— Отец протодиакон, вы участвуете в подготовке уникального эксперимента, который будет проводиться в российских школах в 2010 году. Как вы оцениваете предстоящее преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе государственного образования? — Эксперимент по преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в 19 регионах Российской Федерации начинается 1 апреля. Это очень необычный проект.  Во-первых, уроки будут проводиться в светской школе, а не в церковной. Во-вторых, сам предмет — не Закон Божий, а светский предмет. Перед нами как авторами курса «Основ православной культуры» стоит непростая задача: подготовить ознакомительный материал по православию, который светские педагоги на светском языке будут представлять светским детям. Как видите, ключевое слово — светский. Церковь вряд ли сможет участвовать в подборе педагогов и даже в их переподготовке. И все же мы идем на это. Мы считаем, что у этого эксперимента есть две важнейшие цели: во-первых, доказать, что в светской и многонациональной школе возможен разговор о православной культуре, а во-вторых, доказать, что если класс будет разделен по интересам к той или иной религиозной и культурной традиции, это не приведет к межнациональным конфликтам. В условиях глобализации очень важно найти пути сохранения своей культурной, национальной и религиозной идентичности. При этом не менее важно показать, что на этом пути мы не будем обижать людей с другим самосознанием. Поэтому такой большой акцент в ходе эксперимента делается на сохранении свободы выбора. Свобода выбора обеспечивается на трех уровнях. Первый — регионы участвуют в эксперименте только по своему собственному согласию. Вначале предполагалось, что эксперимент охватит 18 регионов, но затем к нему по собственной инициативе присоединилась Еврейская автономная область. Второе — не все школы региона обязаны участвовать в эксперименте, у них есть право отказаться. И третье — родители могут выбрать, на какой из модулей отправить своего ребенка: будет ли он изучать основы православной культуры, исламской культуры, буддистской, иудейской или же обзорный курс «Религии России», или же курс светской этики. Отсюда вытекает еще одна особенность: у курса «Основ православной культуры» будут альтернативы, и самая серьезная из них — светская этика. Кстати, есть основание считать, что большинство родителей, которые сегодня голосуют за светскую этику, думают, что это будет курс этикета. Они полагают, что на этих уроках детишек будут учить, как вилку с ложкой держать. Но это совсем не так.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ярый оппонент Церкви, наверное, не знает о том, что индивидуальная свобода, мыслимая как право человека на автономное существование в обществе, оборачивается утверждением произвола, поскольку для позитивного самополагания нет истинных ориентиров. «Что есть истина?» – скептически вопрошает вслед за Понтием Пилатом современный человек и при этом мнит себя свободным, будучи в рабской зависимости от своей развращенной грехом природы, от суетности и ненасытной алчности своих желаний. Уважаемые философы, задайте себе вопрос: что предложила человечеству западная мысль нового и новейшего времени взамен целостного и ясного христианского миросозерцания, утвердившего Божественную основу человеческой свободы и достоинства? На его дерзкий выпад очень конструктивно ответила в своем выступлении заведующая методическим кабинетом Отдела образования и катехизации Днепропетровской епархии, преподаватель высшей категории Елена Рогова. В докладе «Религиозное образование в школе» она обстоятельно раскрыла важность и необходимость христианской этики для подрастающего поколения. Первый день чтений окончился концертом: перед гостями выступил струнный квартет областной филармонии «Славяне». 14 ноября в общеобразовательной средней школе 89 состоялся второй день чтений. Он напоминал уже не конференцию как таковую, а педагогический семинар, который был разделен на две части: теоретическую и практическую. В первой части участниками были прочитаны доклады о месте христианской этики в системе школьного образования. Перед педагогами и представителями управления образования области и города выступили директор школы 89 Ольга Енакова, ректор ДОИППО Михаил Романенко и заведующая методическим кабинетом Отдела образования и катехизации Днепропетровской епархии Елена Рогова. Практическая часть состояла из двух показательных уроков. Первый – урок по христианской этике под названием «Блаженны, изгнаны правды ради», который был посвящен 70-летию мученической смерти Екатеринославского святителя Макария (Кармазина). Его провел иерей Иоанн Ничипорук, который в этой школе преподает христианскую этику. Второй урок назывался «Распятая душа на кресте всевышней скорби» и был посвящен годовщине голодомора. Он представлял из себя бинарный, то есть двойной, урок истории и украинской литературы.

