Автоном, – такое оригинальное имя носит наш сектант, – много выстрадал на своем веку; его не раз судили, административно ссылали в места не столь отдаленные, – одним словом, он на собственном горбу испытал все прелести российского режима. Бесхитростные записки Автонома, представляющие из себя серию «писем к друзьям», отчетливо рисуют нам ход развития его мыслей, все богатые переживания его мечущейся души. Он выступает перед нами в качестве истинно верующего в духе православия. Но сомнения гложут его. Первые его рассуждения все касаются религии: перед нами проходит длинный ряд писем, направленных по адресу Иоанна Кронштадтского , с целыми трактатами по догматическим вопросам. Затем Автоном выступает перед нами в качестве уже „настоящего сектанта», пытающегося пересоздать жизнь на евангельских началах, и отчасти последователя Л. Н. Толстого: тут мы имеем беседы о нравственном самоусовершенствовании, о непротивлении злу и т. п. Религия, рассуждает Автоном, должна занимать главное место в жизни человека; между тем, люди чрезвычайно мало уделяют внимания учению о нравственности. «Спросите, например, любого крестьянина, зачем он пашет, сеет, молотит. И он вам ответит самыми удовлетворительными словами, из которых вы увидите, что он вполне понимает свое дело. Спросите также и всяких дел мастеров, купцов, инженеров, докторов и т.п., и все эти люди ответят вам еще более удовлетворительно, чем крестьянин. А спросите вы всех этих людей о том способе, посредством которого они думают добывать то, что необходимо для души. Спросите, каким «способом воспитывать в себе нравственные качества души, каким способом усмирить в себе человека душевно-нравственного, человека, в котором бы духовная, Божеская сторона преобладала над животной... И все эти люди наговорят вам такого, что вы сразу увидите из их слов, что оны совсем не понимают того, что в жизни людей должно быть на первом плане». Итак, нравственное самоусовершенствование, духовное развитие человека должно быть выдвинуто в первую очередь. Но Автоном, однако, очень скоро приходит к убеждению, что нравственное самоусовершенствование, духовное развитие человека должно идти рука об руку с улучшением его материального быта. „Сколько миллионов людей стонут под игом неправды, которая лежит на них тяжелым камнем и которую они не в силах сбросить с себя потому, что они окружены непроницаемым мраком невежества». Но мыслимо ли просвещение для человека, голодного и замученного тяжелым трудом? Нашему самобытному философу приходится дать отрицательный ответ. Случай ставит вплотную перед Автономом „проклятые вопросы» текущей действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь. Память святой мученицы Ии Святая мученица Ия была родом из города Визада 1 ]; вместе с 9000 христиан взята была она в плен персидским царем Сапором 2 ]. За исповедание Христа она представлена была на суд к начальнику волхвов, который стал принуждать ее отречься от Христа. Но она не склонилась на его увещания и пребыла твердою в истинной вере. За сие заключили ее в темницу и целый год морили голодом. Затем ее вывели из заключения и сильно начали бить суковатыми палками, после чего опять отвели в темницу, где она пробыла пятнадцать лет. По прошествии сего времени, ее опять вывели и так крепко связали веревками ее колена, бедра и руки, что кости ее надломились. Потом начали бить ее ремнями из суровой кожи по чреслам и по чреву и, наконец, отсекли ей главу 3 ]. Память святых мучеников Диодора и Дидима Сии святые мученики были из Лаодикии Сирской. Исповедуя Христову веру, они учили о Христе язычников и многих из них обращали и крестили. За это привели их к правителю Лаодикийскому на суд, и здесь они смело исповедовали Христа. Их предали страшным мучениям, но они не отреклись от Христа, бесстрашно обличали идольскую лесть и укоряли правителя за то, что он, оставив истинного Бога, покланяется ложным богам. С молитвой на устах предали они среди мучений души свои Господу. Память 12 сентября Житие и страдание святого священномученика Автонома Святой Автоном был епископом в Италии в царствование Диоклитиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном вспомнил слова Господа, сказанные в святом Евангелии: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), и, оставив Италию, переселился в Вифинию, где по Божию произволению остановился в одном селении, называемом Сореос 1 ]. Здесь святой Автоном принят был некоторым страннолюбцем Корнилием. У него он прожил довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих еллинов к христианской вере. И не мало приобрел он здесь душ Богу, ибо множество народу собиралось в дом Корнилия слушать учение святого Автонома. Он же подобно Апостолам проповедовал Слово Божие со