Кисти рук и ступни Ивана Ивановича, искривленные ревматизмом, придавали ему вид убожества, хотя он и был здоров. Убеждения Ивана Ивановича не совпадали с взглядами Папа на Россию и ее историю, на реформу Петра. Иван Иванович – народник. Впоследствии он подарил Папа книгу своего сочинения «Печальники народные» (Некрасов, Кольцов и др.). Эту книгу он написал в Иванове, когда уже преподавал литературу в женских гимназиях. Сострадание народу у Папа и у Ивана Ивановича исходило из разных источников. К Папа Иван Иванович относился с уважением, чувствовал его духовный образ, и весь уклад нашей семьи он принял с любовью. Мы тоже его любили все, а для старшей сестры Сони Иван Иванович был особенно дорог – от своих тринадцати лет и до шестнадцати Соня его любила – это была ее первая любовь. У меня и брата была своя няня – Екатерина Петровна. Ездившая с нами заграницу годом раньше (1896 г.), она теперь останется сторожить квартиру в доме Нефедьевой. Она уберет измалковский дом после нас и приготовит его к нашему приезду. Екатерина Петровна была и няней и экономкой. «Весной она будет ждать нас, она собьет нам желтое майское масло, сделает пасху очень свежую, испечет кулич. На столе будут ландыши, будут петь птички... По коридору из залы и девичьей будет продувать ветерок, в детской, надрываясь, будут хрипеть стенные часы с гирями, и мы с няней будем снова вместе...» – такие мечты и образы предносились пятилетней Мане. Только бы дожить... Как болит сердце от близкой разлуки... Эту няню Маня любит больше всех... Няне тоже тяжела разлука. Что-то тут не так... Но ничего не поделаешь. Папа и Мама не понимают... Екатерина Петровна Каватеева Екатерина Петровна была воронежской крестьянкой. После короткой замужней жизни, мужа ее взяли в солдаты, и он пропал без вести. Родился мальчик – младенец Автоном. Няня оставляет свое крестьянское хозяйство, деревню и едет с сынком в Москву. Первые десять лет ее жизни в Москве она кое-как перебивается: то держит корову, то чем-то подторговывает, одновременно прислуживает, где придется. Народные кварталы Москвы с ее рынками были фоном ее жизни в те годы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Аминь. 12-й день 13. О нетлении святых мощей (Из жизни св. священномученика Автонома. Чет. Мин. сент. 12) Все истинно православные христиане с верою чтут нетленные мощи святых Угодников Божиих, с благоговением относятся к ним и часто проходят огромные пространства для того, чтобы поклониться им и помолиться самим Угодникам, нетленно почивающим. Так относятся к мощам Святых православные христиане. Но далеко не так относятся люди века сего, или храмлющие в вере на оба колена, или вовсе неверующие. И когда с ними заходит речь о нетлении мощей, они обыкновенно говорят: «Я этого не понимаю! Да что это такое? Да может ли сохраниться тело нетленным, пролежав в земле столько лет?» и т.п. Правду ли же так говорят нам люди века сего или нет? Когда священномученик Автоном был убит неверными, тогда тело его было погребено некоторою диакониссою Мариею и пролежало в земле очень долгое время. По прошествии уже многих лет по указанию Божию один воин обрёл оное и вынул из земли. Тут мощи святого видел блаженный Симеон Метафраст , и вот что говорит о них: «Видел я доблестного подвижника, который и по смерти победил законы природы, и восстаю к Божию славословию. Когда я приник очами ко гробу мученика, я увидел его святые мощи непобеждённые силою смерти. Обыкновенно у умершего человека чрез три дня после смерти весь состав телесный разлагается, но здесь не то. У сего пресветлого мужа, после стольких лет пребывания тела его в земле, ни один волос не истлел. Глаза не повреждены, лицо его цело, кожа крепка, на бровях власы остались также целы, и только глаза закрыты. И когда я смотрел на святого, мне казалось, что закон смерти он исполняет только молчанием. Весь телесный состав его сохранился, и ничто не отложилось ни от главы его и ни от прочих частей тела. Так Господь прославляет тех, которые и Его в своих телах прославили». Из того, что видел Метафраст, видно теперь также и то, что люди века сего, отвергая нетление святых мощей, заблуждаются и, говоря, что пролежав много лет в земле, тело не может сохраниться, – говорят неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Эту версию адвокаты Бейлиса безуспешно пытались доказать на суде, но она преобладала в российской печати, контролировавшейся евреями, и затем утвердилась во всех еврейских описаниях этого дела - якобы министр юстиции И.Г.