1. Поведал авва Пимен о авве Коприи: он достиг такого преуспеяния, что будучи болен и лежа неподвижно на постели, воссылал благодарение Богу за болезнь и постоянно отсекал свою волю. Приходившим к нему братиям он советовал переносить скорби с благодарением Бога и говорил: «Блажен, кто переносит скорби с благодарением» [ 1358 ]. 2. Однажды скитские братия собрались для рассуждения о Мелхиседеке; пригласить же авву Коприя в собрание свое позабыли. Спустя несколько времени они позвали его и предложили ему вопрос о Мелхиседеке. Коприй трижды положил руку на уста, говоря при каждом разе: «Горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав это, разошлась по келлиям.   Авва Кир дал совет брату, боримому блудными помыслами и мечтаниями, убегать общества женщин и прилежнее заниматься молитвою. Учащенная, внимательная молитва, при удалении от знакомства и свиданий с женщинами, есть средство сильное и действительное против блудной брани. 1. Брат спросил авву Ксоя : «Если я выпью три чаши вина, — не много ли этого?» Авва отвечал: «Если нет диавола, то не много; если же он тут, то много. Вино — враг монахов, живущих по Богу». Виноградное вино в жарких климатах имеет совсем иное значение, нежели в климате умеренном. В жарком климате употребление вина часто бывает необходимостию. Диавол понуждает употреблять вино для наслаждения и по прихоти. По этому признаку познается его присутствие и действие. От такого употребления вина проистекает многообразный вред, особливо возбуждаются страсти, блудная и гневная. Монаху дозволяется употребление вина только в случаях нужды. При представившейся нужде, должно обдумать, точно ли это — нужда? не прикрывается ли личиною нужды пожелание? По требованию истинной нужды монаху разрешается употребление вина умеренное, чтоб вино подействовало только на желудок, а никак не на голову. 2. Некоторый из отцов поведал о авве Ксое Фивейском следующее. Ходил он однажды на Синайскую гору. Возвращаясь оттуда, он встретился с братом, который, воздыхая, сказал ему: «Авва! страждем от бездождия». Старец отвечал: «Почему вы не молитесь и не просите Бога?» Брат сказал: «И молимся, и просим; но дождя нет». «Видно вы молитесь не усердно, — отвечал на это старец— хочешь ли увериться, что это так?» С этими словами он простер руки к небу, начал молиться, и дождь пошел немедленно. Брат, увидев это, пришел в величайшее удивление, пал на лицо свое пред старцем, а старец очень поспешно удалился. О случившемся брат рассказал всем; все, слышавшие, прославили Бога [ 1359 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Рассказывали об авве Зеноне, что сначала он ни от кого ничего не хотел принимать. И поэтому делавшие ему приношение уходили от него недовольные. А другие приходили к нему, желая получить что-нибудь как от великого старца. Но ему нечего было давать им, и они отходили тоже печальные. Видя это, старец сказал: «Что мне делать? И те скорбят, которые приносят, и те, которые хотят получить. Лучше будет, если кто принесет – взять, а если кто попросит – отдать». Делая так, и сам он был спокоен, и все были им довольны (97, 80). Однажды скитские братия собрались для рассуждения о праотце Мелхиседеке. Пригласить же в собрание авву Коприя позабыли. Спустя некоторое время они позвали его и предложили ему вопрос о праотце Мелхиседеке. Коприй трижды приложил палец к устам, говоря каждый раз: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав это, разошлись по кельям (106, 307). Когда спрашивали Памво о чем-либо из Писания или касательно жизни, он никогда не отвечал на вопрос тотчас, но говорил, что еще не нашел ответа. Часто проходило месяца три, а он не давал ответа, говоря, что еще не знает, что отвечать. Памво, из страха Божия, был весьма осмотрителен в своих ответах, так что их и принимали с благоговением, как бы изречения Самого Бога. Говорят, этими добродетелями, т. е. рассудительностью и осмотрительностью в слове, он превосходил даже Антония Великого и всех святых (97, 228). Источник. Пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий, ученик Маркиана, вошел к ним, неся еду и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: «Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы». Он же отвечал: «Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи». Великий Маркиан сказал: «Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дева прекрасная, Нина благородная, По Промыслу стала Апостолам сродная. И, презрев гонения Диоклетиана, Крестом окрестила царя Мириана, И Нану-супругу, и Бекара-сына, За ними следом – каждого грузина. Всех их окрестила крестом Бога славного, Нина благородная, Апостолам равная. С детства она Бога молила безмерно – Чтоб цветущей ниве Христа возвестить; Подал ей Господь по молитве усердной: Дал ей всю Иверию во славу крестить. Воссиял Честной Крест в руце святой Нины Там, где он всехвально блистает и ныне – В Грузии кроткой, что Нины рука Благословила на вечные века. Там и сегодня она почивает, В храме Господнем дивно сияет. Славят народы, славят окрест Нину святую и Господень Крест. Рассуждение Если для тебя догматы веры иногда покажутся [слишком] твердой пищей, то постарайся сначала исполнить догматы христианской нравственности – и тебе откроется разумение догматов веры. Пытливое исследование высоких предметов без трудов по исправлению своей жизни не приносит никакой пользы. Однажды египетские монахи рассуждали о Мелхиседеке и, не будучи в состоянии прийти к ясному осознанию загадочной личности сего древнего царя и первосвященника, пригласили на свое собрание авву Коприя и предложили ему этот вопрос. В ответ на это авва Коприй трижды ударил себя по устам и сказал: «Увы тебе, Коприй! Оставил ты то, что повелел тебе Бог, исследуешь же то, чего Бог от тебя не [по]требует». Услышав это, монахи постыдились и разошлись. Св. Златоуст пишет: «Если и блюдем мы правые догматы, но не заботимся о благонравии, то не будем иметь никакого плода. Точно так же если заботимся о благонравии, но пренебрегаем истинными догматами, [то] не стяжем ничего полезного для нашего спасения. Если хотим мы избежать геенны и приобрести Царство, то надлежит нам украситься с обеих сторон: и правотой догматов, и честностью жизни». Созерцание Да созерцаю милосердие Господа Иисуса, а именно: 1) [Его милосердие] к [людям] грешным и больным; 2) [Его милосердие] к народу, который был [рассеян и] смущен, как стадо без пастыря;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И песок по вере плодоносит В «Лавсаике» приводится повествование аввы Коприя: «Соседняя сторона была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, собирали его разве что вдвое против посеянного. Ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: “Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод”. Они немедленно набрали вот этого песка, по которому мы ходим, и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по вере их, они посеяли песок на полях вместе с хлебом, и земля их стала плодороднее всякой земли в Египте». Если же обыкновенный песок принес такой плод – благодаря вере христиан в Бога, то тем более кающаяся во грехах душа принесет плод духовный – благодаря надежде на Бога. Как нежная мать желает своему ребенку только самого лучшего, так и Господь, Творец всех людей, хочет, чтобы человек был счастлив. Но за счастье необходимо сражаться с теми грехами и дурными привычками, которые отнимают нас у нашего Небесного Отца, приковывают к себе. И пусть первой победой станет искренняя исповедь, с раскаянием в своих грехах. Плод этого раскаяния – радость души, а плод расставания с грехом – жизнь вечная! Рейтинг: 9.3 Голосов: 100 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей Васильев 25 апреля 2015, 15:18 Очень!!! Галина 17 апреля 2015, 20:55 Спаси Господи! И наставь на путь истинный! Владислав 9 апреля 2015, 23:32 Всегда настораживает первая история некоторой недоговоренностью и, соответственно, опасностью... Есть примеры - секты, где люди скачут от радости, благодаря Бога за то, что он их спас (от бедности и т.д. и т.п.), а есть наоборот - то что в статье написано об унынии. Так вот, как пишут святые отцы, правильная духовная жизнь - это не два противоположных пути (как на примере этих 2-х иноков), а один путь - соединяя благодарение и покаяние в одной жизни, в даже в одном молитвенном правиле.

