♦      Синтагма – Σνταγμα (букв, «сопорядок», от σν «с» + τγμ «порядок» – нечто соединенное), обширный корпус основных источников византийского церковно-канонического права, изданный в Афинах в 1852–1859 годах трудами двух греческих ученых-юристов); •      Пидалион – от греч. Πηδλιον – кормило, руль на корабле – греческий сборник 1793–1800 годов, составленный двумя учеными монахами (Агапием и Никодимом) по распоряжению Патриарха и Синода Константинопольской церкви. В этих сборниках, в интересующем нас месте находим: «κβοις σχολζων» 30 с. 58; 29 с. 27. Греческий текст дает совершенно ясно понимание этого правила: κβος – игральная кость, имевшая форму куба с очками на всех шести сторонах, а κβοις – это множественное число, т.е. «кости»; σχολζων, от σχολζω – иметь досуг, свободное время, отдыхать, посвящать свой досуг или свое время чему-либо. Итак, это выражение означает: «играть в кости», т.е. это правило запрещает клирикам проводить свое время, играя в кости в частности, и в азартных играх вообще, а к актерам и театру это правило никак не относится. Таким образом, вместо первоначального значения – «играть в азартные игры», в славянском переводе мы встречаем совершенно иное значение – «играть на сцене». Это один из примеров неправильного перевода с греческого на славянский. И действительно, трудно предположить, чтобы святитель (епископ) выступал на сцене как актер, а вот играть в кости, такое, к сожалению, встречалось в Византийской империи, что и запрещало данное правило. Вообще же это не частный случай, а довольно серьезная проблема – неточность перевода – при изучении канонов, относящихся к «зрелищам». Священномученик Киприан, епископ Карфагенский в середине III века написал сочинение «Книга о зрелищах» (Liber de spectaculis). В ней, в VI главе он описывает то, что показывали на сцене: «adulterorum fallacias, mulierum impudicitias, scurriles iocos, parasitos sordidos», что можно перевести как «плутни прелюбодеев, бесстыдство женщин, непристойные анекдоты, грязных прихлебателей» 24 с. 814. В русском переводе мы читаем: «хитрости прелюбодеев, бесстыдство женщин, шутовские игры гнусных скоморохов» 2 с. 343. Нам кажется неуместным в своей критике театра (хотя здесь больше досталось скоморохам), так далеко отходить от первоначального текста и вкладывать в уста святителя то, что он не говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/otnosh...

Г ρηγo ρ, и в этом видят основание думать, – одни – что это слово произнесено на константинопольском соборе 381 г. или 387 г. (последнее мнение – Фесслера и Миня), чему подтверждением может служить, по-видимому, то обстоятельство, что как видно из самого слова, оно говорено в собрании епископов, непосредственно в след за речами нескольких других ораторов 42 , в великолепном храме, потолок которого был роскошно украшен позолотой. Но кажется следует признать более верным предположенье Селье о том, что слово произнесено при освящении храма, построенного близ Халкидона префектом претории Руфином, сначала управлявшим государством, а потом казненным в 394 г. (о чем рассказывает Созомен ) 43 , на это освящение Руфин собрал и нескольких епископов и множество монашествующих. Панил думает, что слово произнесено на последовавшем за освящением Руфинова храма константинопольском соборе 394 г. Содержание слова составляет защита Божества Духа Святого против македонян. Здесь же Григорий с прискорбием говорит о взаимных распрях между православными, проявившихся в то время, как еретики жили в большом согласии между собой и в своих действиях против православия были единодушны. Этот упрек, кроме смут, произведенных аравийскими епископами Багадием и Агапием из-за кафедры Бострийской, вызван был продолжавшимся разделением в церкви антиохийской между приверженцами Феофила и Флавиана. Здесь же Григорий упоминает о прибывших на собор епископах месопотамских, обладавших даром исцелять больных и изгонять бесов. Похвальные слова св. Григория (св. первомученику Стефану, великомуч. Феодору Тирону, три слова св. сорока мученикам, св. Григорию Чудотворцу , св. Ефрему Сирину , св. Василию Великому , св. Мелетию; сюда же можно отнести надгробные слова императрице Плацилле и дочери императора Пульхерии) не принадлежат к лучшим произведениям его ораторства и ниже подобных произведений Василия Великого и Григория Богослова . В похвальном слове св. Григорию Чудотворцу , он определяет христианский панегирик согласно с тем понятием о нем, какое мы видим у Василия В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Сохранились свидетельства о раме и ризе на икону, изготовленных еп. Агапием, и работах по украшению иконы, предпринятых в 1825 г. И. Влассопуло и в 70-е гг. XIX в. М. Фёдоровым. На нижнем поле иконы на серебряной пластинке находилась чеканная (?) надпись: «Η Κυρα το Ανδρονκου Ατοκρτορος Κ. Γ. Π. Σ.» (Владычица Андроника самодержца). 