77 Он собирался в Карфагене in secretorio Rasilicae Bestitutac. Кроме председательствующего Аврелия на этом соборе присутствовали многие другие старейшие епископы Африки adstantibus etiam diaconis. Дионисий Малый в своем собрании канонов, а равно и другие собрания называют этот собор concilium Carthagiense, ubi multa sunt constituta, давая тем понять, что этот собор был творцом многих постановлений. 78 Так 58 и 59 наши правила Карфагенского собора соответствуют 1 канону рассматриваемого собора, впрочем, с опущением начала. 60-е правило представляет извлечение из 2-го канона, именно содержит заявление председательствовавшего Аврелия, сделанное по поводу предложения легатов Мавританской провинции: Онората и Урбана о рукоположении епископа двенадцатью епископами. 61-е содержит почти буквальный перевод следующего, т. е., 3 канона. 62 и 63 в сокращении представляют 4-й канон, который содержит два отдельных предложения, сделанных теми же легатами Мавританской провинции, Оноратом и Урбаном, о возвещении дня празднования пасхи и о посещении Мавританской области. 64-е отвечает второй большей половине 5 канона, первая небольшая половина которого изложена в 43 правиле Карфагенского собора. 65-е содержит лишь предложение епископа Епигония, без последующих пояснительных на это примеров, изложенных в 6-м каноне, 66 и 67 правила соответствуют 7-му канону, впрочем, так, что последнее, 67-е, представляет лишь извлечение из второй половины означенного канона 79 Не лишнее заметить, что в собраниях соборов, независимо от рассмотренного нами Карфагенского собора, встречается 50 канонов с именем: Concilium Carthaginense nomine tertium, ordine temporis. Эти каноны суть не иное что, как постановления рассмотренного нами Карфагенского собора, утвердившего бревиарий иппонийских канонов. (Mansi, t. III pag. 877–892. см. Van-Espen, Ius ecclesiast. con. t. VII pag. 155 § VI). 80 Христофор Юстелли не только не поместил рассматриваемого собора в числе поименованных им в предисловии in praefatione ad Codicem canonum ecclesiae Христ. Чтен. 11–12 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Церковь в эпоху между гонениями Марка Аврелия и Деция. Часть 4 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Опыт построения целостной богословской системы естественнее ожидать от александрийцев, где уже во II веке была открыта богословская школа – знаменитое Огласительное училище. После кончины Пантена в 190 году его возглавил Тит Флавий Климент. Этот выдающийся богослов родился в Афинах в середине II века в языческой семье. После обращения и крещения он много путешествовал в поисках наставника духовной жизни по южной Италии, Сирии и Палестине. Приехав в Александрию, он поступил в ученики к Пантену, а потом и сам преподавал в Огласительном училище. В начале III столетия, когда начались гонения, развязанные Септимием Севером, Климент удалился из Египта в Каппадокию вместе со своим учеником Александром, который впоследствии занял Иерусалимскую кафедру. В эту пору Климент стал пресвитером, как это видно из послания Александра, адресованного Антиохийской Церкви: «Эту грамотку я переслал вам, братья и господа мои, через Климента, блаженного пресвитера, человека хорошего и почтенного» . Тит Флавий Климент Александрийский преставился до 215 года. Климент был прекрасно образованным христианским писателем. Он тщательно изучал Священные книги – в его сочинениях встречаются многочисленные цитаты из них. Он хорошо знал своих предшественников – ранних христианских писателей, превосходно ориентировался в греческой философии и поэзии. Среди его сохранившихся сочинений – «Извлечения из Феодота», проповедь «Кто из богатых спасется», но важнейший труд Климента – трилогия, состоящая из «Протрептика, или Увещания к эллинам» («протрептики» писали Аристотель, Эпикур, Клеанф, чтобы расположить читателя к занятиям философией), «Педагога» и «Дидаскала». Но третья часть, написанная в виде собрания разрозненных мыслей, заметок, воспоминаний, получила затем название «Строматы», что значит «ковры» или «лоскуты». В «Строматах», по словам Евсевия Кесарийского, Климент «не только рассыпает мысли из Писания, но берет и у эллинских писателей, если что покажется ему полезным; вспоминает мнения многих, развертывает вероучение и эллинов, и варваров; выправляет ложь ересиархов, приводит множество сведений, закладывая основу для разностороннего образования.

