Синод на своем заседании, точная дата которого неизвестна (скорее всего, это было не позднее конца 1790 г. 92 ), вынес решение о том, чтобы книгу рассмотрел дидаскал Дорофей 93 . В патриаршем послании (август 1802 г.), которое предваряет в книге текст самого «Пидалиона» (начиная со второго его издания, вышедшего в Афинах в 1841 г.), говорится следующее: «Во время нашего первого патриаршества (1789–1794 гг. – Ф. Я.) ученейший Агапий Пелопоннесский принес нам этот ныне изданный сборник правил с той целью, чтобы после рассмотрения и проверки он был издан типографским способом на общую пользу православных. Мы передали эту книгу находившимся тогда в Константинополе и заседавшим в Синоде преосвященнейшим архиереям. ...нашим решением с согласия всех святых архиереев было соборно постановлено рассмотреть эту книгу, ради чего она и была вручена ученейшему дидаскалу и священнопроповеднику Великой Христовой Церкви господину Дорофею как знатоку священных правил, отличающемуся широтою познаний и добродетелями. Рассмотрев врученную ему книгу, он сразу же передал ее нам, отметив, что в ней не содержится ничего неправильного, кроме немногих погрешностей, которые легко могут быть исправлены переводчиками правил» 94 . Прп. Никодим, узнав о постановлении Синода, поспешил выразить свою признательность Дорофею в своем первом к нему письме, которое датируется 1 января 1791 г. В этом письме он в учтивых выражениях напоминает о той молве, которая ходила в Евангельской школе Смирны: «О Дорофее говорили все, как учителя (очевидно, и общий их учитель Иерофей Дендрин 95 . – Ф. Я.), так и ученики. Он был известен всем своей памятью, одаренностью и преуспеянием в учении, одинаковым как в тех науках, которые предназначены для еще питающихся молоком, так и в тех, которыми занимаются способные принимать более твердую пищу». Агапий в письме сообщил Никодиму о том, что Дорофей принял его 96 «с великой радостью» и выразил желание исправить книгу для ее издания и что сам Дорофей «с трепетом сердца» ожидает встречи с прп. Никодимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Полное издание хроники псевдо-Дионисия готовит Guidi. Ср. Райт-Коковцев, 138–143. Duval, 193–196 (А.Б.) – 194. 56 В последнее время найдены рукописи сирийского оригинала летописи Михаила. Большая часть его уже издана аббатом Шабо вместе с французским переводом: Chronigue de Michel le Syrien patriarche Jacobite d’Antioche (1166–1199), éd. et trad, par J.-B.Chabot. I–III. I. Paris 1899 sg. Известен и арабский перевод хроники. Ср. Райт-Коковцев, 179–181. Duval, 196–198 (А.Б.) – 195. 57 Обзор коптской литературы дан был L. Sternern в Erseh und Gruber, Allgemeine Encyclopädie, II. 39 (1886), но он требует теперь дополнений ввиду новых находок (О. v. Lemm, Е. Crum); библиографический обзор представлен в G. Steindoiff, Koptische Grammatik. 2 Aufl. Berlin 1904: ср. упомянутый выше новейший очерк Leipoldfa. Об отрывках коптского перевода истории Евсевия упоминает Crum в Hauck’s Real-Encyclopädie für protest. Theologie und Kirche. 3 Aufl. XII (1903). Относящиеся к церковной истории коптские тексты, доселе в большей части не появлявшиеся в печати, обещаются в одном из имеющих выйти выпусков Patrologia orientalis в издании Crum " а – Об арабской христианской литературе вообще (не одной лишь египетской) до конца XI в. ср. очерк G. Graf, Die christlich-arabische Literatur bis zur fränkischer Zeit (Ende des 11. Jahrhunderts). Freiburg im Br. 1905. В обстоятельном обзоре Графа совсем не упоминается неизданный доселе и почти неизвестный арабский историк Агапий или Махбуб, на которого обратил недавно внимание юрьевский профессор А. Васильев, Агапий манбиджский, христианский арабский историк X в. Визант. Временник, 1904. 574–587. Ожидается издание этим ученым арабского текста хроники Агапия с французским переводом в Patrologia orientalis (А.Б.) – 197. 