2-я надпись была помещена на серебряной золоченой раме образа: «Ατ παντμιος γα εκων πρχει δρημα το εσεβος βασιλως Ανδρονκου Παλαιολγου ες Μονεμβασαν» (Эта всечестная святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию). Икона была украшена изображением герба Византийской империи, шитого золотом по зеленому бархату, также к ней был приложен нож, к-рым, согласно преданию, была ранена икона. В годы пребывания А. и. в Троицком соборе иждивением петербургского гражданина И. Ф. Громова и его жены для иконы был изготовлен киот с изображениями по сторонам святых Александра Невского и Марии Магдалины; при перенесении в Вышневолоцкий мон-рь образ был вставлен в раму (размер 103 ´ 90 см) с образами прп. Ефрема Сирина и мц. Неониллы (патронов Е. Сивохина и его супруги). Копия А. и. в 1885 г. хранилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. Сохранились списки с иконы кон. XIX в. небольшого размера (ЦМиАР, ЦАК МДА), надписи на к-рых не соответствуют подлиннику. Празднование образу 1 мая было установлено в 1885 г. в воспоминание его перенесения из С.-Петербурга в Вышний Волочёк. Лит.: Принесение древней греческой иконы Богоматери из Зимнего дворца в Троицкий собор, что на Петербургской стороне 12 мая 1868 г. СПб., 1868, 1875; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3. С. 371, 488; Торжество принесения древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова», из С.-Петербурга в Казанский Вышневолочский жен. мон-рь, 1 мая 1885 г. СПб., 1885; Снессорева. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. С. 468-470; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1899. Вып. 9. Ч. 1. Май. С. 19-20; Бухарев И. Иконы. С. 133-134; Поселянин Е. Богоматерь. С. 678-679; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст. из фондов Музея им. Андрея Рублева. М., 1995. С. 71, 66.

http://pravenc.ru/text/115426.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афон, Скит Ксенофонта или Благовещенский скит Благовещенский скит, он обведен красным цветом   Афон, Скит Ксенофонта или Благовещенский скит Одно из самых интересных путешествий из Русского монастыря можно совершить в Благовещенский скит, откуда открывается удивительная панорама. Этим видом восхищался еще иеромонах Сергий Веснин , Святогорец.     ...Отсюда, из окон гос­тиницы и с террасы, лучший вид на море и на отвесные скалы и живописные холмы, встающие один за другим на рубеже Русиковой стороны потока.    Я долго любовался из окон, в которых не было рам, на подвижные воды отдалено­го моря, к которому расстилался скат холма в разнообразии направлений и цветущих рощей... Сергий Веснин     Скит Ксенофонта или Благовещенский скит был основан в 1766 году иеромонахом Сильвестром и монахами Ефремом и Агапием. В настоящее время Благовещенский скит Скит насчитывает 26 келий, в которых живут 10 монахов. Главный собор был построен в 1766 году, в нем собраны около 100 старинных икон.  В храме находятся мощи свв.Харлампия и Модеста. Библиотека насчитывает 360 рукописей и 500 печатных книг. Интересно, что один из насельников скита, греческий старец, прибыл в скит еще в период немецкой оккупации, или точнее до 1942 года. Он помнит события того времени. А ведь это уже далекая история! А самое интересное - это то, что раньше Скит Ксенофонта или Благовещенский скит был русским и принадлежал монастырю вмч. Пантелеимона. Не будем детализировать историю того, как греки купили этот скит или точнее забрали за долги. Об этом не любят рассказывать. Те, кто совершил глупость, не любят это вспоминать от стыда, а те, кто обменял булыжник на бриллиант, не любят говорить об этом из осторожности. Тем не менее, это уникальный и единственный в своем роде на Святой Горе пример. В общем, скит уникален во многом.       Карта троп около скита   Афон скит Ксенофонта описание, иеромонах Сергий Веснин, Святогорец.     Смотреть галлерею: Скит Ксенофонта или Благовещенский скит   Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1016

