Здание консистории было недавней постройки. Несколько десятков лет – с момента основания – консистория снимала помещение у частных лиц. Земля под строительство появилась, когда возникла угроза перемещения епископской кафедры в Ташкент. Под строительство консистории в Верном Городская Дума в 1898 году сделала безвозмездный отвод нескольких участков 417 . По усиленному ходатайству епископа Туркестанского Димитрия Синод отпустил на строительство денег. В 1914 году здание консистории было, наконец, построено, и преосвященный Иннокентий торжественно освятил его. Бывшую Туркестанскую консисторию можно видеть и в наши дни. Здание стоит в самом центре Алма-Аты, на углу улиц Пушкинской и Виноградова, где архитектурных напоминаний о Верном почти не осталось. Долгое время в нём располагался Институт математики республиканской Академии наук, а с распадом СССР и возникновением Республики Казахстан его облюбовало канадское посольство. В июне 1918 года консистория вынуждена была перебраться в помещение Архиерейского дома, а в бывших консисторских кабинетах разместился Семиреченский Областной отдел записей браков и рождений − ЗАГС. В числе сотрудников советского учреждения оказались бывшие работники консистории: протоиерей Иоанн Николаевич Соколов, священник Иоанн Иоаннович Уверов, бывший консисторский чиновник Автоном Авксентьевич Синякович, архивариус консистории Косма Михайлович Скупченко. По данным на 9 декабря 1918 года, в числе сотрудников ЗАГСа состоял Иван Семёнович Шемановский, он же архимандрит Иринарх 418 . Видимо, в таком составе штат ЗАГСа укомплектовался после расстрела Пимена и упразднения консистории. Во всяком случае, в августе 1918 года священник Иоанн Уверов числился консисторским служащим при Архиерейском подворье. Первым по декрету был национализирован причтовый дом кафедрального собора, находившийся неподалеку от собора на северо-западной оконечности Пушкинского парка (ныне парк им. 28-ми гвардейцев-панфиловцев Алма-Аты). Здесь получила прописку Чрезвычайная следственная комиссия ревтрибунала. 20 июля 1918 года возникла угроза закрытия одной из двух церквей Иссык-Кульского монастыря. Пржевальский благочиннический церковный совет вышел в облисполком с заявлением о том, что монастырю требуются обе церкви, «так как обращение хотя одной из них в школу весьма опечалит и оскорбит местное православное население в его религиозных чувствах». Облисполком не знал, как поступить, и предоставил уездному комитету действовать на своё усмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Думается, нет человека, который мог бы сказать, что он хорошо знает Владыку. Да, многие сотрудники Издательского отдела проработали с ним более 30 лет, но и от них была скрыта его сокровенная сущность. Он весь – будто айсберг, надводная часть которого хорошо видна и сверкает в лучах солнца. Но сколько там сокрыто под водой – не знает никто. А он, как правило, избегал откровений. Внимательный, готовый помочь, он держал дистанцию и никого не допускал в мир своей души. «Аристократы духа» – так называли их, иерархов уходящего поколения: епископа Василия Родзянко , митрополита Антония Сурожского , митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Они ушли из нашего мира – люди высокой культуры, интеллигенты, достойные представители Православной Церкви. Но и в этом коротком ряду митрополиту Питириму принадлежит особое место. Как в мозаичном портрете важна каждая деталь, каждый составляющий его камешек, так и воспоминания самых разных людей, имевших счастливую возможность встреч с митрополитом Питиримом, составят и запечатлеют на долгие времена многогранный образ этого удивительного человека – иерарха Русской Православной Церкви XX-XXI веков. В храме Воскресения словущего на Успенском Вражке митрополит Питирим по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена