И принимает он монашеский постриг, и отвергает от себя мирские одежды и надевает монашеские, и нарекли имя ему Варсонофий, и, дав ему наставление изрядное, поручил блаженному Кириллу устроение отца его. Блаженный же Кирилл принял отца своего, как ангела Божия, и отвел его в келию свою, и поучил его изрядно из Божественного Писания, как ему спасаться. И ушел в келию свою, и, упав на землю, с плачем молился Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери о принятии отцом его иноческого образа. В 8 же день пришел юноша из дома отца его и поведал блаженному Кириллу о родной его матери, что, достойно прожив жизнь, приняла она ангельский образ и нарекли ей имя Елена, и с миром преставилась и отошла в вечный покой. И узнав о том, что родители его отошли от жизни, блаженный Кирилл воздал Богу благодарные молитвы и повелел имущество отца своего раздать нищим, а работникам дать свободу. Также и отец блаженного Кирилла, прожив 3 года в посте, и в молитвах, и во всех добрых деяниях, дух свой предал в руки Божии и с миром преставился. Блаженный же Кирилл скутал трудолюбивое его тело и, отпев надгробное пение, достойно похоронил отца своего, и прослезился о том, и сказал: «Как родители мои от жизни преставились, так же и я смертен». И с тех пор начал он к большему подвигу устремляться, труды к трудам прилагая, иногда в поварне, а иногда в пекарне, и по порядку обошел все службы, трудолюбивое свое тело изнуряя. Послушный всем, свою же волю до конца от себя отвергая, послушание и покорение имел не только блаженному Корнилию, но и остальным братьям. Страхом Божиим ограждаясь и сопротивляясь всем действам дьявольским, богатея смирением в умножающейся мудрости, изнурял тело свое голодом и жаждой. И беспрестанно были у него на устах слаще меда и сотов Божии словеса, ибо ночью и днем славословил псалмы Давидовы. И в молитве, и в чтении внимал житиям преподобных отцов, и в уме держа поучения их, желая их делом исполнить. Слезы всегда были на глазах его, ибо помнил он смертный час, и ожидал будущего страшного и праведного суда и воздаяния грешникам, каждому по делам его, и так наполнялся слезами «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист его не отпадет». Приносил же Богу постоянно и этот плод добродетели: во время молитвенного пения входил в церковь с благоговением, словно пред лицем Божиим предстоя со страхом и трепетом. Братия же вся удивлялась доброму его изволению и разумному боголюбию, которые приносили им величайшую пользу. Блаженный же Кирилл преуспевал в добродетелях, окружив себя благою кротостию, разумной простотою и смирением, и освободившись от различных земных забот, имел одну заботу, как бы угодить Богу, его к добру направляющему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10:4). Место же ума есть добродетель, ведение и страх Божий. Чудный же Апостол, усиленно, трезвенно и доблестно подвизающийся, сказал: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2 Кор. 10:3—6). И если ты будешь подражать святым и трудолюбиво посвящать себя Богу, то обретешь трезвение ума. 19. Брат сказал: «Что должно делать, чтобы смочь непрерывно посвящать себя Богу?Старец ответил: «Невозможно уму совершенно посвятить себя Богу, если он не стяжал трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Ибо любовь укрощает ярость, воздержание истощает желание, а молитва отделяет ум от всех помыслов и представляет его нагим Самому Богу. Таковы суть три добродетели, которые объемлют собой все добродетели, и без них уму невозможно посвятить себя Богу». 20. Брат сказал: «Прошу тебя, отче, наставить меня относительно того, каким образом любовь укрощает ярость». Старец ответил: «Ведь любовь обладает способностью сострадать и благодетельствовать ближнему, быть терпеливым к нему и переносить все, что исходит от него, — как о том неоднократно говорилось нами. Обладающая подобным свойством любовь укрощает ярость того, кто стяжал ее». Брат сказал: «Не малы дела ее; но блажен могущий стяжать ее. Я же далек от нее. Еще прошу тебя, отче, сказать мне, что есть долготерпение?» - 21. Старец ответил: «Оно есть мужественная твердость в отношении к опасностям и терпеливость к скорбям, ожидание конца искушений и отсутствие гнева по всякому случайному поводу, нежелание изрекать безрассудные словеса или же строить предположения и мыслить о том, о чем не подобает думать человеку благочестивому, как то гласит Писание: «До времене стерпит долготерпеливый, и последи воздаст ему веселие; до времене скрыет словеса своя, и устне верных исповедят разум его» (Сир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

