Войска, явившияся с разных концев России под Москву и находившияся под начальством князей Пожарскаго и Трубецкого, мало, очевидно, возлагали надежды на свои силы и искусство, но болыпе всего искали помощи у своей Одигитрии – чудотворной копии с иконы Казанския Божией Матери, находившейся при полках. «Тогда убо все российское воинство от различных градов российския земли подвижеся к нему, т. е. ко граду Москве, говорится в Прологе под 22 октября, еже паки того от онех (т. е. Ляхов) восприяти. Егда же собрашаса благочестивии воеводы и все христолюбивое воинство, тогда совет сотвориша первые, еже молити о сем всещедраго Бога и пречистую Его Матеръ Пресвятую Богородицу на помощь призвати. И заповедаша всему воинству и сущым с ними, православному народу, тридневный пост сотворити и тако приступити ко граду. И убо российскому воинству постящуся, благий и человеколюбивый Бог наш, видя обращение людей своих, кающихся, вскоре милосердие показа» 15 Далее в Прологе рассказывается, что в это время „некоему греченину Баласонскаго града Арсению именем“ т. е. бывшему архиепископу елассонскому и демоникскому 16 , прибывшему в Россию с патриархом Иеремиею, „внезапу“ явился препод. Сергий Радонежский и сказал: «Се Господь Бог услыша молитву раб своих, и молитв ради всенепорочныя Матере своея Владычицы нашея Богородицы и присподевы Марии, и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с ними же и аз ходатай бых: заутра град сей предаст Господь Бог в руцу православных христиан и врагов ваших низложит». «Пронесеся же вскоре, замечается в Прологе, видение сие в слухи благочестивых воевод и всего православнаго российского воинства» 17 . «Заутра же, говорит свидетель описываемых событий и непосредственный мужественный участник в них, знаменитый келарь Авраамий Палицын, 121 года, октября в 22 день, на память иже во святых отца нашего Аверкия, епископа иерапольскаго, чудотворца, воеводы град Китай приступом взяли, по словеси святаго Сергия чудотворца, и много в нем Литвы и Немец побили, оставших же в Кремль выгнали, и обретоша много чанов и наполов плоти человеческия солены и под стропами много трупу человеческаго, и седоша в Китае христолюбивое воинство, врагом же большую тесноту сотвориша, еретицы же до конца изнемогоша, но, ждуще изручения, крепляхуся. Во граде же Кремле в осаде Поляки и Литва, и Немцы и русские изменники, гладом зело стесняеми, люте умирающе“ 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот некоторые из них: " Авраамий Палицын, как писатель " , " Древние русские Братства " , " Князь Борис Иванович Куракин " , " Русь Петра Великого за границей " , " О патриархе Ермогене " и др. Скончался он 23 августа 1914 года и был погребён на Лазаревском кладбище в Москве. Последним настоятелем храма села Сокольниково был священник Иоанн Ремизов. Известно, что его репрессировали и сослали в 1938 году в далёкую Среднюю Азию. Учитывая преклонный возраст батюшки, вероятнее всего оттуда он не вернулся. В том же году был закрыт и разграблен Крестовоздвиженский храм. Практически, более чем за 55 лет безбожия, церковное здание в Сокольниково сильно пострадало от рук человеческих и катаклизмов природы. На начальном этапе, использования культового здания не по назначению, в бывшем храме местные колхозники устроили зернохранилище, а потом здание было брошено на произвол судьбы. Железо и деревянные каркасы куполов прогнили, кресты изрядно покосились, на крыше, вместо кровли находился 1,5 метровый слой земли с растущими кое-где деревцами. Оконные рамы отсутствовали, каменные плиты были растащены, а где-то даже зияли огромные дыры (до 6 м. в диаметре) обрушившихся сводов подвала. На момент передачи храма верующим в 1994 году, в интерьере сохранились лишь фрагменты сюжетной и орнаментальной живописи, исполненные маслом во второй пол. XIX столетия, иконостасы и утварь были утрачены, от ограды церкви остались лишь южные и двое западных ворот (кованые решётки были демонтированы и увезены в неизвестном направлении спустя некоторое время, после закрытия храма). 24 июня 1995 года в Крестовоздвиженском храме был совершён первый молебен, а 12 июля в праздник апостолов Петра и Павла отслужили первую Божественную литургию. Вокруг назначенного настоятеля церкви протоиерея Александра Зимина стала собираться община прихожан и благотворителей. Так, стараниями некоего гражданина К. Альбидиль к празднику Преображения Господня в храме появился первый иконостас. Семья Зубаревых полностью взяла на себя расходы по изготовлению и установку 12 новых окон (весна 1998 г.).