Щегловитов сознательно покрыл преступление воровской шайки, чтобы добиться " антисемитского " суда над Бейлисом. После сокрушения монархии Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию по делу Бейлиса, которая, однако, не нашла оснований для обвинения правоохранительных органов и властей в " антисемитской инсценировке " . Тем не менее, многие причастные к суду над Бейлисом были после революции убиты чекистами: министры Щегловитов и Н.А.Маклаков, обвинитель на процессе О.Ю.Виппер, Г.Г.Чаплинский, В.Э.Розмитальский, профессор А.С.Вязигин, опубликовавший в своем журнале " Мирный труд " подробный отчет с судебного процесса, публицист М.О.Меньшиков, В.Чеберякова, многие члены судебной палаты и присяжные. В результате всех дезинформационных усилий следствие тянулось более двух лет. Суд начался лишь 25 сентября и продлился до 28 октября 1913 года под председательством Ф.А.Болдырева. Обвинителем на процессе выступил товарищ прокурора Санкт-Петербургской судебной палаты О.Ю.Виппер. Сторону гражданской истицы Александры Приходько (матери Андрюши) по приглашению общества " Двуглавый Орел " представляли присяжные поверенные А.С.Шмаков, депутат Государственной Думы Г.Г.Замысловский и С.Н.Дурасевич. Защитниками обвиняемого были самые высокооплачиваемые в России адвокаты О.О.Грузенберг, Н.П.Карабчевский, В.А.Маклаков (один из лидеров кадетской оппозиции), А.С.Зарудный, Д.Н.Григорович-Барский. Важной темой судебного разбирательства стала ритуальная сторона убийства, на которой настаивало обвинение и с доказательствами которой выступили ксендз И.Пранайтис, архимандрит Автоном (крещеный еврей), профессор психологии И.А.Сикорский. В подтверждение были приведены выдержки из Каббалы и Талмуда, а также оглашены сведения о других ритуальных убийствах из многих исследований на эту тему, включая " Розыскание...

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/25/...

В гимназии враг запнул меня злобою мгновенною к мальчику Поморскому, и опять уязвился, и имя Господне, призываемое усердно в чувстве раскаяния, спасло меня – все три класса почти до самых последних минут я провел с приличною важностью, победительно. Дома два раза враг уязвил меня недоброжелательством к ближнему, самолюбием и раздражительностью на жену. Я встал в оба раза на колена, прочитал от души Помилуй мя, Боже, и потом: Господи Боже наш, покаянием оставление человеком даровавый35, – и скорбь, теснота и мрак оставили меня. Леопардов Автоном пришел: враг надоедал мерзостью и скупостью, но именем Господним я победил его. У Попова враг стужал, но и там именем Господним противляхся ему. Дома скупостью для жены враг уязвил меня: я встал на колена, прочитал Помилуй мя, Боже, и Господи Боже наш... и теснота исчезла! Слава Господу о всем! Взбранному Воеводе победительному, яко избавлынеся от злых, благодарственная... И сегодня (22 января) во время ранней обедни или после нее Господь дивно спас меня от запаления злобы на одну простую женщину. Слава и благодарение Тебе, Господи! Травы-то, листьев-то древесных, подающих на землю и ногами попираемых и в гной обращающихся (разумею чай) тебе жалко! О, безумие! Ослепление! Ничего не жалеть! Всем земным пренебрегать как сором! Всё тлен! Одной душою человеческою дорожить, или паче человеком, и для него ничего не щадить, ибо всё покорено под нозе его. Обладайте... землею, сказано [ Быт. 1, 28 ]. Презирай прах бездушный и тленный! Попираешь его постоянно ногами – попирай и сердцем и не прилепляйся к нему, но благодари Творца за прах, который служил тебе в этой временной жизни. Аминь. Масляной пищи не есть, например очень масляной рыбы (хоть скоромной). Сливок не ешь, паче не пей. Чаю много не пей. Двух, много трех стаканов, больше не пей. Что сверх этого, то от лукавого [ Мф. 5, 37 ]. Испытано. Тело – ветошка, пища – земля, напитки – вода. Сколько времени учил и теперь учит тебя Владыка не пещися о пище и питье, не беспокоиться, а возлагать всю свою печаль на Бога, презирать пищу и питье как сор и самую плоть и ревновать о молитве, воздержании и посте и о любви взаимной – но доселе не научился! Научись же взирать на всё как на землю и гной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Здесь он наталкивается на случай, когда несправедливость общественных порядков выступает особенно ярко. «Не подумайте, дорогие друзья, что я называю наших правителей от мала до велика недобрыми, лживыми и корыстолюбивыми потому, что я унижен и оскорблен ими, что я враждебно отношусь к ним: нет, уверяю вас, что я говорю то, что действительно существует, что видел чуть не сотни раз – самый ужасный произвол, от которого страдают миллионы людей, называющихся у нас преступниками, между тем как многие из этих преступников виноваты настолько, насколько виноват голодный за то, что он голоден и ест хлеб... Если бы была возможность проследить историю всякого, так или иначе