17. Демосфен: Спрошенный кем-то, как он добился успеха в риторическом искусстве, ответил: «Потратив больше на [лампадное] масло, чем на вино». 18. Из Демокрита и Исократа: Упражняй трудами тело, душу же – благородным перенесением опасностей. 19. Когда его некто спросил, как трудолюбивые выносят ленивых, ответил: «Как благочестивые нечестивых – добрыми надеждами». 20. Он сам, видя трудолюбивого юношу, сказал: «Самую лучшую приправу готовишь к старости». 21. Демокрит: Вольные трудности к терпению невольных легче подготавливают. Слово 33-е. О клятве 1. Мф. 5, 34 : А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий. 2. Иак. 5, 12 : Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: да, да и нет, нет, дабы вам не подпасть осуждению. 3. Прем. 14, 30 : Ложно клялись, коварно презирая святое. Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных. 4. Сир. 23, 9, 12 : Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха. 5. Сир. 23, 12 : Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. 6. Свт. Василий Великий : Он божится и заклинает сам себя, что у него вовсе нет денег, что он сам ищет человека, у кого бы занять, и эту ложь утверждает клятвой, своим бесчеловечием приобретая себе недобрую покупку – клятвопреступление. 7. Ибо совсем позорно и безумно осуждать себя, как недостойного доверия, и приносить клятвы в верности. 8. Свт. Григорий Богослов : И честно клянущийся может случайно ошибиться, а кто не клянется вовсе, тот избегает опасности клятвопреступления. 9. Закон гласит: Не преступай клятвы ( Лев. 9, 2 ). Ты же не клянись с самого начала ни в малом, ни в большом, так как клятва рождает клятвопреступления. 10. Свт. Иоанн Златоуст : Клеветники продают ложь, обманывая друг друга, нарушают клятвы: они признают Бога, чтобы клясться, и только.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1. Мф. 5, 19 : Аминь глаголю вам… кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 2. Иак. 1, 19; 3, 2 : Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. 3. Притч. 23, 9 : В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. 4. Сир. 21, 19 : Речь глупого – как бремя в пути, в устах же разумного находят приятность. 5. Сир. 8, 9 : Не презри повести премудрых и в притчах их живи. 6. Свт. Василий Великий : Как бы несоразмерностью речи не сделать нам бесполезным трудолюбиво сочиненное. Рассудок, не имея сил охватить всё разом, подвергнется тому же, что терпит чрево, при излишестве насыщения не способное переварить предоставленное ему. 7. Напротив того, знаем, что лучше другим, искуснейшим вручить бразды правления над собой, нежели быть несведущими правителями других, что лучше приклонять благопокорное ухо, нежели двигать ненаученный язык. 8. Свт. Григорий Богослов : Безгласное дело лучше неисполненного слова. Никто не бывал уважаем без [достойной] жизни, Но многие – без суетной словесной трескотни. Либо не учить, либо учить примером. Болтать непристойности бесчестнее, чем слушать. 9. Свт. Иоанн Златоуст : Ученики с особенной ревностью подвизаются о благе тогда, когда их учителя подают им примеры. 10. Небезопасно слушание, когда не бывает дополнения посредством дел. 11. Есть знание без слова и есть знание со словом. Ибо есть многие, знание имеющие, а слова не имеющие. 12. Преп. Нил: Излишне всякое слово к исправлению, когда направленное к худшему рвение слушающих располагает их против высказываемого в наставление. 13. Дидим: Тогда достигнет своей цели учитель и будет убедителен в речах, когда будет учить своими делами, в соответствии с тем, как и Иисус делал и чему учил от начала ( Деян. 1, 1 ). 14. Исократ : Тела соразмерными трудами, а душа усердными учениями возрастают обыкновенно. 15. Демокрит : В зеркалах – внешнего облика, в беседах – души отражение видится.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

