О всех, предающихся указанным выше преступлениям Господь глаголет: „они дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день“ (ст. 5 в конце). Фимиам, который повелено было приносить в скинии на жертвеннике курений ( Исх. 30:10,34 ), назван святыней великой (ср. Пс. 140:2 ), которая сохраняла ( Лев. 16:13 ) первосвященника от смерти, когда он входил за завесу, которая в руках не первосвященника убивала незаконно приносящих ( Лев. 10 ), а в руках первосвященника спасала народ от моровой язвы (см. Чис. 16:46–47 ). Этой святыни великой противополагается здесь едкий дым греховных деяний, огорчающих Господа. По поводу слов „огонь горящий“ ср. наше примечан. на Исаии I, 31: сильный будет отрепьем и дело его искрою; и будут гореть вместе и никто не потушит. 6 . Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их (7) беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недро их прежние деяния их. „У Меня отмщение и воздаяние“, глаголал Господь в последней песни Моисея, во Втор. 32:35 1823 . В настоящем пророчестве Исаии очевидно ссылка на известное ему Второзаконие. Отмщение или „воздаяние в недро“ есть выражение, которое встречается в Псалме Асафа ( Пс. 78:12 ) „седмикратно возврати в недро их... поношение, которым они Тебя, Господи, поносили“. Так как в настоящем пророчестве Исаии в ст. 6–7 встречается то же сочетание мыслей, о возмездии в недро поносящих Господа, то мы, кажется, в праве предположить, что и Псалом этот был известен Исаии. Кроме того, для уяснения себе настоящего значения этого выражения вспомним оборот речи, подобный этому в словах Господа: „мерою доброю... отсыплют в лоно ваше“ ( Лк. 6:38 ). В буквальном смысле, в применении к обычаям востока, отсыпать в лоно или недро – есть насыпать даруемое зерно в мешок, который составляется из вытащенной из-за пояса верхней части нижней полотняной одежды (рубашки или хитона). И добро и зло, воспринимаемое в недро, есть счастие и несчастие сердца в переносном смысле. Пребывание в лоне (напр. Авраама, Лк. 16:22 ) есть пребывание близ сердца Авраамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Победоносцева , и составляют мучения того изнутри души грешника поднимающегося пламени, о котором говорит Господь в изъясняемой притче. Но помимо этого, чтобы понять во всем объеме значение пламени в аду, мы должны припомнить, как Св. Писание, напр., в послании к Евреям 345 называет «Бога нашего огнем поедающим, готовым потребить противников» что в том же послании свидетельствует: 346 «страшно впасть в руки Бога живаго», ибо «Он не есть Бог любящий беззаконие; у Него не водворится злой 347 . Если мы припомним эти и подобные места Писания, не желая неуместной любознательностью вдаваться в объяснение отношений и условий загробного мира, то нам можно прежде всего представить, от чего именно Господь хочет нас предостеречь, и в тоже время хорошо понять, как гибельно вступать в земной жизни на тот путь, который ведет к загробному состоянию умершего приточного богача. «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь 348 . Ответ отца верующих дышит спокойствием и уверенностью, в нем нет ни тени насмешки или поругания естественно прилагаемое только к нему одному в притчах Господа. Это имя предуказывало счастливую будущую судьбу нищего. «Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» 349 . В течение всей скорбной своей жизни исполненный живой веры в Бога своих отцов, Бога Авраама, Исаака, Иакова, с величайшим трудом и непреодолимым терпением переносящий свой крест, бедный нищий надеялся на помощь свыше, которая и пришла к нему в роковой час. Лишь только постиг его жребий смерти, он несен был на руках Ангелов к последнему покою «в недрах Авраама», – другое выражение для блаженного состояния, о котором наш Господь говорит на кресте разбойнику: «ныне же будешь со Мною в, раю» 350 . Из сказанного понятно, что до блаженного состояния нищего довела не его беднота сама в себе, но его покаянная вера и глубокое смирение; бедность сама по себе не ведет ко спасению, точно так же, как и богатство – к гибели; упоминаемый в притче Авраам, на лоно которого отнесен был Лазарь, был богат стадами и пользовался на земле благосостоянием 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Поучения Иисуса о посмертной судьбе людей