Новациан. Новациан, пресвитер Рима, попытался узурпировать священнический трон, занимаемый Корнелием, и провозгласил догмат новациан, или, как они называются по-гречески, катаров, который запрещал принимать в лоно церкви раскаявшихся вероотступников, в противовес доктрине Новата — пресвитера при Киприане. Новациан написал такие труды, как «О Пасхе», «О субботе», «Об обрезании», «О духовенстве», «О молитве», «О пище иудеев», «Об усердии», «Об Аталле» и о многом другом. Среди его работ особо выделяется сочинение «О Троице», нечто вроде краткого изложения труда Тертуллиана, которое многие ошибочно приписывают Киприану. Малхион. Малхион, высокоодаренный пресвитер церкви в Антиохии, очень успешно преподавал риторику в этом городе, вел дискуссию с Павлом Самосатским, который, будучи епископом церкви в Антиохии, представил доктрину Артемона. Запись этого диалога сохранилась, так же как и пространное послание, написанное Малхионом по поручению синедриона и адресованное Дионисию и Максиму, епископам Рима и Александрии. Жил Малхион в царствование Клавдия и Аврелия. Архелай. Архелай, епископ Месопотамии, создал книгу на сирийском языке, содержащую дискуссию с Манихеем, когда тот пришел из Персии. Эта книга, переведенная на греческий язык, имеется у многих людей. Архелай жил в годы царствования императора Проба, сменившего Аврелия и Тацита. Анатолий Александрийский. Анатолий Александрийский, епископ Лаодикии в Сирии, живший в годы правления императоров Проба и Кара, был человеком выдающейся учености в арифметике, геометрии, грамматике, риторике и диалектике. Мы можем получить представление о величии этого гения по его книге о еврейской Пасхе и десяти томам об основах арифметики. Викторин. Викторин, епископ Петавии, не владел одинаково свободно латинским и греческим языками. Поэтому его произведения, хотя и прекрасные по содержанию, слабы по стилю. Это «Комментарии к книге Бытия», «Об исходе евреев из Египта», «О Левите», «Об Исайе», «Об Иезекииле», «Об Аввакуме», «Об Екклесиасте», «О Песни Песней», «Об Апокалипсисе от Иоанна», «Против всех ересей» и многое другое. Был удостоен венца мученичества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

св. Ацискла, а тело Марии перенесли в мон-рь Кутеклара (останки Флоры христианам получить не удалось). 29 нояб. св. Евлогий был освобожден, как он полагал, благодаря заступничеству мучениц перед Богом. Арест св. Евлогия был вызван реакцией мусульм. властей и мосарабской элиты на движение К. м. Согласно Павлу Альвару, в нояб. 851 г. церковные власти попытались взять положение под контроль. По требованию еп. Реккафреда (вероятно, митрополита Гиспалиса), которого поддержали недостойные христиане, св. Евлогия и др. «неблагонадежных» священников во главе с епископом Кордовы бросили в тюрьму ( Albarus. Vita Eulogi. 4; Idem. Indiculus luminosus. 19). Выйдя на свободу, Евлогий перестал совершать мессу, чтобы не быть причастным к неправедным действиям церковных иерархов. В 852 г. по настоянию эмира в Кордове состоялся церковный Собор; его участники отказались одобрить действия мучеников и представителей духовенства, которые их поддерживали. 13 янв. 852 г. были казнены пресв. Гумесинд и мон. Сервус Деи. Гумесинда, происходившего из Толета, в детстве родители привезли в Кордову и отдали в школу при ц. Трех святых; закончив обучение, он стал диаконом, затем пресвитером, служил в сельской церкви близ Кордовы. При этой церкви жили «затворники», пресв. Павел и мон. Сервус Деи, к-рый вместе с Гумесиндом отправился в город, исповедовал Христа и был казнен. Мучеников похоронили в ц. св. Христофора. Более подробно Евлогий повествует о подвиге мучеников Георгия, Аврелия, Феликса, Сабиготоны и Лилиозы, погибших 27 июля 852 г. Аврелий, рожденный в браке мусульманина и христианки, рано лишился родителей. Несмотря на то что тетя воспитала его в традициях ислама, он исповедовал христ. веру и женился на Сабиготоне (Сабигото; Евлогий также называет ее Наталией). Сабиготона была дочерью «язычников», но ее мать вступила во 2-й брак с тайным христианином, к-рый крестил падчерицу. Феликс, родственник Аврелия, некогда обратился в ислам, но затем пожалел об этом и тайно исповедовал христианство со своей женой Лилиозой.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Новациан.    