разделы   рассылка  распечатать Лидия Орлова Религиозные культуры прошли по административной границе Источник:  НГ-Религии Большинство школьников предпочитают светскую этику, но некоторые регионы выбиваются из общей картины Четвероклассники по всей России 1 сентября начали изучать новый обязательный предмет " Основы религиозных культур и светской этики " . По данным Министерства образования и науки РФ, выбор модулей ОРКСЭ по стране распределился следующим образом: 42, 7% четвероклассников будут изучать " Основы светской этики " , 31, 7% – " Основы православной культуры " , 21, 2% – " Основы мировых религиозных культур " , 4% – " Основы исламской культуры " , 0, 4% – " Основы буддийской культуры " и 0, 1% – " Основы иудейской культуры " . Статистику выбора модулей по регионам Минобрнауки пока не представило. По данным Департамента образования Москвы, в столице большинство четвероклассников – 47% – будут изучать курс " Основы светской этики " . 27% и 23% родителей школьников остановили свой выбор на курсах " Основы мировых религиозных культур " и " Основы православной культуры " соответственно. Схожая картина сложилась в северной столице. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, " Основы светской этики " будут изучать 52, 61% четвероклассников, " Основы мировых религиозных культур " – 37, 74% школьников, а " Основы православной культуры " – чуть более 9% учащихся. Официальный сайт ОРКСЭ опубликовал доклады интернет-конференции " Актуальные вопросы введения курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения " , которая проходила 5-7 сентября с. г. Так, по данным президента Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина, в пользу светской этики сделали свой выбор родители Южного (74%), Уральского (73%) и Северо-Западного федеральных округов (62%). Кроме того, 83% школьников Чукотского автономного округа также будут изучать этот модуль. Такие цифры приводит начальник отдела государственной политики и развития образования Управления государственной политики и надзора в сфере образования Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского АО

http://religare.ru/2_96828.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Нравственная и ценностная дезориентация человека в современном мире 05.02.2020 2499 Время на чтение 20 минут В определении нравственных категорий принято различать три понятия: «этику», «мораль» и саму «нравственность». Примером тому могут послужить рассуждения на эту тему В.С. Библера, который считает, что мораль и нравственность есть две сферы человеческой этики в реальном их сопряжении. «В предлагаемом сопряжении, – пишет В.С. Библер, – я понимаю мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести, чтобы жить достойно...) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни такие нормы отказывают, обнаруживая свою вненравственную закраину. На мой взгляд, нравственность воплощается не в моральные нормы, но в трагедийные перипетии свободного личного поступка. Эти перипетии формируют коренные Образы личности – образы культуры различных исторических эпох... Нравственность есть (это и «настоящее время» и «логическое определение») всеобщее сопряжение, диалог ключевых исторических нравственных средоточий». В своем определении нравственности В.С. Библер психологичен, даже литературно психологичен. Он различает, а точнее наблюдает поведение человека в социуме в определенный культурно-исторический момент и в момент личной трагедии, в момент совершения вненормативного уникального и единственного поступка, в котором и заключена личная ответственность человека. «Личностные образы культуры» и являются средоточием любого литературного произведения. Не психологию поведения исследует писатель, а психологию поступка. Трудно согласиться с тем, что нравственность может быть только автономно трагедийной. Поступок может созидать, а может и разрушать ткань культурно-исторической жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/05/...