58 Ср. В.В. Болотов. Из церковной истории Египта. Вып. II. Житие блаж. Афу епископа пемджеского. Христ. Чт. 1886, I, 334–343 (отд. отт. 133–142) – о туринских папирусах. (А.Б.) – 197. 59 Об эфиопской литературе по истории церковной и гражданской см. особые параграфы в упомянутом выше очерке Littman " a; по замечанию автора, «эфиопская церковная история заключается почти только в истории святых эфиопской церкви» (S.240). Специальный труд о памятниках эфиопской агиологии дан проф. Б.А. Тураевым, Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. Спб. 1902. Ср. его же статью «Абиссиния» в Православной богословской энциклопедии, изд. под ред. А.П. Лопухина , т. I (СПб. 1900), 19–82 (25–27). (А.Б.) – 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Для этого составитель «Пидалиона» делает в книге двойную нумерацию правил Карфагенского собора. Далее он повторяет свое обещание согласиться с любыми новыми исправлениями, которые Дорофей сочтет нужным внести 109 . 8 . В июне 1793 г. прп. Никодим послал Дорофею письмо (оно не сохранилось), в котором уведомлял его, что получил окончательно исправленную книгу, но без указателя. Затем в новом письме от 16 августа Никодим вновь сообщил Дорофею, что книги получил (он говорит о «книгах» во множественном числе, возможно, потому, что были присланы рукопись самого прп. Никодима и копия, переписанная под наблюдением Дорофея), а указателя нет, – по-видимому, он затерялся в бумагах у Дорофея. Поэтому прп. Никодим просит прислать немедленно и указатель, «потому что делать его снова нет возможности». Дорофей ответил на это письмо, и письмом от 30 сентября прп. Никодим сообщает ему, что получил через отца Панарета Филофейского рукописи и благодарит Дорофея. Таким образом, у прп. Никодима на руках были все материалы для того, чтобы сделать окончательную рукописную копию.  9 . Прп. Никодим 30 ноября 1793 г. уведомил Дорофея о завершении работы. При этом он привел слова первосвященнической молитвы Господа (Я совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить 110 ), очевидно, показывая свою ревность к послушанию – по образу послушания Господа Иисуса Христа Богу Отцу. Действительно, взяв на себя крест трудов по составлению и исправлению «Пидалиона», прп. Никодим заплатил самой дорогой ценой – непоправимым расстройством здоровья. «Приставник» Агапий и неумолимый рецензент Дорофей (оба были старше прп. Никодима по возрасту) не потерпели никакого ущерба, только сам преподобный получил жало в плоть, чтобы не превозносился 111 как автор полного, наиболее совершенного к тому времени канонического сборника. Впрочем, его труды не пропали даром, но получили заслуженное признание у тысяч беспристрастных читателей «Пидалиона». В переписывании рукописи помог и Агапий, который, очевидно, и прибыл на Святую Гору для того, чтобы помочь многострадальному Никодиму и чтобы вновь отвезти окончательно переписанную рукопись в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На вопрос духовного чада: что в человеке может быть самым плохим? старец Агапий (Агапов) († 1979) отвечал: «Гордость, самость; всё хочешь, чтоб всегда было всё по-твоему» (179). И продолжал: «Тот, «первый», тоже гордился, говорил: «Только – я». Вот Господь и дал ему первое место в аду» (179). 2. Тщеславие С гордостью неразрывно связано тщеславие. Преподобный Иоанн Кассиан († 435) – отец Церкви Востока и Запада – свидетельствует, что эти две страсти даже по истреблении прочих страстей «сильнее плодятся, возникают и возрастают» 210 . Как и гордость, тщеславие весьма опасно в духовной жизни. В книге схиигумена Саввы (Остапенко) († 1980) «О главных христианских добродетелях и гордости» отмечается: «Один тщеславный помысл – и всё пропало... Благодать уйдёт! Ну подумай сам: ...Как хитро враг подходит! ...