нарушающего современные законы, тο я глубоко убежден, что большая часть из этих нарушителей закона прежде, чем сделаться преступниками закона, настрадались вволю, не выдержали тяжести жизни и только тогда решились сделаться преступниками закона. Я думаю, что виноваты в нарушении современного закона не только те, которые являются явными нарушителями его, а виноваты в этом все мы, потому что живем так, что необходимо должны быть и воры и убийцы и всякого рода совершители зла. Мы своей несправедливой жизнью производим в людях нищету, а она производит зависть, против которой многие слабые люди не могут устоять и делаются преступниками... Многое множество людей находится в таком ужасном положении, что им на свободе гораздо хуже, чем в тюрьме». Итак, в преступлениях виновато само общество. Преступления порождаются ненормальными социальными условиями. Общественное переустройство становится центральным местом в рассуждениях Автонома. „Самое первое и главное зло в нашей горькой жизни заключается в нашем невежестве; второе в том, что мы находимся в рабском положении, третье в недостатке земли и вообще предметов, к которым мы могли бы приложить свою рабочую силу». Автоном начерчивает целый план необходимых государственных реформ (датируемые записки относятся преимущественно к девяностым годам). „До тех пор, пока будут существовать такие порядки, от которых нам бывает очень тяжело жить, до тех пор на нашей стороне всегда будет непомерный труд, самая горькая нужда, рабство и невежество.» Прежде всего, необходимо ограничить власть правительства и часть этой власти передать народу; надо изменить теперешний общественный порядок, уничтожить злоупотребление доверием общества теми людьми, которым общество доверило власть над собой, чтобы уничтожить произвол власти, подчинить ее под общественный контроль».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Пусть себе душат один другого; разве Христос и его последователи приходят в этот мир для того, чтобы судить и рядить житейские дела людей? Христос и его последователи приходят в этот мир, чтобы рассказать людям, что если они в этой жизни будут друг друга мучить, то в будущей жизни, т.е. когда они умрут, одни наследуют райское блаженство на небе в роскошном саду, а другие угодят прямо к князю тьмы в ад кромешный. Конечно, имея подобное понятие о смысле и цели учения Христа, ничего не остается иначе сказать и его последователям, как только то, что не ваше дело судить и рядить дела притеснителей с притесняемыми». Для Автонома ясно, что практическое применение в жизни идеи Л. Н. Толстого должно неизбежно выливаться в форму квиетизма. „Если у кого из христиан хватает духа равнодушно смотреть на все вышесказанные бедствия людей, то пусть, как хотят, так и поступают. a у меня совсем не хватает силы равнодушно смотреть на это, и я, как сумею, буду содействовать достижению улучшения положения моих несчастных угнетенных братьев... Поскольку мне, как ты говоришь, мешает вполне понять слова Христа социалистическая закваска, постольку, уверяю тебя, мешает и тебе толстовская закваска понять в полноте смысл и цель учения Христа. «Но не думай, дорогой брат, что я смотрю на толстовство так, как смотрят на него многие социал-демократы, или как многие из толстовцев смотрят на рабочий вопрос, как на нечто совсем не имеющее смысла. Как в партии, интересующейся рабочим вопросом, так и в партии толстовцев меня удивляет та сектантская односторонность, которая мешает им видеть общность и тождество идеала в обеих партиях. Я полагаю, что сам Л. Н. Толстой далеко не такого сектантского мнения, как многие из его последователей. Этот сектантский взгляд мешает и тем и другим видеть неразрывную связь тела я души человека… К счастью, не все социалисты и не все даже толстовцы так односторонне смотрят на человека и его жизнь...» Мы видим из приведенной выдержки, что Автоном горячо ратует против всякого рода сектантского доктринерства. Он зовет всех стремящихся к освобождению родины, всех трудящихся объединиться в одну братскую семью. Только тогда цель может быть достигнута. „Я также вполне с вами согласен, – пишет он одному из своих друзей, – что турецкого духа у нас еще очень и очень много, и жаль смотреть на людей, даже кажущихся на вид просвещенными, как они унижают себя своей холопской жизнью, как они, погрузившись по шею в вонючее болото и мрак рабства...