Не люблю я разъединения племен народных и предсказываю слияние всех итальянцев в один народ, всех немцев в один народ, всех славян в один народ. Господи, сделай их братьями и однодомками! Политика России на Востоке должна обещать Грузии, Армении, Аравии, Индии, Эфиопии, Сербии, Болгарии и Молдовалахии свободу и независимость под хоругвью православия, но в едином и нераздельном союзе с собой. Аминь. NB. В конце Декабря месяца 1848 года Иерусалимский патриарх Кирилл просил консула Базили исходатайствовать у Порты, через нашего посланника, грозный фирман, который запретил бы франкопатерам и их патриарху делать нововведения на Святых местах. Эта просьба выражена по случаю домогательства латинского патриарха Валерги входить в Вифлеемский собор с такой же церемонией, с какой входят туда греческие архиереи. Для отвращения сего домогательства наш патриарх дал иерусалимским туркам немало денег. Quiesce, liber, Donec eas in mundum Talis, qualis es Incultus! 352 . 173 [Это – Бог правды]. Остановит ли истинная мудрость волны, которые буря несет на диких крыльях? Эти стихи взяты, несомненно, из какого-нибудь малоизвестного немецкого поэта. Ред. 179 За этим в рукописи преосвящ. Порфирия приводится рассказ Барского об этом монастыре. См. по изд. Палестинск. Общ. II, стр. 4749. Ред. 182 II, CVI, 1: ν τ Παλαιστν Συρ ατς ρεον οσας κα δ τ γρμματα τ ερημνα νεντα κα γυναικς αδοα, т. е. в Палестинской Сирии сам я видел мимоходом и письмена, означающие … и женские уды. , Яраб-ирхам. мутран-ил-маскоб. Ред. 194 Там же в виде рубрики пред началом нижеследующего стояло: Европа, а затем: 12, Пятница, но потом все это зачеркнуто. Ред. 201 В рукописи после этого приводится выдержка из сочинения указанного французского писателя Gaule et France 1838 на пяти листах. Ред. 216 Иерусалим. 28 Февраля. – Вчера получен акт Блистательной Порты, которым назначение нового католического патриарха официально признано. Эта новость тем более благовременна, что нетерпимое и ревнивое противодействие распространило сомнения относительно истинного характера (миссии) вир. Валерги и внушало местной власти некоторые неправильные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

950 Речь идет, в частности, о т.н. Оксфордском папирусе, или папирусе Дейр эль–Балаиза ( Deir El–Bala’isah), найденном У.М. Флиндерсом Петри (1853–1942) в 1907 г. и введенном в научный оборот бенедиктинским аббатом Пюнье (1908). Этот папирус представляет собой греческую рукопись 6–8 вв. (возможно – и 5 в.), содержащую фрагменты евхаристического текста, который некоторыми исследователями возводится даже к 3 в. В 1938 г. Робертс выявил двупеснец в папирусе Райлендса 466. В 1940 г. Л.Т. Лефором опубликован Барселонский папирус ( Barcelon. Раруг. 154b–157b), сохранивший коптский перевод греческой анафоры 4 в. Сохранившиеся на папирусах фрагменты литургии ап. Марка критически издал Дж. Каминг (1990). Й. Хаммерштедт издал серию папирусов с литургическими фрагментами из Египта и Нубии (1999), а Й. Хеннер – фрагменты древней коптской литургии (2000). 951 Peregrinatio adloca sancta saeculi 4 exeuntis/Ed., rossice versa, notis illustrata ab Joh. Pomialowsky (Паломничество по святым местам конца 4 века/Изд., пер., предисл. и обьясн. И.В. Помяловского)/Правосл. Палестинск. сб. 1889. Т. 7. Вып. 2 (20). С. 1–15, 1–312, с приложением: Petri Diaconi liber de Locis Sanctis (Петра Диакона книга о святых местах). С. 72–102,172–204; см. также: Cabrol F. Etudes sur la Peregrinatio Silviae: Les eglises de terusalem, la discipline et la liturgie du IV siecle. Paris, 1895; Itinerarium Egeriae/Ed. E. Franceschini, R. Weber. Tumhout, 1965 (Corpus christianorum. Ser. latina. 175). 