http://pravoslavie.ru/38936.html

Hist. eccl. IV 26. 10). С именем Антонина Пия традиционно связывают также и рескрипт, адресованный в пров. Асия, к-рый существует в 2 редакциях: как приложение к 1-й апологии мч. Иустина (Гл. 70 в рус. переводе прот. П. Преображенского после рескрипта Адриана) и в «Церковной истории» Евсевия под именем Марка Аврелия (Ibid. IV 13. 1-7). Однако, несмотря на то что за его подлинность высказывался А. фон Гарнак ( Harnack A. Das Edict des Antoninus Pius//TU. 1895. Bd. 13. H. 4. S. 64), большинство исследователей признают рескрипт подложным. Возможно, он написан неким неизвестным христианином в кон. II в. Автор ставит в пример язычникам религ. преданность христиан, подчеркивает их смирение, высказываемое им представление о языческих богах не соответствует взглядам ни Антонина Пия, ни тем более Марка Аврелия ( Coleman-Norton. 1966. Vol. 1. P. 10). В целом документ не согласуется с тем реальным положением, к-рое христиане занимали в Римской империи в этот период. При Антонине Пии в Риме ок. 152-155 гг. жертвой язычников оказались пресв. Птолемей и 2 мирянина, носившие имя Лукий (пам. зап. 19 окт.). О процессе над ними повествует мч. Иустин ( Iust. Martyr. II Apol. 2): некий знатный римлянин, раздраженный переходом в христианство его супруги, обвинил в ее обращении Птолемея перед префектом Рима Лоллием Урбиком, к-рый вынес по этому делу смертный приговор. За ходом судебного заседания наблюдали 2 молодых христианина. Они попытались опротестовать такое решение перед префектом, поскольку, по их мнению, осужденный не совершил никакого преступления, а вся его вина заключалась лишь в том, что он был христианином. Оба молодых человека после краткого суда были также казнены. В царствование Антонина Пия из-за злобы взбунтовавшейся черни пострадал сщмч. Поликарп, еп. Смирнский. Сохранилась достоверная запись мученичества этого апостольского мужа в послании христиан г. Смирны к «Церкви Божией в Филомелии и всем местам, где нашла пристанище святая вселенская Церковь» ( Euseb. Hist. eccl.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Постановка существитель­ного μερων перед числительным δκα скорее благоприятствует последне­му пониманию. Ср.Андрея: «но (гонение) только на десять дней, а не на долгое время». Подобно и Арефа. За недостатком исторических сведений из древнего периода существования Смирнской Церкви невозможно ре­шить, какое именно гонение предвозвестил Иисус Христос. Штерн скло­нен видеть десятидневное гонение в том гонении, во время которого по­страдал св.Поликарп, потому что последний был двенадцатым мучеником и на нем закончился ряд жертв в гонение Марка Аврелия. Но по количе­ству замученных жертв едва ли можно определить с точностью продол­жительность гонения; к тому же, и ранее Марка Аврелия, как видно из мученических актов Пиония, смирняне подвергались преследованиям. Всего вероятнее, как нам кажется, приурочить десятидневное гонение к ближайшему народному собранию (комициям), когда фанатизм язычес­кой черни, подстрекаемый внушениями сатанинской синагоги, всего лег­че мог воспламениться и вызвать жестокие меры против ненавистной безбожной секты, презирающей святые обычаи старины. Весь ход мыслей 10 стиха, имеющего целью ободрить смирнян и из­гнать страх из их сердца, можно представить в следующем виде: не стра­шитесь предстоящих вам страданий; вас ввергнут в темницу, но это сде­лает диавол по попущению Божию для испытания веры вашей; вас будут гнать и преследовать, но гонение будет кратковременно, будет продол­жаться всего дней десять; наконец, если кто во время гонения лишится временной жизни, тот получит в награду блаженство жизни вечной (ср. Мф.10:28, 39 ). «Побеждаяй, не имать вредитися от смерти вторыя». Ап.Иоанн различает две смерти: первую, или физическую ( Апок. 2:10, 6:8, 9:6, 12:11, 13:3, 12, 18:8 ), и вторую, духовную ( Апок. 20:6, 14, 21:8 ): первая имеет место до всеобщего воскрешения мертвых и Страшного Суда, вторая – после них; одна – временная, другая – вечная. После всеобщего Суда остаток людей, не вписанных в книгу жизни Агнца и не освобожденных по милосердию Божию и мо­литвам Церкви из области ада, ввергнут будет в озеро огненное, горящее огнем и серою ( Апок. 20:14, 21:8 ); это – место вечных мучений, смерть вторая ( Апок. 20:10 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Воскресивший Его из мертвых воскресит и нас..». «Кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны. Поэтому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преподанному изначала слову». Ученики Поликарпа живо помнили время своего пребывания с ним. Вот что писал св. Ириней, епископ Лионский, Флорину, бывшему также учеником Поликарпа, но впоследствии впавшему в заблуждения: «Не таковое учение предали нам отцы, предшествовавшие нам, которые слышали самих апостолов. Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа. Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся... Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа; то, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать пред Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: Боже благий! До какого времени Ты допустил меня дожить!». В царствование Марка Аврелия настало и для него время припомнить обращенное к нему в Апокалипсисе наставление: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). II Если Церковь Божия видела спокойные дни в правление Антонина, то можно было надеяться, что спокойствие продолжится и в царствование его преемника, Марка Аврелия. Один знаменитый исторический писатель (Гиббон) считает его образцовым государем и утверждает, что его правление доставило роду человеческому возможную для человека полноту счастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Степанцов С.А. Антидонатистская тенденция как экзегетический фактор в Рассуждениях на послание Иоанна к парфянам " Аврелия Августина//Вестник древней истории. - 2005. - 1. Степанцов С.А. Предисловие [к книге Блаж. Августина " Рассуждения на Евангелие от Иоанна " ]//Богословские труды. – М.,   2003. – Сб. 38. Столяров А.А.  «О Граде Божьем»//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000-2001. - Т. III.  Столяров А.А. " Исповедь " : История создания. Жанр. Проблема достоверности//Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. -  М.: Ренессанс, 1991. (Па­мятники религиозно-философской мысли. Вып. 1: Западная патристика). Столяров А.А. Recte honesteque vivere: (К истории духовной эволюции Августина)//  Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985 . Столяров А.А. Августин//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000-2001. - Т. I.  Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьба//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Исповедь. – М.: Канон, 1997. Столяров А.А. К проблеме свободы воли в домарксистской философии: (О двух типах понимания свободы у Августина)//Актуальные проблемы исследования марксистко-ленинского философского наследия. – М., 1983. Столяров А.А. Проблема свободы воли в раннесредневековой философии: (Аврелий Августин). Автореферат дисс. канд. филос. наук. – М., 1983. Столяров А.А. Проблема свободы у Аврелия Августина//Античная философия в интерпретации буржуазных философов. – М., 1981. Столяров А.А. Феномен совести в античном и средневековом сознании: (К постановке проблемы)//Историко-философский ежегодник " 86. – М.: Наука, 1986. Столяров А.А., Неретина С.С. «Исповедь» Августина//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000-2001. - Т. II.  Суини М. Лекции по средневековой философии. – Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. С.12-63.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Наш Евсевий также был грек и ему вовсе не была чужда эта характерная черта соплеменных ему историков. Евсевий передает сказания о таких чудесах, которые для нас, при теперешнем состоянии науки, являются не вполне достоверными. Так он передает сказание одного анонима о том, как уклонившегося к еретикам исповедника Наталия ангелы целую ночь били бичами и с таким усердием, что Наталий на утро же пошел к епископу, бросился ему в ноги и просил вновь дозволит ему вступить в церковь .... 