Глава 26. АПОЛЛИНАРИЙ Аполлинарий, епископ Гиераполя в Азии, жил во времена Марка Антонина Вера, к которому он обратился в известном труде в защиту христианства. Сохранилось также пять его книг «Против язычников» и две «Об истине» и «Против катафригийцев», написанных в то время, когда Монтан создавал «первопричину» вместе с Приской и Максимиллой. Глава 27. ДИОНИСИЙ Дионисий, епископ церкви Коринфа, обладал таким красноречием и трудолюбием, что обучал посредством своих посланий жителей не только своего родного города, но и других городов и провинций. Из них одно было адресовано спартанцам, другое — афинянам, третье — никомидианам, четвертое — жителям Крита, пятое — церкви Амастрины и другим церквям Пон–тийского царства, шестое — гносианам и Пиниту, епископу того же города, седьмое — римлянам, обращенное к Сореру, их епископу, восьмое — к Хрисофоре, святой женщине. Он блистал во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Глава 28. ПИНИТ КРИТСКИЙ Пинит с Крита, епископ города Гноса, написал Дионисию, епископу Коринфа, очень изысканное письмо, в котором учит, что людей никогда не нужно вскармливать молоком, чтобы последний день не застиг их в младенческом возрасте, но они должны вскармливаться на твердой пище, чтобы могли дожить до духовной старости. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Глава 29. ТАТИАН Татиан, обучавший людей ораторскому искусству и завоевавший немалую славу в искусстве риторики, был последователем Иустина–мученика. Но позднее, наполнившись величием красноречия, он создал новую ересь, которая зовется ересью энкратитов, впоследствии укрепленную Севером, так что члены этой секты зовутся северианами и по сей день. Помимо этого Татиан написал бесчисленное множество книг, одна из которых — «Против язычников» — дошла до нас и считается наиболее значительной из всех его работ. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Глава 30. ФИЛИПП КРИТСКИЙ Филипп, епископ критского города Гортина, которого Дионисий упоминает в письме, написанном им церкви того же города, создал замечательный труд «Против Маркиона». Жил во времена Марка Антонина Вера и Луция. Аврелия Коммода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Аполлинарий.    Аполлинарий, епископ Гиераполя в Азии, жил во времена Марка Антонина Вера, к которому он обратился в известном труде в защиту христианства. Сохранилось также пять его книг «Против язычников» и две «Об истине» и «Против катафригийцев», написанных в то время, когда Монтан создавал «первопричину» вместе с Приской и Максимиллой. Дионисий.    Дионисий, епископ церкви Коринфа, обладал таким красноречием и трудолюбием, что обучал посредством своих посланий жителей не только своего родного города, но и других городов и провинций. Из них одно было адресовано спартанцам, другое — афинянам, третье — никомидианам, четвертое — жителям Крита, пятое — церкви Амастрины и другим церквям Пон-тийского царства, шестое — гносианам и Пиниту, епископу того же города, седьмое — римлянам, обращенное к Сореру, их епископу, восьмое — к Хрисофоре, святой женщине. Он блистал во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Пинит Критский.    Пинит с Крита, епископ города Гноса, написал Дионисию, епископу Коринфа, очень изысканное письмо, в котором учит, что людей никогда не нужно вскармливать молоком, чтобы последний день не застиг их в младенческом возрасте, но они должны вскармливаться на твердой пище, чтобы могли дожить до духовной старости. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Татиан.    Татиан, обучавший людей ораторскому искусству и завоевавший немалую славу в искусстве риторики, был последователем Иустина-мученика. Но позднее, наполнившись величием красноречия, он создал новую ересь, которая зовется ересью энкратитов, впоследствии укрепленную Севером, так что члены этой секты зовутся северианами и по сей день. Помимо этого Татиан написал бесчисленное множество книг, одна из которых — «Против язычников» — дошла до нас и считается наиболее значительной из всех его работ. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Филипп Критский.    Филипп, епископ критского города Гортина, которого Дионисий упоминает в письме, написанном им церкви того же города, создал замечательный труд «Против Маркиона». Жил во времена Марка Антонина Вера и Луция. Аврелия Коммода.