Задачей ополченцев было не дать посланному королем Сигизмундом III, гетману Ходкевичу соединиться с польским гарнизоном, находившимся в Кремле. Казаки атаковали укрепление на улице Ордынка, а дворянская конница не успела поддержать атаку. И вновь назревал конфликт, угрожавший распадом ополчения. Казаки отказывались сражаться за дворян. Положение спас келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын. Он обратился к казакам с пламенной речью. " Неужто же, братья, милая, вы погубите теперь все дело " - сказал Авраамий. Горячее слово монаха воодушевило казаков. Были забыты старые распри и обиды. Слаженные действия конницы и пехотинцев позволили выиграть тяжелый бой. Ходкевич был отброшен от Москвы. В памятный нами день 22 октября (4 ноября) 1612 года именно казаки начали штурм и заняли Китай-город. И еще: руководители и участники ополчения подали пример бескорыстного служения Отечеству. В последние годы СМИ насаждали у нас абсолютный эгоизм и безнравственность. Сколько раз с экрана телевизора и со страниц различных изданий навязчиво звучало: " Будь успешным! " , " Бери от жизни все " , " Делай карьеру " . Подобная идеология разлагает и губит народ. По меркам своего времени состоятельный торговец Минин был весьма успешным человеком. Но, обращаясь к жителям Нижнего Новгорода, он сказал: " Да не только имущества не пожалеем продать, а дворы свои, и жен, и детей заложим " . Минин и сам отдал почти все, что имел " на строение ратных людей " . После победы народные герои получили весьма скромные должности. Минин стал думным воеводой, Пожарский был отправлен воеводой в Можайск. Но они не думали о карьере и не искали для себя выгоды. - Давайте обобщим всё Вами сказанное: в чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается? - Истинное единство нации это, прежде всего, духовное единство. А достичь его можно только полным отказом от личного и социального эгоизма, от мысли, что " своя рубашка ближе к телу " . - О чем бы Вы еще хотели сказать по данной теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах? Предстоящий праздник напоминает нам о великой исторической дате - дне освобождения Москвы от польских интервентов.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/01/...

Во всяком случае это столкновение было вполне в стиле дальнейшей жизни Неронова и символически освещает его будущую деятельность. К сожалению, сведения о ранних годах жизни Неронова не могут быть проверены, так как единственным материалом, характеризующим жизнь этого времени, является его Только около полуночи Иван пришел в себя после избиения и затем ушел в Устюг, где научился грамоте, но там он долго не задержался и отправился дальше, на Волгу, где временно и осел в селе Никольском-Соболеве. Здесь он женился на Евдокии, дочери местного священника Ивана, и затем вскоре стал причетником одной из местных Для простого и малоученого вологодца это было уже удачным началом карьеры, но не успех житейский и деньги интересовали его. Он чувствовал себя обязанным служить делу церкви. Он не мог перенести расхождения между словом Христа и образом жизни тех, кто называли себя Его последователями и служителями. Развратная жизнь и особенно пьянство местного населения и духовенства глубоко возмущали его, и поэтому этот молодой причетник, бывший на самой низшей ступени церковной иерархии, начал обличать мирян и священство, их “пьянства ради и многого бесчиния”. Совершенно естественно, ни священники, ни клир, ни прихожане церквей Никольского-Соболева не захотели переносить эти обличения и в свою очередь выступили против него. В результате резких столкновений юному моралисту пришлось уйти или даже бежать из Постоянная связь Никольского с Троице-Сергиевой лаврой подсказала Неронову, куда ему можно было бы обратиться за помощью и советом, и, конечно, он не ошибся, отправившись в обитель архимандрита Дионисия. В начале XVII века Троице-Сергиева лавра являлась не только самым значительным религиозным центром России, но и одним из важнейших мест развития русской культуры и литературы. Некоторые историки литературы даже говорят о поэтической школе Троице-Сергиевой лавры в 20-х годах того века. Авраам Палицын, бывший сотрудником архимандрита в годы Смуты и талантливый автор уже упомянутого “Сказания”, как раз писал это произведение в лавре в 20-е годы. Князь Иван Хворостинин, создатель первого значительного русского поэтического произведения — богословской поэмы в более чем три тысячи рифмованных строк — доживал там свою жизнь и, видимо, писал там ряд других своих работ. Среди других писателей лаврской литературной школы тех лет необходимо отметить Ивана Наседку — друга Дионисия, апологета православия и способного поэта, и Симона Азарьина, написавшего житие архимандрита Дионисия и несколько других прозаических и поэтических Все они были зачинателями русской поэзии и представителями интеллектуальной элиты Московской Руси того времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/439472/

