличными деньгами 2.173 » 6 » А всего 48.273 » 6 » —10— Список Членов Братства Преподобного Сергия за 1893-й год В пользу студентов Академ. Руб. В пользу бывших воспитанников. Руб. Покровитель и пожизненный член Братства, Высокопреосвященнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал I. Почетные члены Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий Высокопреосвященнейший Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский Архимандрит Антоний, Ректор Московской Духовной Академии Протоиерей Московского Казанского Собора Алексий Феодорович Некрасов Священник Василий Феодорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными Профессор той же Академии Димитрий Феодорович Голубинский Профессор той же Академии Петр Иванович Цветков Базанова Юлия Ивановна Кельх Варвара Петровна (урожд. Базанова), жена прис. повер. II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященные: Палладий, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Финляндский Владимир, Архиепископ Казанский Ионафан, Архиепископ Ярославский Макарий, Архиепископ бывший Донской Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский Феоктист, Архиепископ Рязанский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский Агафодор, Епископ Ставропольский Александр, Епископ Калужский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений Епископ Кирилловский Варсонофий, Епископ Симбирский Виссарион, Епископ Костромской Герман, Епископ бывший Кавказский Димитрий, Епископ Подольский Дионисий, Епископ Уфимский Израиль, Епископ Вологодский Иаков, Епископ Чигиринский Иоанникий, Епископ Михайловский Иоанн, Епископ Сумский Макарий, Епископ Камчатский Мисаил, Епископ Орловский Никанор, Епископ Архангельский Николай, Епископ Алеутский Павел, Епископ Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В пользу студентов академии, руб. В пользу бывших воспитанников, руб. I. Почетные члены Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий, Епископ Угличский, викарий Ярославский сделавший пожизненный членский взнос 100 р. и пожертвование на стипендию имени Е. В. Амфитеатрова 1.700 р., итого: Антоний, Епископ Чистопольский, Ректор Казанский Духовной Академии Лаврентий, Епископ Курский Протоиерей Московского Казанского собора Алексей Феодорович Некрасов Протоиерей Московской Троицкой, на Шаболовке, церкви Василий Феодорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными Профессор той же академии Димитрий Феодорович Голубинский Профессор той же академии Петр Иванович Цветков Базанова, Юлия Ивановна Кельх, Варвара Петровна (урожденная Базанова) Настоятель Андреевского Кронштадтского Собора, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев —13— II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященны е: Антоний, Митрополит С.-Петербурский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Димитрий, Архиепископ Тверской Ионафан, Архиепископ Ярославский Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский (ныне Рижский) Агафодор, Епископ Ставропольский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений, Епископ Кирилловский Виссарион, Епископ Костромский Гурий Епископ, бывший Смоленский Иаков, Епископ Кишиневский Иоанн, Епископ Саратовский Мисаил, Епископ Могилевский Нестор, Епископ Дмитровский Никандр, Епископ Симбирский Никанор, Епископ Орловский Николай, Епископ Таврический Павел, Епископ бывший Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас. Алексеевич, пот. поч. граж. Андроник архим., ректор Александровской Ардонской миссионер. семин. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Борис, Епископ Ямбургский, Ректор С.-Петербурской Духовной Академии Бухарев, Иоанн Ник., свящ. Моск. Быстрицкий, Василий Андреев., священ. Моск. Виноградов, Иоанн Григор., прот. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_2.html

