Когда схимонах Агапий ослеп, игумен Дамаскин отвел ему келью в тихом уголке монастыря, где никто его не тревожил предаваться богомыслию и умной молитве. Свою телесную немощь – слепоту о. Агапий с великим терпением и кротостью переносил в течение 20 лет, благодаря Бога за тяжкое и спасительное испытание. За свою благочестивую и подвижническую жизнь о. Агапий удостоился чести нести послушание старчества, хотя и не сразу согласился на это. О. Агапий вел переписку с епископом Феофаном, Вышенским затворником, особенно на тему умной молитвы. Наученный о. Антипой еще в молодые годы деланию Иисусовой молитвы, о. Агапий всей душой предавался этому богоугодному упражнению, сам молился и других наставлял молиться Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Об Иисусовой молитве о. Агапий говорил, что «сердечное внутреннее делание есть наука из наук и художество их художеств, и опытные в сем делании всегда пребывают в страхе и трепете, по причине тесного и весьма темного пути, который обретается лишь с помощью опытных наставников» 299 . Внутреннее делание Иисусовой молитвы о. Агапий советовал вести втайне, советуясь с опытными людьми. Упокоился о. Агапий 7 апреля 1905 г. 67 лет от роду, похоронен на братском кладбище Валаамского монастыря. Из наставлений схимонаха Агапия: «При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашего усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему – собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание ко Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердце с Богом бываем, а любовь к Богу сердце исполняет, тогда такая молитва носит название сердечной» 300 . «Кто хочет законно подвизаться в молитвенном подвиге, пусть прежде отвергнется своей воли и собственных разумений, а потом понесет крест, то есть – труд тот душевный и телесный, который неизбежен при этом подвиге. Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истиннаго блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божией в сердце. Когда подобное состояние ума сделается как нечто естественное и постоянное, оно носит у отцов название соединение ума с сердцем; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечнаго внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою то духовной жаждою, и с новым усердием опять заняться созиданием своего внутренняго дома» 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Отец Агапий был одним из преданных учеников иеросхимонаха Антипы, подвизавшегосяв скиту Всех святых. Под его руководством монах Агапий приобрел духовную опытность, со временем научился умной Иисусовой молитве. Видя своего ученика преуспевающим в духовной жизни и добром иноческом житии, отец Антипа по благословению игумена Дамаскина келейно облек его в схиму. При пострижении отцу Агапию было оставлено его прежнее имя. Свою телесную немощь – слепоту – отец Агапий в течение двадцати трех лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое испытание для очищения грехов и спасения душевного. Отец Агапий проводил все время в слушании чтения Священного Писания , творений отцов Церкви и подвижников благочестия и в непрестанной Иисусовой молитве. Он старался не пропускать ни одной церковной службы. Если самочувствие позволяло, то непременно выстаивал литургию, а остальные службы выслушивал у себя в келье или заменял их Иисусовой молитвой с определенным количеством поясных и земных поклонов. Очень часто старец приступал к причащению Святых Христовых Таин. По словам отца Агапия его единственной заботой было «как бы прежде смерти избавиться от страстей и в истинном покаянии скончать живот свой в святой обители».Видя благочестивую и подвижническую жизнь отца Агапия, игумен Ионафан решил возложить на него послушание старчества. Отец Агапий, по своему смирению, не хотел принимать на себя это тяжелое и ответственное дело. Искренне считая себя ниже всех, человеком грешным и недостойным, он совершенно недоумевал, как будет руководствовать других ко спасению. Пробовал отец Агапий отказаться от нового послушания, ссылаясь на свое недостоинство, скудоумие и неопытность, но настоятель был непреклонен, и иноку ничего не оставалось как подчиниться. По немощи человеческой на отца Агапия нашло сильное смущение, но он не пал духом, а решил просить совета и указаний от Бога через людей, искушенных в духовной жизни. В то время в Вышенской пустыни проживал в затворе известный подвижник епископ Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 