Так как история Хотькова монастыря соприкасается с историей Радонежа, то скажем нечто и о сем городке, которого имя слилось с именами Кирилла и Марии и Святого их сына. Радонеж (от Радуница?) при Калите называется весью и селом. В 1328 году, по завещанию Калиты, село Радонежское назначено великой княгине с малыми детьми, и досталось меньшему сыну Великого Князя, Андрею 5 . Так как наместник княжеский, Терентий Ртищь, обещал особенные льготы переселенцам, то в Радонеж скоро собралось довольное число жителей из Ростова: вместе с семейством Св. Сергия переселились в Радонеж еще пять семейств 6 . Князь Андрей подарил Преподобному Сергию землю, которую сей избрал для построения монастыря. При сыне Андрея, Владимире, Радонеж является уже городом «с тамгою и с мыты, » и поступает в 1410 году, как удельный город, в ведение сына Владимирова Андрея, который в нем основал свое местопребывание, и по смерти (1426) погребен в Троицком монастыре. В это время шла чрез Радонеж дорога в обитель Преподобного Сергия 7 . В военное время Радонеж наравне с другими городами отправлял своих ратников в полки Великого Князя. Так в походе Uoahha III на Новгород участвовали и Радонежцы. При Иоанне III в 1491 году в Радонеж переведена из Троицкой обители ярмарка, происходившая 25 Сентября на Сергиеву память, и это сделано по приказанию самого Великого Князя 8 . Древняя церковь Радонежская была построена в честь Рождества Христова, и близ неё жили родители Преподобного Сергия; она в том же виде существовала и в первой четверти XV века, как свидетельствует Епифаний. Судьба её до нашествия Литвы в начале XVII века неизвестна; но в это время Радонеж опустошен и церковь разрушена. В 1617 году Царь Михаил Фёдорович указом велел приписать Радонеж к Троицкому монастырю в вотчину «с пустошами, и с пашнею и с сенными покосы и со всякими угодьями». В грамоте замечательно известие, что «до Московского разоренья был ям на городке Радонеже, а охотников (ямщиков) на нем устроено было сорок человек 9 ». Новое доказательство, что через Радонеж шла из Москвы большая дорога в Троицкий монастырь и далее в Ростов и Ярославль. Приняв Радонеж во владение, архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын били челом Государю, что «на том городке (Радонеже) храм поставить и монастырский двор устроить нечем, хоромного лесу близко нет», и просили дать им на храм из села Воздвиженского с царского двора «повалушу» или избу. Царь согласился исполнить их просьбу и повалушу с своего двора на храм им отдал 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Мы уже знаем, до каких ужасных размеров доходило бедствие, постигшее страну после неурожаев, следовавших друг за другом. Страдания народа становились ещё тяжелее от спекуляции хлебом, которой занимались не только рыночные скупщики, но и крупные представители высших сословий. Голод и безработица, а также злоупотребления сильных людей, толкали многих на большую дорогу, чтобы грабежом и разбоем добывать себе пропитание, и даже составлять шайки с характером социальных бунтарей. Преследования властей загоняли и их на украйны. По вероятному счёту Авраамия Палицына, в первые годы XVII века в украйные города сошло более двадцати тысяч человек, способных носить оружие. Разумеется, не все они вышли из разбойничьих шаек и не все принадлежали к числу „злодействующих гадов“, которые, по словам Палицына, бежали в польские и северские города, чтобы избыть там заслуженной смерти. Палицын в изобразительном очерке указывает ряд причин, уже знакомых нам, толкавших людей к выселению в пограничные места. В голодное время многие господа распустили свою „челядь», дворовых людей, чтобы не кормить их, и эти люди нигде не находили приюта, так как не получали установленных отпускных; для них украйна была единственным местом, где они чаяли избавиться от нужды и зависимости. Грубые насилия господ над их недавно приобретёнными „рабами» и крестьянами, разлучение мужей от жён, родителей от детей, оскорбления подневольных женщин, заставляли терпевших искать исхода в побеге на украйну. Наконец, опалы от царя Бориса на бояр вели к конфискации боярских имуществ и к освобождению их дворни, с „заповедью» никому тех слуг к себе не принимать. И их, как прочих угнетённых и гонимых, голодных и бесприютных, принимала та же украйна, те же „польские и северские города». Таким образом к давнему населению украинных мест, к большому количеству осевших на рубежах „тамошних старых собравшихся воров», как презрительно называет пограничных жителей старец Авраамий, прилила новая волна выходцев из государственного центра, выброшенная на юг обстоятельствами самых последних лет перед появлением самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Отечественная война словно была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей русское общество с XVIII столетия. Колоссальный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим ценностям. Главное же, что в те годы национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры. Это стало причиной победы архитектора Константина Тона на конкурсе: Николаю I была близка его идея традиционности и величественности, лежавшая в основе замысла храма. И место для него выбрали символическое, по словам одного современника, «где случилось решение Бога быть России». В 1612 году здесь находился штаб князя Пожарского: отсюда он с воинами переправился в Замоскворечье и там бился насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в Кремле польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын совершил тут молебствие «о побеждении на враги». Храм Христа Спасителя по проекту Константина Тона был не только воплощением национального зодчества, но и истинным символом русской национальной идеи. Архитектора при жизни называли отцом национального русско-византийского (или как тогда говорили, «византийского») стиля, в котором был построен московский храм. Пятиглавый исполин с огромными золотыми куполами, похожими на корону, напоминавший москвичам пасхальный кулич, оказался необыкновенно органичен духу старой Москвы. Интересно, что, несмотря на столь долголетнее строительство, проект ни разу не претерпел никаких изменений. Множество критики обрушилось на этот храм. Тона осуждали за неудачный проект, за «патриархальный» византийский стиль, за воплощение казенной теории официальной народности. Говорили, что храм похож то ли на самовар, у которого чаевничает какой-нибудь замосквореченский купец, то ли на гриб, то ли на чернильницу — эпитеты менялись в зависимости от времени критики. Художественной ценности не представляет — таков был вывод-причина его разрушения. Всем памятны и недавние споры о «новоделе» и его целесообразности, с апелляцией к тем самым доводам об отсутствии художественной ценности.

