8. Видишь отсюда знатность и роскошь богатого? Видишь совершенную незначительность бедного, отсутствие средств к жизни? Тот славен, этот бесчестен; тот живет в роскоши, этот находится в беспомощном состоянии. Тот, окруженный богатством, не вспоминал о Боге, этот, находясь в таком тяжком положении, не богохульствовал. Теперь посмотрим на судьбу того и другого на том свете. 9. Случилось, говорится, что умер богатый и отнесен был для вечного мучения. Умер же и Лазарь и отнесен был ангелами " на лоно Авраамово " . Находясь в огне, богатый увидел Лазаря, покоившегося на лоне Авраама и узнал его. И воскликнул, говоря: " Отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря " , чтобы малым перстом оросил мои уста, " ибо мучаюсь в пламени сем " . Где же богатство, где золото, где серебро? Где серебряная крыша? Где множество слуг? Где разливавшееся вино, (если) ищет и желает капли воды? " Отче Аврааме, умилосердись надо мною " . О, несчастный богач! Когда Лазарь лежал у ворот твоих, ты не хотел его знать, а теперь зовешь Лазаря на помощь? " Умилосердись надо мною " . Бесполезна твоя просьба. Прошло время милости. Там нет милости. " Ибо суд без милости не оказавшему милости " (Иак 2:13) К чему просишь милости, которой сам на земле не оказывал? " Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря " , чтобы малым перстом оросил мои уста, " ибо мучаюсь в пламени сем " . Каким перстом, богач? Которому ты не позволял участвовать в трапезе? Тогда ты не хотел подумать о руках, гнушался (их); а теперь просишь коснуться твоего языка? " Отче Аврааме! умилосердись надо мною " . Как называешь ты его отцем, не сделавши того, что следует делать сыну? Он отец тех, которые ходят во свете. Нет общения у света со тьмой. Не называй его отцем. Ты по жестокому нраву сын тьмы и геены. Как называешь его отцем, не умилосердившись над сыном его, Лазарем? 10. Великий патриарх не сокрушил его скорбью, не усилил муки, не поразил его словами, не отринул человеческой природы. Он ответил кротким голосом и с светлым лицем словами: " чадо, получил уже доброе " на земле " а Лазарь злое " . Поэтому " он здесь утешается, а ты страдаешь " . При том " великая пропасть " есть " между нами и вами " и никто не может перейти ее из нас (Лк. 16:25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1487...

„Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека – не в изобилии его достояния“. Только бедные войдут в царство божие, богатые его не получат. Поэтому, бедные должны оставаться бедными, а богатые должны раздать свое имущество и стать бедными. Иисус говорил: и блаженны нищие, ибо ваше царствие божие: блаженны голодные ныне, ибо насытитесь; блаженны плачущие, ибо засмеетесь... Но горе вам, богатые, ибо получили уже вы утешение ваше; горе вам, сытым ныне, ибо будете вы голодать; горе вам, смеющимся ныне, ибо восплачете“. Первые будут последними, а последние первыми. И жадно слушавшей толпе рассказывал Иисус яркую притчу о судьбе богача и нищего Лазаря. Жил богач, одевавшийся в порфиру и виссон и каждый день пировавший; жил нищий Лазарь, который лежал в струпьях у ворот дома богача и рад был напитаться хоть крошками, падающими со стола богача. Умер нищий, и ангелы отнесли его на лоно Авраамово; умер и богач, и в аду, пребывая в муках, поднял глаза свои и увидал вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И стал просить Авраама послать Лазаря, чтобы смочил тот концом пальца язык его, иссохший от пламени; но Авраам сказал: вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь... Легче корабельному канату пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное! А бедным царствие божие доступно. Мир этот – как мост, говорил Иисус: переходи через него, но не строй на нем жилища твоего. У бедных нет в этом мире жилища как у богатых, и потому они могут заботиться больше всего о царстве божием, в то время как богатые заботятся о стяжании и сохранении своего богатства. Богатые – дети мира сего; бедные – наследники царства будущего; поэтому они вообще должны отречься от всех земных забот и суеты. „Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться... Ищите, прежде всего царствия божия, и остальное все приложится к вам“. Следует пренебречь и здоровьем, и