Для создания своего труда Агапий Ланд пользовался многими источниками. Прежде всего, это Писание Ветхого и Нового Заветов, Синаксари и церковные Минеи, «Лавсаик», содержащий жития подвижников, творения святых отцов, таких как Иоанн Златоуст , блаженный Августин , Иоанн Лествичник и других. Параллельно он использовал сочинения западных писателей, создавших аналогичные книги, и заимствовал у них много примеров и историй. Это использование западных книг подчас создавало Агапию Ланду славу «неправославного», что не соответствует действительности. Сам он говорит в прологе: «Если найдется какое слово, или выражение, или малая буква в этой книге..., которая не соответствует определениям Святой Божией Соборной и Апостольской Церкви греков, изглаживаю и делаю то невидимым, как если никогда не желал этого писать... Я верую и исповедую, как предвозвестили пророки, как учили апостолы и очевидцы Слова, и именно как мы приняли от богоносных отцов и учителей...». Иногда Агапий бывал зависим от своих западных источников, как, например, в описании второго чуда Христа, где он толкует историю Марфы и Марии в том духе, в каком ее сохранило западное предание: что та Мария являлась Марией Магдалиной, затем стала священнопроповедницей и т. д. Это, вероятно, связано с его излишним благорасположением к источникам, что он сам и подчеркивает: «Я не написал ничего из моего ума, но как то нашел напечатанным в различных книгах учителей итальянских и греческих...». Дополнения, которые Ланд мог сделать, он опускал, но только потому, что его духовный отец велел писать так, «как было написано древними». Но оставаясь верным первоисточникам, он не избегает преувеличений и активно настаивает на некоторых моментах повествования, где испытывал большое влияние аскетических книг и монашеской жизни. Многие из этих воззрений были чрезмерно строги, и в его дни не разделялись даже официальной Церковью . Во многом они не могут быть приняты без проверки и сегодня. Равным образом часть его повествований, где очень силен момент преувеличения, не всегда верно передает отношение к ним Церкви и дух Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Все свидетели Божественного чуда уверовали в Бога. Св. Евдокия возвратилась в свою обитель и с этих пор долго спокойно пребывала здесь, обращая неверующих и утверждая верующих. Таким образом, продолжая свой христианский подвиг, она дожила до глубокой старости. После того, как она приняла св. крещение, прошло уже 56 лет. В это время возникло гонение на христиан; правителем города вместо умершего Диодора был враг христиан – Викентий. Узнав, что Евдокия успешно содействует распространению христианства, он осудил её на смерть. Св. Евдокия была взята из её обители и обезглавлена мечом. Это было 1-го марта 152-го года. Церковь прославляет её следующим песнопением: «Правостию умною, душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных и временных забытием протекла, яко Слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси, тем Христос сугубых венца сподоби тя, славная Евдокие, преподобная страстотерпице, моли Христа Бога спастися душам нашим»! Преп. отца нашего Агапия Ватопедского Находясь послушником при одном старце – безмолвнике, подвизавшемся на Афоне, в Ватопедском ските Колице (теперь не существующем), пр. Агапий вышел однажды на море помыть свою одежду. Приставшие в это время к берегу турки, увидав юношу, захватили его в плен и продали потом в Магнезии их соплеменнику, у которого Агапий в продолжение 12 лет пробыл в работе, не выходя никогда из оков. Одним утешением для него во всё это время, одной надеждой была молитва . Божией Матери об освобождении его из тяжкой неволи. Однажды увидел он во сне Божию Матерь, обратившуюся к нему со словами: «иди без страха к своему старцу» ... Проснувшись, Агоний почувствовал себя освобождённым от оков и, приписав это чудодействию Божией Матери, великой Заступницы, смело и немедленно вышел из дома своего хозяина и возвратился к своему старцу на Афон. Старец, увидев его, встревожился, подумав, что Агапий убежал от своего господина. – Сын мой, – сказал он ему, – человека ты обманул, но Бога никогда и никто не обманет; в час всеобщего суда ты должен будешь отдать ответ за те деньги, которые твой господин истратил на покупку тебя, чтобы иметь тебя помощником в своих нуждах; поэтому, если ты желаешь быть оправданным, то иди назад к своему господину и служи ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Посему желающему спастись надо чаще каяться. Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью» (иеросхим. Симеон (Желнин). – 97). Если кто согрешает и кается – Господь прощает его. «Я думаю, – размышляет схиархим. Агапий (Агапов), – что Господь не может не простить наших грехов, если мы будем каяться» (172). Потому, когда «опомнишься, то и припади ко Господу: «Господи, прости, лукавый меня прельстил, согрешил я пред Тобою» (он же. – 160). Припади к Нему и проси прощения – «Он и простит тебя... Плачь дома, а в церкви напоказ не плачь, лучше себя сдерживай» (он же. – 161). Вопи, кайся – таких, которые хотя и грешат, но грехи свои омывают слезами, Господь любит (он же. – 170). Хотим спасения – надо каяться и «каяться из глубины души – обстоятельно, всесторонне, твёрдо, охотно, потому что в глубине её гнездятся и коренятся все грехи наши» (митр. Вениамин (Федченков) . – 344). И более того: «...должны каяться – хотя бы лишь каяться» (он же. – 337). Откладывать покаяние на будущее время весьма и весьма опасно. «Ты, – обращается к духовному чаду схиархим. Агапий (Агапов), – всё думаешь: я покаюсь. Успеешь ли покаяться? Вдруг Господь возьмёт душу в грехе – за твоё падение?» (179). К тому же нельзя смотреть на покаяние как на кратковременную исповедь в храме Божием. Вся жизнь человека должна протекать «в покаянии, в покаянном чувстве. До самой смерти мы должны хранить это чувство, постоянно должны умом пребывать в аде, то есть искренне считать себя достойными и ада, но не отчаиваться, а уповать на милосердие Божие» (схиигум. Савва (Остапенко) . – 439). Псково-Печерские старцы показали своим служением и примеры того, как нужно самому священнослужителю каяться и как он должен относиться к исповедующемуся. Так об отце Алипии (Воронове) – наместнике монастыря – вспоминал схиархим. Агапий (Агапов): «Бывало, я иду, а он в алтаре встанет на колени и поклонится мне до земли, скажет: «Прости мне грехи, много я согрешил». Умел Борьба со злом он каяться» (161). А о самом схиархим. Агапии читаем: «Исповедовал батюшка хотя и строго, но милостиво и обычно не назначал никаких особых епитимий... А ведь у нас священники, тем более молодые, нередко стараются якобы «по-старчески» даже, быть может, и излишне епитимьи накладывать. У батюшки же этого в обычае не было, и порой он говорил, вздыхая: «Вот приду ко Господу, Он меня и спросит: «Почему не давал епитимий?» А я только отвечу: «Уж очень я народ любил» (133).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Да и к чему много говорить? Если будешь расходовать слова в защиту издания книги, то за это и весь народ, и прежде всего мы оба [Никодим и Агапий] всю жизнь вновь и вновь будем выражать тебе свою признательность, а сверх того и от Бога, Который раздает награды за такие общеполезные благие дела, будет тебе великое воздаяние». Вероятно, письмо было привезено Агапием, который прибыл в Константинополь приблизительно около Рождества 1793 г. С собой он привез, словно некое сокровище, окончательно исправленную рукопись канонического сборника. О таком именно сборнике он мечтал, отчего при посещении Святой Горы в 1787 г. и побуждал, словно «приставник» в благих делах, «дидаскала» Никодима написать такой сборник ради просвещения невежд. В печатном издании «Пидалиона» (начиная с первого издания, напечатанного в Лейпциге, в 1800 г.) имеется посвящение: «Святой Великой Церкви Христовой», с уже упомянутой подписью в конце: «Два во Христе друга иеромонах Агапий и монах Никодим». Посвящение написано «в священной обители Пантократора на Святой Горе Афон» и обозначено датой 4 декабря 1793 г. Это место и дата завершения мучительной и полной злоключений работы над книгой. Затем возникают новые искушения, вновь показывающие враждебность ненавистника добра к благим начинаниям. В этот раз искушение возникло с правой стороны, и предлогом для него стало благоговение перед «красой» древнегреческого языка. Из представленного в данной главе диалога между прп. Никодимом и Дорофеем ясно, что составление «Пидалиона» не обошлось без затруднений. Дорофей произвел неприятное впечатление на святогорцев, имевших отношение к этому делу. Жизнеописатель прп. Никодима в нелестных выражениях говорит, например, о том, как он взялся за возложенное на него дело рецензирования: «Дорофей принялся за дело, но с небрежением». Агапий оставался в Константинополе «один год (вероятно, с конца 1793 г. до осени 1794 г. – Ф. Я.) и, хотя упрашивал и убеждал, ничего не добился от Дорофея, только наслушался презрительных упреков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Афанасия Паросского, в к-ром и содержится подробное описание трагических событий (см., напр.: Говорун. 