начал свое служение в 1972 году. До настоящего времени храм посещают прихожане, которые молились с Владыкой с первого дня его появления. Здесь была его кафедра, он возглавлял все праздничные, торжественные богослужения, и это, конечно же, были незабываемые дни и часы. В середине 80-х годов ему сослужили такие известные священники, как отец Леонид Ролдугин, отец Владимир Ригин, отец Артемий Владимиров, отец Геннадий Огрызков (ныне покойный), а также священники из Издательского отдела Московского Патриархата, который возглавлял тогда митрополит Питирим. Настоятелем храма был в то время протоиерей Борис Цепенников, который почитал Владыку и всегда сослужил ему. В те давние годы машину митрополита встречал староста – Автоном Семенович; в храме и на ступенях храма расстилали ковровые дорожки, и священники выходили на улицу встречать Владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Детищем митрополита Питирима был Издательский отдел Московского Патриархата. В январе 1962 года архимандрит Питирим был назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Я – живой свидетель, как он принимал издательство. Небольшое помещение в Новодевичьем монастыре, несколько полуподвальных помещений под склады, немного сотрудников, одна выработавшая свой срок машина «Победа» – вот и всё, что принял отец Питирим. Будучи помощником инспектора, а затем и инспектором Московской Духовной академии, отец Питирим предложил мне поработать у него во время Рождественских каникул. Я не посмел отказаться, предварительно поехал и посмотрел машину. При виде изношенной, просевшей машины и рядом сидящего пожилого и обиженного судьбой человека, я задумался. А когда я посмотрел и прощупал всё содержимое машины, понял, что ей давно пора быть на свалке. Приехав в Академию, я доложил, что на таком утиле работать невозможно, тем более в Москве. Отец Питирим внимательно меня выслушал и безобидно сказал (он, конечно, знал состояние машины): «Автоном Семенович, я с тобой согласен, но я имел в виду, что ты водитель военных лет и что для этих водителей нет преград». Вот тут я и задумался, что он прав: приходилось ездить без света всю войну, на плохой резине, с разбитым лобовым стеклом. И это меня задело. «Хорошо, – говорю, – отец инспектор, машина будет работать». Попросил слесаря из Патриархии, чтобы он мне помог сделать тормоза и свет, и выехал на линию. Две недели возил бухгалтера в банк и выполнял некоторые поручения, за что получил от отца Константина благодарность. Вот так у нас с ним началась трудовая дружба. Позже мне приходилось с отцом Константином бывать на их даче в Калистове. Простой рубленый дом, где проживала в то время его мама Ольга Васильевна с его сестрами. Бывал и на улице Чаплыгина в Москве, где также проживали сестры Владыки. Принимал участие в траурных событиях – похоронах братьев и сестер на Даниловском кладбище. Много приходилось совершать различных поездок, во многом принимать участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Когда же наступили трудные для Владыки времена, ему часто приходилось самому открывать ворота в церковный двор – сторожа «забывали» открывать их. Автоном Семенович в то время был лишен должности старосты. Первая встреча с Владыкой потрясла, перевернула всю мою жизнь и определила дальнейший ее ход. Будучи невоцерковленным человеком, я изредка забегала в храм, чтобы поставить свечу, послушать церковное пение. И вот однажды перед работой я зашла в храм на утреннее богослужение, прошла вперед и обмерла. На амвоне стоял священник, величественный и строгий. Поражали одухотворенное лицо, благородство облика, достоинство, мягкость и гармония в движениях. «В этом храме особая благодать, ведь с нами на молитве всегда Царица Небесная», – он указал на икону Божией Матери «Взыскание погибших». Так начиналась проповедь . Помню, что речь его была безукоризненной, мысль выражалась точно и, главное, доступно. Он говорил о талантах, которые не следует зарывать в землю; о том, что надо развивать те способности, которые даровал человеку Бог, и в заключение прочитал несколько поэтических строк... Это был человек из неведомого мне мира, и было ясно, что здесь, в Церкви, есть что-то тайное, глубокое, что постиг и знает этот прекрасный человек, и что я на пороге новой жизни... После службы я вышла из храма и подошла к группе людей у ворот. Во дворе стояла машина, толпились люди. Я осторожно спросила стоявшую рядом пожилую женщину: «Скажите, пожалуйста, когда будет служить батюшка, который служил сегодня?». «Это не батюшка, – мягко и в то же время с оттенком превосходства поправила она меня, – это Владыка, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим». В дальнейшем, когда я стала прихожанкой этого храма, приходилось часто видеть Владыку Питирима на богослужениях, и я, как и другие, после службы шла во двор и ждала, когда он выйдет и благословит всех нас. Владыка не любил этих массовых ожиданий и провожаний, гневался, часто намеренно долго задерживался. Ему хотелось после службы побыть в тишине, незаметно уехать, но это было невозможно. Женское обожание, порой назойливое, сопровождало Владыку всю жизнь – и в городских и отдаленных сельских приходах, и в дальних странах. Однажды, в день его Ангела – 10 августа, небольшая группа прихожан поднялась к нему в келию, чтобы поздравить, и кто-то спросил: «Владыка! Что мы можем для Вас сделать?..» «Самое большее, что вы можете сделать для меня, – это не ждать меня во дворе после службы», – мягко ответил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Между прочим, в сентябре 1993 г. иеромонах(?) Симеон (в миру Гаврильчик Валерий Геннадиевич, 1965 г.р.) был назначен представителем от Лавры (настоятелем?) на этом Подворье. Второе Подворье – Троицкое Сухаревское было в Москве на Самотеке. Его с 1914 года, после смерти архимандрита Аверкия (который был здесь вероятно с 1910 или 1911 г.) до августа 1917 года возглавлял архимандрит Ириней († 9 марта н. ст. 1919 г.), затем – игумен Родион – до мая 1922 года, когда оно было занято обновленцами. Здесь был Троицкий храм с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев и Сергиевская домашняя церковь – рядом в резиденции Московских митрополитов, а с 1917 года – Патриарха Тихона. Когда-то в Москве было еще Подворье на Ильинке, называвшееся Стряпчевским, но оно давно было отдано в аренду под магазины и квартиры. 12 апреля 1919 года церковь Преподобного Сергия Троицкого Патриаршего Подворья была принята, как говорилось в подписанном документе, «от Московского Совдепа в бессрочное пользование» группой прихожан в количестве 31 человека и 11-ти клириков 94 , в число которых вошли, вероятно, все или почти все, проживавшие в то время в пределах Подворья, лица, а именно: 1 . Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин – по его прописи). 2 . Архимандрит Неофит (Неофит Александрович Осипов, 1875 г.р.) который окончил Духовную Академию (видимо, в Петербурге – С.Г.), был членом Уч. Комитета, в стихаре с 1897 г. 3 . Архимандрит Родион (Федоров Роман Федорович, род. 26 сент. 1864 года, из крестьян, образование домашнее, в монашестве с 1886 г., «с лояльным отношением к Советской власти и декрету об отделении Церкви от государства», с доходом до 1917 года – 500 рублей в год). 4 . Игумен Исихий (данные о нем не приведены), вероятно, он, как и некоторые другие лица были из упраздненных к тому времени монастырей. 