Исполнять волю Божию, довершать отчасти творения Господа и Создателя – какая великая обязанность, какое дивное преимущество! Лучи предвечного величия все в мире освещают. Посмотрите, что подчас происходит, когда в природе все туманно, когда небо помрачено густыми парами; но темная завеса разрывается, появляется солнце, и вдруг все блещет и сияет! Лист древесный, ветвь, только что омраченная тенью, водяная капля, самая пыль, попираемая и воздымаемая ногами, – все позлащено. Воля Божия, отражающаяся во всех человеческих обязанностях, преобразует и возвышает все предметы. Множество человеческих существ обрели наслаждение и умиротворение в исполнении наитруднейших обязанностей, и со спокойным, радостным лицом, со взорами, блестевшими упованием, шли на плаху и на костер. Множество людей умели с мыслью о Боге мужественно переносить жизненные бедствия и самые унизительные обязанности общественного положения. Они обрели в себе терпение, сознавая свое бессмертие; они радовались, зная, что при каждом исполнении долга они повинуются воле Того, Кто всемогущ и всеблаг» 197 . Так говорит один современный христианский мыслитель. При свете такого понимания долга наш Суворов поистине велик. Таких подвижников сознательного и любимого долга, как патриарх Ермоген и Авраамий Палицын, как Минин 198 или Долгорукий, как Суворов или Нахимов 199 , – таких людей не даст простая точность и исправность, не даст самое добросовестное наемничество, таких людей ни нанять, ни купить невозможно! Для этого нужна воспитанная на почве народности, освященная религией любовь к Родине – тот истинный и благородный патриотизм, который, не обращаясь в узкий и нетерпимый зоологический национализм и народное себялюбивое задорное самомнение, любит Родину беззаветною любовью, в простоте, ясности и горячности души, так же просто, ясно и горячо, как любит ребенок свою мать, так же вольно и естественно, как естественно и вольно течет ровная, спокойная и многоводная река нашего севера, как естественно сияет и греет солнце, как естественно грудь наша дышит воздухом...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Надеждин не признал себя виновным и отказался назвать, через кого получил послание Патриарха Тихона. «...Ко мне пришел незнакомый мне молодой человек, – сказал он, – и принес несколько экземпляров воззвания Патриарха Тихона, которые я и разослал по церквам; позднее этот же молодой человек принес два экземпляра протеста во ВЦИК». Вишняков Василий Павлович, протоиерей, показал 24 марта: «7 марта с.г. было собрание благочинных у Высокопреосвященного] Никандра, на коем было сделано сообщение о том, что все приходы... по смыслу обращения Патриарха, не могут своей волей выдать церковные ценности, [не] подвергая себя отлучению от Церкви. Предложено было сделать [поставить] и в самих приходах этот вопрос на обсуждение. 12 марта я был приглашен ... на приходское собрание в Спасской церкви после поздней обедни в 1 час дня. Как благочинный я был председателем и докладчиком и поставил вопрос об изъятии церковных ценностей на голосование, причем предварительно было прочитано обращение Патриарха к верующим. Собрание единогласно вынесло постановление добровольно ценности не отдавать Что касается меня, то я как священник Православной церкви, обязан повиноваться высшей церковной власти в лице Патриарха и в случае неповиновения буду извержен из сана...» (Д. 102а. Л. 198–199). Виктор Иванович Кедров, протоиерей, на допросе 25 марта заявил, в частности (в связи с упоминанием следователем о его прошлой судимости): «...