http://pravoslavie.ru/362.html

Сказание Авраамия Палицына. 30-е гг. XVIII в. (РГБ. Рум. Л. 1) Сказание Авраамия Палицына. 30-е гг. XVIII в. (РГБ. Рум. Л. 1) А.- автор наиболее значительного сочинения о Смутном времени в России - «История в память предьидущим родом» (более известно как «Сказание Авраамия Палицына»),- излагающего события 1584-1618 гг. Первые 6 глав «Истории», описывающие события от смерти Иоанна Грозного до времени царствования Василия Шуйского , рядом исследователей приписываются перу прп. Дионисия (Зобниновского) и, возможно, только отредактированы А. Основная часть «Истории» посвящена описанию героической обороны Троице-Сергиева мон-ря в 1608-1610 гг., 3-й частью является «Сказание о разорении и освобождении Москвы», последние главы посвящены событиям, связанным с избранием Михаила Романова и вторым приходом под Москву королевича Владислава. Осуждая мятежи, защищая идею стабильности гос-ва и особо отмечая роль простых людей, А. создал по сути офиц. концепцию истории Смутного времени. «Сказание Авраамия Палицына» является не только ценнейшим историческим источником, но и ярко отражает новые черты рус. лит-ры нач. XVII в.: будучи эпическим произведением, оно содержит драматические и лирические элементы, яркие реалистические описания; автор часто использует манеру ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь. Помимо «Сказания» А. приписывают др. произведения: письмо некоего архим. Авраамия Яну Петру Сапеге (Платонов. Очерки), предисловие к копийной книге Троице-Сергиева мон-ря 1614-1615 гг. и «Утешительное письмо преподобному Дионисию» (1619 г., СПбФ ИРИ. Колл. 28. Оп. 1. 7. Л. 117-131). Изд.: РИБ. СПб., 1909. Стб. 473-524, 957-1272; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955; ПЛДР. Кон. XVI - нач. XVII века. Л., 1987. С. 162-281, 569-578. Лит.: Кедров С. И. Авраамий Палицын. М., 1880; Корольков Н. Ф. Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси. СПб., 1902; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. СПб., 1899. С. 328-329; он же. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1915. С. 214-229, 274, 285, 441, 454; Солодкин Я. Г. Авраамий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 36-44 [библиогр.]; Тюменцев И. О. Очерки по истории обороны Троице-Сергиевой лавры в 1608-1610 гг. Волгоград, 1995. С. 38-48.