Господь исцелил Петра, а Пётр, вместо того чтобы в благодарность Богу заказать Литургию, отслужить молебен, поставить свечи, щедрой рукой помочь нуждающимся и болящим, помириться с врагами... да разве всё перечислишь, чем бы он мог, по мере своих сил и возможностей, возблагодарить Господа Бога! И вот вместо благодарности Богу он старается меня отблагодарить... Распускает слух, будто я его исцелил... Это я-то! – прах и пепел... А люди верят: почитают, ублажают, превозносят. Какое неразумие! Бога подобает благодарить, а они благодарят меня. Ну как тут не горячиться? И всё это козни лукавого, чтобы направить на ложный путь и их, и меня. Ох! Чего только ни придумает лукавый, чтобы внушить мне тщеславный помысл. Помолись за меня» (447). 3. Злопамятство «Душе Святый, помоги мне удержаться от злопамятства», – так учил молиться помнящего обиды старец Агапий (Агапов) (165). Злопамятство приносит вред не только ближнему, но и тому, кто имеет его, кто вынашивает его. Примечательно в этом отношении свидетельство монаха Корнилия Крыпецкого († 1903), одного из блаженных Псковской земли: «Другому пожелаешь – сам получишь», – учил Блаженный 211 . Есть и богомудрый совет всем заражённым этим пороком: «Если вспомнишь о ком-либо, сделавшем тебе зло, то встань и помолись от всего сердца Богу, чтобы Бог простил сделавшему зло, и помысл мести отойдёт от тебя. Как приучить себя просить прощения у ближних? Помысли, что делаешь это для Христа, и тогда тяжкое сделается приятным» («Старческие советы». 528). 4. Лицемерие

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Постоянным адресатом святителя на протяжении нескольких лет был и валаамский старец схимонах Агапий (Молодяшин; 1837–1905). Он родился в крестьянской семье и с двадцати двух лет подвизался в Валаамском монастыре. Подвиг Иисусовой молитвы он проходил под руководством преподобного Антипы Афонского . Вскоре после облечения в схиму старец Агапий был назначен духовником братии. После блаженной кончины наставника в 1882 г. он обращался за духовным советом к епископу Феофану Затворнику. Краткое, но ёмкое по содержанию письмо святителя от 7 августа 1884 г. посвящено молитвенному деланию. Также внимал духовным советам Феофана Затворника преподобный Герман (Гомзин, 1844–1923). Монашеский путь будущего устроителя зосимовской школы старчества начался в 1868 г. с поступления в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. В конце 1886 г., будучи иеромонахом, он обратился за духовным руководством к затворнику Вышенскому. В первом письме отец Герман сообщает, что прежде он в течение десяти лет жил под старческим руководством, но после смерти духовного наставника утратил молитвенное трезвение, и просит святителя Феофана научить его, как избежать пристрастия к миру и всей душой прилепиться к Богу. Результатом его просьбы стали более двух десятков писем святителя , последнее из которых он написал за два с небольшим месяца до своей кончины, 1 ноября 1893 г. К тому времени иеромонах Герман уже более полутора лет был духовником братии Черниговско-Гефсиманского скита по благословению епископа Феофана. Основным предметом их семилетней переписки является умное делание. К этой же теме обращается святитель Феофан в письмах к настоятелям Задонского и Свирского монастырей — архимандриту Димитрию и архимандриту Агафангелу. Архимандрит Димитрий (Григорьев, 1793–1882) происходил из дворянского рода. Оставив в сорок два года армейскую службу и желая посвятить остаток жизни Богу, он наделил землёй крепостных, дал им вольную и стал послушником Малоярославецкого Никольского монастыря Калужской епархии. Пройдя школу монашества в нескольких монастырях, архимандрит Димитрий последние двадцать два года своей жизни был настоятелем Задонского Богородицкого монастыря. На второй год его настоятельства состоялось открытие мощей святителя Тихона Задонского. Письмо святителя Феофана от 22 января 1879 г. содержит ответы на вопросы архимандрита Димитрия.