Новациан, пресвитер Рима, попытался узурпировать священнический трон, занимаемый Корнелием, и провозгласил догмат новациан, или, как они называются по-гречески, катаров, который запрещал принимать в лоно церкви раскаявшихся вероотступников, в противовес доктрине Новата — пресвитера при Киприане. Новациан написал такие труды, как «О Пасхе», «О субботе», «Об обрезании», «О духовенстве», «О молитве», «О пище иудеев», «Об усердии», «Об Аталле» и о многом другом. Среди его работ особо выделяется сочинение «О Троице», нечто вроде краткого изложения труда Тертуллиана, которое многие ошибочно приписывают Киприану. Малхион.    Малхион, высокоодаренный пресвитер церкви в Антиохии, очень успешно преподавал риторику в этом городе, вел дискуссию с Павлом Самосатским, который, будучи епископом церкви в Антиохии, представил доктрину Артемона. Запись этого диалога сохранилась, так же как и пространное послание, написанное Малхионом по поручению синедриона и адресованное Дионисию и Максиму, епископам Рима и Александрии. Жил Малхион в царствование Клавдия и Аврелия. Архелай.    Архелай, епископ Месопотамии, создал книгу на сирийском языке, содержащую дискуссию с Манихеем, когда тот пришел из Персии. Эта книга, переведенная на греческий язык, имеется у многих людей. Архелай жил в годы царствования императора Проба, сменившего Аврелия и Тацита. Анатолий Александрийский.    Анатолий Александрийский, епископ Лаодикии в Сирии, живший в годы правления императоров Проба и Кара, был человеком выдающейся учености в арифметике, геометрии, грамматике, риторике и диалектике. Мы можем получить представление о величии этого гения по его книге о еврейской Пасхе и десяти томам об основах арифметики. Викторин.    Викторин, епископ Петавии, не владел одинаково свободно латинским и греческим языками. Поэтому его произведения, хотя и прекрасные по содержанию, слабы по стилю. Это «Комментарии к книге Бытия», «Об исходе евреев из Египта», «О Левите», «Об Исайе», «Об Иезекииле», «Об Аввакуме», «Об Екклесиасте», «О Песни Песней», «Об Апокалипсисе от Иоанна», «Против всех ересей» и многое другое. Был удостоен венца мученичества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об одном из них нам говорят едва ли не древнейшие источники, — он сидел на престоле Египта. Эхнатон , которого называют фараоном-еретиком, — единственный, кто до Рождества Христова пошел войной на общую всем мифологию во имя своей, частной философии. Большинство других мудрецов походили на Марка Аврелия, которого по праву можно считать образцом философа на троне. Его обвиняли в том, что он терпел и языческий амфитеатр, и гонения на христиан. Но как же иначе? Такие люди считают народные верования чем-то вроде балагана. Профессор Филимор сказал о Марке Аврелии: «Он был великим, хорошим человеком и это знал». Фараон-еретик был и серьезней, и смиренней. Если ты слишком горд, чтобы бороться, бороться приходится смиренным. Египетский фараон был достаточно прост, чтобы всерьез отнестись к собственной философии, и, единственный из всех мудрецов на троне, совершил переворот. Он властно низверг высоких богов и поднял, как зеркало единобожия, диск единого солнца. Были у него и другие занимательные идеи, присущие идеалистам его типа. Например, в искусстве он был реалистом, потому что был идеалистом, — ведь реализм немыслимей всех идеалов. Но и его поразил недуг Марка Аврелия — он был интеллектуалом, дух же интеллектуальности так крепок, что его не вытравить даже из мумии. Фараон-еретик, как многие еретики, ошибался в одном: ему и в голову не пришло спросить себя, нет ли чего-нибудь в верованиях и сказках людей менее образованных, чем он. Как я уже говорил, что-то в них было. Здоровой и человечной была их тяга к пестроте и укромности, любовь к очарованным местам и к богам, похожим на больших домашних животных. Может быть, природу зовут не Изидой, может быть, Изида не ищет Озириса, но естество и впрямь чего-то ищет — оно ищет сверхъестественного. Жажду эту могло удовлетворить нечто гораздо более вещественное; монарх со сверкающим диском ее не удовлетворил. Опыт его провалился, суеверие восторжествовало, и жрецы, встав на плечи народа, взошли на царский престол. Другой пример монарха-мыслителя — Гаутама , великий Будда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Все эти соборы принадлежат Бизаценской области и были провинциальными, а не полными соборами Африки. По отношению к некоторым из этих соборов не известно даже время их собрания. То обстоятельство, что Ферранд цитует эти соборы в своем труде, дает основание заключать, что кодекс канонов африканской церкви в VI в., когда Ферранд писал свой труд, был гораздо обширнее того, нежели какой мы знаем в настоящее время, и какой в цельном виде сохранился в других собраниях и в нашей книге правил. Причина этого явления скрывается главным образом в том, что