953 В собрании Барберини насчитывается 32 рукописных Евхология (см. описание в: Jacob A. Les euchologes du fonds ВагЬёгЫ grec de la Bibliotheque Vaticane/Didaskalia. 1974. Vol. 4). 954 Кодекс Барберини содержит ряд чинов, связанных с участием константинопольского патриарха (отречения от сатаны и сочетания со Христом Великой пятницы, поставления императора и др.), однако приводимые в нем формуляры (последования) литургий отражают периферийную литургическую практику (так, формуляр литургии Иоанна Златоуста принадлежит к древней итало–греческой редакции, согласно классификации А. Жакоба) и содержат некоторые молитвы, не встречающиеся в Евхологиях константинопольской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25. Ап. Варфоломея и Тита; свт. Мины, Варсиса, Евлогия и Протогена. 26.      Муч. Андриана и Наталии прп. Адриана ондрусовского. Праздн. сретения ик. Б. М. Владимирской. 27. Свт. Либерия и Осии; мч. Анонсы, св.-муч. Кукши; прп. Пимена вел. и Пимена палестинск.; Пимена печерск.; Саввы. Ченстоховской иконы Б. М. Один брат сказал пр. Пимену: «я сотворил большой грех и хочу каяться три года». Но старец заметил: «много». Тогда тот продолжал: «может быть, достаточно года?» Но старец опять повторил: «много». Присутствующие же тут заметили: «вероятно, достаточно, 40 дней?». Но преподобный и на это заметил: «много», – если человек покается от всего сердца и не приложить к тому греха, то и в три дня примет его Бог». (Кн. Ник, Черног. сл. 51 л. 411). Не ясно ли отсюда, что для действительности покаяния нужно истинное раскаяние во грехах, а не епитимия, в виде ли многочисленных поклонов, продолжительных постов и т. п. 28. Св. прц. Анны; прп. Моисея мурина; св. Саввы псковского. Печерских угодников, почивающих в Феодосиевых пещерах – 45-ти. В числе печерских св. угодников есть Иосиф многоболезненный, у которого три первых перста правой руки соединены хотя неравно, но вместе, а два последние, безыменный и мизинец, пригнуты к ладони. 29. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. П. Александра, м. Анастасии. 30. Свят. патр. Константинограда: Александра, Иоанна и Павла; прп. Фантина, Христофора, Александра свирск.; обр. мощ. Даниила, благ. кн. московск.; перен. мощ. благ. кн. Александра невск. 31. Св. Геннадия патр. цареградск.; св.-муч. Киприана карфагенск. Положение честного пояса Божией Матери. Зоя, супруга императора Льва Мудрого , получила исцеление от недуга через возложение на нее пояса Богоматери. В сочинении св.-муч. Киприана «О единстве Церкви» находится след. замечательное свидетельство о невозможности спастись вне Церкви Христовой: «Всякий, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене незаконной и делается чуждым обетований церкви: оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом. Он чужд для нее, он не погребен ей, он враг ее. Не имеющий материю церкви не может иметь отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне церкви мог бы также спастись. Какие жертвы думают приносить питающие ненависть к священникам? ужели они думают быть со Христом, собираясь вне церкви Христовой? Сии люди хотя бы предали себя смерти за исповедание Христово, грех их не смоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне церкви не может быть мучеником; оставляющий церковь , имеющую царствовать, не может сподобиться царствия». Сентябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