мая 1864 г. зачислен в братство Валаамского монастыря, а через шесть лет, 4 апреля 1870 г. игуменом Дамаскиным пострижен в монашество с именем Агапий. Духовным наставником сначала Александра, а затем и монаха Агапия стал великий подвижник – прп. Антипа Афонский. Как впоследствии вспоминал один из современников, «... этому богоугодному мужу о. Агапий... предался... всей своей душой. Между старцем и учеником установилась теснейшая внутренняя связь». Схимонах Никита вспоминал об этом периоде жизни старца: «О. Агапий проводил время в слушании чтений Св. Писания, творений отцов Церкви и подвижников благочестия, житий святых, размышлениях о прочитанном и непрестанной молитве Иисусовой». Впоследствии сам старец вспоминал, что для него слова свт. Василия Великого о подвижничестве стали принципом его жизни. Старец писал: «О келейном правиле с поклонами так пишет Василий Великий : “Аще какой монах не исполняет келейное правило, считается у Бога мертвым и недействительным, аще какой монах не прочитает на каждый день 1, 3,6 и 9 часа в тот день ниже хлеба да яст”». В дальнейшем в своей переписке со схиигуменом Германом о. Агапий будет часто цитировать отрывки из поучений Каппадо- кийского святителя. Преуспев в подвиге послушания своему духовному наставнику, о. Агапий был облечен в схиму 13 марта 1880 г. и вскоре назначен игуменом Ионафаном братским духовником. Известно, что старец принимал не только братию монастыря, но и мирян, толпами приезжающих на Валаам. Несмотря на то что о. Агапий только исповедовал кающихся, не принимая откровения помыслов даже у братий монастыря (об этом есть свидетельства в письме епископу Феофану Затворнику ), старец очень тяжело воспринимал свое служение, считая себя недостойным быть духовником обители. В его дневниковой записке читаем: «Сколько сил и духовного терпения со вниманием и постоянным трезвением душевным нужно мне, грешному. Не имея истинно духовного дара, я подражаю Евангельскому слепцу, ведущему столь же слепых... » Из приведенных слов старца мы видим, как он тяготился возложенным на него послушанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Агапий уже обращался к святителю Феофану Затворнику с вопросами по поводу умной Иисусовой молитвы и в этом случае просил его разъяснить свое недоумение. Святитель ответил следующее: «Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший отец Агапий! ...Послушание, на Вас наложенное, надо нести; это враг Вас мутит, и все Ваши изветы – его суть изделия. Без послушания быть в обители стыдно! И Вам дано послушание для избежания сего стыда, и притом такое, которое Вам подручнее всякого: Вы исполняете его сидя, одним словом. Что легче слова? А добра-то от него сколько! Вы говорите – не способен. Об этом не вам судить, а отцу игумену. Да Вам и думать о способности или неспособности не следует, а приказано делать – и делайте, не рассуждая. Рассуждал Марк, кажется, когда авва его велел ему сдвинуть камень большой? Так и Вам следует. Ни ума, ни жизни нет у меня, подходящих к такому послушанию, говорите Вы... Если бы этого не было в Вас в какой-либо мере, отец игумен, конечно, не тронул бы Вас! Разве он враг братии, которых отряжает на Вашу долю? Ученики – помеха в молитве? Никакое доброе дело не может быть помехой молитве; добрые дела и молитва – родные сестры, одна другой руку подают. Старчество по самому свойству своему затруднительно, но ему всегда присуща помощь свыше, и эту помощь необходимо призывать. Никакое слово не останется бесплодно, только плод не тотчас появляется. Если будете говорить приходящим к Вам братьям с любовью все должное, то Вы свое дело сделаете. Трудитесь, ибо труд, с Божией помощью, все преодолевает. Молитесь о всех Вам врученных со слезами, каждому испрашивая благопотребное, а себе вразумления». Утешенный наставлением мудрого святителя, отец Агапий с любовью и ревностью нес возложенное на него послушание старчества.