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Под именем мелевитского – каноны различных соборов. Maassen, Geschichte der Quellen und Litter. d..can. Recht. p. 773–774. 12 Mansi, – Collectio amplissima. t. 8. pag. 643–644. cm. Baller, par. II. cap. III. § I. not. 6. 7. 23 Соборы эти следующие: Карфагенский первый 394 г. в консульство Аврелия и Гонория. Карфагенский второй 397 г. в консульство Цесария и Аттика. Карфагенский третий 397 г. 28 августа в консульство упомянутых консулов. Относительно сего собора Баллерины заметили, что на соборе Карфагенском 525 г. означенный собор упоминается два раза как третий Карфагенский; между тем прежде этого третьего собора в том же году в первых числах августа был другой собор в Карфагене, на котором Мизоний с некоторыми другими бизаценскими епископами, собравшимися под председательством Аврелия, хлопотали о том, чтобы был составлен список (Breviarium) канонов Иппонийского собора. Таким образом этот бывший в первых числах августа собор следовало бы считать третьим Карфагенским собором времен Аврелия. Но так как все, что было сделано на этом соборе, было повторено и принято на следующем, т. е. на соборе 28 августа, и так как самое сокращение иппонийских канонов обыкновенно цитируется древними африканцами из актов сего последнего собора, то Баллерины и полагают, что вследствие сего первый из названных соборов опущен, a последний удержал имя третьего в том кодексе, который был читан на соборе при Вонифатие. Петр-де-Марка вместо карфагенского собора 397 года 28 августа считает карфагенский собор 398 г., бывший при императоре Гонории и консуле Евтихиане в начале ноября; на этом соборе по словам де-Марка составлены 104 канона о таинственной дисциплине (de mystica disciplina) церкви. Баллерины и другие исследователи отвергают как существование сего собора, так и еще более подлинность приписываемых ему правил. Карфагенский четвертый 399 г. 27 апреля. Карфагенский пятый 401 г. 16 июля. Карфагенский шестой, бывший в том же 401 г. 13-го сентября, который шестым же называется и на соборе 525 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Позиции правосл. Церкви в Африке существенно укрепились в годы пребывания на Карфагенской кафедре свт. Аврелия (391/2-430), к этому времени относятся сведения о ряде поместных и провинциальных Соборов, во многих из к-рых принимал активное участие блж. Августин, друг и сподвижник Аврелия. От Собора, проведенного 8 окт. 393 г. в Гиппоне (ныне Аннаба, Алжир), в секретарии «базилики мира» (basilica pacis), сохранилось 7 правил, среди них - постановления о том, что чтец по достижении совершеннолетия должен либо вступить в брак, либо принести обет целомудрия, а чтец, вступивший во 2-й брак, лишается своего чина; епископ не должен вкушать пищу перед совершением литургии и проч. Особый интерес вызывает правило, согласно к-рому в церквах, где почитались определенные мученики, во время богослужения следовало читать не только Свящ. Писание, но и Мученичества местных святых (изд.: Concilia Africae. 1974. P. 20-21). Др. постановления Гиппонского Собора 393 г. (изд.: Ibid. P. 269-270) послужили основой для «Гиппонского бревиария», принятого Собором 397 г. в Карфагене ( Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 97; Monceaux. 1912. T. 4. P. 367-368; Munier. 1968). Статус Собора, состоявшегося в Карфагене 16 июня 394 г., остается неясным, его постановления утрачены. Известно, что участники этого Собора направили делегатов на Собор, к-рый был созван в г. Гадрумет (ныне Сус, Тунис) в пров. Бизацена (Concilia Africae. 1974. P. 182). Возможно, Собор в Карфагене был провинциальным, на нем присутствовали только епископы Проконсульской Африки, тогда как Гадруметский Собор был всеафриканским ( Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 97). В 395-396 гг. Соборы не проводились из-за нестабильности в Мавритании. К 27 авг. 397 г. еп. Аврелий созвал африкан. правосл. епископов в Карфаген. Однако епископы из пров. Бизацена во главе с примасом Мизонием прибыли намного раньше срока и с разрешения Аврелия открыли заседания Собора 26 июня, не дожидаясь прибытия представителей из отдаленных провинций (возможно, это было вызвано соперничеством между епископами Бизацены и Нумидии).

