Нет точных сведений о том, был ли П. знаком с Евангелием от Иоанна. Согласно Евсевию, П. приводил особую редакцию перикопы о взятой в прелюбодеянии женщине (Ин 7. 53-8. 11); вероятно, в таком же виде перикопа содержалась в апокрифическом «Евангелии евреев» ( Euseb. Hist. eccl. III 39.17). Однако Евсевий не утверждал, что П. знал Евангелие от Иоанна. По свидетельству Агапия Манбиджского (X в.), перикопа была приведена в одной из книг сочинения П., посвященной толкованию этого Евангелия (The Apostolic Fathers. 2007. P. 760-761; Shanks. 2008. P. 306-309). Вардан Великий (XIII в.) приписывал П. авторство перикопы, ошибочно ссылаясь на утверждение Евсевия (The Apostolic Fathers. 2007. P. 764-765; Shanks. 2008. P. 311-312). На знание П. Евангелия от Иоанна может указывать порядок перечисления им апостолов, который совпадает с последовательностью упоминаний о них в Евангелии (напр.: O " Connell. 2010; Бокэм. 2011. С. 251). Высказывалось мнение о том, что из сочинения П. были заимствованы сведения, приведенные Евсевием без указания источника: Евангелие от Иоанна, последнее по времени составления, было написано с целью дополнить повествования Матфея, Марка и Луки ( Euseb. Hist. eccl. III 24.7-13) ( Hill. 1998; Idem. 2006. P. 311-312). По предположению Р. Бокэма, П. не только знал Евангелие от Иоанна, но и рассматривал этот текст как образцовое Евангелие, сопоставляя с ним сочинения Матфея и Марка ( Бокэм. 2011. С. 251-255). По утверждению Андрея Кесарийского (кон. VI - нач. VII в.), П. был знаком с Откровением Иоанна Богослова и считал его богодухновенным сочинением (The Apostolic Fathers. 2003. P. 108-111; The Apostolic Fathers. 2007. P. 748-749; Shanks. 2008. P. 273-276). О знакомстве П. с Евангелием от Луки свидетельствует лишь один из фрагментов, приведенных в поздних арм. текстах ( Shanks. 2008. P. 299-302; ср.: Schoedel. 1993. S. 246-247). Нет данных и об использовании П. Посланий ап. Павла, которые он либо не знал, либо игнорировал, либо отвергал ( Schoedel. 1993. S. 253-254). Возможно, П. не придавал значения этим Посланиям, т. к. ап. Павел не был свидетелем земного служения Христа и не привел сведений, к-рые бы отсутствовали в Евангелиях ( Hill. 2006. P. 312). По мнению др. исследователей, П. не разделял учение ап. Павла и противопоставлял ему учение ап. Петра, записанное в Евангелии от Марка (напр.: Elmer. 2014).

http://pravenc.ru/text/2578925.html

Обратим внимание читателей на срок поста (он окажется небезразличным для нас впоследствии), после которого потребность в воздержании исчезала. 766 Агапий Манбиджский, Баребрей. Поскольку эти свидетельства окажутся очень важными для нашего дальнейшего изложения, приводим их дословно. «Σημεωσαι κατ Λαμπετιανν τοι Μεσσαλιανν δελφιανν τατν δ επεν Μαρκιανιστν· οτινες τριεταν μνον κρως σκσαντες, μετ τατα π τοσοτον διαφοροσι τν λοιπν τς αυτν ζως χρνον ς πσαν τοπαν πρττειν δες· μοιχεαις γρ κα σελγεαις γαστριμαργαις κα λληλογαμαις κα παξαπλς ν πσαις σωταις γκαλινδομενοι τ τοιατα πρττειν παθς τερατεονται· κα ναισθτως νοσοντες τν μπθειαν κα ναλγτως φ’ αυτν πσχοντες κα τν ν ατος οκοντων δαιμνων σπερ ο φρεντιδι κατεχμενοι νσ γλλονται μλλον κα οκ νινται» (Макс. Исп.//PG 4, 169 D sqq.=Kmosko 1926, CCXXXI); «Et innotuit vulgus (nomine) Messalianorum notus, qui dicebant: Quicunque oraverit et ieiunaverit duodecim annis, ubi monti praeceperit ut e loco suo recedat, recedet » (Баребрей, История династий//Kmosko 1926, CCLXXII); « Isti nomine Messalianorum innotuere et hoc propterea, quia dicebant, quicumque oratutus esset duodecim annis, praeciperet monti » (Агапий//Kmosko 1926, 1160). 776 Тим. 17. Чтобы оценить всю силу этого утверждения мессалиан, надо вспомнить, что данное слово впервые появляется как неологизм в греческом языке в Новом Завете, причем оба раза применительно к Богу и Господу. Святые отцы настаивали, что только Бог истинный сердцеведец (см. TLG). У Макария это слово употребляется единожды (I, 46, 2, 2=II, 6, lin. 87) как эпитет Христа. 786 В издании Холля с прописной буквы, но мы не уверены в правильности такого написания. У Макария в I, 16, 1, 1 встречается такой ряд: христиане по благодати – христы, цари, пророки, сыны, господа, боги. См. коммент. 324 и 337. 798 Тим. 15, Дам. Акцент на этом выражении из Нагорной проповеди встречается и у богомилов (см., например, Житие Феодосия Тырновского).