Летопись Русской Жизни Телеграмма министра Императорского Двора Курск. 12-го декабря Императорский поезд, следуя с Их Величествами и Августейшими детьми из Севастополя в Царское село, имел остановку на станции Белгород… Депутации имели счастье приветствовать Его величество хлебом-солью и поднести икону святителя Иоасафа. Ея Величество Государыня Императрица Александра Федоровна изволила принять букет от курского дворянства и иконы и рукоделия от белгородского женского монастыря и женских гимназий и ремесленного училища. Государь Император поблагодарил депутации за хлеб-соль и святые иконы, и с Августейшим семейством проследовал в Троицкий собор, где их Величество молилось у раки новопрославленного святителя Иоасафа, после чего изволили проследовать в Императорский поезд. Войска, учебные заведения и местное население восторженно приветствовало проезд Их Величеств по городу. 31 Петрозаводск, 25 декабря «Вот я возвещаю Вам великую радость, потому что сегодня родился Спаситель Mipa». Долго и напряженно ждали народы этой радости, ждали, «как иссохшие деревья ждут дождя». Истомились они от нравственных страданий и мук, нигде и ни в чем не находя «мира и утешения». Непроглядный мрак окутывал землю, и люди бродили словно в могильной темноте… Одно у них было утешение: вот придет «желаемый всеми народами, придет Спаситель и научит новой жизни». Лучшие люди верили, что Он «восстановит на земле золотой век», что Он «возвестит мир народам», и люди, под влиянием Его учения, перекуют свои мечи на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать (Npop.Ucaiя). «Смотри, как земной шар колеблется, земля и море и глубокое небо волнуются; смотри, как все восторгается перед наступлением новой эры!» (Вергилий) И вот эта новая эра наступила… Начались не новая страница, а новая жизнь и новая история жизни. Занялась заря новой жизни. Взошло солнце правды и осветило светом разума, светом любви и добра и красоты всю землю… Небожители приветствовали появление Его восторженною песнью: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Но таков ли он ныне? Верен ли он Христу? Как много и часто изменял он Господу своему, подобно жестокосердому Израилю! «Святая Русь» называли его, не оставалось ли в иные времена от этого названия одно воспоминание о днях, давно минувших? И как Израилю, избранному народу Господа, Господь чрез пророка Осию говорил: «Не Мой народ... дух блуда внутри них, и Господа они не познали» ( Ос. 1:9, 5:4 ), так и «Святую Русь» узнает ли Он ныне после стольких измен Себе? Как милостиво Господь врачевал, подобно Израилю, и народ наш, будил и его совесть, призывал к Себе, пока не пришлось будить, вместо слова проповедников, громом всемирных бедствий, пока, вместо уязвляющего совесть обличительного слова пастырей, не пришлось ранами поражать всю землю, чтобы в самых отдаленных углах чувствовали эти раны люди и обращались ко Господу! И вот теперь ждет Господь от нас, чтобы среди тяжких бедствий нашей земли взыскали мы Его и, подобно Израилю, сделали то, о чем говорит Господь чрез пророка Осию: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 1–2 ). Если испытываемая скорбями нынешнего времени взыщет наша душа с покаянием Господа, Которому так много и часто изменяла, если после испытания бедствиями утвердятся святые мысли в душах наших и уже не будет «благочестие» народа нашего, подобно Израилеву, «как утренний туман и как роса, скоро исчезающая» ( Ос. 6, 4 ), то снова покров Господа милостиво будет осенять землю нашу, как взошедшее после мрачной ночи или непогоды солнце, снова проливаться будет Его милость над страной нашею, как орошающий иссохшую землю благодатный «дождь поздний» ( Ос. 6, 3 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 33 Произнесено 17(30) октября 1916 года во Владикавказском кафедральном соборе. (ВлЕВ. 1916. 21. С. 895–899.