http://pravoslavie.ru/1040.html

Дело в том, что Греко-католическая церковь в Галиции давно ввела христианскую этику в школьную программу как основной предмет, а не как факультатив. Для православных Украины Россия является естественным религиозным центром. Вместо этого министр образования Филиппов практически отказывается от введения основ православной культуры под давлением чиновников, таких, как Волин, который заявил кощунственную фразу, что религиозное образование в школе - это средневековое мракобесие. Таким образом, получается, что католики более эффективны на образовательном поприще, у них уже везде основы христианской этики преподаются в школах. Когда же Россия вот так " шлепает " по рукам свою православную церковь, то она подрывает свой международный авторитет " . В ночь на 17 ноября два православных храма в Косове подверглись нападению экстремистов. Сильным взрывом поврежден храм Всех сербских святых в селе Джураковац в северной части автономного края. Выбиты окна и двери, но сам храм устоял. Спустя несколько часов неподалеку, в селе Любово, был до основания разрушен храм святого Василия Острожского, построенный в 1939 году " Алексий II осудил акты вандализма в отношении православных святынь Косова " , - сообщает " Мир религий " . С момента ввода в Косово межнационального миротворческого контингента уже более 110 православных храмов и монастырей этого края подверглись варварским нападениям вооруженных экстремистов. По мнению управляющего Рашско-Призренской епархией Сербской Православной Церкви епископа Артемия, ответственность за непрекращающиеся акты вандализма несет прежде всего командование миссией ООН, представители которой утверждают, что " в крае установился достаточный уровень безопасности " . Создана новая газета " Право слово " - " для тех, кто хочет верить " , как говорится в подзаголовке. Как сообщает патриарший сайт, газета " предназначена именно для тех, кто хочет верить, ищет Бога и веру, сомневается, спотыкается на этом пути, но все же идет к намеченной цели " . " Как вы относитесь к Православию? " , - с таким вопросом обратились журналисты новой газеты к политикам, журналистам, писателям.

http://pravoslavie.ru/press/obzor21.htm

Затем гости церемонии услышали выступление хора МЧС России, который исполнил тропарь иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» и несколько народных песен. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участников форума приветствовал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Обращаясь к собравшимся, архипастырь сказал: «Уважаемый Николай Петрович! Уважаемый Владимир Андреевич! Дорогие братья и сестры! Уважаемые организаторы и конкурсанты VI Славянского форума искусств " Золотой витязь " ! Славянский форум, начало которому было положено в 1992 году, превратился сегодня в авторитетную международную конкурсную площадку  для самых разных направлений искусства — от кино и театра до литературы, музыки и изобразительного творчества. На протяжении всего нынешнего года проходили различные мероприятия форума, вовлекая в свою орбиту конкурсантов из ближнего и дальнего зарубежья. И вот ныне мы собрались в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя на торжественное закрытие этого творческого марафона, на котором будут подведены итоги форума и награждены победители. В списке пьес театрального форума, завершившего череду конкурсных мероприятий " Золотого витязя " , можно увидеть как произведения наших великих русских классиков — А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.Н. Островского и советских драматургов — А.Н. Арбузова, В.С. Розова, так и современных писателей. Всех этих творцов, принадлежащих к разным эпохам, объединяет способность выразить в своих произведениях этику человеческого бытия, поиск смысла жизни. Даже если в какой-то исторический момент русская культура и дистанцировалась от религиозного восприятия мира, она не могла быть автономной от нравственных идеалов, оказывавших свое влияние на авторов. Одна из главных проблем современного человека — это постоянные психологические и эмоциональные нагрузки, колоссальное давление на сознание, на душу. Сегодня у людей часто присутствует ощущение всеобщей нервозности и агрессивности, беспокойства и напряжения, тревожного ожидания, уныния и апатии. Помимо чисто бытовых и экономических проблем этому способствует сам ритм жизни и вовлеченность человека в постоянный информационный поток — интернет, социальные сети, телевидение, печатные СМИ. Благодаря новым технологиям мы получили не только новые возможности, но и новые вызовы: человек стал душевно более уязвимым, у него осталось не так много возможностей побыть в тишине, наедине с собой, успокоиться и восстановить душевный мир. В такой обстановке складывается ощущение, что кто-то " перематывает пленку " жизни в ускоренном режиме, время словно идет быстрее, ускользает из сознания смысл существования человека. В стрессовых условиях необходимо восполнять свои душевные силы, найти правильные ориентиры, точку опоры. И мы знаем, что таким благодатным источником сил всегда являлась вера, в которой только и возможно найти подлинное утешение.

http://patriarchia.ru/db/text/4290408.ht...