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Богослов: Отец Клеопа, вот я читаю акафист или другое что-нибудь. Ум идет и молится, следует за стихами акафиста. Если он отклоняется, я его опять возвращаю. И есть моменты, когда можешь молиться, потому что ум исправно следует за тем, о чем ты молишься. Отец Клеопа: То есть что произносит язык, то ум понимает. Богослов: Нет, без языка, потому что языком я ничего не говорю. Только читаю в уме и так молюсь. Отец Клеопа: Этого недостаточно. Отец мой, ты не читал большую беседу святого Феофана Затворника со святым Агапием Слепым из Валаамского монастыря в Финляндии? «И спрашивает его святой Феофан: – Отче святый, – епископ обращался к нему так, великое смирение! – ты не жалеешь, что ослеп? – Очень радуюсь этому. Ибо глазами я много согрешал пред Богом в жизни моей. Благодарю прещедрого Бога, что с тех пор как Он закрыл эти мои глаза [плотские], то открыл мне другие [душевные]. И по-другому я вижу теперь. И епископ Феофан спросил его: – Что ты делаешь, отче, когда в уме твоем возникают священные образы во время молитвы? Такие воображения бывают хорошие, плохие и средние. Итак, что ты делаешь с хорошими? Бывают образы из Священного Писания: Преображение, плач Матери Божией, сцены из Евангелия. Что ты делаещть с ними? Послушай, что говорит старец Агапий, монах: – Я, преосвященный владыко, все священные образы откладываю в память, в другую силу души, и никак не позволяю им войти в ум, потому что все они – вне-умовые. И если бы я представил себе что-нибудь во время молитвы, то поклонился бы воображению». Послушай также, что говорит святой Нил Подвижник: «Блажен ум, достигший молитвы без воображения». Богослов: Так бывает и у меня, когда я молюсь. Например, вдруг придет мне на ум какой-нибудь образ, и я говорю себе: «В сторону образы» – и продолжаю молитву дальше. Отец Клеопа: Не воображай ничего. Ибо ум Христа не имел образов. Когда Христос пришел, Он пришел как Новый Адам. Таким, каким был Адам до грехопадения. Святой Максим говорит: «Когда Адам впал в воображение? Когда вообразил себя божественным», когда прельстил его змий. Тогда он вообразил, что он может быть... Как пали Ангелы? Ведь сказано у Исаии: «ты говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Давай пойдем этой ночью и крестимся: этим крещением мы станем ему свои». И сказал ей Плакида: «То же самое сказал мне тот, который мне явился». И когда наступила полночь, с обоими младенцами и несколькими слугами пришли они к священнику. Оставив слуг снаружи, они (вошли) и рассказали священнику обо всех видениях; объявили себя верующими в Господа нашего Иисуса Христа и просили его свершить над ними таинство крещения Христова. Священник обрадовался и прославил Господа Иисуса Христа, который хочет спасти всякого человека и привести его к истине, и, взяв их, сотворил он над ними молитву, научил их вере и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Плакиду он назвал Евстафием, а жену его Татьяну – Феопистией, сына – первенца – Агапием, а меньшого – Феопистом; и причастил их святого тела и крови Господа нашего Иисуса Христа, и отпустил их, сказав: «Бог да будет с вами и да даст вам царствие свое. Я понял, что рука Господня над вами. Вы же, когда будете в раю, помяните мою душу, Иоанна, прошу вас!» Наступило утро, и Евстафий, взяв с собой нескольких всадников, поехал на гору. Около того места, где ему было видение, он отослал слуг, сказав им: «Поищите лова». И, немного подождав, упал ниц, восклицая: «Молюсь тебе, Господи Иисусе Христе, знаю, что ты Христос, сын Бога живого, верую в Отца и Сына и Святого Духа; а теперь я пришел и молюсь божеству твоему, чтобы ты открыл мне то, о чем говорил мне тогда!» И сказал ему Господь: «Блажен ты, Евстафий, ибо принял баню моей благодати; теперь ты стряхнул с себя тленного человека и облекся в нетленного. Ныне же проявится дело твоей веры. Поскольку ты отошел от дьявола, он хочет для тебя какой-нибудь беды; если перенесешь ее, примешь венец победы. Ты вознесся богатством житейским, а теперь должен смириться богатством духовным; не вздумай отступить, вспомнив свою прежнюю славу,– как ты угодил земному царю, постарайся победить дьявола и хранить мою веру: ты будешь вторым Иовом в несчастьях. Опасайся, чтобы хула не вошла в твое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец же Агапий, воздев руки к небу, помолился Господу Богу со слезами, чтобы Господь Бог направил корабль в мир. И в тот же час корабль побежал по морю, словно ветром подгоняемый. Долго плыли они из этого