ниспровергают представление о лоне Авраамовом как месте, отведенном исключительно для сынов Израилевых. К негодованию и возмущению фарисеев, Иисус говорил о том, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 8:11–12 ). Иногда это предостережение Он адресовал Своим слушателям напрямую: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием ( Лк. 13:28–29 ). Критерием, по которому овцы будут отделены от козлов на Страшном суде, оказывается не принадлежность к народу израильскому, а добрые дела ( Мф. 25:31–46 ). Слово κλποι, переводимое как «лоно», представляет собой множественное число от существительного κλπος, означающего «грудь». Этим же существительным в греческом языке обозначают материнское лоно. Использование термина κλποι в данном контексте в сочетании с представлением о том, что праведники в Царстве Небесном «возлежат» вместе с Авраамом, соответствует позе наиболее приближенного к хозяину гостя на трапезе, за которой принято было не сидеть, а полулежать. Этот же термин (в единственном числе) употреблен в рассказе о том, как любимый ученик на Тайной Вечере возлежал у груди Иисуса ( Ин. 13:23 ). Безвестный нищий оказывается, согласно притче, в непосредственной близости к Аврааму – отцу израильского народа. Вместе с Авраамом он возлежит на пиру, подобно тому как богач при жизни возлежал на пирах ежедневно. Богач же оказывается «в муках» и «в пламени». Подобно тому как нищий некогда мечтал о крохах со стола богача, богач теперь молит Авраама послать к нему Лазаря, чтобы облегчить его страдания. Но Авраам озвучивает приговор, не подлежащий обжалованию: богач уже получил все блага при жизни; ему больше не на что надеяться. И добавляет слова о непреодолимой пропасти между теми, кто находится на его лоне, и находящимися в аду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Притча рушит иудейский стереотип относительно богатства: посмертная судьба богача и бедняка не зависела от обладания или необладания богатством; богач наказан за греховную жизнь. То, что было в его глазах благом – земные наслаждения, – он уже получил, пока жил («ты получил уже доброе твое в жизни твоей»), поэтому после смерти жестоко страдает за свои грехи, и прежде всего за грех презрения нищего, лежащего у его ворот. А Лазарь, человек нищий, то есть, с точки зрения фарисеев, Богом не благословенный, попадает в место упокоения праведников – «на лоно Авраама». За что Лазарю такая честь – за то, что он бедный? Судя по тому, что богач пострадал не за то, что он человек со средствами, и Лазарь спасен не за нищету. Душу его сразу после смерти принимают и возносят ангелы (какой контраст с оставленным на земле больным телом, которое лизали псы): «Если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения ангелами» 213 , то есть Лазарь спасен за кроткое перенесение страданий и неосудительное отношение к богачу. Показательно и то, что лоно Авраамово соединило людей не по критерию обладания богатством – сам Авраам был человеком очень состоятельным, Лазарь не имел ничего, но и тот и другой были верны Богу в испытаниях. Богач, вразумленный тяжким наказанием и невозможностью его облегчить и зная, что его братья живут так же, как жил он, просит Авраама послать Лазаря на землю. Он надеется, что явление во славе воскресшего Лазаря, которого и богач, и братья помнили в виде крайне униженном, подействует на них, они узнают от Лазаря, что будет после смерти, и исправят образ жизни. Но богач получает отказ: Авраам сказал ему, что у его братьев достаточно знаний, чтобы жить свято, – им известна воля Божия, возвещенная через законодателя Моисея и других пророков ( Лк. 16: 29 ). Когда богач пытается настаивать и говорить, что явление воскресшего из мертвых подействует благотворно и братья его покаются, Авраам говорит: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16: 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

