Затем он вернулся к ним в монастырь и пробыл три дня, поучая братию, открывая одним недостатки, которым они были подвержены, и ободряя других возрастать в добродетелях, которые они старались приобрести. Светлые речи его возбуждали в одних чувство покаяния и желание исправиться, в других — святое соревнование к высшему совершенству. Готовясь их покинуть, он их предупредил в своей прозорливости, что к ним скоро придут чужестранные братья, и советовал приготовить для них пищу. Действительно, к ним скоро пришли чужие иноки. Один молодой монах просил Коприя отвести его с собой в пустыню. Коприй объяснил ему, насколько трудное дело жизнь в пустыне, особенно вследствие борьбы, которую воздвигает демон против отшельников. Но этот брат упорствовал в этой просьбе, и Коприй, наконец, согласился, взял его с собой и отвел его в пещеру неподалеку от своей пещеры. Во время ночи демоны окружили ее и сперва искушали его разными дурными мыслями, а потом бросились на него, как будто желали убить его. При этом нападении испуганный отшельник обратился в бегство и укрылся в пещере Гелена, который успокоил его и дал ему советы относительно мужества и терпения и главным образом необоримой веры, которую всякий христианин должен иметь в Иисуса Христа и в Его силу, страшную бесам. Затем он отвел его в пещеру и провел вокруг него по песку борозду пальцем, запретив демонам именем Иисуса Христа переступать эту границу. С этих пор юный отшельник жил там спокойно и безмятежно. XVIII. Диоскор, Евлогий, Аппеллий и Иоанн, отшельники в Нижней Фиваиде Описатели подвигов отцов пустыни оставили нам лишь некоторые черты из жизни этих иноков. Диоскор был пресвитером и настоятелем общины, состоявшей приблизительно из ста иноков. Он с особой заботой и вниманием следил за тем, чтобы они приступали к святому причащению с чистой совестью. Он увещевал их неусыпно следить за своими помыслами и тщательно удалять от ума все образы, которые могли бы нарушить внутреннюю чистоту. Он желал также, чтобы они умерщвляли чувственность молитвой и постом. И говорил, что если люди, живущие всласть, в случае заболевания исполняют совет врача, приписывающего строгое воздержание, то еще понятнее должны принуждать себя к воздержанию иноки, чтобы поддержать свое душевное здоровье.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

21. Отдание праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Апостола от 70-ти Кодрата (ок. 130). Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (обретение мощей, 1752). Преподобнаго Даниила Шужгорскаго (XVI). Преподобнаго Иосифа Заоникиевскаго (1612). Священномученика Ипатия, епископа, и Андрея, пресвитера (ок. 730–735). Святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мучеников Евсевия и Приска. 22. Святаго священномученика Фоки, епископа Синопийскаго (117). Пророка Ионы (VIII в. до Р. X.). Преподобнаго Ионы пресвитера (IX), отца святителей Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго чудотворца. Преподобнаго Ионы Яшезерскаго (1589–1592). Мученика Фоки вертоградаря (ок. 320). Праведнаго Петра, бывшаго мытаря (VI). 23. Зачатие честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святителя Иннокентия митрополита Московскаго (прославление, 1977). Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мученицы Ираиды девы (ок. 308). Мученика Андрея и мучеников Иоанна и чад его Петра и Антонина (IX). Иконы Божия Матери Словенския (1635). 24. Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы (I). Преподобнаго Никандра пустынножителя, Псковскаго чудотворца (1581). Преподобнаго мученика Галактиона Вологодскаго (1612). Преподобнаго Коприя (530). Святаго Владислава Сербскаго (1230–1239). Иконы Божия Матери Мирожския (1198). 25. Преставление Преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца (1392). Преподобныя Евфросинии Суздальския (в миру Феодулии) (1250). Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (перенесение мощей, 1595). Преподобномученика Пафнутия Египтянина и с ним 546 мучеников (III). Преподобныя Евфросинии Александрийския (V). 26. Преставление святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II в.). Преподобнаго Ефрема Перекомскаго, Новгородскаго (1492). 27. Святаго мученика Каллистрата и дружины его (304). Преподобнаго Савватия Соловецкаго (1435). Апостолов от 70-ти: Марка, Аристарха и Зины (I). Мученицы Епихарии (III). Преподобнаго Игнатия (963–975).