красотой, если исполнение заповеди изуродует человека: если глаз соблазняет, надо вырвать его, если рука соблазняет, надо отсечь ее: лучше слепым и безруким войти в царство небесное, чем зрячим и с обеими руками вечно гореть в огне геенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.18:21-35); от Луки (Лк.17:3-4). Исцеление десяти прокаженных    При входе в одно селение, Иисуса Христа встретили десять человек прокаженных. Девять из них были иудеи, а один самарянин. Общее горе соединило их вместе. Прокаженным запрещалось близко подходить к людям, потому что болезнь их была заразительна. Потому, «остановившись вдали, они громким голосом говорили: «Иисус Наставник! помилуй нас».    Иисус Христос сказал им: «пойдите, покажитесь священникам».    Священники же осматривали тех, которые выздоравливали от проказы, и давали им свидетельства на право жительства в городах и селениях.    Прокаженные пошли к священникам; и когда шли, по дороге очистились от проказы, т. е., исцелились, стали здоровыми. Один из них, видя, что он исцелен, возвратился к Иисусу Христу, громким голосом прославляя Бога, и, падши к ногам Христа, благодарил Его. И это был самарянин. Иудеи же остались неблагодарными.    Тогда Иисус Христос сказал: «не десять ли очистились? где же девять? Почему они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?    Потом, обратившись к благодарившему самарянину сказал; «встань, иди; вера твоя спасла тебя».    Из этого видно, что мы всегда должны быть благодарными Богу за все Его милости, который Он нам посылает.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки (Лк.17:11-19). Притча о богатом и Лазаре    О тех людях, которые любят богатство, а бедным не помогают, Иисус Христос сказал такую притчу.    Один человек был богат, одевался в порфиру (верхняя одежда из дорогой красной материи) и виссон (тонкая белая одежда) и пировал каждый день весело. Был также один нищий, по имени Лазарь, который лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями. Он желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его.    Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово (место блаженства праведных, рай).    Умер и богатый, и похоронили его. И вот, мучаясь в аду, он поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря с ним и возопил: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

     Смерть может быть приношением Господу, а может быть бессмыслицей. Так говорит нам Священное Писание. Например, незадолго до своей кончины апостол Павел написал: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим.4,6). Греческое выражение, переведенное как «я уже становлюсь жертвою», буквально означает «я уже возливаюсь». Здесь используется греческий глагол, обозначающий возлияние жертвенной крови на жертвенник. Получается, что апостол осмысляет свою приближающуюся смерть как жертвоприношение. Комментируя данное место, блаженный Августин пишет: «Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание». Итак, смерть может быть приношением Богу, но такую смерть надо заслужить. «Не всякий кто умирает, отдается на заклание» - т.е. не всякая смерть прославляет Господа. Апостолу Петру, например, Христос предрек однажды, что его смерть прославит Бога. После того, как Господь сказал Петру: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин.21,18), евангелист Иоанн прокомментировал слова Господа так: «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога» (Ин.21,19). Смерть любого праведника всегда прославляет Всевышнего. «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс.115,6) - говорит псалмопевец. Но есть смерть, которая никого не прославляет. Такова, к примеру, смерть евангельского богача из притчи о богаче и Лазаре. Когда нищий Лазарь умирает, о нем говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк.16,22). От этого стиха, пусть и небольшого, душа согревается. Богатый же (имя его даже не поминается) умирает после, и о его смерти сказано лишь несколько мрачных слов: «Умер и богач, и похоронили его» (Лк.16,22). Умер, похоронили – вот и все. Такая смерть лишь доносит до нас дыхание адского пламени и сырость могилы. В такой смерти нет жизни, надежды и веры, она обозначает лишь конец, но не начало.