Согласно постановлению Рижского епархиального собора, «тайную молитву перед Евангелием священник читает вслух» 956 . Богослужебный отдел Поместного Собора в докладе «Об упорядочении богослужения» предложил «восстановить пение «аллилуиа» по Уставу на гласы аллилуиариев с выразительным исполнением последних» 957 . Епископ Нижегородский Назарий (Кириллов) в отзыве 1905 года указывал: Относительно евангельских чтений предлагают ввести обычай греческих церквей, чтобы они исполнялись на солеях, с обращением читающего лицом к народу. И против этого желания нечего сказать. Такое же предложение содержалось в отзыве комиссии Олонецкой епархии 958 . В ноябре 1905 года чтение Евангелия лицом к народу было предписано духовенству Литвы в архипастырском послании архиепископа Никандра (Молчанова, 1852–1910) 959 . По отзывам священников Виленской епархии, эта перемена принесла весьма положительные результаты 960 . Одновременно такая же рекомендация была принята Рижским епархиальным собором под председательством архиепископа Агафангела (Преображенского) 961 . В 1914 году, по благословению епископа Таврического Димитрия (Абашидзе) аналогичная практика была введена в Севастополе 962 . В поддержку повсеместного введения чтения как Евангелия, так и Апостола лицом к народу выступали и авторы статей, публиковавшихся в церковной печати. М. Григоревский писал: Такой способ чтения представляется вполне правильным, так как при нем все слова явственно слышатся молящимися, и может считаться самым плодотворным, напоминая собою благовестие Самого Спасителя, Который учил народы с возвышенного места или с корабля, конечно, обратившись к ним лицом. У нас ведется такое чтение Евангелий лишь на молебнах для отдельных лиц, и оно приносит молящимся сугубое поучение и утешение. Можно было бы ожидать усиленного воздействия слова Божия на предстоящих, если бы введен был и у нас существующий у греков способ чтения Евангелия на литургии 963 . В обоснование такого же пожелания один из мирян указывал и следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338.html

Состоялись первые миссионерские чтения памяти святителя Иннокентия. Стр. 13 Слово Пастырское служение: проблемы призвания и профессионального “выгорания” священнослужителя. Протоиерей Алексий Куренков. Стр. 16 Язык миссии в пространстве сетевой коммуникации.Протоиерей Георгий Иоффе. Стр. 19 Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) . Протоиерей Сергий Дергалев . Стр. 24 Disciplina arcani как метод катехетического наставления в эпоху до Миланского эдикта. Священник Максим Бурдин. Стр. 29 История Февральская революция 1917 года: кризис власти или духа? О.А. Балагуров . Стр. 37 Надо верить, что Церковь устоит... Т.А. Полетаева. Стр. 40 Страдание, трагедия и разрушительное безумие: П.И. Новгородцев и И.А.Ильин о революции в России. А.О. Лекарева. Стр. 45 Проблема восприятия духовного подвига Царской семьи. А.С. Пухов. Стр. 49 Сибирское соборное совещание 1918 года. Н.Э. Двинянинов. Стр. 51 Принципы и методы противосектантской миссии по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского. А.А. Денисов. Стр. 56 Олонецкий период деятельности священномученика Никодима, епископа Белгородского, по материалам церковной периодики. Священник Константин Кукушкин. Стр. 63 Содержание (2017 г. 6) До края земли Международная научно-практическая конференция «Деструктивные и псевдорелигиозные организации, секты и культы: вызовы и пути решения» прошла в Салехарде. Стр. 6 Слово Социально ориентированные некоммерческие организации как одна из форм существования и деятельности деструктивных организаций. Архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай. Стр. 10 Благоприятные условия для развития миссии неохаризматов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Игумен Агафангел (Белых). Стр. 14 Изучение религий и сект в современной России. А.Л. Дворкин. Стр. 18 Психокульты – активно развивающийся тип деструктивных организаций и сект, несущий угрозу психическому и физическому здоровью. М.В. Иванов. Стр. 24 Террористические секты в современной России. Р.А. Силантьев. Стр. 30