Скачать epub pdf Глава 27. Этика в Православии Православие не знает автономной этики, которая, например, представляет преимущественно область и своеобразный духовный мир Протестантизма. Этика для Православия религиозна, она есть образ спасения души, выявленный религиозно-аскетически. Религиозно-этическая вершина здесь достигается в монашеском идеале как совершенном следовании Христу в несении своего креста и самоотречения. Высшие добродетели монашества суть смирение и хранение чистоты сердца, достигаемые путем отсечения своей воли. Обеты безбрачия и нестяжания являются только средством для этой цели, не так для всех обязательным, как обязательна самая цель. Православие не имеет разных масштабов морали, но употребляет один и то же масштаб в применении к разным положениям в жизни. Оно не знает и разной морали – мирской и монашеской, различие существует лишь в степени, в количестве, а не в качестве. Некоторые нецерковные критики видят в этом прямолинейном максимализме монашеского идеала отсутствие жизненности и мироотреченность православной морали, которая иногда оказывается безответна перед вопросами практической жизни во всем ее многообразии. Подобные критики отдают предпочтение гибкой и практической католической этике, позволяющей найти выход из любой ситуации как духовно совершенному, так и стяжающему совершенства человеку (заповеди и советы); указывают также на протестантскую этику с ее пафосом мирской повседневной честности. Ни в коей мере не умаляя достоинства обеих этих доктрин, следует, однако, отметить, что всякий максимализм труднее минимализма и в своих неудачах и искажениях может вести к худшим последствиям. Нельзя отрицать, что негибка и максималистична сама истина, которая терпит неполноту своего осуществления, но не мирится с умалением и полуистинами. Христианский путь узок, и нельзя его расширить. Поэтому в основных принципах не может быть сделок или уступок в сторону приспособления. Упрек в мироотреченности Православия должен быть отстранен. Он может быть применяем, самое большее, лишь к одному из исторических ликов Православия, определившемуся под односторонним и чрезмерным влиянием восточного монашества с дуалистическим и псевдоэсхатологическим пессимизмом в отношении к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мониторинг СМИ Не верите? Через полгода религия станет полноценным школьным предметом 11.11.2009 15:02 Правительство решило: через полгода в российских школах начнется апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент стартует в апреле 2010 года, апробация предмета начнется в 19 субъектах Федерации, преподавание будет вестись в четвертых классах общеобразовательных школ. Утвержденный правительством России план мероприятий по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет опубликован в «Российской газете» 11 ноября. Учебный курс должен включать в себя «основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики». Список предметов не случаен, он создавался на основе опросов старшеклассников и родителей учеников младших классов. До конца этого месяца минобрнауки должно заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса». И разработать механизм, определяющий, каким образом школьники или их родители будут выбирать «одну из составных частей комплексного курса» - «основы» той или иной религии или же светскую этику. К февралю будущего года должны появиться учебники по новому предмету. А преподаватели сразу начнут повышать квалификацию. В пилотных регионах будет проводиться мониторинг, отслеживающий удачи и неудачи эксперимента. Субъекты РФ, в которых начнется эксперимент: Удмуртия, Чувашия, Камчатский край, Красноярский край, Ставропольский край, Вологодская область, Калининградская область, Костромская область, Курганская область, Новосибирская область, Пензенская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Карачаево-Черкесия, Чечня, Калмыкия, Еврейская автономная область. Возможно, что через 6 лет (эксперимент начинается в четвертых классах) в свет выйдет поколение, которое, если все пойдет хорошо, «Вначале было Слово» («Слово» обязательно с большой буквы) и «Любовь милосердствует» будет повторять в десятки раз чаще, чем «религия - опиум для народа». Хотя последняя фраза, надо сказать, не такая уж обидная, она означает, что религия - не одурманивающее, но обезболивающее.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Основы «Основ» Правительство утвердило план преподавания религии и светской этики в школах 06.11.2009 09:47 Правительство определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии. Соответствующее распоряжение было подписано премьером Владимиром Путиным еще 29 октября, но размещено на сайте кабинета министров лишь вчера. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины, которая после долгих согласований получила название «Основы религиозных культур и светской этики». Согласно распоряжению, предмет пройдет апробацию в 19 субъектах федерации—предполагается, что эксперимент стартует там в апреле 2010 года в четвертых классах общеобразовательных школ. Составляя список «пробных» регионов, чиновники, судя по всему, постарались учесть конфессиональное разнообразие России. В перечень включены, например, Карачаево-Черкесия и Чечня—республики, население которых преимущественно исповедует ислам, Калмыкия, чье коренное население придерживается буддизма ламаистского толка, и Еврейская автономная область. Что же касается республик, краев и областей, где большинство верующих относит себя к крупнейшей конфессии—православию, то они, судя по всему, призваны представлять все федеральные округа России. Эксперимент пройдет в Удмуртии, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской и Томской областях. Предполагается, что учебный курс должен включать в себя «основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики». Правительство поручило Минобрнауки заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса». Это нужно будет сделать до конца ноября. В этот же срок ведомство Андрея Фурсенко должно разработать механизм, определяющий, каким образом школьники или их родители будут выбирать «одну из составных частей комплексного курса» -- «основы» той или иной религии, или же светскую этику.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Крыму прошла межепархиальная викторина для школьников по основам православной культуры Симферополь, 14 августа 2007 г. По благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира Симферопольская епархия провела межепархиальную викторину для школьников по основам православной культуры. Как информирует пресс-служба Украинской Православной Церкви , подобные мероприятия уже проводились во всех районах автономной республики Крым. К участию в межепархиальном конкурсе были приглашены учащиеся 8-10 классов из разных областей Украины, изучающие в школах «Основы православной культуры» и христианскую этику. Участники были поделены на команды по 6 человек. В конкурсе приняли участие сборные города Симферополь и Кировского благочиния (Симферопольская епархия), Полтавской и Днепропетровской епархий. Помощь в проведении мероприятия оказал благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского. Местом проведения конкурса стало одно из прекраснейших мест Крымского полуострова – Ливадийский дворец вблизи Ялты, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Перед началом конкурса в Крестовоздвиженском храме, расположенном на территории Ливадийского дворца, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил молебен в сослужении священнослужителей епархии, которые входили в совет старейшин конкурса. Участникам были предложены тематические задания по темам: «Библейские сюжеты», «История Русской Православной Церкви», «Православие в Крыму», «Христианская этика», «Иконопись», «Духовная музыка», «Православные праздники», «Литургика». Победителем конкурса стала команда Кировского благочиния Симферопольской епархии, она была награждена грамотой Оргкомитета; каждый из членов победившей команды получил в подарок полное собрание вышедших томов «Православной энциклопедии», учебное пособие по изучению предмета «Основ православной культуры Крыма» и книгу «Житие святителя Луки, архиепископа Крымского». Все участники межепархиального конкурса, команды и лучшие из участников были награждены грамотами и призами. Владыка Лазарь вручил каждой команде комплекты томов «Православной энциклопедии». Всем присутствовавшим детям были подарены иконы Пресвятой Богородицы «Почаевская». Обращаясь к ребятам, владыка Лазарь напутствовал: «Любите труд и приобретайте знания, изучайте богатую историю нашей Святой Церкви, ибо эти знания – ваш путь к Богу, путь в жизнь». 14 августа 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23523.html