Но историю не повернуть вспять: науку и технику нужно не отрицать, а духовно овладеть ими. Для этого необходимо вместо идеи эгоистического антропоцентризма принять теоцентрическую этику, которая рассматривает природу и человека не как автономные и самодовлеющие начала, а как то, что обретает свой смысл и свое назначение в Творце. Но такая этика есть этика религиозная — как же тогда сотрудничать с атеистами и людьми других религий, со всеми, кто разделяет озабоченность по поводу состояния человеческой цивилизации? Единственно возможным консенсусом владыка считает консенсус нравственный. «Религиозное понимание нравственности как имеющей свое начало в Боге, а потому абсолютной и присущей всем человеческим существам, с одной стороны, и признание приоритета общечеловеческих нравственных ценностей в современном нерелигиозном гуманизме — с другой, открывает возможность для построения такого консенсуса. В этом консенсусе следует вынести за скобки вопрос о происхождении нравственного начала. Акцент здесь должен быть сделан на абсолютном и непреходящем значении общечеловеческих нравственных ценностей. И только через подчинение духовно-нравственному началу личной и общественной жизни можно вывести цивилизацию из тупика, в котором она оказалась». В следующем году в журнале были опубликованы два выступления митрополита: одно — в Кремле перед собранием офицеров армии и флота (ЖМП. 1992. 4), другое — в Смоленске перед участниками семинара учителей Закона Божиего (ЖМП. 1992. В первом владыка пояснил, почему Церковь за каждым своим богослужением специальным образом молится только об одной профессиональной категории людей — о воинах, «ибо выполнение воинского долга требует самого страшного — отдания собственной жизни. Долг же — понятие не столько юридическое, сколько нравственное. Никакой устав или закон не могут заставить человека добровольно переступить страшную черту, отделяющую жизнь от смерти. Самопожертвование есть отказ от себя во имя других. Это нравственный и духовный подвиг».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4717259...

В Крыму прошла межепархиальная викторина для школьников по основам православной культуры Симферополь, 14 августа 2007 г. По благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира Симферопольская епархия провела межепархиальную викторину для школьников по основам православной культуры. Как информирует пресс-служба Украинской Православной Церкви , подобные мероприятия уже проводились во всех районах автономной республики Крым. К участию в межепархиальном конкурсе были приглашены учащиеся 8-10 классов из разных областей Украины, изучающие в школах «Основы православной культуры» и христианскую этику. Участники были поделены на команды по 6 человек. В конкурсе приняли участие сборные города Симферополь и Кировского благочиния (Симферопольская епархия), Полтавской и Днепропетровской епархий. Помощь в проведении мероприятия оказал благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского. Местом проведения конкурса стало одно из прекраснейших мест Крымского полуострова – Ливадийский дворец вблизи Ялты, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Перед началом конкурса в Крестовоздвиженском храме, расположенном на территории Ливадийского дворца, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил молебен в сослужении священнослужителей епархии, которые входили в совет старейшин конкурса. Участникам были предложены тематические задания по темам: «Библейские сюжеты», «История Русской Православной Церкви», «Православие в Крыму», «Христианская этика», «Иконопись», «Духовная музыка», «Православные праздники», «Литургика». Победителем конкурса стала команда Кировского благочиния Симферопольской епархии, она была награждена грамотой Оргкомитета; каждый из членов победившей команды получил в подарок полное собрание вышедших томов «Православной энциклопедии», учебное пособие по изучению предмета «Основ православной культуры Крыма» и книгу «Житие святителя Луки, архиепископа Крымского». Все участники межепархиального конкурса, команды и лучшие из участников были награждены грамотами и призами. Владыка Лазарь вручил каждой команде комплекты томов «Православной энциклопедии». Всем присутствовавшим детям были подарены иконы Пресвятой Богородицы «Почаевская». Обращаясь к ребятам, владыка Лазарь напутствовал: «Любите труд и приобретайте знания, изучайте богатую историю нашей Святой Церкви, ибо эти знания – ваш путь к Богу, путь в жизнь». 14 августа 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23523.html

