Отыскав источник последних канонов карфагенского собора, мы естественно должны возвратиться к началу нашего исследования, чтобы подвести итог сказанному и изложить общий его результат. Содержащиеся в книге правил «правила св. поместного карфагенского собора» если несправедливо называть канонами карфагенского собора, бывшего в 419 г. в царствование императоров Гонория и Феодосия из 217 епископов, то имеются все основания заключать, что названный собор дал им тот состав, в котором они дошли до нас с именем правил карфагенского собора. В издании этих правил принимали ближайшее участие вообще соборы, бывшие во времена Аврелия, архиепископа карфагенского, и под его председательством, и в особенности соборы иппонийский 393 г., карфагенский 28 августа 397 г., карфагенский 16 или 17 июня 401 г., карфагенский 13 сентября 401 г., мелевитский 27 августа 402 г., карфагенский 25 августа 403 г., карфагенский в июне 404 г., карфагенский 23 августа 405 г., кареагенский 13 июля 407 г., 14 июля 409 и 410 г., карфагенский 1 мая 418 г. и карфагенский 419 г. К этим соборам времен Аврелия следует причислить два собора, бывших при его предшественниках Грате 345–348 г. и в особенности Генефлие 390 г. карфагенских епископах. Распределяя по этим источникам каждое в отдельности из правил карфагенского собора, мы, в виду добытых нами результатов, должны изобразить это таким образом: правило 1 принадлежит карфагенскому собору 419 г. первому его заседанию 25 мая; прав. 2–4 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; прав. 5 карфаг. собору при Грате 345–348 г.; прав. 6–13 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; при чем в правилах этого собора имена присутствовавших на нем епископов заменены именами бывших на соборе 419 г.; прав. 14–33 иппонийскому собору 393 г.; прав. 34–36 карфаг. собору 13 сентября 401 г.; прав. 37 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 39 – 42 карфаг. 419 г. 1 его засед. 25 мая; прав. 43 карфаг. 28 августа 397 г.; прав. 44–57 иппонскому собору 393 г.; прав. 58–67 кареаг. 28 августа 397 г.; прав. 68–76 карфаг. 16 или 17 июля 401 г.; прав. 77–96 карфаг. 13 сентября 401 г.; прав. 97–101 мелевитскому 27 августа 402 г.; прав. 102–103 карфаг. 25 августа 403 г.; прав. 104 карфаг. в июне 404 г.; прав. 105 карфаг. 23 августа 405 г.; прав. 106–120 карфаг. 13 июня 407 г.; прав. 121 – карфагенск. 14 июля 409 г.; прав. 122 – карфаг. июня 410 г.; прав. 123–141 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 142–147 карфаг. 419 г. 2 его заседанию 30 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

свидетельствуют обнаруженные письменные принадлежности в погребении II в. на территории Светицховели. Археологические находки из Большой М. подтверждают, что в М. значительно были развиты земледелие, виноградарство, производство стекла, златокузнечество. Высоким уровнем отличалось зодчество. Заслуживает внимания упоминание мцхетских главного художника и зодчего Аврелия Ахолиса и старшего зодчего Ахилла в 2 греч. эпиграфических памятниках IV-V вв., обнаруженных на территории М. ( Каухчишвили. 2004. С. 230, 256). Многочисленные римские, парфянские и сасанидские монеты, а также богатые изделия свидетельствуют о тесных контактах Картли и ее столицы с внешним миром. Принятие христианства гос. религией Картли коренным образом изменило облик М. Средоточием столицы стал собор Светицховели, воздвигнутый на месте захоронения Хитона Господня. В М. хранилась еще одна из величайших святынь христ. мира - епанча прор. Илии. Строительство первых церквей в М. связано с местами деятельности св. Нины. Царь св. Мириан построил «Нижнюю церковь» (Светицховели) и назвал ее «Святая святых»; также с участием «многочисленного народа» из камня он построил «Верхнюю церковь» (Самтавро) «в ежевичной куще Нины» (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 159-160; То же. 1989. С. 57). С важными евангельскими местами связана топонимика окрестностей М. Так, на берегу Куры, где были крещены грузины, сохранилась пещера с развалинами церкви, называемой Бетлеми (т. е. Вифлеем). На правом берегу Куры, напротив М., с юж. стороны возвышается гора Табори (т. е. Фавор), на ней находилась ц. Преображения Господня, построенная в ознаменование крушения идолов св. Ниной. К северу от М., напротив Табори, находится гора Елеони (Елеонская, т. е. связанная с Вознесением Господним). На расстоянии 8-9 км к юго-востоку от М. находится мон-рь Бетаниа (т. е. Вифания). Река Арагви, омывающая М. с северо-востока, осмыслялась как иерусалимский ручей Кедрон, к-рый протекал в Гефсиманском саду: на левом берегу Арагви, напротив М., стоит высокая гора Голгофа, склон которой, обращенный к М., называется Гефсиманией.