Итак, рай в библейской традиции есть блаженная вечная жизнь, бытие человека в радости, будущее состояние людей, искупленных и спасенных Христом. Рай - это и небеса, и новое небо, и лоно Авраамово, и дом Отца Небесного, и Гора Сион, и Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. В евангельском благовестии все эти термины и понятия суть об одном и том же. В противоположность созданному Творцом раю существует ад, которого Бог не создавал. В христианском богословии ад понимается как место, куда уходят грешные души после завершения земного странствия. Ад появился тогда, когда появился первый грех людей. Ад есть бытие человека в месте, удаленном от Бога, бытие без Бога, без общения с Ним. По мнению отца Ианнуария (Ивлиева), Священное Писание не знает единого учения о посмертном существовании. Однако даже в разных религиях представления о преисподней во многом схожи. В Ветхом Завете адом назывался шеол - подземное царство мертвых. Слово шеол имеет много значений, это всякая яма, пропасть, царство смерти, земля забвения, страна безмолвия, обитель мрака, загробный мир, неизведанная глубина. Там, по представлению ветхозаветных людей, души грешных влачат бесцельное и безрадостное существование. Но и праведники сходят в преисподнюю. Иаков, Авраам и Иов сходят туда, в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, где нет устройства, где сама тьма. «Следует подчеркнуть, что шеол есть царство именно мёртвых, а не живых. Жизнь дает только Бог Своим Духом. Когда Дух отнимается, человек перестает быть живым и, собственно, перестаёт быть человеком. В шеоле обитают не люди, а их мёртвые тени ( " рефаим " )», - считал архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). В древнегреческом гомеровском представлении души пребывают в аиде как бы в неком бессознательном состоянии. Аид Гомера - это обреченность, место, откуда нет возврата и где нет никакой информации. Это некое забвение, темнота, отсутствие знания. Библейское богословие отличается от греческой мифологии. У пророка Давида есть предсказание о том, что рай и ад не лишены присутствия Божия: «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты» (Пс.138:8). В Писании мы также находим фразу «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян. 2, 27).

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/25/hva...

Как много поучительного в читанном ныне Евангелии о богатом человеке и о нищем и больном Лазаре! Сколько отвратительного самолюбия, плотоугодия, тщеславия, жестокосердия в богаче! Какую жалкую картину представляет собой бедный Лазарь, не имеющий дневного пропитания, больной, нагой, всеми оставленный, и наипаче – презираемый богачом, который от роскошной трапезы своей не давал ему и крошек, из множества одежд своих – ни единой ветоши, а из врачебных пособий – -ни единого пластыря. Псы, заметьте, псы были сострадательнее своего хозяина: ибо они, приходя, ласкались к нищему, и лизали струпья его. Ужасное, непонятное в человеке, созданном по образу Божию, жестокосердие! Но оно существует во всем своем безобразии и теперь. И странное дело – чем богаче человек, тем большей частью он жестокосерднее, когда бы, казалось, надо было быть тем милосерднее из благодарности к милосердому Богу. Вот это-то, братия мои, составляет дурную сторону богатства: оно ожесточает сердце человека, делает его каменным, бесчувственным. Оттого-то богатому очень трудно войти в Царствие Божие; «удобнее верблюду сквозь игольные уши пройти, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мф.19:24 ). Есть, конечно, исключение и между богатыми: есть добрые, сострадательные, милостивые, – но таковые составляют малое исключение; очень, очень немного таковых. Но смотрите, какова участь богатого и бедного после смерти: «умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово», т.е. в Царство Небесное; «умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали и Авраама и Лазаря на лоне его. И возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде, и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем». Слышите: Лазарь в Царстве Небесном; а богач в аде, в гееннском пламени, в муках; и тот, кто сам не знал милосердия в жизни своей, теперь просит милосердия у Авраама и у Лазаря, – и чего же просит? He смея просить большого, он просит только, чтобы Авраам послал Лазаря – прохладить сластолюбивый язык его омоченным в воде пальцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как часто бедные, подобно Лазарю, более склонны к смиренной покорности своей доле, безропотному терпению посылаемых Богом бедствий житейских! Недаром Господь призывал к Себе прежде всего бедных и говорил: «блаженны нищие», «горе вам, богатые» ( Лк.6:20, 24 )! Ибо так часто бедные бывают и «нищими духом» и чрез нищету духовную обогащаются христианскими добродетелями, а богатые в веке сем так редко имеют склонность богатеть добрыми делами, собирать себе сокровище, «доброе основание для будущего, чтобы достигнуть жизни вечной» ( 1Тим. 6, 18–19 )! Недаром святой апостол Павел говорил коринфским христианам: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор. 1, 26–28 ). Или, как