И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого. - Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде? Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.  Эта речь стоит в связи с предыдущей. Поскольку выше Господь учил хорошо управлять богатством, то справедливо присовокупляет и сию притчу, которая примером случившегося с богачом указывает на ту же самую мысль. Речь эта есть именно притча, а не действительное событие, как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным - противное. А Господь придал речи образность, чтобы как немилосердных вразумить, что им предлежит в будущем, так и злостраждущих научить, что они будут благополучны за то, что переносят здесь. Богача в притчу Господь взял без имени, поскольку он недостоин и именоваться пред Богом, как и чрез Пророка сказано: " не помяну имен их устами моими " (Пс. 15, 4). А о нищем упоминает по имени, ибо имена праведных записываются в книге жизни. Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что Господь о нем упомянул, взяв его в притчу как явного и известного. - Богач был во всех отношениях благополучен. Он одевался в порфиру и виссон и не только одевался, но и всяким другим удовольствием наслаждался. " Пиршествовал блистательно " , сказано, и не то, чтоб ныне - да, а завтра - нет, но " каждый день " , и не то, чтобы умеренно, но " блистательно " , то есть роскошно и расточительно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника говорит: э, не был ли этот в театре философом? — а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? — а здесь вижу в нем какого–то низкого человека; этот не был там богачом? — а здесь вижу его бедным; так будет и там. 6. Не распространяю речи, чтобы слушателя не привести в замешательство обилием сказанного; но хочу представить обманчивость зрелища только в двух лицах. Я представлял два лица, чтобы чрез них проложить вам дорогу и дать направление. Я расширил мысль вашу изображением настоящей жизни, чтобы каждый мог познать различие вещей. Итак, два лица: одно представлял богатый, а другое бедный; лицо бедного — Лазарь, лицо богатого — богач; видимые предметы — мнимые лица, а не действительные. Оба они отошли туда, и богатый и бедный; Лазаря приняли ангелы, после псов — ангелы, после ворот богача — лоно Авраамово, после голода — нескончаемое изобилие, после скорби — непрестанная радость; а богача после богатства постигла бедность, после роскошной трапезы — наказание и мучение, после наслаждений — невыносимые скорби. И посмотри, что делается: они отошли туда — и зрелище прекратилось, маски сняты — и являются наконец действительные лица. Оба они отошли туда, и богач, сгорая в огне, видит Лазаря в лоне Авраамовом, благодушествующим, наслаждающимся, веселящимся, и говорит: « Отче Аврааме! … пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем » . Что же Авраам? « Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут » (Лк. 16:24–26). Будьте внимательны, потому что слово об этом полезно: оно устрашает, но и очищает; огорчает, но и исправляет. Прими то, что говорится. Богач, находясь в муках, взглянул и увидел Лазаря, — увидел новые предметы. В твоих воротах был он каждый день; не раз ты входил и выходил, и не видел его; а теперь, находясь в пламени, видишь издали? Когда ты жил в богатстве, когда в твоей воле было видеть, ты не хотел видеть его: от чего же теперь ты так зорко видишь? Не в воротах ли твоих он был? Как же ты не видел его? Вблизи не видел его, а теперь издали видишь, когда между вами такая пропасть? И что он делает? Авраама называет отцом! Как ты называешь отцом того, кому не подражал в гостеприимстве? Этот называет его отцом, а тот его — чадом; имена родственные, но помощи никакой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И сказал им: вы представляете себя праведными пред человеками; Бог же ведает сердца ваши; что высоко у человеков, мерзость есть пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; оттоле Царствие Божие благовествуется, и всяк силою входит в него. Но легче небу и земле прейти, нежели одной черте погибнуть от закона. Всяк, кто отпускает жену свою и другую приводит, прелюбодействует; и кто на отпущенной от мужа женится, прелюбодействует. Некий человек был богат; и облекался в порфиру и