Подбор ее состоял из шести колоколов. После гибели деревянного храма, Спасская церковь стала почитаться как память о Деулинском мире. В отличие от деревянной церкви преподобного Сергия Радонежского, Спасский храм уцелел до нашего времени, но не избежал варварского разорения. В 1930-е годы его закрыли и разграбили. Долгие годы после этого он использовался в качестве склада зерна, картофеля и сельскохозяйственного оборудования совхоза «Заря». Верующим его вернули только в 1991 году. В настоящее время церковь является центром подворья Троице-Сергиевой Лавры. Библиография: Кремль: Альбом. М., 2009. С.: 96-97 Памятники архитектуры Московской области. М., 1999. Вып.: 2. С.: 97 Краткие сведения о всех церквах Московской епархии/Благовещенский И.А. М., 1874 Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1857. Тетр. 15. С.: 164-165 Максимович Л.М. Географический словарь Российскаго государства. М., 1804. T.II (Деулино). Храм Нерукотворного Спаса - это церковь-памятник в память Деулинского мира. Небольшая каменная постройка в духе эклектики, сооруженная в 1850-1853 г.г. Перекрыта невысоким шатром с главкой, колокольня пристроена в 1876-1882 г.г. Закрыта не позже 1930-х г.г. Возвращена верующим в 1991 г., в настоящее время подворье Троице-Сергиевой лавры. Село Деулино расположилось в двух километрах к северу от Сергиева Посада. Когда-то оно было вотчиной Троице-Сергиева монастыря. В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиев монастырь. Наступила осень и, как писал в своем «Сказании» келарь монастыря Авраамий Палицын, «солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзаху». Все это заставило королевича отказаться от военных действий и начать переговоры. 1 декабря 1618 года в селе Деулино московское посольство во главе с боярином В.Б. Шереметевым заключило перемирие между Московским государством и Польшей на четырнадцать с половиной лет. Этот договор вошел в историю под названием Деулинский.

http://sobory.ru/article/?object=00049

Покуда Филарет был в плену, временно Русскую Церковь возглавлял митрополит Ефрем Казанский, чья подпись стоит первой под грамотой об избрании Михаила Романова. К сожалению, замечательный иерарх-патриот скончался уже к концу 1613 г., после чего управление Русской Церковью возглавил митрополит Крутицкий Иона, архиерей не самый мудрый, не слишком грамотный, но ревнивый к своему высокому положению. Он оставался Местоблюстителем вплоть до возвращения Филарета из польского плена. Тем не менее, уже с 1614 г. в церквах как Первоиерарха поминают «Великого Государя Филарета, Митрополита Московского и всея России». Необычными были как титуляция светская – «великим государем» (явно происходящая из отцовства по отношению к царю), так и церковная – «митрополитом Московским», указывающая на статус Филарета как нареченного Предстоятеля Русской Церкви. Все дела церковные вершились уже именем Филарета (в Патриаршей области за него даже надписывали антиминсы). Но все же период от кончины св. Ермогена до официального поставления Филарета на Патриаршество в 1619 г. условно называют «Межпатриаршеством» – термин этот происходит из сопроводительной надписи, указанной на первых после смуты книгах, отпечатанных в Москве. Основной заботой Священноначалия Русской Церкви в этот период стало восстановление нормальной церковной жизни и залечивание ран, нанесенных смутой. О том, сколь велик был урон, свидетельствует Авраамий Палицын. О бесчинствах поляков и примкнувших к ним русских «воров» келарь Троице-Сергиевой обители пишет: «Тогда во святых Божиих церквах скот свой затворяху и псов во олтарех питаху, освященные ж ризы не токмо на потребу свою предираху, но и на обуща преторгаху... Чин иноческий и священнический не вскоре смерти предаяху, но прежде зле мучаще всячески и огнем жгуще, испытующе сокровищ, и потом смерти предаяху. Малии от священного чина тех бед избегоша, память же тех язв многим и до смерти остася... В толико же безстудство вшедше нечестивии изменницы и поляки, безстрашно вземлюще св. иконы местныя и царския двери, и сия постилающе под скверныя постели... иныя же св. иконы колюще и вариво и печиво строяще. Из сосудов же церковных ядяху и пияху и смеющеся поставляху мяса на дискосех и в потирех питие».