немеркнущего света, и видели солнце и месяц, и звезды, озаряющие небеса. Доплыли они морем до иерусалимских пределов и, доплыв, прибыли в город Иерусалим. Всем городом встретили старца. В городе же том было множество больных, слепых и хромых. Старец Агапий милосердствовал к ним, питая их упомянутым хлебом. Они выздоравливали и радовались исцелению своему. Слепым он мазал глаза, и они тотчас прозревали и прославляли Бога и угодника его, преподобного отца Агапия чудотворца. И по многим городам прошла слава о преподобном отце Агапии, и множество народа стало стекаться к преподобному, больных, слепых, хромых – исцеления ради. Агапий же всех немощных исцелял названным хлебом. Но вскоре преподобный отец не захотел жить в славе мира сего и ушел из этого города. И отправился он в пустынное место на берегу моря, и, придя к какой-то каменной скале, увидел пещеру в ней и уготованное повелением Божиим ложе. Он поселился здесь, и прожил в пещере преподобный отец Агапий пятнадцать лет, день и ночь непрестанно молясь Господу Богу. И питался он тем упомянутым хлебом. Когда минуло пятнадцать лет, преподобный Агапий разболелся телом и почил на ложе своем, предав пречистую душу свою в руки Господа Бога, источая благоухание. По преставлении же его пришли к пещере той двое неких юношей, охотники на зверей, и увидели они на ложе тело преподобного отца Агапия, и лицо его, сияющее подобно солнцу, а в руках держал он свиток. И испугались юноши эти. Простились они с Агапием и возвратились в город Иерусалим, и известили патриарха об увиденном ими. Патриарх же, услышав о кончине преподобного, отправился к пещере со всем своим клиром и, дойдя до нее, увидел тело святого, лежащее на ложе. С почтением патриарх целовал его и взял из рук старца написанное им. И прочитал о том, как тот преподобный отец наш земным человеком путешествовал в рай и потом вернулся в мир. И взял патриарх упоминавшийся райский хлеб, лежавший у изголовья. Подивился он святой жизни старца и прослезился над ним. И, взяв тело святого, патриарх иерусалимский совершил отпевание надгробное в пещере той. И погребли старца с почетом, со свечами и каждением, приняв его благословение и прославили прославляющего Бога чудесами. И возвратился патриарх с клиром в Иерусалим, и со Христом Иисусом Господом нашим. Ему же слава и держава, Господу нашему, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово о Макарии римском

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог, невидимый всей созданной твари, не имеющий количества и величины, всюду присутствующий и над всеми надзирающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, – открывает Себя каждому соответственно: святым Ангелам как святым, посылая неизреченные повеления, а злым духам как злым, давая согласие на испытание людей (43,1015). Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть Источник премудрости и знает, как устроить все касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать, что все, что Он ни делает, делает для нашей пользы, и должны принимать это с благодарностью как от благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное, ибо все бывает по праведному суду, и Бог, Который столько милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби (55,148). От Божественного Промысла зависит – оказать помощь пловцам, а дел пусть требует каждый сам от себя. Посему и мы, зная, что Божественною десницею дано естеству нашему стремление к добродетели, принесем от себя труды, ибо таким образом достигнут будет счастливый конец (47,280). Однажды вышел преподобный Агапий на море и был взят агарянами и продан в рабство. Двенадцать лет находился Агапий в оковах и трудах, прося Царицу Небесную об освобождении. В одну ночь является ему Всемилостливая во сне и велит идти к своему старцу. Пробудившись, Агапий видит, что оковы с него сняты, и двери его открыты. Встал он и пошел к своему старцу. Тот же, увидев его, повелел вернуться к господину и трудиться для него, как для Господа. Послушался его преподобный и вернулся обратно. Увидев его, хозяин расспросил его обо всем и, будучи поражен верою и послушанием Агапия, а также помощью Божиею, вместе с Агапием пришел на Афон и просил Агапиева старца крестить его и двух сыновей своих, а затем обращенные к истинному Богу приняли ангельский образ и, богоугодно пожив в послушании и монашеском подвиге, отошли в Царство Небесное радоваться с прочими преподобными во Христе Иисусе (80,302).