Поэтому говорит: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100:1). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Видишь ли, как рассудительно употребляет милость? Не без суда милует и не без милости судит. Ибо «Милостив Господь и праведен» (Пс. 114:5). Поэтому не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была презираема благость. Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое — строгость; или за первое будем любить, или за последнее страшиться, чтобы и нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева...» (Рим. 2:4—5). Итак, поскольку невозможно спастись, не творя дел, сообразных с заповедью Божиею, и не безопасно пренебрегать чем-нибудь из заповеданного (ибо ужасно превозношение — поставлять себя судьями Законодателя, и одни законы Его избирать, а другие отвергать); то мы, подвижники благочестия, предпочетшие жизнь безмолвную и безмятежную, как споспешествующую к соблюдению евангельских догматов, сообща позаботимся и порассудим, как сделать, чтобы ничего из предписанного не осталось у нас без исполнения? Ибо, если должен быть «совершен Божий человек» , как написано (2 Тим. 3:17), и как доказало слово в изложенном ранее этого; то по всей необходимости надобно ему, посредством всякой заповеди, быть уготованным «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13); потому что и по закону Божию, хотя и чистое, но поврежденное, не приемлется в жертву Богу. Поэтому, в чем каждый почитает себя неопытным, то пусть и предложит на общее рассмотрение; потому что при трудолюбивом исследовании многих удобнее найдется сокровенное, если только Бог, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, дарует нам найти искомое, по научению и напоминанию Святого Духа (Иоан.14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Прекрасное назидание помещено в Троицком слове. Выписываю его тебе: «Не берись за все горячо, но держись за то, что избрал. Лучше прибавлять доброго, нежели убавлять у него что-либо. Не тех называем худыми, которые стоят низко, но тех, которые поднявшись – низко падают. От малой искры возгорается пламень». Видя сие, уклоняйся от того, что производит малый вред. Теперь вред не велик, но со временем он сделается большим. Тебе предлежит длинный путь. Представляя себе вдруг весь этот труд, не откажись от всего. И море переплывают не вдруг. Не всегда полезно бывает желание все сделать вдруг, например, уничтожить все недостатки во всем и во всех зараз, все исправить в один год. Напоминаю тебе басню о трудолюбивом медведе и присловие к ней, что дуги гнут с терпеньем и не вдруг. Великий Четверток. Бывшие сегодня в храме высказывали свои впечатления при виде воспоминательного торжества умовения ног. Мысль их невольно переносилась ко временам события. Спаситель, как бы пред глазами их снимает одежду, препоясуется лентием без всякой посторонней помощи, наливает воду, переносит кувшин и таз от одного апостола к другому, плещет водой на ноги их и отирает. Весь этот умилительный обряд заканчивается трогательными словами Спасителя, обращенными к его ученикам: “Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господином, и правильно говорите, ибо Я точно – то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я сделал вам”. – Вечером в 6 12 ч. было чтение 12-ти евангелий, также – масса народа со свечами. Великий Пяток, утро. Солнышко взошло очень весело, прямо в глаза. Пишу это, имея перед глазами твои строки, о раздражении, при молчании языка. Верно не напрасно повелено во весь пост ежедневно 14 раз повторять: “Господи, дух терпения и любви даруй ми рабу Твоему”. Проси, ищи, толки, и впоследствии дан тебе будет этот великий дар кротости. Помнить надо, что учиться кротости и смирению сердца, Господь зовет к Себе, – “научитеся от Мене”. Письмо 77

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Врачи стояли на коленях и пытались его реанимировать» — история одного странного совпадения 4 мин., 22.10.2019 Игумен Алипий (Животиков), клирик храма Пресвятой Троицы в Новых Ватутинках Эта история произошла с моим давним приятелем. Он разрешил мне ее записать, я лишь изменил имена героев. Это случилось три года назад. Было обычное августовское утро. Мой приятель Александр по заведенной недавно традиции читал главу из Евангелия: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весть хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет…» (Лк 12:16-21) Саша, хоть ему и было уже за пятьдесят, к вере пришел совсем недавно, и многое ему было еще непонятно. Вот и на этот раз смысл притчи о безумном богаче — такой парадоксальной! — от него ускользал. Почему Господь называет безумным трудолюбивого человека, который, не ленясь, честно исполняет свои обязанности? Что в его жизни было неверно? Мой приятель так и не смог ответить для себя на эти вопросы. Но ломать над ними голову не было времени — пора на работу. Через десять минут волны моря житейского уже несли его по подземным каналам метро. А в конторе из первого же открытого им отчета плеснула такая мутная волна стандартных фраз и цифр, что сразу потянуло на перекур. «Эх, я же курить бросил, — обреченно подумал он. — Делать нечего, придется нырять в это болото». Ближе к обеду он все-таки решил сделать перерыв, вышел в коридор и столкнулся там с начальником одного из филиалов его фирмы. — О, Сергеич! Ты чего здесь делаешь? — Да вот, увольняюсь!