теперь свечной завод не имеет к Епархиальному] Совету никакого отношения ... я там не пайщик и в заводском деле ничего не понимаю... В Епарх[иальном] Совете никаких дел по изъятию церковных ценностей не было, кто составлял ... воззвание, не знаю; так как оно исходит от Патриарха, то думаю, что он писал его сам Мой личный взгляд на изъятие церковных ценностей таков: имея в виду ужасающие картины голода и все увеличивавшиеся, а с другой стороны – канонические постановления, на которые ссылается Патриарх, вначале я был поставлен в тупик пред вопросом: «можно или не можно»; взяв [?] в руководство Св. Писание и пересмотрев каноны, а также и исторические примеры (Златоуст, Авраамий Палицын), я теперь полагаю, можно пожертвовать ради такого великого несчастья этим, за исключением разве вещей сакраментального характера. А кому они дороги [тем], думаю, власть позволит заменить предметами, равными по весу и цене. А по вопросу о предметах сакраментального характера должно быть преподано благословение Патриарха...» (Д. 102а. Л. 114–185).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Но в этом законе есть и новые постановления, вскрывающие закулисную игру господствующих классов насчет свободного труда. Рядом с кабальными тогда существовали вольные слуги, служившие без кабал, как вольнонаемная прислуга, или «добровольные холопы», как называют их документы. Иные служили так лет по 10 и больше, не желая давать на себя кабал своим хозяевам и сохраняя за собой право, признанное указом 1555 г., отойти от них, когда захотят. Апрельский закон 1597 г. назначил срок для такой добровольной службы – меньше полугода: прослуживший полгода или больше обязан был давать на себя кабалу государю, который его «кормил, одевал и обувал». Карамзин вполне верно оценил это постановление, назвав его законом, «недостойным сего имени своею явною несправедливостью», изданным «единственно в угодность знатному дворянству». Однако это стеснение вольной службы не обошлось без законодательных колебаний: боярский царь Василий Шуйский воротился было к закону 1555 г., но Боярская дума восстановила полугодовой срок добровольной службы, а Уложение сократило и этот короткий срок наполовину. В указе 1597 г. есть и другое постановление, показывающее, чьи интересы брали верх при слабом царе Федоре. Закон 1560 г., противодействуя расширению полного холопства, как я уже говорил, запретил несостоятельным кабальным людям продаваться в полные и докладные холопы своим заимодавцам; по закону 1597 г. беглым кабальным, пойманным их господами, разрешено было переходить в более тяжкую неволю к своим господам, если сами того пожелают. Апрельский указ скорее отягчил, чем облегчил крепостную неволю. Наблюдательный монах, келарь Авраамий Палицын, помогает объяснить такое направление законодательства. По его словам, при царе Федоре вельможами, особенно родней и сторонниками всесильного правителя Годунова, как и большим дворянством, обуяла страсть порабощать кого только было можно: завлекали в неволю всячески, ласками, подарками, вымогали «написание служивое», служилую кабалу, силою и муками; иных зазывали к себе «винца токмо испить»; выпьет неосторожный гость три-четыре чарочки – и холоп готов: «О трех или четырех чарочках достоверен неволею раб бываше тем».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Это самые обширные сведения. Другие современники не знали и этого. „Воста предтеча богоборнаго антихриста, – говорит автор „Плача о пленении и о разорении московского государства» – сын тьмы, сродник погибели, от чина иноческаго и диаконскаго, и преже светлый ангельский чин поверже и отторгнувся от части христианские, яко Иуда от пречистаго ангельскаго лика, и избежав в Польшу, и тамо бесчисленных богомерзких ересей скрижали сердца своего наполнил, и тьмообразную свою душу паки предал в руце сатанины и вместо святыя христианские веры греческаго закона лютерскую треокаянную веру возлюбив, и безстудне нарек себе царем Димитрием, приснопамятнаго царя Ивана сыном, глаголя, яко избегл от рук убийственных, и испросив помощь у литовскаго короля еже идти с воинством на великую Россию. Королю же польскому, и паном раду, и кардиналам, и арцыбискупам, и бискупам вельми о том радующимся, яко меч на кровь христианскую воздвижеся... и вдаша сему окаяннаму в помощь воинства литовскаго». Но до многих и слухи не доходили, и они лишь подозревали на основании беспутных действий самозванца. „Вкупе, – говорит дьяк Иван Тимофеев , – обоего чина самоизвольне совлечеся, священства, глаголю, и мнишества, с сими же убо и обещания святого крещения отвержеся преокаянный, достоверными, паче же от дел его познано бысть. Весь сатана и антихрист во плоти явлься, себя самого бесам жертву принес»! Даже и Авраамий Палицын знал не больше, и мог поставить самозванцу в вину лишь то, что он „приложися ко вечным врагам христианским, к латынским ученикам, и обещася неложно им с записанием, еже всю Россию привести к стрыеви антихристову под благословение и непричащающихся мерзости запустения, опресночному хлебу, всех предати и смерти». Князь Иван Михайлович Катырев Ростовский тоже обратил Беспокойный взор лишь на намерения самозванца: „помалу же той окаянный растрига восхоте православную и яко солнце сияющую веру христианскую попрати, и церкви греческие веры разорити, папежскую веру во царствующем граде утверждати».