http://sobory.ru/article/?object=02414

Государь, во сто двадесятъ четвертом году октября в 24 день писал с Москвы государевым словом Троицко-Сергиева монастыря келарь старец Авраамий Палицын в Троицкий монастырь к архимариту Дионисию, да казначею старцу Иосифу Панину, а велел прислати к Москве меня, нищего чернеца для государева дела, что правити книга потребник на Москве в печатное дело, а поп Иван Клементьевской приехал к Москве собою, а не по грамоте. И как мы стали пред тобою государевым боярином, и сказал я, нищий чернец, про себя тебе, государеву боярину, что меня не будет столько, что я ни поп, ни дьякон, а в той книге все потребы поповския; а Иван поп сам на государево дело набился и бил челом тебе, государеву боярину, себя для, что у него там жена да дети, чтобы государь приказал правити книгу Троицкому архимандриту Дионисию в Троицком монастыре, а нам-бы, попу Ивану да мне чернцу Арсеньишку да старцу Антонию, с архимаритом же у дела быти, и ты, государь, по Иванову челобитью и по докуке велел ему дати с дворца государеву грамоту на архимаричье имя, что правити книга в Троицком монастыре Троицкому архимариту Дионисию, а нам с архимаритом у дела быти. И по государеву приказу и по грамоте государеве приехав в монастырь правили книгу потребник, сколько нашего худого разума стало и колико Бог наставил. Бог свидетель, безо всякия хитрости сидели полтора года день и нощь; и книгу, государь, мы, прошедши с переводы со многими спуская, привезли к Москве доложити о недоуменных вещех митрополита Ионы Сарского и подонского. И прежде архимарит начал докладывать, что на Богоявлениев день пишется в молитве над водою стих: сам и ныне, Владыко, освятив воду сию Духом твоим святым и огнем. И было государь, у нас 12 переводов письменных, а третьянадцатой печатной, и в письменных, государь, переводех в десяти писано точию Духом твоим святым, а огнем не написано ни в котором, да в двух письменных же – в одном приписано на поле – и огнем, а в другом – поверх строки приписано: и огнем же, а в печатном служебнике рядом напечатано в строке: Духом твоим святым и огнем, и как тот служебник напечатан, а в нем и огнем прибавлено, и тому лет с шеснадцать, а письменные, государь, у нас переводы были – инем лет полтораста уже минуло, как оне писаны, а инем и больши, – и в тех переводех точию писано: Духом твоим святым, а огнем не писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Да поможет нам Бог ! Для того мы и собрались сюда, чтобы воспомянуть Его великую милость к русскому народу и от полноты сердца, горящего любовью к родине, благодарить Его и молить, да оправдается в делах наших и в судьбах наших наша вера, да возрастает и процветает наша великая Церковь , – Церковь единая с народом и народ единый с Церковью !»... «В нынешний день почтим благодарною памятию великое служение русского духовенства. Из его среды вышел целый сонм не только иерархов и священнослужителей, но и людей науки и мужей государственных русского духа... Кто знает тяжкие условия быта, в коих живет и действует наше духовенство, особливо сельское, у того слово суда, готовое для недостойных, умолкнет пред величием подвига, совершаемого многими, безвестно труждающимися посреди пустынь, лесов и болот необъятной России, в великой нужде, в холоде, в голоде, в нищете и нередко в обиде. Легионы этих тружеников стоят уже пред Богом молитвенниками за нас, – и на их костях стоит наша Церковь . Но и ныне, сколько живущих, подобно им, безвестно трудятся над ее созиданием! Слава и честь духовенству нашему, и да умножит ему благодать Божия и крепкую силу веры, и чувство любви и жалости для учительства словом и делом!» Да, сообразивши все, что сделала для русского народа и царства православная вера, нельзя не признать, что это была и есть для них воистину зиждительная и животворная сила, и ей мы обязаны самыми выдающимися страницами нашей истории. Духовенству мы обязаны отечественным летописцам 2 Почти всеми летописями, из которых почерпаем свидетельства о том, откуда пошло и как строилось русское государство, – об общественной и домашней жизни наших предков от Царя до земледельца, о деяниях и нравственности всех классов русского народа, и о проч.: почти всеми такими письменными отечественными памятниками обязаны мы нашим духовным. Летописцы: Иоаким, епископ Новгородский, преподобный Нестор, Селиверст, его продолжатель, Авраамий Палицын и другие – все они были служителями алтарей веры, наставниками священной нравственности и возвестителями славы и добродетелей наших предков. В обителях, посвященных Богу, хранились отечественные памятники, долженствующие поучать потомков. Наши духовные дееписатели о нравах и добродетелях судили не по превратным светским умствованиям, но по непреложным предписаниям Божественным, они предлагали не выдумки свои, но то, что было, и что происходило в веках