2001. С. 92). Кроме того, сведения об убийстве есть в ряде др. источников. В 1774 г. в афонском мон-ре Кутлумуш состоялся Собор под председательством бывшего патриарха К-польского Кирилла V и бывш. Александрийского патриарха Матфея (1746-1766). Присутствовали 4 бывших и 2 действующих митрополита и ок. 200 монахов ( Ακριβπουλος. 2001. σ. 63; иногда указывается несколько иное количество: ок. 10 митрополитов, свыше 200 монахов - см.: Говорун. 2001. С. 94). На Собор были приглашены и К., но последние, понимая, что дискуссия вряд ли состоится, отказались прийти. В келлии старца Парфения Скуртоса К. провели собрание, на к-ром были высказаны обвинения в адрес Кутлумушского антиколливадского Собора ( π ατπιος Καυσοκαλυβτης. 2006. σ. 565-566, σημ. 10; ср.: Τζγας. 1969. σ. 153-154; Ακριβπουλος. 2001. σ. 63). Собор обратился к патриарху Софронию II (1774-1780), отправив в К-поль мон. Виссариона Рапсанского. В заседании Синода К-польской Церкви 1776 г. участвовали 16 архиереев, много священников и монахов, в т. ч. святогорцев, а также архонты и др. миряне. 9 июня Софроний II вместе с патриархом Иерусалимским Авраамием (1775-1787) подписал синодальное постановление (θσπισμα). В постановлении зачинщиками смуты и изобретателями нововведения были названы К., а именно Афанасий Паросский, Иаков Пелопоннесский, Агапий Кипрский и Христофор Продромит (причем Иаков, Афанасий и Агапий именуются «Зло-Иаковом», «Зло-Афанасием» и «Зло-Агапием» (Κακοαθανσιος, Κακοκωβος, Κακοαγπιος - Meyer. 1894. S. 240, ср.: S. 238; Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 41; очевидно, что Христофор не удостоился такого прозвания только из-за своего имени). Постановление обязывало всех совершать поминовение как в субботу, так и в воскресенье и др. дни седмицы без различия. Тех, кто совершают поминовение во все эти дни, постановление удостаивает прощения, а «зачинатели» и «предводители злочестия» (т. е. К.: Афанасий Паросский, Иаков Пелопоннесский и Агапий Кипрский) «извергаются Богом и Господом Вседержителем и обнажаются всякой божественной благодати и священнодействия» ( Meyer. 1894. S. 240; ср.: Говорун. 2001. С. 95). Между тем патриарх Софроний в бытность свою на Иерусалимском престоле придерживался иной позиции (о ней подробно пишет прп. Никодим Святогорец: Νικδημος Αγιορετης. 1819. σ. 30-32; ср. рус. пер. соответствующего фрагмента: Говорун. 2001. С. 95). Прп. Афанасий Паросский не признал постановления 1776 г. на том основании, что обвиняемые не были приглашены в К-поль и выслушаны ( Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 41). Прп. Афанасий также указал, что одно из выдвинутых в адрес К. обвинений, а именно в том, что они объявляют совершающих поминовение усопших в воскресенье находящимися под анафемой, является клеветническим (Ibid. σ. 42).

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Никита. Я радостно устремляюсь к нему и говорю те же слова, какие говорил о. Вениамину: “Батюшка, помолитесь за меня, мне здесь очень тяжело и опасно жить среди мира!” О. Никита, тоже утешив меня духовными словами и пообещав молиться обо мне, между прочим сказал мне, что “Господь поможет тебе. Не бойся. Не скорби!” С этими словами я очнулся от своей забывчивости, и что же – совершенно другое состояние ощутил я в своей душе: тишину, мир и полное прекращение брани греховной. Вскоре, окончив свое послушание, я вернулся в обитель, и когда приехал в Предтеченский скит, я увидал старца о. Никиту, и, радостно приветствовав его, я стал было говорить ему, как мне было тяжело, и просил его св. молитв. На это он с обычной своей улыбкой ответил мне: “Я постоянно за тебя молюсь. Я знал, что тебе было тяжело”. А по- том, как-то особенно посмотрев на меня, он сказал: “Ведь я же у тебя был тогда!” И я сразу же понял, о чем он говорит. Понял, что он действительно был у меня в ту самую ужасную минуту, когда я изнемогал в тяжелой борьбе, и если бы не наши два старца – один из того мира, а другой из живой еще братии – по Божию милосердию не спасли бы меня от греховной гибели, то не знаю, чтобы тогда было с моей бедной душой”». Иеросхидиакон Вениамин погребен на старом братском кладбище. Точное местонахождение могилы не установлено, сохранилась надгробная плита. Молитва даруется Богом в свое время Схимонах Агапий (Молодяшин) (1837–1905) Одним из великих подвижников Валаама был опытнейший делатель умной молитвы старец схимонах Агапий (Молодяшин). Афонская традиция исихазма наложила глубокий отпечаток на жизнь о. Агапия, который был одним из преданных учеников прп. Антипы Афонского, – именно под его руководством он перенял бесценный опыт как молитвенного делания, так и старчества. Схимонах Агапий (в миру Александр Андреевич Молодяшин) родился 23 августа 1837 г. в деревне Уткино Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. С детства Александр страдал глазной болезнью, и эта болезнь довела его впоследствии до полной слепоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память святого Евсхимона исповедника Святой отец наш Евсхимон, епископ Лампсакийский [ 1 ], христианский учитель и исповедник Христов, проводя с юных лет добродетельную жизнь, стал другом Божиим и, будучи мужем совершенным, сделал себя храмом Святого Духа. Приняв иночество и всем сердцем предавшись православной вере, он достиг высоты епископского сана и исполнился благодати Божией. Он воспылал Божественною ревностью и поразил ересь иконоборцев. При этом он совершил и великие чудеса. Так, молитвою он воскресил умершего младенца, которого принесла к нему плачущая мать. Кроме того, он внушал страх диким зверям, прогоняя их одним словом своим, когда они пытались вредить стадам. Покровительствовавший иконоборцам император Феофил повелел сперва заключить его в темницу, как почитателя святых икон, проповедника и охранителя Христовой веры, а потом приговорил его к изгнанию, где он и скончался [ 2 ].   В тот же день преставление святого Феогноста, митрополита Киевского и всея России. Память 15 марта Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Святые мученики жили в царствование Диоклитиана [ 1 ]. Агапий происходил из Газы [ 2 ], Тимолай из понта Евксинского [ 3 ], оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской [ 4 ] церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан [ 5 ]. Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно — уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святой мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Переводчики желают выразить сугубую благодарность духовнику Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, досточтимому схиархимандриту Аврааму, благодаря которому был предпринят настоящий труд, настоятельнице обители игумении Домнике, при неустанной поддержке и помощи которой осуществлялся перевод, а также всем тем, чье участие и советы много способствовали выходу в свет настоящего сборника: протоиерею Валентину Асмусу , протоиерею Димитрию Пашкову, диакону Феодору Шульге, игумену Дионисию (Шленову) , игумену Леонтию (Козлову), протоиерею Александру Задорнову, А. Г. Бондачу, П. К. Доброцветову. С радостью выражаем свою признательность и благодарность также профессору Ф. Янгу, нашедшему возможность написать прекрасное исследование на основе неизданной и, естественно, неизвестной русскому читателю переписки прп. Никодима с рецензентом «Пидалиона» Дорофеем Вулисмой. Сердечно благодарим схиархимандрита Елисея с братией обители Симонопетра на Святой Горе Афон за помощь и советы, а также отдельно – схиархимандрита Серапиона Симонопетрита.  Феодор Янгу Профессор богословского факультета Солунского Университета h8 Феодор Янгу. «Пидалион»: история составления и публикации 1 1. В борьбе за чистоту канонов В 1787 г. на Святую Гору приезжает иеромонах Агапий Леонард (1741–1815), родом из деревни Димицана на Пелопоннесе. С собой он привозит новоизданную книгу под заглавием «Собрание всех священных и божественных правил святых апостолов, Вселенских и Поместных соборов, а также правил святых отцов, написанных отцами отдельно, но утвержденных Вселенскими или Поместными соборами». Издание книги, как указано на ее титульном листе, было осуществлено в Венеции Антонио Бортоли (Antonio Bortoli) «при содействии и на средства всесвященнейшего и почтеннейшего Неофита Пелопоннесского, епископа святого Назарета». На титульном листе сообщается также и о том, что для ее составления взяты материалы из разных книг, однако не говорится, из каких именно. Агапий свободно использовал как печатные, так и рукописные источники. На основании некоторых указаний, содержащихся в его книге, можно с уверенностью сделать вывод о том, что из печатных источников трудолюбивый компилятор использовал издания правил И. Тилия (Apostolorum et sanctorum conciliorum decreta/Ed. J. Tilius. Parisiis, 1540) и Г. Беверегия (Συνοδικν, sive Pandectae Canonum.../Ed. G. Beveregius. T. 1–2. Oxonii, 1672) 2 . Об использовании других печатных источников