Будучи уже духовно опытен, он постоянно прибегал к совету людей, более просвещенных в духовном делании. Отец Агапий, руководствуя своих учеников, пользовался наставлениями Священного Писания , творений святых отцов и собственным опытом. На первом месте отец Агапий ставил послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, 13 ноября 1860 года, по приходе своем навсегда в Валаамский монастырь, Александр Андреевич снова был определен на послушание при монастырском огороде. На этом послушании он трудился немалое число лет, сначала, как простой богомолец и работник, затем уже как послушник, а впоследствии был назначен заведующим или, как говорят на Валааме, «хозяином» всего огорода. Истинное послушание и смирение, а также неусыпная ревность к храму Божию и примерное трудолюбие Александра были замечены. Спустя без малого десять лет он удостоился от игумена пострижения в монашество (мантию) с наречением ему имени Агапий. Со временем слабость зрения монаха Агапия все более усиливалась: один глаз перестал видеть совсем; нести огородное послушание стало для него весьма затруднительно. Ввиду такого положения, от этого послушания он был освобожден, он был назначен на клирос, и вскоре уже стал клиросным голосовщиком, то есть помощником регента. Благодаря добросовестному исполнению клиросных обязанностей, отец Агапий получил основательное знакомство с Богослужебным уставом Православной Церкви и изучил на память много молитвословий. Наконец, болезнь глаз усилилась до такой степени, что отец Агапий ослеп совершенно, и потому был освобожден от всякого послушания и 26 августа 1883 года был уволен за штат, то есть на покой. В то время, когда приснопамятный схимник начинал на Валааме свою подвижническую жизнь, там сиял своими иноческими добродетелями и богоугодными подвигами, духоносный старец, иеросхимонах Антипа Первый (Афонский), удостоенный еще при жизни от Господа Бога дара прозорливости. Сей дивный старец проживал в скиту Всех Святых, Существует достоверное предание, что Сама Пречистая Владычица мира благоволила однажды удостоить преподобного Антипу беседой через святую Свою икону, находившуюся в его келье. К этому угоднику Божию и был назначен в ученики отец Агапий. Он предался учителю всей душой. Между старцем и учеником установилась теснейшая внутренняя связь. Руководимый таким опытным в духовном делании старцем, отец Агапий сам мало-помалу приобретал редкую духовную опытность, возрастал в нравственно-добром и святом, созревая в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4: 13). Под руководством святого старца научился отец Агапий со временем сердечной внутренней молитве, а вместе с этим постоянному памятованию о Боге. Молитва Иисусова не сходила с его уст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

сост. П.В. Пономарёв Старец схимонах Агапий Слепец Схимонах Агапий (в миру Александр Молодяшин) родился в 1838 году в крестьянской семье. Поступил в Валаамский монастырь в 1860 году. Проходил послушания на монастырском огороде, а также клиросное. Имея от природы слабое зрение, старец вскоре ослеп. Свою телесную немощь – слепоту – отец Агапий в течение двадцати трех лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое тяжкое испытание для очищения грехов и спасения душевного. Под руководством своего старца, преподобного Антипы Афонского, он приобрел духовную опытность, а со временем научился внутренней, сердечной молитве Иисусовой. Получил схимонах Агапий от Бога и дар прозорливости. За благочестивую и подвижническую жизнь отец игумен Ионафан возложил на схимонаха Агапия послушание – старчество. Отец Агапий состоял в духовной переписке со святителем Феофаном Затворником . Руководя вверенными ему учениками, старец постоянно прибегал за советами и наставлениями к Священному Писанию , творениям святых отцов, подвижников благочестия, и к собственному опыту. Приходящих к нему всегда призывал молиться. Скончался он 7 апреля 1905 года и погребен на старом братском кладбище. Братия и паломники часто посещают могилу схимонаха Агапия, веруя, что старец за добродетель свою обрел дерзновение перед Господом и молится за обращающихся к нему с верой. Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ) – то есть те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести. (12; стр. 23) ...Только употребляющие усилие восхищают Царство Небесное ( Мф. 11,12 ), а для нерадивых и лукавых оно недоступно... наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением, а потому слово Божие надо проводить до чувства сердца и, с помощью Божией благодати, принуждать себя к точному исполнению всякого доброго дела. (12; стр. 22–23)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Боголюбивый и богобоязненный герой повествования Агапий, прожив « в дому своем шестьнадесяте лет», поселяется в монастыре, где затем пребывает также 16 лет и при этом непрестанно просит в молитвах Господа открыть его разуму, почему некоторые люди оставляют все земное и посвящают себя исключительно Богу. И однажды его вопрошание было услышано: « в девятый час нощи» чудный « глас» повелел Агапию отправиться прочь из монастыря – туда, куда ему будет чудесно указано. 