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Именно ввиду почитания святых Петра, Алексия и Ионы кафедра предстоятелей Русской Церкви именовалась «престолом Московских чудотворцев». Как игумена земли Русской и «всея Руси чудотворца» чтили в Московском государстве преподобного Сергия Радонежского († 1392), чей духовный авторитет в восприятии народа Божия был наивысшим по отношению ко всем русским подвижникам во Христе. Поддерживая великого князя Димитрия Иоанновича, преподобный примирял с ним удельных князей и благословил его самого на самоотверженное сопротивление могущественному беклярбеку и темнику Золотой Орды Мамаю в 1380 году на Куликовом поле. Подвижничество Сергия уже при жизни ознаменовалось чудесами, но посмертные его чудотворения – и исцеления, и вразумления, и спасение от бедствий и военных напастей – поистине неисчерпаемы. В Древней Руси их летопись была начата еще в середине XV века Пахомием Логофетом и велась вплоть до XVII столетия (Авраамий Палицын, Симон Азарьин). Здесь важно отметить, что преподобный Сергий наряду со святителями Леонтием и Петром в договоре, заключенном в марте 1448 года между Василием II и Дмитрием Шемякой, указан как небесный гарант достигнутого князьями мира. Казалось бы, странно, что таинственным собеседником святителей и содельником преподобного Сергия в рассказе «Степенной книги» выступает преподобный Варлаам Хутынский, новгородский святой, никакого отношения ни к московской истории, ни к делам московских князей не имевший. Он умер в 1192 году, задолго до образования Московского княжества. Однако некоторые его посмертные чудеса прочно связывают его почитание с Москвой. В 1410 году по молитвам к нему исцелился младший брат Великого Московского князя Василия I Дмитриевича Константин. В 1460 году у гроба преподобного в Хутынском монастыре чудесно ожил умерший было Григорий Тумгень, постельничий Великого Московского князя Василия Темного. В память об этом чуде при кремлевском храме Рождества Иоанна Предтечи в 1461 году был устроен придел, освященный в честь Варлаама. Посмертные чудеса преподобного Варлаама Хутынского прочно связывают его почитание с Москвой

http://pravoslavie.ru/138043.html

6 июня 1607 г. в грамоте митр. Филарету Е. сообщал о походе царских войск на Лжедмитрия II , разоблачал его как самозванца и призывал разослать грамоты по городам и мон-рям против «врагов Христовых», к-рые «отступли от Бога жива и от православныя християнския веры», «крестное целование преступив». В «Новом летописце» сообщается о волнениях в Москве против царя Василия в период осады столицы Тушинским вором. 17 февр. 1609 г. по инициативе бояр, замысливших «царя Василия переменити», патриарха схватили в Успенском соборе, насильно привели на Лобное место, где он твердо отстаивал «законного царя» (ПСРЛ. Т. 14. С. 87). Вскоре в городе началось возмущение среди посадского населения, и лишь известие о приближении к Москве на помощь царю войск кн. М. В. Скопина-Шуйского успокоило людей, Е. по этому случаю «по всем церквам повеле пети молебны з звоном» (Там же. С. 92). Келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын) упоминает о последующих совместных попытках царя и патриарха снизить цены на хлеб. Важным событием было поставление в февр. 1610 г. настоятелем Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисия (Зобниновского) , находившегося в Москве во время осады ее войсками Лжедмитрия II и ставшего одним из ближайших помощников Е. В сент. 1610 г. патриарх дал вкладом в Троицкий монастырь 100 р. Подземелье в Чудовом мон-ре, почитавшееся как место заточения сщмч. Ермогена. Фотография. Нач. ХХ в. Подземелье в Чудовом мон-ре, почитавшееся как место заточения сщмч. Ермогена. Фотография. Нач. ХХ в. 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был низложен. В «Новом летописце» сообщается, что мятежники взяли патриарха «насильством», «ведоша за Москву реку к Серпуховским воротам и начаша вопити, чтоб царя Василья отставили». Е. «укрепляше их и заклинаше», но они его не послушали (Там же. С. 100). Согласно разрядным книгам, «патриарх со всем собором» направился к царю, предлагая ему оставить трон ( Белокуров С. А. Разрядные записи за Смутное время, 7113-7121 гг. М., 1907. С. 19). 