дерзновением, ибо в ней действовал тот же Дух Святой, Который некогда в огненных языках сошел на святых Апостолов. Посредством проповеди Автонома Дух Святой возжигал сердца человеческие к любви Божией и благочестию, так что слушающие его учение умилялись и охотно воспринимали проповедь его, прося у него святого крещения. И в той местности он так много людей привел ко святой вере, что дом Корнилия уже не мог вмещать всего собрания верующих, тогда святой Автоном выстроил христианам церковь во имя воеводы небесных сил, святого архистратига Михаила, вручая под его защиту всех новопросвещенных им; сам же, посвятив Корнилия в диакона и поручив ему словесное стадо Христово, пошел в Ликаонию и Исаврию 2 ], желая и там быть проповедником благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВТОНОМ [греч. ατνομος - самостоятельный] († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.). Согласно житию, составленному при имп. Юстине I (518-527) на основе более ранних преданий, А. был епископом в г. Пренесте (совр. Палестрина); в гонение при Диоклетиане он переселился в вифинское сел. Сореи (Σορεο или Σριοι, отождествляемое преосв. Софронием Евстратиадисом с мест. Сиги на берегу Киосского зал.), где нашел приют у некоего Корнилия. Крестив последнего и поставив его во диакона, А. воздвиг храм во имя архистратига Михаила, а затем отправился с проповедью христианства в Ликаонию и Исаврию. По возвращении А. рукоположил Корнилия в пресвитера, но, узнав о прибытии имп. Диоклетиана в Никомидию, удалился в Клавдиополь. Вернувшись, А. поставил Корнилия во епископа и обратил ко Христу жителей соседнего мест. Лимны, разрушив языческий храм. Разгневанные жрецы напали на святого с камнями и кольями во время литургии в храме архистратига Михаила и, обратив в бегство сослуживших с ним, убили его в алтаре. Вскоре, в правление имп. Константина I (324-337), некий Севериан соорудил на месте погребения А. часовню (разобрана ок. 430); через 60 лет тело священномученика было обретено нетленным и в его честь был воздвигнут новый храм. Основанный А. храм архистратига Михаила был перестроен при имп. Константине VII (913-944). Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие святого под 12 сент. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 31). Гимнография

http://pravenc.ru/text/63036.html

ЦВ 22 (323) ноябрь 2005 /  24 ноября 2005 г. Сын отечества и человек Церкви В нынешнем году Автоном Семенович Климашин отметил свое 80-летие. Его жизнь, насыщенную множеством интересных событий и незабываемыми встречами с известными людьми, можно назвать неординарной. В юности фронтовой шофер Климашин прошел дорогами войны от блокадного Ленинграда до Вены. А вскоре после демобилизации Автоном Семенович начал служение на церковной ниве. Он шофер двух Патриархов — Алексия I и Пимена, сотрудник отдела внешних церковных сношений Патриархии на протяжении 20 лет, председатель приходского совета храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. А.С. Климашин имеет множество военных и церковных наград. Недавно Святейший Патриарх Алексий наградил его орденом святого Димитрия Донского (III степени). — Автоном Семенович, у вас такое удивительное, редкое имя. Оно было дано вам при крещении? — Да, имя у меня необычное. Я им горжусь. Так звали священномученика, который был епископом в Италии и во время гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана путешествовал по малой Азии и берегам Черного моря с проповедью о Христе. В переводе на русский Автоном означает «самостоятельный». Мои предки были крестьянами из Самарской губернии, выращивали хлеб. Жил наш крестьянский род по трудам своим: не жировал, но и не бедствовал. А когда началась коллективизация, мой дед Влас Сергеевич Климашин и бабушка Матрена Ивановна были репрессированы и высланы на поселение в Котлас. Там они и умерли. В 1998 году был издан список жертв политических репрессий Самарской губернии, названный «Белой книгой». Так вот в нем нашей семье посвящена целая страница. После смерти бабушки и дедушки четыре их сына перебрались в Московскую область. Мой отец Семен Власович Климашин обосновался в подмосковном Софрино. Будучи глубоко верующим человеком, он ходил на церковные службы, читал на клиросе. Подстать ему была и моя мама Евдокия Николаевна — она родом тоже из Самарской губернии. Можно с уверенностью сказать, что моих дорогих родителей объединяло не только место рождения и общие корни землячества, но, прежде всего, православная вера, заложенная в них с детства в тех семьях, где они выросли и получили истинно русское воспитание. Именно поэтому в сложные для нашей страны годы, когда, казалось, рушилось все, главным для моих родителей было стремление сохранить православный уклад жизни.