Святой Франциск-Ксаверий, всё время пребывавший в Фунэ, оставил это королевство только к концу ноября 1551 года, чтобы вернуться в Гоа. Два прозелита составляли всё его богатство. Один из них, по имени Бернард, первый Японец, получивший крещение в Сацуме, был человек низкого происхождения, так как святой Франциск, по примеру Иисуса Христа, основавшего вселенскую Церковь на бедных рыбаках, желал начать Церковь в Японии одним из её последних обитателей. Этот первый адепт сделался полезным и даже знаменитым своей ревностью и благочестием. Он сопровождал отца Ксаверия в его ужасном путешествии в Миако; он умер в иезуитской коллегии в Коимбре. Что касается его второго спутника, он умер у апостола Индии в Гоа. Один из дворян короля Бунго также отплыл с ним, посланный с письмами и подарками от своего государя к вице-королю. Это послание свидетельствовало об удовольствии князя заключить союз с португальским губернатором и принимать в своём государстве новых миссионеров Общества Иисусова. (Продолжение следует). Тареев М.М. Религия и нравственность//Богословский вестник 1904. Т. 3. 10. С. 291–317 (2-я пагин.). (Начало.) —292— I. Вопрос об отношении религии и нравственности должен быть признан трудным по многим причинам. Прежде всего вопрос является трудным вследствие тех крайностей, до которых доводятся противоположные мнения, и вследствие проистекающего отсюда взаимного непонимания противников. Так, с одной стороны, защитники религиозных основ морали отвергают даже мысль о самостоятельном значении нравственности, о свободе и самобытности этического сознания: la morale n’est rien si elle n’est religieuse. Они утверждают, что только одна религия сдерживает зверские инстинкты в человеке, что стоит лишь дать человеку свободу от уз религии, снять с него тяжесть религиозной совести, и он погибнет в гнусном болоте разврата, захлебнётся в крови, задохнётся под развалинами общества. Возлагая всю надежду на религию, они само стремление человека к автономии этического сознания отожествляют с стремлением к свободе разгула и братоубийства; для них усилие практического разума или философской мысли в сторону этической автономии неизбежно является отшествием блудного сына из отчего дома религии „на страну далече“, где он расточает своё имение, полученное от Бога; они поставляют автономную этику в неразрывную связь с материалистическими доктринами: les doctrines matérialistes servent de fondement habituel à la morale indépendante. Они относят её к области материальной культуры, к области личных усилий человека, его земных интересов, в противоположность области религиозно-небес-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этой формуле соединены три элемента этики: мистический, рациональный и эмпирический; лишенные своей исключительности, т. е. лжи, они становятся руководящими принципами всей нравственной деятельности человека. Каждый из них, отделившись от всеединства, дошел до пропасти и вернулся, обогащенный опытом, в лоно Божественной Премудрости. Притча о блудных сыновьях досказана до конца. В Церкви неограниченный федерализм совпадает с безусловной централизацией: у каждого человека есть его божественная идея, но не каждый одинаково ее усваивает. Степенью идеальности лица (его нравственного совершенства) должна определяться степень его значения и власти. Объем прав должен соответствовать высоте внутреннего достоинства. Этим дается иерархический принцип общества. В безусловном порядке, в Церкви, царит одно начало — любовь: в естественном порядке эта любовь сообразуется с относительными качествами каждого, т. е. становится справедливостью. Мы знаем, что любовь есть нравственный принцип Церкви, а справедливость — государства. Так осуществляется их органическая связь. Но человек не только существо религиозное, движимое любовью, и существо рациональное, управляемое справедливостью, он также существо материальное, стремящееся к наслаждению. Любовь посредством справедливости должна быть реализована в пользе. Соловьев заканчивает свое учение об обществе следующим определением свободной теократии: свободная теократия есть такое общество, в котором все три сферы — Церковь, государство и земство, — сохраняя свою относительную самостоятельность, не находятся, однако, во внешнем, механическом разделении, а взаимно проникают друг в друга, как составные части одного органического существа, необходимые друг для друга и соединенные в одной общей цели и общей жизни. Этика Соловьева построена на постулате всеединства. Она отвечает высшему нравственному требованию человеческой природы. Но осуществимо ли это требование? Автор исходит из признания божественного начала в человеке, т. е. из бытия человека в Боге. Стоит только усомниться в существовании Бога, и божественность человека перестает быть достоверной. А если человек не божествен, то и нравственное сознание его становится субъективной иллюзией. Поэтому существование этики для Соловьева неразрывно связано с существованием истинного абсолютного порядка. Он решительно отвергает всякую автономную этику, называя ее «отвлеченным морализмом». Но для решения вопроса о религиозной истине нужно обладать критерием истины вообще, другими словами, этика невозможна без метафизики, а метафизика — без гносеологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Такие определения совести отражают этику стоицизма, в которой совесть определялась этими же словами. Поэтому автор в Пастырских посланиях слишком часто пользуется терминологией стоицизма, чтобы быть апостолом Павлом. Здесь можно предположить, что уже к концу первого столетия христианство постепенно увлекается эллинистической философией (ср. Филон), что объясняется лидирующей позицией бывших из язычников христиан, опиравшихся на свое языческое образование. Между тем, надо отдать должное автору Пастырских посланий, что он опирался на библейскую традицию, употребляя, например, словосочетание «чистое сердце», которое эквивалентно выражению «чистая совесть». Ввиду этого мы не можем точно сказать, что автор этих посланий был всецело зависим от стоической философии, поскольку он опирается и следует богословию Павла, учение которого ему было нужно для подтверждения своих мыслей. Но специфические особенности употребления в них термина συνεδησις, который преимущественно используется с определенным атрибутом, мы не вправе игнорировать, поскольку таких особенностей мы не наблюдаем у Павла. Кроме того, в отличие от «совести» в ранних посланиях Павла, «совесть» в Пастырских посланиях заведомо имеет по своей природе положительную или негативную окраску, что подчеркивает еще раз, что она больше принадлежит морально-этической сфере употребления при тесной связи с религиозной верой и автономна не только функционально, но и по природе. Однако у Павла совесть автономна только в своих действиях суждения/оценки и нейтральна по природе, будучи подчинена ментальной деятельности человека.   Швейцер А. Мистика апостола Павла//Христос или Закон. Апостол Павел глазами новозаветной науки/сост. и пер. А.Л. Чернявский. М., 2006. С. 63. Раздоров А.Н., свящ. Исторический экскурс в исследование вопроса о происхождении и определении антропологического понятия συνεδησις апостола Павла в западной библеистике//Скрижали, No 12. Минск, 2016. С. 32. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Послания ап. Павла к Тимофею.