168 Списки студ. устава в русских библиотеках весьма редки, потому что он в XV веке заменен во всей России иерусалимским уставом. 172 Другие памяти славянские в сем уставе: июля 11 св. Ольги, 15 благов. кн. Владимира, 4 ноября освящение Софии в Киеве, 28 сент. св. кн. Вячеслава. 173 Находящиеся в нем памяти: 19 дек. св. Бонифатия, 20 марта Фотинии находятся на 1 месте в петров. прологе; 20 февр. Пафнутий, 31 марта Уар, Ферапонт 4 янв. находятся в древних евангелиях в сии дни. 174 Разнится от прологов только янв. 4, 80, февраля 16, 18, марта 2, 5, апреля 19, июля 5, августа 8. 175 Можно предисловие объяснять и так: «се устав есть студ. Монастыря» , это предисловие грека какого-либо константинопольск. монастыря со студ. уставом, «и нас на се повелевшее» , настоятель того монастыря. 176 Церковный устав Мансветова стр. 173. Труды Киев. Дуи. Акад. 1890 г. ч. I стр. 173. Иерусал. библ. Т. II стр. 433. 178 Палестинск. монашество с IV-VI века иеромонаха Феодосия Олтаржевского. Правосл. Палест. Сборник 44 выпуск 1896 года. 183 Литург. письма т. 2, стр. 472. Оно было еще в употреблении в константиноп. и антиохийской церквах до XIII века стр. 474. Было в употреблении в Италии 7 православных греков в XIII в. Чин его в служебнике синод. библ. См. опис. слав. рукоп. III, стр. XII. 189 Сводный синаксарь иерус. устава 1298 года и других см. ниже в приложении 10. Если этот устав переписан и в XV веке, то синаксарь его несомненно XIII века. В нем есть начертание порядков Студийского монастыря (лист 140). 190 Об Никоне см. Описание славян. рукописей Горского и Невоструева. Отд. II часть 3, 226–229. Истор. Рус. Ц. Голубин. Т. I ч. И, стр. 748, Мансветова Церковный Устав стр. 187. 194 Истор. Русск. ц. Т. II первая половина стр. 329–330. Москва 1900 г. Ожидается более – обстоятельное решение этого вопроса во второй половине II тома. 197 В большей части уставов также стоит 24 марта: св. священномуч. Артения (или Артемона), еп. селунского, по всей вероятности вместо селевкийского или, как в некоторых славянских памятниках, селеоукинского. В славянских прологах конца XVII в. в первый раз являются внесте, как отдельные лица: Артемон, еп. селевкийский, и Артемий, еп. селунский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В письменном наследии схимонаха Агапия отчетливо прослеживается главная, центральная тема, звучащая во всех поучениях и наставлениях старца, – это тема любви. Любые добродетели, приобретенные подвижником, не имеют силы без любви. Что это за чувство, схимонах Агапий пытается выразить в нескольких словах: «... Воля тогда совершенно покоряется духовному разуму и сердце бывает исполнено к ближнему любви истиной и милостью без разбору лиц». И продолжает: «На духовной Божией любви, как к Богу, так и к ближнему, все наше спасение основано. Все законы и пророки на сих двух заповедях содержатся. Иоанн Златоуст так пишет: что мы делаем без любви к Богу и ближнему, там Христос уже не имеет где главы подклонити... » Подводя итог, старец Агапий говорит о цели своего назидательного слова: «... чтобы вы любили не одно голое слово, но проводили бы его до чувства сердца и с помощью Божией благодати принуждали бы себя к исполнению всякого доброго дела, памятуя, что только нуждницы восхищают Царствие Божие. Наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением». Сын светлого послушания Схимонах Авель (Осколков) (1839–1906) Схимонах Авель (в миру Алексей Петрович Осколков) родился 31 января 1839 г. в деревне Ездоковской Яренского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. В монастырь поступил 2 сентября 1868 г.; определен в послушники в июне 1872 г.; пострижен в монашество 17 марта 1880 г. с именем Акакий; в схиму – 28 марта 1898 г. с именем Авель. Жил схимонах как непосредственно в монастыре, так и в скитах: Всех святых, Святоостровском, Германовском, Александро-Свирском и Предтеченском. Об этом вспоминал в одном из своих дневников монах Иосиф (Шорин): «На моей памяти в течение пятнадцатилет пребывая в схиме, отец Авель был немногостяжательным. Он, как легкая птичка на крыльях святого послушания, легко перелетал с острова на остров, из скита в скит. Пожив в обители, посылался на остров святого Германа, оттуда – опять в обитель, из обители – в Предтеченский скит, из него – в скит преподобного Александра Свирского , оттуда – в скит Всех святых, а потом опять к святому Предтече. Живя в Александро-Свирском скиту, посылался хозяином с молодыми братьями-рыбаками на дальний Тихвинский остров. Старец идет на послушание и выдерживает на утлой малой ладье бурю, при которой едва не потонул в пучине Ладоги».