http://pravenc.ru/text/1681209.html

—354— является Цельс, а защищающейся – Ориген . Интерес к полемике усиливался еще тем обстоятельством, что здесь в беспощадную борьбу вступили две равноправные силы, одинаково усвоившие всю культуру своего времени, изучившие философию и все мистические предания защищаемых ими религий. Кто был Цельс? 1843 – Подробных биографических сведений о нем не сохранилось; неизвестен ни год его рождения, ни год его смерти. Имеются о нем только два более или менее точных сведения. Несомненно, что он был современником Лукиана Самосатского и стоял с ним в близких отношениях, и по его инициативе Лукиан составил свой знаменитый этюд об Александре Абонотейском 1844 . Важнее всего свидетельство Оригена : «История поведала нам двух Цельсов-эпикурейцев: одного, жившего ранее при Нероне (54–68 г.), и этого обличаемого Цельса при Адриане (117–148 г. по P. X.)» 1845 . Имя Цельса было весьма распространено в Риме, и в особенности часто оно встречается в фамилии Корнилиева и Юлиева дома; среди них значатся астрологи, юристы, врачи и даже императоры во время монархии 1846 . По счету Кейма, —355— лиц с такими именами можно назвать около дюжины 1847 . Свидетельство Оригена , что второй, обличаемый им, Цельс жил во время Антонина Пия и позднее, заслуживает полного внимания науки, так как оно оправдывается многими данными, содержащимися в «Истинном слове» Цельса. Ориген не рассматривает Цельса как современника 1848 , и его полемический труд против христианства не отмечает как пикантную новость дня. Ему знаком этот памятник литературы как замечательное явление литературной полемики с христианством, но явление, давно уже скрывшееся из глаз, которое с трудом могло быть разыскиваемо христианами его времени. Христианство по своей численности превышает языческое население, возникла Великая Церковь . Настало блестящее время эпохи Антонинов; появляется на сцену гностицизм 1849 . Христианская религия запрещена под угрозой смерти, и христиане подвергаются гонениям 1850 и при помощи Божией умирают 1851 ... вместе с Сыном Божиим 1852 . Варвары, наступавшие на Империю, готовы поглотить ее, и требуется всеобщая помощь 1853 . Приурочение публикации «Истинного слова» к периоду правления Антонинов имеет за собой и исторические основания; сама политическая ситуация говорит за это; рядом с монархией Цельс упоминает и о множестве властителей, к которым можно причислить время Марка Аврелия и Антонина Пия (147–161), Люция Вера и Марка Аврелия (161–180); Кейм, рассмотрев все исторические и политические отношения эпохи Антонинов, приходит к тому выводу, что составление Цельсом «Истинного слова» падает именно на 178 г. правления Марка Аврелия 1854 . Однако, определение одним годом появления какого-либо сочинения, хронологические данные относительно которого крайне сомнительны, всегда вызывает к себе сомнение; на более верном пути

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В собрании Дионисия после 133 последнего карфагенского канона содержатся заключительная речь Аврелия и подписи его и других присутствовавших с ним в последнем заседании 21 епископа, также замечание: Et ceteri episcopi CCXVII similiter subscripserunt, и подпись двух пресвитеров римских легатов папы: Филиппа и Аселла. Далее с продолжающимся счетом канонов у Дионисия помещены: послание африканских отцов к папе Вонифатию, также послания Кирилла Александрийского и Аттика константинопольского к африканским епископам и символ веры . Означенное заключение Аврелия и подписи епископов Маассен, на основании исследованных им манускриптов, относит к первому, а не ко второму заседанию собора 419 г. 150 . Послание к Вонифатию, по замечанию Баллерин, написано после второго заседания того же собора 419 г., на другой день 151 . Так как в этом послании африканские отцы писали о том, что занимались исследованием о подлинных экземплярах никейских канонов, и говорили, что с этой целью они послали пресвитера Иннокентия в Александрию к Кириллу, а иподиакона Марцеллина в Константинополь к Аттику; то Дионисий присоединил к своему собранию и ответные послания названных епископов с присланными от них экземплярами никейских канонов, которые теми же африканскими отцами в сентябре 419 г. были отправлены в Рим к Вонифатию. Этих документов нет в книге правил; но в ней содержится последний документ Дионисиевского собрания, образующий в нем 138 канон: послание африканского собора к папе Целестину . Это послание хотя касается возбужденного на соборе 419 г. спора по делу Аппиария, но принадлежит одному из последующих карфагенских соборов. Такими соборами были: Карфагенский 421 г. Братья Баллерины первые открыли акты этого собора в манускрипте Веронского капитула и издали их вместе с сочинениями Льва Великого . Высказанные Баллеринами замечания 152 подтверждает и Маасен, видевший акты того же собора в веронском манускрипте в собрании диакона Феодосия 153 Манси издал этот собор с замечаниями Баллерин 154 . Из предисловия председателя этого собора Аврелия, архиепископа карфагенского, мы узнаем, что этот