   Произнесено 18.5.1914 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Этот эпизод из жития Лукия, старца Енатского, помещен в «Училище благочестия». T.I. С.250.    Сказано 9.5.1904 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 26.5.1914 г. в день Святой Троицы. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 1.6.1914 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной.     Прп. Пафнутий — отшельник и знаменитый пустынник Фиваиды. Память 29 ноября. См. о нем: Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. С.78—83.    Произнесено 17.5.1915 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной.     Прп. Акакий, епископ Мелитинский (†ок.437) — ревностный борец с несторианской ересью, прославился даром чудотворений. Участник III Вселенского Собора, на котором вместе со св. Кириллом обличал Нестория. Память 17 апреля.     Вмч. Евстафий Плакида (†ок.118) — будучи знатного рода, занимал в Риме высокое положение. Однажды на охоте увидел оленя с крестом между рогами. Голос повелел ему креститься, что он и совершил вместе со всей семьей. Подвергнувшись жестокому испытанию (по дороге в Рим у него были похищены жена, дочь и все его богатство), он перенес его с покорностью воле Божией. За что был вознагражден: императором Траяном он был вновь возвращен в Рим, нашлись и жена с детьми. При императоре Адриане за исповедание Христа вместе с семьей был осужден на мученическую смерть: вместе с женой Феопистией и чадами Агапием и Феопистом был брошен в раскаленного медного быка. Память 20 сентября.    Училище благочестия. T.II. С.135.    Беседа на евангельское чтение четверга 4-й седмицы по Пятидесятнице. Состоялась до революции. Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 14.6.1915 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2653...

Г. был одним из активнейших участников II Вселенского Собора. На одном из первых заседаний он произнес слово о божестве Св. Духа ( Greg. Nyss. De deit. adv. Evagr.). В дальнейшем он еще по крайней мере дважды обращался к отцам Собора с речью: по случаю избрания свт. Григория Богослова епископом столицы (это слово не сохр.) и при прощании со свт. Мелетием Антиохийским, первым председателем Собора, умершим в мае 381 г. в ходе его заседаний ( Idem. Or. funebr. in Melet.). В это же время Г. прочел свт. Григорию Богослову и блж. Иерониму 2 первые книги трактата «Против Евномия» ( Hieron. De vir. illustr. 128). По версии Никифора Каллиста, при составлении Никео-Константинопольского Символа веры именно свт. Григорий дополнил Никейский Символ веры словами о равночестии и сопрославлении Св. Духа с Отцом и Сыном ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XII 13). После окончания Собора, 30 июля 381 г., имп. Феодосий I Великий издал эдикт, в к-ром Г., митр. Элладий Кесарийский и еп. Отрий Мелитинский были объявлены хранителями Православия в Понте, так что все епископы, желавшие сохранить за собой кафедры, должны были находиться в общении с ними ( Greg. Nyss. Ep. 1. 31; Sozom. Hist. eccl. VII 9. 6). Затем по поручению Собора - II Вселенского или К-польского 382 г. ( Greg. Nyss. Ep. 2. 1; Lebourlier. P. 179-180) - и при содействии императора, предоставившего ему средства на дорогу и казенную повозку для передвижения, Г. направился в Аравию для наведения порядка в местной Церкви ( Greg. Nyss. Ep. 2. 12-13), нарушенного либо распространившимися там мариологическими ересями коллиридиан (Κολλυριδιανν) и антимариан ( Epiph. Adv. haer. 78. 1. 1), либо соперничеством за кафедру Босры между епископами Агапием и Бадагием ( Honigmann. P. 10). Возвращаясь из Аравии после удачного завершения миссии ( Maraval. 1990. P. 35), Г. посетил Иерусалим по просьбе «предстоятелей святых Иерусалимских церквей», просивших его быть посредником в урегулировании разногласий ( Greg. Nyss. Ep. 2. 12; 3; De vita Macr. 1), вероятно связанных со спорами вокруг авторитета предстоятеля Иерусалимской Церкви свт. Кирилла Иерусалимского, к-рый незадолго до II Вселенского Собора присоединился к группе пневматомахов, но вскоре покаялся ( Sozom. Hist. eccl. VII 7. 3; Maraval. 1990. P. 35).