http://bogoslov.ru/article/6177494

Этот отрывок давно уже всем известен, но с некоторых пор его стали считать поздней интерполяцией (вставкой в первоначальный текст) и усматривали в этом явное христианское влияние. Но разница двух рассказов о кончине Крестителя опровергает возможность вставки рукой христианина, знакомого с ярким и определенно отличным евангельским рассказом об этом событии. В Евангелии эти сведения отсутствуют, но эти две версии замечательно дополняют одна другую. Во-первых, в отличие от евангельского изложения, здесь объявляется, что убийство Иоанна Предтечи было совершено по политическим причинам, не имеющим нравственного характера, как в Евангелии. Во-вторых, в тексте есть некоторые дополнения к образу Иоанна Предтечи, а также уточнение места, где он был убит, и описание обстоятельств, последовавших за этим преступлением. Б. Второй отрывок из тех же «Иудейских древностей» (тоже 18-я книга) относится к личности Самого Спасителя. Он получил специальное название Testimonium Flavianum – «Свидетельство Флавия». «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие таким образом по Его имени» 419 . Недоверие здесь вызывали, во-первых, слова правоверного иудея о том, возможно ли Иисуса называть человеком, во-вторых, безапелляционное именование его Христом (т.е. Мессией, что для правоверного иудея тоже невозможно) 420 и, в-третьих, сведения о Воскресении. В XX веке была исследована арабская рукопись, открытая в монастыре Святой Екатерины на Синае в начале столетия, а изученная в 1970-х годах. Это сочинение называется «Всемирная история от Адама», автор ее некий сирийский епископ Агапий. Как и многие исторические труды того времени, рукопись содержит обязательную и обширную цитацию из Иосифа Флавия, который был непререкаемым авторитетом. И вот отмеченное выше место из «Иудейских древностей» Агапий приводит так.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Малатия, древняя Мелита (собственно название городской области), на правой стороне Евфрата. Армяне, по византийским известиям (Cedren. I. с.), первые провозгласили Склира императором. О союзе с эмирами Мартирополя (или Майяфарикина, в верхней области р. Тигра, к югу от озера Ван) и Амиды (Эмет, теперь Диарбекира) говорят византийцы. 76 Под Абдаллой Мунтасиром приходится понимать Михаила Вурца (Βορτζης), который был дукою Антиохийским и держал сторону Склира, а потом перешел на сторону Василия: Cedren. II, 417. 423. 425. 429. 77 Об этом Агапии, кроме вышеприведенного греческого документа (из хроники Феодора Севастийского), подробно говорит хроника Михаила Сирийца (Chronique de Michel le Grand, tr. par Langlois, p. 280=t. III, fasc. II, p. 131–132 éd. Chabot). По ее словам, он был большим гонителем монофизитов; но по источникам, которые были у Ассемани (Biblioth. orient. II, 351), патриарх Агапий вовсе не преследовал Якобитов. Ал-Мекин говорит, что Агапий был в Халепе (Алеппо); но значит ли это, что здесь он был епископом – мы не знаем. По византийским источникам, он переведен в Антиохию из Селевкии. Есть и другие мелкие неясности или противоречия в наших сведениях об Агапии, но разбирать их здесь не предстоит необходимости. 78 Бахрам – Σαχιος τονομα, Βραχμιος τν προσηγοραν: Cedren. II, 422. Но у византийца он является при других обстоятельствах. О Сахакии идет также речь в житии св. Никифора: см. Hase (примечания к Льву Диак.), р. 456. 79 Адудаддаула (Adhud Addaulah) – Буид, владевший Багдадом, державший в своей власти халифа, царь царей. См. о нем у Вейля (Weil, Geschichte der Chalifen III, 24 слл. Ср. Ст. Лэн-Пуль, Мусульманские династии, перев. с примеч. и дополн. В. Бартольд, стр. 116). У византийцев он называется Хозроем, властителем Вавилона, или Амермумном (эмир-ал-омра); у Асохика – Ибн-Хоздроем. 