виссон, веселяся на всякий день светло. Нищ же был некто, именем Лазарь, и лежал у ворот его гноен, и желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы богатого; но и псы, приходя, лизали гной его. И умер нищий, и несен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богатый, и погребли его; и во аде, сый в муках, возведя очи свои, узрел Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его, и возопив, сказал: отче Аврааме! помилуй меня и пошли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и остудит язык мой; ибо стражду в пламени сем. И сказал Авраам: чадо, помяни, что восприял ты благое в жизни твоей, Лазарь же злое; ныне же он здесь утешается, а ты страждешь; и паче всего того между нами и вами пропасть великая утвердилась, так что хотящие прейти отсюда к вам не возмогут, также и оттуда к нам не преходят. Еще же сказал он: молю тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; да свидетельствует им, да не придут и они в место сие мучения. Авраам же сказал ему: Моисея имеют и пророков, да послушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме; но если кто из мертвых прийдет к ним, покаются. Тогда сказал ему Авраам: буде Моисея и пророков не послушают; и если кто и из мертвых воскреснет, не имут веры. Глава 17 Еще сказал ученикам Своим: невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, кого ради приходят; лучше было бы ему, когда бы жернов мельничный повесили на шею ему и бросили его в море, нежели чтоб соблазнил единого из малых сих. Внемлите себе. Если согрешит к тебе брат твой, запрети ему; и если покается, отпусти ему; и если семь раз в день согрешит к тебе и семь раз в день обратится, говоря: каюсь; отпусти ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ибо какие, вы думаете, перенес искушения бедный и покрытый струпьями в своем помышлении, когда он не имел хлеба и страдал от болезни, но перед собой видел богача, здорового и пресыщающегося, когда он терпел болезнь и холод, а этого видел веселящимся и одевающимся в порфиру и виссон; когда он страдал от ран, а этот вполне наслаждался благами; когда он нуждался, а этот не хотел давать?    Помыслим, братия мои, какой был в сердце шум искушений у бедняка, для которого была достаточным наказанием известная бедность, хотя бы он был и здоров; и наоборот, достаточно было бы и болезни, хотя бы у него было пособие? Но для большего искушения бедняка, его вместе приводили в изнеможение, — и бедность, и болезнь. И сверх того, он видел богача, проходящего с блистательной свитой, а себя всеми оставленным в болезни и бедности. Ибо о том, что никто не приходил к нему для посещения, свидетельствуют псы, которые охотно облизывали гной его. Итак, Всемогущий Бог из одного и того же обстоятельства произнес два суда, попустив бедному Лазарю лежать у ворот богача для того, чтобы и нечестивый богач умножал для себя отмщения суда, и испытанный бедняк возрастал к мздовоздаянию. Первый ежедневно видел второго, к которому не имел сострадания; он видел того, через кого был испытываем. Внизу два сердца, а сверху один Надзиратель, который и этого искушением приготовлял к славе и того терпеливо ожидал к наказанию. Ибо далее следует:    5. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его». Этот именно богач, находясь уже в своем мучении, ищет покровительства у того, кому в этой жизни не хотел оказывать милости. Ибо вот присовокупляется: «и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». «Перста своего в воде и остудит язык мой: яко стражду во пламени сем». О, какая тонкость в судьбах Божиих! О, как точно совершается воздаяние за добрые дела и злые! Выше ясно было сказано, что в этой жизни Лазарь желал крошек, падающих с трапезы богатого, и никто не давал ему; теперь о наказании богатого говорится, что он желает капли воды в уста свои с конца перста Лазарева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим 6:7 ). И тогда богатый с нищим сравнится. Смерть всех равными делает, и богатых с нищими, и славных с простыми, и господ с рабами сравняет. Открой гроб умерших, и не узнаешь, где богатый и где нищий, где вельможа и слуга его, где господин и где раб его лежит: всех один вид показывается – тление, земля и пепел. Одно неравенство в душах веруется, ибо благочестивая