http://pravenc.ru/text/166529.html

403 Св. Нектарий управлял Константинопольской патриаршею кафедрою с 428 по 431 г. Память его отмечается в субботу сырную. 404 Плакилла – супруга императора Феодосия Великого, известная как благочестивая христианка, отличавшаяся своей христианской благотворительностью. Память ее в Греческой Церкви празднуется 14 сентября. 405 Поместный Константинопольский собор 394 г., при патриархе Нектарии, был созван для решения спора между двумя епископами (Агапием и Багадием), изъявлявшими притязания на одну и ту же кафедру (в Боцре Аравийской). 407 Святой Григорий Нисский оставил после себя множество сочинений, в которых он является то как вития духовный, то как догматист-обличитель ересей, то как толкователь Свящ. Писания, то как учитель нравственности. Ораторский талант его виден в надгробных словах его Мелетию Антиохийскому , Василию Великому , св. Макрине , муч. Феодору Тирону , на крещение, на Пасху (5 слов), на Вознесение Христово, на Пятидесятницу, на Сретение Господне. Из догматических сочинений святого Григория самые лучшие: 12 слов против Евномия и Катехизис, составляющий наставление в том, как надобно действовать при обращении язычников и иудеев и как – при опровержении еретиков. В сочинении против Евномия, опровергая его учение, Григорий доказывает Божество Сына Божия, а частью объясняет и все христианское учение о Святой Троице. Это учение о Святой Троице и особенно о Божестве Святого Духа святой Григорий защищал от современных ему заблуждений многими другими сочинениями, как то: в слове о Святом Духе против македониан, в слове о Божестве Сына и Духа, к Симпликию о вере, к Авлалию о том, что не три Бога, к еллинам, в слове против Ария и Савеллия. Затем, к числу догматических сочинений святого Григория относится шестоднев, где он решает высокие вопросы о мире, оставленные св. Василием Великим в его «Шестодневе» без ответа, «против манихеев», «о сотворении человека», исследование «о детях, умерших некрещенными» и сочинение «о душе и воскресении». В объяснение Св. Писания, святой Григорий написал несколько сочинений, в виде размышлений: 8 бесед на 3 главы Екклесиаста, 15 бесед на Песнь песней, 2 размышления о надписаниях псалмов и беседа о шестом псалме, 5 бесед о молитве Господней, 8 бесед о восьми заповедях блаженств. К нравственно-аскетическим сочинениям относятся: три исследования о христианском совершенстве, о цели жизни по Боге, об истинном подвижничестве, о девстве, о любви к бедным и др. Кроме того, от святого Григория осталось до 28 писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чудо 15 О напившемся монахе Жил некий монах, келарь в общежительном монастыре. Его послушанием была раздача братиям вина. Он благоговел к Пресвятой Деве и никогда не пропускал службы в церкви. Монах, воодушевленный служением братии, заботился о всех телесных нуждах монахов. Единственное, бедняга любил вино, и когда совершал послушание, то пил иногда больше других. В один из дней он обедал и выпил столько, что опьянел. Он упал на подстилку, а утром, когда проснулся и услышал колокол, поднялся, чтобы отправится в церковь , ибо, как мы сказали выше, у него было великое стремление к божественному, и он никогда не хотел опаздывать не спасительное собрание братьев. Келарь прошел небольшое расстояние, на с трудом двигался дальше, потому что голова его болела с похмелья. Однако движимый бывшим у него желанием, он шел дальше. А диавол, превратившись в быка, вышел перед ним и стал угрожать, что вот-вот ударит рогами. Монах удивился и совершил крестное знамение. Диавол тотчас ушел ненадолго. Вновь превратившись в черного пса, он не давал монаху идти вперед. Но с крестным знамением, как и прошлый раз, ушел. Когда монах дошел до церковных врат, этот бес стал