http://pravoslavie.ru/100474.html

§ 44. Будущая жизнь Бог сотворил человека, спас его после грехопадения, даровал ему различные спасительные средства, чтобы он стремился к соединению с Ним и через это вечно блаженствовал. Вечное блаженство назначено для всех людей и все должны стремиться к достижению его. Вся земная жизнь человека есть время испытания и приготовления к этому блаженству. С прекращением земной жизни, оканчивающейся смертью, праведным судом Божиим решается, достиг ли человек своей цели или нет; если достиг, то он получает вечное блаженство, если нет, осуждается к вечному мучению. Что после этой земной жизни, оканчивающейся смертью, наступает сейчас же частный Божественный суд, видно из Священного Писания. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын человеческий» ( Мф.24:44 ). «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» ( Лк.23:43 ). «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках». ( Лк.16:22–23 ). «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин.9:4 ; Рим. 6:23 ; 1Фес.5:2 ; Евр.9:27 ). Вечное блаженство праведников превосходит всякое наше земное представление, как видно из слов Святого Апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Что же такое есть само по себе высшее блаженство и в чем, собственно, оно будет состоять? Все люди сознательно и несознательно стремятся к высшему блаженству, высшему спасению. Различные религии и философские учения стараются определить, в чем состоит высшее счастье. Однако только одно христианство правильно научает нас, каким образом и где может человек достигнуть высшего счастья. Христианская религия прямо говорит нам, что вечная блаженная жизнь есть высшее блаженство и спасение. Мы не можем указать, в чем, собственно, будет состоять высшее блаженство и счастье, но мы можем только указать некоторые признаки, без которых немыслимо высшее счастье и блаженство. Признаки эти следующие: высшее счастье, прежде всего, должно быть действительным, как действительно наше бытие, и в тоже время для нас достижимым: все только воображаемые идеалы, все самые совершенные понятия о высшем благе не могут считаться высшим благом, раз их нет в действительности и существуют они только в воображении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

§ 526. Различие смерти благочестивых и нечестивых. 1) Хотя благочестивые и нечестивые в Святом Писании называются спящими, как говорится: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2), потому что все архангельской трубой, как от сна, от смерти возбудятся и оживут, однако же благочестивых смерть в особом смысле называется сном, ибо они почивают от трудов своих (Откр. 14:13). Как трудившиеся днем спокойно почивают в ночи, так и благочестивые, которые трудились в подвиге веры и благочестия в мире этом, сладко после благословенных трудов засыпают, почивают и упокоеваются, пока архангельской трубой не возбудятся. 2) Благочестивые лишаются временных и земных благ, но наследуют вечные и небесные, а нечестивые же, лишившись временных, лишаются и вечных. 3) Благочестивые перестают временно жить, но начинают вечно, а нечестивые же, переставая временно жить, перестают и вечно, но временную жизнь переменяют на вечную смерть (Откр. 21:8). 4) Благочестивые после трудов, скорбей и болезней переселяются в покой, прохлаждение и радость, и переносятся Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16:22), а нечестивые же после веселья и роскоши своей обретаются во аде, в муках (Лк. 16:23). 5) Благочестивые, утешаясь на лоне Авраамовом, ожидают общего воскресения, в которое, услышав глас Сына Божия, оживут плотью, и, как травы прозябшие прекрасными цветами одеваются во время весеннее, исходя из гробов, облекутся в новый, нетленный и прекрасный вид, и так получат совершеннейшее от руки Господней блаженство. Нечестивые же, мучаясь в аду, ожидают совершеннейшего по делам своим воздаяния и мучения, по соединении с телами, с которыми беззаконничали. Итак, смерть благочестивых – это приобретение (Флп. 1:21), ибо через эту смерть приобретают жизнь вечную, а смерть нечестивых – пагуба, ибо по временной смерти вечною умирают. Глава 18. О воскресении христиан   Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. (Флп. 3:20-21)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