http://bogoslov.ru/article/6193863

Православное вероучение свидетельствует, что всеведущему Богу было заранее известно, что человек отпадет от Него, низвергнется в царство тления и смерти и все творение Божие подпадет под проклятье: искупительный Агнец Божий был предназначен еще прежде создания мира (1 Пет. 1, 20) [ XI ]. И тем не менее человеческая свобода была столь дорога Творцу, что Он предпочел отдать Сына Своего на страдание и смерть и " пошел на риск " , оставив человеку возможность свободного произволения. Часть 1 Часть 1 В замысле Божием о человеке уже заключалась возможность того, что человек мог не поверить Богу, отвернуться от Него в сомнении, не послушаться Его единственной заповеди. Мог послушать лукавого змия, искуситься, поверить и поклониться ему. " Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло , чтобы ты избрал добро и ходил в нем " ,– говорит Господь (ср.: Втор. 30, 15). Но человек выбрал смерть и зло. Искушая человека, змий оклеветал Господа и обманул человека. Вот он спрашивает Еву: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3, 1). То есть в подтексте его вопрос звучит так: " Правда ли, Господь столь жаден, столь авторитарен, столь немилостив, что велел не есть ни от какого дерева ? " . Но Господь – напротив, милостивый и щедрый,– разрешил есть от всякого дерева , кроме одного – дерева познания добра и зла. Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16, 17). Но змий отрицает предупреждение Господа. " Нет,– говорит он,– плоды вовсе не смертельны – нет, не умрете " (Быт. 3, 4). Подтекст таков: " Ваш Господь лжет " . И далее – змий продолжает: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5). То есть фактически змий говорит: " Бог, по Своему властолюбию и зависти, не хочет, чтобы вы были всевидящими, как Он " . Кто-то из современных исследователей остроумно заметил, что, если выражаться в терминах сегодняшнего дня, придется признать, что Творец здесь выступает как тоталитарист и антидемократ, в то время как змий прививает первочеловекам демократические понятия. " Райский змий – первый большевик " ,– как утверждал дьякон Андрей Кураев в одном из выступлений. " Равенство! – провозглашает змий.– Братство! Свобода! " Можно сказать, что он прививает человеку понятие о существовании ценностей, автономных от Бога: автономность Красоты ( и увидела жена, что дерево приятно для глаз ), автономность Премудрости ( дерево дает знание ), автономность Свободы ( дерево вожделенно ), автономность человека ( откроются глаза ваши, будете, как боги ). Однако единственное, что увидели первочеловеки, когда открылись глаза у них , единственное, что узнали,– это то, что они наги и отныне вынуждены скрываться от Творца. Путь человеческой культуры и цивилизации есть попытка человека в той или иной степени спрятаться от Бога, укрыться среди деревьев, сшить себе смоковные опоясания (ср.: Быт. 3, 5–7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010