19 июля Шуйский был насильно пострижен в монахи, обеты за него произносил кн. В. М. Тюфякин. Е. объявил постриг незаконным, призывал продолжать молиться за Шуйского как за царя, называл иноком кн. Тюфякина. Хворостинин пишет о высказывавшемся Е. желании «расстричь» царя и полагает, что именно из-за позиции патриарха пленный царь-инок был увезен из Москвы (БЛДР. 2006. Т. 14. С. 634). Е. написал 2 воззвания к рус. народу, в к-рых осуждал отрекшихся от царя Василия. Первосвятитель предсказывал, что страну, предавшую царя, ждет судьба «богоубийственного и мятежного рода июдейского», покоренного римлянами. Те же, кто остались верны царю,- «благословенные воины», идущие в «Небесное Царство с мученики святыми в безконечную радость веселиться».

http://pravenc.ru/text/190175.html

На это указывает следующее: поговоривши о том, как это Дионисий «убогий наш дом до конца пуст оставил и не воспишет к ним главизны утешительные»,…автор замечает: «вем бо, вем можешь своим мудроумием умилити…и многобурную суету, лежащую в дому моем раззорити. Последние слова указывают на начальника, управлявшего обителию вм. Дионисия, хозяина, ибо только такое лицо могло сказать о монастыре, что это – дом мой, утверждая в тоже время, что это – дом наш. (см. у Кедрова в кн. Авраамий Палицын. стр. 174). Но начальным лицом в обители, за отсутствием Дионисия, былъ никто иной, как келарь Палицын. След., несомненно, что письмо было писано Палицыным. – Но ведь в этом случае нужно вспомнить тоже, что нами сказано раньше, именно, что бедствия автора имели связь с страданиямя Дионисия, что он (автор) не писал Дионисию " того-же страшного ради запрещения», какое тяготело и на Дионисии. Какое же такое запрещение простиралось на Палицына, о котором бы он мог упоминать?! Нет ни малейших данных утверждать, что Палицын как-либо был привлечен к ответственности за исправление книг; он не участвовал в исправлении, он и не подвергся никакой каре за это. Если бы стеснение Троицких исправителей отозвалось чем-нибудь на Палицыне, то вряд-ли бы современники умолчали об этом обстоятельстве: Палицын был очень заметное лицо. По всему видно, что для него лично благополучно сошло это тревожное дело. Если же так, то с какой стати он стал бы писать Дионисию, что на нем лежит «запрещение», что всех их та мера смирила и под. Непонятно также, что Палицын – келарь богатейшего монастыря так оскудел, что не был в состоянии послать Дионисию совершенно «никакого вещественного потешеньица». Это не правдоподобно; между тем как в устах Наседки эти слова послания вполне понятны. Наконец, стоит заметить, что ни в одном из сохранившихся о Дионисии известий нет намека иа то, чтобы Палицын и Дионисий были между собою в таких же близких и дружественных отношениях, как напр. Наседка и Дионисий. Симон упоминает о многих лицах, к которым был особенно расположен Дионисий, как-то: об архимандрите Перфилие, о двух священниках Федорах, о иноке Дорофее, о Наседке и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г., с.55 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.11 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.10 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.12-14 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.16 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.14-15 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с. 75-76 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.48 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г., с.76, 585 Успенский Ф. «Сношение Рима с Москвой», с.323 Успенский Ф. «Сношение Рима с Москвой», с.325 Карташев А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.54 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.51 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.76 Филарет, архиепископ Черниговский «История Русской церкви I-V периоды» Чернигов 1862г., с.117 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Карташев А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.55 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.77 Карташев А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.52 Августин архимандрит «Роль патриархов в преодолении Смутного времени», из материалов всероссийской научно-практической конференции «Да возвеличится Россия». Царское село, 6 января 1993г., с.37 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.104-105

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010