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Цель верная, правильная, благотворная! Дай Бог, чтобы она достигалась усердным, правильным и дружным обуче­нием наставников, и старанием, и успехами детей. России и Церкви нужны именно такие питомцы, потому что только воспитанные в вере и благочестии – самые надежные – и подданные Царя, и верные чада Церкви, и опора России. Земная мудрость и ученость нередко бывает лукава, горда, само­надеянна, превратна, ложна и идет против Творца, иногда не хочет знать Его, приписывая все существующее какой-то безличной при­чине и свою стихийную, только воображаемую, мудрость – только себе, уму человеческому; его превозносит, почти боготворит, кла­няется ему, как кумиру и идолу, а Божие Писание и Откровение отвергает, унижает, считает неправильным. Те мирские писатели, которые пишут только о мирском и не говорят ничего о Боге или говорят превратно о Боге, о Церкви, – пользуются у многих мнимо­ученых и неверующих наибольшим почетом. За что? За то, что они говорят нечто новое, неслыханное, ими самими придуманное, задорное, а мы скажем – вздорное, нелепое, несмысленное. О мудрецы земные, лишенные мудрости Божией! Давно Божие Слово произнесло о вас и вашей мудрости Свой праведный приговор: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 357 Исповедаюсь Тебе, Отче, – говорит Господь Иисус Христос, – Господи небесе и земли, яко утаил ecu сия от премудрых и разумных и открыл ecu та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою 358 . Итак, будем молить Господа, да научит Он всех нас возносящему смирению – и в жизни, и в вере, и в добродетели, и в науке: ибо смирение – основание и корень всякой благонамеренной науки. Мы, по словам апостола, неспособны сами по себе помыслить, что о Боге, как от себя, но способность наша от Бога. Аминь». По окончании богослужения радушный хозяин города Лопарев всех гостей пригласил к себе на трапезу. Немало было провозгла­шено тостов и произнесено речей, но особенною задушевностью отличалась речь губернатора Михаила Денисовича Демидова, который от избытка благодарного чувства горячо благодарил отца Иоанна за его посещение Олонецкой губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Съезд членов Православного Карельского Братства на Валааме 17–18 июня 1909 г. был созван, главным образом, для торжественной встречи и перенесения в карельские храмы св. икон, пожертвованных Братству неизвестными афонскими святогорцами. В видах идейного объединения на карельских торжествах на Валааме всех церковно-просветительных сил финляндской паствы архиепископом Сергием приурочены были к этому времени – собрание Братства св. Сергия и Германа и пастырское собрание представителей финляндского духовенства. Собралось на этот съезд не мало представителей духовенства и администрации Олонецкой и Архангельской епархий с епископами Никанором и Михеем. Приняли участие в торжестве встречи и перенесения Валаамских икон в Колать-Сельгу и Салму и многие из простецов – мирян, главным образом, православных карел Финляндской, Олонецкой и Архангельской епархий. Образовавшийся таким образом Валаамский съезд братчиков в своем общем собрании заслушав отчет о деятельности Православного Карельского Братства за 1,5года его существования, имел суждение по многим общего характера и частным вопросам, вызванным 1,5 годичною практикою братского дела. В частности, Валаамский съезд признал необходимым – 1) пересмотр братского устава c поручениемъ этого дела избранной общим собранием особой комиссии из представителей всех 3-х епархий; 2) сохранение должностей братских миссионеров и назначением на таковую должность для Финляндской епархии катехизатора иеродиакана Исаакия и предоставленим замещения должности братского миссионера в Олонецкой епархии Олонецкому Отделению Братства и 3) учреждение особой должности противолютеранского миссионера в Повенецком уезде, Олонецкой губернии; 4) возбуждение ходатайств пред Святейшим Синодом о разрешении всероссийского церковного сбора на благоустроение и постройку церквей и часовен в Карелии и пред Обер-Прокурором Святейшего Синода об исходатайствовании беспошлинного провоза братских изданий из Финляндии в Россию; 5) подтверждение пред Св. Синодом ходатайстве об улучшении материального положения духовенства карельских приходов и высказал пожелание; 6) сохранением в с. Паданах братской столовой для нищих и бедных учащихся местной церковно-приходской школы и 7) об издании Братством в ближайшее время на славянском и карельском языках 3000 экземпляров евангелия от Матфея и Шестопсалмия с исходатайствованием на это пособие от Св. Синода до 500 р. и на карельском языке катихизической беседы для обучения народа начаткам веры и службы Святителю Николаю; 8) о скорейшем введении преподования карельского языка в Олонецкой духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Арестанты на строительстве канала расшифровывали страшную аббревиатуру, родившуюся на Беломорстрое, — з/к, «заключенный каналоармеец» — как Захар Кузьмич. Чего в Московской губернии было найдено 3, в Саратовской — 10, в Архангельской — 34, а в Олонецкой — целых 300? Кладов с золотыми червонцами