http://pravenc.ru/text/62922.html

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594–1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738–1742), впоследствии – митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787–1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед. В соборном храме покоились мощи святителя Германа; вблизи раки в особом шкафу хранились фелонь, митра и посох святителя Германа. Древнейшей постройкой на территории монастыря является Никольская церковь, построенная из тесаного известняка в 1555–1556 годах псковской артелью. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи. Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556–1560 годах псковскими мастерами. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90е годы XIX. В 1964–1984 годах собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок – алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы. В Успенском монастыре сохранился двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле, здесь в 1829–1858 годах размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. Кроме того, сохранились здания монастырского училища (XVIII b.) и братского корпуса, состоящего из пристроенных друг к другу трех корпусов. В восточной части этого здания помещалась церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского . В настоящее время эти здания возвращены монастырю.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Описание иконы Петровская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Этот образ Богоматери написан св. митрополитом Петром еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Св. Петр поднес его в дар митрополиту Максиму. Последний привез его во Владимир, где он жил, украсил золотом и дорогими камнями и до конца своей жизни благоговейно хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему русской паствы. Когда во Владимире скончался митрополит Максим, тогда игумен Геронтий, пожелавший восхитить сан святительства, взял святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения святительского сана. Многие русские люди, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Среди них был и князь Юрий Галицкий. Последний упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать там посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Св. Петр согласился. Повинуясь желанию князя, он отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Занимавший тогда патриаршую кафед[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Петровская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: В соловецком монастыре доживал на покое свой век знаменитый старец Авраамий Палицын, учавствовавший в 1613 году в крестном хождении посольства с чудотворной Петровской иконой в Кострому. Благодаря этой святыне Михаил Феодорович Романов был умолен на царство. Файл 25856.jpg:   Размер: 768x898, 0.69 MPix, 191 Kb. Дата: 2015-11-30, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (8) . Описание: Список Петровской иконы Б. М. в ризнице Св. Троице-Сергиевой Лавры. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб, 1910, с. 208, рис. 147 Файл 30019.jpg:   Размер: 1047x1331, 1.39 MPix, 797 Kb. Дата: 2017-10-24, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) .

http://pravicon.com/icon-248

Президент фонда содействия сохранению и развитию русской и восточно-христианской культуры Ирина Есинская напомнила о трагическом периоде польской интервенции (1610 г.), когда после осады был полностью вырезан город Боровск (12 тыс. жителей) вместе с насельниками монастыря. В память о этих жертвах в Боровском монастыре сегодня поставлен каменный поклонный крест. " Это третья конференция и каждая из них была непохожа на предыдушие, - сообщила ЦВ Галина Ананьина, председатель Фонда по установке памятника патриарху Гермогену.- Проводя первую конференцию в 2010 году мы даже не думали, что так быстро удастся освятить закладной камень на месте будущего памятника. А сегодня уже проходит конкурс на памятник святому Патриарху. И вышла в свет книга " Люди смуты " , где собраны вместе все главные духовные лидеры — патриархи: Иов, Гермоген и Филарет, монахи Троице-Сергиевой Лавры - келарь Авраамий Палицын, архимандриты Иосаф и Дионисий. Мы должны помнить, что знаковую роль в тех событиях сыграли мужество и стойкость защитников Троице-Сергиевой Лавры, полякам так и не удалось их сломить. И что монахи Лавры писали грамоты во все города России, ведь в народном ополчении были представлены более двух сотен русских городов. А возвращаясь к подвигу патриарха Гермогена, хочу сказать, что меня особенно тронули слова Святейшего патриарха Кирилла, когда он сравнил 4 ноября с Днем победы 9 мая, а подвиг святого патриарха с подвигом тех, от кого зависела в разные периоды истории судьба России — с Александром Невским, Димитрием Донским и Георгием Жуковым " . Во всех выступлениях рефреном звучала мысль, что мужество и преданость своему Отечеству и Православию Патриарха Гемогена и всех, кто откликнулся на его призыв к освобождению России, должны служить ярким примером преодоления духовно-нравственного, социального и экономического кризиса, в котором находится сегодня наше общество. " Конференция - важное событие выставки-форума, так как она еще раз напомнила всем нам правду о Смутном времени и подвиге святого Патриарха Гермогена, - сказал ЦВ духовник общественного движения " За веру и Отечество " иеромонах Никон. - К сожалению, в силу сегодняшней системы образования молодежь не знает героев нашего Отечества, не знает об их огромном вкладе в само существование русского государства. И факт преодоления русским народом Смуты наглядно свидетельствует, что эта победа стала закономерным итогом сплочения русских людей вокруг Православной Церкви и своего Патриарха. И необходимо постоянно напоминать об этом как можно большему количеству наших соотечественников. Думаю, что с этой задачей организаторы мероприятия успешно справились " .