душа на лоно Авраамово Ангелами несется, нечестивая же в ад, место, по делам ее уготованное, низвергается ( Лк.16:22–23 ). Рассуждай о вышеописанных причинах и не унывай от нищеты, которая более тебе добра делает, нежели богатым богатство (Смотри еще главу о терпении и узком пути в первой книге). Это утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божия живут, пьянствуют, не хотят работать, но в праздности дни свои провождают. Такие нищие и телом и душой нищи, и здесь и в будущем веке нищими будут, если не покаются. § 427. Спросит кто: «Что о тех христианах думать, которые за злые дела страждут, каковы разбойники, убийцы, воры, хищники, лихоимцы, блудники и прочие злодеи?» Ответ. 1) О вышеперечисленных можешь видеть, что они хотя и «знают Бога, а делами отрекаются» от Него ( Тит 1:16 ). Потому внутри Церкви Святой не находятся, и по имени только христиане. 2) Таковым должно покаяться и Бога весьма благодарить, что их в такое злострадание привел. Ибо так их преблагой Бог, и злобою человеческою непобедимый, приводит к покаянию и хочет, чтобы они спаслись и достигли познания истины, чтобы бедами и злостраданием, как гласом сильным, от глубокого сна греховного пробудившись, исправились и спаслись. Так очувствовался и покаялся Манассия, царь Иудин, как читаем о нем: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Из всего этого ясно видно, что душа богатого думала о себе и о братьях своих, что она чувствовала мучения, что она искала облегчения своей участи и имела желания. Подобное состояние есть состояние сознательное. Значит, верно то, что души людей по смерти продолжают жить в состоянии сознательном. Только состояние это по качеству своему для душ праведных и грешных совершенно различно. Души праведных находятся во свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных – в противоположном сему состоянии, то есть во мраке, скорби и предначатии вечного мучения. «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его», – таково свидетельство о сем апостола Павла. Здесь ясно выражается, что полное блаженство для праведников наступит только в последний день, после воскресения и всеобщего суда Христова. Это так и должно быть, ибо этого требует правосудие Божие. В добротелях, равно как и в грехах души участвует и тело. Посему было бы противно правосудию Божию награждать полным блаженством одну душу, освобождая от оного тело. Полное блаженство должен получить полный человек вместе с душою и телом. Истину эту выражает апостол в другом месте, когда говорит: «всем нам должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Что же касается самого времени, когда начинается предначинательное состояние душ праведных и грешных, то о нем должно сказать, что оно начинается тотчас по смерти человека, как это видно из притчи о богатом и Лазаре, ибо по свидетельству ее, Лазарь тотчас именно после своей смерти был отнесен на лоно Авраамово. Это же видно и из слов, сказанных Спасителем покаявшемуся на кресте разбойнику: «ныне же (то есть сегодня же после своей смерти), будешь со мною в раю». Из этих же слов видно, что предначатие блаженства бывает соединено, по крайней мере для некоторых избранных людей, с лицезрением Самого Иисуса Христа, о чем свидетельствует и апостол Павел, когда говорит о себе: «имею желание разрешиться и быть со Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Из Священного Писания мы знаем, что после смерти бессмертная душа человека находится в ожидании всеобщего воскресения, когда она соединится с телом и будет испытывать вечное блаженство или вечные муки. После смерти совершается частный суд: «... человекам положено однажды умереть, потом суд» ... 32 То, что речь не идет о Страшном Суде свидетельствует притча о Лазаре: нищий отнесен на лоно Авраамово, а богатый в ад. Эта же притча говорит о том, что после смерти человек не может сам ничего делать для того, чтобы перейти из ада в рай или вернуться на землю. 