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого священномученика Автонома Память 12 сентября Святой Автоном был епископом в Италии в царствование Диоклетиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном вспомнил слова Господа, сказанные в святом Евангелии: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 ), и, оставив Италию, переселился в Вифинию, где по Божию произволению остановился в одном селении, называемом Сореос 5749 . Здесь святой Автоном принят был некоторым страннолюбцем Корнилием. У него он прожил довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих эллинов к христианской вере. И немало приобрел он здесь душ Богу, ибо множество народу собиралось в дом Корнилия слушать учение святого Автонома. Он же подобно Апостолам проповедовал Слово Божие со дерзновением, ибо в нем действовал тот же Дух Святой, Который некогда в огненных языках сошел на святых Апостолов. Посредством проповеди Автонома Дух Святой возжигал сердца человеческие к любви Божией и благочестию, так что слушающие его учение умилялись и охотно воспринимали проповедь его, прося у него святого крещения. И в той местности он так много людей привел ко святой вере, что дом Корнилия уже не мог вмещать всего собрания верующих, тогда святой Автоном выстроил христианам церковь во имя воеводы небесных сил, святого архистратига Михаила, вручая под его защиту всех новопросвещенных им; сам же, посвятив Корнилия в диакона и поручив ему словесное стадо Христово, пошел в Ликаонию и Исаврию 5750 , желая и там быть проповедником благочестия. Потрудившись в сих странах в деле проповедания Слова Божия довольно долгое время, святой Автоном снова возвратился к Корнилию: ему хотелось посетить приобретенное им стадо Христово. Он поставил Корнилия пресвитером и вместе с ним стал служить спасению рода человеческого. Когда нечестивый царь Диоклетиан прибыл в Никомидию, с целью погубить всех находящихся там последователей Христовых, тогда идолопоклонники стали отыскивать и святого Автонома, как самого известного из христиан. Но святитель, желая еще более народа привести от тьмы бесовской к свету познания истинного Бога, не предал себя в руки мучителей. Храня себя для блага церкви, святой Автоном отплыл в Клавдиополь, находившийся на берегу моря Евксинского 5751 , где и сеял семена Слова Божия, кои падая на добрую почву сердец человеческих, вскоре по благодати Божией принесли многие духовные плоды. Устроив здесь как должно всё относящееся ко благочестию и наставив верующих на путь спасения, святой Автоном опять возвратился в Сореос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Между тем подлинный голод людей – это алчба неба, вечной жизни, Бога. Сначала этот голод Господь Иисус выдвигает на первое место, а затем ставит трапезу для его утоления. Трапеза сия – это Он Сам. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать . Таковой насытится, возрадуется, оживет, познает Бога и осмыслит самого себя. О братья мои – таковой воскреснет из мертвых! Ибо непрестанное насыщение пищей тленной, без пищи бессмертной, духовной, исподволь умерщвляет душу и в конце концов делает ее всецело мертвой. Из-за чего? Из-за голода. Тело – из земли, и оно довольствуется пищей бренной. А душа – из дыхания Самого Источника жизни, а потому и пища, и питие для нее требуется именно из этого единственного Источника. О Господи Иисусе, хлеб жизни вечной, жизни истинной и непреходящей, хлеб сладчайший, напитай нас Собою. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 12 сентября 1. Священномученик Автоном . В период Диоклетианова гонения удалился из Италии в Вифинию Азийскую, в место, именуемое Сореос, где многих обратил в христианство и построил им храм в [честь] святого Архангела Михаила. Жил он в доме некоего доброго христианина Корнилия, которого сперва рукоположил во пресвитера, а затем и в епископа. Недалеко от города Сореос было местечко, называемое Лимна, населенное одними язычниками. Святой Автоном пошел туда и быстро просветил многих Христовым Евангелием. Это озлобило [закоренелых] язычников, и они, выбрав день, ворвались в храм святого Архангела Михаила в Сореосе и во время богослужения убили святого Автонома в алтаре и умертвили многих христиан в храме. В правление императора Константина некий царский вельможа Севириан воздвиг храм на гробнице святого Автонома. Через 200 лет после своей смерти святой Автоном явился воину по имени Иоанн. Сей Иоанн откопал мощи священномученика и обрел их совершенно нетленными. И многие недужные получили исцеление от мощей святого Автонома. Так Бог прославил того, кто прославлял Его, пока жил в теле. Автоном преславный мук не боялся: Христа проповедуя, к людям обращался. Лютые мучители гневом распалялись, Умертвить святителя часто покушались. Обходил он Сореос вдоль и поперек, Людям омраченным было невдомек, Что устами праведника Сам Господь вещает, Чудеса творит, город просвещает. Автоном крестил людей именем Христовым, Научая их ходить путем чистым, новым. Подвиг свой