80 Двадцать первое Шабана 368 гиджры=22-му Февраля 979 года; по европейскому счету это число падает на субботу, а не на воскресенье. Может быть, нужно разуметь двадцать второе Шабана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Так, без сомнения и теперь, когда сам царь давал зрелища, для великолепия их, надлежало быть чему-нибудь великому и дивному. Что-же именно было? — Вывели на середину мученика нашей, веры, долженствовавшего бороться за единое истинное благочестие. Это был Агапий, второй после того, который вместе с Феклой, как мы говорили немного выше, предан был на съедение зверям. Он уже и прежде, раза три и более, в торжественные дни выводим был на поприще вместе с преступниками; но судья, или из сожаления, или в надежде на перемену его мыслей, всегда только погрозит и оставит его до других подвигов. Теперь он приведен пред глаза самого царя, как-будто сохранен был нарочно для этого случая, чтобы на нем исполнилось то слово Спасителя, которое Он пророчественно сказал своим ученикам:  пред цари ведены будете во свидетельство Мене ради (Матф. 10, Итак его ввели на середину поприща вместе с одним преступником, которого содержали, говорят, за убиение господина. Но выставленный зверям убийца тотчас удостоился сострадания и человеколюбия, подобно тому, как при Спасителе Варавва, — и в туже минуту весь театр огласился криками благодарности, что жестокого убийцу царь человеколюбиво спас от смерти и удостоил чести и свободы: напротив, подвижника благочестия тиран сперва подозвал к себе и, обещая ему свободу, требовал отречения от веры. Но Агапий громогласно произнес исповедание, что не за худой поступок, а за веру в Творца всяческих он охотно, даже с удовольствием и мужественно подвергнется всему, что-бы ни было ему приготовлено, и, сказав это, тотчас свои слова подтвердил самим делом, побежал навстречу к выпущенному на него медведю и с удовольствием отдал ему себя на терзание. После сего, переводя еще дух, он брошен был в темницу и, пробыв там один день, на следующий, с привязанными к ногам камнями, повержен в глубину моря. Вот и мученичество Агапия.   ГЛАВА VII О деве Феодосии к мучениках Домнине и Авксентие   Когда гонение перешло уже и на пятый год, то второго числа месяца ксантика, или за четыре дня до апрельских нонн, в самый день воскресения Спасителя нашего, тоже в Кесарии, одна тирянка, верная и почтенная дева Феодосия, еще не имевшая от роду и полных восемнадцати лет, подошла к некоторым, сидевшим пред судилищем узникам за исповедание царства Христова, — с намерением принять участие в их любомудрии и, вероятно, попросить также, чтобы, пришедши к Господу, они вспомнили о ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Отец Агапий постоянно делился своими помыслами и наблюдениями со своим духовным отцом в Ильинском скиту, где он причащался каждое воскресенье и по праздничным дням. Во время одного такого посещения один послушник сказал ему: — Отец Агапий, как хорошо тебе в пустыне, в одиночестве, тишине и спокойствии, не то что наша шумная, многосуетная жизнь в скиту! На что отец Агапий ответил: — Да, спокойно и тихо, пока душегубец не придет и не начнет душить, то тогда порой так страшно, что как будто кровь замерзает в жилах. Если бы не милость Бога, то пережить это было бы невозможно. — А почему нам, киновитам, он не является так? — спросил вновь послушник. — А потому, что враг смертельно боится братской молитвы, и если не будет ему особо попущено свыше, то он не может приблизиться к общежительным обителям, — ответил отец Агапий. — А почему тогда ты не сбежишь со своей пустыни к нам? — доискивался любознательный послушник. — Я там по воле Царя Небесного. И как ратник не может оставить место службы, указанное ему земным царем, так и мы, монахи — ратоборцы духа, не можем оставить то место, которое нам определил наш Господь — Царь Небесный, — ответил отец Агапий. С