Но скажут нам: честная жизнь в обществе, где принято лукавство в жилищах их посреде их ( Пс. 54:16 ) тоже влечет за собой мучения, и пример мученика Лонгина, отказавшегося играть по предложенным ему правилам той игры, которую затеяли старейшины израильские, наглядное тому подтверждение! Не будем спорить с тем, что честная жизнь в нечестном обществе это неизбежный подвиг, связанный со страданием. Право открыто свидетельствовать правду в таком обществе оплачивается ценой потери доброго имени, привилегированного положения и самой жизни. Но как упрек в адрес стремящихся к комфортному христианству звучат слова Апостола: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии… мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор. 4:10–13 ). Разве можно в виду грозящих скорбей выбирать сторону лукавства и лжи? Да и что значат все эти перечисленные мучения в сравнении с мучениями вечными, тем более что именно страдания за правду и доставляют блаженство вечное, по сказанному: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:11 ). Кто выбирает честность как принцип жизни для того она послужит той самой закваской, которая готовит душу для Царства Небесного ( Лук. 13:20–21 ). Так что не надо бояться из-за правды потерять покой плоти, ведущий к гибели, а лучше расспросите у прошедших путем спасительным, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим ( Иер. 6:16 ). Аминь. 2018 г. Ноябрь О довольстве Нед. 20 по Пятидесятнице (Лк. зач. 83. Притча о богаче и Лазаре) (21 окт./3 нояб. 2019 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы прочитали притчу о некоем человеке, который был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. А когда умер, то наследовал муку вечную. В этой же притче упоминается также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот богача в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола его, но не имел и такой возможности. А когда он умер, то отнесен был Ангелами на лоно Авраамово ( Лук. 16:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Но так как тот, на которого вышел «жребий для Господа», связывает свои надежды не с нынешним, но с будущим веком, и чей жребий есть Господь, «умирает каждый день» (ср. 1Кор.15:31 ), то тот, на кого выпал «жребий для Господа», умерщвляется и умирает, чтобы кровью своей очистить народ Божий; а тот, кому выпал иной жребий, не достоин умереть, ибо в отличие от того, чей жребий – Господь и кто «не от мира», он – «от мира», а «мир любит свое» (ср. Ин.15:19 ). Поэтому его не умерщвляют, не удостаивается он ни того, чтобы закололи его у жертвенника Бога, ни того, чтобы выцедить его кровь «к стене жертвенника» (ср. Лев.1:15 ). 4 . Но давайте посмотрим, кто есть тот, на кого выпадает жребий стать козлом отпущения, чтобы унести на себе беззакония «в землю непроходимую». Сказано: «Козла, на которого вышел жребий для отпущения», отошлют «с подготовленным 59 человеком в пустыню» (ср. Лев.16:10,21 ). Конец этого жребия – пустыня, то есть пустынное место, где нет добродетелей, нет Бога, нет справедливости, нет Христа, нет ничего доброго. Итак, для каждого из нас остается лишь один жребий из этих двух. Либо мы делаем добро и становимся жребием для Господа, либо творим зло, и тогда жребий наш ведет нас в пустыню. Хочешь, покажу тебе, что эти два жребия всегда совершаются и каждый из нас становится жребием либо Господа, либо козла отпущения и пустыни? Вспомни евангельский рассказ о том, как некий богатый человек жил в роскоши и «пиршествовал блистательно» и «был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача» (ср. Лк.16:19–21 ). Описан конец обоих: «Умер Лазарь и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и отнесен был в место мучений» ( Лк.16:22–23 ). Ты видишь, что эти жребии ведут в разные места. Обрати также внимание на то, кто относит их; сказано, что это ангелы, которые всегда готовы унести кого-либо, ибо они – служители Бога, назначенные именно для этой цели. Они исполняют тот жребий, который ты уготовил для себя. Ибо если ты «отдашь голодному душу свою», оденешь «нагого» (ср. Ис.58:10,7 ), будешь судить «судом праведным» (ср. Ин.7:24 ), восстанешь против неправедности своей (ср. Пс.93:16 ), не будешь держать совет с теми, кто расставляет сети невинному (ср. Пс.56:7 ), жребием твоим станет Господь. Если же станешь служить страстям, будешь «более сластолюбив нежели боголюбив», не будешь ненавидеть зло, жребием твоим станет козел отпущения, и отведут тебя «в пустыню» рукой служителей Божьих, назначенных для этого Самим Богом; и потому называется служителем тот, кто никого не стыдится: ни богатого, ни сильного, ни царя, ни священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Ныне Христос, — говорит апостол, — воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:20-21). «Воскреснут мертвые и восстанут, те, которые в гробах», — уверяет нас Сам Бог устами пророка (Ис.26:19). «Вот, — говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» (Иез.37:5-6). И