Трансцендентность Бога, познаваемого через Иисуса Христа, апостол, по словам немецкого богослова, описывает в духе стоицизма: ибо мы Им живём и движемся и существуем... мы Его и род ( Деян.17:28 ). В дальнейшем в Послании к Римлянам мы встречаем следующие слова: Ибо всё из Него, Им и к Нему ( Рим.11:36 ). У стоика Марка Аврелия в его известном обращении к природе «Всё от тебя, всё в тебе, всё к тебе» прослеживается явная параллель со словами апостола. Но между ними есть и фундаментальное расхождение. Во втором члене у Марка Аврелия слова «всё в тебе» 206 ; у апостола Павла «Им всё». Это и есть та «пропасть», которая отделяет имманентную мистику стоицизма и всей афинской философии того времени от трансцендентной мистики апостола Павла. Уже в обращении к жителям Коринфа апостол Павел скажет следующее: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит обо всём, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов ( 1Кор.2:14–16 ). Святитель Феофан Затворник , толкуя это место из Писания, поясняет, кто такой душевный человек: «Душевный человек – это тот, кто познать всё хочет своим умом, и то только признаёт истинным, что ему кажется таковым, – кто жизнь свою и все начинания свои устрояет собственными своими способами, на них одних опираясь, как на прочной основе, – кто целью жизни поставляет покой и счастие земные и всё обращает в средство к тому, – кто так привык к осязаемому и чувствуемому, что невидимое и духовное не считает и существующим» 207 . В некотором смысле было бы правильно сказать, что он, душевный человек, и не может признать и познать невидимое и духовное существующим в силу укоренения во грехе, в страстной своей жизни. Не зря в Книге Деяний читаем: Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться ( Деян.17:30 ). Чтобы понять апостола Павла, необходимо покаяние, осознание своей греховной жизни. Что, разумеется, не было доступно большинству самодовольных афинян. В свою очередь, «ум Христов», поясняет святитель Иоанн Златоуст , «т. е. духовный, божественный, не имеющий в себе ничего человеческого; не Платоново, или Пифагорово, но своё Христос сообщил нашему разуму» 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В актах же говорится, что оно адресовано было к Церкви филомелийской и всем повсюду Церквам. Полагают, что почему-то Евсевий читал вместо κατ τо πον – ко всем, повсюду, т.е. церквам, Πо ντον – к понтийским Церквам. Обращаемся к изложению содержания актов св. Поликарпа. Акты эти довольно подробны, мы же изложим их кратко. В них ничего не говорится о причине гонений на христиан, не указывается, имело ли это преследование какую-либо связь с указами Марка Аврелия против христиан, или возникло вследствие каких-нибудь местных причин, – акты ничего не говорят об этом 138 . После приветствия Церковью смирнской Церкви филомелииской и всех Церквей вселенной акты в немногих чертах описывают жестокость мучений, которым подвергнуты были мученики в Смирне, разумеются 11 филадельфийцев. Восхваляется их терпение и мужество. Затем передается эпизод с неким Квинтом-отступником. И только после всего этого начинается рассказ об обстоятельствах последних дней Поликарпа. Когда наступило гонение, рассказывают акты, Поликарп хотел было оставаться в городе Смирне, но христиане убедили его, чтобы он скрылся в деревню, из этой деревни он потом перебрался в другое место. Здесь, наконец, и нашли его сыщики. Для открытия места нахождения Поликарпа они употребили особое средство: они схватили двух рабов 139 Поликарпа, подвергли одного из них пытке и таким образом выведали о месте, где находился исповедник. Когда сыщики отыскали епископа Смирнского, он не устрашился, а приказал накрыть стол и угостить их, сам же предался молитве. Затем на осле он отправлен был в город Смирну. На дороге ему встретился главный начальник полиции, посадил его к себе в экипаж и начал уговаривать его отречься от христианства. Когда же христианский епископ не внимал его убеждениям, полицейский начальник вытолкнул его из экипажа, так что исповедник повредил себе ногу, но бодро дошел до города. Затем он приведен был в стадию, т.е. в амфитеатр, для допроса 140 проконсулом 141 . Проконсул всячески старался побудить его к отречению от Христа – указывал на его седину, грозил зверями, призывал одуматься.