33 Эти цитаты из Священного Писания свидетельствуют о том, что нет реинкарнации (повторного рождения человека в другом теле или даже животном, или растении после смерти). На основании Евангельского Учения жизнь человека разбивается на три этапа: земная жизнь; существование души человека, разлученной с телом до Второго Пришествия, когда после частного суда человек находится в состоянии неполного блаженства или неполных страданий, (причина неполноты – разлученность с телом); после Второго Пришествия и Страшного Суда полнота блаженства или страданий – это навсегда. Особое значение земной жизни подчеркивается тем, что после смерти человек не может изменить свою судьбу. Только жизнь с телом определяет все существование в вечности: «... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». 34 Эти слова Апостола Павла говорят о том, что будущая жизнь зависит от того, что сделали в земной жизни и напоминают о том, что мы должны быть угодными Богу. Цель земной жизни – спасение души, то есть прожить жизнь так, чтобы после смерти попасть в рай – спастись от попадания в ад. Спасение от адских мук мы подразумеваем, когда говорим о спасении души, а земная жизнь своего рода испытательный период, когда человек сам себя делает достойным или недостойным райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Иоанн Богослов пишет верующим: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин.3:2 ). Святые ученики Христовы и апостолы утешали и услаждали себя и всех верующих небесной надеждой единения с Иисусом Христом и между собой ( 1Фес.4:13–18 ). В первом периоде прославление праведников двоякое: на Небе – в Церкви торжествующей и на земле – Церкви воинствующей. Первую истину о блаженстве святых тотчас же после смерти на Небе, в раю, высказал Сам Господь Иисус Христос в притче о богаче и Лазаре, что Лазарь тотчас после смерти был отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Или в другом месте: в доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин.14:2–3 ). Под приготовлением и взятием апостолов разумеется уход, смерть каждого из них, после чего состоится вечное общение с Богом. Вот свидетельства Господа, что святые, угодившие Ему, и праведники тотчас после смерти вступают в загробном мире в преддверие вечного блаженства через непосредственное и тесное единение с Господом и через участие в Его славе. Это слова Господа, обращенные к ученикам-апостолам после того, когда они разлучились с возлюбленным Господом Иисусом Христом. Они проникнуты верой в духовный, невидимый союз, который через сошествие Святого Духа должен навеки объединить учеников Христовых и вообще всех верных. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ), сказал Господь благоразумному покаявшемуся разбойнику на Кресте. Значит, с момента перехода в загробный мир разбойник будет вечно в раю со Христом, а следовательно, станет участником Его славы. Перед крестными страданиями Иисус Христос в Своей молитве к Богу Отцу о Себе, о Своих учениках и вообще о всех истинно верующих в Него просил: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира ( Ин.17:24 ). Это желание, воля, как бы завещание, молитва Господа Иисуса Христа, совершенно согласная с волей Небесного Отца, является доказательством для всей Церкви Христовой, что ее верные чада тотчас после смерти, перейдя в загробный мир, будут с Господом на Небе, в раю, и станут участниками Его славы. Достойные Царства Небесного сразу же после перехода в загробный мир будут там, где пребывает Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Итак: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого все, Вот – та фраза, которая вводит в этот абзац, вводит эту мысль. Которой нет в чтении водосвятного молебна. «Ибо освещающий освещаемого все от Единого, поэтому он не стыдится называть их братьями, говоря: «Возвещу имя Твое братьям моим, посреди Церкви воспою Тебя». И еще «Я буду уповать на Него», и еще «Вот Я и дети, которых дал мне Бог». А как дети причастны плоти и крови, то и Он так же воспринял лоно, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен быть во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом для умилостивления за грехи народа, ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может искушаемым помочь». И что? Вот я говорю не из своей нынешней позиции, а с позиции юного неофита, студента филфака МГУ, который читал этот текст тридцать с небольшим лет назад впервые. И слышал тот же «благочестивый шелест». И читал много красивых слов, знакомых, значимых слов, из которых потом как-то конструировал фразы, смыслы. Лучше