http://foma.ru/vrachi-stoyali-na-kolenya...

Святителю Феофану вторит и святитель Димитрий Ростовский в Слове на Преображение: «Богомыслие и трудолюбие для желающего достигнуть небесных благ и радостей так же необходимы, как птице крылья, птица с одним крылом не может летать по воздуху, и человек, обладая только одной из этих добродетелей, не может вознестись на высоту совершенного спасения; богомыслие без трудолюбивой жизни не действительно, и не приносит пользы трудолюбие без богомыслия». И как научал своих монахов преподобный Венедикт Нурсийский – «молись и трудись» (Ora et labora). Ведь и апостольский путь к святости и духовному преображению начался с того, что они не просто «приняли к сведению» поучения Господа, но на деле последовали за Ним – об этом тоже говорится в сегодняшнем Евангельском чтении: Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним ( Мк.1:1 6–20). Итак, с чего же нам начать свое восхождение на гору Фавор вслед за Господом, свой путь преображения? Конечно, всегда имея в качестве своей цели наибольшую из добродетелей – добродетель любви. Взращивая в своей душе нелицемерную деятельную любовь к Богу и людям – не сентиментальное чувство, но ту подлинную любовь, которая прежде всего стремится ко благу любимого, – нам неизбежно придется стяжать и все прочие добродетели. Но и они, и все подвиги благочестия без любви, по слову апостола Павла, не имеют ценности. Вот что говорит об этом преподобный Андрей Критский: «Любовь заключает в себе все добродетели, есть самая высшая истина из всего, что возвещено Священным Писанием, и нет ни одной добродетели, приближающей человека к Богу и удостоивающей его высшей славы и царства, которая не зависела бы от любви и в ней не содержалась. Посему высшую чистоту и совершенство человека, стремящагося к Верховному Благу, Которое есть Бог, производит одна только любовь».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Восприемник или восприемница являются свидетелями веры крещаемого. Если таинство крещения совершается над младенцем, крёстный родитель произносит исповедание веры, отрекается от диавола, соединяется с Христом. Если крестится взрослый, то восприемник или восприемница выступают поручителями его веры. В любой случае перемена невозможна, потому что крёстные родители однажды приняли на себя ответственность перед Богом. В целях лучшего духовного воспитания дочери можно обратиться за помощью к близкому духовно-опытному человеку. С ее стороны это будет дело христианской любви. Все трудящиеся во спасение людей не останутся без награды. Как бороться со страхованиями и суеверием? иеромонах Иов (Гумеров) Дорогая Елена! То, что Вы подробно описываете, в духовной литературе называется страхованиями. Происходит это от демонов. Причину определить не всегда легко. Чаще всего такие явления возникают при ослаблении духовных сил или при сильной душевно-нервной усталости. В Вашем положении это усугубляется переживаниями за здоровье будущего ребенка. Избавляется человек от этого на путях веры. Полностью свободен от страхований тот, кто всецело вверил себя всеблагой и премудрой воле Божией. В качестве первых шагов постарайтесь усилить домашнюю молитву. В утреннее и вечернее правило включите 90-й псалом. Необходимо освятить дом и очистить его от всего духовно чуждого. Регулярно исповедаться и причащаться. С рождением ребенка может быть все пройдет. Является ли лень грехом? иеромонах Иов (Гумеров) Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? ( Прит.6:6–9 ). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его ( Прит.10:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Гомилия I 1 . Мне думается, что каждое слово Божественного Писания подобно семени, которое по природе своей должно распространяться и множиться и, брошенное в землю, перерождается в хлебный колос или какое другое растение, а его урожайность возрастает усердием и умением земледельца и плодородием почвы. Например, тщательным возделыванием крохотное горчичное зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Так и со словом, которое читают нам из Божественных книг. Сначала, когда мы слышим его, оно кажется нам малым и незначительным, но если обретет оно умелого и трудолюбивого земледельца, начнет возделываться с духовным умением, то вырастет и превратится в большое дерево с раскидистыми ветвями и густой листвой. Мудрец и книжник мира сего могут прийти к нему. Словно легкокрылые птицы небесные, возвышаясь мыслью к сложным предметам посредством одних лишь замысловатых слов, будучи пленниками собственных доводов, желают они укрыться в его ветвях, где нет красноречия, но лишь правило