страшнейшим львом и ринулся вперед. чтобы его разорвать. Тогда является Прекраснейшая Женщина, изгнавшая беса, изобличив его с угрозой, что он дерзал злодействовать против Ее раба. Затем, взяв за руку монаха, Она ввела его в келлию со словами: «Следи за собой отселе и впредь не напивайся, если стремишься спастись; и исповедуй грех этот своему духовнику, чтобы исполнить епитимью, которую он на тебя наложит». Монах спросил Ее, кто Она, что Она так добра к нему. Она ответила: «Я – Мать Иисуса Христа». Услышав это, инок пал на землю с великим страхом, совершая поклон. А Ее не стало видно. Инок заплакал от радости, и в тот час совершенно избавился от пьянственной страсти. Он исповедовался тщательно, по Господнему повелению, исполнил епитимью и совершенно воздерживался от вина, как должен делать каждый, кого побеждает эта страсть, прежде, чем окажется истязаемым. Пусть все воздерживаются от многопития, как матери блудного расточительства. Откройте ваши глаза, те, кто любят пьянство, возьмите себя в руки, принудьте к воздержанию. чтобы не запоздать к вечному радованию и вкушению. Его же да будет всем нам достичь благоприимным заступничеством Приснодевы и Богоматери. Аминь. Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Таким образом, со временем распространилось твердое убеждение, что «Пидалион» является результатом достохвального сотрудничества двух мужей 72 . Это убеждение, равно как и приводимые в его пользу свидетельства (в том числе из жизнеописаний прп. Никодима, по времени вышедших уже вслед за изданием «Пидалиона»), в значительной степени опираются на сведения, которые предоставляет нам и сам «Пидалион». Если бы прп. Никодим (по одному только смирению ли, как утверждает приснопамятный Феоклит Дионисиатский, или нет – в данном случае это не столь важно) по своей воле не вписал имени Агапия, то не было бы всей этой дискуссии о степени участия в написании «Пидалиона» «двух во Христе друзей». Здесь необходимо учесть еще и то, что Евфимий противоречит сам себе. С одной стороны, он говорит, что два мужа «совместно» работали над переводом-толкованием священных правил, а с другой стороны, замечает, что «Агапий с Иерофеем стали заботиться о доставке книг и о пропитании», и только, а писать «Пидалион» было делом исключительно прп. Никодима. Не только Евфимий, но и сам прп. Никодим также, кажется, не вполне последователен или даже противоречив в свидетельствах об авторстве «Пидалиона». Примечательно, что в других своих книгах («Толкование на четырнадцать Посланий апостола Павла», «Вопросоответы Варсануфия и Иоанна», «Толкование на семь Соборных посланий», «Синаксарь двенадцати месяцев года», «Эортодромион») прп. Никодим, когда ссылается на «Пидалион», всегда называет его «нашим „Канониконом“» или «нашим „Пидалионом“» 73 , никогда не говоря о нем как о труде, составленном вместе с иеромонахом Агапием. В перечисленных творениях прп. Никодим приводит отрывки из «Пидалиона», иногда пространные. В этих случаях он помимо того, что ссылается на «наш Каноникон“» (так прп. Никодим называет «Пидалион» чаще всего, а собственно название «Пидалион», чередуясь с названием «Каноникон», встречается только в «Синаксаре двенадцати месяцев», который был составлен в 1805 г.), обнаруживает прекрасное знание изложенного в «Пидалионе» материала. Становится очевидно, что он свободно ориентируется не только в области источников и библиографии, но и в тематике и содержании священных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18367@ Подпись к иллюстрации: Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом Размер файла: 133 Кб Кто разместил: Илич Нина Дата размещения 03.11.2019 20:44:25 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18367.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010