Во-первых, в 10й главе. Притча о милосердном самарянине представляет собой как бы ответ на вопрос богатого юноши: что надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель рассказывает притчу, из которой ясно, что для этого надо помогать ближнему. А кто твой ближний? Вот этот не знакомый тебе раненый человек, которого ты обнаружил брошенным на дороге. Второй текст, посвящённый этой проблеме – месту в Церкви человека, у которого есть какое-то состояние, – притча о безумном богаче . (Тем, у кого ничего нет, проще – им нечего терять. Тем же, у кого есть, что терять, гораздо труднее.) Собрав слишком большой урожай, не вмещающийся в его житницы, безумный богач сказал: «…Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: “безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?”» (12:18–20). С кем разговаривает этот богач? С самим собой. Его молитва из диалога с Богом превращается в диалог с собственной душой. Вот это, наверное, и есть главный критерий безумия главный критерий отпадения от истины: говорить не с Богом, а с самим собой. Это страшно и опасно. И это очень часто бывает с богатыми людьми. Но богатство – далеко не всегда деньги; знания – тоже богатство. И есть люди, которые противопоставляют себя тем, кто знает не то , или не так , или меньше, или по-другому. Третья притча на ту же тему – притча о богаче и нищем Лазаре (16:20–31). Мы помним, как одевался и пиршествовал богатый и как лежал в струпьях у его ворот Лазарь. Приходили псы и лизали его струпья. А затем умерли оба. Богач попал в ад, а Лазарь – на лоно Авраамово. Главное, наверное, заключается в том, что богатый не делал ничего плохого. Можно легко себе представить, что многие другие на месте этого не известного нам по имени богача могли бы просто велеть своим слугам отшвырнуть Лазаря подальше, чтобы вид несчастного бедняка не смущал хозяина и его друзей.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Вот как трудились угодники Божий, чтобы уподобиться нищему Лазарю, мы же, немощные и духом, и телом, не можем этого сделать. Промысл Божий почти никому из нас не предоставил такой возможности. Но нищета духовная — это обязанность каждого христианина, в особенности избравшего монашеский образ жизни. И потому мы должны стяжать эту нищету и внутренне чувствовать себя так, как чувствовал себя нищий Лазарь, желавший насытиться крохами и позволявший псам облизывать свои струпья. Положение Лазаря противопоставлено суете, гордости и надменности богача. Безусловно, человек, каждый день устраивавший блистательные пиры, одевавшийся в порфиру и виссон, был гордым, тщеславным и высокоумным, а человек, который был всего лишен, вел внимательную жизнь и поневоле углублялся в себя. Если бы Лазарь роптал и негодовал на свою судьбу, то, несомненно, он не был бы помилован Богом и отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Многие святые уподобились приточному персонажу, Лазарю, он стал образцом для многих и многих подвижников благочестия. Например, святым отцам было открыто, что душу преподобного Антония Великого вознесли на небеса Ангелы, а Глинскому игумену Филарету было откровение о том, что душу преподобного Серафима Саровского также вознесли на небо Ангелы. И дай Бог, чтобы и мы в меру своих сил подражали в своей жизни нищему Лазарю и стяжали блаженную духовную нищету! Если мы будем внимательны к своей духовной жизни, то нам не будут нужны никакие доказательства бессмертия души, существования вечного блаженства и вечных мук, потому что мы будем созерцать их своим духом и, умом пребывая в вечности, незаметно перейдем от тления в нетление, от смерти в бессмертие. Аминь. 