далее там же: «вот Я отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю», — говорит Адонаи Господь» (Иез.37:12—14). И в книге пророка Даниила говорит: «Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, — сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» (Дан.12:2). «Наступает время, — говорил Спаситель, — в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тленное облечет в нетление и смертное облечет в бессмертие» (1Кор.15:54). Утверждает восстание мертвых, восставших в жизни сей из мертвых, как-то: дочери Иаира (Мф.9:25; Мк.5:42), сына вдовы в городе Наине (Лк.7:14-15), Лазаря (Ин.11:43-44), Тавифы (Деян.9:40-42). Услышали они глас Сына Божия — и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас — и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит (Ин. 12:24; 1Кор.15:36). Показывает произрастание весной всех трав, которые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом (Лк.16:22). 4) Умершие в Господе, как сказано, начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Об этом было сказано еще Самим Господом Иисусом Христом в конце Евангелия от Иоанна. Когда апостол Фома, который, не поверив другим ученикам, что Христос воскрес, захотел сам удостовериться в этом и вложил персты в раны Спасителя, то он не лишился этого утешения, но при этом услышал такие слова: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ). Легка та вера, которая зиждется на внешнем удостоверении, на чрезвычайном чуде, переворачивающем душу в силу необычайности увиденного, но и не всегда прочна. Если человек благодаря этому перевороту сначала оживает для веры, а потом не делает дальнейших шагов, то он все равно упадет и вернется в то состояние, в котором пребывал ранее. Кстати, об этом тоже говорится в Евангелии в притче о нищем Лазаре, попавшем после смерти на лоно Авраамово, и богатом человеке, попавшем в ад, который молит Авраама послать Лазаря к его еще не умершим братьям, дабы хотя бы те не оказались там же, где и он. На это Авраам отвечает, что если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:31 ). Действительно, подумают, что это привидение или экстрасенс что-то эдакое чудотворит, а по нынешним временам, скорее, примут за пришельца из космоса. Ведь можно не поверить самому чрезвычайному чуду. А вера, которая обретается благодаря осознанию того, что нет жизни вне Бога, но уже есть некоторый опыт услышанных молитв, есть упование на Спасителя, не оказавшееся тщетным, – такая вера крепка, и она может возрастать из меры в меру. И на нее как на высшую ступень нашей жизни в Церкви тоже указал Господь. Когда Иоанн Креститель был заключен в темницу царем Иродом и уже было понятно, что рано или поздно все кончится казнью, он послал своих учеников ко Христу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? ( Лк. 7:19 ). Но Христос ему не ответил прямо, что, мол, да, Я – Тот, ради Которого ты жил и так тяжко умрешь. Он только дал новую основу для его веры, сказав словами древнего пророка: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне ( Лк. 7:22–23 ). То есть Он вновь испытал веру Иоанна перед его смертью , и тот, услышав эти слова, подвигом веры понял, что Иисус из Назарета Тот Самый Христос Спаситель, Которого он ждал. Вот к такой вере зовет нас Господь, а не к поклонению магическим чудесам. Почему вообще человек верит, что Бог есть?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Оба они пришли в дом Отца Небесного, чтобы излить перед Ним свою душу, и начали молиться. При виде столь нежеланного соседства дух фарисея смутился; но в то же время это соседство дало ему благодарный материал для молитвы: как кстати подошел этот презренный мытарь, который верхом своей греховности давал яркую картину противоположности с воплощенной праведностью! И видя в этом как бы действие Промысла Божьего, фарисей начал громко молиться: « Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь .» Можно представить себе, каким презрительным взглядом при этих последних словах фарисей сверкнул в сторону несчастного мытаря! Он пришел молиться, но при виде этой воплощенной греховности ему уже не о чем молиться: в сравнении с ним он воплощенное совершенство, сама праведность, облачившаяся в широкие воскрилия, и потому ему остается только благодарить Бога, что он не таков, как прочие люди. По своему благочестию он стоит неизмеримо выше всех других людей, не говоря уже об этом жалком, презренном у людей и отвергнутом у Бога мытаре, который от стыда не смеет поднять даже глаз и от угрызений совести ударяет себя в нечестивую грудь. И довольный собою, фарисей начал по пальцам перечислять дела своего благочестия, как бы желая этим осязательно доказать самому Богу свое неотъемлемое право на оправдание, как залог вступления на лоно Авраамово. « Пощусь два раза в неделю », перечислял он; « даю десятую часть из всего, что приобретаю », и конечно, упомянул при этом, что десятину дает даже с мяты, аниса и тмина (Матф. 23:23). Этим самохвальственным кощунством и кончилась вся его молитва. Ни единого искреннего вздоха не вырвалось у него из груди, ни единого слова покаяния не проронили его гордые уста, и еще раз презрительно сверкнув в сторону мытаря, той же высокомерной поступью вышел из храма, звучно опустив, конечно, при этом и свой золотой или серебряный сикль в сокровищницу храма, — в посрамление все тому же мытарю, как сборщику этих сиклей с народа Божьего для сокровищницы нечестивых язычников.