http://pravoslavie.ru/78497.html

Сотворив над ним молитву и по обычаю устроив все, необходимое для погребения, старец поспешил удалиться в пустыню... Очень часто он переходил большую реку Нил - по колена в воде... В другое время он являлся братии в их высоких келиях " дверям заключенным. " Очень часто также появлялся мгновенно в какой угодно было ему, хотя бы и весьма дельней, местности... Еще в самое первое время после его обращения, после недельного поста в пустыне встретился ему человек с хлебом и водой и просил его принять пищу, сказав, что это ниспослано ему свыше... В другое время явился ему диавол и, указывая ему одно место на земле, уверял, что здесь скрыто огромное количество золота, принадлежавшего фараону. Патермуфий ему ответил: сребро твое с тобою да будет в погибель! (Деян. 8,20). Вот что да и многое другое, подобное сему, совершил чрез него Господь! - Были и до нас многие другие отцы, совершавшие небесные знамения и чудеса, - отцы, ихже не был достоин весь мир (Евр. 11,38). Что же удивительного, если мы, смиренные и недостойные сравнительно с ними, исцеляем хромых и слепых? Не удается ли это иногда, при помощи искусства, так же и врачам? Так беседовал с нами старец Коприй. Во время его рассказов один из нашей братии как бы от невероятности событий начал зевать и наконец дремать от скуки. Крепко заснув, он видит в сновидении книгу, исписанную золотыми письменами. Книга - в руках старца Коприя, и он из ней берет свои повествования. И стоял тут же некто - светоносный, украшенный сединами. Грозно взглянув на него, явившийся сказал невнимательному: - Что ж ты без внимания слушаешь то, о чем здесь читают, - напротив дремлешь от безверия? Смутившись он вдруг пробуждается и тотчас по-латыни на ухо рассказывает свое сновидение... Мы заметили, как среди разговора подошел ко входу в пещеру какой-то крестьянин, держа в руках наполненный песком сосуд. Он поджидал окончания беседы старца. Мы спросили пресвитера: - Что нужно этому крестьянину, который стоит здесь и держит сосуд с песком? - Ах, чада мои, отвечал старец, следовало бы мне воздержаться от подробного объяснения... Боже сохрани нас - подпасть как-нибудь тщеславию и потерять вечную награду... Но вы совершили столь дальний путь, чтобы посетить нас... Ради вашего назидания и пользы душевной не утаю от вас, но поведаю вам дела Божии, которые Он удостоил совершить среди нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Тогда сумма цифр выражала бы число 6009, т.е. 501-й год по Р.Х. К сожалению, и так не выходит. Этому году соответствовал 9-й, а не 13-й индиктион. Для охотников хронологических вычислений мы передаём в точном fac-simile всю надпись 257 . Странно слышать христианское имя (очевидно Латинского происхождения), имеющее такой не хороший смысл. Spureus значит: нечистый, мерзкий... Если и предположить, что носивший его, живший и вероятно воспитавшийся на греческом востоке, не разумел смысла, заключающегося в его имени, то дававший оное ему должен был знать о том, ибо выбирал, конечно, таковое из множества других. Может быть, по христианскому смирению и самоукорению назвал так себя человек впоследствии? Имеем же мы пример Св. Коприя... Имя, прямо бьющее в греческий слух. Спуркион, как видно, был не из великих мира, – простой солдат, и не должен был обижаться своим нехорошим именем. Но, сделанное ему, такое сердечное и полное уважения надгробие показывает, что не по низкой доле, а скорее по высокой доброй воле своей он носил и любил своё мерзостное имя. Вечная ему память! Возвратившись из последнего своего археологического похода в Румелии, мы употребили остаток дня на приготовление к дороге. Завтра неотложно едем в старую Болгарию, а по-древнему Иллириду, а там за нею... что Бог даст. Последний вечер под гостеприимным кровом близкого нам человека, немало лет делившего с нами своё доброе сердце, имел оттенок грусти. – И останусь завтра один... с канарейками, проговорил он, прощаясь и желая нам доброй ночи. Хотел по обычаю подшутить над собою, но тон шутки был фальшивый. В нём слышались, как говорится в музыке, «три бемоля», вовсе нерасполагающие к веселью, – одиночества, немощи и старости. Порывистый ветер и зловещий дождь долго смущали сердце страхом, пока на месте их не появилась великолепная ясная погода с теплом и прохладой, с цветами, птичками, мотыльками... Она принадлежала уже сновидению. 1 Позднее появление в печати настоящего труда одного из русских старожилов Востока зависело от целого ряда причин, не имеющих интереса для читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