31 октября 1999 года Неделя 23я по Пятидесятнице (Лк., 38 зач., VIII, 26–39) И приплыли в страну Гад арийскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Вот, кстати, что значит быть не в брачной одежде. Брачная одежда должна соответствовать браку. Так и мое отношение к братьям должно соответствовать отношению ко мне Господа и Царя моего Иисуса Христа, Который по Своей милости простил все мои грехи, весь мой неоплатный долг. И если я не в этой брачной одежде, то я ничего не понял в христианстве, и я чужой на брачном пире Сына Божьего. И вообще чувство христианина, это не чувство человека, честно зарабатывающего себе некое благо, но чувство неоплатного должника, которому не только простили безнадежный долг, но еще и, как дорогого гостя, пригласили на царский пир. Сердце должно переполняться радостью, благодарностью, и желанием облагодетельствовать всякого, кто попадется на пути. Спасающий Божий невод старается не упустить никого, в ком есть хоть искра жизни, и простирается до самого конца, даже в загробное существование, чтобы никто и никогда не мог сказать, что где-то есть предел Божией любви и милосердию. Вот Притча о богатом и Лазаре. Лк.16:19–31 Вернее, это даже не притча, а рассказ о действительном событии. Господь мог бы рассказать много подобного. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях», «и псы приходя лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач», и оказался «в аде», «в муках». Почему Лазарь наследовал блаженство? Не потому, что был бедным, но потому, что не роптал на судьбу, не желал ни передела собственности, ни раскулачивания жестокого богача. Не желал даже милостыни от него, потому что убедился, что это безнадежно. Он «желал» только совершенно реального для себя: «напитаться крошками, падающими со стола богача». А богач оказался «в муках» не потому что был богат, а потому что упорно не хотел считать Лазаря своим братом во Адаме. Единственно по любви к богатому, Бог попустил очень долго лежать Лазарю у ворот, чтобы самый его вид вызвал, наконец, сострадание. Но оказалось, что совесть у богача сожжена. Он считал совершенно естественным, что он ежедневно пиршествует, а рядом кто-то лежит в струпьях и не надеется даже на его милостыню. Он даже не распорядился прогнать его прочь, что хотя бы говорило о беспокойстве совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вот о сих то «временах отрады» и говорит Ап. Петр, свидетельствуя иудеям о временах «совершения всего» и призывая их к покаянию: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего». Итак, по абсолютной Божественной правде и в рассуждении абсолютных истины и правды бытия сынов человеческих, как личностей себе собственных, «лоно Авраамово» и «ад», с одной стороны, земное бытие человека, с другой стороны, не только осуществляют бытие рода человеческого в единстве Божественной идеи о бытии сынов человеческих и в гармонии, так сказать, целого домостроительства Божия о роде человеческом, в его греховном состоянии, но и в совершеннейшей Божественной полноте и в предельно-Божественной законченности «взыскания» всех грешников земли, всех безусловно сынов человеческих лично ко спасению в лице Иисуса Христа, как Бога-Спасителя. Но здесь возникает следующий исключительный, хотя частного характера, однако необходимо входящий в гармонию целого – всего домостроительства Божия, вопрос: если «ад» в том его содержании, в каком он есть для «века сего», как сфера бытия человеческих душ, тех из сынов человеческих, которые умирали, умирают и будут умирать в грехах своих и лично при жизни своей не «соразделяли» Христа, существенно необходим, и если значение в сем отношении «ада» безусловно важно как для вселенской абсолютной правды по существу Бога, так для личной каждого грешника земли правды в Боге и по Богу: то что, спрашивается, должно мыслить о тех человеческих личностях, которые, пребывая во грехе земной своей жизни, не «увидят и не познают «ада» по самому времени своего существования пред воскресением мертвых? что имеет, спрашивается, заменить и осуществить частный «суд Божий» для сих человеческих личностей? и не будет ли положение сих сынов человеческих, имеющих быть лишенными «ада века сего», положением с таким, относительно бытия и жизни, лишением, которое ничем не может быть уже возмещено, так как они прямо и непосредственно от земной жизни должны будут предстать на последний суд Божий? Нет, и сии сыны человеческие и «частный свой суд» от Бога и «ад», как свидетельство о Себе Бога «в очию» в его Божественной правде и истине, и как конечное взыскание правосудием Божиим грешников земли того времени к правде и истине их мысле сознаний и их мысле-волений по Богу-Творцу и Богу-Спасителю, будут иметь возмещенным и замещенным, с одной стороны, теми «страхованиями и знамениями великими с небесе, которые посланы будут живущим от Господа, и от влияния которых