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1559 Пример преп. Коприя († ок. 530) из обители преп. Феодосия. Иноки обители нашли его за монастырской оградой на гноище – отсюда имя Коприй, – где родила и оставила его мать. Приюты для подкидышей назывались – βρεφοτροφεον. 1560 Подвижник газской киновии Еваге вт. пол. VI нач. VII в преп. Виталий, проявивший своё служение миру в столице Египта – Александрии. В Константинополе строились при монастырях особые приюты для „кающихся грешниц“ называвшиеся μετνοια – дом покаяния, или ουροτροφεον – убежище для дев. Иногда же для таких грешниц строились и особые монастыря – метании. Д. Конжа, Словарь, μετανοαι, I, col. 917. Свящ. Н. П. Добронравова, 75. 1562 Эти больница и богадельня, подробно изображённые со стороны организации в уставе, данном монастырю императором, не раз описывались в нашей литературе. См.: Безобразов П.В. Материалы для внутренней истории Византии: Неизданные монастырские уставы//Журнал Министерства народного просвещения. 1887. Кн. XI (Т. 254). С. 66–74; Соколов И. Состояние Византийского монашества… С. 528–630; Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. ч. I Τ τυπικ. Предисловия. С. LXXX–XCII, подлинный текст С. 682– 699; Свящ. Добронравов Н.П. Уход за больными… С. 82–86. 1563 Migne P. G. XXXIV, 1035–1036: р. п. 40–43. Любопытно отметить, что этот рассказ повторяется и в византийской письменности в доказательство того, что оба пути одинаково спасительны – и путь безмолвия и путь деятельной любви (Статья Мюнхенской ркп. X в. с именем Анастасия Синаита π διαφρων τρπων σωτηρας ψυχς α μετανοας. Проф. Η.С. Суворова, К истории нрав. учения в вост. церкви. Виз. Врем. 1903 г. (т. X), 59–60, ср. 34). 1565 Жизнь Антония Велик. гл. 87 fin. Твор. св. Афанасия, III, 245: „Кто приходил к нему (Антонию В.) смущённый помыслами и не находил тишины уму?“ Арх. Сергий, «Лавсаик» и История егип. монахов, Чт. Общ. Л. Д. Пр. 1882, I, 243–244. Руфина, Жизнь пустын. отцов, р. п. свящ. Хитрова. 6. Когда св. Иоанн Златоуст жил в монастыре близ Антиохии (375–378), он далеко по окрестностям прославился своей учительностью и духовной опытностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Увидя их, Фекла спросила: — Чада! Что вам нужно? Они стали говорить ей в ответ срамные слова. Услышав сие и уразумевши их злое намерение, святая Фекла убежала от них; та, которая никогда не страшилась диких зверей, обратилась в бегство от бесстыдных людей. Они погнались за Феклою и преследовали ее, как волки овцу; когда они уже настигали ее, она помолилась Богу, чтобы Он избавил ее от рук беззаконников. Тотчас бывшая на том месте каменная гора Божиим повелением расступилась, приняла святую в свои недра и защитила девство ее. Сия гора сделалась гробом честного тела ее: там она предала душу свою в руки Божии. Всех лет жизни ее было девяносто. Ныне она в нескончаемой жизни прославляет Жизнодавца Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Тропарь, глас 4: Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло, и верою утвердившися от Петра, богозванная первомученица явилася еси и первострадальница в женах. Возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее, звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо крестом: тем моли всехвальная Христа Бога, спастися душам нашым.   Кондак, глас 8: Девства добротою просияла еси, и мученичества венцем украсилася еси, апостольству вверяешися дево, яко преславная: и огня убо пламень в росу преложила еси; юнца же ярость молитвою твоею укротила еси, яко первострадальная. Память преподобного Коприя Святой Коприй родился на гноище 1 ] близ стен обители преподобного Феодосия Великого, начальника общежития. Мать его бежала от преследования агарян со многими другими, чтобы искать себе защиты у стен обители преподобного. Когда агаряне удалились, монахи вышли из монастыря и нашли на гноище новорожденного младенца. По приказанию своего игумена, великого Феодосия, они взяли младенца и нарекли ему имя Коприй. Ребенок питался козьим молоком. Для сего иноки нарочно выбрали из стада особую козу. Всякий раз, как младенец просил пищи, коза сия сама отделялась о стада овец, среди коих она паслась, сходила с горы и, накормив младенца, опять возвращалась в стадо. Так делала она до тех пор, пока младенец не стал принимать твердой пищи. Когда юный Коприй достиг совершеннолетия, его особенно полюбил преподобный Феодосий Великий. За свою благочестивую жизнь он вскоре соделался жилищем Святого Духа; даже дикие звери слушались его. Так однажды он увидел в монастырском саду медведя, пожиравшего огородные овощи; святой взял зверя и вывел вон из сада, запретив ему более входить туда. В другой раз он поднимался на гору вместе с ослом, чтобы привезти в обитель дров. В то время, как он начал собирать дрова, медведь укусил осла в бедро. Тогда святой Коприй возложил на медведя дрова и сказал ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