http://e-vestnik.ru/church/syn_otechestv...

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В житии св. священномученика Автонома находим поучительные для сектантов, не почитающих св. мощей, свидетельства о нетлении тел угодников Божиих: «Приникши иногда очима в гроб мученический, говорит Метафраст, зрех святыя его мощи, не побеждены пробывшия силою смерти. Глава со власы неповрежденна, и лицо его цело, кожа крепка не погубиша власов вежди его, точию очи смежены. Все тело его целы содержит своя составы». Раскольники, приемлющие австрийское или белокриницкое священство, утверждают, на основании Пролога, что священномуч. Автоном († 313 г.) единолично поставил в епископы Кормилия. Но из одного краткого и неясного выражения нельзя с решительностью заключать, что сщмч. Автоном единолично поставил Корнилия во епископы, пот. что выражение «поставил» не значит рукоположил: иногда оно означает определение, решение о поставлении на священную степень какого-либо лица, иногда восвождение поставленного уже епископа на престол другой епархии. Впрочем, если он и единолично поставил в епископы, то это был случай исключительный, а исключительные, «смотрительные» случаи в обдержность не приемлются (Матф. Прав. сост. 2, гл. 3, л. 102). 13 . Память обновления храма Воскресения Христова. Предпразднество Воздвижения честного и животворящего Креста . Сщмчч.: Корнилия сотника и Иулиана пресвитера; прп. Петра, иже во Атрои, мчч.: Илии, Зотика, Лукиана, Валериана, Макровия, Гордиана, Кронида, Леонтия, Серапиона, Селевка и Стратоника. В житии священномуч. Корнилия Сотника, этого самовидца и свидетеля апостольского времени находим свидетельство об употреблении свеч при христианском погребении. Св. Корнилий был первый христианин из язычников, крещенный апостолом Петром ( Деян.10 ) и погребенный верующими со свечами. 14 . Воздвижение честного и животворящего Креста . Успение свт. Иоанна, архиеп. Константинограда, Златоустого; мч. Папы. 15 . Вкмч. Никиты, прп. Филофея пресвитера, мч. Порфирия; обретение мощей свт. Акакия, еп. Мелитинского, и св. первомуч. архидиакона Стефана; мчч.: Феодота, Асклиады и Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1) Священномученик Автоном, якобы рукоположивший единолично Корнилия (в прологе 12 сентября), жил в IV веке, в царствование Диоклетиана мучителя и, удалившись от гонения из Италии в Вифинию, поселился у некоего жителя Корнилия, которого, как и многих других, с течением времени обратив в христианство, и «поставил» Корнилия епископом. Но один ли он рукополагал Корнилия? – В житии не говорится; следовательно, нет оснований настаивать на том именно, что Автоном совершал хиротонию единолично. Кроме того, слово «поставил» иногда служит только выражением утверждения в том или другом звании. 2) Об епископе Илиодоре в прологе (под 9 апреля) сказано, что он «хотяше преставитися, Дисана пресвитера вмсто себе постави». Но один ли его поставил? – Так же ничего не говорится. То же самое следует сказать 3) и о Стефане, архиерее Сурожском, поставившем вместо себя клирика Филарета (Четьи-Минеи, 15 декабря); да ему и не было надобности нарушать апостольское правило. Он имел подчинённых епископов; в житии его ясно говорится, что он предъ царя съ епископы». 4) Напрасно они ссылаются и на святого Иоанна Златоуста , якобы единолично рукополагавшего в Куксе, месте его изгнания, епископов; ему тем более не было нужды нарушать церковные правила, ибо он и жил в доме Адельфия, епископа Аравийского (Маргарит, в житии его листы 114 и 126). 