все сохранившиеся и известные в настоящее время собрания карфагенских правил находятся в генетической связи с собранием Дионисия, который пользовался для своего труда во второй его редакции 164 актами карфагенского собора 419 г. Но в этих актах нашли место только правила и деяния тех соборов, которые были повторены на соборе 419 г. Это повторение коснулось только некоторых постановлений двух соборов, бывших до Аврелия и обняло правила и деяния последующих соборов, бывших при Аврелие. При пользовании этим источником очевидно должны были остаться не известными для собрания Дионисия как полные деяния соборов до Аврелия, так и постановления других, бывших после собора 419 г., соборов. Кроме того, Дионисий, как мы видели, не вполне воспользовался бывшим у него под руками источником: многое из него он действительно заимствовал целиком, деяния же некоторых соборов, особенно если они содержали повторение однородных правил, Дионисий сокращал или вовсе опускал. Вследствие сего труд Дионисия, не заключая полного количества канонов карфагенской церкви, представляет неточности и относительно вошедших в его состав правил. Тем не менее труд Дионисия составил оригинал для греческих собраний и переводов карфагенских правил, которые сделались известными на востоке еще до времени Трульского собора (692 г.). Первый, внесший карфагенские правила в состав греческих собраний и сделавший их перевод именно по собранию Дионисия, был достоверно неизвестный автор того собрания 165 , которым пользовался патриарх Фотий при составлении своего труда, и который, нужно полагать, имел в виду Трульский собор, определяя канон церковных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

единственно компетентному в решении, касающемся преступлений своего председателя. Споры, возникшие по поводу пелагианства, вызвали множество соборов, из которых первый, по мнению Гефеле, был в 411 году 694 . В этом году Целестий прибыл из Рима в Карфаген для получения там пресвитерского рукоположения. Некоторые ревностные православные Карфагенцы предупредили Аврелия, чтобы он не доверял Целестию, так как последний заражен ложным учением. Аврелий тотчас же повелел созвать собор, на который должен был предстать Целестий 695 . Самым решительным противником Целестия был диакон Павлин, представивший собору против него жалобу, причем учение Целестия было формулировано в следующих шести пунктах: а) Адам умер бы, если бы и не согрешил; б) грех Адама причинил зло ему одному, а вовсе не всему человечеству; в) новорожденное дитя находится в том же состоянии, в каком находился Адам до своего грехопадения; г) не верно, что все человечество подлежит смерти потому, что согрешил и умер Адам, так же, как не верно и то, что все человечество воскреснет потому, что воскрес Христос; д) закон может привести к небу каждого так же, как и Евангелие; е) до пришествия Христова также были люди совершенно безгрешные 696 . После признания Целестия, что таково действительно его исповедание, собор отлучил его, а он, обратившись тотчас же с жалобой на такое решение собора к папе Иннокентию, отправился в Ефес, где успел обмануть православных и получить пресвитерское рукоположение 697 . В то же время Пелагий отправился в Палестину и там затеял распрю с блаженным Иеронимом. Один испанский пресвитер Орозий, проведший много времени с Августином, подал на Пелагия жалобу Иоанну иерусалимскому, но Пелагий на созванном нарочно ради этого соборе 415 года успел скрыть свое ложное учение и оправдаться перед собором 698 . В том же году на соборе в Диосполе на него подали жалобу за его ложное учение два галльских епископа – Херос и Лазарь, представившие против него двенадцать еретических пунктов 699 . С помощью хитрости он сумел и на этом соборе совершенно оправдаться и отклонить жалобу 700 . Тотчас же упомянутые епископы сообщили об этом епископам проконсульской Африки, собравшимся в это время (416 г.) на собор в Карфагене под председательством Аврелия. Последние подтвердили приговор, вынесенный Целестию пять лет тому назад, и отправили соборное послание папе Иннокентию, извещая его о своих действиях 701 . Примеру Карфагенского собора последовали и епископы, собравшиеся в тот год в Милеве под председательством Сильвана, среди которых был и Авгуатин 702 . Иннокентий тремя своими посланиями подтвердил решение собора относительно Пелагия и Целестия 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Карфагенские II и III соборы были в 397 г. при консулах Кесарие и Аттике, первый 26 июня, последний 28 августа. Петр де Марка и некоторые другие смотрят на