Древнерусских былин Полных комплектов старинной свадебной одежды Древних лодок-долбленок Карелия внесла уникальный вклад в мировую культуру как хранительница древней народной поэзии. В Олонецкой губернии было собрано около 300 древнерусских былин, больше, чем где бы то ни было в России. Карелия внесла уникальный вклад в мировую культуру как хранительница древней народной поэзии. В Олонецкой губернии было собрано около 300 древнерусских былин, больше, чем где бы то ни было в России. Карелия внесла уникальный вклад в мировую культуру как хранительница древней народной поэзии. В Олонецкой губернии было собрано около 300 древнерусских былин, больше, чем где бы то ни было в России. Карелия внесла уникальный вклад в мировую культуру как хранительница древней народной поэзии. В Олонецкой губернии было собрано около 300 древнерусских былин, больше, чем где бы то ни было в России. Викторина Всё ещё впереди! Мы рады, что благодаря нашей викторине вы узнали о существовании такого замечательного края — Республики Карелия. Теперь, когда сделан первый шаг, можно сделать и второй — попытаться найти правильные ответы на вопросы в материалах, размещенных на этом сайте. Все они здесь есть. А третьим шагом станет самостоятельное изучение Карелии — книги, фильмы, фотографии вам в помощь. А лучше всего собраться и поехать в это удивительное место — и увидеть все своими глазами. Дерзайте! Не пожалеете! Вы уже в пути, это похвально Вы кое-что знаете о Карелии и даже, может быть, бывали здесь, но проездом и не очень вникая в подробности. А оно того стоит. Настоятельно советуем: почитайте о Карелии, посмотрите фильмы и фотографии, и приезжайте сюда — туристом, гостем, путешественником! Природа, красота, чистая вода, чистый воздух — будет долго Карелия сниться!

http://sever.foma.ru/karelija-nerusskij-...

Недолго управлял Олонецкой епархией преосвященнейший Назарий, но много сделал для блага Олонецкой церкви и в частности для местной миссии, которая им возрождена, усилена в составе, одушевлена и организована. Миссия была для досточтимого святителя любимым детищем. По представлению преосвященного, указом Св. Синода, от 14 апреля 1898 г. за 2025, состав Олонецкой миссии значительно увеличен: учреждена должность епархиального миссионера, двух окружных (4-го и 5-го) миссионеров и двух помощников миссионера, так что всё число главных деятелей Олонецкой миссии доведено до 8 человек. Учреждены епархиальные миссионерские съезды, которых состоялось два. На съездах же, как знают читатели из нашей корреспонденции, разрешено и разъяснено много вопросов, важных не только для местной епархии, но и вообще для миссии. Достаточно упомянуть о выработке первого опыта миссионерской инструкции для приходского пастыря, на которую «Мисс. Обозр.» обратило такое серьезное внимание в январской книжке. В заботах о миссии архипастырь ясно сознавал недостаточность наличных миссионерских сил при громадном пространстве Олонецкой епархии (130719 кв. вер.) и неудобствах путей сообщения. Поэтому на первом же съезде миссионеров был им предложен на обсуждение вопрос об устройстве миссионерской школы. Но так как организация её сопряжена с большими расходами, а средств в епархии нет, то оо. миссионеры в своём постановлении выражали желание устраивать кратковременные миссионерские курсы для крестьян, не моложе 18 лет, окончивших курс в народных школах. Однако преосвященнейший Назарий не удовлетворился этим решением и на полях приписал: «Возобновить этот вопрос в начале будущего года». Согласно такому желанию Архипастыря, в следующем году на втором миссионерском съезде вопрос этот снова был подвергнут обсуждению и решен так: «В виду того, что на чрезвычайном собрании Училищного при Св. Синоде Совета постановлено объединить миссионерские школы с церковными, открытие особой миссионерской школы в нашей епархии пока преждевременно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На этой выставке он получил много хороших отзывов. «По справедливости должен сказать, без излишней похвальбы, что, несмотря на большие препятствия, какие пришлось встретить мне, особенно в первые годы службы, все-таки для нормальной постановки дела церковно-школьного просвещения за время моего наблюдательства сделано было много, и самое дело было поставлено достаточно хорошо. Мои учителя второклассных школ, командированные на курсы в Москву , по приезде обратно сами рассказывали, что их товарищи из других епархий с удивлением слушали их рассказы о постановке дела у нас... Не без причины, конечно, я каждый год получал благодарности Губернского и Петрозаводского Уездного Земск. Собрания за постановку церковно-школьного дела: они видели результаты нашей работы и имели непосредственные сведения от населения. В 1911 г. Губ. Земск. Собрание избрало меня в числе трех лиц представителем от губернского земства на первый общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве, а при уходе моем с поста наблюдателя назначило стипендию моего имени в духовной семинарии... В.