жизни. Так что же нам делать с тем, о чем нам читают? Если бы Господь удостоил меня даром духовного возделывания, если бы даровал мне умение обрабатывать поле, одно из услышанных нами слов можно было бы разбросать повсюду – если позволит ваша способность слушать, – так что едва ли нам хватит целого дня, чтобы возделать его. Но все же мы можем попытаться, по мере своих сил, обсудить некоторые предметы, даже если невозможно охватить все, а тебе все услышать. Ибо, я думаю, важно признать, что полное познание этих слов недоступно нам. Так давайте же посмотрим, о чем говорится в начале книги Исход и кратко проследим по ее тексту, как она наставляет своих читателей. Помогите вашими молитвами, чтобы Слово Божье было с нами и удостоило нас Само направлять наши рассуждения. 2 . Сказано: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим: Рувим, Симеон, Левий и Иуда» и иные патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Слова епископа сбылись в свое время. Августин, на которого исключительно благотворное влияние оказало знакомство его с великим святителем западной церкви святым Амвросием Медиоланским , в конце концов твердо стал на путь истинного благочестия. Блаженная Моника имела счастье отойти ко Господу с сознанием полностью исполненного долга матери, с благодарной молитвой за своего сына на устах. Но не каждому из нас дано подобное счастье – увидеть воочию искреннее и полное обращение ко Господу, к благочестивой христианской жизни дорогих сердцу заблудшихся ближних наших. Нередко причиной этому бывает или наша собственная рассеянная и далекая от идеала нравственного совершенства жизнь, или недостаточное усердие в молитвах. Иногда же терпеливое ожидание момента, когда Господь, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез. 33:11 ), победит Своей любовью его сопротивляющуюся волю, является задачей и спасительным крестом всей нашей жизни. В этом случае мы становимся подобными смиренному и трудолюбивому труженику евангельской притчи, который «бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:26–28 ). Будем же всегда помнить и это евангельское назидание, и апостольские увещания к непрестанной молитве и спасительному терпению. Будем чаще вспоминать ту безмерную любовь и заботу, которой Сам Господь лелеет и окружает каждое Свое создание, дабы даровать ему спасение и жизнь вечную. Пророк Божий Исаия так говорит нам об этой божественной любви и заботе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ). Завещанный же нам труд любви по отношению к ближним, труд молитвы, благовестия и исповедания, да не будет казаться нам напрасным и бесполезным. Когда утомленные безрезультатной ловлей рыбы Апостолы услышали повеление Господне, данное Симону: »отплывы на глубину, и закиньте сети свои для лова«, то они сказали устами Петра: »Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть». И " сделавши это, – говорит Евангелист, – они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» ( Лк. 5:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Тем более, совершая чудесные действия, апостолы не присваивали себе славы, не возвеличивали собственные успехи, а чудотворили именем Господа, утверждая: …нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастить ( Деян.4:12 ). Ученики Христовы говорили, что не они спасают, не их сила благодетельствует, а только Господь, только Божественным могуществом совершаются исцеления! Таким образом Бог выражает волю и благость Свою через святых угодников Божиих. Рассуждения апостолов не могли не поразить членов синедриона еще и потому, что они знали происхождение этих людей и их образование. Между тем речь их была преисполнена многими познаниями, красива, смела, понятна и очень логична. Так могли говорить только люди в достаточной степени владевшие различными знаниями. И вожди иудейские, видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего немогли сказать вопреки. Да, эти простые люди в одночасье преобразились из обвиняемых в обвинителей, дерзновенно, но обоснованно призывавших к ответственности за совершенное страшное злодеяние весь синедрион. Но когда же и где они могли так научиться? Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя это место Деяний апостольских, пишет: «Возможно быть и неграмотным (некнижным) и непростым, и простым и небезграмотным; но тут совпадало то и другое (то есть и неграмотность, и простота). Поэтому (иудеи) и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали». Запретить им говорить правду, вещать Божественную истину можно было только пригрозив беспощадной расправой, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. Но апостолы не устрашились угроз. Смерть ради Господа не представлялась им ужасной потерей, а виделась в новом свете только как приобретение. Всей душой желали они поскорее соединиться со своим Возлюбленным Учителем. Однако понимали, что этот час пока не настал, что Господь ждет от них непрестанного и трудолюбивого служения в деле благовестия здесь, на земле, в просвещении сердец и умов человеческих.