Набожный князь доставил преподобному средства основать на месте явления святой иконы храм и обитель в честь Успения Богоматери 121 . И озеро, на берегу которого поселился отшельник Аврамий, называется Чухломским, или Чудским, и та возвышенность, на которой провел он последние свои годы, называется по памятникам «Чудским городком» 122 . Это уже показывает, с какими людьми пришлось иметь дело преподобному Аврамию. Чудь Галичской страны хотя уже знакома была с христианством, но поверхностно и слабо; обычаи и нравы были грубы, язычество еще жило в сердцах и открывалось в делах; волхвы давней старины еще более значили для многих, чем чистая святая вера. Так говорит о Галичской чуди и житие преподобного Аврамия. Итак была нужда явить славу христианства и особенным чудом, и особенным подвижником. Преподобный боролся в чудской стороне и с нуждами обители, и с чудскою грубостью. Он часто собирал к себе суеверов и убеждал их расстаться с суевериями, указывая на чудеса христианства; а еще чаще молился он за них пред иконою Богоматери. И небесплодны были труды его. Те, которые получали исцеление от иконы Богоматери, и сами искренно убеждались в превосходстве святой веры, и других убеждали в том же. Успенская обитель процвела и стала многолюдною; преподобный назначил ей в настоятеля ученика своего Порфирия, а сам удалился в пустыню 123 . Убегая многолюдства, Аврамий удалился на реку Вочу. Ученики нашли его здесь и стали ставить около его хижины кельи. Любящий отец благословил им построить храм в честь Собора Богоматери. Образовалась и здесь обитель, для которой Аврамий назначил в игумена ученика своего иеромонаха Пафнутия. Преподобный еще раз скрылся от учеников своих. В 13 верстах от Вочской обители он нашел себе такое место, где пребывание его более, чем где-нибудь, могло иметь последствия благодетельные. Он поселился под горою, на которой был «Чудский городок»; это было гнездо старого чудского суеверия; здесь нужно было много света и силы Небесной, чтобы рассеять остававшийся мрак язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

520 Ркп. житие пр. Аврамия, старшее, писано не позже 14 в. (опис. муз. стр. 212. 598. 600. Синод. б. 556). Оно с малыми переменами – в прологе и ч. минее 29 окт. Второе ркп. житие, нач. словами: «еже дивитися святых трудах добро» (опис. муз. стр. 208) писано во второй половине 16 в. Третье житие, с выписками из ч. минеи св. Димитрия и следованной псалтыри – в валаамском уставе и писано не раньше 1706 г., как второй повествователь дополнял первого, так третий – второго. Первое житие в отличия второго напеч. в памятн. стар. рус. литер. 1, 221–225. 521 По второму житию Аврамий прежде Ростова жил на Валааме и здесь пострижен. Третье житие прибавляет, что Аврамий чухломский язычник Иверк крещен с именем Аверкия на Валааме «в обители св. Троицы». Но как не заметить, что на Валааме монастырский храм посвящен преображению Спасителя? Не трудно видеть и то, что Иверк простонародное название Аверкия, а смелый сказатель на имени, неправильно понятом, построил сказание о крещении язычника Иверка на Валааме. Рассказ о пострижении Аверкия на Валааме – поздний и не оправдывается никакими памятниками древности. – В обители св. Троицы пострижен преп. Аврамий чухломский, а не ростовский. 522 Ц. Феодор Иоаннович грамотою своею, подтверждая грамоту отца, обеспечил за Богоявленским монастырем поселение богословское на р. Ишне с перевозом и рыбными ловлями. (Яросл. епарх. ведом. 1861 г. 33). Царь грамотою своею без сомнения только подтверждал распоряжения князей ростовских» – о богословском. 523 Летоп. у Карамз. 