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Последующие события показали, что К. принял сторону Киприана Карфагенского. В письме пресвитерам Моисею и Максиму и др. христианам, заключенным в Риме (зима 250/1), епископ сообщал, что К. посетил его в убежище, рассказал о новостях и передал слова поддержки от рим. исповедников (Ibid. 37). Киприан не знал, что ко времени составления письма пресв. Моисей уже умер; К., вероятно, покинул Рим не позднее нояб. 250 г. Вскоре епископ назначил К. чтецом, но исповедник согласился принять посвящение лишь тогда, когда в ночном видении ему явилась сама Церковь (ecclesiae ipsius admonitu et hortatu in uisione per noctem conpulsus est). Об этом говорится в послании сщмч. Киприана клиру и народу Карфагенской Церкви (февр. 251 (?) - Ibid. 39). По мнению исследователей, посвящение К. и др. исповедника, Аврелия, имело целью ослабить позиции противников Киприана, в т. ч. группировки Фелициссима ( Brent. 2010. P. 284-286). Восхваляя подвиги К. и его родственников, принявших смерть за Христа, епископ утверждал, что те, кто исповедали веру перед гонителями и мужественно претерпели страдания, должны служить Богу в качестве клириков. Киприан не скрывал намерения рукоположить К. и Аврелия во пресвитеров по достижении ими положенного возраста и велел выдавать им содержание, равное пресвитерскому. О последующих событиях в жизни К. точных сведений нет. Некий Келерин упоминается в числе рим. исповедников, временно примкнувших к Новациану, но затем возвратившихся в кафолическую Церковь ( Euseb. Hist. eccl. VI 43). Среди исследователей нет единого мнения, можно ли отождествить этого Келерина с исповедником, вернувшимся в Карфаген (на этот вопрос положительно отвечал Г. Барди ( Eus è be de C é sar é e. Histoire ecclésiastique/Éd. G. Bardy. Vol. 2: Livres V-VII. P., 1955. P. 154-155. (SC; 41)), отрицательно - Г. Кларк ( Clarke. 1973. S. 654; Cyprian of Carthage. 1984. Vol. 1. P. 317)). Более вероятно, что К. остался в Карфагене и впосл. доставил Римскому еп. (папе) Корнелию , сосланному в г. Центумцеллы (ныне Чивитавеккья, Италия), письмо св. Киприана Карфагенского (LP. T. 1. P. 66-67, 150).

http://pravenc.ru/text/1684135.html

Если с такими необстоятельными и в тоже время скудными сведениями о занимающем нас предмете мы встречаемся в нашей отечественной учено-канонической литературе; то нисколько не богаче в этом отношении и литература греческая, к области которой принадлежат труды признаваемых первоклассными в православном мире канонистов и толкователей церковных правил: Аристина, Зонары и Вальсамона. По мнению этих канонистов, именно Зонары и Вальсамона, карфагенский собор, которого правила приняты в канон церковных правил, был в царствование Гонория и Феодосия младшего в присутствии 217 епископов, собравшихся из Африки и принадлежащих к ней мест под председательством Аврелия епископа карфагенского 6 . Не много больше сведений о карфагенском соборе находится и в греческом Пидалионе, в котором сказано, что святой и поместный карфагенский собор собирался в 418 или 419 г. по Рождестве Христовом, в двенадцатый год правления Гонория в Риме и восьмой год царствования Феодосия младшего в Константинополе под председательством Аврелия епископа карфагенского. Этот собор собирался преимущественно против Пелагия и его ученика Целестия и против Доната, а также по делу Аппиария пресвитера Сикки и продолжался целых шесть лет, начиная с 418 и кончая 424 г. Во время этого собора сменились в Риме три папы: Зосима, Вонифатий и Целестин . После многих исследований и рассуждений по означенным предметам на этом соборе изложено 141 правило относительно церковного благочиния и благоустройства 7 . Руководствуясь замечаниями греческого Пидалиона румынский митрополит Андрей Шагуна в своем «кратком изложении канонического права», при обозрении церковного законодательства, все правила Карфагенского собора приписывает девятому поместному собору, бывшему, по его словам, в Карфагене в 418–424 г. 8 Собранные нами в русской и греческой литературе по церковному праву сведения о правилах карфагенского собора ясно показывают, что вопрос о настоящем предмете не только не решен удовлетворительно, но и не затронут надлежащим образом, и что в виду скудости и спутанности представленных сведений, исследование и рассмотрение настоящего вопроса представляется в высшей степени полезным и необходимым, хотя бы для восполнения остающегося в этом случае пробела в русской и греческой литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В лице Романа III Аргира вступил на престол государь, исполненный чрезвычайного