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Тиран же, рассвирепев, метался, как кровожадный зверь, от пренебрежения к творцу их заблуждения и от хулы на воображаемого их пророка, [причину] их погибели. И, ошеломленный, он не знал, какое еще зло причинить святым. Он отдал приказ немедленно покончить с ними. И палачи повели их на место мученичества. А они с такой быстротой устремились [к лобному месту], словно шли к брачному ложу. Призываемые на поприще мученичества, шли они беззаботно веселые. В пути они ободряли друг друга с бесстрашным мужеством вступить на поприще мученического подвижничества и не печься о жизненных делах, о женах и детях, и говорили друг другу: «Будем помнить о нашей надежде на благовещенное пришествие Христа, сказавшего: «Кто оставит дом, жену, детей или земли свои из-за гонений ради меня или ради Евангелия, тому если не воздастся во сто крат в этом мире, то в следующем, грядущем, [будет дарована] вечная жизнь» 1026 . Вспомним сказанное Петром Спасителю и ответ Спасителя: «Вы, идущие за Мной, в следующее пришествие Мое Я воздам вам». Вспомним увещание Спасителя, сказавшего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» 1027 . Не забудем о увещании: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» 1028 . Вспомним о предостережении и обещанном [воздаянии] Спасителя исповедникам и отступникам. Не воспротивимся отправиться за зовущим в вечную пристань, возложим на себя сладкое ярмо и легкое бремя. Трудолюбивому работнику не подобает возлагать руку свою на плуг и озираться назад 1029 . Воин, потрудившийся в поте лица и преданный ратному делу, не прислушивается к болтовне вокруг и не оказывается лишенным даров вознаградителя. Не бойтесь тех, кто убивает тело и более этого ничего не может сделать. Терпением нашим сохраним [заполучим] наши души. Воззрим на Творца [нашей] веры священнодействующего Иисуса, который мог мирно пребывать во славу своей Божественной природы, но ради нас, грешных, покорился смерти на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Чадо, всякий, достигнув этого посредством трудолюбивого упражнения и увидев себя в свойственном [его природе] состоянии, обыкновенно созерцает воскресение души прежде ожидаемого общего воскресения, так что и сама душа, таким образом очистившаяся, может сказать с Апостолом: в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю ( 2Кор. 12, 2 ); мало того, она, недоумевая и всецело изумляясь, с удивлением восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим.11:33 )» [ 22 .С.34–37]. Подвизаясь таким образом, преподобный Григорий Синаит достиг высшей степени духовного просвещения, что, разумеется, не могло остаться не замеченным его учениками. Всякий раз, как он выходил из своего безмолвия для беседы или совместной молитвы с пустынниками, невыразимое блаженство и радость невольно светились на его лице. «Его видом и благодатными словами ученики настолько вдохновлялись, что являлись как бы ярким созвездием вокруг своего солнца – аввы Григория» [ 55 .С.33]. Число учеников преподобного Отца быстро росло, и он всем «приходящим давал участие в душевной пользе» [ 22 .С.53], всех воспитывал и заботился с предупредительностью и расположением об исправлении каждого. Его наставления ученикам повествуют о «заботах относительно спасения души, о воздержании идущих ко спасению души тем или иным способом, о терпении и смирении и о том, что надежды всегда следует возлагать на Бога, от Которого людям бывает всякое исправление, что не следует пренебрегать правилом, но во всякое время иметь непрестанную заботу о смерти» [ 22 .С.51]. Первым и самым близким учеником преподобного Григория был упоминавшийся выше инок Герасим, присоединившийся к Святому еще на Синае. После кончины своего учителя Герасим вступил под духовное руководство патриарха Исидора [ 68 .С.270–273]. «С самого начала прекрасно воспитанный в добродетели и жизни, свойственной монахам... он был соревнователем великого Герасима, сделавшего обитаемой Палестину... и воздвигшего честные обители» [ 22 .С.37]. Ученик преподобного Григория также основал свой монастырь в Греции и распространял среди греческого иночества исихастское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010