И потому нас не должно смущать и то, что в данном случае Господь удивился. То, что Он сотворил чудо и на расстоянии исцелил больного слугу сотника, говорит о Его Божественном Всемогуществе, а то, что Он удивился, свидетельствует о полноте человеческого естества в Нем. Он был совершенный Человек, то есть имел все человеческие свойства. Как говорит апостол Павел, Христос, Сам «искушен быв (то есть как человек. — Игум. А. ), может и искушаемым помощи» ( Евр.2:18 ), сочувствуя людям в их скорбях, немощах и преткновениях. «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Господь похвалил веру сотника, выражавшуюся в смирении и живом сердечном чувстве. Он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел в его дом, и верил, что Бог может сделать все что угодно одним только Своим словом, подобно тому как он сам повелевает подчиненными ему воинами. Удивившись такой подлинной глубокой вере язычника, Господь укоряет всех иудеев: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (то есть во всем израильском народе, или, как бы мы сейчас сказали, в Церкви. — Игум. Л.). И сейчас некоторые люди, как будто бы далекие от Церкви, имеют живое и сердечное чувство благоговения, а мы осуждаем и презираем их. Но кто знает, может, завтра они будут призваны к служению Господу в лоне Православной Церкви и окажутся гораздо более благочестивыми, чем мы. Поэтому мы не имеем никакого права с презрением смотреть на тех, которые кажутся нам грешниками, безбожниками, неверными. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (ст. 11–12). С того времени, как Спаситель произнес эти слова, прошло уже почти две тысячи лет, и действительно миллионы людей пришли с востока и с запада — не буквально приехали на Святую Землю, в Иерусалим, но вошли в спасительное лоно Церкви. Это и греки, и римляне — те самые, которые были врагами благочестивых иудеев, — и многие народы, о которых иудеи ничего не знали, которые в то время, может быть, еще не существовали (скажем, русский народ оформился как нация и принял христианство спустя девять веков после пришествия в мир Спасителя). В более поздние времена, как мы знаем, к вере обращались и японцы, и китайцы, и так называемые инородцы, то есть малые северные народы, живущие на территории России. Русские проповедовали Православие даже в Америке, обращая к вере алеутов. Так, например, преподобный Герман Аляскинский многие годы подвизался на острове Еловом и был для его жителей, в то время еще полудиких племен, как отец или даже мать. С востока и запада приходят разные народы, и в Царствии Небесном они будут пребывать с великими праведниками, которыми иудеи гордились и почитали как своих праотцев: с Авраамом, Исааком и Иаковом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

118:46). Многое выставили против меня. Говорят  , будто я приобщил несколько человек после того, как они ели. Если я это сделал, то пусть изгладится мое имя из списка епископов и пусть не напишется в книге православной веры. Если я сделал что–нибудь такое, то пусть изгонит меня Христос из Своего царства. Впрочем, если уже они говорят это против меня и обвиняют меня за это, то пусть осудят и Павла, который после вечери крестил целый дом (Деян. 16:33); пусть осудят и самого Господа, который после вечери преподал причащение апостолам. Говорят, что я преспал с женщиной  . Но обнажите тело мое, и вы увидите мертвенность моих членов. Все это они сделали из зависти. Может быть, брат Кириак, огорчает тебя то, что изгнавшие нас свободно ходят по площади в сопровождении множества телохранителей? Но ты опять вспомни о богатом и Лазаре, — как один из них страдал в настоящем веке и как другой наслаждался счастьем. Чем повредила тому его бедность? Не борцом ли и победителем отнесен он на лоно Авраамово? Напротив, что пользы принесло богатство тому, который облачался в порфиру и виссон? Где ликторы, где телохранители? Где златоуздные кони? Где прихлебники и царственная трапеза? Не отведен ли он в гроб, как связанный разбойник, вынося из мира обнаженную душу, и не взывает ли напрасно: « отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем » (Лук. 16:24)? Зачем называешь ты отцом Авраама, жизни которого не подражал? Он всякого человека принимал в дом свой, а ты не позаботился и об этом бедняке. Нет места скорби и сожалению  о том, кто, имея столько богатств, не сделал себя достойным капли воды. Он не подавал бедному даже крошек; потому теперь не получает и капли воды. В зиму он не сеял милости; пришло лето, — он и не пожал ее. По устроению Владыки наказание нечестивым и упокоение праведным поставлены друг против друга, так чтобы те и другие могли видеть друг друга и друг друга узнавать. Тогда каждый мученик узнает своего мучителя и каждый мучитель своего мученика, которого казнил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