самообольщения. Он вообразил, что может воспроизвести царствование великих государей Августа, Траяна, Адриана, Антонина, Марка Аврелия, Юстиниана I и стал их беспощадно копировать. Не лишенный образования, сведущий в языках латинском и греческом, он далеко не был философом, философские познания его ограничивались уменьем составить силлогизм. Тем не менее он был убежден, что нет мыслителя утонченнее и глубже его, и хотя тщеславие склоняло его на сторону пышных царских одеяний, в которые он и наряжался как можно чаще, однако же не мог он удержаться также от искушения, по примеру Марка Аврелия, снять императорскую порфиру и облечься в философскую мантию. Ревнуя к славе Августа и Антонинов, он задался целью тоже создать век возрождения литературы и науки, окружил себя людьми, которые тем только и занимались, что рассуждали о разных неразрешимых богословских и философских вопросах и думали, что этим двигают знание вперед. Не давала тщеславному старику покоя и слава Траяна, а тем более Александра Македонского; он проштудировал тактику своего времени, почерпнул из нее кое-какие сведения о том, как делать построения войск, устраивать засаду, производить разведку, фуражировку, отводить реки, и полагал, что сделался уже военным гением и легко возвратит Империи все, что она прежде потеряла. По природе кроткий и мягкий, он напускал на себя воинственный пыл, менял науку на щит, диалог на броню и был уверен, что смирит варваров, восточных и западных. Роман мечтал также о себе как о великом богослове и церковном деятеле, напускал на себя благочестие и ревность в вере, вдавался в исследования о богословских тонкостях, хвастался, что воссоединит армян с Православной Церковью, и не желал уступить ни Соломону, ни Юстиниану: подобно тому и другому, затеял строить великолепный храм, а при нем монастырь, и достиг лишь того, что истощил на свое предприятие государственную казну. Чувствительный удар этому непризнанному гению нанесен был в 1030 г. во время похода против Халеба (Алеппо); разбитый сарацинами (арабами), он должен был убедиться, что в военном деле не совсем гений, и значительно понизил тон. Впрочем, скоро он утешился: его осенила мысль, что призвание его – не военные подвиги, но мирная государственная деятельность. Тогда он, не оставляя ученых и богословских занятий, вдался в новую крайность, весь погрузился в финансовые и судебные дела; думая восполнить истощенную казну, превратился из императора в практора, а на суде изображал собой не столько представителя высшей правды, отдающего каждому должное, сколько прокурора, обличающего обе стороны. 554

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В то время, когда Тертуллиан явился на защиту угнетенных собратий, борьба язычества с церковью происходила на всем протяжении римских владений. Царствование Марка Аврелия было суровым временем для учеников Христа. Во время Коммода, преемника Марка Аврелия, для христиан наступил некоторый отдых, вследствие того влияния, которое имела на сына Марка некоторая женщина, по прозванию Марсия 10 , вследствие чего в продолжение двенадцати лет от 180 до 192 года христианство подвергалось преследованиям только случайным пли местным; но вот проходить краткий век правления Pertinax " a и Дидия Юлиана, Последний умирает насильственной смертью ; претендентами на престол являются Септимий Север, Песценний Нигер и Клавдий Альбин, Вследствие политических неурядиц, внимание магистрата и народа обращается на ненавистную христианскую церковь . В 202 году новый эдикт направляется к тому, чтобы положить предел успехам христианства 11 . Впрочем, впоследствии Септимий Север, если и не явился особенным защитником христианства, по крайней мере, не относился к нему враждебно, благодаря особому случаю в его жизни 12 . Каракаллу, сына его, как передает сам Тертуллиан , кормила кормилица из христиан, а к молодому сыну правителя допускались и товарищи сверстники из христиан, как мы ото знаем из биографии Каракаллы Элия Спартиана 13 , однако все это не препятствовало местным преследованиям, то и дело вспыхивавшим вследствие разнообразных поводов. В конце II века Вигеллий Сатуриин обагрил христианскою кровью Африку, чем открывается кровавая африканская эра, среди ужасов которой раздалась громовая речь Тертуллиана . Скоро однако карфагенские темницы были переполнены христианами, и к ним то, по всей вероятности, и относится трактат Тертуллиана ad Martyres. Из еще немногого достоверно известного о жизни Тертуллиана можно заметить, что, женившись, он вступил в сан пресвитера и некоторое время пребывал в Риме 14 . Около 202 года перешел в монтанизм и сделался его главнейшим представителем в Африке вплоть до самой смерти, последовавшей в 220 году 15 . Школа его последователей продолжала существовать вплоть до 5 столетия под именем Тертуллианистов. Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Дальнейшая борьба с донатизмом в К. связана с деятельностью блж. Августина. Значительная часть его жизни со времени обучения риторике в 70-х гг. IV в. прошла в К., здесь были написаны мн. его труды. В зрелые годы блж. Августин имел неоспоримое влияние на епископа К. свт. Аврелия (391/2 - между 427 и 430). Произведения блж. Августина дают богатую информацию о религ. жизни города. В 70-х гг. IV в. в К. еще существовало большое число античных храмов, где исполнялись ритуалы языческого культа. Блж. Августин приехал в К. в 370 г., будучи еще оглашенным. Здесь на непродолжительное время стал приверженцем манихейства . Манихеи в К. имели несколько мест собраний со своей иерархией из епископов, пресвитеров, посвященных. В 386 г. в связи с беспорядками, устроенными манихеями, проконсул Африки Мессиан приказал изгнать их из города, однако они оставались в К. даже после осуждения вместе с донатистами в 411 г. Приняв крещение в Медиолане и вернувшись в Африку в 387 г., блж. Августин на некоторое время остановился в К., где познакомился с диак. Аврелием, впосл. епископом. За период епископата Аврелия в К. состоялось более 20 Соборов. После 399 г. блж. Августин произнес в К. цикл проповедей против донатистов. Кульминацией этой полемики стал диспут 411 г., на к-ром присутствовали 279 донатистских епископов и 286 православных. Он проходил под надзором имп. трибуна Марцеллина, друга блж. Августина, состоявшего также в переписке с блж. Иеронимом Стридонским . Диспут окончился признанием победы православных, после чего Марцеллин приказал вывесить в городе текст имп. распоряжения о строгом применении к донатистам законов против еретиков. Им предписывалось присоединиться к кафолической Церкви либо покинуть К., лишившись всех своих имений. Собрания схизматиков запрещались, а принадлежащие им храмы передавались православным. Т. о., донатизм официально прекратил существование в К., хотя в провинциях Африки он известен до эпохи араб. завоевания в VII в. Еще в 594 г. Собор в К. занимался обсуждением вопроса о донатистах.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВЕРКИЙ [греч. Αβρκιος] († ок. 167, или 190, или 195), равноап. (пам. 22 окт.), еп. г. Иераполь в рим. пров. Фригия Салютария во времена имп. Марка Аврелия и Луция Вера. Согласно житию (Acta Abercii), составленному ок. 375-400 гг., А. проповедовал среди язычников, сокрушил идолов в местном языческом храме, исцелял бесноватых, обходил с проповедью окрестные города и селения. Прозвание «равноапостольного» святитель снискал во время миссионерского путешествия по Сирии и Месопотамии. По приглашению Марка Аврелия епископ посетил Рим, чтобы исцелить его дочь Луциллу; бес, вышедший из девицы, по приказанию А. перенес из Рима в Иераполь огромный камень, на к-ром была высечена надпись, рассказывающая о деяниях святого (см. Аверкия эпитафия ). В К-поле источники кон. XI-XII в. упоминают храм в честь А. и Пресв. Богородицы, находившийся при Патриарших палатах. По сообщениям рус. паломников XIV-XV вв., мощи святого хранились в К-польском храме Спаса Милостивого. На Руси А. приобрел широкое почитание как один из первых святых покровителей династии Романовых. Удачный штурм Москвы войсками К. Минина и Д. М. Пожарского в 1612 г. пришелся на день его памяти, соединившись с празднованием Казанской иконе Божией Матери ; память святого вошла в число основных московских праздников и отразилась в церковной топографии города. Патриарх Филарет , цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович (особенно после рождения сына Димитрия 22 окт. 1649) нередко посвящали памяти А. приделы в своих домовых или соборных храмах (мон-рь за Никитскими воротами, Казанские храмы на Красной пл. и в с. Коломенском). Пространное житие святого с чудесами переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие святого переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. краткое и пространное жития святого вошли в состав ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 109-111). Гимнография

http://pravenc.ru/text/62706.html