Такая работа сейчас действительно ведется. Но вот в чем дело: необходимо отличать этику взаимодействия человека с искусственным интеллектом от этики самого искусственного интеллекта. Это две совершенно разные области: этику технологий искусственного интеллекта «от этики других областей отличает проблема этичного поведения интеллектуальных систем в ситуации, когда ее решение касается людей. Принципиально важно, что система искусственного интеллекта способна самостоятельно принимать решения, касающиеся человека, и анализировать данные в таких объемах и с такой скоростью, как человек делать не в состоянии (следовательно, человек не может проверить верность решений). Соответственно, основная проблема — определение того, насколько решения, принимаемые интеллектуальной автономной системой, соответствуют этическим нормам, то есть насколько она этична». Таким образом, перед нами стоит проблема создания так называемой машинной этики. Необходимо снова сделать оговорку: речь идет не об этике «думающих» машин, а об этике программ, которые оперируют большим количеством данных и на основании этих данных предлагают человеку некие выводы. Другими словами, «основной вопрос — это этичность поведения самой системы, что вызывает целый ряд проблем. Предстоит понять, в чем заключается этичность решения» 9 . Авторы доклада «Этика и " цифра " : этические проблемы цифровых технологий» признают, что «на этот вопрос очень сложно получить однозначный ответ от моральных философов. Однако без привлечения профессиональных специалистов по этике разработчики этической компоненты искусственного так и останутся в плену своих бытовых представлений о морали. Следовательно, принципиально важно установить связи между этическими концепциями, понятиями и сущностями и техническими элементами, в которых они могут быть воплощены, то есть решить вопросы конструктивных определений и онтологий» 10 . Существуют попытки создания математического аппарата для решения указанной проблемы, в рамках этой задачи особо «актуально рассмотрение и использование различных неклассических логик (например, многозначных), механизма многокритериальной классификации, вероятностных подходов и так далее» 11 . Но математический аппарат — это лишь инструмент, который может быть использован для реализации бесчисленного множества алгоритмов, тогда как суть вопроса состоит в том, что именно должно лежать в основе этики искусственного интеллекта.