5 . Иеромонах Порфирий (Петр Кондратьевич Горшков) – 56 лет, из крестьян, образование домашнее, доход до октября 1917 г. – 500 р./год. 6 . Архидиакон Автоном ( Александр Михайлович Окользин) род. 9 марта 1870 г., из мещан, окончивший приходскую школу, монах с 1898 года, до 1917 г. – 300 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житиях Святых встречаются подобные примеры, когда бессловесные животные открывали людям волю Божию о Его святых угодниках. Мученик Иакинф (3 июля) «Новопросвещенный христианин, взяв ковчег с мощами Святого и запечатав его, отослал его с надежными людьми в Кесарию каппадокийскую; при этом он приказал отправленным с ковчегом людям пустить мулов (везших ковчег) одних , когда они приблизятся к городу; там, где они остановятся, должны быть положены мощи, ибо так приказал Святой. Когда же посланные с мощами верные люди подошли к городу Кесарии и находились близ ворот, называвшихся Севастианскими, то пустили мулов без провожатых. Никем не управляемые, последние подошли к дому, в котором родился мученик » с. 47]. Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий (1 июня) «Погребли его, согласно его завещанию, в Сосковце. Тело его везли на муле. В одном месте мул этот остановился и не хотел идти дальше . Там поставили потом часовню. Тогда преподобный Амфилохий распорядился привести другого мула, особенно любимого покойным, и он довез тело своего господина до места его последнего упокоения » с. 339]. Преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа) «Старец Адриан был в Москве и вместе с преподобным Геннадием был восприемником царевны Анны, дочери царя Uoahha IV . Но на обратном пути, в 30 верстах от обители, он был мученически убит злодеями, которые хотели завладеть царскими дарами. Тщетно ожидало его осиротевшее братство, ничего не знавшее о случившемся. Но через два года Преподобный явился старцам своей обители, рассказал им о своей кончине и велел инокам отпрячь белого коня одного земледельца, пустить его и идти за ним, пока он не остановится. Конь привел их к останкам под грудой мха » с. 471]. Священномученик Автоном (12 сентября) «По смотрению Божьему, пришлось им идти мимо того места, где лежало тело священномученика Автонома; и вдруг лошади сразу остановились и никак не могли ехать далее. Как их ни били бичами, ни одна не могла двинуться с места; их облегчили от тяжестей, которые они везли, но и тогда они не могли продолжать путь: как будто какая невидимая рука их удерживала; и был Севириан в большом недоумении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сведения об этом находятся в приходских окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей Рузской десятины» за 1706 г.: «В 1706 году по указу великого государя и по помете на выписке казначея старца монаха Тихона Макарьевского велено новопостроенной церкви Пресвятой Богородицы Смоленской, которую построила вдова княгиня Ирина Приимкова-Ростовская в вотчине своей в Рузском уезде в сельце Горбове, на попа с причетниками положить дани, по сказке человека ее Иева Телегина, с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с вотчиницына, с 7 семей деловых людей, да с церковной земли, по памяти из поместного приказу 1705 года, за приписью дьячка Анисима Невежина с 10 четвертей в поле, сена с 10 копен по указной статье 11 алтын 4 деньги, заезда гривна, и те деньги велено иметь с 1707 года. 1706 года июля в 25 день выдан антиминс в Рузском уезде в Кремичевскую волость в вотчину княгини Ирины Тимофеевне – дочери князя, Федоровой жены, княж Никитина сына Лабанова-Ростовского, в новопостроенную церковь во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы; той же церкви поп Автоном антиминс взял и росписался». Церковь Смоленской Пресвятой Богородицы в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа с 1707 по 1740 гг. писалась в Рузской десятине: «в селе Горбове в вотчине вдовы княгини Ирины Приимковой-Ростовского дани 11 алтын 4 деньги, заезда гривна». Село Горбово по церкви имело другое название «Одигитриевское». В 1770 г. село находилось во владении князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского и затем у сына его Александра, а от него в 1792 г. продано графу Сергею Петровичу Салтыкову. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Строительство кирпичной Смоленской церкви в селе Ново-Горбово (Горбово, Горбово-Масальское) - вотчине секунд-майора князя И. М. Кольцова-Масальского, началось по храмозданной грамоте 1758 года. В 1763 году основной объём здания - двухэтажный храм и трапезная были в основном закончены, а нижняя церковь - мученицы Евдокии - освящена.