24 ), кисть винограда (cap. 21 ), бочка для воды (cap. 22 ) 554 и т. д. Существуют, однако, два интересных «разночтения» в греческой и латинской версиях, позволяющие, на первый взгляд, усмотреть развитие «рыночной» установки под внешне «автаркическим» описанием. Во-первых, в рассказе про авву Коприя (cap. 10 ) обе версии «Истории монахов» упоминают о саде, которым он владел и содержал его для нужд приходивших к нему монахов. В греческой версии говорится, что этот сад находится в ближайшей хоре, и что его обрабатывает один бедный человек 555 . Можно ли предполагать здесь аренду этого сада бедняком за деньги? Скорее всего, эта земля принадлежала самому Коприю, а бедняк обрабатывал её за часть урожая. Второй пример связан с упоминанием в латинской версии, что монахи аввы Серапиона (сар. 18) получают за свою поденную работу не зерном, как это указано в греческой версии, а деньгами, уже затем покупая на них зерно. При этом Руфин дает цифру (80 модиев зерна), намного превышающую данные греческого текста (12 артаб) 556 . Однако такая схема взаиморасчетов, когда монах-поденщик за жатву получает деньги, на которые в свою очередь приобретает зерно, представляется нам слишком сложной и неестественной. В любом случае, делать какие-либо серьезные выводы на таком зыбком основании, как подобные «разночтения» – это означит впадать в крайность и демонстрировать гиперкритический подход к нашим источникам. Мы уже упоминали о спорной интерпретации указания фискального кодекса, где упомянуты «тавеннисиоты». Нам представляется, что четкого статуса монастырских земель в IV в. в Египте не существовало. Земли, скорее всего, официально принадлежали их собственникам, перешедшим в монашество, вне зависимости от того, какие правила на их счет существовали в монашеских общинах. Дальнейшее же укрепление статуса монастырской собственности могло привести к более «рыночному» обращению с землей, на что указывают уже упомянутые нами папирусы VI–VIII вв. Таким образом, наличие эволюции от «автаркии» к «рынку» в хозяйстве египетских монастырей на протяжении IV–VII вв. представляется более правдоподобным, нежели ее отсутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

– Мы помолимся, но вы должны иметь непоколебимую веру в Бога. Тогда они обещали содержать твердую веру и, набравши в пазухи песку с той земли, по коей ходят наши грешные ноги, стали просить меня, чтобы я именем Господним благословил им этот песок как семена. Я сказал им: – Да будет вам по вере вашей! Они же, придя домой, смешали тот песок с хлебными семенами и посеяли всё на полях. И вот тогда уродилось столько хлеба, сколько не получается ни в одной местности Египта. С тех пор всякий год земледельцы приходят к нам и приносят нам для благословения песок. Вера их не обманывает и они всегда имеют урожай. Преподобный Коприй, однажды вступив в пререкание о вере пред народом с еретиком манихеем 4508 , и видя, что он не может смиренными и кроткими словами своими одолеть велеречивого гордеца, захотел делом показать правоту своей веры. Он велел развести большой огонь и звал с собою туда еретика, чтобы выяснилось, чья вера правая: кто не сгорит, говорил святой, тот, значит, верует правильно. Манихей же сказал ему: – Сначала войди ты! Святой вошел в огонь, но пламя пред ним расступилось на обе стороны и он в течение получаса времени стоял на угольях как на траве, без всякого вреда для себя; он вышел из пламени невредимым – даже и одежд его не коснулся огонь. Увидя это, народ весьма удивлялся и прославлял Христа Бога. Еретик же не хотел входить, но народ бросил его в пламя и он тотчас начал сгорать там. Однако, весь обожженный, он успел выскочить из огня и побежал. Народ, схватив его, кричал: – Пусть еретик будет сожжен! Преподобный Коприй успокоил народное волнение и отпустил еретика, обгоревшего как головня, живым. Около своей келлии старец имел небольшой сад; в этом саду он разводил хлебные злаки и плоды, которые шли на пропитание приходивших к нему странников. Один же идолопоклонник, зайдя ночью в этот сад, украл плодов столько, сколько мог унести, и часть их, придя домой, стал варить на котле на огне. Но прошло более трех часов, много дров было им сожжено, а плоды не только не сварились, но даже и вода в котле не согрелась. Это необычайное обстоятельство привело в сильное удивление грабителя и он, сознавая свой грех и уразумев силу Христову, действующую в христианах, взял всё украденное и даже то, что уже было в котле, и снес к ногам старца, признаваясь в совершенной им краже. При этом он просил у старца прощения и умолял сделать его христианином. Случилось, что в то время у старца было много странников; все они возрадовались о чудесном обращении того человека ко Христу, вкусили от тех плодов и возблагодарили Бога. Кроме этих чудес преподобный Коприй, благодатью Христовою, совершил и много других и почил с миром 4509 . Он удостоился одинаковой части с преподобным Патермуфием в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Беседы иногда могли иметь своим предметом вещи достаточно отвлеченные, но, как правило, на них обсуждались практические вопросы, имеющие прямое отношение к духовной жизни и монашеским