75]. Марку Подвижнику Ангел преподавал Святые Тайны Христовы, о чем свидетельствует другой " дивный муж " - святой Макарий Александрийский [с. 50].А о мученике Аполлонии замечено: " О чем бы он ни помолился - скоро бывал услышан: так почтил его Спаситель " [с. 123]. Подобное читаем и об авве Аполлосе: " Услышал глас Божий, говоривший к нему: Аполлос! Аполлос!.. Все, чего ты ни попросишь у Бога - получишь " [с. 97]. " Все просимое тотчас было ему даруемо Богом " [с. 99].Привлекает внимание свидетельство о чудесах аввы Коприя. Вот что произошло в монастыре аввы при посещении его епископом Палладием со спутниками. Когда святой авва по настойчивой просьбе святителя рассказывал о жизни своей и своих предшественников, в монастырь пришел один поселянин с корзиной, полной песка. Подойдя близко к беседовавшим, он терпеливо ожидал своего часа. Недоумевающие посетители спросили авву: " Чего хочет этот поселянин с песком? " На это авва ответил: по соседству земля была бесплодной. Владевшие ею земледельцы, оглашенные и крещенные иноками, обратились к последним с просьбой помолиться об урожае. Авва им сказал: " Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод " . Поселяне немедленно набрали песку и принесли для благословения. После молитвы святого они посеяли песок вместе с зернами - и земля принесла самый обильный плод в Египте. " Таким образом, -заключил авва, - привыкнув это делать, они ежегодно приходят к нам с прежней просьбой " [с. 109, 110]... В этом повествовании обращает на себя внимание не только чудо само по себе, но и то, что поселяне приходили за благословением ежегодно перед посевными работами, а не считали достаточным полученное однажды. Из контекста рассказа следует, что и святой авва считал такое поведение поселян правильным.Множество других чудес было совершено силой Божией через святых его угодников. Святитель Палладий заявляет, что перечислить их невозможно [с. 97], потому он выделяет некоторые - " только сии " [c. 50] (Ср.: с. 37, 47, 96...)Читая свидетельства " Лавсаика " о многих чудесах, невольно думаешь о том, что все это было давным-давно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Достойно проходил Николай служение свое и созрел для великой борьбы, которая предстояла ему в жизни. Мир церкви Христовой был нарушен тогда иконоборною ересью. Царь Лев Армянин ожесточенно преследовал тогда защитников иконопочитания (813–820), и св. Николай вместе с св. Феодором Студитом были заточены в Мезопу, близ озера Аполлониадского, отсюда же переведены в восточные страны – в укрепление Вониту. Но и из заточения находили они возможность вести сношения с православными и распространять благочестие. Узнав об этом, царь приказал подвергнуть их жестоким истязаниям и морить голодом. Они были изранены до костей и нагими оставлены на всю ночь на стуже. Среди страданий они только благодарили и славили Бога; через три года после того, за новые писания их в защиту св. икон, они снова были подвергнуты мучениям, переведены израненные в Смирнские пределы, также в темницу, где и оставались около 20-ти месяцев. При Михаиле II – Бальбе, также иконоборце, но не преследовавшем народ за иконопочитание, все заключенные в темницах были освобождены, но так как в Константинополе не позволялось держать икон, то святые Феодор и Николай поселились в Акрите, мысе в Вифинии, где св. Феодор и скончался в 826 году, 11-го ноября. Когда при воцарении Феофила снова началось гонение на святые иконы, то преподобный Николай, оставив свое убежище, скитался с места на место до смерти гонителя и уже во время царствования благочестивой жены его Феодоры, успокоившей Церковь восстановлением иконопочитания на 7-м Вселенском Соборе, возвратился в Студийскую обитель. Здесь был он поставлен игуменом, но года через три отказался от игуменства, желая предаться полному безмолвию. Со временем, при возникших при дворе и в городе смутах, против которых действовал безуспешно сам патриарх Игнатий, преподобный Николай, бывший тогда по настоятельной просьбе братии вторично игуменом, оставил обитель и снова скитался по разным убежищам, пока не был схвачен но повелению царя и заключен на два года в темницу Студийского монастыря при игумене Савве.