К. Саблер отзывался обо мне и о П.С. Виноградове (Нижегородском епархиальном наблюдателе), как о лучших наблюдателях». Наряду с прямыми обязанностями по должности епархиального наблюдателя (с 1-8 сентября 1895 г. до 1-3 февраля 1911 г.) и ректора Олонецкой Духовной семинарии (с 1-3 февраля 1911 г. до 6 сентября 1918 г.), о. Н. Чуков в течение 17 лет (1901 - 1917 гг.) являлся представителем духовного ведомства в Олонецком губернском земском собрании и 3 года (1914 - 1917 гг.) в Петрозаводской городской Думе, состоял членом (с 1906 г.) и председателем совета Олонецкого Епархиального женского училища (1910 - 1915 гг.), председателем Олонецкого Епархиального училищного совета (1910 - 1917 гг.), председателем Олонецкого совета православного Карельского братства (1909 - 1917 гг.), руководителем краткосрочных летних педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ Олонецкой епархии (1898 - 1900, 1903, 1906, 1908, 1910 гг.), почетным членом Олонецкого губернского попечительства детских приютов, членом губернского статистического комитета, членом Петрозаводской публичной библиотеки, членом губернского и Петрозаводского уездного попечительства о народной трезвости, членом ревизионной комиссии и руководителем народных патриотических чтений от этого попечительства, членом губернского комитета по водворению законности и порядка (в 1905 г.), членом губернской санитарной комисии, членом Олонецкого управления Российского общества Красного Креста, членом православного Палестинского общества, членом нескольких других просветительных, благотворительных и административных учреждений губернии и других организаций специально по духовному ведомству (депутатство на епархиальных съездах, участие в ревизионной комиссии по свечному заводу и т.п.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Сам же Господь мира да даст Вам мир всегда во всяком образе. Господь со всеми Вами. 9 декабря. 5. Об устройстве Олонецкой епархии. О священнике Лычко-Островского погоста Об устройстве Олонецкой епархии. О священнике Лычко-Островского погоста. Просьба усердствовать на-благо Олонецкой епархии. Ответ на письмо от 17 декабря 1855 г. Письмо Ваше от 17 получено мною 21 сего декабря. Святейший Синод обратил особенно милостивое внимание на устройство Олонецкой епархии: мы служащие в сей епархии, обязаны особенно трудиться для нее. Довольно праздных священнических мест в епархии: в предотвращении худых последствий по приходам необходимо скорее определить на оные места священников; о сем даю консистории особое предложение от сего же числа за 561. Прошу обратить Ваше внимание на оное, чтобы оно имело успех своевременный: кажется, во время Святок можно бы исполнить требуемое по оному предложению; в переписке канцелярских бумаг могли бы пособлять и способные из семинаристов. Думаю, с своими объяснениями явится к Вам и г-н секретарь консистории. Считаю нужным некоторых священников посылать на испытание к о. инспектору: так уже свящ[енник] Лычко-Островского погоста и назначен на такое испытание. Этот священник подвергся замечанию по случаю открытия в его приходе новых раскольников. Об этом есть дело в консистории: прошу Вас с о. инспектором взглянуть в это дело. Священник не удовлетворительно одобряется в поведении: а главное – яко бы нюхает и курит табак; и отпадение в приходе стало открываться с прибытия его в Лычко-Остров[ский] погост. Ах, как нужно удерживать священников и воспитанников семинарии от увлечения прахом и дымом этого худородного зелия! Попросите моим именем о. инспектора, чтобы он поласковее принял помянутого священника (фамилия его Ильинский – он племянник карельского языка учителю), поточнее испытал его в образе мыслей и в знаниях предметов, особенно нужных приходскому священнику, чтобы дознал, разумеет ли этот священник историю раскола сколько-нибудь и собственно лычко-остров[ского] раскола: мне кажется, что священник Ильинский имеет плохое понятие о расколе, и хотя хвалится, что раскольникам уклоняющимся от ц[еркви] приходской и колеблющимся делает увещания, но едва ли может он делать, едва ли может определить, к какой секте принадлежат раскольники лычко-островские.