http://sobory.ru/article/?object=06546

II. Николай Ситницкий. Пантелеймон Луговенко. 5. Василий Кондратович. Василий Брюховский. 1880 I. Дармостук Александр. Кандиларов Георгий. Ростовский Михаил. Клопотовский Антоний. 5. Павлович Виталий. II. Курлов Александр. Лебедев Платон. 1881 I. Крыжановский Григорий. Сикорский Иван. Федоровский Михаил. Костецкий Валериан. 5. Клеоповский Яков. Бринкин Петр. Костинский Авраамий. Зафиров Григорий–диакон. Колчев Анфим–диакон. II. 10.Ульянов Константин. Дымов Георгий. Синькевич Владимир. Зельницкий Иван. Медведский Семен. Грущенко Петр. Иваницкий Василий –диакон. 1882 I. Леонид Кириаков. Александр Чебалдов. Михаил Вишневецкий. Иван Чебалдов. 5. Григорий Постриганев. Леонид Лобачевский. Елеазар Речпер. Михаил Стеблина. II. Петр Примоленный. 10. Петр Ширяев. Петр Викул. Григорий Телегинский. Александр Жержерумов – диакон. Давид Шпотаковский. 1883 I. Левицкий Нифонт. Самборский Михаил. Лебедев Мануил. Тузенко Николай. 5. Ярошенко Дионисий. Шургаевич Евгений. Трехбратский Антоний. Лебедев Автоном. Дубневич Александр. 10. Балуца Димитрий. II. Демкович Филарет. Шевцов Николай. Крысин Феодор. Франкевич Орест. 15. Евницкий Николай. Клеоповский Иван. Иванов Василий. Курлов Александр. Чухнов Иван. 20. Стефанович Иван. Демьяновский Георгий. Торубаев Михаил. 1884 I. Базилевич Сергий. Новицкий Владимир. Новаков Митрофан. Дармостук Иван. II. 5. Стоянов Антоний. Флоров Василий. Левицкий Михаил. Голятовский Василий. Синицкий Михаил. 10. Тищенко Андрей. Сергеев Александр. Пенчев Иларион–диакон. Попруженко Георгий. Стратонович Александр. 15. Богданов Андрей. Спевачевский Анатолий. Красницкий Агафангел. Сахневич Николай. Турчановский Николай. 20. Лопатинский Семен. Крыжановский Василий. Лисецкий Константин. Апостолов Иван. Вербанов Анфим–диакон. III. 25.Панкеев Димитрий. Слушавшие курс V н VI кл. Мажара Андрей. Гончаров Феодор–диакон. Кондратович Максим–диакон. Емельянов Павел. 1885 I. Чемена Климент. Руденко Константин. Перелогов Павел. Шамановский Николай. 5.Иващенко Алексей. Воронковский Михаил. Панкеев Семен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из замечательных людей упоминаются в Невском монастыре, за это время, архимандрит Тимофей Щербацкий, перед учреждением епархии, а именно в 1740 году определенный настоятелем в Киево-Печерскую лавру, и прибывший из Голштинии иеромонах Афанасий Берестович, произведенный в архимандрита в Черниговскую епархию. Отметим еще одну особенность, что в делах 1740–1742 и последующих годов при монастыре упоминается приходская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и при ней священник Андрей Геневский и пономарь Автоном Карпов. Когда устроена эта приходская при монастыре церковь – неизвестно. Необходимость же ее весьма понятна: около монастыря много стояло обывательских домов, а приходской церкви вблизи не было, вот Благовещенскую и сделали приходской. По ведомости 1740 года, в приходе ее значится: дворов разного звания 246, в них жителей мужского пола 1049, женского 836, а всего 1885 человек. Приход очень большой! После Генезского священником был Иван Васильев, но поступил в монастырь. Иеромонахи отправляли церковную службу и в приходе совершали мирские требы. Преосвященный Никодим 30-го января 1743 года произвел во священника к сей церкви, по прошению, учителя русской школы при Александро-Невской семинарии Ивана Голубцова, сына служителя Александро-Невского монастыря. Кроме Александро-Невского монастыря, под ведомством преосвященного Никодима состояли две пустыни, по местности, находившиеся в Новгородской епархии, а именно: Ново-ладожская Николаевская и Старорусская Кречевская. Они, по всей вероятности, потому числились в С.