http://pravoslavie.ru/143476.html

В заключение не можем не выразить искреннего желания, чтобы представители автономной этики в нашей «светской» печати по возможности прямо и ясно высказались против того, что они находят в нашем сочинении не состоятельным. Мы рады выслушать особенно их замечания и возражения и будем весьма благодарны за каждое спокойное и дельное слово. Во-первых, оно будет свидетельствовать, что эти люди не по увлечению только перед модной доктриной и не из-за раболепства только перед либеральной толпой пропагандируют весьма вредную для человеческой нравственности автономную этику. Во-вторых, такое слово, направленное против защищаемой нами неразрывной связи здравой нравственности с религиозностью, заставило бы нас в дальнейшем издании этого сочинения, если такое издание потребуется, или отказаться от ложной мысли, или еще яснее раскрыть перед читателями что либо из того, что, в интересах нравственности, говорит настоящий наш труд за органическую связь ее с религиозностью. I. Предшественники и антирелигиозные идеи современных автономистов Почва для новейших автономистов была подготовляема издавна и мало-помалу. Не касаясь, по понятной причине, учения тех мыслителей, которые хотя построили свои этические воззрения на нерелигиозных основах, но прямо не выражали какой – либо вражды против господствовавшего мнения касательно неразрывной связи между нравственностью и религией, скажем два-три слова только о тех мыслителях, которые нарочито и более или менее настойчиво ратовали против этой связи на том или другом основании. Еще в XV веке встречаем мыслителей последней категории. Таков, например, Петр Помпонат, из-под пера коего вышло немало сочинений, касавшихся и вопросов этики. Он склонен был думать, что совершение добрых дел ради получения вечного блаженства и избежания вечных мучений отзывается неблагоприятно на человеческой нравственности и что она должна утверждаться на независимой от религии основе. Мысль Помпоната с наибольшей последовательностью и обстоятельностью высказывалась многими поклонниками классической древности в конце XVI века. Но с особенной рьяностью и даже злобой ратовали против всякой связи между моралью и религией многие из английских и затем французских мыслителей XVII и XVIII века. Некоторые из них находили, что даже полный атеизм совершенно уживается с доброй нравственностью, тогда как, по крайней мере, некоторые религиозные верования гибельны для нее. Вот, например, что говорил касательно этого предмета Шафстбери: «Можно быть атеистом и быть все-таки добродетельным, потому что атеизм никогда не заставляет любить и уважать, в качестве прекрасного, благородного и достойного, что-нибудь такое, что на самом деле отвратительно, неблагородно и достойно осуждения. Ложная же религия может увлекать к злу, потому что тот, чье божество себялюбиво и мстительно, через могущество этого образца и сам, наконец, будет считать самые жестокие и несправедливые дела не только справедливыми и дозволенными, но даже образцовыми и чисто-божественными».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rel...

— Я убеждена, что мы живем в особое время. Сегодня все отчетливее видно, что перед каждым человеком стоит выбор – обратиться к вере или участвовать в глобализации отступничества. Глобальную этику будут разъедать внутренние противоречия, но христианам не стоит ожидать, что цивилизация сама собой вернется к здравому смыслу. Человеку важно понимать, что происходит, чтобы новые слова не завладели им и не разъедали его личность, важно нести слова заповедь, догма, истина, страдание, целомудрие . Фото Юлии Маковейчук Читайте также: Доктор Роберт Уолли: Врачей поставили на колени! Демографическая зима: переехать в деревню и лишить женщин всех прав? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 апреля, 2024 27 марта, 2024 26 марта, 2024 22 марта, 2024 12 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 26 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/margaret-piters-kaches...

  Проблема обоснования этики Однако этика, отделившись от своих мировоззренческих и религиозных корней, оказалась в неустойчивом состоянии, лишенная тех оснований, которые она имела, находясь в рамках вероучительных систем и религиозных практик. Сам Кант не нашел ничего лучше как утвердить этические нормы в качестве «категорического императива», который по сути приобрел характер закона, конституирующего ту или иную норму, но не дающего исчерпывающего объяснения, почему она является нормой. По этой причине наряду с деонтологическим обоснованием этики, предложенным Кантом, возникли новые теории, объясняющие природу этики и нравственных законов. Одна из них, теория консеквентиализма (consequentialism — от слова consequence — последствие) предполагает, что то или иное действие приобретает положительную или отрицательную моральную окраску в зависимости от своих последствий. Согласно другой теории — аретаической (от греческого слова ρετ — добродетель), нравственную окраску действию придают не столько последствия, сколько характер действия, а также нравственные качества самого человека, осуществляющего действия. Наконец, ряд мыслителей развили телеологическую этику (от греческого слова τλος — конец). Согласно этой теории, правильность или неправильность поступка определяется его конечной целью, которой может быть, например, формирование человека как нравственного существа, устойчиво обладающего добродетелями, в том числе добродетелями христианскими. Интересными в этом смысле являются размышления Макса Вебера, который считал, что человек в своих поступках может руководствоваться «этикой последнего конца», действуя при этом не на основе доводов разума, но на основе веры (Max Weber. Politics as a Vocation).   Христианская этика как преодоление этической самодостаточности Таким образом, этические теории после Канта значительно эволюционировали. Тем не менее, их характерной чертой осталась та самодостаточность, которая была придана им еще самим Кантом. В рамки этих теорий оказалась вписана и христианская этика, превратившись в автономную дисциплину, в значительной мере утратившую связь с богословием и жизнью Церкви. В таком своем атомизированном состоянии христианская этика подвергается критике со стороны некоторых исследователей. Ярким примером в этом смысле является позиция уже упоминавшегося Стэнли Хауэруаза, для которого «христианской этикой называется компромисс, на который богословие пошло в современное время с тем, чтобы христианские убеждения по-прежнему принимались во внимание в современных дебатах — настолько насколько они (убеждения) оказались отделены от практик Церкви» (Blackwell Companion, p. 28). По мнению исследователя: «Попытки отделить этику от богословия в современное время исказили характер христианских убеждений и практик» (Blackwell Companion, p. 35).

http://bogoslov.ru/article/1243238

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010