206 Агапий повинуется и так, следя за полетом орла, доходит до моря. Там он садится на корабль, которым правит « малый детищь» и вместе с ним « два мужа велика». 207 После беседы с юным кормщиком Агапий засыпает, проснувшись же, обнаруживает себя в прекрасном лесу, куда его чудесно перенесли моряки. Место так нравится Агапию, что он решает остаться здесь навсегда, но прежде хочет узнать, где же он, для чего садится у дороги, ожидая встретить кого-нибудь. Как бы предупреждая это желание, перед ним вдруг предстают « 12 мужа в белых ризах», среди которых Агапий видит « Исуса въ славе велице». Пав перед ним на колени, он спрашивает: « Господи, кто ты еси и сия 12 мужа?» Из ответа выясняется, что собеседник Агапия – это призвавший его оставить монастырь и пуститься в путь чудесный « глас», или перевезший его сюда через море « детищь малый» , а по-настоящему – Господь Бог; идущие же вместе с ним « 12 мужа апостоли суть»; наконец, « слава», которую увидел Агапий « окрест лиця» своего собеседника, есть слава, воссылаемая « седящуму на семемь небеси»; что же касается мест, куда попал Агапий, то они « райская суть». 208 После этого Господь повелевает Агапию продолжить свой путь и детально наставляет его относительно того, как ему следует поступать в дальнейшем. Тут важно указание на то, что при возвращении Агапию необходимо вновь спуститься к морю и на небольшом корабле, в котором будут опять-таки « 12 мужа», достичь некоего « града», где предстоит ему совершить чудо. 209 Следуя затем данному наставлению, герой рассказа оказывается у необыкновенной стены высотой « до небесе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Март День первый. Память преподобного отца нашего Агапия Ватопедского Находясь послушником при одном старце-безмолвнике, подви­завшемся на Афоне, в Ватопедском ските Колице (теперь не суще­ствующем), преподобный Агапий вышел однажды на море помыть свою одежду. Приставшие в это время к берегу турки, увидев юношу, захватили его в плен и продали потом в Магнезии их соплеменнику, у которого Агапий в продолжение 12 лет пробыл в работе, не выходя никогда из оков. Одним утешением для него во все это время, одною надеждою была молитва Божией Матери об освобождении его из тяж­кой неволи. Однажды увидел он во сне Божию Матерь, обратившуюся к нему со словами: «Иди без страха к своему старцу...» Проснувшись, Агапий почувствовал себя освобожденным от оков и, приписав это чудодействию Божией Матери, великой Заступницы, смело и немедленно вы­шел из дома своего хозяина и возвратился к своему старцу на Афон. Старец, увидев его, встревожился, подумав, что Агапий убежал от сво­его господина. «Сын мой, – сказал он ему, – человека ты обманул, но Бога ни­когда и никто не обманет; в час Всеобщего Суда ты должен будешь отдать ответ за те деньги, которые твой господин истратил на покупку тебя, чтобы иметь тебя помощником в своих нуждах; поэтому, если ты желаешь быть оправданным, то иди назад к своему господину и служи ему. Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Его служителем; когда же Бог просветит господина твоего, то он сам даст тебе отпуск». Беспрекословно послушался Агапий старца Божиего. Удивился варвар, увидев неожиданно возвратившегося раба... «Как ты ушел и как решился возвратиться?» – спросил он его. Агапий подробно рассказал ему все дело. Магометанин поражен был этим рассказом, так наглядно выражавшим всю высоту святой христианской веры; душа его смягчилась и возвысилась до Боже­ственного постижения. В скором времени, взяв с собою Агапия и двух сыновей своих, он отправился на Святую Гору к старцу Агапьеву и пожелал принять от него крещение себе и своим детям. Впослед­ствии все они приняли и иночество и достойно подвизались до самой кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Схимонах Агапий Схимонах Агапий (в миру – Александр Андреевич Молодяшин) родился в 1838 году в деревни Уткино Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. «С двенадцати годов моей жизни пошли на меня скорби, то за грехи, то для испытания, то для предохранения, – писал своему другу архимандриту Агафангелу отец Агапий. – Я в монастырь ушел 22 годов не по духовной ревности к спасению, но по причине убожества (болезни глаз) и с братом разнонравия. Если бы этого не