2. пр. 238 относит построение Владимира клязменского к 1116 г. В 1096 г. Олег пришел из Мурома в Суздаль, из Суздаля в Ростов, взял в плен суздальцев и ростовцев, но в походах его еще не видно ни Владимира, ни владимирцев. По истории Олега вероятно, что население Владимира на Клязме началось в след за победою над Олегом, для противодействия замыслам беспокойного Олега. Так полагает и историк Погодин. 525 Христ. чт. 1850 г. 1, 59–63. 1853 г. 1, 413–418. Сочинитель на стр. 415–417 сам указывает вымыслы во втором и третьем житии преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На месте явления иконы пустынник, при пособии местного удельного князя, устроил храм и обитель в честь Успения Богоматери. 184 Обитель процвела и сделалась многолюдною; преп. Аврамий назначил ей настоятеля – ученика своего Порфирия, а сам удалился в пустыню, за 30 верст далее, где по желанию учеников основал новый монастырь в честь Положения пояса Богоматери. Потом он перешел на реку Вочу и благословил ученикам своим поставить храм в честь Собора Богоматери и третью обитель. Наконец неутомимый просветитель дикого края нашел себе лучшее место, в 13 верстах от Вочского монастыря, под горой, на которой был «Чудский Городок» – гнездо старого чудского суеверия; здесь нужно было много света и силы небесной, чтобы рассеять остававшийся мрак язычества. Когда собрались сюда ревнители духовной жизни, Аврамий основал на Чудском Городке храм в честь Покрова Богоматери; сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками при устроении обители. Велико было значение основателя четырех монастырей в чудской стороне! Он сам жил уединенно под горою; но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чухломская сторона чтит его как своего просветителя. Преп. Аврамий , прозываемый также Чухломским и Городецким, почил 20 июля 1375 года. 185 По блаженной кончине чудотворца Сергия, многие из чад его разлетелись, как птицы небесныя, по разным краям Русской земли и свили себе священные гнезда – обители иноческие. Преп. Савва, о котором мы говорили выше по случаю основания Дубенского монастыря на острове, научившись с молодых лет от блаженнаго наставника своего послушанию, смирению, чистоте мыслей и слезной молитве, желал уединения, но не долго насладился им на пустынном острове Дубенском: по удалении преп. Никона в безмолвие, смиренный подвижник Савва принужден был неотступными просьбами братий принять на себя управление обителью Сергиевой. 186 Спустя несколько времени духовный сын преподобного Саввы и крестник преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

И сию книгу в дом никому не отдавать и быть той книге в этой святой обители в церкви»; Триодь постная печати 1698 года, с подписью того же старца Авраамия Ашанина: «Сию книгу Триодь постную дал в дом Пресвятые Б-цы в Любецкой монастырь Аврамий Ошанин. И того монастыря игумен и с братьею родители ево старца Аврамия Ошанина поминать и за него старца Аврамия Бога молить. А подписал старец Аврамий своею рукою и сею книгу из Любецкого монастыря никому не продавать, быть в том Любецком монастыре во веки»; и Триодь цветная печати 1698 года, пожертвованная тем же старцем Авраамием Ошаниным; на ней подпись такого же содержания, как и на Триоди постной. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1877 г., – хранится в церкви. Церкви принадлежат здания: две каменные часовни без входа, три деревянные, из них одна со входом в дер. Белякове, деревянная сторожка и семь деревянных торговых лавок, которые сдаются в наем в ярмарку 15 августа. Основание села Марьина относится к началу XVIII столетия. В это время помещик Павел Степанов Языков поселил здесь несколько крестьянских семейств из других своих вотчин и образовалось сельцо Марьино, Маритино тож. В новопоселенном сельце г. Языков в 1715 году построил церковь в честь Похвалы Пресвятые Богородицы; указ из Патриаршего Казенного Приказа о строении церкви дан был в 1714 году 14 августа, а