говорит ныне празднуемый святой апостол Иаков, брат Господень, в послании: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» ( Иак. 2, 5–7 ). Посмотрите и теперь хотя бы на наполняющих храмы: много ли среди молящихся здесь богатых, знатных, благородных мира сего? Не простые ли люди здесь преобладают? Правда, и богатые иногда жертвуют на нужды войны и иные, занимаются в разных комитетах по общественной благотворительности, но делают все то часто «от избытка своего», ничем почти не жертвуя, ни в чем себя существенно не стесняя. Между тем Богу угоднее лепта вдовицы бедной, которую она отдает в дар Богу от скудости своей, терпя нужду крайнюю в пропитании своем ( Лк. 21, 1–4 ). Как часто бедны и нищи эти люди богатые, знатные, благородные в деле Христовых добродетелей! Они думают, что пришли в храм, помолились пред святою иконою, поставили свечу, иногда, быть может, вздохнули под наплывом мыслей и чувств, навеянных святостью храма, жилища Бога небесного, и вот уже открыто для них должно быть лоно Авраамово: все остальное, чего недостает им до добродетелей Авраамовых, должен восполнить Христос, Который пострадал за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Климент, в отличие от ригориста Тертуллиана , пытается не усугубить, а смягчить новозаветные предписания. В самом деле, в Евангелии богатство и богатые осуждаются значительно чаще, чем прелюбодеи и прочие грешники. Вероятно, лишь лицемеры и фарисеи вызывали большее раздражение Господа. Любопытна его притча о богаче и Лазаре ( Лк.16:19–31 ). Первый попал в ад только потому, что был богат; о других его грехах Евангелие не сообщает. Бедняк же попал на лоно Авраамово только благодаря своей бедности. Согласно словам Христа, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). Речь здесь, вероятнее всего, идет не об очень низких воротах в Иерусалиме (о них не говорится ни в одном современном комментарии к данному месту), а о вещах очень малых (что меньше игольного ушка?) и очень больших (в Палестине верблюд был самым крупным животным). Таким образом, эта притча вообще закрывает вход в Царствие Небесное для богачей. См. также: «не собирайте себе сокровищ на земле»; «не можете служить Богу и маммоне»; «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться»; «не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф.6:19, 24–25, 34 ). Отметим, что достаточно критично к богатству относился и столь почитаемый Климентом Платон. В частности, его Сократ для контраста со своим идеальным государством дает описание отрицательных типов государств: тимократии, олигархии, демократии и тирании (Plat. Resp., VIII, 545c-569c). Их общей чертой и основным стимулом для граждан являются материальные заботы. При всех названных устройствах существует конфликт между богатыми и бедными, торжествует алчность, погоня за деньгами, стяжательство. По мнению Сократа, то, чего стражи никоим образом не должны допускать в государство, это – богатство и бедность (Ibid., IV, 422a); он утверждает, что наилучший государственный строй, – это когда большинство говорит об одном и том же: «Это – мое!» или «Это – не мое!» (Ibid., V, 462c) Тем не менее, Тит Флавий, не любивший буквального понимания священных текстов, по своему обыкновению решается истолковать их в нужном для себя направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Когда же отец исполнил его желание, сын отправился в далекую страну и таи, живя распутно, истратил все свое имение. Вскоре в той стране случился сильный голод, и он нанялся к одному из жителей пасти свиней, и рад бы был насытиться их пищей, но и той ему не давали. Тогда он вспомнил об отце и подумал: сколько наемников у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец! Я согрешил пред Богом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Он сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею и целовал его. Сын начал говорить: «Отец! Я согрешил пред Богом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим " … А отец сказал рабам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и сапоги на ноги, и заколите откормленного тельца, и будем веселиться, потому что сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». В этой притче под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. Притча о богатом и Лазаре Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий и был отнесен ангелами на лоно Авраамово; умер и богатый, и похоронили его. Мучась в аду, богатый поднял глаза свои , увидел Авраама и Лазаря с ним и взопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в пламени». Но Авраам сказал: «Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть, которую нельзя перейти». Тогда богатый стал просить Авраама послать Лазаря на землю предостеречь его братьев, чтобы они не попали в место мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Кто хочет обуздать свой язык, могу дать следующий совет: если вы чувствуете, что ваша речь касается чего-то раздражающего вас или греховного, осуждающего ближнего, то резко начинайте говорить медленно. Когда человек говорит медленно, то ему легче контролировать свои эмоции и обуздывать их в словах