установлениям. Отшельники могли признаться в помыслах, которые приняли, или грехах, которые совершили. Но старец, наделенный даром сердцеведения, мог первым инициировать разоблачение лукавых помыслов или грехов у того или иного брата 1094 . Или же он мог использовать какую-нибудь уловку, чтобы подвести монаха к признанию своего греха. В определенных случаях, когда неожиданно возникали серьезные проблемы или имели место тяжелые скандалы, старцы собирались на «совет», чтобы понять ситуацию и найти решение. Когда апофтегмы упоминают об этих собраниях, случавшихся нерегулярно, то по большей части, чтобы показать, как какой-нибудь старец не желает там заседать, поскольку считает самого себя грешником. Так поступали аввы Виссарион, Моисей, Пиор 1095 и, без сомнения, другие Отцы. Однажды в Скиту собрались старцы рассуждать о Мелхиседеке и забыли позвать авву Коприя 1096 . Такое «упущение», вероятно, было сознательным, ибо мы можем понять глубинный смысл слов аввы Коприя – глубокое неприятие разного рода библейских и богословских дискуссий. Во время такого заседания в Келлиях, Евагрий Понтийский был твердо «поставлен на место» священником, который председательствовал на собрании: «Мы знаем, Евагрий, что, если бы ты остался в стране своей, ты был бы епископом, но здесь ты только странник!» 1097 Именно на таких собраниях старцы решали, как именно наказать согрешивших монахов 1098 . Таковых секли плетьми, заковывали в железо, лишали церковного общения, сажали под замок или выгоняли в пустыню. Блаженный Иероним рассказывает, как старцы Нитрии собрались однажды, чтобы решить, что делать с деньгами умершего монаха. В результате деньги закопали вместе с покойным 1099 . Но эти особые собрания происходили только по мере надобности, в отличие от регулярных встреч монахов в конце недели. И именно эти последние обеспечивали монахам равновесие между уединением и жизнью в общине, что и в наши дни мы можем наблюдать в коптских монастырях, где существуют разные типы организации жизни. После исчезновения всех пахомианских монастырей отшельничество осталось единственной формой монашеской жизни в Египте, но благодаря более или менее регулярному общению, которое монахи поддерживали между собой, такое отшельничество всегда носило достаточно умеренный характер. Данный вид монашеской жизни называют полуотшельничеством, но для монахов, подвизающихся таким образом, полное пустынножительство всегда было в почете. И в наши дни каждый монастырь, как мы уже говорили, имеет отдаленные кельи, где то один, то другой монах данной обители живут какое-то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Как хорошо, что ты пришел ко мне. Расскажи об этом, а я постараюсь дать тебе добрый совет. Они разговаривали довольно долго, и анахорет получил большую пользу. – Поистине, – воскликнул он, – это и есть настоящий путь. Благодарю Бога, что Он удостоил меня встречи с таким великим святым! Он вернулся к себе в пустыню, довольный. Сказал старец: «Если слово Писания вошло в сердце брата, сидящего в келье, и он обратился к этому слову, еще не достигнув великой меры и не побужденный к этому Богом, бесы истолкуют ему это слово, как хотят, чтобы ввергнуть его в ересь или в превозношение. Брат попросил авву Сосипатра: – Дай мне заповедь, авва, и я буду исполнять ее. – Не пускай женщину в келью и не читай апокрифы. Авва Антоний, всмотревшись в глубину судов Божиих, стал спрашивать у Господа: – Боже, почему некоторые умирают, не успев начать настоящую жизнь, а некоторые доживают до глубокой старости? И почему одни бедствуют, а другие обогащаются? И почему неправедные обогащаются, а праведные бедствуют? И глас ответил: – Антоний, внимай себе. А это суды Божии – и тебе не полезно знать их. Однажды старцы пришли к авве Антонию. И среди них был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, привел изречение из Писания и стал спрашивать, начав с самых молодых, что означают эти слова. Каждый объяснял слова Писания так, как он их понимал, и каждому старец ответил: – Неправильно. Наконец, он спросил авву Иосифа: – А ты как понимаешь это? – Не знаю, – ответил тот. – Поистине, – воскликнул Антоний, – авва Иосиф обрел истинное понимание, потому что сказал, что не знает! Авва Даниил рассказывал, что авва Арсений никогда ни с кем не обсуждал вопросы толкования Писания, хотя был в состоянии говорить на эту тему, если бы только захотел. Если ему приходилось отвечать на письмо, то он довольно долго обдумывал ответ. А когда он приходил в церковь на службу, становился за колонной, чтобы никто не видел его, и самому ни на кого не смотреть. Как-то скитские отцы собрались вместе и стали говорить о Мелхиседеке, но забыли позвать авву Коприя, но через некоторое время привели его и спросили, что он думает об этом деле. Тот трижды ударил себя ладонью по устам и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010