об освящении церкви указ дан 1715 года октября 6 дня: «и велено тое новопостроенную церковь во имя Похвалы Пр. Богор. освятить Володимирскаго уезда села Великаго Благовещенскому попу Силе Алексееву, а у той церкви двор попов, в приходе 8 дворов, пашни церковныя 11 чети в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов пол-третья копны»; церковь освящена была 26 октября 1715 года. Священником к новопостроенной церкви, по прошению г. Языкова, назначен был дьячок погоста Николо-Песьянского Андрей Яковлев; об этом назначении в книгах патриаршего казенного приказа записано: «1715 года октября в 1 день капитан Павел Стефанов сын Языков в Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1796 году Преосвященный Митрополит Платон, лично посетив Оптину Пустынь, нашел местоположение ее для пустынно-общежительства очень удобным, и потому решил учредить здесь общежитие наподобие Пешношского монастыря; для этой цели он просил у Пешношского настоятеля отца Макария, чтобы тот дал совершенно способного и вполне благонадежного для сего человека. Отец Макарий с обычною для него монашеской простотой, ответил сначала митрополиту Платону: «Да у меня нет таких, владыко святый; а вот разве дать тебе огородника Авраамия»? Преосвященный, поняв ответ, приказал представить к себе отца Авраамия. С прибытием отца Авраамия Оптина Пустынь, почти близкая тогда к упразднению, едва сохранившая жизнь только трех монахов глубокой старости, чтобы поступить в руки отца Авраамия еле дышущею, вновь возродилась в тихое пристанище, предъуготовляя средства для последующих обитателей-подвижников. В бедственном, можно сказать, положении застал Авраамий ввереную ему обитель. «Не было полотенца рук обтирать служащему, — говорил отец Аврамий, — а помочь горю и скудости было нечем; я плакал да молился, молился да плакал». «Проживши в Оптиной два месяца, не видя ниоткуда помощи к поправлению ее благосостояния и грустя о прежней, мирной, безпечальной жизни на духовной родине, я отправился, — рассказывает отец Аврамий далее, — в Пешношь открыть старцу свою душу и молить снять с меня бремя не по силам. Но вышло иначе: старец принял меня с отеческой любовью, и, выслушав мои сетования о скудости вверенной мне обители, велел запрячь свою повозку и, взяв меня с собою, поехал по знакомым ему помещикам. Они в короткое время, по слову его, снабдили меня всем необходимым, так что я привез в монастырь воза два разных вещей. Возвратясь со сбора, старец пригласил меня отслужить с собою, а после служения и общей трапезы, совершенно неожиданно для всех, обратился к своему братству с такими словами: отцы и братья! Кто из вас пожелает ехать с отцом Авраамием для устроения вверенной ему обители, я не только не препятствую, но и с любовью благословляю не сие благое дело”!»

http://bogoslov.ru/article/288408

Отпишите к нам, когда вы примиритесь со своей матерью, и – я, по святительскому долгу, а по вашему чистому покаянию, буду молить за вас Бога. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать: то, делать нечего, сам боясь Бога, по святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкой, и за другими многими священными лицам и вместе с ними, прочитав священные правила, поговорив и рассудив, возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священных лиц не благословение». 733 470 Ркп. житие, писан. митр. Корнилием в 1695 г. Это житие составлено при пособии записок самого пр. Мартирия. 471 Тихвинский монастырь основан фев. 11, 1560 г. архиеп. Пименом; Аврамий исцелен Богоматерью в присутствии арх. Пимена, бывшего в Тихвине по случаю устроения монастыря и Аврамий был затем первым свечным монахом в Тихвине, след. исцеление Аврамия было в 1560 или 1561 г. Сл. опис. Тихвинского монастыря, стр. 14, т. 53, 54. Спб., 1859. 