http://sedmitza.ru/lib/text/436308/

Прп. Дионисий вручает патриотическую грамоту воину - защитнику осажденного Троице-Сергиева мон-ря. Худож. М. Скотти. 1851 г. (СПГИАХМЗ) Прп. Дионисий вручает патриотическую грамоту воину - защитнику осажденного Троице-Сергиева мон-ря. Худож. М. Скотти. 1851 г. (СПГИАХМЗ) Власти Второго ополчения этим советам не последовали, но троицкое послание сняло накопившуюся напряженность, а твердая позиция, занятая мон-рем, способствовала тому, что в подмосковном лагере взяли верх силы, к-рые могли сотрудничать со Вторым ополчением. Получив от кн. Трубецкого сведения, что ожидается новый приход войск Ходкевича под Москву, троицкая братия во главе с Д. дважды посылала к кн. Д. М. Пожарскому в Ярославль старцев, побуждая его скорее идти с войском под Москву. 28 июня с такой просьбой поехал троицкий келарь Авраамий (Палицын). 14 авг. 1612 г. Д. с братией принимал в монастыре идущее к Москве войско Второго ополчения. Когда настоятель с братией вышел провожать войско в поход, поднялся сильный встречный ветер, что было воспринято как дурное предзнаменование; после того как Д. благословил ратников и окропил их св. водой, ветер переменился, а с ним переменилось и настроение войска. Об этом много лет спустя рассказал Симону (Азарьину) кн. Пожарский. (Свидетельство Симона о том, что Д. находился под Москвой во время боев Первого и Второго ополчений с армией Ходкевича, Д. И. Скворцов считает недостоверным.) После ухода Ходкевича из-под Москвы Д. продолжал прилагать усилия для соединения Первого и Второго ополчений и создания единого правительства. Исследователи считают его наиболее вероятным автором послания «князьям Дмитриям о любви». Обращаясь к князьям Трубецкому и Пожарскому, автор писал: «Сотворите любовь над всею Росиискою землею, призовите в любовь всех любовию своею» - и предлагал военачальникам прогнать от себя «клеветников и смутителей». В послании говорилось о значении заповеди любви для каждого христианина, о том, как должны вести себя истинные вожди народа, чтобы не вызвать гнев Божий и не погубить страну, о необходимости покаяния.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Ровно через год в селе был выстроен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского: «Келарь Авраамий (Палицын) по обещанию своему, данному преподобному Сергию, и советовавшись с наместником архимандритом Дионисием и соборными старцами, и по повелению царя Михаила Федоровича в той деревне Деулино поставляет храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского». Храм был излюбленным местом паломников и пользовался почитанием царской семьи. С запада к нему примыкала трапезная. Позднее к ней «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Постройки были сложены из сосновых бревен, которые прилегали друг к другу настолько плотно, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними. В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Освятили храм в 1853 году. А буквально через несколько лет, в 1865-м, сгорела деревянная церковь. Архитектура каменной церкви уникальна. Изначально она задумывалась как храм «иже под колоколы»: звонницей, что было необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 г.г. архитектор Лев Николаевич Львов пристроил к храму с западной стороны двухъярусную колокольню. По воспоминаниям жителей, не ней было шесть малых звонов и колокола в человеческий рост. В 1940 году их разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