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После бывшего еще раз в 1825 г. освидетельствования мощей праведного Симеона последовали еще новые чудеса, из которых примечательно одно, происшедшее в 1828 г. Осенью сего года в октябре одному из работавших на Кыновском заводе Агапию Рачеву нужно было сходить в дом, находившийся за заводским прудом. В это время по случаю сильных дождей были открыты на плотине шлюзы, а для пешеходов было перекинуто несколько досок. Рачев благополучно переправился. Но в доме он просидел до вечера, так что ему пришлось возвращаться в сумерки. Дойдя до плотины, он начал выбирать место для перехода. Введенный в заблуждение сильным шумом и оглушительным гулом падавшей вниз воды он удалился от того места, где был переход, и, думая скорее пройти плотину, ускорил шаг и вдруг упал в одно из самых опасных мест перед плотиной, где было более трех сажень глубины. Известно, что при открытых шлюзах вода со страшной силой напирает на проходы. Около одного такого прохода и упал в воду Рачев. Опасность была велика; казалось, ничто уже более не могло спасти упавшего. Неудержимым напором воды его уносило в проход — ему предстояла верная гибель. Находясь в таком отчаянном положении, Агапий стал призывать на помощь свт. Николая и праведного Симеона, и молитва его была услышана. Внезапно, сам не зная каким образом, он почувствовал, что в руках у него очутилась одна из балок, которые поддерживали мост. Ободренный, он громко стал звать на помощь, но никто не являлся. Долго он кричал, наконец стал изнемогать силами. Балка, за которую он держался, была толста, к тому же она осклизла. От холодной воды руки его стали коченеть. Еще несколько минут — и он должен был выпустить балку и погрузиться в воду. Тогда он опять стал внутренне молиться и дал обещание сходить в Верхотурье на поклонение святым мощам праведного Симеона. Угодник Божий, заступник находящихся в бедах и скорбях, помощник всех призывающих его, немедленно оказал Агапию свою чудную помощь. Вдруг прибежал народ, и вытащили утопающего. Велико было удивление всех, когда Агапий рассказал, как он спасся от верной смерти покровительством праведного Симеона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преподобный Македоний был сирийским пустынником. 25 лет он скитался по разным странам, наконец поселился в глубоком рве, под открытым небом и пребывал в постоянной молитве. Посетители устроили для него небольшую хижину. Здесь подвижник провел 25 лет, удостоился дара чудотворения и, достигши 70 лет, скончался. Жил св. Македоний в V веке. Мученики: Вавила и два ученика его: Тимофей и Агапий, пострадали в III веке, на острове Сицилия. Св. Вавила с юных лет оставил родительский дом и поселился в одной горе для подвигов к спасению души. К нему присоединились Тимофей и Агапий. Язычники, открыв местопребывание святых, хотели было предать их своему начальнику, но они удалились на остров Сицилию. Здесь св. Вавила привел ко Христу многих язычников. Узнав об этом, князь подверг как самого Вавилу, так и учеников его истязаниям и затем приказал заколоть их. 24-го празднуется перенесение мощей св. Анастасия Персянина. (Читать под 22 числом). Мученик Иоанн Казанский пострадал в XVI веке. Он был взят в плен казанскими татарами и сделан слугой царского родственника Алей-Шнура. Господин хотел принудить его к отречению от Христа и, увидев отказ, велел обезглавить. Татары изранили тело его, нанесли сильную рану на шее и в таком виде оставили его. При наступлении ночи, мученик пришел в чувство, оградил себя крестным знамением и дошел до русского посольства, поддерживая голову. Здесь причастился св. таин и наутро скончался; весь дом наполнился в это время необыкновенным благоуханием. 