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: “Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?”. Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: “как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть”. Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, в пять слов: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного”, и видит – икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу». преподобный Силуан Афонский «Те души людей, которые умирают в благодати Божией и изгладили свои грехи покаянием, имеют своим местом руки Бога. Как говорит Священное Писание: Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их ( Прем.3:1 ). Их место называется также «раем», как наш Христос Господь сказал на кресте разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Оно зовется и лоном Авраама , как у Луки: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (16:22), и Царством Небесным , по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.13:11 ). Поэтому, каким бы кто из упомянутых нами имен ни назвал это место, не погрешит, только бы знал, что души находятся в благодати Божией в Царстве Небесном и, как гласят церковные песнопения, на небесах ».

http://azbyka.ru/raj

Однако Спаситель пришел собрать погибших овец дома израилева. Но так как многие израильтяне не последовали Его учению, то (взамен израильтян) призываются язычники. Это, как мы думаем, скрыто в исторических повествованиях. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о Нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то» ( Матф. 13.44 ). Подумаем же, не есть ли видимая сторона Писания, – поверхность его и то, что в нем наиболее доступно, – не есть ли это – целое поле, наполненное разнообразными растениями, а скрытое (в этом поле), – то, что не всем видно, оно как бы зарыто под видимыми растениями, – не означает ли сокровища мудрости и тайны знания? Дух через Исайю называет эти сокровища темными, невидимыми и скрытыми ( Ис 45.3 ). Только один Бог может сокрушить медные врата, скрывающие их, и сломать железные засовы, наложенные на дверях, – и тогда станет понятным все то, что говорится в Бытии о разных истинных родах душ и как бы о племенах, находящихся та близко, то далеко от Израиля, тогда станет понятно и удаление семидесяти душ в Египет, чтобы сделаться там многочисленными, как звезды небесные, но так как не все они служат светом мира, – «ибо не все те израильтяне, которые от Израиля» ( Римл. 9.6 ), – то некоторые из семидесяти делаются как неисчислимый песок на берегу моря. 23 . Отходящие из этого мира через обыкновенную смерть распределяются соответственно своим делам и заслугам и по достоинству назначаются – одни в место, называемое преисподней, другие на лоно авраамово, и (вообще) все – по разным местам или обителям. Так, может быть, и те, которые, если можно так выразиться, как бы умирают там, нисходят из тех высших мест в эту преисподнюю. «И как умирающие в этом мире, вследствие разделения тела и души, получают различные места в преисподней, сообразно с различием (своих) дел: так, может быть, и те, которые, так сказать, умирают в области небесного Иерусалима, нисходят оттуда в преисподнюю нашего мира, чтобы получить на земле разные места, сообразно с качеством (своих) заслуг» (Из письма Иеронима к Авиту).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

Они берут души праведников и относят их на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ). Он, Сын Человеческий, при скончании века придет со всеми Своими святыми Ангелами ( Мф.25:31; 16:27 ). И Он же пред Своими Ангелами постыдится тех людей, которые постыдились Его на земле, и отречется от тех, которые отреклись от Него в этом веке, в роде сем прелюбодейном и грешном ( Мк.8:38 ; Лк.9:26 ). Ангелы суть незримое, но реальное и могучее войско Сына Божия. Когда Петр попытался мечом защитить своего Учителя от Иудиных стражников, Иисус отвратил его от этого, сказав: Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? ( Мф.26:53 ). А когда незадолго до того был Он на молитве и пот, словно капли крови, капал с Его страдальческого чела на землю, явился Ему Ангел с небес и укреплял Его ( Лк.22:43 ). Его Ангелы – белые как снег и сияющие подобно молнии – возвестили Его победоносное Воскресение. Ангелы явились Его ученикам на Елеонской горе во время Христова Вознесения и изрекли им пророческие слова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Все явления Ангелов, упомянутые в Евангелии, произошли благодаря