http://sobory.ru/article/?object=00049

– Сверх церквей внутри и близ монастыря находятся 4 каменные ж часовни. Ризница здешняя, одна из богатейших в России, наполнена драгоценными вкладами государей и вельмож. Тут есть, между прочим, низанные необыкновенно-крупным жемчугом облачения, пожалованные в 1550 г. царем Иоанном IV , и золотой крест с мощами, осыпанный жемчугом и каменьями, дар того ж царя, в 1558; ковчег напрестольный из серебра, украшенный каменьями, весом более 28 фунт., сделанный в 1766; богатый ковчег же, пожертвованный в 1845 году Великим Князем Константином Николаевичем, и огромное Евангелие, оклад коего серебряный позолоченный, сделанный в 1801 г., весит немного менее пуда. Между семи ценными сокровищами обращают на себя особенное внимание: белая полотняная риза Преподобного Зосимы, данная ему, при поставлении в сан игумена, Новгородским Архиепископом Ионою, в которой отправлял священнослужение Св. Филипп, употребляемая и нынешними Архимандритами в великие праздники; псалтирь келейная Преп. Зосимы, у которой ветхость исправлена св. Филиппом, и образа. Пресвятые Богородицы Одигитрии, принесенный Преп. Савватием при водворении его на Соловецком острове. Здесь же, в ризнице, хранятся доспехи сподвижников Авраамия Палицына в деле спасения России: палаш Кн. Михаила Васил. Скопина-Шуйского, и сабля в серебряной позлащенной оправе с каменьями, данная вкладом от Кн. Димитрия Михайловича Пожарского. Сверх того, любопытные могут здесь видеть много драгоценных подлинных грамот Новгородского Веча и Марфы Посадницы на угодья монастырские. В оружейной палате собрано большое количество не менее достойного замечания древнего Русского и иноземного оружия и знамен, с изображением креста. В 1764 году Соловецкий монастырь включен в число первоклассных; а 1765, по именному указу, сделан Ставропигиальным. До учреждения штатов принадлежало монастырю более 5-т. душ крестьян, в разных недвижимых имениях. В XVI веке сослан был сюда в заточение известный Сильвестр, священник Московского Благовещенского Собора, имевший благодетельное влияние на нравственность царя Uoahha IV во время его юности; сей добродетельный муж, здесь и погребен. В конце XVI века здесь же принял иночество знаменитый Авраамий Палицын, который после подвигов своих к пользе отечества, удалился опять сюда и по кончине своей погребена в числе иноков сей обители и собеседником Св. Елеазара Анзерского был славный Никон, бывший потом патриархом. Здесь же был пострижен в иночество сосланный в заточение самозванец царь Симеон Бекбулатович, который потом, 1611, переведен в Кирилловский Белоезерский монастырь. В числе постригшихся здесь были также: патриарх Иосиф I, митрополит Новгородский Исидор, митрополит Псковский Иларион, митрополит Тобольский Игнатий, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742), впоследствии — митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику " Свияжск " . С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

http://sobory.ru/article/?object=01000

Сказание о черноризцем чине//Творения. К., 1880. С. 92-93). Прп. Сергий Радонежский , вводя общежитие в основанном им Троицком мон-ре, ввел и соответствующие монастырские должности. Как сообщает агиограф, «от того времени убо съставляется въ обители святого общежитие. И устраяет блаженный и премудрый пастырь братию по службам: ового келаря, и прочих в поварни и въ еже хлбы пещи, ового еже немощным служити съ всякым прилежаниемъ; въ церкви же: пръве еклисиарха; еже потом параеклисиарси, пономонархи же и прочаа» ( Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского//БЛДР. Т. 6. С. 354-356). В 1-й четв. XV в. К. Троицкого мон-ря занимался покупкой земель для мон-ря (см. монастырские купчие: Акты Троице-Сергиевой Лавры. Кн. 518. Л. 454 об.- 455 об., 543 об., 576 об.//АСЭИ. 1952. Т. 1). К кон. XV в. в руках К. находились все дела, связанные с внутренним монастырским хозяйством, а также надзор за приписанными к мон-рю владениями. К. имел судебную власть над монастырскими крестьянами. На документах XVI в., касающихся хозяйственных дел мон-ря, ставилась особая келарская печать ( Смолич И. К. Русское монашество (988-1917): Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 166). В XVI-XVII вв. К. Троицкого мон-ря имел влияние за пределами обители. Среди троицких К. этого периода было немало известных в рус. истории лиц, таких как Адриан (Ангелов) , Евстафий (Головкин) , Авраамий (Палицын) , Александр (Булатников) , Симон (Азарьин) , Арсений (Суханов) ( Макарий (Веретенников), архим. Келарь Троице-Сергиевой обители - старец Адриан Ангелов//АиО. 1995. 2(5). С. 117). Во 2-й пол. XVII в. К. Троице-Сергиева мон-ря по должности был дьяком Монастырского приказа ( Смолич И. К. Русское монашество. С. 166). Не только троицкие К. обладали большими полномочиями. Согласно Уставу прп. Иосифа Волоцкого, «дела неважные решает сам игумен по совещании только с келарем и казначеем. Дела более важные решаются советом игумена, келаря, казначея и соборных старцев. Наконец, дела особенно важные объявляются всем инокам и решаются их общим голосом» ( Макарий.