прошедших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Источники расходятся по вопросу о том, был ли согласен Е. с проектом призвания на московский престол польск. королевича Владислава при условии его крещения в Православие. Авраамий (Палицын) и Хворостинин пишут о том, что Первосвятитель со слезами просил не посылать «с таким молением к польским людем» и не верить их обещаниям, он призывал православных помнить, «что Кароль в велицем Риме содея» (имеется в виду, вероятно, уклонение Рима с приходом Карла в «латинство»). По польск. материалам, «патриарх побуждал, чтобы... избрали или князя Василия Голицына, или Никитича Романова, сына Ростовского митрополита» (Рукопись [С.] Жолкевского. М., 1855. С. 126); в более ранних польск. известиях в качестве патриаршего кандидата на московский престол указывается только кн. Голицын. После того как Боярская дума утвердила кандидатуру Владислава, Е. заявил, что благословит это решение лишь в том случае, если королевич перейдет в правосл. веру (ПСРЛ. Т. 14. С. 100-101; ср.: Белокуров С. А. Разрядные записи. С. 56-57). Патриарх наставлял членов рус. посольства под Смоленск в том, «чтоб отнюдь без крещенья на царство его не сажали». Е. поначалу не хотел благословить членов посольства боярина М. Г. Салтыкова и кн. В. М. Мосальского (главных проводников польск. интересов в боярской думе) и дал им свое благословение после их уверений в том, что Владислав «будет прямой истинной государь» (ПСРЛ. Т. 14. С. 101). 28 авг. 1610 г. москвичи целовали крест Владиславу в Успенском соборе в присутствии патриарха. 12 сент. 1610 г. под Смоленск государю «Владиславу Жигимонтовичю» была отправлена грамота от имени Е. и всех рус. людей, имевшая целью убедить королевича принять Православие (СбРИО. Т. 142. С. 173-182). Через митр. Филарета, ехавшего в составе посольства, Е. послал Владиславу грамоту от себя лично, в к-рой просил королевича «не презрить сицеваго прошения» (ААЭ. Т. 2. 201, 207), по словам Хворостинина, Е. предварительно наставлял Филарета и дал ему с собой кое-какие книги. Однако все эти усилия были тщетны. Л. Сапега на переговорах заявил, что Владислав, будучи христианином, не нуждается в повторном крещении, о споре Сапеги с Филаретом Е. была послана грамота (см.: Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 115).

http://pravenc.ru/text/190175.html

Многолетнее присутствие на Соловецких о-вах мирян расшатывало монашескую дисциплину. Михаил Феодорович потребовал от И. в грамоте от 9 февр. 1621 г. воздействовать на тех иноков, к-рые желают «житие имети ослабно и мирским делом уклонятися или учнут питье держати, и вне монастыря исходити, и молвы творити»; новоначальные иноки должны жить в послушании у игумена и у известных доброй жизнью старцев (ААЭ. Т. 3. Доп. С. 485. 331). Грамоты аналогичного содержания прислали И. патриарх Филарет и царица-инокиня Марфа (РНБ. Солов. 20/1479. С. 337-338. 161; F.IV.147. Л. 263-267). Восстанавливая в обители уставные нормы, И. написал для братии последование келейного правила, к к-рому присоединил неск. статей о поведении монахов («Како подобаеть приити брату ко иному брату в келию»; «Сретающе же ся, брат з братом да глаголет», «А как з братиею потружаешися на какове-любо деле, пришед в келию, глаголи»). Один из списков келейного правила И. сохранился в Каноннике Троице-Сергиева мон-ря (РГБ. Ф. 304. 299; текст отредактирован применительно к условиям Троице-Сергиева монастыря); в книге есть запись ученика И. соловецкого старца Иоасафа Сороцкого, в 1630-1634 гг. являвшегося казначеем Троице-Сергиевой обители. Важным событием в жизни Соловецкого мон-ря стало обретение мощей прп. Германа в 1623 г., по-видимому состоявшееся по благословению патриарха Филарета. Ок. 1615 г. была составлена первоначальная редакция «Повести о преподобном Германе Соловецком» (единственный список - РНБ. Солов. 936/1046); после обретения мощей прп. Германа была написана 2-я, пространная, редакция «Повести...», получившая широкое распространение. В 1616 г., по грамоте царя Михаила Феодоровича, в Москву с Соловков были посланы изображения («дски») с гробниц Соловецких чудотворцев (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 247. 174; Досифей (Немчинов). 1847. С. 56). В 1620 г. в Соловецкий мон-рь вернулся бывш. келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын), на Соловках он создал последнюю редакцию «Истории в память предыдущим родом» ( Солодкин Я. Г. Соловецкая редакция «Истории» Авраамия Палицына//Лит-ра Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1983. Вып. 4. С. 83-95). В мае 1626 г. И. получил грамоту от Новгородского митр. Макария об установлении празднования Ризе Господней, присланной в Москву в 1625 г., а также печатную службу празднику (РНБ. Солов. 20/1479. С. 105-107. 35). В 20-х гг. XVII в., при И., была создана новая редакция Соловецкого летописца, составленного в кон. XV в. игум. св. Иаковом.