Егезипп. Аполлинарий. Мелитон. Дионисий Коринфский. Тациан. Феофил. Климентины. Ириней. Серапион. Климент Александрийский. Тертуллиан После рассмотрения предания апостольского в лице первых его хранителей, Апостолов и их сподвижников и первых их преемников – апостольских мужей, с последующей генерацией свидетелей, мы удаляемся на столь значительное расстояние от колыбели христианства, что необходимо оглянуться назад, и обозреть перспективу действий, совершенных первыми его шагами в мире. Мы начинаем этот третий период с царствования императора Марка Аврелия, занимавшего престол с 161 по 180 год. Царствование его совпадает с четвертым кровавым крещением, которому подверглась христианская Церковь . Нерон, Домициан, Траян, Марк Аврелий, два неразумные и два мудрые правителя, вот четыре имени, означающие четыре кровавые, но славные эпохи в истории Церкви! – Если то справедливо, что говорит одна арабская пословица, что чернила для ученых более значат чем кровь мучеников, то эти слова нашли применение  свое в царствование Марка Аврелия, который повелевал проливать чернила первым и кровь последним; но так как философия, по мнению его, имела более прав нежели религия, то от философов он требовал чернил, а от христиан – крови мучеников. И с тех пор роли распределялись таким образом: в то время когда философы писали, верующие избивались. В то время когда Марк Аврелий облекался и в порфиру императора и в мантию философа, епископский престол в Риме, в 167 году, занимал Сотер (Soter), а девять лет спустя Елевферий (Eleuthère). За несколько времени до их первосвященства, около 160 года, прибыл в столицу Империи Егезипп – первый известный церковный историк из Малой Азии, родом еврей 424 . По пути он посещал многие города Римской империи, и везде знакомился с епископами. Он довольно долго проживал в Коринфе. Результаты своего путешествия он изложил в пяти книгах своего сочинения известного под названием: Воспоминания о церковных делах. Из уст всех епископов он слышал одно и то же учение 425 , и свидетельствовал, что в каждом городе и в каждом преемстве епископов это учение было согласно с учением закона, пророков и Господа Иисуса Христа; в свою очередь он подтвердил непреложное содержание предания Апостольской проповеди 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находясь в Риме, пресв. Герман получил от еп. Иннокентия задание отвезти послание Римского епископа в Африку свт. Аврелию, еп. Карфагенскому, и блж. Августину Аврелию, еп. Гиппонскому ( Innocent. I, Papa.Ep. 10= Aug. Ep. 184). Судя по тому, что в кратком послании содержатся лишь рекомендации и любезности по адресу свт. Аврелия и блж. Августина, Герман, видимо, должен был сообщить им главное устно при личной встрече. Основным было описание происходящего на Востоке беззакония, чтобы настроить свт. Аврелия и блж. Августина на поддержку линии Римского епископа в деле И. З. Поддержка африкан. епископов была нужна еп. Иннокентию для того, чтобы оказать влияние на имп. Гонория. Весной 405 г. еп. Иннокентий направил пресв. Германа и диак. прп. Иоанна Кассиана с ответным посланием к клиру и народу К-поля ( Innocent. I, Papa.Ep. 7= Sozom.Hist. eccl. VIII 26; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 32). В послании еп. Иннокентий призывает к терпению и заверяет, что И. З. был осужден и изгнан незаконно и, следов., Арсакий не может считаться законным епископом. Еп. Иннокентий настаивает, чтобы дело И. З. было пересмотрено в соответствии с канонами I Вселенского Собора, а не с канонами, принятыми еретиками (намекая на Антиохийский Собор 341 г.). Действительно, с весны 405 г. еп. Иннокентий начинает оказывать давление на зап. имп. Гонория для созыва оправдательного Собора. Имп. Гонорий издал распоряжение о созыве Собора италийских епископов и потребовал предоставить ему отчет о принятом решении. Трижды имп. Гонорий письменно обращался к брату имп. Аркадию: сохранилось 2 его послания; 1-е написано еще до Собора в Риме (весна 405?) и содержит просьбу прекратить преследования иоаннитов и оставить дело на рассмотрение собора епископов ( Innocent. I, Papa.Ep. 8=Coll. Avel. 38). В кон. 405 г. еп. Иннокентий направил в К-поль к имп. Аркадию посольство, в к-рое вошли епископ г. Бриксия (ныне Брешиа) св. Гауденций, епископы Емилиан Беневентский и Китегий (кафедра неизвестна), а также рим. пресвитеры Валентин и Бонифаций (впосл.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010