25-е число Св. Григорий Богослов был архиепископом в Константинополе. Назван Богословом за свои сочинения о Боге-Слове, Спасителе мира, и о Св. Духе. Жил святитель Григорий в IV веке. Родился он по молитвам благочестивой матери Нонны. Молясь, Нонна обещала посвятить сына Богу и, когда родился Григорий, все свои силы употребила на то, чтобы воспитать его в вере и благочестии, и начала это с самых ранних лет, когда младенец еще едва только стал понимать беседу матери. Когда Григорий возрос, то любимым занятием его сделались чтение слова Божия и молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший о. Агапий! Получил Ваше последнее письмо. Благодарствую, что Вы не серчаете на меня за мое неписание. Вы все спрашиваете и желаете слышать о духовном, а я по этой части недоучен. Почему и нахожу, что лучше помалчивать, чем говорить, не зная дела. Ведь очень худо, если бы кто спросил: «Куда дорога на Валаам?» – и я указал бы ему такую, по которой он не знать куда зашел бы. В духовной же жизни эти неподходящие указания еще пагубней. Память Божия, память смертна, дух сокрушен... и болезненное к Богу припадение: «О Господи, спаси же! О Господи, благопоспеши же!» Се – прямая дорога! Не мое это слово, а всех старцев, прямо на дело смотрящих. Кто попадет на это, тому нечего охать. Посылаю Вам книжки: «Невидимая брань» – вам, о. Александру, что теперь схимник, и о. Агафангелу. Желаю, чтобы Вы в этой книжке нашли все Вам нужное. Прошу Ваших святых молитв! Благослови, Господи, всех вас! Ваш богомолец Е. Феофан. 5. Разрешение недоумений, возникающих при умном делании молитвы Разрешение недоумений, возникающих при умном делании Иисусовой молитвы. О молчании и уединении. О слезах умиления. 23 марта 1886 г. Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший о. Агапий! Очень рад начать опять с Вами беседу. – Бог да благословит Вашу братскую о Господе любовь! Очень утешительно видеть, что Ваша ревность о делании внутреннем пребывает в Вас в силе и занимает внимание Ваше. По силе моей разрешу Ваши недоумения и вопросы: «Можно ли при молитве Божией Матери и святым стоять вниманием в сердце?» – Можно. Где же стоять, как не там? Молитва всякая должна из сердца идти. Следовательно, там и внимание должно быть. Разность же молитвы состоит только в смысле и вере, с коими молимся. Все одно, как поклон: кланяемся пред иконою Спасителя – Спасителю; пред иконою Божией Матери – Божией Матери. Поклон, как поклон, разности не имеет: разность вся в духе и значении поклона. «Есть ли какая разница молиться со вниманием внутри сердца, или при устах внимая 2 словам молитвы, со смиренным и покаянным чувством, при неотходном памятовании Бога Вездесущего и Всезрящего со страхом и благоговением?» – Последние слова (что я подчеркнул) составляют дух молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Леонтий или Лев 911–928 . Афанасий или Анастасий 931. Николай I. Хритсофор, Христодор или Христодул I 936. Агафон. Иоанн VI. Христофор или Христодул II. Фома II. Иосиф II. Александр. Агапий. Иеремия или Орест ок. 980. Феофил. Арсений в нач. XI в. Иордан. Никифор 1048. Мина 1044. Софроний II 1059. Mapk II 1065. Евфимий. Симеон II 1099. Агапий I. Савва I в конце XI и в нач. XII в. Евхерий. Макарий III. Uakob II . Арсений II 1146. Иоанн VII (или Николай) 1156. Никифор II 1166. Афанасий II 