http://pravenc.ru/text/673965.html

Он должен был править с боярской думой и земским собором. Гетман согласился почти на все условия, лишь перемену веры оставил на усмотрение короля. Он присягнул на соблюдение условий. Присягнули и бояре Владиславу, а затем стали приводить к присяге и весь народ в Успенском соборе. Таким образом Владислав был объявлен царём московским. Первым результатом этого избрания было бегство вора снова в Калугу, вместе с Мариной и казаками, во главе с Заруцким. Вор узнал, что бояре настаивали на помощи Жолкевского против него, и не верил преданности окружавших его поляков. Тотчас же после удаления вора Жолкевский настоял, чтобы бояре не медлили более отправкой московского торжественного посольства к королю Сигизмунду III по поводу избрания в цари королевича Владислава. В состав избранного посольства вошли: митрополит Филарет, Спасский архимандрит Евфимий, троицкий келарь Авраамий Палицын, князь В. В. Голицын, князь Д. И. Мезецкий, В. Б. Сукин, дьяки Луговский и Васильев. Посольство получило подробный наказ, помеченный 17-м числом августа 1610 года и состоявший из длинного ряда условий, которые посольство должно было предъявить королю и королевичу. От Владислава требовали немедленной перемены веры, чтобы он крестился у ростовского митрополита Филарета и смоленского архиепископа Сергия, и в Москву прибыл уже православным, и чтобы здесь „его, государя, встретить с чудотворными образами, честными и животворящими крестами патриарху и всему освященному собору». Будучи царём, Владислав не должен был бы сноситься с папой или принимать от него благословение; тех людей московских, которые по своему малоумию отступят в римскую веру, он должен казнить смертью, и имущество их отбирать. Когда Владиславу придёт пора жениться, то ему выбрать себе супругу на Москве греческой веры. Далее шли условия о том, чтобы Владислав не приводил много поляков и литовцев с собой, чтобы король вышел в свою страну, чтобы города были очищены от поляков, пленные были разменяны и т. д. Посольство было отправлено к королю под Смоленск, и вслед затем настало в Москве полное торжество поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Первый съезд послов в Деулино не дал результата. Поляки настаивали на том, что королевич Владислав должен стать московским царем. Второй съезд также ни к чему не привел. Историк Д.И. Скворцов приводил в своей книге описание обстановки переговоров: «королевские послы вельми ожесточишася… Яко псы лаяху, а роты многие у них приправлены стояху заведены на лесу около поля того Деулина». Русские послы, монахи и народ молились у мощей Сергия Радонежского, чтобы он подал мир своим людям и не допустил продолжения кровопролития и разорения. Через два дня после этой всенародной молитвы поляки, настроенные до этого воинственно, неожиданно сами предложили возобновить переговоры. К монастырю прискакал польский гонец, который предложил встретиться послам в третий раз и заключить мирный договор. Бояре вновь отслужили молебен Сергию Радонежскому и поехали из монастыря в Деулино. На этот раз переговоры закончились подписанием мира с Польшей. Русские дипломаты пошли на большие уступки, но в Троицком монастыре окончание войны вызвало ликование. Мир между странами утвердили на 14 лет, Владислав забирал Смоленск и ряд других городов, на деле отказывался от притязаний на Московское царство, но формально в документах Речи Посполитой мог именоваться «царем русским». Худой мир лучше доброй ссоры: с этого времени русское государство возвращалось к мирной жизни после периода Смуты. В старых документах Деулино называли также селом Мирным. Через год после подписания соглашения с поляками троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын поставили в Деулино памятную деревянную церковь. Ее посвятили преподобному Сергию Радонежскому – «истинному миротворцу» – как писал историк А.В. Горский. Термин «миротворец» встречается в Библии. В начале Евангелия от Матфея приводится знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа с девятью заповедями блаженства. Согласно этой проповеди великую награду на небесах получат нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, миротворцы, изгнанные за правду и гонимые за Христа. Заповедь о миротворцах седьмая по счету, полностью она звучит так: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». В середине XIX века рядом с деревянной церковью Сергия Радонежского построили каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Новая церковь получила интересный облик: на кубе-четверике поставлен восьмигранный невысокий шатер с мощным куполом. Шатровые каменные храмы часто строились в XVI-XVII веках, а потом их запретил патриарх Никон.