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Маркион умер вероятно почти в одно время с Поликарпом и Иустином. «Святейший учитель», как называли его сектанты 282 , продолжал пользоваться среди них большим почитанием. Они представляли его пребывающим на небесах с Христом и ап. Павлом: Павел восседает по правую, а Маркион по левую сторону Спасителя 283 . Единодушно воздавая почитание памяти своего основателя, они однако далеко не были согласны в толковании его учения. Как мы видели, в последнем были некоторые несообразности, о которых учитель ни мало не беспокоился. После него пытались их распутать 284 . Исходной точкой маркионизма была противоположность Бога благого и Бога справедливого. Когда в это учение проникла метафизика, ей нетрудно было вывести из него два основных и существенно противоположных начала. В этом заключалось учение двух маркионитских знаменитостей времен Марка Аврелия, – Потита и Василика. Была еще школа Синероса и Лукана 285 , которая, раздвояя низшее божество на доброго и злого бога, приходила таким путем к признанию трех божественных начал. Эта форма маркионитской Троицы имела такой успех, что совершенно затмила первоначальное двоебожие. В III и IV веках маркионитов часто представляли людьми, исповедующими трех богов 286 . Но в ту эпоху, о которой мы говорим теперь, наиболее видным учителем секты был некий Апеллес, который попытался устранить явный или скрытый дуализм и вернуться к единому принципу. Он сперва жил в Риме подле главы секты, затем переехал в Александрию 287 , откуда вернулся в столицу, долго спустя. Родон, знавший его лично, рисует очень любопытный портрет его: это был почтенный старец строгого образа жизни; его сопровождала ясновидящая, по имени Филомена, галлюцинации которой он записал в книге Откровений 288 . Родон, улучив повод для спора с ним, желал дознаться, как примиряет он свое учение с маркионитством. Но Апеллес, быстро утомившись от прений, в которых перевес был не на его стороне, сказал, «что бесполезно стараться разрешить все эти вопросы, – что лучше было бы каждому оставаться при своих верованиях, – что все верующие в Распятого будут спасены, лишь бы вели добродетельную жизнь. Что касается доказательства что существует именно единое начало, то он, Апеллес, охотно отказывается от этой задачи; с него довольно, что он лично убежден в этом. Затем, на пророков опираться нельзя: они противоречат друг другу и лгут наперебой» 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Достигши зрелых лет, Ириней отправился с востока на запад в Галлию (нынешнюю Францию). Он был послан туда св. Поликарпом, вероятно, для вспомоществования Пофину, еп. лионскому, в проповедовании христианства. Поставленный Пофином в пресвитера, Ириней ревностно и с успехом для дела христианства подвизался в пределах Лионской церкви и деятельно помогал своему престарелому епископу в исправлении его трудного служения. Об его плодотворной деятельности засвидетельствовала сама Лионская церковь . Время императора Марка Аврелия было весьма сурово и тяжело для христианства: гонение, свирепствовавшее по всем местам тогдашнего мира, охватило и церковь Лионскую вместе с Вьенскою (около 177 г.). Об этом страшном событии оставили нам память самые эти церкви в своих посланиях к малоазиатским церквам, в коих с потрясающею силою изображены все ужасы гонений. Множество христиан, по приказанию римского наместника, после разных пыток были заключены в темницу. Мужественные исповедники имени Христова, в ожидании предстоящих страданий и мученической кончины, не опускали из виду общих дел церкви и из темничного заключения простирали свою заботливость о мире церковном за пределы Галлии. Около того времени в Малой Азии явился Монтан, родом фригиец, который выдавал себя за орган обещанного Христом Утешителя, возвещал близость второго пришествия Христова и Его тысячелетнего царства и проповедовал чрезмерно строгие требования относительно нравственной жизни христиан (пост, безбрачную жизнь и др). Такое учение нашло себе не малое сочувствие в христианах среди тогдашних гонений, доколе оно не приняло по местам противо иерархического направления. Когда последователи его появились и в Риме, епископ Елевферий после некоторого колебания разорвал всякие связи с приверженцами монтанизма. В виду внешних опасностей христианства, живо чувствуя всю необходимость крепкого единения и мира внутри церкви, лионские исповедники написали по этому делу послание к римскому епископу. Лионские исповедники, изложив