сказать не фразы, а смыслы в своей голове. Но поскольку я был все-таки филологом, к тому же по античным языкам специализировался, то я привык сквозь это продираться. И да сих пор мне это, как ни странно, нравится. У всех свои привычки. И поэтому я не останавливался на этом «шелесте», и думал, что же все-таки это значит? И не находил логики. Давайте попробуем ее поискать. Во-первых, конечно, если мы выдергиваем кусок из всего произведения из Послания к Евреям, то мы теряем достаточно много. Без контекста никакой текст не воспринимается. Но, даже если забыть про этот контекст…, то есть мы этого делать не будем, но если не говорить про него, а контекст Послания к Евреям, конечно, первая глава и начало второй посвящены прежде всего той особой роли, которую Христос играет в спасении человечества, которая отличается очень резко от всего остального, что в истории священной было. Вот эта фраза должна говорить о ком-то: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для которого все и от Которого все, приводящий многих сынов славы, Вождя спасения, их совершил через страдания» Все слова понятны. Но что мы сделаем со смыслом? Понятно, что все о Христе. Это напоминает мне один анекдот, который я услышал от протестанта. А потом от православного услышал тот же самый анекдот. В воскресной школе преподаватель спрашивает детей: «Дети, скажите пожалуйста, а кто это такой: летом рыженький, зимой серенький, с длинным хвостиком, прыгает по деревьям?» Мальчик встает, и говорит: «Лариса Дмитриевна, я понимаю, что это Христос, но больно на белочку похоже».

http://predanie.ru/book/219022-pochemu-p...

Итак, праотец Надав, начальник народа, восклицает, обращаясь к тебе: «Слыши, дщерь, и смотри... И возжелает Царь красоты твоей» ( Пс 44, 11–12 ). «Как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедер твоих как ожерелье» ( Песн 7, 2 ), то есть, постоянные твои в делах благодушие и умеренность равны великим триумфам. По причине твоей умеренности и миролюбию Галлии не тягостен был враг, и Италия прогнала своего неприятеля, приближавшегося к границам ее. Ведь несомненно, что золотая цепь является наградой за победу: ибо храбро подвизавшимся на войне дается она. «Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями, Шея твоя, как столп из слоновой кости; глаза твои озерки Есевонские» ( Песн 7, 3–5 ) Превосходный пуп души, который принимает все добродетели, как чаша, наполненная самим виновником веры, ибо премудрость в чаше растворила вино свое, говоря: « идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное» ( Притч 9, 5 ). Ибо этот пуп, украшенный добродетелями, исполнен всякого растворения. Чрево его также наполнено было не только правдой, как пшеницей, но изобиловало, как лилия, приятностью. Шея его покорена была игу Христову. Голова его увенчивалась кровью Господней более, нежели царскими диадемами. Поэтому справедливо, как царь и победитель греха, в небесной короне восходит, и душе его Бог говорит слово: «украсилася еси, и усладилася еси любы в сладостех своих» ( Песн 7, 7 ). Украсилась красотой добродетели, усладилась же благодатью. Высока как пальмовое дерево, которое наградой бывает побеждающего. Навстречу этой восходящей душе исходит Грациан и, обняв, говорит ей: «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его» ( Песн 7, 11 ). Или желая быть вместе с ним, или как ходатай предстоя, по любви к брату, восклицает, что обращение его должно предпочтено быть самой его благодати. " Прииди, – говорит, – возлюбленный мой, и выйдем в поле, побудем в селах; Поутру пойдем в виноградники» ( Песн 7:12–13 ), то есть ты пришел туда, где раздаются плоды разных добродетелей, где изобилуют награды. Выйдем в поле, где труд не тщетен, но приносит плоды благодати. Что посеял на земле, то пожни здесь, что там расточил, то здесь собери. Выйдем в поле, где благовоние Иаковлево, – то есть, приди в недра Иакова, да как убогий Лазарь на лоне Авраамовом, так ты в обиталище праотца Иакова покоишься, ибо лоно праотцов есть жилище некое вечного покоя. Ибо справедливо, что Иаков – поле плодоносное, как праотец Исаак засвидетельствовал следующими словами: «вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь» ( Быт 27, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010