3Цар. 11:26–40 Самый опасный враг Соломону и его дому нашелся между его подданными. Это был Иеровоам, сын вдовы, Ефремлянин, из города Цартана 110 . Он работал на укреплениях, которыми Соломон обводил город Давидов. Заметивши трудолюбивого и расторопного молодого человека, Соломон сделал его начальником над работами, порученными колену Иосифову. Раз Иеровоаму случилось быть за городом: там встретил его Ахия, пророк из Силома. Они были в поле одни. Ахия был в новой одежде. Снявши с себя одежду, пророк разорвал ее на двенадцать частей; и, повелевши Иеровоаму взять из них десять, сказал ему: «Так говорит Господь Бог Израилев: «вот Я отторгну царство от рук Соломона, и дам тебе из них десять колен за то, что меня оставили и поклонились Астарте, Хамосу и Молоху. Впрочем, не отниму Я царства от самого Соломона; пока жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, и который сохранил повеления Мои. А отниму царство от рук сына его: тебе дам десять колен, но оставлю и ему колено, чтобы светильник (наследник) раба Моего Давида всегда горел передо Мною в Иерусалиме, в этом городе, который Я избрал для прославления в нем имени Моего. Итак, Я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как Давид, раб Мой: то Я буду с тобою, и укреплю дом твой, как дом Давидов». Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию Провидению, он выказал покушение овладеть верховною властию. Соломон искал убить его, но он бежал в Египет к Сусаку 111 , царю Египетскому, и оставался там до кончины Соломона. Обличение, которое слышал Соломон из уст пророка, и испытания, которые он имел в последние годы своей жизни, конечно, должны были произвести в нем благую перемену. Есть основание верить, что он обратился к Богу. Господь Сам обещал Давиду, что Он будет отцем его сыну и в том случае, если этот сын будет худо поступать. Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула 112 . Книга Екклесиаста, или проповедника, написанная Соломоном в такие годы, когда он чувствовал над собою всю тягость старости, показывает, что, убедившись собственным опытом, как суетны все утехи мира, как безплодны усилия человеческого благоразумия охранить себя от падения после уклонений от точного исполнения законов Божественной правды, горьки последствия угождения женам коварным, он нашел успокоение в богобоязненности, и верховное благо в неуклонном исполнении заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

А когда спросили: скоро ли придет Иисус Христос на суд? – Сие неизвестно: и потому надобно жить так, чтобы мы всегда были к тому готовы. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Но придет день Господень, как тать. Итак, бдите; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий ( Матф. 25. 13 .). При этом, желая вам щедротных милостей от всещедрого Бога, усердно прошу святых молитв ваших. н. р. Е. Мая 29-го дня, 1824 г». 16. К А.П.Р. Как лекарство пользует тело, так и болезнь пользует душу. Когда постигнет смертный час, тогда смертная коса не отсрочит удара ни на одну минуту – всё тогда поздно! Наперед надобно знать это о себе и всегда так жить, чтобы неостановочно быть во всякое время готовым к смерти. Благодарение вседействующему Богу – Промыслителю нашего истинного спасения, и вам, матушка, за призрение странных. Сердечно благодарю вас за гостинцы, принесенные вами от святых пещер. Утешение за утешением! О радости святые! И я, непотребный раб, удостоился обонять благовоние святых угодников, почивающих в святой Лавре! О богатство нетленное! Вы сделали меня, ленивого, наследником шапочки трудолюбивого Арсения! Никто здесь не видит, как я радуюсь! Радуйтесь и вы о -Господе. Сентября 12-го дня, 1824 года 28. А.Н.Ш. Слабость и немощь моя учат меня уничтожаться в самом себе; болезнь моя не отступает от меня; только о укрепляющем Господе движусь еще, и рука моя пишет еще вам слово сердца. Да исполнит Господь ваше желание – в бесконечной жизни благ небесных наслаждаться, а здесь тесноту душевную и скорбь сердечную благодарно перенести с терпением, в славу Божию!.. Вот уже минули дни прошедшие; быстро протекли лета младости, лета юности, лета мужества и все житие земное, как вчерашний день, как искорка потухшая, как сон проснувшегося, только что в памяти оставшийся. Едва помнится бывшее – и уже нет того!.. Что ж, душа моя, познала ли ты свое достояние, свое звание? Где твое сокровище вечное? Видно, мы здесь не в своем отечестве; видно, мы здесь странники и ничто здесь удовольствовать нас без изменения не может! Это мы дознаём в повседневных применениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