православный и благоразумный суд о последователях монтанизма, увещевали римского епископа к более мирному отношению к ним. Доставить в Рим это послание возложено было на пресвитера Иринея. В этом поручении уже видно высокое доверие галльской церкви к Иринею, как мужу, способному быть миротворцем; но лионские христиане в самом послании выразили высокое мнение о посланном ими пресвитере. «Доставить тебе это письмо, – говорят они, – мы убедили сообщника и брата нашего Иринея. Просим тебя иметь к нему расположение, как к ревнителю завета Христова. Если бы мы знали, что место кому либо придаст в твоих глазах достоинство, то особенно представили бы тебе Иринея, как пресвитера церкви». Посольство Иринея увенчалось успехом: Елевферий даровал мир последователям Монтана, хотя не надолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Александр Каппадокийский. Александр, епископ Каппадокии, желая посетить святую землю, прибыл в Иерусалим в то время, когда во главе церкви стоял епископ этого города Нарцисс, старый уже человек. Нарцисс, как и многие священники из его окружения, был извещен, что утром следующего дня в город войдет епископ, который станет его помощником на священническом троне. Все так и произошло, как было предсказано, и в присутствии всех епископов Палестины Александр принял совместное с Нарциссом управление церковью Иерусалима. В конце одного из своих посланий к антиноитам о мире в церкви он говорит: «Нарцисс, имевший сан епископа до меня, а теперь со мной. творящий молитвы, будучи в возрасте ста шестнадцати лет, приветствует вас и вместе со мной просит вас объединиться в своих помыслах». Он писал также антиохийцам, во главе которых стоял Климент, пресвитер Александрии, о котором мы говорили выше, писал и Оригену, и в защиту Оригена выступил против Димитрия, что было вызвано тем, что, по свидетельству Димитрия, он рукоположил Оригена в пресвитеры. Есть другие его послания разным лицам. Во времена седьмого гонения при Деции, когда Вавила Антиохийский был казнен, Александра доставили в Кесарию, заключили в тюрьму, и он получил мученический венец за почитание Христа. Юлий Африканский. Юлий Африканский, чьи пять томов «О хронологии» дошли до нас, в годы правления Марка Аврелия Антонина, унаследовавшего власть после Макрина, получил задание восстановить город Эммаус, который впоследствии был назван Никополь. Сохранилось его послание к Оригену «По поводу Сусанны», где утверждается, что этого эпизода нет в древнееврейских книгах, а игра слов и , и не согласуется с древнееврейской этимологией; Ориген отозвался письмом. Существует и другое послание Юлия к Аристиду, в котором подробно обсуждаются различия в записях Матфея и Луки о родословии Спасителя. Гемин. Гемин, пресвитер церкви в Антиохии, оставивший несколько памятников своего гения, жил во времена императора Александра и Зевина, епископа этого города. Особенно он выдвинулся в то время, когда Геракл был посвящен в духовный сан первосвященника церкви в Александрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Они всех защищали, и никого не обвиняли; всех разрешали, никого не вязали; молились даже и за тех, от кого были мучимы, подобно Стефану, совершенному мученику: Господи, не постави им греха сего ( Деян.7:60 ). Если же молились за побивающих их камнями, то кольми паче за братий. [ Еще спустя немного: ] По искренности любви своей они имели наивеличайшую брань с диаволом о том, чтобы сей зверь быв умерщвлен, изверг из себя живыми тех, коих прежде считал уже своею жертвою. Они не превозносились над падшими, но чем сами были богаты, то сообщали и неимеющим, имея матернее к ним милосердие, и проливая о сих многие слезы пред Богом Отцом. Они просили жизни, и Он дал им: жизнь сию они сообщили и ближним своим, отходя к Богу совершенными победителями. Возлюбивши мир сами, и нам заповедуя мир, они преставились к Отцу с миром; не причинив печали Матери, ниже нестроения и вражды между братиями; но оставив радость, мир, единодушие и любовь. Печатается по изданию: Послание Венских и Лионских Христиан к церквам в Азии и Фригии о гонении, бывшем в Галлии в царствование Марка Аврелия .//Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинского Департамента Минист. Внутр. Дел — 1822 г. — Часть V. — С. 290–316. Пруденций († 350 г.). Страдание блаженного мученика Киприана Карфагенская страна произвела того, от которого блистает все в мире, именно, Киприана, урожденца ее, но красу и учителя всей вселенной. Как мученик, он принадлежит отечеству 31 , но любовию и устами есть наш 32 ; (пролитая) кровь его пребывает в Ливии 33 , но повсюду могущественно действует язык: один (из членов тела), переживший (все остальные), один он не знает смерти 34 . Доколе Христос допускает существование рода человеческого и процветание мира, доколе есть какая либо книга, доколе остаются хранилища священных писаний, (дотоле) всякий, кто любит Христа, будет читать тебя, Киприан, и изучать твои писания. Тот (Самый) Дух, Который вдохновлял пророков, облагодатствовал и тебя свыше потоками красноречия.