праздностью отец Агапий боролся с помощью непрестанной Иисусовой молитвы и рукоделия, которым он зарабатывал себе на хлеб. Делал ложечки и в субботу носил их в Карею продавать. Но сначала ложки его никто не покупал, потому что были они сделаны не очень искусно. Один монах, родом грек, видя, что он не может продать своего рукоделия, из жалости купил у него несколько ложек, привел его в свою келью, дал ему пищи: хлеба, масла и круп, и велел ему приходить каждую субботу, и приносить ложки, и получать пищу. Отец Агапий ходил каждую субботу, приносил свои ложки и получал нужную пищу. Придя раз в келью своего доброжелателя, он увидел, что его ложки горят в огне. Он заплакал, а монах ему сказал: «Не плачь, мы покупаем твои ложки не для того, что они нам нужны, но потому, что тебе нечем пропитаться». Но вскоре иеродиакон научился делать ложки так, что они с успехом продавались на рынке в Карее. В одно время, в Великий пост, он заболел и не имел никого, кто бы о нем позаботился, кроме Единого Бога. Пища вся закончилась, а он из пустыни выйти не может. Наступил праздник Святой Пасхи, а он в крайней нужде: нет ни хлеба, ни здоровья.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

Большим политическим весом обладали подчас и антиохийские патриархи. Среди предстоятелей Антиохийской церкви конца X–XI века встречались как выходцы из центральных областей Византии (греки и армяне-халкидониты), так и – в первые десятилетия византийской власти – сиро-палестинские арабы. Крупнейшей фигурой в этом ряду был патриарх Агапий (978–996 гг.), бывший митрополит Халеба. После смерти антиохийского патриарха Феодора (970–976 гг.) Агапий повез список кандидатов на замещение опустевшего престола в Константинополь, на утверждение императору Василию II. В это время, в разгар восстания Варды Склира, Антиохия отпала от власти императора и присоединилась к мятежникам. Агапий обещал Василию II, военное положение которого было тогда очень тяжелым, вернуть Антиохию под власть Константинополя, испрашивая в награду сан патриарха. Сильные личности, император и митрополит, поняли, что стоит сделать ставку друг на друга. Тайно вернувшись в Сирию, Агапий от имени базилевса вошел в контакт с магистром Убейдаллахом, наместником Антиохии, и убедил его перейти на сторону Василия II. Варда Склир несколько раз пытался вернуть город под свой контроль, но потерпел неудачу. В 977 г. мятеж был подавлен императором, Склир бежал в земли мусульман. За услуги, оказанные империи, Агапий 22 января 978 г. был возведен в сан патриарха антиохийского. В последующие годы он выдвинулся на ключевую роль в антиохийской региональной элите. Патриарх сблизился с доместиком схол Востока 124 Вардой Фокой и негласно поддержал его честолюбивые планы овладеть императорским престолом. В результате начавшегося в 987 г. мятежа Фоки Агапий и стоявшая за ним провинциальная знать, видимо, рассчитывали повысить свою роль в управлении империей. После поражения и гибели Варды Фоки весной 989 г. Агапий, пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Фоки, его сына Льва. Однако в руки императора попала секретная переписка Варды, и причастность патриарха к мятежу была раскрыта. В конце 989 г. его выслали в Константинополь. Как ни странно, Василий II, прославившийся своей абсолютной беспощадностью, почему-то не тронул Агапия. Семь лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего патриархата. В сентябре 996 г., после настойчивых уговоров императора, Агапий согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихе. Умер он через год в одном из константинопольских монастырей. 125 По утверждению византийского канониста XI века Никона Черногорца, именно с этого времени установился порядок рукоположения антиохийских патриархов в столице империи. 126

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010