5) Про Мелетия, патриарха Александрийского, якобы рукополагавшего единолично Гедеона Балабана, говорится намеренная ложь, которая и обличается самым надписанием послания Мелетия: «Гедеону, боголюбезнйшему, епископу львовскому и съ епископы»... Несколько ниже Мелетий говорит: «тмъ-же повелваемъ собору быти епископску». И ещё: «повелваемъ собравшимся прочее епископомъ православнымъ многимъ, аще мощно, аще ли же ни, не мене по отецъ 4-м, иже въ Никеи 318, по 9-му, иже во по 13 и иже в Караген, по 52-му» (Кириллова книга, листы 484, 485 и об.). 6) Указание на Федиму, епископа Амасийского, который рукоположил единолично и даже заочно святого Григория во епископа Кесарийского (Четьи-Минеи, 14 ноября), тем менее может служить к оправданию Амвросия, потому что это событие сверхъестественное, как например, и Феодосий, епископ Кизический, поставил Никона по особому повелению Божию, данному через ангела (Пролог, 23 марта). Амвросию о поставлении Кирилла такого повеления не было слышно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Когда эти мысли, извлечённые из евангельского авторитета, были одобрены этим священным чином, то, по определению собора, на Астерия возложена была (обязанность) заботиться... (о приведении этого определения в исполнение) на востоке, а на западе это поручено было Евсевию“. ( Деян. 7 вселен. собора, изд. 1891 г., 54–55 стр.). О том же, т. е., что Евсевий был послан собором, говорится и у Барония (лето Господне 378, ч. 10, 11 и 12). – Ясно, как Божий день, что в то время, когда жили Афанасий и Евсевий, на исправление Церквей, повреждённых арианами, собирались соборы, которые и давали некоторым (в том числе Афанасию и Евсевию) поручения и полномочия исправлять повреждённые ересью Церкви, ставить для них иереев и диаконов. – Значит, что делали Афанасий и Евсевий, – делали не самовольно, а по приказанию соборов св. отцов, имели посланничество, чего не имел ваш Амвросий, а главное, повторяю, нигде не говорится, что Евсевий и др. единолично рукополагали епископов. Ссылаетесь на священномученика Автонома, который, якобы, рукоположил единолично Корнилия (Пролог 12 сентября). Св. священномученик Автоном жил в IV веке, в царствование Диоклитиана мучителя. По сказанию Минеи (12 сентября), он, удалившись из Италии от гонения в Вифанию, нашёл некое место, называемое Сореос, где поселился у одного жителя, по имени Корнилия, проповедал там христианство между язычниками, много обратил их ко Христу, устроил у них церковь во имя Архистратига Божия Михаила и поставил к ней означенного Корнилия сначала диаконом, потом пресвитером и, наконец, епископом. – Но один ли он рукополагал в епископа Корнилия, этого в житии не говорится, и вы строите свои догадки. После каждого поставления в чин Корнилия Автоном, как говорится в житии его (см. Четьи- Минеи), удалялся из Сореоса в другие страны – в Ликаонию, в Исаврию, в Клавдиополь – проповедовал там христианство и опять возвращался, а Диоклитиан-мучитель был в это время в Никомидии, и слуги его искали Автонома на мучение. Во время этого гонения много было мучеников епископов, например, Никомидийский епископ Анфим и другие, как о том пишет в своей книге Евсевий (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История его, кн. 8, гл. 13); много было и скрывавшихся подобно Автоному епископов, в сообществе с которыми Автоном и мог рукоположить Корнилия. При таких обстоятельствах Автоном не имел нужды нарушать основное правило св. апостолов об епископском рукоположении, всегда имея возможность, при своих путешествиях, достать себе из скрывающихся, подобно ему от Диоклитиана, епископов для участия в хиротонии Корнилия. При этом слово „поставил“ не значит ещё „рукоположил“, а в Писании употребляется в смысле определения, утверждения на священную