и помыслах. Контролируя свои глаза, уши и свой язык, мы приводим душу в равновесие и избегаем многих падений. ВОПРОС: Что происходит с человеком после его смерти? ОТВЕТ: Над ним совершается Частный Суд. В Писании говорится о частном суде, который следует вскоре после физической смерти человека: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» ( Сир.11,26–27 ). В Новом Завете тоже говорится о том, что сразу после смерти вскоре следует частный суд. Сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9,27 ). Этот суд называется частным, потому что не всеобщий и не окончательный, так как по Воскресении тел будет всеобщий Страшный Суд. В самый момент смерти душу окружают или ангелы или демоны, в зависимости от того, примирилась душа с Богом или нет. О бедном Лазаре сказано: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…» ( Лк.16,22 ). Про беспечного богача сказано: «… безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя… » ( Лк.12,20 ). Дословный перевод с греческого: «душу твою требуют назад», т.е. требуют бесы назад, к прежним грехам, т.е. в ад. Для многих неверующих мир за гробом окажется ужасной неожиданностью. Их души будут объяты вечным ужасом! И это никогда не прекратится… Частный суд определяет, где душе находиться до дня всеобщего Воскресения тел. Отцы учат: грешил человек в теле, и отвечать будет в теле. Т.е., частный суд определяет душу или в преддверие рая, или в преддверие ада, но эта участь может быть и пересмотренной в день всеобщего Страшного Суда. Поэтому мы и молимся за усопших. Если бы их судьба решалась сразу и окончательно после смерти тела, то и молиться за них было бы бесполезно. Да! Со своей стороны, умершие уже ничего изменить в своей судьбе не могут. Но призваны стремиться помочь им. Сказано об Иуде Маккавее: «ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12,44–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Лазарь же никогда не питал ни злобы, ни зависти; не строил планы передела мира, не мечтал о «раскулачивании» жестокого богача и даже не надеялся на милостыню с его стороны, потому что убедился в невозможности этого. Мечты его были строго в пределах его возможностей: он желал лишь «напитаться крошками, падающими со стола богача». Оба были постоянны в своей жизни. И богатый – в упорном нежелании считать Лазаря за человека, и Лазарь – в своём кротком принятии данного ему от Бога жребия. Но вот оба умерли. И видим, что там их постигает тоже разная участь, только наоборот: Лазарь «отнесён был Ангелами на лоно Авраамово», а богач оказался «в аде… в муках». Итак, во-первых, отметим, что оттуда, где богач, видно то место, где находится Лазарь. А, во-вторых, – что и там люди не лишены свободы: они могут говорить, выражать те или иные чувства и пожелания. Богач буквально своей шкурой ощущает, куда завели грехи, и в то же время он видит, чего удостоился Лазарь, но суд Божий для него – ничто: удостоившийся пребывать «на лоне Авраамовом» для него всё равно «в струпьях», и он, как будто Лазарь – бессловесное животное, обращается к Аврааму: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Авраам терпеливо и кротко объясняет богачу то, что и так уже всякому ясно: «Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страждешь». И далее Авраам объясняет богачу ещё одну особенность загробного мира: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». То есть там, в отличие от нынешнего века, уже закрыта возможность деятельно помогать друг другу. Но говорить же не запрещено, молиться не запрещено!.. А богач продолжает: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Любовь никогда не перестает, т.е. – говорит блаж. Феофилакт , – не прерывается, не пресекается, никогда не прекращается, но продолжается и в будущем веке, когда все прочее упразднится». 735 Апостол Иоанн видел души убиенных за слово Божие и слышал. что они возопили громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ( Откр.6:9–10 ). Это свидетельство апостола также говорит о личном бессмертии души. Место, где пребывают души умерших Душа человека есть творение Божие, а потому она является существом не вездесущим и подлежит условиям пространства. Православная Церковь так учит о месте пребывания душ умерших людей: «Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатью Божией и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо священное Писание так говорит: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем.3:1 ). Называется также место их раем, как Христос Господь сказал на кресте разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною во раю» ( Лк.23:43 ). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). И царствием небесным, по слову Господа: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Посему каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят церковные песни, на небеси. Α те души, которые выходят из тела, пребывая во гневе Божием, где находятся? Место сие различными называется именами. Во-первых, оно называется адом, в котором заключен низверженный с неба диавол, как говорит пророк: «но ты низвержен в ад в глубины преисподней» ( Ис.14:14–15 ). Во-вторых, называется огнем вечным, ибо Писание говорит: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Также тьмою внешнею: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю ( Мф.25:30 ). Называется оно еще и другими именами, 736 но все они выражают ту мысль, что место, «в которое нисходят души отшедших отсюда во гневе Божием и отверженных людей, есть место осуждения и гнева Божия». 737