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Гонение Декия было одним из самых сильных гонений на христиан со стороны римско-языческого правительства. Усвоивший себе политику Траяна и М. Аврелия, Декий, подобно названным государям, путем восстановления древней государственной религии, хотел предотвратить уже начавшееся падение римской империи. В христианстве он усматривал главное препятствие к осуществлению своих предначертаний. Вот почему он решился, во что бы то ни стало, искоренить христианство. Правда, Декий был императором только два года (249251 г.), – но и этого времени было достаточно для обагрения кровью всей церкви Божией. Весьма выразительно св. Киприан характеризует ненависть Декия к христианам, когда говорит, что Декий с большим спокойствием духа мог перенести появление соперника по императорской короне, чем поставление на кафедру нового епископа в Рим 132 . К сожалению, до нас не сохранился подлинный текст Декиева указа против христиан 133 . Тем не менее, дух и направление этого указа можно передать на основании одного позднейшего свидетельства о гонении Декия. Именно, у Григория Нисского в его похвальном слове Григорию Чудотворцу говорится: «император (Декий) повелел наместникам во всех провинциях, под страшными для них угрозами в случае неисполнения повеления, обратить против христиан все роды наказаний, чтобы через устрашения и всякие муки возвратить их к отечественному служению демонам» 134 . Таким образом, это гонение отличалось от других гонений в особенности тем, что простиралось на всех христиан империи, так что каждого из них ожидало неизбежное испытание в вере. Что касается духовных, то их велено было предавать смерти 135 . Местным начальствам предписывалось обращать особое внимание на преследование епископов в том предположении, что с потерей руководителей христианские общества сами собой распадутся 136 . Гонение прежде всего открылось в Риме, и здесь, на глазах императора, скоро достигло крайней степени жестокости. Уже к 20 января (250 г.) епископ римский Фабиан достиг мученичества 137 , оставив надолго свою паству сиротствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

1) Св. Апостол Варнава был родом с острова Кипра и, по церковному преданию, сделался одним из 70 учеников Христовых еще во время земной жизни Иисуса Христа. После вознесения Господня, св. Варнава сделался одним из самых ревностных проповедников Евангелия между язычниками, в чем много содействовал великому Апостолу языков, св. Павлу. Когда и какою смертью скончался св. Ап. Варнава, достоверно неизвестно; предание говорит, что он был побит от иудеев камнями на острове Кипре, где и был погребен. Память его церковь совершает 11 июня и 4 января (вместе со всем собором свв. 70 Апостолов). Св. Варнава оставил нам послание, которое еще в древней Церкви особенно уважалось; в нем св. Апостол объясняет законы и обряды ветхозаветной религии в приложении к новому завету Из этого-то послания мы приведем выдержку в своем месте. II-e Столетие 2. Св. Иустин философ и мученик, обращенный ко Христу одним христианским старцем, сделался из языческого искателя мудрости христианским философом и основал философскую школу в Риме, где и пострадал в 166 году, в царствование римского императора Марка Аврелия. Память его 1 июня. Он оставил несколько сочинений, в которых он защищает христианство против нападений язычников и иудеев. Из этих сочинений мы укажем в последствии на два, именно: на первую его Апологию, которую св. философ подал императору Антонину в защиту христиан, и на Разговор с Трифоном иудеянином, на который мы уже указали выше. 3) Минуций Феликс, искусный защитник христианства, известный своим сочинением «Октавий». Это – разговор между язычником Цецилием и христианином Октавием, в котором последний защищает христианство . Многие свв. отцы (напр. Иероним) особенно уважали Минуция. Он умер в 210 г. 4) Св. Ириней, епископ города Лугдунума (нынеш. Лиона) в южной Галлии (нын. Францин), был учеником св. Поликарпа, епископа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственным учеником св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Св. Ириней скончался мученическою смертью в гонение императора Септимия Севера, в начале III-ro столетия (в 202 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