свершил он, Богу угодил – В вечность отойти час ему пробил. Злобные безбожники в храм к нему вломились, Порог и алтарь кровью оросились. Где жертва бескровная мирно совершалась, Там к ней кровь мучеников дивно примешалась! Автоном, страдалец, подвиг свой скончал: Вместе с верной паствой Господу предстал. Подобают Божию служителю мучения, Дабы людям он помог обрести спасение. Если наш черед настанет за Христа страдать,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Потрудившись в сих странах в деле проповедания Слова Божия довольно долгое время, святой Автоном снова возвратился к Корнилию: ему хотелось посетить приобретенное им стадо Христово. Он поставил Корнилия пресвитером и вместе с ним стал служить спасению рода человеческого. Когда нечестивый царь Диоклитиан прибыл в Никомидию, с целью погубить всех находящихся там последователей Христовых, тогда идолопоклонники стали отыскивать и святого Автонома, как самого известного из христиан. Но святитель, желая еще более народа привести от тьмы бесовской к свету познания истинного Бога, не предал себя в руки мучителей. Храня себя для блага церкви, святой Автоном отплыл в Клавдиополь, находившийся на берегу моря Евксинского 3 ], где и сеял семена Слова Божия, кои, падая на добрую почву сердец человеческих, вскоре по благодати Божией принесли многие духовные плоды. Устроив здесь как должно всё относящееся ко благочестию и наставив верующих на путь спасения, святой Автоном опять возвратился в Сореос. Увидав, что число верующих здесь еще более умножилось, святой поставил Корнилия епископом, а сам отправился в Асийскую страну 4 ], где стал искоренять терние безбожия и распространять святую веру в Единого Бога. И здесь, по благодати Божией, он многих избавил от заблуждения и вечной погибели, разрушая проповедью идольские жертвенники и созидая в сердцах человеческих духовные храмы — Духу Святому. Вскоре святой Автоном снова посетил Корнилия и порученную ему паству. Увидев, что все поучаются здесь закону Божию и преуспевают в добродетелях, Автоном был утешен сим и благодарил Бога, что труды его были не напрасны и что его духовные чада, — коих он породил благовествованием, — умножились. Близ города Сореос находилось одно селение, по имени Лимна; жители сего города были еще омрачены тьмою идолослужения. И вот, отправившись к ним, святой Автоном стал проповедовать им Христа и, обратив здесь многих в христианство, научил их тайнам святой веры, просветил крещением, и чрез то присоединил их к избранному стаду Христову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В течение семи лет, перенося невзгоды, она жила в шалаше близ монастыря. Наконец по просьбе иноков игумен позволил ей возвратиться вместе с младенцем в монастырь, где она два года провела в затворе. Игумен обители получил от Бога откровение, что грех инока Феодора прощен. Однажды в той местности во время засухи пересохли все источники. По благословению игумена преподобная Феодора принесла воду из высохшего колодца, и после этого она там уже не пересыхала. Перед смертью преподобная затворилась в келлии с отроком и, завещав ему любить Бога и повиноваться игумену, мирно скончалась. Господь открыл игумену ее тайну. В присутствии братии Енатской обители он рассказал о видении и для удостоверения открыл перси преподобной. Енатский игумен и братия со слезами просили прощения у преподобной Феодоры. Известие о кончине подвижницы дошло до ее супруга. Он принял постриг в монастыре, где спасалась жена. Отрок, воспитанный преподобной, также принял иночество и впоследствии стал игуменом этого монастыря. Священномученик Автоном (†313) был епископом в Италии и пострадал от язычников в городе Сорее неда¬леко от Никомидии. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане святой Автоном оставил Италию и поселился в Вифинии, где был принят христианином Корнилием. Святой Автоном и здесь ревностно продолжал свое апостольское служение, обращая язычников в христианство . Он создал также церковь во имя Архистратига Михаила. В этой церкви он поставил Корнилия сперва диаконом, а затем пресвитером. С проповедью о Христе святой Автоном посетил также Ликаонию и Исаврию. Когда император Диоклитиан стал преследовать святого Автонома, как известного проповедника, тот удалился в Клавдиополь на Черном море и таким образом избежал опасности. Возвратившись снова в Сорею, святой Автоном посвятил пресвитера Корнилия во епископа, и сам направился в Асию, а вернувшись оттуда, начал проповедовать Евангелие и обращать язычников в местечке Лимны близ города Сореи. Многие язычники обратились в истинную веру, другие же упорствовали и ожесточались.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010