люди будут издыхать от страха, по слову Спасителя, и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесныя поколеблются; будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вот та воистину ужасная пропасть, которая утвердилась между Авраамом в раю и богачом в адском пламени! Боже! Неужели мы стоим на краю этой пропасти?! Опомнимся, пока еще есть время, склоним колена сердца своего, прострем свои руки к небу со слезами искреннего раскаяния в нашей грешной огрубелости. Будем посещать усердно храм Божий и воспитывать здесь свои души для Царствия Божия, ибо храм Божий есть питомник душ, училище христианского благочестия. Будем усердны на всякое доброе дело; станем побеждать грехи, исправлять нравы; благоукрашаться незлобием, милосердием и сострадательностью, воздержанием, чистотою и целомудрием, и при кончине мы не останемся в стыде и после смерти не будем преданы мукам, а святые ангелы — верные наши хранители — вознесут нас на лоно праотца или больше того — ко Христу, как сказал Господь покаявшемуся разбойнику: «Днесь со Мною будеши в рай». Аминь. В двадцать третью Неделю по Пятидесятнице О злых духах и о действии их на человека Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! … Встретил Его один человек… одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах… его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни; он… разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Вы сегодня слышали, дорогие братия и сестры, евангельский рассказ о бесноватом в Гадаринской стране и об исцелении его Иисусом Христом. Слышали, как бесы мучили несчастного человека и как бедственно влачил он свою жалкую жизнь? Видели божественную власть Иисуса Христа над целым легионом бесов, вселившихся в несчастного человека? Видели внезапную гибель множества животных, в которых вошли бесы по дозволению Спасителя? Здесь дан образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет словно бы в гробах, потому что его жизнь — путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости («я лучше других, умнее других… кто авторитет для меня?»), в рытвинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений (особенно плотских) — вот где пролегают его тропинки..

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Все понятно, все хорошо, но отчего же эта  горечь послевкусия? Потому что слово, посеянное в нас Богом, грозится быть унесено сатаной: Ко всякому слушающему Слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его. Горечь происходит от соблазна и привязанности к миру. Нам тяжело принять испытания, болезнь и убожество единственным путем в Рай. Нам очень тяжело подумать о том, что комфорт может быть препятствием на пути к Богу. Но мы плохо слушаем Христа и слишком внимательны к себе. Убожество — не единственный путь к Богу. Здесь имеется в виду другое: если даже убожество побеждается благодатью, то остальные пути на небо еще легче. Дело только в том, приняли мы благодать Божию на своем пути, или нет. Повесть радует всех праведников, а не только убогих и больных, верным обетованием того, что Бог все видит и никогда не оставляет без внимания и помощи в этом веке и в веки вечные. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях   и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. И мы верим слову Божию и гоним прочь сомнения, внушаемые безбожниками: «Вот, вы, церковники, обманываете верующих, заставляете их страдать и быть довольными в горе, в болезни и в нищете, обещая им блаженства после смерти. Но ведь оттуда никто не приходил. И может статься так, что по вашей вине убогий человек не вкусит радости жизни ни при этой жизни, ни тем более, в гробу». А что? В самом деле, невинный страдалец не вкусит яств блистательных пиров: ни вин, ни мяс, ни изысков. Да мы и не путаем Божий дар с яичницей. Божий дар — в Духе. Те, кто пережил горе вместе с Богом, знают, как Господь утешает человека, который Ему доверился во всем. Эта несказанная теплота на сердце так сильна и так убедительна, что никто из тех, кто вкусил ее, уже ни на что не променяет, если станет вопрос о выборе между богатством, здоровьем, успехом и блаженством. Но как все это расскажешь безбожнику? Как писал апостол Павел: духовный может судить обо всем, а о нем никто судить не может.