Одним из важнейших деяний владыки Иоанна за время его пастырства в Европе было восстановление почитания в Православной Церкви древних западных святых. Речь идёт о тех угодниках Божиих, которые подвизались в западных странах до отделения католиков от Православия в 1054 году, но не были включены в православные календари. Он председательствовал на Епископском Совещании в Женеве 29– 30 сентября 1952 года, принявшем резолюцию о почитании западных святых. Владыка сделал доклад о святом Ансгарии, просветителе Дании и Швеции († 865), утвердил его почитание, отметив, что «если Сам Господь его прославил, то было бы дерзостным с нашей стороны не почитать его как святого», и принял с Собором постановление внести его имя в церковные календари как иерарха Церкви. Одновременно был поставлен вопрос о почитании и других древних западных святых, список которых представлен в резолюции: Св. Виктор, мученик Марсельский († 304); Св. Пофин, священномученик, предшественник св. Иринея Лионского на его кафедре († 177); Другие мученики лионские, одновременно пострадавшие в царствование Марка Аврелия: свв. Александр и Епиподий (приняли мученичество вскоре после св. Пофина), а также св. Бландина († 177) и другие; Св. Фелициан, священномученик, епископ в Умбрии († 252); Св. Женевьева (Геновефа) Парижская, покровительница Парижа († 512); Св. Герман Оксерский, епископ, освободивший Британию от пелагианской ереси († 488); Св. Лупп Тройский, соратник св. Германа в борьбе с пелагианской ересью в Британии († 479); Св. Герман Парижский († 576); Св. Клод, священник и исповедник († 560); Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии: св. Колумбан, аббат, основатель монастырей Люксе, Боббио и др. († 615), св. Фридолин, монах, миссионерствовавший в Швейцарии и на Верхнем Рейне († VII в.), св. Галл, ученик св. Колумбана, отшельник в Швейцарии († 646); Св. Клотильда, королева Франции, по молитвам которой христианскую веру принял её супруг король Франков Хлодвиг († 545); Св. Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, боровшийся с арианской ересью († 368);

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Ибо вот, Христово Евангелие переполнено духами добра и зла, и Ангелами и бесами, а они отрицают существование духовного мира! Полагают за честь быть единомышленниками стоика Марка Аврелия, римского императора и палача христиан. Ах, Феодул, где видел ты на земле царя без единого придворного и слуги, одного-одинехонького? Если бы и Сам Бог был таким царем, то ни я, ни ты не восхотели бы Его достоинства и Его престола. Кому [может] Он что-то заповедать? Кем [может] окружить Себя? Кто будет Ему внимать? Ведь [тогда] самый незначительный земной князек оказался бы в более счастливом положении. А [ведь] все земное – это символ небесного. Знай, Феодул, что в этом – камень преткновения для всех христианствующих стоиков и еретиков. Говоря конкретнее, не поняли они из Евангелия и не могут уразуметь, что все земное – образ, или символ, небесного. Если Бог – дух, каков Он и есть на самом деле, то как Царь окружен Он духами сотворенными, бесчисленными и непостижимыми. Если духи тьмы далеко отстоят от престола Божества, то духи света день и ночь окружают престол славы Господа и Создателя своего, как свидетельствует о сем и один из главных Божиих Архистратигов, Архангел Гавриил, вещая первосвященнику Захарии: Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою ( Лк.1:19 ). Иными словами, он придворный Царя царей и воевода ангельских воинств. Когда Сын Божий явился на земле как Мессия, то вкупе с Ним и при Нем явилось и все небо. Отец проглаголал на Иордане, а Дух Святой показал Себя в виде голубя ( Мф.3:16–17 ). Архангел Гавриил объявил Деве Марии в Назарете волю Всевышнего Бога ( Лк.1:26–38 ). Ангелы возвестили Христово рождение вифлеемским пастухам, воспевая Ему славословие Домостроительства [нашего спасения]: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:14 ). Божий Ангел трижды явился праведному Иосифу: в первый раз повелевая не отпускать Марию ( Мф.1:19–24 ), во второй – взять Божественного Младенца и бежать в Египет ( Мф.2:13 ) и в третий – вернуться из Египта в свой родной город ( Мф.2:20 ) 10 . Божий Ангел явился мудрым звездочетам-волхвам, пришедшим с Востока, и заповедал им возвращаться домой не по той же дороге (то есть через Иерусалим), а другим путем, так как Ирод злоумышлял против новорожденного Царя Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010