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мне часто снятся тяжелые сны, особенно в пост. Что делать? 16.03.2018 07:43:52 Протоиерей Дмитрий Смирнов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/02/24/21-00.html - «Если не сократились бы те дни, то не спаслась бы никакая плоть». Вопрос: если душа важнее, то зачем тогда спасать плоть? Или здесь неточность перевода? Или иной смысл? прот. Дмитрий Смирнов: - Человек – трехсоставное существо. Дух, душа и тело. Когда мы в Писании встречаем слово «плоть» - под этим имеется в виду живой человек. Потому что только живой человек во плоти имеет возможность заниматься спасением своей души: молиться Богу, познавать Спасителя, приближаться к Нему. Поэтому здесь речь идет просто о живом человеке, который живет на земле. прот. Александр Березовский: - Батюшка, а почему именно «не спаслась бы никакая плоть», если спасает все равно Господь? прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Спасает Господь, но есть такое явление ты, конечно, его встречал: синергия. Спасение может быть только при помощи самого человека. Поэтому если он не помогает своему спасению, а плывет по воле волн - он приплывет совсем не туда, куда хотел бы Отец Небесный. - У меня вопрос по Евангелию от Матфея, глава 27, строки 51-53: « И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ». Можете объяснить, а кто воскрес и как? прот. Дмитрий Смирнов: - Дело вот в чем. В Церкви известно предание о том, что Господь спускался во ад и проповедовал там Свое Воскресение. И вот это совпало с землетрясением, которое было в Иерусалиме, и, может быть, и в других местах, но у нас об этом нет сведений. И когда расселись камни - обнаружилось воскресение многих людей, их узнали жители Иерусалима. Многие, сказано, из святых восстали. Дело вот в чем. Согласно Ветхозаветному преданию, душа каждого человека, который умирал, независимо от того, праведник он или грешник - поступала в Шеол. Это еврейское название ада. И, конечно, в Шелле были разные места. И было место, которое именовалось лоно Авраама. То – есть, святые в аду, но они пребывают на лоне с праотцем Авраамом. Которому Господь вменил его веру в праведность. И вот, в момент Распятия Христова, ветхозаветные праведники воскресли и явились тем жителям Иерусалима, о которых свидетельствует Евангелие. И на древних иконах XVI века и ранее изображается Воскресение Христово как Сошествие Его во ад. И там видно, как расселись камни, и Господь вывел Адама, Еву и всех ветхозаветных праведников из жерла ада. Поэтому Воскресение Христово всегда связано с воскресением праведников.

http://radonezh.ru/text/mne-chasto-snyat...

Многие из видов пищи, которые вкушаются, предварительно омокают в эту соленую воду, и при этом каждый раз напоминается: не бывает жизни без слез, не бывает жизни без страдания. Чувство, противоположное такому плачу, состраданию о грехах, о горе, несчастье, — равнодушие, окамененность сердца. В Евангелии мы читаем притчу о богатом и Лазаре. Некто Лазарь сидел у дома богатого человека, и был он весь в лохмотьях, больной, в струпьях. Псы лизали эти струпья его, проявляя по своему сострадание Лазарю, а богатый человек, который жил в этом доме, всю жизнь пировал и веселился, не обращая внимания на этого беднягу. После смерти Лазарь был отнесен на лоно Авраамово, в райские прекрасные сады, а богатый был отнесен в ад. И там он воззвал к Аврааму: «Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и остудил мой язык!» А Авраам отвечает ему: «Чадо, вспомни, как ты получал блага в жизни твоей. Ныне же, Лазарь здесь утешается, а ты страждешь». Богач говорит: «Отче Аврааме, пошли его в дом мой, потому что у меня есть семь братьев, чтобы и они не пришли на это место мучения». Авраам отвечает ему: у них есть Моисей и пророки, пусть их слушают. Богач возражает: «Нет, Отче, но если кто из мертвых воскреснет, тогда они поверят, что нельзя вести такую праздную, бесполезную жизнь». Авраам же говорит: «Если они Моисею и пророкам не поверили, то даже кто из мертвых воскреснет, все равно не поверят». Здесь речь идет о равнодушии. Даже когда человек не совершал вроде бы ничего плохого, как этот богач, бездействие, неоказание помощи, милосердия ближнему также обрекает душу человека на страдание после его земной жизни. Сокрушение, плач могут быть выражением скорби не только о личном грехе или о грехе ближнего. Это может быть скорбь и о том, что мы видим вокруг себя, ибо вокруг мы видим сейчас очень много печального: и неустройство, и грязь на улицах, и какая-то обстановка недоверия в учреждениях, и коррупция, о которой мы читаем в наших газетах. Все это, конечно, не может не вызывать сокрушения нашего сердца.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010