http://sobory.ru/article/?object=00049

Суздальский епископ Галактион был изгнан тушинцами и умер в изгнании. Коломенского епископа Иосифа воины Лисовского захватили в плен, влачили за собой, мучили, пытали, привязывая его к жерлу пушки и грозя выстрелами. Московскому войску удалось отбить его и вернуть в Москву. Одного из ярых противников измены, тверского архиепископа Феоктиста, тушинцы захватили и привезли в свой лагерь. Здесь его мучили и убили якобы при попытке к бегству. Тело его было найдено объеденным зверями. 11 октября 1608 года отряды польского воеводы Сапеги подступили к Ростову. Жители Ростова бежали в Ярославль, но митрополит Ростовский Филарет вместе с верными жителями заперся в соборной церкви. Люди исповедались, причастились и решились пострадать от бунтовщиков. Поляки взяли город, начали резню, захватили собор. Филарета, раздев, в одной рубашке, босого, увезли в Тушино, где он находился в плену, терпя постоянные искушения и издевательства со стороны бунтовщиков. Его силой заставили именоваться «нареченным патриархом», что было незаконно, поскольку был жив патриарх Гермоген. Одной из самых славных страниц русской истории стала шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиевой лавры войсками поляков и казаков. 23 сентября 1608 года началась осада. У поляков было около 15 000 войска, осажденных в монастыре – не более двух с половиной тысяч. Но уже к концу осады в живых из защитников оставалось не более двухсот человек. Обороной руководил келарь монастыря – Авраамий (Палицын). Дух осажденных, поддерживаемых неоднократными видениями преподобных Сергия и Никона, был неизмеримо выше, нежели у поляков, в лагере которых царили разврат и дух грабительства. 12 января 1609 года войска осаждавших бежали, поскольку к монастырю подходили войска князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. На неоднократные предложения польских военачальников сдаться осаждаемые гордо отвечали: «Да ведает ваше темное державство, гордые начальники, Сапега и Лисовский и прочая ваша дружина, – напрасно нас прельщаете, Христово стадо православных христиан...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь уже для них не страшны были замыслы Заруцкого: слава Пожарского, присутствие Минина, пламенное усердие народа способствовали победе. Вид Московского стана совсем изменился: надежда на милость Бога, всегда помогающего правому делу, оживляла каждое сердце, и несмотря на то, что многочисленное Польское войско под командованием гетмана Ходкевича шло на помощь Полякам, владевшим Москвой, Русские были уверены в победе. 22 августа первые отряды Ходкевича перешли Москву-реку и остановились близ Новодевичьего монастыря. Пожарский и Трубецкой встретили их и сражались три дня. Храбрость была видна с обеих сторон, но победу Русских замедляли Казаки, находившиеся в войске Трубецкого: они вздумали в ту минуту, когда решалась судьба Отечества, спорить о своем жалованье и, говоря, что они еще не получали его, не хотели сражаться. Слава Богу, что в эту ужасную минуту, когда могли погибнуть все великие намерения спасителей России, нашелся человек, который был в состоянии поправить зло, причиненное изменниками Русской чести: то был добрый, неутомимый в усердии Авраамий Палицын. С чувством души высокой и благородной, с трогательными слезами человека, пламенно любившего свое Отечество и боявшегося видеть его погибель, он начал представлять Казакам всю низость их поступка; обещал им вместо денег, которых уже не было ни у него, ни в казне Сергиевой Лавры, всю церковную утварь; умолял их именем Бога и святого Сергия не отказываться от сражения. Эти убедительные слова, это имя Бога и Его угодника напомнили Казакам об их долге, показали им всю безрассудность, все их малодушие. С раскаянием в сердце, с клятвой победить или умереть полетели они на поле сражения, где счастье уже было на стороне гетмана. Храбрость Казаков изменила его судьбу, но победа все еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин, отобрав триста отличных воинов, бросился с ними на неприятелей с тыла. Такое неожиданное нападение смешало Польское войско: его ряды расстроились, а Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 24 августа.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010