эти соборы, как на два собрания одного и того же собора; в первом из этих собраний были: Аврелий и епископы других областей, прибывшие на собор прежде назначенного для него времени и ранее других своих товарищей; последнее собрание составляли тот же Аврелий и прочие собравшиеся епископы Африки 74 1). Дионисий Малый каждый из рассматриваемых соборов поместил отдельно и при том так, что последний предшествует первому 75 . Тот же Дионисий первому из этих соборов приписывает один канон, именно постановление о том, чтобы никто из епископов не путешествовал за море без отпускной грамоты (sineformata) примаса. Но подобное постановление мы уже видели в ряду канонов иппонийских, именно в 27 каноне бревиария. Поэтому вместе с Баллеринами следует заключить, что означенное постановление есть повторение Иппонийского канона 76 . Карфагенский III собор, мы сказали, был в том же 397 г. 28 августа 77 . Братья Баллерины, при помощи разных манускриптов и источников восстановили точный текст деяний рассматриваемого собора, которые и отпечатаны у Мансии, впрочем, так, что некоторые каноны по два соединены в один сравнительно с собранием Дионисия. Согласно с постановлением Иппонийского собора, настоящий собор предназначался на 23 августа, но так как представители от многих африканских провинций замедлили явиться, то открытие сего собора состоялось несколько позже. Вследствие сего прибывшие ранее других епископы Ситифенской Мавритании и епископы Бизаценской области, во главе с Мизонием, открыли под председательством Аврелия Карфагенского предварительный синод, на котором и был предложен известный нам бревиарий иппонийских канонов, с тем, чтобы он был представлен потом на рассмотрение и утверждение предстоявшего общего Африканского собора, открывшегося 28 августа. Этот собор, по предложению Аврелия, прочитав и рассмотрев деяния предшествующего собора, не только повторил содержавшиеся в бревиарие Иппонийские каноны, но и постановил несколько новых правил, не отделив, впрочем, своих постановлений от иппонийских. Постановления сего собора вошли в состав правил Карфагенского собора, помещенных в нашей «книге правил», с тем различием, что некоторые из первых канонов разделены на два, другие представлены лишь в кратких извлечениях в книге правил 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Следуя собранию Дионисия Малого, в котором содержатся именно те соборы, которые на карфагенеком соборе 419 г. были приводимы, как соборы времен Аврелия карфагенского епископа, братья Баллерины кроме упомянутого иппонийского насчитывают еще 20 карфагенских соборов, которые для знакомства читателей, в видах сокращения речи, мы перечислим в примечании 23 , присовокупляя здесь, что как ни велико число насчитанных Баллеринами соборов, бывших при Аврелие, тем не менее, сделав приведенный в подстрочном примечании перечень этих соборов, те же Баллерины далее сознаются, что не все африканские соборы, бывшие при Аврелие, который занимал карфагенскую кафедру с 392 по 429 г., заключены в числе поименованных 20. На соборе иппонийском 393 г. было постановлено правило, чтобы каждого дно был созываем полный собор (plenarium Concilium) в той или другой провинции; на такой полный собор все занимавшие первые в областях кафедры епископы обязывались присылать от своих соборов двух или сколько изберут епископов-местоблюстителей 24 . Согласно с этим правилом в 394 г. действительно упоминается бывший в Карфагене 16 июля в проконсульской провинции собор, от которого епископы той же провинции были посланы уполномоченными на собор Адруменский; но сей последний не упоминается в числе 20 вышеприведенных соборов. Подобный обычай каждогоднего сования полного собора соблюдался до 407 г., на котором было постановлено, чтобы полный собор не собирался каждогодно, но в то время, когда потребует того общая нужда всея Африки 25 . Таким образом необходимо допустить, что до 407 г. кроме провинциальных было собрано еще 15 полных соборов. Из этих соборов многие остались неизвестными, или быть может опущены потому, что на них не было постановлено ничего нового, а только повторялись и подтверждались постановления предшествовавших, в особенности иппонийского собора 898 г. По крайней мере решительным доказательством того, что действительно не все, даже постановившие правила, соборы времен Аврелия внесены в собрания, служит пример Ферранда, который в своем Breviatio цитует каноны многих других соборов, как-то: Гиппонийского, отличного от бывшего в 393 г., Зеленского, Суффетуленского, Маразанского и др., о которых не говорят и которых не знают собиратели церковных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