Христу. А сколько их осталось неотмеченных! Благодаря Христу дважды был слышен голос Отца Небесного: первый раз – на Иордане, при Крещении: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ), а второй раз – на Фаворе, во время Преображения: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ). Благодаря Христу, и в третий раз послышался голос Небесного Отца. Это было в ответ на Его прошение к Отцу: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. ( Ин.12:28 ) Дух Святой сошел на Христа в виде голубя при Крещении на Иордане. А пророки Моисей и Илия явились во время Его Преображения на Фаворе. Когда висел Он на кресте, то небо – из–за Него (то есть сострадая Ему. – Пер.) – ниспустило тьму на всю землю, с шестого часа до часа девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Оставляя времена неведения, – говорил Ап. Павел в Афинском ареопаге, – Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа – στησεν μραν ν μλλει κρνειν τν οκουμνην ν δικαιοσν ν νδρ ρισε, – подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:30–31 ). Сии слова Ап. Павла должны быть восполнены следующим словом о Себе и о суде Своем Иисуса Христа: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, – τν κρσιν πσαν δδωκε τ υ, – как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал ему власть производить и суд – κα κρσιν ποιεν, – потому что Он есть Сын Челевеческий» ( Ин.5:22–27 ). – Сопоставляя сие свидетельство о Себе и о Своем суде Иисуса Христа с словом Ап. Павла о «суде над вселенною Божием посредством предопределенного Мужа, – ν νδρ ρισε, – нельзя не видеть, что слово Апостола содержит в себе ту же истину, которую Иисус Христос выразил словами: «Отец дал Ему производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Что же значит то и другое свидетельство по существу? То и другое свидетельство означает, что последний суд Божий над сынами человеческими совершится не только чрез «Сына Человеческого», как «Царя и Судию», но и в «Сыне Человеческом», как Спасителе мира. Если мы присоединим к сему рассмотренное и изъясненное нами, по приточному слову Иисуса Христа о последнем Его суде, положение о том, что «Сын Человеческий, Царь и Судия всех народов», был, есть и имеет быть и пребыть до конца «века сего» в лице «меньших Своих братьев» ( Мф.25:31 ...45; См. LIX гл. выше): то всей полнотой данных указаний Св. Писания и их точным, ясным и определенным смыслом не только приводимся снова к принятию, в качестве положительной истины – догмата, положения о том, что всем сынам человеческим, до времени «кончины века сего», от Бога дано будет одним – чрез «ад», другим чрез «лоно Авраамово» явить себя лично по отношению к Иисусу Христу, как к Богу Спасителю, но и поставляемся в возможность, на основании указанных свидетельств Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Отец сказал ему в ответ: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно радоваться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Под отцом здесь разумеется Бог; младший сын – грешник; старший сын – законник, хвалящийся своими добродетелями). 48. Притча о богатом и Лазаре Лк.16:19–31 . В притче о богатом и Лазаре Иисус Христос изобразил, какая участь по смерти ожидает немидосердного богача, который только для себя пользуется своим богатством. «Жил человек богатый, который одевался в порфиру и виссон и каждый день блистательно пиршествовал. Жил также нищий, по имени Лазарь, который лежал в струпьях у ворот богача, надеясь напитаться крошками, падавшими со стола его; и псы приходили и лизали струпья нищего. Умер нищий и был отнесен Ангелами на лоно Авраамово (то есть удостоился блаженства вместе с праотцем Авраамом). Умер богач, и похоронили его. В аду, будучи в муках, богач поднял глаза на небо, увидел Авраама и Лазаря на лоне его и сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он принес каплю воды на пальце своем и прохладил язык мой; я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам ответил ему: «вспомни, что ты получил доброе уже при жизни, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между нами и вами – великая пропасть, через которую нет перехода». Тогда богатый сказал: «так прошу тебя, отче, пошли Лазаря на землю к братьям моим; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». На это Авраам ответил: «пусть они слушают Моисея и пророков (то есть Закон Божий, находящийся в Священном Писании ); а если они их не слушают, то и воскресшему из мертвых не поверят». 49. Притча о мытаре и фарисее Лк.18:9–14 . Тем людям, которые уверены были в своей праведности, хвалились своим благочестием и унижали других; Иисус Христос сказал следующую притчу (о мытаре и фарисее 16 ): «Однажды вошли в Храм помолиться фарисей и мытарь. Фарисей с гордостью говорил: благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, или вот, как этот мытарь: пощусь два раза в неделю и даю десятую часть из всего, что приобретаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010