1187. Леонтий с 1188. Досифей I (с 1190 г. патриарх Константинопольский). Феофан в нач. XIII в. Григорий I 1261–1288. Афанасий III при Михаиле Палеологе. Фаддей 1298. Софроний III. Афанасий IV в нач. XIV в. Гавриил Брула. Афанасий IV (вторично). Лазарь ок. 1330. Герасим антипатриарх. Лазарь (вторично) 1367. Софроний IV. Дорофей I в конце XIV в. Феофил II. Феофан II. Иоаким 1438. Феофан III. Авраам † 1468. Uakob III . Mapk III . Григорий II. Дорофей II. в средине XVI в. Герман II 1534–1579. Софроний V 1579–1607. Феофан IV 1608–1644. Паисий I 1645–1661. Нектарий 1661–1669, † 1674. Досифей II 1669–1707. Хрисанф 1707–1731. Мелетий 1732–1737. Парфений 1737–1766. Ефрем II 1766–1771. Софроний VI 1771–1774. Авраамий 1775–1787. Прокопий I 1787–1788. Анфим 1788–1808. Поликарп 1808–1827. Афанасий V 1827–1845. Кирилл II 1845–1872. Прокопий 1873–1875. Иерофей 1875–1883. Никодим 1883–1890. Герасим 1891–1897. Дамиан I 1897. Е. Римские папы Св. Петр † 37 июня 29. Св. Лин 67–79. Анаклет 79–91. Св. Климент 91–100. Еварест 100–109. Александр I 109–119. Сикст 119–128. Телесфор 128–139. Гигин 139–142. Пий 142–157. Аникита 157–168. Сотер 168–176. Елевферий 177–190. Виктор I 190–202. Зефирия 202–218. Каллист I 218–223. Урбан I 223–230. Понтиан 230–235. Св. Антер (Анфир) 235–236. Св. Фабиан (Фавий) 236–250. Корнилий 251–252. Новатиан антипапа † 268. Лукий 252–253. Св. Стефан 253–257. Св. Сикст II 257–258. Дионисий 259–269. Феликс I 269–274. Евтихиан 275–283. Кай 283–296. Маркеллин 296–304. Св. Маркелл 304 или 308–310.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вриенний напечатал также ответ на энциклику папы римского Льва ΧΙII, опубликованную по поводу чествования памяти славянских первоучителей Кирилла и Мефодия в 1885 году. Афонский монах Агапий, родом с острова Крита, напечатал очень много богословских сочинений. Из них известны: Καλοκαιριν, где помещены жития 23-х святых и сказания о ризе и поясе Богородицы и о нерукотворном образе Спаса; книга издана в Венеции в 1801 году. В 1803 году он издал в Венеции Κυριακοδρöμιον, т. е. поучения и беседы на воскресные дни всего года, избранные из слов разных учителей, с изъяснением одиннадцати утренних воскресных евангелий, составленным св. Григорием, епископом тавроменийским. В 1805 году Агапий издал «Еклогий», т. е. выбор наилучших житий святых из Четьих Миней Симеона Метафраста , в переводе на новогреческий язык, а в следующем году напечатал в Венеции Νος Παρδεισος, где также поместил в новогреческом переводе некоторые жития святых Симеона Метафраста . Агапию принадлежат и некоторые другие труды в указанном роде. Но больше его потрудился на литературном поприще святогорец Никодим. Он родился на острове Наксосе, учился в Смирне и в 1775 году постригся в монахи в Дионисиатской обители на Афоне, где и провёл всю свою жизнь, подвизаясь в различных кельях. Все свои силы агиорит Никодим посвятил иноческим подвигам и науке. Это был идеальный монах и замечательный учёный. Он обладал такой обширной и твёрдой памятью, что знал наизусть все главы, стихи и страницы Священного Писания и весьма многие изречения святых отцов. Он скончался в 1809 году, оставив после себя громадное литературное наследие. Из его произведений последних лет известны следующие: 1) Γμνασματα πνευματικ (издано в Венеции в 1800 году), содержащее в себе ряд наставлений о духовных упражнениях и подвигах. 2) Πδαλιον или Кормчая книга, напечатанная в Лейпциге в 1800 году. Эта Кормчая составлена Никодимом совместно с монахом Агапием на основании древних афонских рукописей, содержащих правила св. апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов, с толкованиями Зонары, Вальсамона, Аристина и других канонистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010