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В 1975 г. в Каире был издан перевод Книги Иова, сделанный в IX в. на Синае мелькитом Тумой (Фомой) аль-Фустати. В состав полиглотт вошел перевод Книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сирахова, основанный на Септуагинте. В нем Книга Притчей Соломоновых делится на 2 части: Притч 1-24, 30, 31. 1-9 - собственно притчи (   греч. παροιμαι) и Притч 25-29, 31. 10-31 - воспитательные наставления (   παιδεαι). Отдельным изданием был опубликован текст этой же версии Песни Песней (1656). Версия рим. Библии 1671 г. основана на Vat. arab. 468, однако во мн. местах текст рукописи подвергся значительной правке. В кон. XIX в. коптом-католиком Агапием Бишаем, титулярным еп. Кариополя, был осуществлен ряд двуязычных копто-араб. изданий Книг Притчей Соломоновых, премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сирахова, в к-рых араб. перевод следует Библии 1671 г. с рядом исправлений по евр. подлиннику. Текст Книг премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сирахова, опубликованный в Каире Лабибом (1911), является средневековым переводом с коптского. По свидетельству Абу-ль-Бараката («Светильник...», гл. 6), в К. Ц. имел хождение перевод Книги премудрости Соломона, сделанный в X в. с сирийского аль-Харисом ибн Синаном ибн Синбатом из Харрана. В рукописи Cair. Copt. Patr. 232 (по каталогу Графа; XVII в.) сохранилась версия Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, которая приписывается Петиону, переводчику Книги Иова, и является вольным парафразом Пешитты. Перевод книг пророков в составе полиглотт - египетского мелькитского происхождения, осуществленный с греч. языка александрийским свящ. аль-Аламом (IX-X вв.) и содержащий множество лакун. В Лондонской полиглотте эти лакуны восполнены версией Петиона (Ис, Иер, Иез), сделанной с сирийского. Перевод рим. Библии 1671 г. также основан на Пешитте, однако во мн. местах текст сильно зависит от Вульгаты и носит парафрастический характер. Книга прор. Даниила в этой версии, вероятно, переведена с греческого и отредактирована по Пешитте.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

гл. 10). Однажды, будучи на охоте, погнался он за оленем. Но по Божию Промыслу между оленьими рогами явился светлый крест, и Плакида услышал глас Господень, призывавший его пойти к священнику и креститься. В крещении получил он имя Евстафий, его супруга стала именоваться Феопистией (Боговерной), а их сыновья были наречены Агапием и Феопистом. Приняв святое крещение, Евстафий пошел на то место, где через оленя сподобился откровения, и, упав на колени, возблагодарил Бога за то, что привел Он его к истине. При этом снова услышал он глас Господень, предрекавший ему страдания за имя Христово и укрепивший его. Тогда Евстафий вместе с семьей тайно покинул Рим, намереваясь окунуться в среду простого народа и там послужить Богу в скромности и неизвестности. Как только прибыл он в Египет, тотчас навалились на него искушения. Некий злой варвар отнял у него жену, а обоих сыновей утащили хищные звери. Однако вскорости тот варвар погиб, а его детей из пасти зверей спасли пастухи. Евстафий же, поселившись в египетском селении Вадисис, прожил там 15 лет, нанявшись на сельские работы. После этого в Римскую империю вторглись варвары, и император Траян сетовал, что нет с ним храброго воеводы Плакиды, который, где бы ни сражался, одерживал победы. Отправил царь двух своих высоких командиров по всей империи на поиски полководца. По Божию Промыслу, сии военные, бывшие некогда товарищами Евстафия по оружию, пришли в то самое селение Вадисис, разыскали Евстафия и привели его к царю. Евстафий, собрав войско, победил варваров. На обратном пути в Рим нашел он и свою супругу, и обоих сыновей. Когда прибыли они в Рим, император Траян уже скончался, а на престоле восседал император Адриан. Когда сей последний призвал воеводу Евстафия принести жертвы богам, Евстафий исповедал себя христианином. Адриан предал его на мучения вместе с супругой и сыновьями. Но так как звери нисколько им не повредили, то ввергли их в раскаленного медного вола. На третий день вынули их мертвые тела, [ничуть] не опаленные пламенем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   Но когда состарился и продолжал трудиться на том же послушании, то вызывал у нас восхищение, потому что всегда видели его нагруженным и обливающимся потом.    