было, мне никогда и мысль не пришла бы идти в монастырь. Вот я теперь и соображаюсь со Святым Писанием: один святой отец пишет, что иные спасаются разумом, иные – произвольным подвигом, иные – Божиим Промыслом; последнее ко мне приличнее и ближе всех». По смерти родителей старшим в доме сделался брат Александра. Оба брата были совершенно разные. Начавшиеся разногласия с братом очень тяготили Александра, и он решил отправиться на Валаам помолиться Богу и у Него найти себе утешение. Недолго пришлось Александру пожить в святой обители: тяжелые труды валаамских иноков оказались ему не по силам. Однако он заметил, что в его душе появилось твердая решимость принять монашество в Валаамской обители. Вернувшись домой в мирном расположении духа, он первым делом поспешил примириться с братом. Открыв ему свое желание принять монашество, Александр просил его внести в монастырь некоторую сумму денег, которая служила бы небольшим взносом на его содержание. Брат, зная характер Александра, вполне одобрил его намерение удалиться в монастырь и согласился выделить часть денег. 13 ноября 1860 года Александр прибыл на Валаам. Игумен Дамаскин, не любивший делать никаких послаблений, особенно для новоначальных, на этот раз сделал исключение и принял Александра в обитель. Ему было дано послушание на огороде. 22 мая 1864 года Александр был зачислен в братство Валаамского монастыря, а 4 апреля 1870 года игуменом Дамаскиным пострижен в монашество с именем Агапий. С юных лет Александр страдал глазной болезнью, которая усилилась. Один глаз совсем перестал видеть, и нести послушание стало затруднительно. Вскоре он совершенно ослеп, был освобожден от всякого послушания и 26 августа 1883 года уволен за штат, т. е. на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец же Агапий, воздев руки к небу, помолился Господу Богу со слезами, чтобы Господь Бог направил корабль в мир. И в тот же час корабль побежал по морю, словно ветром подгоняемый. Долго плыли они из этого немеркнущего света, и видели солнце и месяц, и звезды, озаряющие небеса. Доплыли они морем до иерусалимских пределов и, доплыв, прибыли в город Иерусалим. Всем городом встретили старца. В городе же том было множество больных, слепых и хромых. Старец Агапий милосердствовал к ним, питая их упомянутым хлебом. Они выздоравливали и радовались исцелению своему. Слепым он мазал глаза, и они тотчас прозревали и прославляли Бога и угодника его, преподобного отца Агапия чудотворца. И по многим городам прошла слава о преподобном отце Агапии, и множество народа стало стекаться к преподобному, больных, слепых, хромых – исцеления ради. Агапий же всех немощных исцелял названным хлебом. Но вскоре преподобный отец не захотел жить в славе мира сего и ушел из этого города. И отправился он в пустынное место на берегу моря, и, придя к какой-то каменной скале, увидел пещеру в ней и уготованное повелением Божиим ложе. Он поселился здесь, и прожил в пещере преподобный отец Агапий пятнадцать лет, день и ночь непрестанно молясь Господу Богу. И питался он тем упомянутым хлебом. Когда минуло пятнадцать лет, преподобный Агапий разболелся телом и почил на ложе своем, предав пречистую душу свою в руки Господа Бога, источая благоухание. По преставлении же его пришли к пещере той двое неких юношей, охотники на зверей, и увидели они на ложе тело преподобного отца Агапия, и лицо его, сияющее подобно солнцу, а в руках держал он свиток. И испугались юноши эти. Простились они с Агапием и возвратились в город Иерусалим, и известили патриарха об увиденном ими. Патриарх же, услышав о кончине преподобного, отправился к пещере со всем своим клиром и, дойдя до нее, увидел тело святого, лежащее на ложе. С почтением патриарх целовал его и взял из рук старца написанное им. И прочитал о том, как тот преподобный отец наш земным человеком путешествовал в рай и потом вернулся в мир. И взял патриарх упоминавшийся райский хлеб, лежавший у изголовья. Подивился он святой жизни старца и прослезился над ним. И, взяв тело святого, патриарх иерусалимский совершил отпевание надгробное в пещере той. И погребли старца с почетом, со свечами и каждением, приняв его благословение и прославили прославляющего Бога чудесами. И возвратился патриарх с клиром в Иерусалим, и со Христом Иисусом Господом нашим. Ему же слава и держава, Господу нашему, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово о Макарии римском

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010