собор был в то время, когда по необходимости (но какой – не объяснено) установленное каждогодние для сования собора сменено на двухлетие, и что на этом соборе были прочитаны и внесены в его акты постановления предыдущих соборов. Действительно, сравнивая каноны этого собора с постановлениями предыдущих, нельзя не заметить, что первые десять, за исключением четвертого из них, суть не иное что, как повторение по мысли и даже по букве правил предшествующего 419 г. карфагенского собора 155 . Четвертый канон, принадлежащий этому собору, постановляет, чтобы епископы или пресвитеры, давая что-либо из имущества своей церкви в другое место, представляли об этом епископы – собору, клирики – епископам с объяснением причин; в противном случае, если они не представят уважительных оснований на это, считаются похитителями отданного. Баллерины считают этот собор восемнадцатым карфагенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Аполлинарий, епископ Гиераполя в Азии, жил во времена Марка Антонина Вера, к которому он обратился в известном труде в защиту христианства. Сохранилось также пять его книг «Против язычников» и две «Об истине» и «Против катафригийцев», написанных в то время, когда Монтан создавал «первопричину» вместе с Приской и Максимиллой. Дионисий. Дионисий, епископ церкви Коринфа, обладал таким красноречием и трудолюбием, что обучал посредством своих посланий жителей не только своего родного города, но и других го-.родов и провинций. Из них одно было адресовано спартанцам, другое — афинянам, третье — никомидианам, четвертое — жителям Крита, пятое — церкви Амастрины и другим церквям Пон-тийского царства, шестое — гносианам и Пиниту, епископу того же города, седьмое — римлянам, обращенное к Сореру, их епископу, восьмое — к Хрисофоре, святой женщине. Он блистал во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Пинит Критский. Пинит с Крита, епископ города Гноса, написал Дионисию, епископу Коринфа, очень изысканное письмо, в котором учит, что людей никогда не нужно вскармливать молоком, чтобы последний день не застиг их в младенческом возрасте, но они должны вскармливаться на твердой пище, чтобы могли дожить до духовной старости. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Татиан. Татиан, обучавший людей ораторскому искусству и завоевавший немалую славу в искусстве риторики, был последователем Иустина-мученика. Но позднее, наполнившись величием красноречия, он создал новую ересь, которая зовется ересью энкратитов, впоследствии укрепленную Севером, так что члены этой секты зовутся северианами и по сей день. Помимо этого Татиан написал бесчисленное множество книг, одна из которых — «Против язычников» — дошла до нас и считается наиболее значительной из всех его работ. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Филипп Критский. Филипп, епископ критского города Гортина, которого Дионисий упоминает в письме, написанном им церкви того же города, создал замечательный труд «Против Маркиона».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

После вековых усилий апологетов, христиане не достигли, однако смягчения своего положения перед законом; и хотя Церковь не переставала расти как по числу, так и по общественному положению обращенных, но общественное мнение, взятое в массе, отказывалось восстановить уважение и симпатии народа к христианам. Во время царствования Марка Аврелия еще более, нежели в эпоху его предшественников, они страдали от жестокости закона и народной несправедливости. Многие правители в провинциях издавали относительно христиан полицейские распоряжения, содержание которых нам неизвестно, но которые, конечно, делали положение их еще тягостнее 91 . Писания того времени, как языческие, так и христианские, говорят о том, что толпа ненавидела христиан, а правители поступали с ними бесчеловечно. Можно думать даже, что в некоторых местах доходило до того, что, вследствие злобы, прямо не исполняли рескрипта Траяна, который запрещал разыскивать верующих, и Цельс говорит о скитающихся христианах, которых преследуют для того, чтобы представить в суды и там приговорить к смертной казни 92 . Но в общем, религиозные процессы, рассказы о которых дошли до нас, показывают, что Траяново и Адрианово судопроизводства были всегда в силе. Марк Аврелий не изменил его ни к худу, ни к добру, никакими новыми распоряжениями 93 : мы видим, что вышеупомянутое судопроизводство применяется в Риме в процессе св. Иустина и его товарищей; а также знаем, что, по поводу дела о христианах в Лионе, император-философ напоминает об этом порядке по Траянову и Адрианову рескриптам и обращает на него внимание правителя, который отступал от этого судопроизводства. Дело св. Иустина относится к 163-му году, второму году царствования Марка Аврелия. Христианский ученый был обвинен по форме своим врагом, философом Крискентом 94 . Первое слово префекта Юния Рустика при его допросе направлено не к тому, чтобы уличить его в каком-либо преступлении против общих законов, и не имеет даже целью обвинить его в недозволенных собраниях, хотя он и