258 . Что касается чуда, совершенного сенатором Астирием, по молитве коего жертва, которая прежде будучи бросаема в один ручей, всегда потопала, – выплыла в присутствии Астирия наверх 259 – что касается, скажем, этого чуда, то мы можем указать в этом случае только на то, что Евсевий при этом слишком положился на свидетельство родственников Астирия, которые, конечно, не прочь были приукрасить память своего знатного родича. Но особенно много возбуждал пререканий рассказ нашего историка о чуде, случившемся во время битвы войск Марка Аврелия с германцами. Евсевий, на основании слов своих единоверцев-писателей, которые кажутся ему «любителями истины, рассказывающими просто и без хитрости» 260 , говорит, что в то время, когда войска Марка Аврелия страдали от жажды, Бог по молитве христиан-воинов Мелитинского легиона, послал дождь, ожививший войска Марка Авреля, и молнию, поражавшую германцев 261 . Основывается наш историк при таком объяснении упомянутого факта прежде всего на словах христианского писателя Аполлинария, который сообщает, что Мелитинский легион за упомянутое дело получил наименование «громоносный» (fulminatrix). Но это основание довольно шатко: Мелитинский легион еще во время императора Нервы носил наименование fulminatrix 262 . Далее, в доказательство правильности принимаемого им объяснения упомянутого факта, наш историк ссылается на слова «достоверного» писателя Тертуллиана который говорит, что и сам Марк Аврелий приписал означенное чудо молитвам христиан. Но что казалось «достоверным» нашему историку, то, по тщательном исследовании дела, является далеко не таким.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Жил во времена Марка Антонина Вера и Луция. Аврелия Коммода. Мусан. Мусан, один из значительных авторов, писавший о религиозном учении во времена правления Марка Антонина Вера, сочинил книгу для братьев, отвернувшихся от церкви и обратившихся к ереси энкратитов. Модест. Модест, также живший во времена Марка Антонина и Луция Аврелия Коммода, написал книгу «Против Маркиона», которая дошла до нас. Известны и другие труды под его именем, но многие ученые считают их поддельными. Вардесан из Месопотамии. Вардесан из Месопотамии входит в число выдающихся людей. Сначала он был последователем Валентина, а позднее его оппонентом и сам создал новую ересь. Вардесан почитается среди сирийцев за блестящий талант и страстность в споре. Он написал множество трудов против почти всех ересей, возникших в то время. Наиболее значительной и сильной его работой считается книга «О судьбе», адресованная Марку Антонину. Многие другие труды о гонениях на христиан его последователи перевели с сирийского языка на греческий. Поистине, если столько силы и великолепия в переводе, сколь же велик должен быть оригинал! Виктор. Виктор, тринадцатый епископ Рима, написал трактат «О пасхальном диспуте» и некоторые другие небольшие труды. Он возглавлял церковь десять лет во время правления императора Севера. Ириней. Ириней, пресвитер при епископе Пофине, возглавлявшем церковь Лиона в Галлии, доставил в Рим епископу Элевферию письма церковников местечка Ибис. Впоследствии, когда Пофин в почти девяностолетнем возрасте был увенчан короной мученичества за Христа, Ириней занял его место. Известно также, что он был учеником Поликарпа — священника и мученика, упомянутого нами выше. Ириней написал пять книг против ересей и небольшой опус против язычников, а также труд об епитимье, послание своему брату Маркиану «Об апостольской проповеди», книгу «О различных трактатах», послание к Власту «О схизме», послания к Флорину «О единоначалии, или О том, что Бог не есть виновник зла», и великолепное «Об осмерице», в конце которого отмечено, что он был близок к апостольскому периоду. Ириней написал: «Я молю тебя, того, кто когда-либо будет переписывать эту книгу, Господом нашим Иисусом Христом и его величественным пришествием, на котором Он будет судить быстро и совершенно, чтобы ты переписывал как можно старательно и, тщательно сверив с образцом, внес поправки». Существуют также другие его книги: «Послания Римскому епископу Виктору» — о пасхальном диспуте, в котором Ириней предостерегает от необдуманного разрыва единого братства из-за убежденности Виктора в том, что многие епископы Азии и Востока, которые вместе с евреями празднуют еврейскую Пасху на четырнадцатый день новой луны, должны быть осуждены. Ириней жил во времена правления императора Коммода, который унаследовал власть от Марка Антонина Вера.