472 Гостинопольский монастырь Михайловского погоста в 1582 г. стоял почти пустой. Писцовая книга у Неволина (о пятинах, суб. 1853 г.) стр. 142. 473 У Неволина, о пятинах, стр. 142. О Феодоре Сыркове ист. иер. 4, 158. В 1662 г у Зеленой пустыни – 5 дворов поселенцев. 476 Ист. иер. 4, 155–170. Собр. л. 3, 274. По ркп. святцам общ. ист. пр. Мартирий зеленецкий новый чудотворец. «Словарь святых стр. 180 говорит о м. Корнилие: его старанием дана пустыня 1642 г. грамота на вотчинные земли». В 1642 г. не было в Новгороде митр. Коринилия; Корнилий был митрополитом новгородским 1674–1695 г. 477 Житие св. Арсения, напис. иноком Феодосием, у Царского 123, со службой в Румянц муз. стр. 93, 594. Оба сочинения в Желтиковом монастыре (Опис. монастыря, стр. 37–40 Тверь 1852 г.). Служба, по послесловию, написана в 1483 г. иноком Феодосием, при игумене Геронтие. Сочинитель жития, описав чудо 1566 г. говорит: «мне смиренному иноку Феодосию, поведаша про сие великое чудо минеи тояже обители, наипаче же сам видев своими очами того бывша в мертвых человека» и пр. описание Желтикова мон. стр. 38, 39, 68. Опис. Румянц. муз. стр. 594. 478 Никон. лет 4, 284. В печатном житии св. Арсения, изд. 1764 г. сказано, что Арсений пострижен в монашество Киприаном, до возведения его на митрополию. Не было ли это разве тогда, как Киприан, по поручению патриарха, мирил князей юго-запада с митрополитом? См. сентяб. 16 чис. 479 Ркп. житие Арсения, современная записка о Евфимии у Карамзина 5, пр. 232. В печатном житии 1764 г. напрасно обвинен Евфимий в ересях. 483 Ркп. и печатное житие. И в церковной службе (минея марта, м. 1646 г.) св. Арсений именуется милостивым, незлобивым и кротким; служба как сказано, писана в 1483 г. 486 Надпись: «в л. 6906 (1398) построен собор сей архистратига Михаила великим. князем тверским Михаилом Олександровичем, при владыке Орсение». Микулни. летоп. 490 Карамз. 5, пр. 254. Никон. л. 4, 254, 307. В прологе 2 мар. ошибочно сказано, что Арсений еще до поставления в епископа основал монастырь на р. Тмаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1879 году по указанию какого-то древнего предания, монах Аврамий с большим прилежанием стал исследовать внешний двор древней башни для разыскания гроба святого. После тщательных раскопок, отысканы внизу под скалой обтесанные могилы, наполненные камнями и землей, от которых он их очистил, сделав к ним широкий вход. Хотя эти могилы находятся вне башни, но включены в нее новой стеной и устроен даже храм в честь Св.Симеона, в котором уже, находятся, и могилы; Божественный храм святого находится в древней башне, и эта последняя разделяется на две части, соединяющиеся широким портиком и дверью против гроба, чрез который можно пройти в алтарь. В течении двадцати одного года монах Авраамий постоянными своими трудами возрождал обитель в Катамонах. Он не только выкопал погребенную под развалинами древнюю башню, но посредством раскопок вывел ее наружу, как древний памятник, а развалившиеся ее части, возобновил новыми прочными постройками и приподнял ее в надлежащую высоту; кроме того, не в далеком расстоянии от упомянутой древней башни, воздвиг он новую башню, еще более обширную, а каменистую и неровную землю под ней очистил и превратил в землю обрабатываемую. Но чтобы дело его не оставалось не оконченным, то монах Аврамий по открытии гроба Св.Симеона почел своею обязанностью воздвигнуть, как выше сказано, и Божественный храм, снабдив его всеми необходимыми принадлежностями. " Таким образом, окончивши трудолюбивое свое дело, согласно с религиозным своим настроением, и, чувствуя себя нравственно- удовлетворенным и душевно умиленным, вручил он ключи Обители Блаженнейшему Иерусалимскому Патриарху Иерофею, посвятив эту Обитель общине Св.