http://pravmir.ru/pesa-o-bogache-i-lazar...

Всем известна притча Спасителя о богаче и Лазаре, которая начинается так: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его 311 . Конечно, в притче все утрированно. В жизни не часто случается, чтобы человек, живя в необыкновенной роскоши, каждый день пиршествовал, а под воротами у него лежал нищий. Чаще бывает, что человек хотя и не пиршествует, но хорошо обеспечен и живет в довольстве, а тот, кто беден, нуждается не до такой степени, чтобы лежать под воротами в струпьях. Поэтому не нужно думать, что если в жизни мы не увидим подобной нужды, то у нас уже нет повода для помощи ближним. Притча изображает все (хотя и на житейских примерах) несколько преувеличенно, чтобы до нас лучше дошел ее смысл. Вы помните, конечно, что Лазарь за свое терпение был перенесен на лоно Авраамово и наслаждался райским блаженством, а богач за свое жестокосердие был предан адским мукам. И может быть, он был наказан не за то, что одевался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно, а за то, что, имея богатство с избытком, он не заботился о человеке, который нуждался. Наверное, теперь будет уместно привести из Евангелия яркие примеры как нестяжания, бескорыстия, так и сребролюбия. Вот один из самых ярких примеров нестяжания, связанный непосредственно с деньгами. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним 312 . Апостол Матфей, который был мытарем, то есть сборщиком податей, встал с места, где он собирал пошлину, – с мытницы, и оставил все собранные деньги. Здесь не говорится о том, что он как-то распорядился насчет них: как только Господь позвал его и голос совести велел ему следовать за Ним, он ни о чем больше не думал, бросил все свои деньги и пошел. Такой поступок говорит о необыкновенной решительности. Для того чтобы лучше понять Священное Писание, всегда полезно посмотреть на вещи, о которых оно говорит, просто. Понять, что люди, о которых там идет речь, часто такие же, как мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Всё же это неизбежно и неудержимо толкает человека и на блуд, и на обман, и на месть, на убийство, на богоотступничество. Но все эти грехи и пороки богача Господь не перечисляет. Из Его притчи становится очевидной лишь одна вина богача, а именно: крайнее презрение к человеку Лазарю, и не из-за чего иного, как только из-за его бедности и болезни. Если бы Лазарь появился у ворот здоровый и одетый в виссон, богач, несомненно, обратился бы к нему с приглашением на свою трапезу - обратился бы как к человеку и признал бы в нем человека. Однако в бедном и покрытом струпьями Лазаре он человека не видел и не признавал. Он презрел создание Божие, как будто его и не существовало. Он отворачивался от него, чтобы не замарать свой взгляд. Он полагал, что принадлежит сам себе, а свое богатство считал не ссудой Божией, а исключительно своей собственностью. Талант, данный от Бога, он закопал в землю своего тела и не дал пользоваться им тем, кто в этом нуждался. Сердце его отягчилось объядением и пьянством (Лк.21:34) и стало совершенно слепым к духовному миру и духовным ценностям. Он смотрел только плотскими глазами, слушал плотскими ушами, жил плотской жизнью. Его душа была в таких же струпьях, как тело Лазаря. Его душа была настоящим отражением тела Лазаря, и тело Лазаря было настоящим отражением его души. Таким образом, Бог поместил на земле двух человек, чтобы они были зеркалами друг другу: одного за воротами, другого у ворот. Внешний блеск богача был зеркалом души Лазаря, а внешние струпья Лазаря - зеркалом внутреннего мира богача. К чему было Господу перечислять все грехи богача? Все они раскрыты одним штрихом, все до единого. Жестокосердие к Лазарю сорвало завесу с гноища души богача, и мгновенно стала явной вся мерзость этого гноища - и для очей, и для ушей, и для носа, и для языка. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его . Умирают богатые, так же, как умирают бедные.