И наконец самым известным образцом христианской исповедальной лирики неантичного типа являются тринадцать автобиографических сочинений Аврелия Августина (354 – 430 гг.). Общее название этих книг «Confessiones» дали наименованию всему литературному жанру [ Stock: 2] . Сам Августин определяет цель своей книги весьма своеобразно. Для него «Исповедь» – это жертва: «Я принес Тебе в жертву эту исповедь мою» [Августин, Исповедь: XII. 24.33] . В определенном смысле, Августину удалось создать первый христианский триллер. Его биография – это настоящее духовное приключение, в котором есть место всему: и семейной драме, и страстным похождениям, и аскетическим крайностям, и глубокому скептицизму, и, наконец, прозрению с последующим покаянием. Ни один автор так не повлиял на последующую христианскую литературу, как Августин. В западной Церкви это первый полноценный автобиографический текст, первая европейская исповедь. Однако, следуя уже сложившейся христианской традиции, блаженный Августин после продолжительного хронологического описания своей жизни переходит к богословской рефлексии. Согласно уже сложившейся до Августина исповедальной схеме, повествование о «приключениях» героя не имеет сугубо дидактического значения. Важен именно богословский смысл всего, что происходит с автором. Августин начинает с биографии, переходит к антропологии, продолжает как философ и заканчивает толкованием Священного Писания, то есть как богослов. Он не отвергает свой путь греха, но исследует его как нечто, что нужно помнить всегда, в чем Господь являет Свою силу. В своей «Исповеди» Августин следует биографическому исповедованию апостола Павла: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Вокруг этой мысли строится вся «Исповедь» Аврелия. Главный адресат для Августина – Господь. Именно Он – основной читатель и слушатель текста: «Позволь мне говорить перед Тобой, Милосердный, мне, " праху и пеплу " . Позволь все-таки говорить: к милосердию Твоему, не к человеку, который осмеет меня, обращаюсь я. Может быть, и Ты посмеешься надо мной, но, обратившись ко мне, пожалеешь меня. Что хочу я сказать, Господи Боже мой? – только, что я не знаю, откуда я пришел сюда, в эту – сказать ли – мертвую жизнь или живую смерть? Не знаю» [Августин, Исповедь: VI, 7] .

http://bogoslov.ru/article/5541777

В 428-429 гг. с позволения свт. Аврелия К. вступил в переписку с блж. Августином, направив ему деяния одного из Карфагенских Соборов , посвященные борьбе с манихейством ( Aug. De haer. 46), и 2 собственных письма, сохранившиеся в собрании писем блж. Августина ( Quodvultdeus. Ep. 221, 223//PL. 33. Col. 997-999; 1000-1001), в к-рых просил его написать для нужд Карфагенской Церкви трактат против ересей, где в сжатой форме (summatim) были бы изложены заблуждения всех известных в то время ересей и приведены возражения против них со стороны Церкви (Ibid. 221. 2-3). Блж. Августин поначалу отказывался исполнить просьбу К., сославшись на сложность задачи, большую занятость и существование аналогичных трудов таких знаменитых ересеологов, как свт. Епифаний Кипрский и Филастрий , еп. Бриксийский, однако после получения 2-го письма К., где тот подробнее обосновывал необходимость появления такого труда, блж. Августин уступил настойчивым просьбам и написал трактат «De haeresibus» (О ересях), который посвятил своему «святому и возлюбленному сыну и собрату диакону Кводвультдеусу» ( Aug. De haer. Praef. 1; Ep. 222. 1; 224. 2). В 434 г., в консульство Аспара, прибывшего в то время по каким-то делам в Карфаген, К. сопровождал нового Карфагенского еп. Капреола , занявшего кафедру после смерти свт. Аврелия в 427 или 430 г., в жен. мон-рь св. Стефана, где он стал свидетелем чуда изгнания епископом беса из араб. девочки ( Quodvultdeus. Liber promissionum. 4. 6. 9-10). Как полагают большинство исследователей, ок. 437 г., после смерти еп. Капреола, диакон (или, возможно, архидиакон) К. занял его место и был рукоположен в сан епископа ( Schepens. 1919. P. 237; Franses. 1920. S. 18; Ambrasi. 1968. Col. 1335; Braun. 1986. Col. 2883; Moreschini, Norelli. 2005. P. 417; Nazzaro. 2008. Col. 4449). Впрочем, ввиду того что год смерти еп. Капреола точно не известен, а рассказ об экзорцизме в мон-ре св. Стефана может быть интерпретирован различным образом (в частности, упоминаемые там pontifex и sacerdos могут означать разных лиц, первым из к-рых мог быть сам К.), ряд совр.

http://pravenc.ru/text/1684079.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010