http://e-vestnik.ru/history/konferenziya...

Преподобного Сергия, крестьян; но В. К. Василий Темный грамотой своей 1435 года запретил Радонежскому волостелю судить Троицких крестьян, только предоставил ему право брать с них по два корма в год: один на Рождество Христово, другой на Петров день. 39 До 1491 года при Троицком монастыре, на память Преподобного Сергия бывал ежегодно торг 25 Сентября; но Великий Князь Иоанн Васильевич повелел оттуда перевести зтот торг на Радонеж, где впоследствии Царь Феодор Иоаннович указал собирать на Троицкий монастырь замытную пошлину, тамгу и все таможенные пошлины на торгах с Царевых сельчан, с деревенщиков, с граматчиков, с патриарших, митрополичьих, владычних, со всех людей без измены. 40 В Ляхолетье Радонеж был опустошен; в 1517 году Царь Михаил Феодорович повелел приписать Радонеж к Троице-Сергиеву монастырю «в вотчину с пустошьми и с пашнею и с сенными покосами и со всякими угодьями». Приняв его во владение, Троицкий Архимандрит Св. Дионисий и Келарь Авраамий Палицын били челом Царю, что «на том городке храм поставить и монастырский двор устроить не чем, хорошаго леса близко снятъ» и просили пожаловать им на храм с Царского двора в селе Воздвиженском повалушу, или избу. Царь пожаловал им повалушу. Построенная из нее церковь сгорела в самом начале XIX века. Теперь в селе на новом месте каменная церковь Преображения Господня. Цари на походе к Троице Сергию заезжали в Городец помолиться. В 1672 году, Октября 19 Царь Алексий Михайлович изволил слушать божественную литургию в селе Городце. 41 По местному преданию, в городке будто было два монастыря и семь церквей. Это могло быть вероятным только в XIV, XV и XVI веках, когда не редко сруб избы, или повалуши с прирубным алтарем составляли так называемую церквицу, а церквица с двумя, или тремя избами, огороженная плетнем, или тыном – монастырек; что подтверждают выражения, встречающиеся в летописях и житейниках: поставить, срубить церквицу, сградить монастырек. Швед Петрей, в XVII веке, видел в Москве церквицы, в коих могло поместиться не более семи человек. Теперь в городке на месте престолов не найдете ни часовни, ни знаков из кирпичного столба, какие велено ставить по указу 1734 года, июля 10; не видно ни могил, ни надгробных камней – коса и плуг все сгладили; живет еще здесь одно воспоминание, которое указывает прохожему богомольцу родину Преподобного Сергия, где с родителями своими провел несколько лет юности своей сей великий поборник веры и благочестия, отчизнолюбец, споспешник отечественному оружию, миротворец и чудотворец. Да не будет же место свято пустым. Читать далее Источник: Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру/Соч. И.М. Снегирева. - Изд. А.А. Мартынова. - Москва : В тип. В. Готье, 1856. - 116, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Царевич Димитрий остается невридим, испив отраву. Миниатюра из Жития св. царевича Димитрия XIX в. (РНБ. Собр. Тиханова. 222. Л. 4) Царевич Димитрий остается невридим, испив отраву. Миниатюра из Жития св. царевича Димитрия XIX в. (РНБ. Собр. Тиханова. 222. Л. 4) Между Москвой и Угличем отношения внешне были дружественными, но за этим фасадом сохранялась напряженность. Брат царицы Марии Нагой держал на своем дворе в Угличе «ведуна», у к-рого хотел выяснить, «сколько... государь долговечен и государыня царица» ( Клейн. 1913. Ч. 2. Л. 45). С др. стороны, англ. послу Дж. Флетчеру, посетившему Россию в 1588-1589 гг., было известно, что жизнь Д. И. находилась в опасности, что его пытались отравить ( Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1905. С. 21). О поведении подраставшего царевича сохранился ряд свидетельств. Одно из них принадлежит Флетчеру, к-рый записал, что Д. И., несмотря на молодые годы, обнаруживал черты характера своего отца: он любил смотреть, как убивают домашний скот, забивал палкой кур и гусей (Там же). Авраамий (Палицын) писал, что под влиянием родственников Д. И. «часто в детских глумлениих» говорил и действовал «нелепо» по отношению к советникам брата, прежде всего по отношению к шурину царя Б. Ф. Годунову (впосл. царь), управлявшему от имени Феодора Иоанновича гос. делами (Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955. С. 251). Об этих действиях и высказываниях Д. И. более полные свидетельства сохранились в записках иностранцев. Так, по словам голландца И. Массы, царевич говорил: «Плохой какой царь мой брат. Он не способен управлять таким царством». Д. И. выражал желание «ехать в Москву», чтобы помешать деятельности его дурных советников (О начале войны и смут в Московии. М., 1997. С. 35-36). Др. свидетельство принадлежит офицеру - наемнику на русской службе К. Буссову. Д. И. приказал приготовить из снега фигуры, названные именами советников царя, и стал отрубать им руки и ноги, приговаривая: «С этим я поступлю так-то». У фигуры, изображавшей Годунова, он отсек голову ( Буссов К. Московская хроника, 1584-1613. М.; Л., 1966. С. 80). Возможно, в этих свидетельствах следует видеть отражение слухов, к-рые распространяли лица, не заинтересованные в приходе Д. И. к власти после смерти бездетного царя Феодора.