http://pravoslavie.ru/41730.html

Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте вашей душой! Хотя тело ваше и тлеет, но святые души ваши исцеляются и здоровье свое получают. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор.4:16). Вы с нищим Лазарем страдаете здесь, но с ним и лоно Авраамово наследуете (См. Лк 16:22). 2) Рабы и крестьяне, подчиненные господам. Вы, смиренные и кроткие овечки Христовы, оттого утешение свое черпайте, что хотя и называетесь рабами человеческими, но вы свободные люди Христовы. Телом работаете на людей, но души ваши свободны от рабства греху. Не имеете свободы и благородства, как господа ваши, но души ваши свободой и благородством христианским украшаются. Радуйтесь и веселитесь, ибо и вас ждет наследие сынов Божиих. 3) Нищие и убогие. Вы, в скудости и убожестве живущие рабы Христовы, не унывайте, видя других, живущих в богатстве. Оставят и они все то, что ни имеют. «Не убойся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его, ибо когда придет время умереть ему, не возьмет с собой всего и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:17—18). Вы не имеете тленного золота, серебра и прочего вещества, но внутри себя носите нетленное сокровище. Тем довольны будьте. Не живете в богатых домах, но присные Богу, домашние Христовы и сожители святым. Тем довольны будьте. Носите на теле вашем рубище, но души ваши святые одеждой спасения одеваются. Не имеете благ этого мира, но сокрыто для вас благо на небесах: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). Помните Христову нищету: «ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор.8:9). 4) Осмеянные и поруганные миром. Вы, которые, как сор, миром попираетесь, воспримите в вашем сердце слово утешения. Пусть мир делает вам, что хочет, — вы Христовы. Это великая слава и похвала — быть Христовым, Который — Господь славы! «О Господе похвалится душа моя» (Пс.33:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 12. О погребении человеческих тел, и о том, что лишение погребения христиан ничего у них не отняло    Но при такой-де массе трупов их не могли и похоронить! И этого благочестивая вера особенно не страшится, помня предсказание, что и звери, пожирающие трупы, не помешают воскресению тел, с головы которых не погибнет и волос (Лук. 21:18). Истина не сказала бы: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28), если бы будущей жизни могло принести какой-либо вред то, что вздумали бы делать враги над телами убитых. Разве что кто-нибудь будет до такой степени глуп, что станет утверждать, будто убивающих тело не следует бояться до смерти, чтобы не убили тела, а надо бояться после смерти, чтобы не запретили похоронить убитое тело. Что же, ложно то, что говорит Христос: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего сделать» (Лук. 12:4), коль скоро убийцы могут что-нибудь сотворить с трупом? Да не будет: сказанное Истиной не может быть ложью. Так сказано потому, что в живом теле, т. е. до его убийства, есть чувства; после же убийства в теле никаких чувств нет.    Итак, земле не были преданы многие тела христиан, но из-за этого никто не отлучит их от неба и земли, которые наполняет своим присутствием Тот, Кто знает, откуда воскресить сотворенное Им. Правда, в псалме говорится: «Трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их» (Пс. 78:2-3), но говорится это для того, чтобы подчеркнуть жестокость сотворивших это, а не для того, чтобы увеличить жалость к потерпевшим. Хотя в глазах людей все это и кажется чем-то ужасным, но «дорога в очах Господних смерть святых Его» (Пс. 115:6). Поэтому все такое: омытие и наряжение тела, обряд похорон, пышность проводов, — все это скорее утешение живых, чем помощь умершим. Если бы дорогостоящее погребение могло принести пользу нечестивому при жизни покойнику, то бедное или вообще никакое погребение могло бы повредить праведнику. Но мы помним: облеченному в пурпур богачу многочисленная челядь его сделала, по суждению толпы, пышные проводы, а, между тем, на взгляд Господа, гораздо лучшие были сделаны покрытому язвами бедняку служением ангелов, которые выносили его не в мраморный склеп, а перенесли на лоно Авраамово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010