А далее нам приоткрывается, откуда у этого человека такая правильная, последовательная вера. «Ибо я и подвластный человек, – продолжает сотник, – но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». И видим, что источник веры сотника – его способность удивляться. И разве не удивительно уже то, что человек способен слышать сказанное другим человеком? Неужели не ясно, что и говорящего, и слушающего, и уста, и уши создал Единый и приспособил одно к другому? А еще более удивительно – человеческое общество. Одни люди подчинены другим, у каждого свое дарование, и все вместе способны делать одно дело. Наверное, сотник особенно удивлялся тому, как это Бог подчинил ему людей, на его взгляд более достойных, и они даже на смерть идут по его слову! Каково же слово Того, Кто все это сотворил и устроил? Сотник по существу повторяет слова пророка Исаии: «Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать», – «так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» ( Ис.55:10–11 ). И все эти Божьи чудеса всегда вокруг нас, и всем нам даны глаза и уши. Так что удивляться надо скорее тому, что кто-то ничего этого не видит и не слышит. Но Господь все-таки «удивился» сотнику «и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». Потому что вера, как и любовь, – акт свободной воли, и поэтому всегда – чудо, всегда – подвиг, и всегда достойна удивления. Воскресение. О загробных тайнах Неделя 22 Лк.16:19–31 Гал.6:11–18 Господь сказал, что в конце концов одни люди пойдут «в муку вечную», а другие – «в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Но как представить себе вечную муку, и неужели она угодна Богу, Который есть Любовь ( 1Ин.4:16 )? Сегодняшнее Евангелие – на эту тему. Жили два человека. Один «был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях». Так и проходила их жизнь. Для богача – Лазаря как будто не существовало, и не было случая, чтобы он хоть что-то подал ему. Лазарь же никогда не питал ни злобы, ни зависти. Не строил планов передела мира, не мечтал о «раскулачивании» жестокого богача, и даже не надеялся на милостыню с его стороны. Мечты его были строго в пределах его возможностей: он желал лишь «напитаться крошками, падающими со стола богача». Оба были постоянны в своей жизни. И богатый – в упорном нежелании считать Лазаря за человека, и Лазарь – в своем кротком принятии своего жребия. Но вот оба умерли. И там их постигает тоже разная участь, только наоборот: Лазарь «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово», а богач оказался «в аде», «в муках».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ.     «Умер и богач, и похоронили его» (Лк.16:22). Может быть Лазарь по смерти и не был похоронен прилично, так как и не имел кто бы позаботился о том. Посему в речи о нем нисколько не упомянул о погребении, а здесь присовокупляется, что умерший богач и похоронен был, — а вместе и для того упомянуто об этом, чтобы указать на блеск и роскошь при самом погребении богачей. Ибо, говорится, похоронили богатого; «и в аде, будучи в муках, он подняв глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его» (Лк.16:23).    Внизу некогда у ворот поверженного на мучение от голода и валявшегося в пыли земной, не бывшего в состоянии и двигаться, Лазаря богач видел и не обращал внимания; а теперь сам находясь внизу и испытывая муки, и не будучи в состоянии избежать мук, поднял очи и видит Лазаря вверху, пребывающего в обителях покоя (Мф.11:29) со многою отрадою (2Сол.1:7), и живущего в недрах Авраамовых. И не считает приличным оставить его без внимания, напротив желает, чтобы самому не остаться незамеченным от того, кого прежде презирал. Где было место милости, там он не спрашивал о ней и не оказывал ее, а где правда неумолимая, он напрасно ищет милости. Ибо говорится: «возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем» (Лк.16:24).    До крайней незначительности ограничил мольбу свою, не смея просить чего больше, имея совесть самоосужденную (Тит.3:11). Возопил же, потому что было великое расстояние. И предварительно назвал Авраама отцом, так что мы узнаем, что он принадлежал к роду людей почитающих Бога, и не должны думать, будто тот богач мучится как нечестивый. Ибо как немилостивый и сластолюбивый, он объят неугасимым пламенем огня, хотя по крови был в родстве с Авраамом. Говорит же: «умилосердись надо мною, потому что я мучусь, и пошли Лазаря», — того, кому сам не оказал милосердие, когда тот страдал у ворот его. Поэтому и не к нему обратился с просьбою. Просит же капли и малого окропления для прохлаждения языка, и не получает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