(16, 20–21) Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Он настолько ослаб телом, что не мог даже отогнать псов. О, сколько жестокости и бесчувствия! Ведь того, кто терпел такие бедствия, оставлял без внимания имевший столько добра, при том, что тот был брошен у ворот его. Но с другой стороны – о, сколько мужества и терпения! Ведь хотя у богача все обстояло так, как сказано, а него самого – совсем иначе, он не злословил и не роптал. (16, 22) Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Дабы, увидев странника Лазаря рядом со страннолюбивым Авраамом, ненавидящий странников богач имел это в обличение своего негостеприимства. Обрати же внимание, что если у грешников души требуют отдать со всей строгостью, ведь сказано: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» 598 , то души праведников уводятся с почтением, сопровождаемые Ангелами. (16, 22) Умер и богач, и похоронили его. Хотя о нищем Он не сказал, что его похоронили, поскольку гробницы нищих оставлены без присмотра, о богаче – сказал, и весьма кстати, ввиду дороговизны гробниц у богатых. (16, 23) И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Адом Он называет место наказания. А из этой притчи мы учимся тому, что в будущем веке грешники не только видят праведников, но и узнают их, как и праведники – грешников (не только видят) но и узнают. И если грешники видят наслаждения праведников, дабы еще более терзаться, глядя, каких благ они лишились, то праведники видят наказание грешников, чтобы еще более радоваться, глядя на то, каких мучений они избежали. Узнают же они друг друга, чтобы знать, в каком состоянии находятся те, о ком они были в неведении прежде смерти. Но праведники тогда не просят Бога о грешниках, зная, что они осуждены вместе с диаволом и ангелами и его. И как за бесов молить – дело пустое и неприемлемое 599 , так и за них, как сказал Григорий Двоеслов 600 . Ведь тогда удалится от них болезнь, печаль и воздыхание, чтобы они предавались незамутненному веселью 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

2) Воздержание далее содействует здоровью человека и есть одно из главнейших условий продолжительной жизни человека. Индусы, по словам Перрона, живут долго и весело, потому что почти исключительно питаются рисом и растениями. Жизнь наших подвижников-пустынников при всех трудах, почти постоянном бдении и молитвах, при всей скудости и суровости их образа жизни, отличалась замечательную продолжительностию, благодаря их строгому воздержанию в пище и питье и господству их над страстями плотскими и душевными. (Свящ. Гр. Дьяченко). 5. Самоубийство а) Самоубийство есть величайшее нарушение 6-й заповеди закона Божия. аа) Все более или менее знающие книги ветхого завета и историю евреев единогласно утверждают, что у них самоубийство было и теперь есть самое редкое преступление. И неудивительно: этот народ верил и верит, что человек создан Богом по образу и подобию Его, что его долг воздавать Ему хвалу и исполнять все Его заповеди, чтобы после этого временного, полного испытаний, странствования достигнуть на лоно Авраамово в жизни вечной. Между этими заповедями не последней была «не убий», которая дана вообще без ограничения, не по отношению только к ближним, а и вообще к каждому человеку, который относительно себя самого имеет самые первые обязанности. По убеждению иудеев человек не мог распоряжаться жизнию по собственному усмотрению: они читали в св. писании не раз изложенную истину, что только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. «Я умерщвляю и оживляю», говорит Господь во Второзаконии (гл. стр. 39). «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1цар. II, 6). «Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь до врат ада, и возводишь» (Прем. Солом. XVI, 13). Они имели книгу Иова, которую можно назвать длинной проповедью, где говорится, как должно переносит все телесные и душевные страдания, ниспосылаемые Господом для испытания и утверждения в добродетелях, как часто уже в этой жизни Господь награждает нашу сыновнюю покорность и терпение. Разве разговор жены Иова с мужем не относится прямо