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Брат Коприй, возведи очи твои горе! Коприй же, взглянув на небо, сказал: — Вижу приближающихся ангелов, главы которых покрыты росою. Молю тебя, отец, скажи им, чтобы они не гневались на меня за то, что я отрекся от Христа. И таким образом оба они вошли на сковороду и ходили как на лугу, насмехаясь над мучителем, ибо сковорода тотчас же совершенно остыла. Увидев это, мучитель пришел еще в большую ярость и повелел растопить как можно сильнее печь, чтобы бросить туда мучеников на сожжение. Когда печь растопляли, к Коприю подошел один из царских воинов по имени Александр и сказал: — Коприй! Ты сначала принес жертвы богам, а теперь не хочешь. Обратись же снова к нам, чтобы избавиться от гибели в огне. Святой Коприй отвечал ему: — О, если бы первый мой грех, какой я совершил пред Христом, предан был забвению пред лицом Божиим! Если собрать всю воду морскую и все реки, и источники, и все капли, падающие с неба, то всего этого было бы мало для омытия скверны греха моего. Однако я не отчаиваюсь в милосердии человеколюбивого Владыки моего. Александр, пришедший в умиление от слов Коприя, сказал: — Хотел бы и я стать воином Того Царя, Которому вы служите! И тогда Коприй научил его истинной вере и обратил ко Христу. Когда же печь была растоплена до яркого пламени и преподобные мученики пошли в нее, Александр последовал за ними говоря: — Пойду с вами, блаженные отцы! Возьмите меня, ради Христа, в печь! Они взяли его под руки и пошли вместе, но потом Александр вырвался из их рук и пошел один впереди. Когда они приблизились ко входу в печь, то навстречу Александру вырвался большой клуб пламени из печи, но не опалил его, и Александр сказал, обращаясь к этому пламени: — Если ты по повелению Божию вышел для того, чтобы сжечь меня, то сожги грешника! При этих словах его, пламень разделился на две части и стал двумя стенами, как некогда вода в Чермном море (Исх., 14 гл.), открывая ему путь посреди. И вошел Александр внутрь печи, не тронутый пламенем, и, увидев там ангелов Божиих, сказал им:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Два неких инока впали в тяжкий грех . Через некоторое время они раскаялись и сказали: «Какую пользу мы получили, оставив ангельский образ и впав в скверное житие? Не ждет ли нас за это мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние». Рассудив так, они пошли в монастырь, открыли свой грех духовному отцу, и он в качестве епитимии повелел им год пребывать в затворе, питаясь хлебом и водой. Прошел год, и было открыто старцам монастыря, что прощены иноки Богом. Отворив их келии, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, вышел весь в печали, другой же был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности и спросили скорбящего брата: «Как ты пребывал в своей келье?» Инок отвечал: «Я помышлял о содеянном мною зле и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти». Затем спросили радовавшегося инока: «Ты о чем размышлял в своей келии?» Сей сказал: «Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и снова приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился». Тогда старцы сказали: «Покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил». В данном случае важно сказать: покаяние нельзя отождествлять с унынием. Видение своих грехов и сокрушение пред Богом не есть безнадежие. Напротив, покаяние – это обретение надежды, приобщение к любви и милости Небесного Отца, прикосновение к Его всеочищающей деснице. Покаяние – это духовное, внутреннее соприкосновение с той Евангельской истиной, что на небесах радость бывает об одном грешнике кающемся ( Лк. 15:5–7 ). Бывает, человек одержим какой-то страстью, и все говорят ему, что он – величайший грешник, грязь, а не человек. На самом деле, его душа драгоценна, дорога Богу. Потому его и соблазняет невидимый враг, что душа имеет величайшую ценность. Порой и сам человек думает, что он безнадежно погиб, что исповедь не поможет ему, что очищение его грехов не возможно. А вот в древнем церковно-историческом произведении «Лавсаике» приводится повествование аввы Коприя: «Соседняя сторона была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, собирали его разве что вдвое против посеянного.