http://pravenc.ru/text/1684125.html

Теперь в руках у Кирши и Алексея есть проводник до Теплого Стана. Они прибывают на хутор вовремя — на следующий день Ту-ренин и Шалонский собирались покинуть хутор, а Юрия, которого держат в цепях в подземелье, ожидала неминуемая смерть. Едва живой, истомленный голодом Юрий освобожден. Он намерен ехать в Сергиеву лавру: связанный клятвой, которую не может нарушить, Юрий собирается постричься в монахи. В лавре, встретившись с отцом келарем Авраамием Палицыным, Юрий в исповеди облегчает свою душу и дает обет посвятить свою жизнь «покаянию, посту и молитве». Теперь он, послушник старца Авраамия, выполняя волю своего пастыря, должен ехать в стан Пожарского и ополчиться «оружием земным против общего врага» Русской земли. По дороге в стан Пожарского Юрий и Алексей попадают к разбойникам. Их предводитель отец Еремей, хорошо знавший и любивший Димитрия Милославского, собирается с почетом отпустить его сына, да один из казаков приходит с вестью, что захвачена дочь изменника Шалонского, она же невеста пана Гонсевского. Разбойники жаждут немедленной расправы над невестой «еретика». Юрий в отчаянии. И тут ему на помощь приходит отец Еремей: якобы на исповедь он ведет молодых в церковь и там их венчает. Теперь Анастасия — законная супруга Юрия Милославского, и никто не смеет поднять на нее руку. Юрий отвез Анастасию в Хотьковский монастырь. Их прощание полно горя и слез — Юрий рассказал Анастасии о своем обете принять иноческий сан, а значит, он не может быть ее супругом. Единственное, что остается Юрию, — это утопить мучительную тоску свою в крови врагов или в своей собственной. Он участвует в решающей битве с гетманом Хотчевичем 22 августа 1612 г., помогая новгородцам вместе со своей дружиной переломить ход битвы в пользу русских. Вместе с ним бок о бок сражаются Алексей и Кирша Юрий ранен. Его выздоровление совпадает с завершением осады Кремля, где два месяца отсиживался польский гарнизон. Как и все русские, он спешит в Кремль. С печалью и тоской переступает Юрий порог храма Спаса на Бору — горестные воспоминания терзают его. Но Авраамий Палицын, с которым юноша встречается в храме, освобождает его от иноческого обета — поступок Юрия, женившегося на Анастасии, не клятвопреступление, а спасение ближнего от смерти.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Эти семеро бояр и избрали себе в цари польского королевича Владислава, думая успокоить тем Смуту, и якобы из боязни перед Тушинским вором. «Другие пошли дальше, задумали отдаться польскому королю... и с этой целью поспешили отдать полякам и самый Кремль. Поляки вошли в Москву 17 сентября (1610), как в свою вотчину и зажили припеваючи. Но, конечно, семибоярский подвиг вскоре должен был встретить сильный отпор и негодование и по всей земле. Коварство врагов тотчас было почувствовано... и Земля стала собираться на свою защиту. Первое слово было произнесено патриархом Гермогеном. Оно было сказано в самом Кремле, посреди врагов; оттуда сначала прокрадывалось в города таинственно, раздавалось в городах всё громче... и затем охватило все умы одним торжественным кликом: стать всем заодно и очистить Землю от врагов. Но более ярким двигателем и здесь явился... Прокопий Ляпунов. Первые же и независимо от него поднялись нижегородцы» . Поляки всеми силами стремились остановить движение; понимая, что главным его вдохновителем был Гермоген, они требовали от него новых грамот и в города, и к Ляпунову, чтоб не шли к Москве. «Но патриарх, не колеблясь, благословлял всеобщий поход к Москве, разрешая самую присягу королевичу, ставя неизменным условием его крещенье в православие и очищение государства от литовских полков» . Понятно, что требования его исполнены не были. В то время (1608-1610) у монастыря преп. Сергия, 16 месяцев стояли полки Сапеги и Лисовского. Но Лавра не сдавалась, она тогда как бы заместила поруганную Москву. Много невинного народу сгубили тут, грабили, насильничали и истязали люд простой... В решающую минуту Сергиева обитель своим доблестным стоянием стала примером для народа, начавшего собираться в ополчение для освобождения своей земли. Архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын повсюду слали гонцов с призывами встать на защиту Родины. А Гермоген, с занятием поляками Кремля заключенный в Чудовом монастыре, истерзанный, снедаемый горькими думами о судьбе Святой Руси, одинокий, беспомощный, в глубине подземелья явил удивительную силу духа, он чувствовал себя вождём народа, одну за другой посылал грамоты, клич свой по всей земле бросал: вставайте люди русские...