-Петербургской епархии, что приписаны были к Александро-Невскому монастырю. Дел о них никаких не имелось в С.-Петербургской консистории, распоряжения которой посылались в сии пустыни из канцелярии Александро-Невского монастыря. Троице-Сергиева пустынь, после погребения основателя своего, архимандрита Варлаама, находилась теперь не в блестящем состоянии. Называлась она, просто церковью преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, что на приморском месте Троице–Сергиева (т. е. Московского) монастыря. В ней жили: иеромонах в звании строителя, иеродиакон и псаломщик. Строителем в 1742–1744 годах состоял иеромонах Аверкий Константинов, при нем встречаются по бумагам в 1743 году иеромонах Пафнутий Гороховский, иеромонах Иосиф Никольский, иеродиакон и послушники. Духовная консистория наравне с другими уездными церквями, напр. Стрелинскою, объявляла указы и пустынникам церкви преподобного Сергия, и они, расписываясь в слушании их, доносили, когда требовалось, об их исполнении. В это время архимандритом Московской Троице-Сергиевой лавры был Арсений Могилевский. Именным указом, данным Св. Синоду 8-го июня 1744 года (II. С. Зак. XII, 134–136, 8960), по ходатайству его, лавре пожалованы были важные привилегии. К нашему предмету относятся две из них:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С января 1927 г. вновь назначен еп. Сарапульским. С мая 1928 г. – правящий Орловской епархии, но уже 4/IX-1928 г. уволен за штат. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с совещательным голосом. В 1932 году возведён в сан архиепископа по случаю юбилея десятилетия обновленчества. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14; 6. С. 4. ФАОС дело 142. Кат-АМ 240. Кат-ЯВ 196. С. 95–96. Кат-ЕС С. 21, п/п 13. [Кат-ГУБ. С. 984.] НИКОЛАЙ (Русанов) Архиепископ Бузулукский, викарий Самарской епархии По Кат-ЯВ родился 10/V –1862 г. По Кат-ЕС родился в 1864 году. Окончил Саратовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. 1886 г. – кандидат богословия. Женат. С 1886 г. – помощник инспектора Саратовской духовной семинарии. С 1888 г. – священник Самарского собора. С 1909 г. – настоятель и законоучитель в г. Саратове, где и овдовел. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. По Кат-ЯВ хиротонисан 14/XI-1926 г. во епископа при Спасской церкви г. Рыбинска. По Кат-ЕС хиротонисан в августе 1927 г. во еп. Бузулукского и Бугурусланского, Самарской епархии. Хиротонию совершал обновленческий митрополит Вениамин (Муратовский) и другие архиереи в Москве, в храме Христа Спасителя, без пострижения в монашество. По Кат-ЯВ – с сентября 1927 г. еп. Острожский, вик. Воронежской епархии. С июня 1928 г. – еп. Тобольский. С августа 1928 г. – еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии. В 1928 г. возведен в сан архиепископа. В 1929 г. уволен за штат. По Кат-ЕС с 1930 г. на покое, проживал в Ленинграде, где и скончался 6/IV-1933 г. Ilo Кат-АМ в 1922 г. обновленческим съездом избран еп. Казанским, но назначение не состоялось. И лишь в 1926 г. он получил от первоиерарха митр. Вениамина хиротонию во еп. Рыбинского автоном. общины. В 1927 г. по единогласному избранию пленума Св. Синода в 1927 г. перемещён во еп. Острожского, вик. Воронежской епархии. По Кат-ЕС один из первых деятелей по изъятию церковных ценностей на голодающих в Поволжье в 1922 году. ТРУДЫ: Первые страницы обновления//Вестник Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010