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Федор Глинка, оторванный от друзей и литературной жизни, поначалу скучал в провинциальном городе, однако именно здесь им созданы первые русские переводы великого карело-финского эпоса «Калевала», цикл стихов и т.н. карельских поэм - «Дева карельских лесов» и «Карелия, или заточение Марфы Ивановны Романовой». Он писал А.С. Пушкину : «Приемлю смелость препроводить Вам мою Карелию, - произведение лесное, горнокаменной». Эти произведения были не только плодом поэтического вдохновения, но и результатом кропотливого изучения исторических документов и живых свидетельств: «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, русских летописей, преданий карельского народа и финского эпоса. В письмах к друзьям и примечаниях к карельским поэмам Ф.Н. Глинка оставил яркие описания природы здешних мест, обычаев и характеров жителей края: «...несчастия схватили меня и бросили в страну, отброшенную от сообщений с живым гражданским миром, которая, как некая страшная тайна, скрыта, погружена в глубине дремучих лесов древней Карелии, наводнена бесчисленными озерами, загромождена безобразными обломками разрушенных первобытных гор... противу с.петербургского здесь все втрое дороже и вшестеро хуже. Здешняя существенность со стороны природы величественна. Все в необъятно огромных размерах. В одном месте видите озеро Онегу десятью тысячами квадратных верст ее влажной плошади; в другой стороне непроходимые леса растут и сгнивают на огромном квадрате из пяти тысяч верст. Во всей Олонецкой губернии сто шестнадцать тысяч верст, а жителей едва до 100 тысяч. В Олонецкой губернии, особенно же в северо-восточной части оной, вовсе нет фруктовых деревьев. Долго здесь не знали употребления капусты и картофеля. Жители Олонецкой губернии издавна охотливы к грамотности; едва ли найдется селение, в котором не было бы умеющего читать. Жители Олонецкой губернии отличаются особенным, холодным, рассудительным умом, и сократическое чело (как его видим на бюстах Сократа) часто встречается под шапкою русского крестьянина и есть признак здравого, светлого ума»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

1888 г., ч. 1, 716–726: материалы для биографии Аркадия, архиепископа олонецкого и петрозаводского (письма к разным лицам); ч. 2, 186–203, 451–462 тоже; ч. 2, 694–707: путевые впечатления Г. Скальцуни (перевод с новогреческого). 1889 г., ч. 1, 170–186, 293–321, 546–569 и ч. 2, 74–96,398–424, 631–666: материалы для биографии Аркадия, архиепископа олонецкого и петрозаводского (письма к разным лицам и пр.); ч. 1, 338–377, 581–605; ч. 2, 280–352, 520–570: к истории споров по вопросу об исхождении св. Духа (перевод с греческих памятников второй половины 13 века; снабжён критико-библиографическими сведениями в начале, и с примечаниями к тексту перевода) и отдельно, см. выше. 1890 г., ч. 1, 7–25, 26–32, 142–158, 281–289, 334–364, 439–451, 452–455, 456–458, 626–667: материалы для биографии Аркадия, архиепископа олонецкого и петрозаводского (письма к разным лицам и пр.); ч. 1, 365–369: нечто о св. четыредесятницы с религиозной и археологической точки зрения (перевод с новогреческого); ч. 1, 668–686: «Христианская археология» (перевод с новогреческого). 1891 г., ч. 1, 37–68, 130–146, 492–510 и ч. 2, 230–250, 421–446: материалы для биографии Аркадия, архиепископа олонецкого и петрозаводского. Первая книжка «Христ. Чтения» (1–2) за 1891 г. была последнею, подписанною оставившим в этом году редакторство, И. Е. Троицким . А с 1892 г. И. Е. уже не печатал своих статей в «Христ. Чтении», продолжая своё сотрудничество в «Церковном Вестнике» (как ниже увидим) до начала 1893 г., когда, обременённый поручениями высшего начальства, он работал уже не для печати … Только со временем, может быть, увидит свет вся эта масса кабинетного его труда бескорыстного, авторитетного и, без сомнения, плодотворного для науки и церковно – общественной жизни России и всего православного востока. В «Церковном Вестнике» 1875 г. (1-й год издания): Речь перед защитой докторской диссертации «Изложение веры церкви армянской» и пр. 27 апреля 1875 г. 17). Возражения на магистерском диспуте г. Кохомского против положений диссертации «Учение древней церкви об исхождении св. Духа» 31 августа 1875 г. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010