нельзя утверждать ничего определенного. При этом очень трудно, если не сказать невозможно, определить к каким рукописным сборникам правил мог прибегать Агапий для того, чтобы сличить с ними выдержки из печатных источников или даже заимствовать из них те или иные канонические тексты, имеющие бесспорный авторитет в Восточной Церкви (например, сокращение «Каноникона Иоанна Постника » 3 ), но неизвестные вышеупомянутым издателям правил. Трудность эта вызвана тем, что составитель книги не оставил нам сколько-нибудь ясных указаний на рукописные источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров 210-211 211-212 212-213 АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма 213-214 АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии 214-219 АГАПИЙ († ок. 250), мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др., мученики Севастийские 220-221 221-222 АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) 223-224 224-225 225-226 АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии 226-227 АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский 227-228 228-229 АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря 229-230 230-231 231-232 АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) 232-233 233-234 АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 - между 1860 и 1862) 234-235 234-235 АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Светлая эллинская халкидонская мысль там не умерла. Носителем и ревнителем ее на фоне спячки епископской массы явился свободолюбивый человек, вошедший в иерархию из среды светской администрации. Это был Антиохийский патриарх Ефрем. B роли местного губернатора он укротил в Антиохии бунт партии «голубых» и стал очень популярен. Когда в 526 г. при землетрясении погиб патриарх Евфрасий, народ избрал Ефрема. Он был аскетом и литературно полемизировал с монофизитами. Видя предательство Халкидона на Востоке, Ефрем откровенно написал об этом новоизбранному в 535 г. папе Агапию. Папу Агапия, как и его предшественника папу Иоанна I, политическая зависимость от готских королей вынудила ехать в Константинополь. И он поехал туда не по доброй воле, a как посол короля готов Теодагата. Полководец Юстиниана Велизарий сильно потеснил на территории Италии армию Теодагата. Избегая поражения, Теодагат и направил папу к Юстиниану для заблаговременных мирных переговоров. Угнетенные толерантной политикой Юстиниана, православные рады были наезду папы и встречу Агапия с Севиром уподобляли встрече апостола Петра с Симоном Волхвом. Папа Агапий повел себя властно и строго. Он не вступил в общение с патриархом Анфимом, считая, что отрыв его от Трапезундской кафедры неканоничен. Но догматический запрос Анфиму послал: признает ли Анфим во Христе две природы? Анфим был человек тихий, не боец. Он счел для себя нужным просто отречься от патриаршества и уйти в затвор. Его высокая покровительница Феодора предложила Анфиму поселиться y нее во дворце, в тайной келье, где он и прожил никому неведомый 12 лет в посте. Так совмещается аскеза с ересью монофизитства. На место патриарха Константинопольского сам папа Агапий поставил пресвитера Мину, строгого «халкидонца.» Хотя папа и умер скоропостижно в Константинополе, но собор утвердил его решение в присутствии представителей папы: 6 итальянских епископов и 5 римских диаконов, в числе коих были и будущие папы Вигилий и Пелагий. Этот крутой поворот политики Юстиниана, все время двоившейся между двумя ориентациями — на Запад, к папе римскому и на Восток к воссоединению монофизитов, — объясняется в данный момент, как мужественной твердостью папы, так и нуждой в его поддержке Юстиниана, затеявшего войну с остготами на Западе. A папу вдохновляли в Константинополе ревнители православия монахи-акимиты. По формулировке римского источника — Liber pontificalis, конфликт Юстиниана с папой заострился в таком диалоге: «Я тебя заставлю быть в согласии со мной или пошлю тебя в ссылку,» — сказал Юстиниан. «А я, — ответил Агапий, — желал приехать к христианнейшему императору Юстиниану, и вот передо мной — Диоклетиан. Однако твои угрозы меня не запугают.» Монахи 67 константинопольских монастырей и апокрисиарии восточных епископов, бывшие в Константинополе, подали просьбу папе — разогнать монофизитский «штаб,» образовавшийся в столице. Папа передал эти просьбы Юстиниану, но сам был поражен внезапной болезнью, слег и вскоре умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/435230/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010