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но внешнее устроение обители не было главной и единственной заботой архимандрита Агафангела. Он прилагал большее попечение о ее внутреннем устроении, о строгом соблюдении церковного устава и монашеских правил, о водворении духа иноческой жизни. При архимандрите Агафангеле монастырь настолько духовно вырос, что его стали называть Олонецкой Лаврой. До революции Александро-Свирский монастырь имел подворья в С.-Петербурге, Москве, Новгороде, Олонце, Белозерске; в обители два раза в год проводилась Троицкая ярмарка. Вскоре после революции на Александро-Свирскую обитель начались гонения. В 1918 году из обители увезли мощи преподобного Александра. В связи с этим событием несколько человек братии, в том числе настоятель, архимандрит Евгений (Трофимов), были арестованы, а затем расстреляны. Монастырь вскоре был закрыт. На его территории разместились различные учреждения. Великая Отечественная война также не обошла монастырь стороной – часть монастырских построек серьезно пострадала. Лишь в 1997 году Александро-Свирский монастырь был возвращен Церкви. Первоначально была возвращена только Преображенская часть. Все возвращенные храмовые здания и хозяйственные постройки нуждались в капитальном ремонте. Затем Церкви была передана и Троицкая часть обители, также в аварийном состоянии. В настоящее время отреставрированы Преображенский собор, церковь святых праведных Захария и Елисаветы, церковь святого Иоанна Дамаскина, поставлен иконостас в Троицком соборе, восстановлена часовня на месте явления преподобному Александру Пресвятой Троицы. Отремонтирована часть братского корпуса, устроены иконописная, столярная и швейная мастерские. Александро-Свирский монастырь имеет имеет подворье в С.-Петербурге и скит в поселке Свирьстрой. Храмы Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Как уже упоминалось, Александро-Свирская обитель изначально была разделена на две части – Троицкую и Преображенскую. В Троицкой части Александро-Свирской обители расположены следующие храмы. Троицкий собор Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, – уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Филатов Андрей, аспирант МДА Большинство архиереев, затронувших эту проблему в представленных в Предсоборное присутствие отзывах 703 , вслед за святителем Феофаном Затворником склонялись к предложению о создании нового славянского перевода 704 или о капитальной ревизии существующего (границу между этими позициями во многих отзывах трудно провести отчётливо) 705 . Многие архиереи, выражая мнение о необходимости исправления книг, следовали суждению киевского миссионера священника С.М. Потехина. Оно почти дословно цитируется у архиепископа Рижского Агафангела и епископа Орловского Кириона, а в изменённом виде вошло в доклад епархиального совещания, представленный Синоду епископом Енисейским Евфимием, который сам, впрочем, не разделял эту точку зрения: «Язык наших богослужебных книг требует самого тщательного исправления. Уже со времени перевода Библии на русский язык встал с неотложностью вопрос о переводе богослужебных книг на язык, доступный пониманию. Но любовь русского народа к славянскому языку и значение его для соединения всех славянских племён в родной православной вере заставляет желать, чтобы богослужебным языком для православного русского народа оставался славянский. Но в таком случае необходимо немедля приступить к исправлению богослужебных книг. Язык их, сохранив греческое построение речи и словопроизводство, совершенно скрывает, а весьма часто и искажает до ереси смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Только немедленным исправлением этого языка до возможности понимания его и не учившимися славянской грамоте возможно сохранить любовь и преданность нынешнего поколения к церковному языку. Конечно, выпуск исправленных богослужебных книг не должен упразднять и умалять значения существующих ныне, во избежание повторения печальных событий Никонова исправления» 706 . В том же духе – сохранения в качестве богослужебного языка церковнославянского с попытками сделать его доступным пониманию, пересмотрев и исправив текст богослужебных книг, – высказались и многие другие архиереи: архиепископы Арсений Харьковский, Анастасий Воронежский, Афанасий Донской, епископы Гурий Сибирский, Назарий Нижегородский, Тихон Костромской, Евсевий Владивостокский, а также Новгородская и Олонецкая епархиальные комиссии. Епископ Смоленский Пётр призывал осуществлять эту неотложную задачу скорее, чем в былое время, когда исправления длились едва ли не веками 707 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010