степень кого-либо: „Филиппин (кесарь) постави (патриархом) Иоанна некоего“ (Бароний 711 лето). Нельзя же думать, что кесарь поставил – рукоположил Иоанна, а значит, определил, утвердил и только. Сослались вы на Иоанна Златоустог о, что он, во время изгнания своего из Царь-Града, проживая в Куксе „по обращении к Христу бесчисленного множества людей, постави им седмь епископов“ (Маргарит – в житии л. 158 об.), но там же, в житии, сказано, что в Куксе был епископ Адельфий, в доме которого и жил И. Златоуст (Маргарит в житии, 157 об. и 172 об. лл.), тоже говорится и в Прологе (13 ноября л. 345) и Четьи-Минее. Значит, св. Златоусту и не было нужды единолично рукополагать епископов. Оболгав св. Златоуста, оправдания Амвросию вы не нашли. Перетрухин. Но, братия, с толкованием слов преп. Феодора Студита о. миссионером я не соглашаюсь. Преп. Теодор Студит прямо говорит, что „во время ереси, по необходимости, не всё бывает по правилам, установленным во время мира“. Заключение же Феодора Студита : „всё это я высказал – незаконодательно; ибо это дело епископов, но преподал в виде совета из любви“, относится к последнему вопросу: „Следует ли поминать отца, умершего в ереси, на литургии?“ Мы можем указать и другие правила, коими по нужде дозволяется единолично рукополагать во епископа. Так, в толковании 60 прав. Карфагенского собора читаем: „Заявлено было, что два епископа поставили иерея (иереем здесь называется епископ, ибо пресвитера, по второму правилу св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Троицкая церковь в поселке Мосрентген была возведена в конце XVII века по заказу думного дьяка Автонома Ивановича Иванова – дальнего родственника поэта Ф. И. Тютчева и деда печально известной помещицы Дарьи «Салтычихи». В 1820-е годы Иван Николаевич Тютчев частично переделал облик церкви, пристроив южный Никольский придел. Примерно в эти же годы в Троицком жил в летние месяцы его сын поэт Федор Иванович Тютчев. В конце XVII века деревни Говорово, Верхний и Нижний Теплые Станы, располагавшиеся на месте поселка Мосрентген, перешли во владение дьяка поместного приказа Автонома Ивановича Иванова. Эти земли были пожалованы Автоному Ивановичу за услугу, которую тот оказал царю Петру Алексеевичу и его матери Наталье Нарышкиной во время заговора против них Федора Шакловитого и других мятежников. Предприимчивый и разбогатевший при Петре Автоном Иванов приобрел не только земли в бывшем Сосенском Стане вблизи Калужской дороги, но и пятиэтажный каменный дворец на месте дома Пашкова в Москве. В 1686 году Автоном Иванов построил сохранившуюся каменную церковь Живоначальной Троицы при деревне Говорово, которое с этого времени стало называться селом Троицким. Дату постройки подтверждали надписи на старых колоколах и золотом напрестольном кресте, которые хранились в Троицкой церкви до революции. При этом среди исследователей принималась и другая возможная дата постройки храма – 1698 год. Вплоть до советского периода в церкви хранились старинные реликвии конца XVII столетия. Среди них были иконы небесных покровителей владельцев села, а также редкий западный образ Божией Матери Santa Maria Dolorosa. В середине XVIII века село Троицкое унаследовала внучка Автонома Иванова Дарья Николаевна Салтыкова. Ее мать происходила из дворянского рода Тютчевых, владевших окрестными землями. Дарья Салтыкова вошла в историю под именем «людоедки» Салтычихи, без вины загубившей десятки своих крепостных. По легенде, в 1760-е годы Дарья Салтыкова из ревности пыталась убить даже соседнего помещика и дальнего родственника Николая Андреевича Тютчева.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010