А потому, возлюбленные братия и сестры, не будем жестокосердны и немилостивы к бедным, когда имеем сами достаток, не будем зазнаваться в богатстве и довольстве, а будем делиться, по силам, с бедными; чтобы, в случае, когда мы оскудеем делами добрыми, они приняли нас в вечные кровы, по словам Спасителя нашего. Смотрите, как после смерти Лазаря и богача вдруг переменяется судьба и состояние того и другого! Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Какая честь, какая любовь к нему небожителей! Его несут и сопровождают в рай, как согражданина своего. Ангелы небесные, эти верные друзья верных Богу людей. Умер и богач и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Какое зрелище! Лазарь нищий, больной, презираемый некогда богатым. теперь в месте света, прохлады, блаженства, а сам богач в аде, в муках, ниоткуда никакой помощи. А где сотрапезники и льстецы? может быть они тоже в аду? Дальше вы знаете, что следует: богач просил Авраама, чтобы он послал Лазаря, да омочит конец, только конец перста своего в воде и прохладит язык его, этот сластолюбивый язык, теперь ужасно горящий и засохший. Но богачу и в этом отказано. Правда, Авраам называет его чадом, как бывший богач называл и его отцом, – но это название – чадо – служило только укоризной богачу, не творившему дел Авраамовых, – его воздержания и странноприимства. Какая же причина отказа в капле воды? Та, что богач получил свое добро в жизни своей, а Лазарь – зло. Какое добро свое? To, которое он считал добром, т.е. ел, пил, одевался изящно, веселился, а о Боге и угождении Ему не помышлял, добрых дел не делал, и значит, жил, как скот бессловесный, не заботясь о душе бессмертной. Следовательно – для чего жил, то и получил, что считал своим благом, тем и насладился; для вечности ничего, никаких добрых дел не приготовил, желания и потребности духовных и вечных благ не стяжал, любви к Богу и ближнему чуждым оказался, – нечего ему и в раю делать, где место только для праведников и любящих чистою любовью Бога и друг друга; Лазарь же, в горниле болезни и лишений очистился от грехов и потерпел за них наказание в самой болезни и лишениях; за то, говорит Авраам, он здесь утешается, а ты страдаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ангел Господень предстал перед Павлом в многострадальном плавании по морю и утешил его, и надежно позаботился о целости всех, плавающих с ним ( Деян. 27 ). Иоанн Богослов в своем Откровении говорит: Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть Свидетель верный ( Откр. 1, 4–5 ). Не ясно ли здесь исповедует святой Иоанн, что мы, Православные, имеем благодать Божию и от Бога, и от Христа, и от семи духов Его, однако различным образом: от Бога как от Подателя и Источника всяких благ, от Христа как от Искупителя и Спасителя, от Его семи святых духов, как от молитвенников и ходатаев. Другие благодеяния, оказанные людям святыми Ангелами. Благодаря явлению Ангела Авраам принял обетование чадородия и умножения потомства больше песка морского, и наследия земли Ханаанской ( Быт. 17 ). Ангел Господень удержал руку Авраама от принесения в жертву Богу сына Исаака и явил вместо него овна на заколение ( Быт. 22 ). Иаков бежал от своего разгневанного брата Исава, увидел Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих, и этим видением утешился и укрепился ( Быт. 28 ). Благодаря Ангельскому служению Даниилу дано было знать непостижимые и от века сокровенные Тайны Божии ( Дан. 10 и 11). Ангел был послан благовестить Захарии зачатие Иоанна Предтечи ( Лк. 1 ). От Ангельского благовестия берет начало нашего спасения, когда был послан Архангел Гавриил благовестить Деве Марии зачатие Христа Бога нашего ( Лк. 1 ). Ангел благовесгвует пастырям Рождество Христово, и с ним много прочих Ангелов, поющих: Слава в вышних Богу, и на земле мир ( Лк. 2, 14 ). Когда от Христа отступили искусители, к Нему приступили Ангелы и служили Ему ( Мф. 4, 11 ; также Мк. 1 ). При Воскресении и при Вознесении Господнем явились Ангелы в белых одеждах, уча о Воскресении и Вознесении Господнем ( Деян. 1 ). Малых детищ Христос велит не презирать, поскольку с ними присутствуют их Ангелы ( Мф. 18, 10 ). Ангелы нищего Лазаря несут на лоно Авраамово ( Лк. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010