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/02/...

Это священное место было всегда прибежищем для наших предков в дни их бедствий, но никогда оно не было так спасительно для них, как в это ужасное время! Лавра соединяла Москву с севером и востоком России: мимо нее лежала дорога в Новгород, Вологду, Пермь, Сибирь, в области: Владимирскую, Нижегородскую и Казанскую. Стало быть, она защищала эти земли от нашествия самозванца; она предостерегала их от позора изменить Отечеству и законному государю. Чувствуя важность такого священного дела, все монахи решились лучше умереть, чем уступить Полякам и Русским изменникам, и сделались совершенными воинами: надели на свои рясы оружие, призывали к себе верных защитников Отечества и вместе с ними сражались так храбро, что, несмотря на свою малочисленность, несмотря на болезни и голод, продолжавшийся у них всю зиму, монастырь уже более года выдерживал жестокую осаду и как будто упрекал в слабости Москву, которая, имея гораздо больше войска и жителей, чем было их в Тушине, не могла решиться прогнать от своих стен дерзкого самозванца и спокойно смотрела, как и остальные города, до сих пор верные Василию Иоанновичу, мало-помалу начали оставлять его и покоряться Дмитрию; как самые ужасные злодейства происходили во всех их городах и селениях; как Русские, изменяя Богу и своей присяге, унижаясь перед недостойными Поляками, казалось, уже потеряли и Отечество, и свою веру. Невозможно описать, милые читатели, тогдашнего состояния наших предков! Я представлю вам, как говорит о том один из умных и добродетельных людей, живших в то время и собственными глазами видевших все происшествия, — келарь Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицын: «Россию терзали свои более, чем чужие: проводниками, наставниками и хранителями Поляков были наши изменники. Поляки только смотрели и смеялись над безумным междоусобием. В лесах, в непроходимых болотах Русские указывали им дорогу, берегли их в опасности, умирали за тех, кто обходился с ними, как с рабами. Не было милосердия: всех твердых в добродетели предавали жестокой смерти, бросали с крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков; грудных младенцев вырывали из рук матерей и разбивали о камни.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010