Однажды, когда неутомимый отец Симеон возвращался после очередного путешествия по Афону из Карей в Новый Скит пешком через гору (по прямой дороге расстояние приблизительно семь часов пути), смертельно усталый и истекавший потом он сделал одну остановку посреди пути на монастырском лугу. Там стояла небольшая хижина, где жили обычно монахи, охранявшие лес. Так вот, он остановился ненадолго, чтобы поменять промокшую от пота рубаху и немного отдохнуть. Отдохнув, старец собрал мешок и снова вышел на дорогу, ведущую в его келью. Через три приблизительно часа пешего пути он пришел в келью и, положив поклон перед старцем Агапием, рассказал ему о своем хождении. И тут же понял, что на монастырском лугу, где сделал привал, забыл рубаху, которую там расстилал для просушки. Он и об этом сказал старцу, и тот, благословенный, отослал его тотчас обратно — проделать тот же путь в несколько часов среди ночи и без всякого промедления или опоздания принести рубаху! Старцы с такой строгостью и простотой хранили предания, что с самого начала были в их общине, что слух о каком-нибудь случае икономии или снисхождения, попускаемые другими отцами, вызывал у них недоумение, поскольку это считалось у них нарушением монастырского устава.    Любя службы и будучи воздержанны во всем, блаженные до глубокой старости не делали себе послабления в монашеском правиле, не ведая, что в человеческой жизни существует еще и икономия, всеми применяемая. Старец Парфений был, скорее всего, копией аввы Павла Препростого. Такой же простой, незлобивый, безхитростный, молчаливый и послушный, он не знал других слов, кроме тех, блаженных, что произносят истинные монахи: «Благослови... да будет благословенно». С первого дня, когда он поселился в этой каливе, еще при жизни своего старца и потом после его смерти, отец Парфений так там и оставался, используя ее одновременно и как мастерскую, где хранились инструменты, обувные колодки и куски кожи. В ней он жил до заката жизни просто, скромно и в бедности, не имея ни отопления, никакого другого утешения. И это несмотря на то, что в келье не было окон, а соответственно и света, так что старец трудился сидя у двери, где продувало, а зимой здесь было, как в холодильнике.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Родилась она в Панорме (Палермо), а за­мучена была в Катане. Городской префект Кинтиан, на суд кото­рого она предстала, вначале пытался добиться от нее отречения уговорами, а затем приказал подвергнуть ее мучительным пыт­кам. И вот пока терзали святую, на город обрушилось землетрясе­ние, и земля поглотила нескольких друзей Кинтиана. Испуганные горожане, вразумленные бедствием, потребователи от префекта оставить Агапию в покое. Страшась бунта, тот велел прекратить пытки и отправить Агапию вновь в темницу, где она вскоре и ото­шла ко Господу. После ее мученической кончины число христиан в Катане умножилось. В III столетии на Сицилии были усечены мечами исповедавшие Христа римские граждане Вавила вместе со своими учениками Тимофеем и Агапием. 4. Испания Испания была разделена на три провинции: сенатскую Даль­нюю Испанию, или Бетику, названную так по реке, которая при арабах была переименована в Гвадалквивир, с административ­ным центром в одноименном с ее названием маленьком городе Бетии, и императорские – Ближнюю, или, по имени столицы, Тарраконскую Испанию (в Тарракон центр провинции был перенесен при Августе из Нового Карфагена) и Лузитанию, легат которой имел резиденцию в Эмерите, современной Мериде. Бетика терри­ториально приблизительно совпадала с Севильей, Лузитания – с Португалией и испанской Эстремадурой, а до Августа в эту про­винцию входили также Астурия и Галлекия (нынешняя Галисия). Подобно тому как современные галисийцы говорят на языке, ко­торый ближе к португальскому, чем к испанскому кастильскому, так и в древности иберийское племя галлеков состояло в ближай­шем родстве с лузитанами; Август перевел территории племен галлеков и астуров в состав Тарраконской Испании, которая за­нимала северную, восточную и центральную часть полуострова. Во времена классической республики и при Цезаре иберы упорно сражались за независимость: шесть наместников испан­ских провинций удостоились триумфов за свои победы за короткий период второго триумвирата. Но смирившись с неизбежностью поражения, Испания в эпоху принципата подверглась более глу­бокой романизации, чем любой другой регион вне Италии, кро­ме Нарбоннской Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010