http://pravenc.ru/text/178207.html

Благовещенский собор и колокольня. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2002 г. Благовещенский собор и колокольня. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2002 г. В 1625 г. в В. м. проживали игумен, 2 священника, диакон, 20 монахов; в 1764 г.- игумен, иеромонах, иеродиакон, 2 монаха, вдовый священник, а также 2 отставных военных. В XVII - нач. XVIII в. настоятели В. м. выполняли различные церковно-адм. функции. Указом патриарха Иосифа от 20 марта 1650 г. строитель В. м. осуществлял надзор за совершением богослужений в храмах Ярополчской вол., в 1661/62 г. участвовал в сборе окладных и неокладных доходов с духовенства. В 1890 г. в В. м. была учреждена архимандрития, в 1906 г. в мон-ре проживали архимандрит, 4 иеромонаха, иеродиакон, священник, 12 послушников. В XVII в. В. м. владел небольшими малодоходными угодьями. В 1652 г. по просьбе игум. Моисея царь Алексей Михайлович повелел выдавать В. м. 13 р. 20 алтын 4 деньги на свечи, воск, ладан, вино, а также денежную ругу игумену (3 р.), священникам, диакону, монахам (по 1 р.) и хлебную ругу. В XVII в. В. м. владел на р. Лух 2 мельницами, к-рые в нач. XVIII в. были отобраны у мон-ря, и назначена денежная (94 р.) и хлебная (по 81 четв. ржи и 50 четв. овса) руга, к-рая выдавалась нерегулярно. В 1730-1731 гг. мельницы были возвращены мон-рю. В 1764 г. все угодья оставались во владениях мон-ря, а в XIX в. большая их часть сдавалась в аренду. Приписанная к В. м. с 1695 г. Моисеева пуст. к сер. XVIII в. пришла в упадок, в ней были разбиты яблоневый и вишневый сады. К нач. XX в. на ее месте находилось старообрядческое кладбище. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. В. м. получал из казны 300 р. ассигнациями. На 1 янв. 1916 г. капитал мон-ря составлял 30 875 р. Среди вкладчиков В. м. были царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична, сестры царя Ирина и Татьяна Михайловны, митр. Казанский и Свияжский Корнилий , протопоп Стефан Вонифатьев, келарь Авраамий (Палицын) , муромский храмоздатель Богдан Цветной. В кон. июля 1866 г. в В. м. останавливался свт. Феофан Затворник .

http://pravenc.ru/text/161157.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010