собирал в своем доме учеников, и многие из них подверглись преследованию в одно время с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще более ясное свидетельство встречаем в книге «Пастырь» Ермы, которая написана прежде гонения М. Аврелия. Там мы читаем, что христиан ради имени Христова «предавали бичеванию, отдавали на крестную казнь и на растерзание дикими зверями» (Вид. III, 2). Итак, были ли пытки в гонение М. Аврелия новостью для христиан? И свидетельствует ли их употребление о новом императорском указе против христиан? Конечно, нет. Если раньше М. Аврелия пытки употреблялись, то, значит, и узаконены они были раньше его. 79 Ignoras quia domini nostri invictissimi principes jusserunt, ut qui non nega υ erint, esse christianos, puniantur; qui vero negaverint, dimiltantur? См. у Allard’a I, 422 примечание. – Закон Траяна имел силу даже при Коммоде. Вот что читаем у Иеронима об Аполлонии, римском сенаторе-христианине «Он, при императоре Коммоде, изменнически обвиненный рабом в том, что он был христианин,... был обезглавлен, так как у сенаторов имел силу древний закон (αρχαος νμος), по которому христиане, однажды привлеченные к их суду, не должны быть отпускаемы без отречения от своей веры». De viris ill. с. 42. 81 Когда Поликарп смирнский объявил себя христианином, проконсул послал глашатая объявить об этом трижды по народу (Евс. Η. Е. IV, 22). – В Лионе мученику Атталу, проводя его по амфитеатру, привесили на грудь дощечку, на которой написана была вина его: «Аттал – христианин». – Во многих других мученических актах находим указания на то, что исповедание веры: «я христианин» считалось у судей актом признания в преступлении. Укажем на акты Эпипода и Александра у Ruinart, 4: «Captos ante discussionem carcer accepil: quia manifesti putabantur criminis nomen esse ipsa apellatio Christiana, т. e. взявши их (мучеников) посадили в тюрьму, потому что самое название христиан считалось именем явного (уличенного) преступления». 83 Suppl. 2, р. 10, С: оκ – ε δκησ τι κρινμενος τν δικαξντων πιξητοντων, λλ» ες νομα, ς ες δκημα νυβριζντων. Читать далее Источник: Афинагор, христианский апологет II века/[Соч.] Порфирия Мироносицкого. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1894. - 276, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

а) Время написания Трех книг к Автолику Для определения времени происхождения трех книг к Автолику существенное значение имеет исчисление древности мира в третьей книге, где terminusadquem полагается в смерти Марка Аврелия; при этом Феофил ссылается на хронографию номенклатора Хризера, вольноотпущенника Марка Аврелия «который все описал – и имена и времена, начиная от основания Рима и до кончины своего покровителя и самодержца Вера». Стало быть, произведение Хризера было опубликовано также только после смерти Марка Аврелия, последовавшей 17-го Марта 180-го года. С другой стороны, Феофил не только не упоминает о смерти преемника Марка Аврелия – Коммода, но даже не вводит в свое исчисление лет царствования этого Императора. Таким образом, можно полагать, что третья книга написана в самом начале правления Коммода, то есть в 181–182-м годах. Что касается двух первых книг, то они могли быть написаны и значительно раньше, так как связь между всеми книгами чисто внешняя и не требует непременно близкой временной преемственности их. б) Автор трех книг к Автолику В известиях древности и в рукописном предании автором трех книг к Автолику называется Феофил, епископ Антиохии. Сведения о нем весьма скудны. Из самого произведения видно, что автор его первоначально был язычником и перешел в Христианство в зрелом возрасте, после долгого размышления и тщательного изучения Священного Писания, особенно пророков (1:14). Эллински образованный, он обладал некоторым знанием еврейского языка, на что указывают попытки его объяснять еврейские слова (суббота, Эдем, Ной – 11, 12, 24; III, 19). Изображая рай, Феофил говорит: «Тигр и Евфрат хорошо известны нам, так как эти реки близки к нашим странам» (II, 24) – из этого можно заключать, что Восток был не только местом жительства, но и местом рождения Феофила. Трудно решить, был ли он Сирийцем, но несомненно, что его язык и образование были Греческими, Он был епископом Антиохийской Церкви. Евсевий называет его шестым Антиохийским епископом (Chron.adan. Abr. 2185; Hist. eccl. 4:20), a Иероним – то шестым (sextus Antiochensis ecclesiae episcopus: De vir. ill., 25), то седьмым (Antiochenae ecclesiae septimus post Petrum apostolum episcopus: Epist. 121, ad Algas., 6) – впрочем эта разница объясняется исключительно тем, что в первом случае Иероним не включает в счет Апостола Петра, а во втором считает его первым епископом Антиохии. Евсевий дает и ближайшие указания относительно времени епископства Феофила: в Хронике вступление Феофила на епископскую кафедру он относит к 2185-му году от Авраама, то есть, к 169-му году нашей эры, а начало правления преемника его Максимина к 2193-му году от Авраама, то есть к 177-му году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010