к самоубийству? «Ты все еще – говорила она – тверд в непорочности своей! Похули Бога, и умри " . Он отвечал: «ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (гл. II, ст. 9 – 10). Поэтому то во всем ветхом завете никто нам не укажет самоубийцу, кроме Саула, разбитого филистимлянами, который в отчаянии приказал оруженосцу пронзить его мечем; но когда тот отказался исполнить приказание, тогда Саул выхватил у него из рук меч и сам себя смертельно ранил. Как же этот поступок считает первая книга Паралипоменон? «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице (в Аэндоре) с вопросом» (гл. X, стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

321 Божественная Евхаристия, будучи таинством Самого Воплощённого Богочеловека Христа, поистине есть сущностно Тайна и Церкви и Царства. Ибо вечеря Господня ( 1Кор. 11:20 ) и трапеза Господня ( 1Кор. 10:21 ) в Церкви отождествляется с браком Сына Царёва ( Мф. 22:2–10 ) и с Великой вечерей ( Лк. 14, 15–16 ) в Царстве Божием. Ср. Лука 22, 29–30: и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем. (Ср. Откр (19:9): брачную вечерю Агнца). Ср. и слова св. Златоуста: «Родители часто позволяют другим кормить своих детей, а Я не делаю так, – говорит Господь, – но Своим телом (вас питаю), Себя даю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подаю вам добрые упования на будущее. Ибо Тот, Который здесь дал Себя вам, намного более (сделает это) и в будущем». Ещё более ясно говорит об этом св. Николай Кавасила : «Скажешь ли: рай или лоно Авраамово, или места, где нет ни печали ни воздыхания, светлые и цветущие места покоя, или только Царство – всё это не что иное, как сия Чаша (Святой Евхаристии) и сей Хлеб (Святое Причастие)... Показано, что всякий покой душ и всякая награда добродетели, большая или малая, не что иное, как сей Хлеб и сия Чаша, которыми все, согласно всякому роду, говорю о живых и мёртвых, причащаются. Ибо поэтому Господь наслаждение святых в будущем веке назвал вечерей, чтобы показать, что нет ничего выше этой Трапезы» (PG 150, 461 и 465; ср. и 150, 625). 325 Омилия 39, 5 на 1 Послание к Коринфянам (61,338) По объяснению св. Златоуста, в 1 Послании к Коринфянам (15:24) необходимо понимать, что апостол говорит здесь относительно Икономии спасения, а не о Божестве Христа. Иначе, добавляет Иоанн Златоуст , мы имели бы многие нелепости. «Когда Он предаст Царство Богу и Отцу? Если мы будем принимать это просто, а не богоприлично, то следует, что (Христос) после того уже не будет иметь Царства. Не одна только эта следует нелепость, но и та, что принявший также не имел прежде, и Отец не был прежде Царём и только ещё ожидает Царства!» Христос исполнит Икономию (­ Домостроительство) спасения, истребит смерть и «устроит Царство, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

368. ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО МИР ДОЛЖЕН ПРЕОБРАЗИТЬСЯ? Мир преобразится посредством огня. Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет 3:7). 369. В КАКОМ СОСТОЯНИИ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ДО ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ? Души умерших праведников до всеобщего воскресения пребывают во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешников — в противоположном тому состоянии. 370. В ПОЛНОМ ЛИ БЛАЖЕНСТВЕ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ПРАВЕДНИКОВ? Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Ап. Павел говорит: А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тим 4:8). И ещё: Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор 5:10). 371. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ДУШИ ПРАВЕДНЫХ ПРЕБЫВАЮТ В ПРЕДНАЧИНАНИИ БЛАЖЕНСТВА? Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк 16:22). 372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА? Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять ап. Павел: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23). 373. В СОСТОИТ НАДЕЖДА ДУШ ВЕРУЮЩИХ, НЕ УСПЕВШИХ ПРИНЕСТИ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ? Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память. 374. Это учение основано на предании Кафолической Церкви, начала которого видны ещё в ветхозаветной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010