А монахиня Сергия имела такой режим дня, что, я думаю, ни один подвижник так не трудился, так не молился, как она трудилась и молилась всю жизнь. Она вставала очень рано, долго читала молитвы, правило у нее было очень серьезное, а потом начинала лить свечи. Она ставила чайник с воском, расплавляла и лила, лила свечи. И у нее отдых состоял в том, что она лила свечи, а потом опять на молитву становилась. И вот так у нее проходила вся жизнь. Я эти свечи берегу. У меня остались свечи монахини Сергии, я их храню. Когда мне или кому – то еще тяжело -  я зажигаю эти свечи, которые изготовлены этой трудолюбивой женщиной. Она  совмещала в себе трудолюбие святой праведной Марфы и молитвенность святой праведной Марии. У праведного Лазаря Четырехдневного были две сестры: Марфа и Мария, а, вот, у матушки Сергии было совмещение этих добродетелей: трудолюбие Марфы и молитвенность Марии. Если кого – то интересует место ее захоронения, я узнаю более подробно и постараюсь в ближайшей из передач рассказать об этом. - Батюшка, вопрос чисто  женский. Я знаю, что некоторые священнослужители очень строго относятся к тому, когда женщина в критические дни приходит в храм. А некоторые говорят: вы можете приходить, только не прикасайтесь к иконам. Но вот у меня подросла дочь, которая мне говорит: мама, почитай книгу Левит. Там все четко описано. Если мы придерживаемся Ветхого Завета, то здесь та же самая история. Здесь стих 19,  а дальше она мне показала стих 28: «Когда она освободится от течения своего, она должна отсчитать себе семь дней и потом будет чиста». Батюшка, прокомментируйте пожалуйста, это. - Я прочитаю этот стих, на который вы ссылаетесь. Это 15 глава книги Левит, 19 стих: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-geenn...

В то время, когда Иисус Христос возносился на небо, тогда ученики долго смотрели на Него и не спешили сходить с горы Елеонской; Иисус Христос уже совсем скрылся в облаке небесном из их глаз, а они все еще продолжали стоять и смотреть. Вдруг пред ними предстали два мужа в белых одеждах и сказали им: «галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда ученики сошли с горы и возвратились в город с великой радостью, так как они теперь совершенно убедились, что вознесшийся в их глазах Иисус Христос опять придет на землю в такой же славе, в какой славе Он и вознесся. Это второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа последует уже не за тем, чтобы спасать нас, а чтобы судить нас. Последует оно тогда, когда воскреснут все мертвые, обновятся небо и земля, и Он, как Судья неба и земли, воссядет на престоле славы своей и произведет всемирный суд. На суде, отделив праведников на правую сторону, а грешников на левую, Он, стоящим одесную Его, скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира; стоящие же ошуюю Его услышат от Него: «отидите от Мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:34, 41 ). После этого приговора сердца праведников исполнятся самой светлой, неизреченной радостью и праведники пойдут, в Царство вечное, сердца же грешников будут терзаться самой страшной, нестерпимой скорбью и грешники пойдут в муку вечную. Нам, братья, чтобы избежать на последнем, страшном суде Христовом безотрадной участи грешников и получить блаженство праведников, необходимо жить так, как жили праведники, жить вот как: трудолюбиво, трезво, правдиво, благочестиво, свято и богобоязненно. При такой жизни мы будем иметь полную надежду в страшный день последнего суда Божия услышать от Него, вознесшегося ныне Судии и Господа, первый призыв, обращенный к праведникам, а не те слова отвержения, которые Он скажет грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вскоре Евлогий действительно чудесным образом разбогател. Что же стало с богатым Евлогием? Богачу тесна кажется старая его хижина, низко прежнее ремесло; он отправляется в Царьград, там покупает себе великолепный дом, входит в знакомство с вельможами и сам, наконец, становится вельможею, из трудолюбивого делается изнеженным празднолюбцем, из приветливого и гостеприимного - надменным и жестокосердным: приказывает своим слугам странников выгонять, а докучливых нищих даже бить. Вот как почести и богатство переменили нравы Евлогия! Еврейский царь Соломон был мудрее всех живущих на земле и одновременно он же был богаче и славнее всех. Но и мудрость не предохранила его от падений и слабостей, присущих всем людям. Вот почему царь Давид свидетельствует пред Богом: благо мне, что я пострадал, прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню (Пс. 118, 71, 67). Равно и о Евреях слово Божие возвещает: ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего (Втор. 32, 15). Когда Господь наказывал их войнами и другими бедствиями, тогда они обращались к Нему, вспоминали, что Он есть их прибежище; когда же пребывали в покое, неге и довольстве, тогда опять забывали Бога и отступали от Своего Творца. Что же касается Навуходоносора, то он, будучи царем Вавилонским, восседая на троне царском, украшаясь лаврами побед своих, возмечтал о себе, вздумал уподоблять себя Вышнему и не хотел признать над собою власти Вседержителя. Но вот Господь унижает его до скотоподобного состояния, и тот же Навуходоносор отрезвляется, начинает славить Господа и вслух всех говорить, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.., и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: " что Ты сделал? " (Дан. 4, 22; 32). Видите, какая разница в мыслях, чувствованиях и действиях бывает у человека при перемене его состояния: в счастье он возносится, забывает Бога, а при несчастье приходит в себя, смиряется и вспоминает Создателя своего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Дорогие! Кто всем сердцем отвечает на воззвание Христа, тот отдает себя целиком, обретая в этом великую радость. Принося себя в жертву Господу, нужно отбросить все прежние привычки, ибо, по словам апостола Павла, ученик Христов не должен ходить на «кумирище зла». В нынешнее время Церкви нужны такие пастыри, которые вслед за св. апостолом могли бы сказать: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» ( Деян.20:24 ). И пусть эти слова будут эпиграфом к вашей будущей пастырской деятельности. Вы теперь переживаете весну своей жизни. Никогда не будет для вас более приятного и отрадного времени. Цените его, берегите, как драгоценную жемчужину. Со всех сторон вас окружают искушения, враг рода человеческого хочет сорвать цвет вашей жизни прежде, чем он расцветет полным цветом. Будьте благоразумны и внимательны. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» ( Сирах 6,18 ). Учитесь здесь здравомыслию, ибо должны будете отличать добро от зла. Пусть целью вашей жизни будет Христос, служба Ему и Его верным чадам. Используйте весну вашей жизни, трудолюбиво готовясь к великому делу, к которому призвал вас Господь. Следите, чтобы ваше тело не восставало против духа, а дух — против правды Божьей. Сегодня, обращаясь к Пресвятой Деве Марии, будем просить, дабы по Ее святым молитвам Господь влил в наши души страх Божий, вселил в наши сердца твердую веру и любовь ко всем, дабы мы достойно прошли предназначенное нам поприще. Аминь. Рождество Христово «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»  ( Лк.2:10-11 ). Так Ангел Господень возвестил всей грешной земле пришествие Спасителя, в ту холодную, для обычно знойной Палестины, декабрьскую ночь. О, как же не радоваться, когда на землю явился Сам Христос — Бог, Свет миру! Кто из нас не ценит солнечного света! Согласимся, что без него не было бы жизни на земле. Когда наступают вечерние сумерки, человека, особенно находящегося вдали от селений, охватывает тревога. А тот, кому довелось пережить на море штормовую ночь, хорошо знает цену солнечному свету спокойного дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010