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Источники действительно подтверждают в этот период активизацию антихристианских выступлений народа, отмечают факты упрощения судебного разбирательства, розыска и принятия анонимных доносов, но сохранение прежнего характера наказаний. В начале правления Марка Аврелия (ок. 162) в Риме пострадали мученица Фелицита и 7 др. мучеников, которых традиционно считают ее сыновьями. Через несколько лет по доносу Кресцента префектом Рима Юнием Рустиком был осужден мученик Иустин Философ , организовавший в Риме христианскую огласительную школу. Вместе с ним пострадали 6 учеников, среди них была женщина по имени Харито. Гонение коснулось Церквей и в других местах Римской империи: подверглись преследованию христиане Гортины и прочих городов Крита, был замучен предстоятель Афинской Церкви Публий. В Малой Азии в проконсульство Сергия Павла (164-166) мученически скончался епископ Сагар Лаодикийский; был казнен епископ Фрасей Евменийский, а в Апамее-на-Меандре — Гай и Александр Евменийские; в Пергаме пострадали Карп, Папила и Агафоника . При императоре Коммоде (180–192) Для Церкви наступили более спокойные времена. Этот император,в отличие от своего отца Марка Аврелия, мало интересовался государственными делами. Проявляя равнодушие к политике, он оказался менее непреклонным гонителем христиан, чем иные представители династии Антонинов. В начале его правления (ок. 180) в Проконсульской Африке пострадали первые христианские мученики в этой провинции. 12 христиан из маленького г. Сциллий в Нумидии, обвиненных в Карфагене перед проконсулом Вигеллием Сатурнином, твердо исповедали свою веру, отказались совершить жертвоприношение языческим богам и поклясться гением императора, за что были осуждены и обезглавлены. При императоре Септимии Севере (193–211) Гонения начались с 202 г. Септимий был пунийцем из пров. Африка. В его происхождении, а также во влиянии на него 2-й супруги Юлии Домны, дочери сир. жреца из Эмесы, усматривают причины новой религиолзной политики Римского государства. В первое десятилетие правления Септимий Север терпимо относился к христианам.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

И. поддержал осуждение Пелагия и Целестия, повторив основные аргументы, предложенные африкан. епископами ( Innocent. I, papa. Ep. 30= Aug. Ep. 182). В ответном послании к 5 епископам И. утверждал, что не знал о влиятельных последователях Пелагия в Риме, и обещал распространить на них санкции, применяемые против еретиков. Однако он воздержался от суждений относительно решений Диоспольского Собора, т. к., по его словам, соответствующие документы были доставлены в Рим некими мирянами и подлинность бумаг кажется ему сомнительной. Отказавшись от приглашения Пелагия в Рим, И. тем не менее указал на еретический характер его учения ( Innocent. I, papa. Ep. 31= Aug. Ep. 183). Т. о., И., осудив ересь и ее конкретных последователей, фактически отказался принимать активные меры для искоренения пелагианства. Вероятно, нежелание открыто отвергнуть решения Диоспольского Собора объясняется стремлением И. избежать столкновений с вост. епископами после конфликта, связанного с незаконным низложением свт. Иоанна Златоуста (404). Однако по настоянию блж. Иеронима, который проживал в Палестине и после оригенистских споров находился в напряженных отношениях с Иерусалимской кафедрой, Римскому епископу все же пришлось вступить в дискуссию со свт. Иоанном Иерусалимским. В 414 г. блж. Иероним опубликовал пространное опровержение учения Пелагия ( Hieron. Ep. 133), а незадолго до Диоспольского Собора (дек. 415) - «Диалоги против пелагиан». Вскоре после Собора неизвестные лица напали на монастырь в Вифлееме, где проживал Иероним, выгнали монашествующих, в т. ч. прп. Евстохию и ее племянницу Павлу, убили диакона и сожгли постройки. Блж. Иероним известил об этом Аврелия Карфагенского ( Aug. De gest. Pelag. 66), к-рый передал сведения в Рим. При посредстве еп. Аврелия И. отправил блж. Иерониму послание, в к-ром возмущался разнузданностью еретиков и обещал принять меры против преступников в случае их обнаружения ( Innocent. I, papa. Ep. 34= Hieron. Ep. 136). Одновременно он отправил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, упрекнув его за бездействие и пассивное покровительство преступникам ( Innocent. I, papa. Ep. 35= Hieron. Ep. 137). Пелагий, находившийся в Палестине, узнал об этом и обратился к И. с апологией, фрагменты к-рой сохранились в сочинениях блж. Августина ( Aug. De grat. Christi. 30-32, 35-37, 41; Idem. De peccato originali. 19-21). Пелагий пытался убедить И. в том, что его учение о присущей человеку свободе воли не означает отрицания помогающей божественной благодати (Dei gratia et auxilium). Апология была доставлена в Рим уже после смерти И.

http://pravenc.ru/text/468771.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010