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Чет. Минея. (Act. SS. 4 martii. р. 311). Вторично воспоминается 5 марта. Март. Р. Мес. В. Препп. жен Ксанфиппы и Поликсении. Ученицы апостольские; скончались мирно в Испании. Пролог. (Acta SS. sept. ad 23 d. in praetermissis et ad 16 febr. in s. Onesimo). Мес. В. Март. Р. 24 Св. первомученицы Феклы равноапостольной. Ученица ап. Павла, из Иконии. За любовь к девству и веру в Иисуса Христа страдала от матери и градоправителя Иконийского; в Антиохии осуждена была на съедение зверьми, которые однако не коснулись ее. Скончалась 90 лет, близ Селевкии в Исаврии. Чет. Минея от разных писателей. (Act SS. sept. VI. р. 546. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 161. Grabe in Specilegio patrum l. 95. Oxon. 1698). Март. Р. 23 сент. Мес. В. В службе канон Иоанна монаха. Преп. Коприя. Наречен Коприем иноками обители Феодосия Вел., которые нашли его на перегное (по-гречески – «коприа» – прим ред.) близ монастыря, где родила и оставила его мать, спасаясь с другими бегством от Агарян. Подвизался в воспитавшей его обители; скончался 90 лет, ок. 530 г. Пролог. (Acta SS. 24 sept. in praetermissis). Преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. В мире Никон, основатель пустыни, известной под его именем, между Псковом и Порховом. Родился в 1507 г., преставился в 1582 г. Мощи его свиидетельствованны и найдены нетленными в 1687 г. Слов. Ист. о Свв. Р. Ц. 25 Преп. Евфросинии. Александрианка, дочь именитого гражданина Пафнутия. Назвавшись Смарагдом, тайно от отца вступила в мужскую обитель, и в ней подвизалась 38 лет. Уже перед кончиной (ок. 370 г.) открылась отцу своему, который по смерти ее сделался иноком, и подвизался десять лет, до блаженной кончины. Чет. Минея от Иеронима и Метафраста. (Surius ad I ian. Аста SS. febr. II. р. 533). Март. Р. 1 янв. Мес. В. 25 сент. и 15 февр. Канон Иосифа. Св. муч. Пафнутия. ЕгиптянИн.Распят на финиковом древе в царствование Диоклетиана. С ним убито 547 христиан. Пролог. (Acta Metaphrast apud Surium. 28 apr. Act SS. sept. VI. p. 681). Март. P. 24 сент. Мес. B.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

9 .     Свв. мчч. Патермуфия и Коприя (по Афонскому Прологу 769 – Κπρι), Ипполит Мараччи в своих Mariale приводит Богородичны из канона Иосифа этим святым. 547 Судя по Богородичным, канон действительно св. Иосифа; напр., 9 Богородичен этого канона есть 9-й же в канонах св. Евплу (11 августа) и св. Луппу (22 августа). A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратской Библиотеки отмечает канон Иосифа с таким началом: θη πανερτο. 548 10 .   Св. 45 мучеников Никопольских (τ ν Νικοπλει τ ρμενα). В Афонском Прологе 769 отмечается κανν ωσ χο δ. Ирмос: Τ δηγσαντι πλαι. Этот канон мы нашли в другой греческой рукописи 728 Афонского Пантелеимоновского монастыря без начального акростиха, но по тексту он восстановляется такой: σεπτν θλητν το πνου μλπειν θμι, ωσ· χο δ. Ирмос: Τ δηγσαντι πλαι. Начало: Σν το γοι γγλοι. Вероятно, была вторая песнь на буквы акростиха: ν α θ λ η. В Греческой Печатной Минее на 5 глас и ирмос: Τ Σωτρι Θε. В Евергетидском Типике канон Θεονου χο πλ. α. 549 10 .   Свв. мчч. Вианора и Силуана. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ с ирмосом: Δετε λαο. 11 .   Св. вмц. Евфимии два канона: а)     в Славянской Печатной Минее канон не надписан и без акростиха. Глас 8-й. Ирмос: «Колесницегонителя Фараона». Начало: «Чистыми лучами Духа облистающи». В IX песни усматривается имя – ωσ. В Греческой Печатной Минее под 11 июля в примечании сказано, что в рукописи находится более изящный и весьма гармоничный κανν ωσ το μνογρου ποημα πρ τ ρματηλτην. Греческий текст этого канона имеется в рукописи Сараф. 529; канон не надписан, без начального акростиха. Начало: Τα καθαρα μαρμαρυγα το Πνεματο περιαστρπτουσα. Канон тот же, что в Славянской Печатной. б)     в рукописи из собрания еп. Порфирия 227 находится еще другой канон, не надписан с акростихом: μνοι γεραρω τν πανεημον κρην. 550 (В IX песни – ωσ) χο πλ. β. Ирмос: ν περ. Начало: μνολογαι σε θεαι νευημεν. Он же в Греческой Печатной Минее Римского издания 1901 г. Афонский Пролог 769, по-видимому, отмечает этот канон ωσ с ирмосом: ν περ. A. Rocchi указывает еще анонимный: σμερον ο πιστο. 551

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010