Гроба сопричислив ее к прочим угодьям, составляюшим украшение Апостольского Престола брата Господня, в честь Святогробского братства и в похвалу родины своей Мадиты, пересадивши такое растете в духовный сад Сионской Церкви. " После уступки монахом Аврамием Обители Катамонас со всеми принадлежащими ей землями в пользу Общины Св. Гроба, со стороны последней был выдан ему документ, которым монах Авраамий признавался пожизненным обладателем ее; вместе с тем он обязывался по мере сил своих содержать, украшать ее и пристраивать к ней новые постройки; все это со рвением им исполнялось. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

  Руководство и насельники Важского Богословского монастыря в начале XVII в. В справочнике П. М. Строева в этот период назван только один игумен – Авраамий (1607–1614 гг.) . По данным приходо-расходных книг выявлено несколько настоятелей: Аврамий (8 марта 1600 г. – 18 июня 1602 г.); Измаил (декабрь 1602 г. – август 1603 г.); Аврамий (8 мая 1605 г. – 1 сентября 1609 г.); Мисаил (1 сентября 1610 г. – 1 сентября 1612 г.); Аврамий (29 августа 1613 г. – сентябрь 1615 г.). Вторым важным моментом является изменение во внутримонастырской иерархии. На протяжении второй половины XVI в. вторым после игумена лицом считался черносвященник (иеромонах). В первые годы XVII в. эта традиция сохранялась. Так, в 1601 г. в монастырском руководстве названы несколько монахов-священников: Кондратий, Измаил, Аврамий. До декабря 1601 г. священник Кондратий выдавал деньги казначею на монастырские расходы . В 1604 г. упомянут черносвященник Измаил. В более позднее время черносвященники указаны среди руководства только в 1607 г. (см. публикацию, документ 9), после чего перестали фигурировать в хозяйственных книгах в качестве «заместителей» игумена. Можно констатировать, что монастырское духовенство утратило своё привилегированное положение в монашеской общине, а хозяйственная верхушка усилила влияние в управлении монастырём.   Руководство Важского Богословского монастыря в начале XVII в.   Игумен Черно-священник Келарь   Казначей   Источник (ГА АО, ф. 829) Аврамий Кондратий Измаил Митрофан Евстратий 19 июля – 10 сентября 1601 г. оп. 1, д. 828. л. 1 Аврамий Кондратий Аврамий Вавила Ферапонт 1 сентября 1601 г. – 18 июня 1602 г. оп.1, д. 828, л. 1 об.; оп. 3, д. 8, л. 17, 18 об., 29 Измаил Митрофан Варлам 2–29 декабря 1602 г. – не позднее 8 января 1603 г. оп.3, д. 8, л. 16; д. 9, л. 1 об. – 2 Измаил Меркурий Варлам 19 февраля – 5 апреля 1603 г. оп. 3, д. 9, л. 6, 7 – 7 об. Измаил Меркурий Варлам 11 августа 1603 г. оп. 2, д. 2, л. 13 об. Евстратий 11 января 1604 г. оп.2, д. 2, л. 15 Кирилл 8 мая – 1 ноября 1604 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

  Кондак, глас 3: Девства водами очищена преподобная, мученичества кровьми Анастасие венчавшися, подаеши сущым в нуждах, недугов исцеление и спасение, приступающым от сердца: крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую. Житие Аврамия Затворника и блаженной Марии Блаженный Аврамий был сыном благочестивых родителей; уже с ранней юности он любил посещать святые храмы, слушать там с умилением слово Божие и поучаться в нем. Горячо любя своего сына, родители понуждали его вступить в брак. Он сначала отказывался, но потом, после многих и усиленных просьб, вопреки своему желанию, повиновался родителям. На седьмой день после брака, когда Аврамий сидел однажды в опочивальне с своею женою, в его сердце внезапно воссияла, подобно свету, благодать Божия и, никому ничего не сказав, он тайно удалился из дому. По Божественному внушению, он вышел из города [ 1 ] и, на расстоянии двух тысяч шагов от него, нашел необитаемую хижину; в ней он и поселился с радостным сердцем, прославляя Бога. Родители с родственниками, скорбя о его исчезновении, повсюду стали искать блаженного. По прошествии семидесяти дней, они нашли его в келлии молящимся Богу, и весьма удивились. Блаженный же сказал им: — Не удивляйтесь, но прославьте Человеколюбца Бога, избавившего меня от суетного мира и молите за меня Господа, дабы Он даровал мне до конца донести благое иго, коего Он сподобил меня, и оставьте меня жить здесь ради любви к Богу в безмолвии, дабы мне исполнить святую волю Его. Родители блаженного, увидев его непреклонное решение, произнесли: «аминь». Святой Аврамий стал умолять их, чтобы они не беспокоили его своими посещениями, и, затворив двери, оставил только небольшое оконце, чрез которое и принимал пищу. После этого, мысль блаженного еще более просветилась благодатью, и он преуспевал в добродетельной жизни, в великом воздержании, в смирении, любви и целомудрии. Слава о нем прошла повсюду, и все слышавшие приходили повидать и послушать его, потому что ему даровано было слово премудрости, разума и утешения. — По истечении десяти лет, после удаления блаженного из родительского дома, родители его умерли и оставили ему большое богатство. Аврамий, не желая оставить своей молитвы и безмолвия, упросил одного близкого друга, чтобы тот роздал нищим все доставшееся ему имущество; поступив так, он оставался беспечальным; ибо главное попечение блаженного заключалось в том, чтобы ум его не прилеплялся к земным предметам, и поэтому он ничего не имел на земле, кроме одной верхней одежды, власяницы, кувшина, из которого он ел и пил, и рогожи, на которой спал. Во все годы своего иночества он не изменил своего правила, а в иночестве, с великою любовью и усердием к Богу, он пробыл пятьдесят лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Будучи искусным иконописцем, он написал две большие иконы: на одной изобразил страшный суд, на другой мытарства; на этих картинах он часто останавливал взор своих слушателей, напоминая им о страшных испытаниях, встречающих душу по смерти, и о будущем всеобщем суде Христовом. Пр. Аврамий проводил весьма строгую подвижническую жизнь, умерщвляя плоть свою чрезвычайным постом: сухота его тела и бледное его лице выражали труженический его подвиг. Вина он совсем не пил и даже воду употреблял в меру; он не любил также дорогих одежд, а одевался в худые одежды. Много испытал пр. Аврамий искушений демонских как видимых, так и невидимых: думая устрашить преподобного, диавол являлся несколько раз ему в страшных образах, но молитвою преподобного всегда был побеждаем. Наконец диавол, не будучи в силах действовать лично на святого, возбудил против него людей. Многие из мирян и из духовных стали распускать молву, будто Аврамий проповедует еретическое учение и совращает в свое лжеучение молодых людей, читает «голубиные книги», живет нечисто, прикрывая темные дела наружною святостью. Такие разнообразные толки дошли до самого смоленского епископа Игнатия и восстановили его также против святого; весь народ пришел в волнение и движение: бояре, духовные и многие из простого народа восстали против святого мужа, совещаясь, что бы сделать праведному мужу. Некоторые советовали сослать его в заточение, другие сжечь на костре, иные настаивали, чтобы Аврамия водить по городу с побоями и потом бросить в воду, наконец согласились все в одном: пошли просить у епископа Игнатия суда над Аврамием. Городское духовенство собралось для суда на владычний двор; послали слуг привести на суд Аврамия. Когда слуги явились в обитель, Аврамий в это время молился; они схватили его и двух учеников его и с бесчестием и бранью повели к епископу. Но смиренный инок безмолствовал; ни слова не отвечая на все укоризны, он только молился во время пути и так с спокойным духом предстал он на суд во владычний двор, где ожидали его враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010